Чем рискует магазин, который не соблюдает свой режим работы
Чем рискует магазин, который не соблюдает свой режим работы
М.Г. Суховская, ведущий юрист
Владельцы небольших магазинчиков, в которых они зачастую сами работают и за продавца, и за кладовщика, и за уборщика, нередко грешат тем, что нарушают заявленный режим работы. Оно и понятно - то за товаром надо съездить, то в банк, то в налоговую.
Приезжает такой владелец к магазину на полчаса позже положенного, а у дверей уже несколько недовольных клиентов. Что будет, если кто-то из них пожалуется в Роспотребнадзор?
По Закону о защите прав потребителей фирмы и ИП, которые работают в сфере торговли и оказания услуг населению (дальше будем называть их просто продавцами), сами себе устанавливают график работы. И они должны довести этот график до сведения посетителей. Обычно информация о часах работы вместе с названием продавца и его адресом указывается на вывеске рядом с входом в помещение. Установленный график продавец обязан соблюдать <1>.
Если же продавец этого не делает, получается, что он предоставляет посетителям недостоверную информацию о режиме своей работы. А это считается правонарушением, за которое грозит предупреждение или штраф <2>:
• для организаций - от 5 000 до 10 000 руб.;
• для их руководителей или ИП - от 500 до 1 000 руб.
Штрафует за такое нарушение Роспотребнадзор, и он может это сделать в течение 1 года с момента, когда график работы был не соблюден. Если срок давности истек, привлечь к ответственности продавца уже нельзя <3>.
Однако о том, что магазин нарушает права потребителей и тем самым напрашивается на внеплановую проверку, Роспотребнадзор может узнать, только если клиент письменно пожалуется в ведомство. Но там станут рассматривать жалобу, только если до этого потребитель написал претензию непосредственно продавцу, а тот на нее не отреагировал должным образом <4>.
Мы не встретили ни одного судебного дела за последние несколько лет, где магазин или, к примеру, кафе оштрафовали бы за несвоевременное открытие или закрытие. Возможно, такие споры просто не доходят до суда.
Справка. Претензионный порядок для обращений граждан в Роспотребнадзор не распространяется на жалобы потребителей о нарушении продавцами санитарных норм и правил, а также технических регламентов. То есть если, например, человек купил контрафактный товар, он вправе сразу обратиться в Роспотребнадзор, не подавая претензию в магазин <6>.
Как правило, проверяющие предъявляют претензии тогда, когда на торговом объекте в принципе нет вывески с фирменным названием, адресом и режимом работы либо вывеска есть, но на ней не указан график <5>. За это на первый раз обычно выносят предупреждение. А если контролеры и назначают сразу штраф, то есть шанс оспорить его через суд и заменить на предупреждение <7>.
Еще случается, что после привлечения к ответственности продавец так и не исправился и вывеску не повесил. Тогда Роспотребнадзор может обязать его сделать это через суд <8>.
* * *
Резюме: как видим, на практике ничего особо страшного непунктуальному магазину не грозит. Кроме разве что недовольных посетителей, которые, в очередной раз оказавшись перед закрытыми дверьми, запросто могут уйти к конкурентам. Что в итоге, согласитесь, может обойтись гораздо дороже, чем штраф от Роспотребнадзора.
--------------------------------
<1> п. 1 ст. 9, пп. 2, 3 ст. 11 Закона от 07.02.1992 N 2300-1
<2> ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ
<3> ч. 1 ст. 4.5, ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ
<4> подп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
<5> см., например, Решение Долгопрудненского горсуда Московской области от 20.11.2019 N 2-1864/2019
<6> Информация Роспотребнадзора "О порядке проведения проверок..."
<7> Решение Кочубеевского райсуда Ставропольского края от 21.07.2021 N 12-41/2021
<8> Решение Новооскольского райсуда Белгородской области от 20.04.2020 N 2-205/2020
Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 03, 2022