Главная » Дайджест Консультант Плюс » Инвентаризация в 2023 году: важные нюансы для бухгалтера

Инвентаризация в 2023 году: важные нюансы для бухгалтера

Инвентаризация в 2023 году: важные нюансы для бухгалтера

 Порядок проведения инвентаризации не поменяли. Однако проверка имущества и обязательств часто вызывает вопросы. В каких случаях нужно проводить инвентаризацию? Какие есть нюансы при оформлении ее результатов? Как правильно проверить основные средства? Об этом и не только расскажем в обзоре.

 Когда проводить инвентаризацию обязательно

Организации нужно провести инвентаризацию перед составлением бухотчетности за 2023 год. Также она обязательна при передаче имущества в аренду или выкупе, при хищении, смене материально ответственных лиц и в ряде других случаев.

Сроки проведения инвентаризации

Сроки проведения инвентаризации зависят от оснований для проверки. Их определяет руководитель организации. Сроки можно указать в положении об инвентаризации в том числе в учетной политике. К примеру, инвентаризацию за 2023 год можно провести с 1 октября по 31 декабря. Но обязательства проверяют по состоянию на 31 декабря включительно.

Инвентаризацию основных средств нужно проводить минимум раз в 3 года. Есть и другие нюансы. Так, можно не инвентаризировать имущество, если его уже проверяли не ранее 1 октября.

Срок проведения обязательной инвентаризации в ряде случаев можно продлить, к примеру, приказом руководителя. Учтите: годовую инвентаризацию важно завершить до даты подписания бухотчетности за 2023 год. Ее результаты формируют показатели этой отчетности.

Порядок проведения инвентаризации

Проверку проводит комиссия на основании приказа о проведении инвентаризации. Его можно составить в произвольной форме или использовать унифицированную форму N ИНВ-22.

Комиссия обычно состоит минимум из трех человек: работников бухгалтерии, сотрудников службы внутреннего аудита, технических и других специалистов. Если нет даже одного члена комиссии, инвентаризацию лучше не проводить. Иначе ее результаты могут признать недействительными.

Обратите внимание: материально ответственных лиц в комиссию включать не нужно. При этом они должны присутствовать во время проверки.

При инвентаризации имущества комиссия проверяет фактическое наличие ОС, запасов, наличных денег и пр.

Инвентаризация обязательств включает в том числе проверку долгов перед поставщиками и подрядчиками, обязательств по возврату кредитов и займов, задолженности перед бюджетом по налогам и взносам, перед персоналом по зарплате.

При проверке ОС есть особенность. Например, нужно проверить не только существование объектов, но и их технические и (или) эксплуатационные характеристики. Также следует выявить неиспользуемые объекты, определить причины, по которым их не эксплуатируют.

При инвентаризации других активов есть свои нюансы. К примеру, при годовой инвентаризации безналичных денег проверьте в том числе счета 51, 52, 57, а также счет 55, кроме депозитных вкладов, которые входят в финансовые вложения. При инвентаризации денег на валютном счете проверьте правильность перерасчета их остатка в рублевый эквивалент. При инвентаризации вложений во внеоборотные активы надо также проверить правильность учета затрат на счете 08.

Оформление и учет результатов инвентаризации

Итоги проверки комиссия заносит в описи и акты. Для этого можно использовать унифицированные формы или разработать свои.

Если при инвентаризации имущества нашли расхождения с учетными данными, нужно составить сличительную ведомость.

По итогам проверки оформите протокол заседания инвентаризационной комиссии. В него помимо процедурных моментов нужно включить, к примеру, сведения об имуществе под списание или уценку, о причинах порчи и виновных лицах. Также укажите выводы, решения и предложения по проверке состояния складского хозяйства и пр.

Если обнаружили излишки или недостачи, заполните ведомость ИНВ-26.

После рассмотрения документов комиссия издает приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации.

Излишки при инвентаризации имущества включите во внереализационные доходы в размере их рыночной цены.

В ряде случаев недостачу вы вправе учесть в расходах. К примеру, стоимость недостающих материалов или товаров можно включить во внереализационные расходы, если недостача возникла по вине сотрудника и есть подтверждающие документы.

Учтите: зачесть недостачу излишками по пересортице в налоговом учете нельзя. Это можно сделать только в бухучете.

Порядок проведения инвентаризации в бюджетной организации

При проведении инвентаризации в бюджетных организациях есть особенности. Так, они используют формы документов, утвержденные специально для них. Один из таких примеров – решение о проведении инвентаризации. В электронном виде его нужно заполнить по форме 0510439.

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK