Главная » Консультант Плюс: Актуальная правовая информация » Новости по госзакупкам сентябрь 2022

Новости по госзакупкам сентябрь 2022

30.09.2022

Новости для специалиста по закупкам

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

30 сентября 2022
Сделка в нарушение Закона N 44-ФЗ сама по себе не означает антиконкурентное соглашение, решил суд
В феврале стороны расторгли контракт на ремонт и содержание автодорог. Ситуацию признали чрезвычайной, поскольку зимой без таких работ дороги нельзя было бы эксплуатировать. Пока проводили новые торги, заказчик заключил сделку с едпоставщиком.

Контролеры увидели в этом антиконкурентное соглашение. Они решили, что оснований для закупки у едпоставщика не было.

Три инстанции решили иначе и поддержали заказчика:

сделка с едпоставщиком была вынужденной и временной. Ее заключили зимой из-за низких температур и обилия снега. Пока она действовала, провели торги и выбрали нового подрядчика;
контролеры верно установили, что оснований для закупки у едпоставщика не было — режим ЧС не вводили, заказчик мог предвидеть ситуацию. Однако они не подтвердили наличие антиконкурентного соглашения и его последствий. Факт прямой сделки в нарушение Закона N 44-ФЗ сам по себе этого не доказывает.
ВС РФ не стал пересматривать дело.

Документ:
Определение ВС РФ от 22.09.2022 N 304-ЭС22-16400

29 сентября 2022
Суды признали правомерной госзакупку медоборудования с особыми функциями

Заказчик приобретал хирургический лазер с особыми параметрами. Участник пожаловался, что требования к товару ограничивают конкуренцию. Контролеры нарушений не нашли.

Три инстанции их позицию поддержали:

особые требования к медоборудованию установили для оказания качественной медпомощи. То, что они не отвечают потребностям заказчика или ограничивают конкуренцию, не доказали;
заказчик провел анализ рынка и получил коммерческие предложения. Это подтверждает свободную продажу нужной продукции. Ничто не мешало участнику ее поставить.
Отметим: к сходным выводам суды приходили и ранее.

Документ:
Постановление АС Центрального округа от 20.09.2022 по делу N А08-8383/2021

29 сентября 2022
Заявитель жалобы в УФАС не участвовал в госзакупке — суды не взыскали оплату услуг представителя

Контролерам пожаловались, что объект закупки описали под конкретного производителя. В действиях заказчика нашли нарушение и предписали его устранить. Заявитель решил взыскать убытки в виде оплаты услуг представителя в антимонопольном органе.

Суд удовлетворил иск. Связь между нарушениями заказчика и убытками заявителя доказали. Факт участия последнего в закупке не имел правового значения для взыскания убытков.

Апелляция и кассация решили иначе. Заявитель не участвовал как в первоначальной, так и в повторной закупке, когда заказчик уже устранил нарушения. Его права не могли ограничить или нарушить.

Сходную позицию недавно поддержал и 8-й ААС.

Документ:
Постановление АС Московского округа от 15.09.2022 по делу N А40-150101/2021


27 сентября 2022
Госконтракт не подписали из-за резкого повышения цен — суд не нашел оснований для РНП

Победитель закупки работ по капремонту вовремя не подписал контракт. Документ направили второму участнику, но тот тоже отказался его подписывать из-за изменения экономической ситуации. Контролеры включили сведения в РНП.

Суд с ними не согласился:

  •     контролеры не выяснили, почему участник отказался подписать контракт;
  •     иностранные торговые ограничения привели к резкому росту цен. Стоимость работ превысила цену предложения в 2 раза. То, что это можно было предвидеть, не доказали;
  •     до конца срока подписания контракта участник уведомил заказчика, что не может заключить сделку, поскольку в стране изменилась экономическая ситуация.

При рассмотрении дела суд также учел, что участник имеет многолетнюю репутацию добросовестного поставщика, и ранее его в РНП не включали.
Документ:
Решение АС Свердловской области от 14.09.2022 по делу N А60-22167/2022

27 сентября 2022
Планируют запретить госзакупки ряда иностранных измерительных приборов

Минпромторг предложил дополнить перечень иностранных товаров с запретом на допуск. В список может войти продукция с кодом ОКПД2 26.51.45.190 — приборы и аппаратура для измерения или контроля электрических величин, не включенные в другие группировки, например:

  •     ваттметры проходящей и поглощаемой мощности с верхней частотой менее 37,5 ГГц;
  •     антенны измерительные с верхней частотой менее 110 ГГц;
  •     скалярные и векторные анализаторы цепей, рефлектометры векторные с верхней частотой менее 54 ГГц;
  •     измерители характеристик шума с верхней частотой менее 20 ГГц.

Общественное обсуждение проекта завершат 6 октября.
Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 16.05.2022) "Об установлении запрета на допуск ...
"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв ...

26 сентября 2022
Планируют запретить госзакупки ряда иностранных измерительных приборов

Минпромторг предложил дополнить перечень иностранных товаров с запретом на допуск. В список может войти продукция с кодом ОКПД2 26.51.45.190 — приборы и аппаратура для измерения или контроля электрических величин, не включенные в другие группировки, например:

ваттметры проходящей и поглощаемой мощности с верхней частотой менее 37,5 ГГц;
антенны измерительные с верхней частотой менее 110 ГГц;
скалярные и векторные анализаторы цепей, рефлектометры векторные с верхней частотой менее 54 ГГц;
измерители характеристик шума с верхней частотой менее 20 ГГц.
Общественное обсуждение проекта завершат 6 октября.

Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 16.05.2022) "Об установлении запрета на допуск ...
"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв ...

23 сентября 2022

Кассация: неограниченные закупки у едпоставщика на конкурентном рынке нарушают Закон N 223-ФЗ

В положении о закупке закрепили 24 основания закупки у едпоставщика, в том числе на конкурентных рынках. Контролеры нашли в этом нарушение и предписали его устранить.

Три инстанции поддержали контролеров:

большинство оснований неконкурентной закупки необоснованные. Они охватывают почти любые потребности заказчика, что нарушает принципы Закона N 223-ФЗ;
для закупки у едпоставщика нужны объективные причины, например срочность или низкоконкурентный рынок. Заказчик должен обосновать, что договор может исполнить лишь конкретный поставщик. Иначе это злоупотребление правом;
допускать закупки у едпоставщика на конкурентном рынке без ограничений незаконно.
Отметим, сходную позицию АС Западно-Сибирского округа поддерживал и ранее.

Документ:
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.09.2022 по делу N А75-17352/2021


22 сентября 2022
Поставщика не уведомили об экспертизе — суды признали односторонний отказ госзаказчика незаконным

Стороны согласовали поставку молока в ряд учреждений заказчика. Экспертиза установила: в 2 из них поступил товар, который не соответствует контракту. Поставщик не стал его менять, поскольку ему не сообщили об экспертизе. Заказчик отказался от контракта.

Три инстанции признали решение заказчика незаконным:

  •     поставщика не уведомили об экспертизе, а значит, нарушили процедуру по Закону N 44-ФЗ. В таком случае заключение эксперта нельзя считать надлежащим доказательством;
  •     всю партию молока произвели в один день и на одном заводе. На нее были сертификаты качества и результат исследований. Товар не мог отличаться в худшую сторону в зависимости от места поставки.


В практике есть пример, когда поставщику также не сообщили об экспертизе, но заключение признали надлежащим доказательством. Суд решил: само по себе то, что любую из сторон контракта не уведомили об экспертизе, не влечет признания ее результатов недействительными.
Документ:
Постановление АС Поволжского округа от 09.09.2022 по делу N А12-28537/2021
Рекомендуем:
Как заказчику по Закону N 44-ФЗ провести экспертизу с привлечением сторонних экспертов или экспертных организаций

21 сентября 2022

Контролеры напомнили: в извещение о госзакупке нужно включать проектную документацию полностью

Участник пожаловался, что в извещении о закупке капремонта разместили не все разделы проектной документации.

Заказчик пояснил: необходимые сведения об объекте закупки есть в основных разделах проекта. Их разместили в составе извещения. Этого достаточно, чтобы участник мог сформировать предложение.

Контролеры нашли нарушение. По Закону N 44-ФЗ для описания объекта закупки проектную документацию нужно размещать полностью.

В практике есть пример, когда заказчик также не разместил один из разделов проекта. Он полагал, что в нем нет нужных для подачи заявки сведений. Контролеры подход не поддержали.

Документ:
Решение Московского УФАС России от 29.08.2022 по делу N 077/06/106-12922/2022


20 сентября 2022
Суды отклонили ссылку поставщика на рост цен из-за санкций и не стали расторгать госконтракт

В январе стороны заключили контракт на поставку бумаги. В марте поставщик предложил расторгнуть сделку по соглашению — она стала убыточной из-за удорожания материалов. Заказчик отказал.

Суды контракт не расторгли:

  •     финансовый кризис и неблагоприятную экономическую ситуацию нельзя отнести к существенному изменению обстоятельств. Поставщик должен был прогнозировать риски удорожания материалов. Невыгодность сделки в этом случае правового значения не имеет;
  •     конечный срок контракта не наступил. То, что его нельзя исполнить, поставщик не доказал. Отсутствие сырья, а также форс-мажор не подтвердили.


Отметим, недавно 12-й ААС тоже не увидел в увеличении цен из-за санкций существенного изменения обстоятельств. Суд отметил: стороны должны были прогнозировать экономическую ситуацию и не могли исключать вероятность роста цен.
Документ:
Постановление 3-го ААС от 29.08.2022 по делу N А33-9477/2022

19 сентября 2022
Независимая гарантия при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ: важные изменения с октября 2022 года

В Законе N 223-ФЗ закрепили основные требования к обеспечительным гарантиям для конкурентных закупок у СМСП. С октября к ним предъявляют еще и дополнительные. О том, какие условия включать в гарантию и как применять новшества, расскажем в нашем обзоре.
При электронных конкурентных закупках среди СМСП заказчики могут требовать обеспечения заявки и договора. По выбору участника обеспечение можно представить в виде независимой гарантии.

Подробности:

При какой НМЦД можно требовать обеспечения заявки
Какой установить размер обеспечения заявки и договора
Какие есть способы обеспечения заявки и договора


В Законе N 223-ФЗ установили основные требования к обеспечительной гарантии. Так, выдать ее могут те же гаранты, что и по Закону N 44-ФЗ:

банк из перечня Минфина;
госкорпорация развития "ВЭБ.РФ";
региональная гарантийная организация;
Евразийский банк развития, если участник из ЕАЭС (кроме РФ).

Подробности:

Какие основные требования предъявляют к гарантии для обеспечения заявки и договора.


При закупках, которые объявят после 1 октября, к гарантиям предъявляют доптребования. В частности, их нужно составлять по типовым формам. Среди прочего в них включают условие о том, что банк или региональная гарантийная организация должны выполнять обязательства, даже если их исключили из соответствующих перечней.

Подробности:

Какие доптребования предъявляют к гарантии для обеспечения заявки и договора


Перечень условий гарантии не исчерпывающий. Гарантию для обеспечения заявки и договора можно дополнить иными условиями. Они не должны противоречить:

извещению;
документации;
положению о закупке;
доптребованиям.
Ряд условий нельзя включать в гарантию. Например, требование использовать информсистемы, которые берут плату при подаче запроса о выплате по гарантии в форме электронного документа.

Полезные ссылки:
<Информация> Минфина России "Банки, удовлетворяющие требованиям, установленным пунктом 1 части ...
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными ...
Постановление Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397 "О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве ...

16 сентября 2022
В первом чтении приняли поправки о новом случае медицинских госзакупок для регионов у едпоставщика

Региональные госучреждения, в т.ч. муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут проводить неконкурентные закупки:

у ГУП субъекта РФ;
АО, если 100% его акций принадлежат субъекту РФ.
Предприятие или общество должно определить правительство по обращению высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ (при наличии полномочий).

Приобрести у таких едпоставщиков можно, например:

лекарства;
продукты лечебного питания;
средства дезинфекции;
медоборудование и расходные материалы к нему.
Планируют, что новшества заработают с 1 января 2025 года.

Документ:
Проект Федерального закона N 119762-8

15 сентября 2022
Суды снова взыскали лишь 1 штраф за ряд недостатков общего результата работ по госконтракту

Стороны договорились о ремонте автодороги. Заказчик выявил в результате работ 2 дефекта. Поскольку их не устранили, он начислил двойной штраф. Подрядчик платить не стал.

Суды взыскали штраф в одинарном размере:

все недостатки касались качества общего результата работ на 1 объекте;
в этом случае наличие двух видов дефектов не означает, что подрядчик совершил 2 самостоятельных нарушения.
Отметим, ранее ВС РФ поддержал суды, которые в сходной ситуации тоже взыскали с подрядчика штраф за 1 нарушение. Тогда недостатки ремонта относились к общему результату работ, хотя их выявили на разных участках дорог и зафиксировали в нескольких актах.

Документ:
Постановление 2-го ААС от 01.09.2022 по делу N А82-2532/2022


2 сентября 2022

Госзаказчик не сверил параметры товара победителя с реестром медизделий — УФАС не нашло нарушений

Участник закупки медоборудования пожаловался, что заказчик незаконно допустил заявку победителя с недостоверными сведениями. Параметры товара следовало сверить с данными технической документации из реестра медизделий.

Заказчик пояснил, что не обязан сопоставлять параметры товара из заявки с информацией в Интернете. На дату рассмотрения заявок у него не было сведений о недостоверности. Росздравнадзор не ответил на запрос об актуальности сведений в реестре, который направили после подведения итогов. Дилер же указал, что товар победителя не отвечает условиям закупки.

Контролеры не нашли нарушений:

в момент принятия решения о допуске заявки победителя у заказчика не было сведений о том, что товар не соответствует извещению;
данные о том, что медизделие не отвечает условиям закупки, сообщил не производитель, а дилер. В таком случае проверять, подходит ли заказчику оборудование, следует при приемке. Заявку правильно допустили к закупке.
Отметим, отклонение заявки из-за несоответствия параметров товара данным реестра медизделий могут признать нарушением. Закон не обязывает актуализировать реестр. Информацию меняют в заявительном порядке.

Документ:
Решение Калининградского УФАС России от 15.08.2022 N 039/06/48-686/2022

1 сентября 2022

Госзаказчикам разъяснили порядок установления аванса при поэтапном исполнении контракта

Если в контракте предусмотрели поэтапное исполнение и выплату аванса, в него включают условие о размере аванса по каждому этапу в виде процента от цены последнего.

Минфин отметил: по Закону N 44-ФЗ нельзя определить разный размер аванса в процентном выражении для каждого этапа по контракту.

Документ:
Письмо Минфина России от 15.07.2022 N 24-06-07/68449

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK