Электронные трудовые книжки: инструкция по применению
Электронные трудовые книжки: инструкция по применению
Как взаимодействовать с ПФР
Какие сведения передавать
Работодатели должны сообщать в Пенсионный фонд данные о трудовой деятельности работников. ПФР будет хранить почти всю информацию, которую сейчас вносят в трудовую книжку. Исключение - записи о поощрениях и образовании.
Направлять данные в фонд нужно в случае:
• приема сотрудника;
• постоянного перевода;
• увольнения;
• написания им заявления о выборе формата трудовой книжки.
Возможно, подавать сведения также придется при других кадровых изменениях, например при получении работником новой квалификации.
Когда передавать сведения
В 2020 г. направлять информацию нужно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. При подаче сведений в первый раз их придется дополнить данными о трудовой деятельности работника в организации на 1 января 2020 г.
Если к 1 января 2021 г. не появится повод подать сведения, нужно будет не позднее 15 февраля 2021 г. сообщить в ПФР о деятельности работника в организации. То есть к этому моменту у ПФР должны быть сведения обо всех сотрудниках. За год может быть мало случаев их передвижения, поэтому, возможно, вам придется сообщать о большом количестве работников в феврале. Чтобы избежать большой нагрузки в начале 2021 г., лучше передать все сведения в течение 2020 г.
С 2021 г. уведомлять о приеме и увольнении работника понадобится не позднее следующего рабочего дня после издания приказа.
Как сообщать информацию
Сведения нужно подавать по форме СЗВ-ТД.
Как ее заполнить, читайте в обзоре "Какие формы работодатели будут заполнять в связи с появлением трудовых книжек".
Формировать данные о сотрудниках работодатели смогут одним из способов:
• с помощью своих программно-технических средств;
• с использованием электронного сервиса Пенсионного фонда.
Направлять сведения нужно аналогично другой отчетности в ПФР. Так, представлять их требуется в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью. Работодатели, у которых за прошедший месяц числилось меньше 25 сотрудников, могут передавать информацию на бумаге.
Как взаимодействовать с работниками
Не позднее 30 июня 2020 г. нужно уведомить каждого сотрудника о возможности сделать выбор: использовать оба вида книжек или только электронный формат.
Если работник выбрал электронную трудовую книжку
После подачи сотрудником заявления о выборе электронного варианта сведений ему нужно выдать трудовую книжку на руки. С этого момента работодатель не будет отвечать за ее ведение и хранение.
Вместо выписок из трудовой книжки нужно будет предоставлять сведения о трудовой деятельности работника на бумажном носителе или в электронном виде:
• в период работы - не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника;
• в день увольнения.
Выдавать данные нужно по форме СТД-Р.
Если работодатель не предоставит сотруднику сведения вовремя, он будет нести такую же ответственность, как за задержку выдачи трудовой книжки.
О том, как предоставлять работнику сведения о трудовой деятельности, читайте в "Путеводителе по кадровым вопросам" в материале "Сведения о трудовой деятельности (электронная трудовая книжка)".
О заполнении формы СТД-Р - в обзоре "Какие формы работодатели будут заполнять в связи с появлением трудовых книжек".
Если работник выбрал бумажную книжку или промолчал
Если работник попросит сохранить бумажный вариант или не сообщит о выборе, придется делать двойную работу: вести трудовую книжку и передавать сведения в ПФР. Право на оба формата сохранится за работником, пока он не сделает выбор в пользу электронного варианта.
Документы:
• Федеральный закон от 16.12.2019 N 439-ФЗ;
• Федеральный закон от 16.12.2019 N 436-ФЗ.