Главная » Компьютер консультирует бухгалтера » ФНС узнала, как применять постановление КС РФ о налоге на имущество по кадастру

ФНС узнала, как применять постановление КС РФ о налоге на имущество по кадастру

Ю.В. Капанина, старший эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Налоговики попросили КС РФ разъяснить Постановление N 46-П, в котором судьи указали, что нельзя взимать налог на имущество по кадастру исключительно только из вида разрешенного использования земельного участка независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

Чем интересуется ФНС и что ответил КС РФ в новом Определении, вы узнаете из нашего обзора.

 

"Кадастровое" Постановление КС РФ: с чего все началось

По правилам НК РФ налогом на имущество по кадастровой стоимости облагают нежилую недвижимость, которая включена в специальный перечень, утвержденный в субъекте РФ на 1 января текущего года <1>.

В такой перечень могут попасть <2>:

  • административно-деловые и торговые центры (помещения в них);
  • нежилые помещения, которые фактически используются для размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания;
  • нежилые помещения, которые исходя из разрешенного использования или наименования по данным ЕГРН либо техническим документам могут использоваться для размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания.

Справка. "Кадастровый" перечень на конкретный год размещен на сайте региона или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Например, в Москве перечень можно найти на сайте мэра <3>, в Московской области - на сайте Министерства имущественных отношений Московской области <4>, в Санкт-Петербурге - на сайте администрации города <5>.

Критерии для признания здания (строения, сооружения) административно-деловым или торговым центром и включения его в "кадастровый" перечень установлены в пп. 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ соответственно. Причем если читать норму буквально, то получается, что достаточно, чтобы недвижимость отвечала хотя бы одному из приведенных критериев.

Так, "кадастровый" статус будет у объекта, если он просто расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого - размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо объектов торговли, общепита или бытового обслуживания (а как используется это здание, значения не имеет) <6>. То есть если среди прочих видов разрешенного использования участка на нем допускается размещение офисов или торговых объектов, то любая недвижимость, расположенная на таком участке, безусловно становится "кадастровой".

С этим не согласилась одна компания. Она оспорила в Конституционном суде обязанность уплаты налога по кадастру в отношении зданий, находившихся на участках с несколькими различными назначениями, среди которых были "торговые" и "офисные", однако фактически компания использовала эти здания под производственные и образовательные цели, а не для размещения офисов или торговых объектов. КС РФ норму НК посчитал уместной. Однако в отношении расчета налога на имущество поддержал организацию и постановил: нельзя взимать налог по кадастровой стоимости только лишь на основании разрешенного вида использования земельного участка, необходимо учитывать также предназначение и фактическое использование самого здания (строения, сооружения). Применять оспоренные положения НК РФ теперь надлежит только так <7>.

КС РФ разъяснил налоговикам особенности применения "кадастрового" Постановления

Правовую позицию КС РФ по исчислению налога на имущество по кадастру налоговики сразу приняли к сведению: ФНС обязала инспекции учитывать ее в работе, и в каждом случае оспаривания организацией применения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости на основании Постановления N 46-П проверяющие должны направлять запрос в уполномоченный орган об обоснованности включения сведений в "кадастровый" перечень. Более того, налоговикам велели еще проинформировать компании о возможности сдать уточненки по налогу <8>.

Но по прошествии нескольких лет после выхода Постановления N 46-П у контролеров по нему появились вопросы:

  • нужно ли применять позицию КС РФ к налоговым периодам до даты его вынесения;
  • можно ли в судебном порядке исключать из "кадастровых" перечней объекты, включенные в такие перечни до принятия Постановления N 46-П, если решения о включении в них объектов организации не оспаривали?

За разъяснениями ФНС обратилась в КС РФ. Вот что на эти вопросы ответили судьи <9>:

  • в Постановлении N 46-П не определен особый порядок его исполнения, поэтому применяются общие правила: оно действует на будущее время, запрещая с момента вступления его в силу применение законоположений вопреки данному КС РФ истолкованию;
  • после опубликования Постановления уполномоченные органы субъектов РФ не вправе включать объекты недвижимости в "кадастровые" перечни без учета предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). Они также могут исключить из перечня объекты, которые не отвечают критериям Постановления;
  • суды могут пересмотреть акты только тех налогоплательщиков, которые до даты Постановления обращались в суд с требованием об исключении объектов недвижимости из "кадастрового" перечня, но их требование не удовлетворили. От себя добавим, что самостоятельно суд вряд ли будет это делать, поэтому в ваших интересах обратиться за пересмотром таких актов - в этом случае суд будет обязан это сделать;
  • в иных случаях налоговые обязательства налогоплательщиков, которые уплатили "кадастровый" налог за периоды до вынесения Постановления, пересматривать нельзя;
  • после вступления в силу Постановления вопрос о дате, с которой не применяется решение о включении конкретного объекта в "кадастровый" перечень (если суд установит неправомерность такого включения), разрешается по правилам КАС РФ. Суды должны учитывать время, в течение которого налогоплательщик обратился за пересмотром решения о включении объекта в перечень.

Таким образом, если до выхода Постановления N 46-П компания не оспаривала "кадастровый" налог в связи с необоснованным включением "непрофильной" недвижимости в перечень, то обратиться за пересчетом налога за периоды до его вынесения ни в инспекцию, ни в суд уже не получится. Пересчет налоговых обязательств возможен только с момента вступления в силу Постановления КС РФ.

Если ваш объект включен в "кадастровый" перечень ошибочно (неправомерно), его можно из списка исключить. Для этого нужно <10>:

  • или обратиться в уполномоченный орган субъекта РФ, утвердивший перечень, с заявлением об исключении из него объекта недвижимости (приложите к письму документы, подтверждающие ваши доводы);
  • или оспорить правомерность включения объекта в перечень в судебном порядке.

В обоих случаях при обращении об исключении недвижимости из перечня укажите все периоды, в течение которых объект, по вашему мнению, числился в нем неправомерно.

Если уполномоченный орган исключит вашу недвижимость из перечня либо судьи признают недействующим соответствующий пункт перечня (даже при отсутствии постановления органа власти об исключении из него объекта), то в отношении этого объекта <11>:

  • компания на ОСН должна будет рассчитывать налог исходя из его среднегодовой, а не кадастровой стоимости (при условии, что у вас этот объект учтен в качестве ОС);
  • фирме на УСН вообще не нужно будет платить налог на имущество.

Заметим, что, по мнению ВС РФ, если переплата налога возникла по причине издания незаконного нормативного правового акта, который впоследствии был признан недействительным, то эта сумма считается излишне взысканной (а не излишне уплаченной) и компания может требовать возврата сумм с процентами. При этом срок на обращение за возвратом налога и процентов - 3 года со дня уплаты налога за истекший налоговый или отчетный период <12>.

* * *

А вот оспорить начисление "кадастрового" налога в отношении помещения, расположенного в здании (строении, сооружении), которое обоснованно (без привязки к участку) определено административно-деловым или торговым центром и включено в перечень, не получится, даже если самого помещения в перечне нет и вы не используете его для "торгово-офисных" целей <13>. Поскольку КС РФ считает так: помещения в деловых и торговых центрах можно использовать как доходный объект, их ценят больше другой недвижимости. Значит, допустимо повышенное налогообложение (по кадастровой стоимости) даже тех помещений, которые не используют под офисы или для торговли <14>.

 

Если участок, на котором расположено здание (строение, сооружение), не предназначен для размещения торгово-офисного объекта, то для признания этого здания (строения, сооружения) "кадастровой" недвижимостью следует учитывать вид его фактического использования.

Так, по нормам НК РФ торговую недвижимость признают "кадастровой", если не менее 20% ее общей площади фактически используется для размещения объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания. По офисной недвижимости действуют аналогичные правила <15>.

--------------------------------

<1> п. 2 ст. 375, пп. 1, 7 ст. 378.2 НК РФ

<2> подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ

<3> https://www.mos.ru - Власть - Ведомства - Департамент экономической политики и развития города Москвы - Веб-сайт департамента - Деятельность - Налоги для юридических лиц - Включен ли ваш объект в утвержденный перечень объектов недвижимости?

<4> https://mio.mosreg.ru - Деятельность - Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость

<5> https://www.gov.spb.ru/ - Власть - Комитеты, управления, инспекции и службы - Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - Плательщикам налога на имущество

<6> подп. 1 п. 3, подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ

<7> Постановление КС от 12.11.2020 N 46-П

<8> Письмо ФНС от 16.11.2020 N БС-4-21/18729@

<9> Определение КС от 30.01.2024 N 8-О-Р

<10> Письма ФНС от 28.06.2022 N БС-4-21/8052@, от 22.12.2015 N БС-4-11/22488@

<11> Письма ФНС от 08.08.2019 N СД-19-21/221, от 11.03.2016 N БС-4-11/4007@

<12> п. 29 Обзора судебной практики ВС N 3 (2023), утв. Президиумом ВС 15.11.2023; Письмо ФНС от 11.08.2023 N БВ-4-7/10353@ (п. 7)

<13> Письмо ФНС от 19.09.2023 N БС-4-21/11940@

<14> Определения КС от 11.03.2021 N 374-О, от 11.03.2021 N 373-О

<15> подп. 2 п. 3, подп. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ; Письма Минфина от 04.03.2022 N 03-05-04-01/15916, от 19.11.2021 N 03-05-04-01/93549

 

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 06, 2024

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK