Главная » Компьютер консультирует бухгалтера » НДФЛ-лимит для выходного пособия при увольнении: Минфин и ФНС решили, как считать

НДФЛ-лимит для выходного пособия при увольнении: Минфин и ФНС решили, как считать

Е.А. Шаронова, ведущий эксперт

С 2025 г. в НК прописан новый порядок определения не облагаемого НДФЛ размера выходного пособия, выплачиваемого работникам при увольнении. Это трехкратный (шестикратный для работников-северян) средний месячный заработок, рассчитанный по правилам для пособий по БиР и по уходу за ребенком. Но правила подсчета для каждого пособия свои. И почти 5 месяцев Минфин и ФНС молчали, какое из них применять. Теперь долгожданные официальные разъяснения появились.

 

Минфин наконец-то выпустил разъяснение о том, как в НДФЛ-целях организациям и ИП нужно рассчитывать размер среднего месячного заработка для выходного пособия при увольнении работников.

И налоговая служба уже довела его до налоговых инспекций для использования в работе <1>. Методика расчета такова:

  • для расчета среднего дневного заработка надо брать выплаты работника, которые облагались страховыми взносами, за 2 календарных года, предшествующих увольнению, и разделить на количество календарных дней в них за минусом исключаемых периодов <2>.

Но не забываем про ограничения: учитываем выплаты только в пределах лимита баз по взносам за эти 2 года <3>;

  • если в этих 2 годах либо в одном из них работник был в отпуске по БиР и/или в отпуске по уходу за ребенком, то при расчете среднего месячного заработка эти годы (год) в НДФЛ-целях можно заменить на предшествующие <4>. Заработок при этом учитывается в пределах лимита, установленного для года, взятого на замену;
  • в любом случае при увольнении работника в 2025 г. максимальный дневной заработок, принимаемый в НДФЛ-целях, не может быть выше 5 673,97 руб. ((2 225 000 руб. + 1 917 000 руб.) / 730 дн.) <5>;
  • если у работодателя отсутствуют сведения о среднем заработке работника за эти 2 календарных года, то в целях НДФЛ необлагаемый лимит пособия можно считать исходя из МРОТ (22 440 руб.);
  • в НДФЛ-целях средний месячный заработок считаем по правилам для детского пособия (а не для пособия по БиР). То есть не облагаемый НДФЛ размер выходного пособия равен:

- для обычных работников: средний дневной заработок x 30,4 x 3;

- для работников-северян: средний дневной заработок x 30,4 x 6.

Кстати, о том, что не облагаемый НДФЛ размер выходного пособия надо считать по методике для детского пособия, нам разъяснял специалист Минфина Николай Стельмах (см. ГК, 2025, N 1, с. 24).

И это для работника более выгодно, чем расчет среднемесячного заработка по правилам для пособия по БиР (см. варианты 1 и 2 в ГК, 2025, N 5, с. 21).

Однако заметим, что Минфин так и не прояснил вопрос о том, может ли работодатель в НДФЛ-целях запросить в СФР данные о заработке увольняющегося работника, если таких данных у него нет.

С одной стороны, Минфин в письме говорит о том, что средний месячный заработок исчисляется за 2 календарных года, предшествующих году увольнения, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя. А с другой стороны, предлагает использовать в расчетах МРОТ при отсутствии сведений о заработке работника у работодателя.

Но сейчас сведения о заработке, полученном у других работодателей, можно узнать только от СФР. Иной механизм Законом N 255-ФЗ просто не предусмотрен. Для целей расчета соцпособий СФР сообщает работодателю заработок в проактивном запросе. Но если направление проактивного запроса не предусмотрено, как в случае с больничными продолжительностью до 3 дней, или если нужно узнать заработок за годы на замену, то работодатель направляет в СФР в рамках СЭДО сообщение 320 - запрос страхователя о получении от Фонда сведений о заработной плате застрахованного лица. Поэтому неясно, при каких же условиях может сложиться ситуация, когда у работодателя "отсутствуют сведения о заработке", если их можно запросить. Было бы логичным предложение использовать МРОТ при отсутствии самого заработка у увольняющегося сотрудника, а не отсутствии у работодателя сведений о заработке. Но, как говорится, из песни слово не выкинешь. Поэтому если в 2 предыдущих календарных годах увольняющийся трудился не у вас, в текущем году не болел, на момент увольнения у вас нет сведений о его заработке за эти годы, а возможного спора с работником вы опасаетесь меньше, чем спора с налоговой, то используйте МРОТ. А лучше - обратитесь за письменными разъяснениями в Минфин по вашей конкретной ситуации.

* * *

Напомним, что в целях исчисления страховых взносов правила расчета среднемесячного заработка для определения необлагаемой суммы выходного пособия не изменились, его по-прежнему рассчитывают по ТК. То есть берем заработок за 12 месяцев, предшествующих увольнению (согласно Порядку, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2007 N 922). Взносами не надо облагать сумму выходного пособия, которая не превышает трехкратный (шестикратный для работников Крайнего Севера) средний месячный заработок <6>.

--------------------------------

<1> https://www.nalog.gov.ru/ rn77/about_fts/about_nalog/16283622/

<2> ч. 2, 3.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ)

<3> ч. 3.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ

<4> ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ

<5> ч. 3.3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ; Постановления Правительства от 10.11.2023 N 1883, от 25.11.2022 N 2143

<6> п. 1 ст. 422 НК РФ; Письма Минфина от 23.01.2025 N 03-15-05/5412; Роструда от 29.05.2024 N ПГ/10195-6-1

 

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 11, 2025

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK