Для отправки электронных сведений в СФР требуется МЧД
Чтобы представить в СФР сведения в электронном виде или сдать отчетность через ТКС, нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).
В случаях, когда от имени организации/ИП действует лицо, которое не является их законным представителем (руководителем организации или самим ИП), такому лицу, помимо электронной подписи, потребуется электронная (машиночитаемая) доверенность (МЧД).
О том, как ее оформить, - далее.
Когда при взаимодействии с СФР нужна электронная доверенность
Доверенность лицу, уполномоченному на представление интересов организации/ИП в СФР, может быть выдана в том числе в форме электронного документа, подписанного УКЭП доверителя <1>. Доверенность можно оформить:
- на физлиц - работников организации/ИП или лиц, которые не состоят с ними в трудовых отношениях;
- на юрлицо - организацию, которая ведет учет и сдает отчетность в СФР.
Причем одну доверенность можно оформить сразу на нескольких представителей. В этом случае потребуется указать сведения обо всех таких лицах <2>.
Оформить электронную доверенность при взаимодействии с СФР нужно, в частности, в следующих случаях <3>:
- для представления отчетности, заявлений, справок и иных документов;
- для обмена данными по электронным больничным;
- для подтверждения основного вида экономической деятельности;
- для направления проактивных сведений.
Напомним, что если руководитель организации или ИП сами подписывают УКЭП и передают в СФР электронные документы, то МЧД не требуется. Не надо оформлять электронную доверенность и в случае, когда организации/ИП сдают документы в СФР в бумажном виде, при условии что в штате числится не более 10 сотрудников <4>.
Как оформить электронную доверенность для работы с СФР
МЧД оформляется, передается и хранится не в бумажном виде, а в едином электронном формате, читаемом компьютерными программами. Распечатывать ее не надо. Формат электронной доверенности для взаимодействия с СФР утвержден Приказом СФР от 27.05.2024 N 848.
Оформить электронную доверенность можно в бесплатной программе СФР "АРМ Доверенность". Программу надо скачать на компьютер. Установочный файл находится на странице личного кабинета СФР (https://lk.fss.ru/ - Электронные доверенности (МЧД)).
Для формирования МЧД также можно воспользоваться сервисами, которые предлагают некоторые бухгалтерские программы и операторы ЭДО.
Электронная доверенность хранится в информационной системе СФР. При отправке документов и сведений в электронном виде в СФР уполномоченный представитель должен завизировать документы своей УКЭП физлица и указать идентификационный номер электронной доверенности.
* * *
Чтобы внести изменения в МЧД, нужно:
- отозвать ранее направленную электронную доверенность, руководствуясь Краткой инструкцией отзыва и выгрузки доверенности (https://lk.fss.ru/ - Электронные доверенности (МЧД) - Краткая инструкция отзыва и выгрузки доверенности);
- сформировать новую МЧД, указав в ней необходимые полномочия;
- подписать доверенность УКЭП руководителя/ИП;
- направить электронную доверенность в СФР.
Если работник увольняется или полномочия представителя организации/ИП переходят к другому лицу, машиночитаемую доверенность, ранее направленную в СФР, необходимо отозвать.
--------------------------------
<1> п. 2 ст. 8 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ); п. 1 ст. 24 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ
<2> п. 5 ст. 185 ГК РФ
<3> п. 4 Порядка, утв. Приказом СФР от 12.01.2024 N 9; п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ; п. 3 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2006 N 55; ч. 13 ст. 13 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ
<4> п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ
Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 07, 2025