Новости для юриста

29.12.2018

 КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ ЮРИСТА

 Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


27.12.2018
Подписан закон о специальной информационной системе маркированных товаров
С 1 января вступает в силу закон о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, которые нужно будет обязательно маркировать. К ним относятся, в частности, табачная продукция, одежда из натуральной или композиционной кожи, обувь, духи, фотокамеры.
Производители, поставщики, продавцы должны будут представлять оператору системы сведения об обороте этих товаров. Также участниками оборота могут быть, например, импортеры, дистрибьюторы. Как именно исполнять данную обязанность и кто будет оператором системы, установит правительство.
С 1 марта начнется маркировка табачной продукции. В отношении других товаров установлены более поздние сроки.
Документ: Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ (вступает в силу 1 января 2019 года)
 
27.12.2018
Изменятся правила продления договоров аренды госимущества
Норму о продлении договоров аренды государственного и муниципального имущества без торгов распространят на договоры, заключенные до 2 июля 2008 года. При этом неважно, как заключался договор: на торгах или без них. Закон уже на подписи у президента, в январе он вступит в силу.
Сейчас арендодатели могут не продлевать договоры, заключенные до 2 июля 2008 года. В этот день вступила в силу норма о заключении договоров аренды только по результатам торгов.
Воспользоваться правом по-прежнему смогут только добросовестные арендаторы при одновременном соблюдении условий:
- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, если иное не установлено законом;
- минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, - не менее трех лет. Срок может быть уменьшен только по заявлению арендатора.
Напомним, правила касаются тех договоров, в которых нет запрета на пролонгацию и срок действия которых не ограничен законодательством.
Документ: Проект Федерального закона N 566321-7 (http://sozd.duma.gov.ru/bill/566321-7)
Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года
 
27.12.2018
Президент дал еще полтора года энергосбытовым компаниям для получения лицензии
Разрешение нужно получить не позднее 30 июня 2020 года. Со следующего дня энергосбытовая компания не сможет вести деятельность без лицензии.
Тем, кто не выполнит это требование, грозит штраф. Для должностных лиц размер штрафа составляет от 200 тыс. до 250 тыс. руб., для юрлиц - от 500 тыс. до 1 млн руб. Альтернативное наказание для должностных лиц - дисквалификация до трех лет.
Документ: Федеральный закон от 25.12.2018 N 484-ФЗ (вступил в силу 25 декабря 2018 года)
 
27.12.2018
С 25 декабря срок проведения государственной экологической экспертизы сокращен
Теперь максимальный срок проведения государственной экологической экспертизы не может превышать 2 месяцев. Раньше срок был на месяц больше.
Продлить срок экспертизы по-прежнему можно на месяц по заявлению заказчика.
Документ: Федеральный закон от 25.12.2018 N 496-ФЗ (рассмотренные изменения вступили в силу 25 декабря 2018 года)
 
27.12.2018
Провайдеры не будут платить за возможность работать в многоквартирном доме - проект в Госдуме
Чтобы оказывать услуги по подключению к интернету и кабельному телевидению в жилых домах, провайдерам приходится размещать оборудование на общем имуществе этого дома. В последнее время было много споров о том, должен ли провайдер платить за пользование таким имуществом.
ВС РФ сформировал однозначную позицию: отдельные договоры с каждым абонентом - собственником жилья не дают оснований провайдеру пользоваться общим имуществом в доме, тем более бесплатно.
Теперь ситуация может измениться. В Госдуму внесен проект, по которому провайдерам не придется тратиться ни на что, кроме электроэнергии. Правило коснется и тех компаний, которые уже работают в многоквартирных домах и платят за пользование общим имуществом.
Кроме того, меняется принцип "входа" провайдера в многоквартирный дом. Чтобы сейчас разместить оборудование на общем имуществе, нужно получить решение общего собрания собственников помещений. При чем "за" должны проголосовать минимум две трети собственников. На практике это реализовать затруднительно. Согласно проекту получить разрешение (технические условия) провайдер сможет у лица, которое управляет домом. У общего собрания собственников будет возможность запретить такое размещение, если, например, оно не отвечает техническим нормативам.
Документ: Проект Федерального закона N 614271-7 (http://sozd.duma.gov.ru/bill/614271-7)
Внесен в Госдуму 24 декабря 2018 года
 
