Новости по госзакупкам
Новости для специалиста по закупкам
Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете
в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге
21 ноября 2025
Участник госзакупки ошибся в номере реестровой записи – суд не нашел причин отклонить заявку
В извещении о закупке лицевых масок заказчик установил защитную меру в виде запрета. Заявку участника отклонили из-за недостоверных сведений.
Участник предложил нужный товар, но для подтверждения страны его происхождения в структурированной части заявки привел номер записи из реестра российских промтоваров на бахилы. Выписку из реестра на маски он приложил к заявке.
Контролеры и суды двух инстанций не согласились с отклонением: под недостоверными следует понимать сведения, которые не соответствуют действительности. Выписка из заявки подтверждала страну происхождения предложенного товара. У заказчика не было оснований сомневаться в достоверности сведений. Доказательств того, что они ложные, не представили.
Документ:
Постановление 9-го ААС от 07.11.2025 по делу N А40-124540/2025
20 ноября 2025
Суд решил, что Закон N 223-ФЗ не позволяет дополнять заявки по окончании срока их подачи
По условиям закупки заказчик на стадии отбора мог направлять уточняющие запросы по заявке, например в ситуации, когда участник представил документы неполностью.
Заказчик направил несколько запросов одному из участников. Контролеры и суды трех инстанций с ним не согласились:
- запросы изменили заявку. Участник дополнил ее отсутствующими документами и сведениями, которые влияли на допуск к закупке. Это не отвечает Закону N 223-ФЗ. Он не разрешает уточнять заявки по окончании срока их подачи;
- спорное условие установили незаконно. Возможность участия в закупке с его учетом зависит от воли заказчика. Оно может применяться неодинаково. Так, одного из участников не допустили к закупке, однако никакие запросы ему не направляли.
⚖️ ВС РФ отказал в пересмотре дела.
💡 Отметим, в практике можно встретить иное мнение.
Документ:
Определение ВС РФ от 13.11.2025 N 305-ЭС25-12033
19 ноября 2025
Проект об особенностях оплаты федеральных контрактов при отзыве ЛБО прошел второе чтение
В 2025 и 2026 годах при отзыве лимитов федерального бюджета заказчики будут оплачивать контракты (их этапы) не позже 7 рабочих дней после даты доведения новых ЛБО по ассигнованиям из резервного фонда правительства (ч. 18 ст. 14 проекта).
Условия применения новшества:
- лимиты отозвали для направления ассигнований в резервный фонд правительства из-за прогнозируемого невыполнения в 2025 году принятых обязательств по закупкам, исполнение которых планируется в 2026 году;
- приемочные документы по контракту подписали в период между отзывом и доведением новых лимитов.
Документ:
Проект Федерального закона N 1026188-8
18 ноября 2025
Что ждет в 2026 году специалиста по госзакупкам
Следующий год несет ряд изменений в законодательстве о контрактной системе, которые могут серьезно повлиять на работу специалиста по госзакупкам. Уже ясно, что:
- заказчикам разрешат проводить несколько однотипных малых закупок у единственного поставщика;
- извещение о закупке с неизвестным объемом нужно будет формировать иначе;
- изменят правила применения антидемпинговых мер;
- список товаров с защитной мерой в виде ограничения дополнят новыми медизделиями.
Подготовиться к этим и другим важным изменениям, а также отследить появление новых поможет наш обзор.
Полезная ссылка:
Обзор: "Основные изменения в госзакупках в 2026 году" (КонсультантПлюс, 2025)
17 ноября 2025
Минфин разъяснил, у каких российских компаний с иностранным участием нельзя закупать финуслуги
Запрет закупок аудиторских и иных финуслуг (бухучет, налоговые консультации и др.) распространяется на услуги российских компаний, у которых есть иностранные лица (кроме лиц из ЕАЭС):
- в составе участников (членов) корпоративного юрлица;
- в составе учредителей унитарного юрлица;
- в числе лиц, которым прямо или косвенно (через одно или несколько юрлиц) принадлежит более 10% голосующих акций или долей в уставном капитале.
Документ:
Письмо Минфина России от 05.11.2025 N 24-06-09/106866
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 27.09.2025) "О мерах по предоставлению национального ...
14 ноября 2025
Суд: при некачественном оказании комплекса услуг нельзя применить норму о соразмерном снижении цены
Стороны заключили контракт на организацию летнего отдыха. Объем услуг измеряли в штуках, т.е. путевках, каждая из которых включала трансфер, проживание, питание и т.п. Исполнитель предъявил к оплате 52 путевки.
Заказчик отказался от контракта и не стал платить за часть путевок из-за жалоб на плохое питание, отсутствие анимации, уборки номеров и другие недостатки. Исполнитель обратился в суд, чтобы взыскать долг за вычетом суммы некачественно оказанных услуг.
Кассация отказала в иске и отметила, что в данном споре нельзя применить норму ГК РФ о соразмерном снижении цены. Дело в том, что предмет сделки – путевки, т.е. неделимые комплексы услуг. Буквальное толкование условий контракта не позволяло выделить цену каждой услуги в путевке.
Документ:
Постановление АС Волго-Вятского округа от 05.11.2025 по делу N А11-516/2024
Полезная ссылка:
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.06.2025)
13 ноября 2025
УФАС не поддержало госзаказчика, который дал преимущество заявке с предложением фруктов из РФ
Заказчик приобретал продукты, в т. ч. бананы, апельсины, киви, лимоны. В извещении он установил защитную меру в виде преимущества для российской продукции.
Участник указал в заявке страну происхождения всех товаров – РФ, получил преимущество и победил в закупке. Контролеры решили, что оснований допускать заявку и применять такую защитную меру не было:
- перечисленные фрукты не выращивают в РФ в промышленных масштабах из-за климатических условий. Это подтвердилиписьма ТПП РФ, Минсельхоза, ФГБУ "Госсорткомиссия";
- победитель указалнедостоверную информацию. Предоставление ему преимущества не отвечаетпринципу добросовестной конкуренции.
💡 К похожим выводам приходило Кемеровское УФАС.
Бурятское же УФАС посчитало, что по правилам предоставления нацрежима в подобной ситуации достаточно указать в заявке страну происхождения продукции. Заказчик не обязан проверять ее достоверность.
При этом Бурятское УФАС отметило: если при исполнении контракта установят, что победитель предоставил ложную информацию, в том числе о стране происхождения товара, для него могут наступить последствия. Речь идет, например, об одностороннем расторжении контракта заказчиком и направлении данных в РНП.
Документ:
Решение Ставропольского УФАС России от 23.10.2025 по делу N 026/06/105-2218/2025
12 ноября 2025
Госконтракт сорвался по вине поставщика – суд взыскал деньги по замещающей сделке
Стороны заключили контракт на поставку запчастей, который исполнили частично. Остаток продукции не поставили из-за отказа контрагентов поставщика направить товары.
Заказчик прекратил контракт односторонним отказом и заключил замещающий по более высокой цене. Суды первой и апелляционной инстанции взыскали разницу в стоимости:
- сделка сорваласьпо вине поставщика. Он исполнилобязательства частично и с просрочкой. Характеристики товаров отличались от согласованных;
- условия первоначальной и замещающей сделок сопоставимые. Последнюю заключилив разумный срок;
- довод поставщика о том, что в замещающий контракт включили, кроме недопоставленных товаров, еще и другую продукцию, отклонили. Ее добавили из-за возникшей необходимости. В расчете убытков учитывали лишь те товары, которые были в обоих контрактах. Их идентичность доказали.
💡 Отметим, в практике можно встретить пример спора, когда суды не признали повторный контракт замещающим из-за условий, несопоставимых с условиями первоначальной сделки, и отказали во взыскании разницы в цене.
Документ:
Постановление 4-го ААС от 01.11.2025 по делу N А10-3739/2025
11 ноября 2025
ВС РФ вновь поддержал прокуратуру в споре об искусственном дроблении закупки
Градостроительный комитет заключил 11 контрактов на поставку систем затемнения окон по правилам малых закупок у единственного поставщика. Цена каждой сделки – не выше 600 тыс. руб. Товар приняли и оплатили на общую сумму более 6 млн руб.
Прокуратура выявила признаки искусственного дробления закупки и потребовала признать контракты недействительными.
Апелляция и кассация удовлетворили иск и обязали поставщика вернуть деньги. При оценке ситуации учли такие обстоятельства:
- идентичный предмет. Заказчик приобретал товары со сходными характеристиками для выполнения одних и тех же функций;
- единая хозяйственная цель. Сделки заключались для оснащения конкретной школы, приобретателем было одно лицо;
- одинаковый объем прав и обязанностей сторон контрактов.
Суды отметили: единую сделку искусственно раздробили, чтобы формально соблюсти ограничения и избежать конкурентных процедур. Такие действия не соответствуют целям введения Закона N 44-ФЗ.
⚖️ ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ:
Определение ВС РФ от 05.11.2025 N 308-ЭС25-10662
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...
10 ноября 2025
ФАС: не стоит сразу отклонять заявку, если эквивалентной лекарственной формы нет в перечне ЖНВЛП
Отсутствие эквивалентной лекарственной формы в перечне ЖНВЛП не означает, что у препарата нет такого статуса, если в госреестре предельных отпускных цен для него зарегистрирована цена. То же касается случаев, когда в карточке госреестра лекарств в графе "Наличие препарата в перечне ЖНВЛП" отмечено "Нет".
Если данные о статусе препарата в госреестре лекарств и госреестре предельных отпускных цен разнятся, заказчики должны доверять последнему и учитывать информацию из перечня взаимозаменяемых препаратов.
Документ:
Письмо ФАС России от 01.11.2025 N МШ/103552/25
8 ноября 2025
УФАС не поддержало закупку оригинальных картриджей для офисного принтера
Участник аукциона на поставку картриджей пожаловался на незаконные условия закупки. Дело в том, что заказчик требовал только оригинальную продукцию без возможности поставки эквивалента.
Заказчик пояснил, что следовал инструкции производителя. Он рекомендовал использовать только оригинальные запчасти, поскольку сторонние комплектующие могли снизить производительность и ресурс печатного устройства.
УФАС признало жалобу обоснованной. Заказчик не доказал, что применение неоригинальных картриджей обязательно увеличило бы риск преждевременной поломки принтера, ведь срок его гарантийного обслуживания уже истек.
По мнению контролеров, требование о поставке оригинальных расходников ограничивает конкуренцию.
Документ:
Решение Владимирского УФАС России от 21.10.2025 N 033/06/33-801/2025
7 ноября 2025
Ограничение закупок импортных товаров распространят на горное оборудование: проект Минпромторга
В перечень товаров N 2 с защитной мерой в виде ограничения хотят включить оборудование для добычи полезных ископаемых и подъемно-транспортную технику, в частности:
- конвейеры (скребковые, роликовые, винтовые и прочие);
- элеваторы, в т.ч. корпусные для бурильных и обсадных труб;
- подъемники непрерывного действия для подземных работ;
- комбайны проходческие;
- машины для сортировки, грохочения, сепарации или промывки грунта, камня, руды и прочих минеральных веществ.
Речь идет о продукции с подходящими кодами по ОКПД 2.
Новшество планируют применять при закупках, которые объявят с 1 июля 2026 года (п. 2 проекта постановления).
Общественное обсуждение инициативы завершится 20 ноября.
Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 27.09.2025) "О мерах по предоставлению национального ...
6 ноября 2025
Заказчик по Закону N 223-ФЗ может снижать оценку заявок за факты негативного опыта, решил суд
УФАС увидело ограничение конкуренции в критерии оценки, по которому итоговое число баллов участника уменьшали за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед заказчиком или третьими лицами.
Апелляция с контролерами не согласилась. Критерии оценки сами по себе не могут ограничивать конкуренцию. Они лишь позволяют самым благонадежным участникам победить в закупке.
Суд почеркнул: несогласие антимонопольного органа с порядком оценки заявок не повод заявлять о нарушении Закона N 223-ФЗ и вмешиваться в закупочную деятельность заказчика.
Подход разделяют АС Московского и Северо-Западного округов.
Документ:
Постановление 13-го ААС от 23.10.2025 по делу N А56-95488/2024
5 ноября 2025
Самые интересные новости для специалиста по закупкам за октябрь
Заказчикам запретили приобретать аудиторские и иные финуслуги у российских компаний с иностранным влиянием. ВС РФ не поддержал госзаказчика, который не принял контракт жизненного цикла для оценки опыта в закупке с доптребованиями из-за статуса "Исполнение" в ЕИС. Об этом и не только в нашем обзоре.
См. материалы о частичной мобилизации и антикризисных мерах.
Изменения законодательства
С 11 октября 2025 года у российских компаний с иностранным влиянием нельзя закупать аудиторские и иные финуслуги. Подробнее в нашей новости.
С 16 октября 2025 года нужно применять типовые условия госконтрактов на услуги строительного контроля. Подробнее в нашей новости.
С 30 октября 2025 года расширен перечень заказчиков, а также товаров, работ и услуг, которые участвуют в централизованных госзакупках. Подробнее в нашей новости.
Судебная практика
ВС РФ не поддержал госзаказчика, который приобретал работы по капремонту дороги с доптребованиями и не принял контракт жизненного цикла для оценки опыта из-за статуса "Исполнение" в ЕИС. Контракт имел 2 предмета: реконструкция и содержание дороги. На момент рассмотрения заявок работы по реконструкции завершили и оплатили. Их цены хватало, чтобы подтвердить опыт. Подробнее в нашей новости.
Также ВС РФ не согласился с отказом банка платить по гарантии. Финансовая организация обосновала его, в частности, тем, что сделка сорвалась по вине заказчика. Суд решил: банк не вправе вдаваться в суть отношений сторон контракта, а причины нарушения основного обязательства не влияют на выплату по гарантии. Подробнее в нашей новости.
Кроме того, ВС РФ отказал в пересмотре дела, в котором суды решили, что характер занятости работников участника не может влиять на оценку заявок по Закону N 223-ФЗ. Подробнее в нашей новости.
Разъяснения ведомств
Минфин разъяснил, что при описании товара с нацрежимом отечественные параметры нужно применять по умолчанию. Подробнее в нашей новости.
ФАС подтвердила: отечественным лекарствам не из перечня ЖНВЛП предоставляют преимущество. Подробнее в нашей новости.
Также антимонопольная служба напомнила о сроке привлечения к ответственности за нарушения КоАП РФ при проверке соответствия участников госзакупок продуктов или услуг общепита доптребованиям. Подробнее в нашей новости.
Проекты
Планируют установить особенности оплаты федеральных госконтрактов при отзыве ЛБО. Подробнее в нашей новости.
Штрафовать за просрочку оплаты товаров, работ, услуг по Закону N 223-ФЗ предложили по любым договорам, а не только по сделкам с СМСП. Подробнее в нашей новости.
С 2026 года хотят централизовать часть госзакупок лекарств и медизделий в рамках нацпроектов "Продолжительная и активная жизнь" и "Семья". Подробнее в нашей новости.
Централизованные госзакупки офисного софта для федеральных нужд планируют отменить. Подробнее в нашей новости .
2 ноября 2025
ФАС: участник госзакупки вправе указать несколько товарных знаков для индивидуализации продукции
По мнению службы, участник может указать в заявке несколько товарных знаков, если они индивидуализируют единое изделие. Это исключает вариативность, поэтому заказчик может без труда определить, какую продукцию ему предлагают к поставке.
В любом случае участникам следует приводить сведения о товарном знаке с учетом данных свидетельства на такой знак.
Документ:
Письмо ФАС России от 20.10.2025 N ГР/98772/25
1 ноября 2025
Централизованные госзакупки: с 30 октября расширен перечень заказчиков и товаров, работ, услуг
В список заказчиков, для которых ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее – учреждение) централизованно закупает типовые товары, работы, услуги, включили:
- Минприроды;
- Минспорт;
- Минэнерго;
- Минздрав;
- Минпросвещения;
- Минкультуры и его территориальные органы;
- Рособрнадзор;
- Роструд и его территориальные органы;
- Роснедра и его территориальные органы;
- Росмолодежь.
Перечень типовых товаров, работ, услуг уточнили. Так, в него добавили услуги хранения и отпуска ГСМ для транспорта.
Помимо типовых товаров, работ, услуг из указанного перечня, учреждение централизованно приобретет и те, которых в списке нет (далее – нетиповые товары, работы, услуги). В этом случае его уполномочили только провести закупку нетиповых товаров, работ, услуг. Установили такжеправила взаимодействия заказчиков с учреждением при закупках последних.
Сроки планирования и проведения централизованных закупок определили в зависимости от группы заказчиков и категории товаров, работ, услуг, в которых есть потребность. Так, планировать централизованные закупки типовых товаров, работ, услуг для названных заказчиков учреждение начнет уже с 1 января 2026 года.
Также предусмотрели исключения, когда централизованные закупки учреждение не проводит.
Документ:
Постановление Правительства РФ от 29.10.2025 N 1680
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 892 (ред. от 29.10.2025) "О возложении на федеральные ...





