Форс-мажор в госзакупках: примеры из практики за 2021 - 2023 годы
ФОРС-МАЖОР В ГОСЗАКУПКАХ:
ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ЗА 2021 - 2023 ГОДЫ
Простят ли нарушение, если оно произошло из-за приостановки госорганом использования товара, роста цен из-за санкций? Помогут ли ссылки на проблемы с контрагентами, транспортные коллапсы и плохую погоду? Ответы на вопросы в обзоре.
Эксплуатацию и оборот товара запретил контрольный орган
Заказчик потребовал возмещения убытков от поставщика, нарушившего сроки поставки по госконтракту.
АС Волго-Вятского округа иск не поддержал: задержка поставки произошла по независящим от поставщика обстоятельствам - Росздравнадзор временно запретил эксплуатацию закупаемого товара.
К тому же выводу приходили 7-й ААС и 1-й ААС.
Международные санкции вызвали неконтролируемый рост цен
Непрогнозируемый рост цен, возникший из-за геополитической ситуации и санкций, могут признать форс-мажором. Так, суды освобождали от ответственности поставщиков, которые:
- отказались от подписания контракта из-за его заведомой невыгодности - 9-й ААС и 17-й ААС;
- нарушили сроки поставки товара - 17-й ААС.
Однако в практике есть и другой подход. АС Курганской области не поддержал поставщика: повышение среднестатистических цен на продукцию, финансовый кризис и неблагоприятная экономическая ситуация не форс-мажор, а естественный предпринимательский риск.
В каких случаях довод о форс-мажоре могут не принять
Суды не принимают аргументы, которые относят к предпринимательскому риску. Так, не признали обоснованными ссылки:
- на сложности в работе с контрагентами - 6-й ААС и 9-й ААС;
- транспортный коллапс - 5-й ААС;
- неблагоприятную погоду - 6-й ААС.
От ответственности могут не освободить и в том случае, если поставщик несвоевременно уведомил или вовсе не уведомил заказчика о возникновении обстоятельств непреодолимой силы.