27.12.2018
КС РФ разобрался, как платить за общедомовое отопление, если есть индивидуальное
Собственникам квартир в домах, подключенных к централизованному теплоснабжению, начислили плату за отопление. При этом в данных конкретных квартирах установлены индивидуальные источники теплоэнергии, поэтому отопление от централизованных сетей туда фактически не поступало. Из-за этого собственники вносить плату отказались.
Суды в начислении указанным лицам платы за отопление ничего противоправного не увидели и среди прочего отметили:
- перевод отдельных помещений в многоквартирном доме (МКД) с централизованного отопления на индивидуальное не прекращает потребление тепла, в том числе через стояки, проходящие по всему дому;
- специальные правила расчета платы за тепло в доме, где отдельные помещения отключены от централизованного отопления, не установлены.
Кроме того, есть правило, по которому вносить эту плату только за отопление общедомовых помещений нельзя.
Собственники дошли до КС РФ.
Он, в частности, отметил: в МКД энергоресурсы расходуются не только в интересах собственников и пользователей отдельных помещений, но и на общедомовые нужды. По общему правилу полностью отказаться от услуги по отоплению и тем самым исключить расходы на ее оплату невозможно. На это КС РФ уже обращал внимание в июле 2018 года.
Исходя из этих и других выводов КС РФ пришел к тому, что в данной ситуации нужно платить только за отопление общедомового имущества. Воплотить эту позицию в жизнь необходимо следующим образом:
- правительству - предусмотреть порядок определения платы за отопление в МКД, где в отдельных жилых помещениях установлены индивидуальные источники тепла;
- Минстрою - утвердить методические рекомендации по определению объема тепла, потребляемого на общедомовые нужды;
- управляющим, ресурсоснабжающим и другим подобным организациям - исчислять плату за отопление по указанным методическим рекомендациям;
- всем участникам подобных споров - не исполнять решения судов, так как их нужно пересмотреть;
- судам - при пересмотре руководствоваться методическими рекомендациями Минстроя.
Документ: Постановление КС РФ от 20.12.2018 N 46-П


25.12.2018
При перепланировке нежилых помещений в многоквартирных домах придется соблюдать ЖК РФ
Жилищный кодекс будет регулировать вопросы перепланировки и переустройства нежилых помещений в многоквартирных домах (МКД). Такие поправки одобрил Совет Федерации. Сейчас ЖК РФ нужно применять при перепланировке и переустройстве жилых помещений.
Соблюдение порядка перепланировки и переустройства любых помещений в МКД будет контролироваться на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ. Если выявят нарушение или о нем заявят, то проведут внеплановую проверку.
Еще одно новшество - общее собрание собственников помещений в МКД будет принимать решения о переустройстве и перепланировке помещения, которое входит в состав общего имущества в доме.
Напомним, что 10 декабря Госдуме предложили установить штраф за самовольные перепланировку и переустройство нежилых помещений в МКД. Для юрлиц размер штрафа составит от 40 тыс. до 50 тыс. руб. Пока чтений не было.
Документ: Проект Федерального закона N 107661-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/107661-7)
Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года

24 декабря 2018 года
 
24.12.2018
Бизнес должен будет отправлять данные о маркированных товарах в новую информационную систему
В третьем чтении депутаты приняли проект о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, которые нужно будет обязательно маркировать. К ним относятся, в частности, табачная продукция, одежда из натуральной или композиционной кожи, обувь, духи, фотокамеры.
Производители, поставщики, продавцы должны будут предоставлять оператору системы сведения об обороте этих товаров. Также участниками оборота могут быть, например, импортеры, дистрибьюторы. Как именно исполнять данную обязанность и кто будет оператором системы, установит правительство.
По мнению авторов проекта, он будет очень полезен бизнесу. Можно ожидать снижения следующих издержек:
- на персонал (сбор и контроль заказов при отправке товаров дистрибьюторам и конечным покупателям займет у работников меньше времени);
- хранение товаров на складе;
- логистику (производители, импортеры и дистрибьюторы смогут точнее и в режиме реального времени прогнозировать спрос и отгрузку);
- замену и возврат товаров.
Новшества должны будут вступить в силу 1 января 2019 года. При этом начать маркировку потребуется с табачной продукции и только с 1 марта. В отношении других товаров установлены более поздние сроки.
Документ: Проект Федерального закона N 575258-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/575258-7)
Принят в третьем чтении 19 декабря 2018 года
 


19 декабря 2018 года
 
19.12.2018
8 миллионов за 8 тысяч: ВС РФ отменил драконовский штраф за нарушение при расходовании субсидии
Компания нарушила условия предоставления субсидии на выполнение проекта: необоснованно возместила из бюджета 8,9 тыс. руб. расходов на рекламу. Эти расходы не были непосредственно связаны с выполнением проекта.
Компанию оштрафовали почти на 8 млн руб. Формально штраф соответствовал размеру, который определен КоАП РФ (от 2 до 12% суммы субсидии). В данной ситуации общая сумма субсидии составила около 395 млн руб.
Верховный суд с таким формальным подходом не согласился. Он напомнил о том, что любой штраф должен быть справедливым и соразмерным.
Исходя из этих принципов, суд дал следующее толкование норме КоАП РФ: штраф нужно исчислять не от всей суммы субсидии, а от той ее части, по которой есть нарушения. В рассматриваемом деле "вилка" от 2 до 12% должна была применяться к сумме 8,9 тыс. руб., а не к 395 млн руб.
Коллегия также обратила внимание на следующее. Сначала госорган принял без замечаний пакет документов и произвел возмещение, а после прокурорской проверки наказал компанию, рассмотрев те же документы.
В данном случае вина компании отсутствует, поскольку она полагала, что у госоргана не было претензий к условиям предоставления субсидии.
Верховный суд удовлетворил заявление компании и полностью отменил штраф.
Документ: Определение ВС РФ от 13.12.2018 N 305-АД18-14921
 
19.12.2018
В Госдуму внесли проект об автономной работе Рунета
Планируют создать инфраструктуру, которая позволит российским интернет-ресурсам продолжать работу, если отечественных операторов связи отключат от зарубежных серверов.
Операторы связи должны будут выполнять правила Роскомнадзора о маршрутизации сообщений электросвязи. Таким образом, появится возможность минимизировать передачу за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи.
При возникновении угроз Рунету Роскомнадзор сможет централизованно управлять сетью связи общего пользования. В рамках такого управления у ведомства будет право передавать операторам связи обязательные к выполнению указания.
Также нужно будет предоставлять в Роскомнадзор в электронной форме сведения об использовании линий связи, которые пересекают границу РФ (включая их функциональные элементы или ресурсы). В каком порядке, составе, формате и в какие сроки владельцам данных линий связи передавать информацию, определят отдельно.
Документ: Проект Федерального закона N 608767-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/608767-7)
Внесен в Госдуму 14 декабря 2018 года
 
19.12.2018
ВС РФ: поручитель отвечает за должника в части мораторных процентов
Кредитор взыскивал с поручителя долг и проценты по ст. 395 ГК РФ. Период начисления процентов пришелся на время, когда осуществлялись процедуры наблюдения и внешнего управления должника. Первая инстанция и апелляция поддержали кредитора. Кассация отказала в части процентов. По ее мнению, они не входят в объем ответственности поручителя перед кредитором, поскольку это не предусмотрено договором поручительства.
ВС РФ отметил следующее. В договоре поручительства действительно не установлена ответственность поручителя за неисполнение обязательства. Однако кредитор начислял проценты за неисполнение обязательства должником, а не поручителем.
При нормальном финансовом состоянии должника поручитель отвечает за неустойки и другие санкции. Значит, и при банкротстве должника поручитель отвечает в части процентов. Только не тех, что установлены в договоре с должником, а процентов по ставке рефинансирования, т.е. мораторных. Кредитор, начисляя проценты по ст. 395 ГК РФ, по факту взыскивал мораторные проценты. Таким образом, ВС РФ оставил в силе судебные акты первой и второй инстанции.
Документ: Определение ВС РФ от 10.12.2018 N 305-ЭС18-12827
 
19.12.2018
МВД хочет уточнить процедуру допуска автомобилей к техосмотру
Планируют четко определить, что именно должен проверить оператор для того, чтобы допустить транспортное средство к техосмотру.
По проекту нужно сверить номера компонентов транспортного средства (кузова, рамы, кабины, шасси) и данных, которые указаны в документе, идентифицирующем транспортное средство. Таким документом может быть свидетельство о регистрации или ПТС.
Если номера компонентов авто не соответствуют документам, то в техосмотре откажут и сделают запись в единой автоматизированной системе. Если все в порядке, транспортное средство допустят к осмотру.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/projects#npa=86952)
Публичное обсуждение завершается 28 декабря 2018 года
 
19.12.2018
Как при банкротстве банка запрашивать копию реестра требований всех кредиторов, объяснил ВС РФ
Кредитор, которому принадлежит 4% от всех включенных в реестр требований, обратился к конкурсному управляющему банком за копией реестра. Ему отказали. Первая инстанция оставила жалобу кредитора без рассмотрения, с чем согласились апелляция и кассация.
Суды исходили из следующего:
- жаловаться на действия арбитражного управляющего банком кредиторы вправе не напрямую, а через собрание или комитет кредиторов;
- при банкротстве банка можно запрашивать не копию всего реестра, а только выписку о своем требовании;
- в реестре содержатся сведения о других кредиторах, составляющие банковскую тайну, поэтому такую информацию передавать третьим лицам нельзя.
ВС РФ в целом поддержал кредитора, хотя и не согласился с его доводом о том, что банкротство банка устраняет режим банковской тайны. Кроме того, ВС РФ, по сути, установил порядок запроса сведений из реестра при банкротстве банка.
Кредитор, сумма долга перед которым не меньше 1% от суммы общей задолженности, может требовать у конкурсного управляющего сведения о состоянии реестра. Речь идет именно о личности кредиторов и размере долга перед ними. Нельзя запрашивать информацию, которая не нужна для заявления возражений, например паспортные данные кредиторов. При запросе сведений кредитор должен указать, почему они ему необходимы.
Сначала запросить сведения нужно у арбитражного управляющего. Если он отказался их предоставить, кредитор вправе обратиться в суд.
Если кредитор выиграл спор или управляющий сам решил раскрыть информацию, он обязан сначала потребовать от кредитора выдать расписку. В ней кредитор должен подтвердить, что предупрежден:
- о конфиденциальном характере получаемых сведений;
- об обязанности их сохранять.
В итоге ВС РФ отменил акты нижестоящих судов и направил дело в первую инстанцию для рассмотрения по существу.
Документ: Определение ВС РФ от 13.12.2018 N 305-ЭС18-5703 (3) (http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/f354d862-73b4-4225-9e64-f9c78a6a6bab/f44a1641-94f9-44b5-b95a-64ef516da0be/%D0%9040-185433-2017__20181213.pdf)
 
18 декабря 2018 года
 
18.12.2018
За отказ пустить пассажира на авиарейс из-за овербукинга хотят ввести штраф до 100 тыс. руб
В Госдуму внесли два проекта для борьбы с овербукингом - практикой авиакомпаний продавать больше билетов, чем мест в самолете.
По проекту изменений Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан вернуть пассажиру деньги, если не предоставит ему место на рейс и дату, указанные в билете. Сейчас такого основания для возврата провозной платы нет.
Как правило, в подобных ситуациях авиакомпания предлагает пассажиру вылететь другим рейсом. Согласно проекту, если пассажир на это согласится, брать с него доплату будет запрещено.
Также пассажир сможет обратиться в Ространснадзор, Роспотребнадзор, чтобы они определили, почему перевозчик не предоставил место на рейс. Если установят, что дело в овербукинге, перевозчику будет грозить штраф.
По проекту поправок к КоАП РФ штраф составит:
- для должностных лиц - от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
- для авиакомпаний - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Документы: Проект Федерального закона N 607994-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/607994-7)
Внесен в Госдуму 13 декабря 2018 года
Проект Федерального закона N 607995-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/607995-7)
Внесен в Госдуму 13 декабря 2018 года
 
18.12.2018
Утвержден расширенный список аэропортов, морских и речных портов с магазинами duty free при въезде
В перечень вошли все воздушные, морские и речные пункты пропуска через границу России, которые принимают пассажиров.
Аэропортов в перечне стало 75 (изначально планировалось 43). К Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково и другим присоединились, в частности:
- Барнаул;
- Богашево (Томск);
- Восточный (Ульяновск);
- Кемерово;
- Туношна (Ярославль);
- Центральный (Саратов).
Список морских портов расширили с 3 до 38. Наряду с Большим и Пассажирским портами в Санкт-Петербурге, а также портом Владивосток теперь указаны, например:
- Геленджик;
- Евпатория;
- Новороссийск;
- Петропавловск-Камчатский;
- Севастополь;
- Сочи;
- Феодосия;
- Ялта.
К единственному речному порту (в Хабаровске) добавили Рыбачий и Черлак.
В этих пунктах пропуска можно будет продавать товары в формате duty free физлицам, которые въезжают на территорию ЕАЭС.
Напомним, что возможность беспошлинной торговли на въезде закреплена в ТК ЕАЭС. Ранее по ТК ТС она предусматривалась только при выезде.
Документ: Постановление Правительства РФ от 12.12.2018 N 1512 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812140025)
Вступает в силу 22 декабря 2018 года)
 
18.12.2018
Минздрав предложил запретить продавать алкоголь лицам младше 21 года
Согласно уведомлению о начале разработки законопроекта запрет коснется алкогольной продукции крепостью более 16,5%.
Сейчас нельзя продавать любой алкоголь несовершеннолетним, то есть лицам младше 18 лет.
Документ: Уведомление о начале разработки проекта федерального закона (https://regulation.gov.ru/p/86882)
Общественное обсуждение завершается 28 декабря 2018 года
 
18.12.2018
Центробанк повысил ключевую ставку до 7,75% годовых
ЦБ РФ решил сыграть на опережение и увеличил с 17 декабря ключевую ставку на 0,25 процентных пункта в ожидании максимального уровня годовой инфляции в начале 2019 года. Такое решение должно поддержать рубль.
Ключевая ставка традиционно влияет на уровень ставок по кредитам и депозитам. Многие банки уже заложили вероятность повышения ключевой ставки в конце года в стоимость своих продуктов. Возможно, с учетом решения ЦБ РФ уровень ставок немного скорректируется.
Следующее заседание ЦБ РФ состоится 8 февраля. Вопрос о дальнейшей судьбе ставки зависит от многих факторов, например: от инфляции, геополитической ситуации, санкций, цен на нефть.
Документ: Информация Банка России от 14.12.2018
 
18.12.2018
Росздравнадзор сможет проводить контрольные закупки лекарств, медизделий и платных медуслуг
Третье чтение прошел законопроект о контрольных закупках Росздравнадзора. Сейчас у ведомства нет полномочий на их проведение.
О контрольной закупке проверяющие не предупредят организацию, но должны будут незамедлительно известить прокуратуру.
По законопроекту контрольную закупку проведут, чтобы проверить:
- правильно ли аптека отпускает лекарства, не продает ли фальсифицированные, недоброкачественные или контрафактные препараты;
- соблюдает ли медорганизация порядок и условия предоставления платных медуслуг;
- не продают ли организации, которые занимаются реализацией медизделий, фальсифицированные, недоброкачественные или контрафактные образцы.
Напомним, по общему правилу контрольную закупку проводят по тем же основаниям, что и внеплановые выездные проверки. Информацию о контрольной закупке и ее результатах вносят в единый реестр проверок.
Документ: Проект Федерального закона N 337563-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/337563-7)
Принят в третьем чтении 13 декабря 2018 года

17 декабря 2018 года
 
17.12.2018
За незаконную передачу вознаграждения в интересах третьих лиц бизнес могут начать штрафовать
Сейчас юрлиц штрафуют за передачу, предложение или обещание незаконного вознаграждения только в их собственных интересах или от их имени. Планируют же привлекать к административной ответственности и те компании, которые совершают нарушение в интересах связанных с ними организаций. Проект об этом прошел третье, окончательное чтение.
Размер штрафа депутаты решили не менять. Напомним, он составляет минимум 1 млн руб. с конфискацией денег, ценных бумаг, другого имущества или стоимости услуг, иных имущественных прав.
Документ: Проект Федерального закона N 233781-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/233781-7)
Принят в третьем чтении 13 декабря 2018 года
 
17.12.2018
Госдума рассмотрит предложение ослабить ограничения в области рекламы пива и другого алкоголя
Предлагается не запрещать рекламу пива и напитков, изготовленных на его основе:
- в периодических печатных изданиях;
- в телепрограммах во время трансляции спортивных соревнований (кроме детско-юношеских);
- на спортивных теле- и радиоканалах.
Напомним, ранее размещать такую рекламу разрешили лишь до 1 января 2019 года, чтобы провести крупные международные спортивные соревнования, например чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года. Дело в том, что реклама спонсоров, среди которых есть пивоваренные компании, во время данных мероприятий обязательна.
По мнению разработчиков проекта, с 1 января этот запрет будет препятствовать проведению подобных турниров в будущем.
Кроме того, проект допускает размещать и распространять рекламу пива и напитков на его основе в теле- и радиопрограммах с 23:00 до 7:00 местного времени. Исключение составят трансляции детско-юношеских спортивных соревнований.
Также предложено разрешить рекламировать алкогольную продукцию (не только пиво) с использованием образов людей и животных. Под запретом будут только образы несовершеннолетних.
Документ: Проект Федерального закона N 606539-7 (http://sozd.duma.gov.ru/bill/606539-7)
Внесен в Госдуму 12 декабря 2018 года
 
14 декабря 2018 года
 
14.12.2018
Срок скидки по штрафам за нарушения ПДД можно будет восстановить: проект прошел финальное чтение
Планируют разрешить восстанавливать 20-дневный срок на уплату штрафа за нарушения ПДД со скидкой 50%.
Воспользоваться этой возможностью можно будет, если копия постановления о назначении штрафа пришла нарушителю заказным письмом после того, как время на льготную оплату уже вышло.
Для восстановления срока нарушителю потребуется подать ходатайство. Если его отклонят, соответствующее определение можно будет обжаловать.
Документ: Проект Федерального закона N 481353-7 (http://sozd.duma.gov.ru/bill/481353-7)
Принят в третьем чтении 12 декабря 2018 года
 
14.12.2018
Договор аренды недвижимости, которую уже сдали другим лицам, нельзя признать недействительным
Компания-арендатор после полугода пользования недвижимостью вернула ее, по соглашению сторон расторгла договор, а затем потребовала признать договор недействительным.
Основание иска - компания не смогла зарегистрировать свое право по договору, так как в ЕГРП уже были записи об аренде тех же объектов иными лицами. В такой ситуации приоритет имеет первый договор аренды, а все последующие являются ничтожными.
Суд первой инстанции в иске отказал из-за того, что договор расторгнут. Апелляционный суд иск удовлетворил, с ним согласился и окружной суд.
ВС РФ направил дело на пересмотр, указав следующее:
- расторжение договора не препятствует тому, чтобы признать его недействительным. Сходное мнение Верховный суд высказывал летом;
- в данной ситуации договор нельзя признать недействительным. У арендатора есть специальный способ защиты права. Если арендатор не может использовать вещь из-за того, что ранее она была передана другому лицу, он вправе требовать возмещения убытков и уплаты установленной договором неустойки;
- суды не исследовали вопрос о том, действовали ли договоры с иными лицами на момент заключения спорного договора. Сами по себе записи в ЕГРП этот факт не доказывают, ответчик представил сведения о расторжении договоров с иными лицами.
О других делах, которые рассмотрела Коллегия по экономическим спорам ВС РФ в первую неделю декабря, читайте в нашем обзоре.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2018 N 305-ЭС18-12573
 
14.12.2018
Сумму, которую можно взыскать через работодателя должника без приставов, хотят повысить вчетверо
Размер долга, в пределах которого взыскатель может сам направить исполнительный документ для удержания денег, составит максимум 100 тыс. руб. Сейчас сумма не должна превышать 25 тыс. руб. Такие поправки Госдума приняла в третьем чтении.
Напомним, за деньгами можно обратиться, например, в организацию, которая выплачивает должнику зарплату, пенсию, стипендию и другие периодические платежи. Вместе с исполнительным документом нужно представить заявление, в котором указаны сведения о взыскателе и информация, необходимая для перечисления денег.
Документ: Проект Федерального закона N 519890-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/519890-7)
Принят в третьем чтении 13 декабря 2018 года
 
14.12.2018
Идею ужесточить пожарный надзор депутаты поддержали в первом чтении
Проект направлен на предотвращение пожаров еще до начала функционирования объектов капстроительства. Об основных изменениях читайте в нашем материале, который мы подготовили сразу после внесения проекта в Госдуму.
Поправки к нему для рассмотрения во втором чтении ожидаются не позже 10 января.
Документы: Проект Федерального закона N 518816-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/518816-7)
Принят в первом чтении 12 декабря 2018 года
Как МЧС планирует реформировать пожарный надзор?
Как закрывают бизнес, который нарушает требования пожарной безопасности?
 
14.12.2018
Бизнес могут освободить от конкуренции с ГУП и МУП
В первом чтении приняли проект, по которому с 2019 года нельзя будет создавать унитарные предприятия или менять их вид деятельности. Планируют также запретить ГУП и МУП присутствовать на конкурентных товарных рынках.
Более подробно о проектируемых правилах и об исключениях из них читайте в нашем материале.
Отметим, что ко второму чтению проект, скорее всего, скорректируют. По сообщениям СМИ, Совет Федерации не собирается одобрять его в этой редакции.
Документ: Проект Федерального закона N 554026-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/554026-7)
Принят в первом чтении 11 декабря 2018 года
 
14.12.2018
В первом чтении приняли проект об увеличении в четыре раза штрафа за задержку авиарейса
Перевозчик должен будет выплатить по заявлению пассажира, грузополучателя или грузоотправителя 100 руб. за каждый час просрочки. Сейчас за задержку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения штраф составляет 25% МРОТ, что равно 25 руб. за каждый час просрочки. Такие изменения депутаты поддержали в первом чтении.
Предельная сумма штрафа останется прежней. Напомним, она не должна превысить половину провозной платы.
Если перевозчик докажет, что просрочка возникла из-за обстоятельств, которые от него не зависели, штраф не выплачивается. Это правило также останется в силе. Проект лишь уточняет, что обстоятельством непреодолимой силы может выступать, например, плохая погода.
Отметим, указанные правила применимы только в отношении внутрироссийских перевозок. Для международных предусмотрены другие положения об ответственности за просрочку перевозки пассажиров, багажа или груза.
Документ: Проект Федерального закона N 379172-7 (http://sozd.duma.gov.ru/bill/379172-7)
Принят в первом чтении 12 декабря 2018 года
 



13 декабря 2018 года
 
13.12.2018
Опубликован закон о том, где и когда операторам связи устанавливать радиоэлектронные средства
Поправки к Закону о связи начнут действовать с 22 декабря. Изменения затронут операторов связи и других пользователей радиочастотного спектра.
При установке радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, которые нужно регистрировать, такие лица будут обязаны:
- размещать эти средства и устройства в том месте, которое указано в свидетельстве об их регистрации;
- завершить их установку в срок не позднее 30 дней со дня регистрации.
По словам авторов поправок, сейчас практикуется "резервирование" радиочастотного спектра без цели оказания услуг связи. Распространена и регистрация радиоэлектронных средств для того, чтобы формально выполнить условие из разрешения использовать радиочастоты или радиочастотные каналы. Таким образом, у других операторов связи ограничивается возможность получить разрешение на их использование. Кроме того, растут издержки операторов связи, а как следствие - и стоимость услуг для потребителей.
Документ: Федеральный закон от 11.12.2018 N 465-ФЗ (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812110055)
Вступает в силу 22 декабря 2018 года
 
13.12.2018
Продавать крепкую спиртосодержащую непищевую продукцию дешевле ликероводочной будет нельзя
Запрет начнет действовать с 18 декабря. Он коснется только розничной продажи указанных товаров с долей этилового спирта более 28% объема готовой продукции. Цену на них нужно будет устанавливать не ниже цены, по которой в розницу торгуют водкой, ликероводочной и другой алкогольной продукцией крепостью свыше 28% за 0,5 л готовой продукции.
Новое требование не затронет:
- стеклоомывающие жидкости;
- нежидкую непищевую спиртосодержащую продукцию;
- непищевую спиртосодержащую продукцию с укупорочными средствами, которые исключают ее пероральное потребление.
Напомним, минимальная розничная цена на ликероводочную и другую алкогольную продукцию (кроме, в частности, бренди, коньяка, и водки) крепостью от 28 до 29% включительно составляет:
- без НДС и акциза - 60 руб.;
- с НДС и акцизом - 160 руб.
Минимальная розничная цена на водку установлена в отношении напитка крепостью свыше 37 до 40% включительно:
- без НДС и акциза - 69 руб.;
- с НДС и акцизом - 205 руб.
Возникает вопрос: на какую конкретно цену ориентироваться - ликероводочной продукции или водки? Исходя из решения Мосгорсуда можно сделать вывод, что учитывать нужно цену ликероводочной продукции.
Кроме того, основываясь на том же судебном решении, можно предположить, что нарушителей нового запрета будут наказывать по статье КоАП РФ о незаконной продаже товаров, иных вещей, свободная реализация которых запрещена или ограничена. Ответственность предполагает штраф:
- от 3 тыс. до 4 тыс. руб. - для должностных лиц;
- от 30 тыс. до 40 тыс. руб. - для компаний.
Дополнительно к штрафу продукцию могут конфисковать.
Впрочем, однозначно ответить на вопросы о том, какие конкретно учитывать цены и меры ответственности, пока сложно.
Документ: Постановление Правительства РФ от 10.12.2018 N 1505 (вступает в силу 18 декабря 2018 года)
 
13.12.2018
Юрлиц собираются штрафовать до 50 тыс. руб. за самовольную перепланировку помещений в жилых домах
Согласно внесенному в Госдуму проекту минимальный размер штрафа для компаний составит 40 тыс. руб. Должностных лиц планируют штрафовать на сумму от 4 тыс. до 5 тыс. руб.
Наказание будет грозить за самовольные перепланировку и переустройство помещения в многоквартирном доме. Жилое оно или нет, будет неважно.
Сейчас по КоАП РФ за самовольную перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах штрафуют лишь граждан.
Документ: Проект Федерального закона N 604253-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/604253-7)
Внесен в Госдуму 10 декабря 2018 года


12 декабря 2018 года
 
12.12.2018
Правительство предложило проверять рынок драгметаллов чаще
Плановые проверки бизнеса в сфере производства, использования и оборота драгоценных металлов и камней планируют проводить минимум два раза в три года. Проект таких изменений в Закон о защите прав юрлиц и ИП уже внесен в Госдуму.
Сейчас в отношении этой области бизнеса действует общая периодичность плановых проверок - не чаще одного раза в три года. По мнению разработчиков проекта, это приводит к увеличению объема нелегального оборота ювелирных изделий, драгоценных камней и металлов.
Напомним, минимум дважды в три года сейчас планово проверяют, например, сферу здравоохранения, образования, теплоснабжения.
Документ: Проект Федерального закона N 603739-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/603739-7)
Внесен в Госдуму 8 декабря 2018 года
 
11 декабря 2018 года
 
11.12.2018
Компаниям хотят разрешить рассчитываться между собой электронными деньгами
По проекту отправлять B2B-переводы можно будет через корпоративные электронные средства платежа (кошельки). Такая возможность появится и у ИП.
Сейчас компании и ИП могут получать электронные деньги, но отправлять их они вправе только физлицам. Таким образом, указанные переводы между юрлицами и ИП запрещены.
Напомним, пользоваться корпоративным кошельком разрешено, если в нем остается не больше 600 тыс. руб. (в том числе при пересчете суммы в иностранной валюте).
Документ: Проект Федерального закона N 603192-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/603192-7)
Внесен в Госдуму 7 декабря 2018 года

10 декабря 2018 года
 
10.12.2018
Депутаты против Росреестра: поправки помогут бизнесу сэкономить на регистрации аренды офисов
По проекту, чтобы Росреестр зарегистрировал договор аренды части здания или сооружения, контрагенты не будут должны представлять ее технический план. Правило будет работать, если такой план уже включен в реестровое дело правоустанавливающих документов данного здания или сооружения. Проект внесли в Госдуму.
Известно, что Росреестр регистрирует договор аренды части здания или сооружения одновременно с ее постановкой на кадастровый учет. Авторы проекта отмечают, что ведомство отказывается ставить такую недвижимость на учет без технического плана и приостанавливает регистрацию договора аренды. Из-за этого бизнес вынужден тратиться на изготовление планов.
Более того, необоснованность таких действий Росреестра подтверждает практика, например АС Дальневосточного и Московского округов.
Документ: Проект Федерального закона N 601596-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/601596-7)
Внесен в Госдуму 5 декабря 2018 года
 
6 декабря 2018 года
 
06.12.2018
Проект о переводе приватизации в Интернет приняли в первом чтении
Планируют установить только электронную форму для следующих способов продажи государственного или муниципального имущества:
- на аукционе;
- на специализированном аукционе (для акций АО);
- на конкурсе (для акций АО, долей в уставном капитале ООО, объектов культурного наследия);
- через публичное предложение;
- без объявления цены.
Подавать предложения о цене или приобретении имущества в запечатанных конвертах участники торгов больше не смогут. Предусмотрена только открытая форма подачи таких предложений.
Уведомления о победе на торгах будут направлять в день подведения итогов. Получать под расписку ничего не потребуется.
Сейчас есть лишь возможность провести указанные виды продажи через Интернет. Однако, как отмечают авторы проекта, в субъектах РФ и муниципальных образованиях электронные торги проходят редко.
Документ: Проект Федерального закона N 564258-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/564258-7)
Принят в первом чтении 4 декабря 2018 года
 
06.12.2018
В Москве и Санкт-Петербурге утвердили новую кадастровую стоимость
Новые данные должны появиться в ЕГРН 1 января, и тогда уже нельзя будет оспорить кадастровую стоимость, по которой вы сейчас платите налоги.
Подайте заявление о пересмотре в конце декабря с тем расчетом, чтобы комиссия приняла решение уже в новом году. Тогда вы сможете пересчитать налоги за весь период применения оспоренной стоимости.
Подробнее читайте в обзоре.
Документы: Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 29.11.2018 N 40557 (https://www.mos.ru/dgi/documents/normativnye-dokumenty/view/220699220/)
Приказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 28.11.2018 N 130-п (https://npa.gov.spb.ru/SpbGovSearch/Document/25158.html)


5 декабря 2018 года
 
05.12.2018
ВС РФ напомнил о возможности кредитора обратиться с иском к каждому солидарному должнику
Если кредитор уже выиграл суд против одного солидарного должника, он может обратиться к другому с теми же требованиями. Это возможно, если кредитор что-то недополучил от должника, к которому обращался первоначально.
В таком случае суд не может отказать кредитору в иске. Причем в решении должно быть указано на солидарный характер ответственности и на иные судебные акты, которыми удовлетворены те же требования к другому солидарному должнику.
Этой позиции ВС РФ придерживался еще в 2016 году и напомнил о ней в деле о взыскании задолженности по договору факторинга. В этом деле суд первой инстанции ошибочно отказал в иске, а апелляция и кассация не отменили его решение. Суды, в частности, ссылались на то, что кредитору уже присудили долг с одного из солидарных должников.
Документ: Определение ВС РФ от 29.11.2018 N 305-ЭС18-13052 (http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/398d42ce-c78d-4030-8cb5-cef2de453676/42d44766-93c4-4560-8242-1b7443f351d4/%D0%9040-105766-2017__20181129.pdf)
 
05.12.2018
ВС РФ предложил убрать противоречие в сроках давности привлечения к административной ответственности
Проект должен исключить несостыковку, которая заключается в том, что срок давности привлечения к ответственности для более строгого наказания (дисквалификации) в 2-3 раза меньше, чем, например, для предупреждения или штрафа. Противоречат друг другу ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ.
Для наглядности: сейчас за нарушения законодательства о банкротстве установлен (ч. 1) трехлетний срок давности привлечения к ответственности. Если, например, арбитражный управляющий совершит повторное нарушение, ему будет грозить уже не предупреждение или штраф, а дисквалификация (ч. 3). Другими словами, наказание гораздо строже, однако срок привлечения к ответственности за повторное нарушение в три раза меньше.
По проекту годичный срок для назначения дисквалификации применяться не будет, если срок по ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ более длительный. Воспользуются более длительным сроком.
Аналогичная ситуация складывается также с привлечением к ответственности, например, за следующие нарушения.
 
Нарушение
    
Срок давности для назначения любых наказаний кроме дисквалификации


Повторное грубое нарушение требований к бухучету
    
2 года


Повторное совершение ряда нарушений валютного законодательства, например осуществление незаконных валютных операций


Фиктивное или преднамеренное банкротство
    
3 года


Почти все неправомерные действия при банкротстве
 
Документ: Проект Федерального закона N 598588-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/598588-7)
Внесен в Госдуму 30 ноября 2018 года
 
4 декабря 2018 года
 
04.12.2018
ЦБ РФ утвердил новые тарифы ОСАГО: они станут индивидуальными и более понятными
Вводится гибкая система коэффициента "возраст-стаж" (КВС) с детальной градацией ступеней (58 вместо действующих 4). Для опытных водителей старшего возраста КВС будет снижен, а для молодых и неопытных - повышен. То есть для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет - 1,87, а для наименее рискованного (старше 59 лет со стажем больше трех лет) - 0,93.
Предусмотрен также переход к понятной системе присвоения коэффициента "бонус-малус" (КБМ). Он будет назначаться водителю раз в год - 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет несколько таких коэффициентов, ему присвоят самый низкий из них.
Новая система КБМ закрепляет за водителем страховую историю. Все накопленные скидки будут сохраняться, даже если был перерыв в вождении.
Юрлицу будет присваиваться единый КБМ для всех машин в автопарке. Это существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.
Кроме того, расширяется тарифный коридор базовых ставок страхового тарифа на 20% вниз и вверх.
Перечисленные нововведения закреплены в указании ЦБ РФ. В ближайшее время документ направят на регистрацию в Минюст. В свободном доступе его пока нет. Это первый совместный проект ЦБ РФ и Минфина. Цель подобных инициатив - повысить доступность полисов и перейти к системе, когда каждый водитель платит за себя.
Документ: Информация Банка России от 30.11.2018 (https://www.cbr.ru/Press/event/?id=2271)

3 декабря 2018 года
 
03.12.2018
Правительство снимает знак "Шипы" с автомобилей
По новому постановлению знак "Шипы" с 8 декабря устанавливать будет не нужно. В материалах к документу сказано, что этот знак уже не актуален. Сейчас динамические характеристики движения транспортного средства зависят в основном от других факторов, среди которых:
- его конструкция;
- загруженность;
- наличие современных электронных тормозных или стабилизирующих систем.
Знак "Шипы" не помогает участникам движения однозначно предугадать характер движения авто по зимней дороге.
Напомним, сейчас эксплуатация транспортных средств с шипованными шинами без такого знака запрещена.
Документ: Постановление Правительства РФ от 24.11.2018 N 1414 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811300005)
Вступает в силу 8 декабря 2018 года
 
03.12.2018
Крайний срок на получение энергосбытовыми компаниями лицензии предложили перенести на полтора года
Разрешение нужно будет получить не позднее 30 июня 2020 года. Со следующего дня энергосбытовая компания не сможет вести деятельность без лицензии. Такой проект правительство внесло в Госдуму.
Напомним, тех, кто не выполнит указанное требование, оштрафуют. Размер санкции для должностных лиц составит от 200 тыс. до 250 тыс. руб., а для юрлиц - от 500 тыс. до 1 млн руб. В качестве альтернативного наказания к должностным лицам смогут применить дисквалификацию до 3 лет.
Документ: Проект Федерального закона N 597865-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/597865-7)
Внесен в Госдуму 29 ноября 2018 года
 

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК