Новости по госзакупкам

17.10.2025

Новости для специалиста по закупкам

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

16 октября 2025

УФАС увидело ограничение конкуренции при закупке шприцев с защитным механизмом

Поликлиника проводила электронный аукцион на поставку шприцев общего назначения. В описание объекта закупки включили дополнительную характеристику – наличие колпачка с защитным механизмом. Заказчик обосновал ее потребностью исключить контакт медперсонала с иглой.

УФАС решило, что подобное описание товара приводит к необоснованному сокращению числа участников закупки. Дело в том, что все медицинские шприцы, зарегистрированные в РФ, качественные, эффективные и безопасные. При этом нормативных требований использовать при проведении инъекций шприцы с защитным механизмом пока нет.

Позицию контролеров разделяют Оренбургское и Ленинградское УФАС.

Документ:

Решение Краснодарского УФАС России от 26.09.2025 N 708/2025 по делу N 023/06/33-4156/2025

15 октября 2025

Суд: характер занятости работников участника не может влиять на оценку заявок по Закону N 223-ФЗ

Заказчик оценивал квалификацию работников участника по показателю "квалификация участника закупки, выраженная в наличии специалистов с оформленными трудовыми отношениями в организации". Количество баллов зависело, в частности, от того, трудоустроен ли главбух по основному месту работы или по совместительству, а также от того, имеет ли он справку об отсутствии судимости.

Три инстанции не поддержали такой порядок оценки. Факт трудоустройства бухгалтера в организации участника на полную ставку или по совместительству не влияет на квалификацию участника. Требования к качеству его работы не зависят от характера трудовых отношений.

Также суды не согласились с условием о предоставлении справки об отсутствии судимости главбуха, поскольку срок выдачи документа больше срока подачи заявок. Участники могут не успеть вовремя его получить. Пояснений о формате справки в документации нет.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

К сходному мнению приходили также 13-й ААС и Ленинградское УФАС.

Документ:

Определение ВС РФ от 09.10.2025 по делу N А56-21989/2024

14 октября 2025

Госзакупки услуг общепита: ФАС напомнила о сроке привлечения к ответственности за нарушения КоАП РФ

Участники закупок продуктов или услуг общепита по позиции 33 доптребований не должны быть привлечены к административной ответственности, например, за нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ведомство сообщило: принимая решение о соответствии участника этому требованию, следует учитывать общую норму КоАП РФ об исчислении срока, в течение которого лицо считают подвергнутым наказанию.

Документ:

Письмо ФАС России от 08.10.2025 N ГР/94541-ПР/25

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 23.09.2024) "О требованиях к участникам ...

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2025) (с ...

13 октября 2025

Минфин: при описании товара с национальным режимом отечественные параметры применяются по умолчанию

По мнению ведомства, при описании товаров, на которые распространяется запрет, ограничение или преимущество, госзаказчики должны использовать параметры отечественной продукции.

Данное правило нужно соблюдать независимо от того, применялись ли в закупке "защитные" меры. При этом для описания продукции, которую не производят в РФ, есть исключение.

Документ:

Письмо Минфина России от 03.10.2025 N 24-06-09/96165

Полезные ссылки:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 27.09.2025) "О мерах по предоставлению национального ...

 

11 октября 2025

Электронные жалобы, применение КТРУ заказчиками по Закону N 223-ФЗ и другое: утвержден план новшеств

Правительство опубликовало национальный план развития конкуренции на 2026 - 2030 годы. Ряд инициатив касается закупок. Среди них:

  • внедрение ГИС "Антикартель" в работу антимонопольных органов;
  • применение КТРУ заказчиками по Закону N 223-ФЗ при описании параметров медизделий;
  • введение механизма электронного обжалования при закупках по Закону N 223-ФЗ с возможностью блокировать заключение сделки;
  • размещение информации о закупках у взаимозависимых лиц в ЕИС.

Профильные ведомства должны представить предложения по реализации этих мер и подготовить проекты изменений.

Документ:

Распоряжение Правительства РФ от 08.10.2025 N 2816-р

10 октября 2025

Условие контракта об удержании неустойки не мешает ее списанию по Правилам N 783, решили суды

Подрядчику начислили пени за нарушение срока работ. Он признал неустойку, но попросил о ее списании по Правилам N 783, так как общий размер пени составил менее 5% цены контракта.

Заказчик удержал пени при оплате и сообщил контрагенту, что не может их списать и вернуть, поскольку деньги уже ушли в бюджет. При принятии решения заказчик опирался на разъяснения Минфина о том, что Правила N 783 не применяют к контрактам, по которым неустойку удержали из оплаты.

Три инстанции взыскали неустойку, поскольку сложились основания для ее списания. Позицию заказчика признали ошибочной.

К сходным выводам приходили АС Московского и Северо-Кавказского округов.

Документ:

Постановление АС Уральского округа от 03.10.2025 по делу N А47-673/2025

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (ред. от 09.12.2024) "О списании начисленных поставщику ...

9 октября 2025

Типовые условия контрактов на услуги строительного контроля нужно применять с 16 октября 2025 года

Типовые условия будут применять при закупках услуг строительного контроля в ходе строительства, реконструкции и капремонта объектов капстроительства, линейных объектов, а также объектов транспортной инфраструктуры.

В условиях 7 разделов: о правах, обязанностях и условиях взаимодействия сторон, сроках оказания услуг и др. Документ вступит в силу 15 октября 2025 года, но применять его нужно при закупках, которые объявят после этой даты.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 06.10.2025 N 1546

Полезная ссылка:

Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов" (Материал ...

 

8 октября 2025

Суды: размещение информации о подрядчике в РНП нельзя считать распространением порочащих сведений

Контролеры включили сведения о подрядчике в РНП, но спустя год их решение признали недействительным. Подрядчик решил, что незаконное размещение сведений в реестре умалило его деловую репутацию и причинило ему нравственные страдания, поэтому он обратился в суд за компенсацией нематериального и морального вреда.

Три инстанции отказали в иске, поскольку подрядчик не доказал наличие морального вреда, а также ничем не подтвердил, что размещение сведений в реестре как-то повлияло на его хоздеятельность.

Суды отметили: публичное размещение сведений в РНП нельзя считать распространением порочащей информации по смыслу ст. 152 ГК РФ.

Документ:

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.09.2025 по делу N А32-54509/2024

Полезная ссылка:

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2025) (с ...

 

7 октября 2025

Централизованные госзакупки офисного софта для федеральных нужд будут отменены: проект Минцифры

Планируют, что Минцифры больше не будет проводить централизованные закупки офисного ПО и антивирусов для федеральных органов власти, подконтрольных правительству. Ранее это полномочие ведомства приостанавливалось до конца 2025 года.

Как отметили авторы проекта, механизм централизованных закупок такой продукции оказался неэффективным. При этом многие федеральные органы власти уже используют отечественное ПО и могут приобретать его сами.

Общественное обсуждение инициативы завершится 21 октября.

Документ:

Проект постановления Правительства РФ

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 658 (ред. от 01.12.2021, с изм. от 29.12.2023) "О централизованных ...

Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N 2381 (ред. от 24.10.2024) "О приостановлении действия ...

6 октября 2025

Закупать аудит и иные финуслуги у российских компаний с иностранным влиянием нельзя с 11 октября

Запрет закупок аудиторских и иных финуслуг (бухучет, налоговые консультации и др.) распространят на услуги российских компаний с долей иностранного участия более 10%.

Новшество вступит в силу 11 октября 2025 года. Оно коснется компаний, в которых иностранным лицам (кроме лиц из ЕАЭС) прямо или косвенно принадлежит более 10% голосующих акций или долей в уставном капитале.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 27.09.2025 N 1478

Полезные ссылки:

Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов" (Материал ...

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 29.08.2025) "О мерах по предоставлению национального ...

4 октября 2025

ФАС о национальном режиме: отечественным лекарствам не из перечня ЖНВЛП предоставляют преимущество

Служба поддержала позицию Минфина о том, что к лекарствам из перечня ЖНВЛП применяется защитная мера в виде ограничения, а отечественным препаратам, которых нет в этом списке, предоставляется преимущество.

Документ:

Письмо ФАС России от 11.08.2025 N ДФ/75357/25

Полезная ссылка:

Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 15.01.2025) <Об утверждении перечня жизненно ...

 

3 октября 2025

Объединение в госзакупке услуг из разных позиций доптребований ограничивает конкуренцию, решили суды

Заказчик приобретал услуги по комплексному содержанию здания, в том числе по его уборке и техобслуживанию. В извещении он установил два доптребования:

  • по позиции 14 – для услуг по техобслуживанию зданий, сооружений;
  • по позиции 36 – для услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.

Контролеры и суды трех инстанций нашли нарушение:

  • постановление о доптребованиях разделяет требования к опыту по указанным позициям. Оно позволяет применить лишь одну из них;
  • объединение в закупке услуг, для которых установлены отдельные доптребования, ограничивает конкуренцию. Такое формирование лота исключает участие в закупке лиц с опытом услуг по техобслуживанию зданий, но без такового в сфере услуг по уборке (и наоборот);
  • объединить услуги в одну закупку заказчик мог, если бы стоимость одной из них была менее 1 млн руб., то есть такой, при которой доптребования устанавливать не надо. Цена же каждого вида услуг превышала это значение.

Отметим, в практике можно встретить пример, когда суды не увидели нарушения в том, что в извещении установили две позиции доптребований.

Документ:

Постановление АС Московского округа от 17.09.2025 по делу N А40-292066/2024

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 23.09.2024) "О требованиях к участникам ...

2 октября 2025

Суды не посчитали санкции уважительной причиной срыва поставок по госконтрактам

Заказчик решил в одностороннем порядке отказаться от контрактов, поскольку ему не поставили расходные медизделия.

Исполнитель представил копию уведомления от официального дистрибьютора производителя, который подтвердил задержку поставок товаров из-за дополнительного регулирования экспорта медизделий в РФ.

Контролеры включили сведения в РНП. Три инстанции поддержали их решение:

  • на момент участия исполнителя в закупках и заключения контрактов санкции действовали уже долго. Он, как профучастник рынка, мог предусмотреть риски из-за задержки поставок импортного товара;
  • санкции – это предпринимательский риск, а не форс-мажор. Наличие последнего могло подтвердить заключение ТПП РФ, но его не представили;
  • подавая заявку на участие в закупке, исполнитель подтвердил, что может выполнить обязательства соразмерно своим возможностям и потребностям заказчика. Ему следовало осознавать, на каких условиях и в какие сроки нужно поставлять товар. Подписание контрактов означает согласие с их условиями;
  • ненадлежащее выполнение обязательств исполнителем доказали. Он допустил существенное нарушение, из-за которого заказчик лишился того, на что рассчитывал при заключении сделок;
  • включение данных в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу исполнителя, чрезмерно не ограничивает его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Даже если сведения о нем есть в реестре, он может участвовать в госзакупках, в которых нет требования об отсутствии участников в таком реестре.

Документ:

Постановление АС Московского округа от 15.09.2025 по делу N А40-257201/2024

 

1 октября 2025

Единственный поставщик: стартовал эксперимент по ведению каталога товаров для малых госзакупок

С 1 октября 2025 года по 31 марта 2026 года проходит эксперимент по ведению единого каталога товаров для закупок малого объема у единственного поставщика по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Для большинства участие в эксперименте добровольное.

Каталог предусматривает описание продукции конкретных товарного знака, марки или модели. На период эксперимента вести его поручили оператору АО "Единый каталог товаров, работ и услуг" на базе портала народных художественных промыслов. Методрекомендации и план-график проведения эксперимента утвердит Минпромторг.

В перечень товаров для каталога включили, например:

  • 17.12.14 – бумагу прочую и картон для графических целей;
  • 26.20.11 – компьютеры портативные массой не более 10 кг;
  • 26.20.14 – машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных;
  • 31.01 – мебель для офисов и предприятий торговли.

Документ:

Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2025 N 2710-р

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

30 сентября 2025

Односторонний отказ заказчика от госконтракта: интересные примеры из практики за 2024 - 2025 годы

Законно ли расторгать сделку соглашением при наличии оснований для одностороннего отказа? Допустимо ли разрывать контракт из-за медленного исполнения? Может ли подрядчик оспорить отказ заказчика, если тот не содействовал в работе? Ответы – в обзоре.

Расторжение сделки соглашением могут признать незаконным, если доказано нарушение публичных интересов

ВС РФ поддержал суды, которые решили, что стороны незаконно расторгли контракт соглашением, поскольку подрядчик выполнил лишь часть работ, а их результат не соответствовал проекту.

Суды отметили: расторжение сделки соглашением в подобной ситуации позволило недобросовестному подрядчику избежать негативных последствий, что нарушило публичные интересы.

11-й ААС в похожей ситуации признал соглашение о расторжении контракта притворной сделкой, стороны которой хотели прикрыть неизбежный односторонний отказ.

Заказчик вправе разорвать сделку из-за медленного исполнения, но должен доказать, что работы не завершат в срок

ВС РФ отмечал: чтобы расторгнуть сделку из-за медленного исполнения, заказчик должен проверить работы и доказать, что темп их выполнения помешает подрядчику исполнить обязательства в срок.

АС Дальневосточного округа не увидел таких доказательств. Заказчик заявил об одностороннем отказе до наступления промежуточных сроков работ и не подтвердил, что подрядчик не сможет закончить этап вовремя. ВС РФ не стал пересматривать дело.

15-й ААС тоже не нашел оснований для отказа от контракта из-за того, что контрагент отстал от графика производства ремонта. Подрядчик доказал, что вел работы без остановки и имел достаточно времени, чтобы закончить ремонт. Суд учел, что в силу логической производственной последовательности темпы работ могли меняться.

Подрядчик может оспорить односторонний отказ, если заказчик не содействовал ему в работе

По ГК РФ заказчик обязан содействовать подрядчику в работе, если это предусмотрели в договоре. В практике нередки случаи, когда исполнитель успешно оспаривал односторонний отказ, если заказчик не помогал решать сложности при исполнении контракта, например:

  • не сообщил нужную информацию – АС Северо-Кавказского округа;
  • не передал проектную документацию – АС Западно-Сибирского округа.

Рекомендуем:

Как заказчику расторгнуть государственный или муниципальный контракт в одностороннем порядке

Что предпринять заказчику, если подрядчик приступил к выполнению работ по договору, но выполняет работы медленно

Полезная ссылка:

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.06.2025)

 

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK