Новости по госзакупкам 30 июня 2025

30.06.2025

Новости для специалиста по закупкам

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

30 июня 2025

Самые интересные новости для специалиста по закупкам за июнь

Изменен порядок применения "защитных мер" при закупках с национальным режимом. ФАС России обязали рассматривать больше жалоб и обращений по Закону N 44-ФЗ. ВС РФ поддержал вывод о том, что участник госзакупки должен указывать в заявке только 1 страну происхождения товара. Об этом и не только в нашем обзоре.

См. материалы о частичной мобилизации и антикризисных мерах.

Изменения законодательства

С 19 июня 2025 года изменены правила предоставления нацрежима. Так, скорректированы особенности подтверждения страны происхождения товаров и порядок применения "защитных мер" при закупках медизделий, лекарств и другой продукции. Подробнее в нашем обзоре.

С 21 июня 2025 года территориальные органы ФАС передают в центральный аппарат жалобы на госзаказчиков, контрактных управляющих и других лиц при закупках с НМЦК 500 млн руб. и более. Подробнее в нашей новости.

С 25 июня 2025 года уточнены правила нормирования госзакупок автомобилей. Заказчиков перевели на преимущественное приобретение электромобилей и транспорта на газомоторном топливе. Закупать бензиновые и дизельные модели разрешили лишь в особых случаях. Подробнее в нашей новости.

Опубликованы поправки, которые обязывают, в частности, отстранять участника от госзакупки не позже даты подведения итогов, если он не отвечает, например, единым требованиям или предоставил ложную информацию о своем соответствии таковым. Новшества заработают с 1 января 2026 года. Подробнее в нашей новости.

Судебная практика

ВС РФ поддержал вывод Минфина о том, что участник госзакупки должен декларировать в заявке только 1 страну происхождения товара. Так, он согласился с ведомством в том, что наименование страны товара – существенное условие контракта. При наличии в заявке нескольких стран это условие считают несогласованным, а сделку незаключенной. Подробнее в нашей новости.

Кассация согласилась с порядком оценки заявок по Закону N 223-ФЗ, по которому итоговое число баллов участника могли уменьшить за негативный опыт работы с заказчиком или третьими лицами. Суд среди прочего отметил, что такой порядок оценки позволял выявлять недобросовестных контрагентов еще на стадии рассмотрения заявок. Подробнее в нашей новости.

Разъяснения ведомств

ФАС пояснила, что документы о совместимости расходников не нужно требовать в заявке на участие в госзакупке. Подробнее в нашей новости.

Минфин сообщил: при госзакупке с национальным режимом в заявке допустима одна реестровая запись на 1 товар. Подробнее в нашей новости.

Проекты

Планируют установить запрет закупок ряда иностранных телевизоров. Подробнее в нашей новости.

Первое чтение прошел проект, по которому госзаказчикам разрешат корректировать существенные условия контрактов на благоустройство по тем же основаниям, что сейчас применяют в строительстве. В Законе N 44-ФЗ появится и отдельное основание для изменения срока контрактов на строительный контроль. Подробнее в нашей новости.

 

27 июня 2025

Суд: в госзакупке услуг по строительному контролю за капремонтом дороги надо применять доптребования

Заказчик приобретал услуги строительного контроля за капремонтом дороги и установил доптребования по позиции 17. Контролеры решили, что оснований применять их не было: в этой позиции перечислены лишь работы по строительству, реконструкции, капремонту дороги. Объект закупки в ней не упомянут.

Первая и апелляционная инстанции не согласились с контролерами: по классификации работ по ремонту (в т.ч. капитальному) и содержанию дорог, которую утвердил Минтранс, строительный контроль входит в работы по капремонту. Заказчик верно установил доптребования.

К сходным выводам приходило, в частности, Челябинское УФАС.

Документ:

Постановление 15-го ААС от 16.06.2025 по делу N А32-50425/2024

Полезные ссылки:

Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (ред. от 20.03.2023) "Об утверждении Классификации работ ...

Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 23.09.2024) "О требованиях к участникам ...

26 июня 2025

ГИС "Антикартель": опубликован закон о создании системы для борьбы с антиконкурентными соглашениями

Система поможет предупреждать, выявлять и пресекать антиконкурентные соглашения, прежде всего в сфере закупок. Ее функционал позволит:

  • ежедневно проводить автоанализ всех закупочных процедур, в т.ч. по данным ЕИС и ГИС "Торги";
  • оперативно получать сведения из информсистем госорганов и юрлиц;
  • сократить число запросов от антимонопольного органа.

Оператором ГИС "Антикартель" станет ФАС. Порядок работы системы, а также перечни источников и виды обрабатываемой информации позже определит правительство (п. 1 ст. 1 закона).

Закон вступит в силу с 1 августа 2025 года (ст. 2 закона).

Документы:

Федеральный закон от 24.06.2025 N 182-ФЗ

Информация ФАС России от 25.06.2025

 

25 июня 2025

В заявке на участие в госзакупке нужно указывать только 1 страну товара, согласился ВС РФ

Верховный суд поддержал вывод Минфина о том, что участник закупки по Закону N 44-ФЗ должен декларировать в заявке только 1 страну происхождения товара. Суд согласился с ведомством в том, что:

  • наименование страны товара – существенное условие контракта. При наличии в заявке нескольких стран это условие считают несогласованным, а сделку незаключенной;
  • положения Постановления N 1875 не допускают множественности в вопросе страны происхождения продукции.

Подход нужно учитывать в том числе поставщикам медизделий, даже если в регистрационном удостоверении указано несколько адресов мест производства.

Документ:

Решение ВС РФ от 29.05.2025 N АКПИ25-158

Полезная ссылка:

Информационное письмо Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756 "Об указании одной страны происхождения ...

 

24 июня 2025

Суд не счел несколько похожих малых госзакупок у единственного поставщика дроблением единой сделки

Школа в течение нескольких дней приобрела у одного и того же единственного поставщика цифровые ученические лаборатории по биологии, физике и химии по правилам малых закупок. Прокурор решил, что единую сделку раздробили, чтобы избежать конкурентной процедуры. По мнению надзорного органа, товары однородные. Их используют для практических занятий и лабораторных опытов на уроках естественнонаучного цикла.

Апелляция и кассация отказали прокурору в требовании признать сделки недействительными:

  • спорные товары нельзя считать идентичными или однородными. У них разные предметные области – биология, физика, химия. Лаборатории имеют разный состав и функционал, технические характеристики, типы датчиков, ПО, методрекомендации. Они не состоят из схожих компонентов, что не позволяет им выполнять одинаковые функции или быть взаимозаменяемыми. Их закупка не направлена на достижение единого результата;
  • ни заключение антиконкурентного соглашения, ни нарушение публичных интересов или прав третьих лиц не подтвердили. Также не доказали, что результаты закупок оспаривали;
  • признаков недобросовестности, иного злоупотребления правом и умысла на извлечение незаконной выгоды, не установили. Заключение спорных контрактов не нарушает Закон N 44-ФЗ. Сделки исполнили качественно и без претензий.

Отметим, в практике можно встретить и иное мнение. Так, АС Волго-Вятского округа не поддержал спортивную школу, которая в один день провела 4 малых закупки у единственного поставщика на поставку мячей, булав, лент для художественной гимнастики. Сделки признали ничтожными. В числе прочего суд решил, что контракты имели единую цель – обеспечение учреждения спортивным оборудованием и инвентарем.

Документ:

Постановление АС Уральского округа от 06.06.2025 по делу N А76-28264/2024

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

23 июня 2025

Привлечение субподрядчика к исполнению контракта: интересные примеры из практики за 2024 - 2025 годы

Заказчик запрещает привлекать третьих лиц к исполнению контракта, требует согласовывать субподрядчиков либо предоставлять информацию о них, если стоимость договора выше 10% цены контракта. О том, как такие действия оценивали контролеры, читайте в нашем обзоре.

Запрет привлекать третьих лиц к исполнению контракта

Самарское УФАС поддержало заказчика, который обязал контрагента оказывать услуги своими силами и запретил привлекать соисполнителей.

Контролеры отметили: ГК РФ и Закон N 44-ФЗ не ограничивают заказчика в праве запретить привлечение субподрядчиков. Это условие о способе и порядке исполнения контракта, а не требование к участникам закупки.

Московское областное УФАС в похожей ситуации, напротив, решило, что подобный запрет ограничивает конкуренцию.

Обязанность согласовывать привлечение субподрядчиков

Архангельское УФАС признало незаконным требование согласовывать привлечение субподрядных организаций с заказчиком.

Антимонопольный орган посчитал, что это ущемляет права исполнителя и ставит его в зависимость от воли заказчика, что может ограничить число участников закупки.

Похожее нарушение отмечало Пензенское УФАС.

Требование предоставлять информацию о соисполнителях

Новгородское УФАС сочло некорректным условие проекта контракта, которое обязывало поставщика предоставлять сведения обо всех соисполнителях, если стоимость договора выше 10% цены контракта.

Контролеры напомнили, что подобное требование включают в контракт, только если НМЦК выше установленных правительством размеров. В спорном случае цена была ниже.

На сходную ошибку заказчика указывало Кемеровское УФАС.

Рекомендуем:

Можно ли привлекать субподрядчиков для исполнения государственных контрактов

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 (ред. от 27.03.2014) "Об установлении размера начальной ...

20 июня 2025

Национальный режим: Минпромторг предложил временно иначе подтверждать страну ряда медизделий

При закупках товаров, которые объявят до 31 декабря 2026 года включительно, планируют не применять требование о наличии в записи из реестра российской промпродукции информации о совокупном количестве баллов (п. 1 проекта изменений). Речь идет, в частности, о товарах изперечня N 2 с защитной мерой в виде ограничения. Среди них:

  • компьютерные томографы;
  • рентгенографические аппараты;
  • электрокардиографы;
  • аппараты ультразвукового сканирования.

Поправка позволит участникам закупок предлагать в заявках продукцию с действующими реестровыми записями, которые сформировали еще до введения балльной системы оценки.

Общественное обсуждение проекта завершат 30 июня 2025 года.

Документ:

Проект постановления Правительства РФ

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 10.06.2025) "О мерах по предоставлению национального ...

19 июня 2025

Заказчики смогут менять существенные условия большего числа контрактов: проект прошел первое чтение

По проекту заказчикам разрешат корректировать существенные условия контрактов на благоустройство по тем же основаниям, что сейчас применяют в строительстве. Речь идет о двух случаях (п. п. 1 и 2 ст. 1 проекта):

  • увеличение (уменьшение) количества товаров, работ или услуг;
  • уточнение объема или видов работ.

В Законе N 44-ФЗ появится и отдельное основание для изменения срока контрактов на строительный контроль. Заказчики смогут применять его в ситуациях, когда меняется период выполнения работ по основному строительному контракту (п. 4 ст. 1 проекта).

Есть и другие изменения. Планируют, что поправки заработают с 1 июля 2025 года (ст. 2 проекта).

Документ:

Проект Федерального закона N 854737-8

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

19 июня 2025

Новшества в сфере нормирования закупок автомобилей по Закону N 44-ФЗ заработают с 25 июня 2025 года

Заказчиков переведут на преимущественную закупку электромобилей и транспорта на газомоторном топливе. Приобретать бензиновые и дизельные модели позволят лишь в особых случаях, например если в зоне эксплуатации нет газозаправочной или зарядной инфраструктуры.

Предельные цены на транспорт из обязательного перечня можно будет изменить не более чем на значение индекса потребительских цен Росстата для нового отечественного легкового автомобиля за период действия предельных цен. Это разрешат сделать при составлении ведомственных перечней ТРУ.

Вступят в силу и другие изменения.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 12.06.2025 N 889

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 N 926 (ред. от 18.07.2019) "Об утверждении Общих правил ...

Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 N 927 (ред. от 09.12.2020) "Об определении требований к ...

18 июня 2025

Национальный режим при закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ: что изменится с 19 июня 2025 года

Правительство утвердило поправки к правилам предоставления национального режима. Они уточняют особенности подтверждения страны товаров и порядок применения "защитных мер" при закупках медизделий, лекарств и другой продукции. О некоторых изменениях расскажем в обзоре.

Подтверждение страны происхождения продукции

При закупках товаров из позиций 1 - 433 списка с ограничением участники смогут подтвердить страну происхождения простым ее указанием в заявке. Условие: в реестре российских промтоваров нет продукции с характеристиками, которые нужны заказчику, и он задекларировал это в извещении.

При закупках по Закону N 44-ФЗ такие заявки станут приравнивать к иностранным, если заказчик допустит участника с товаром из российского (евразийского) реестра промпродукции и номером реестровой записи.

Исключения из правил национального режима

Запрет, ограничение и преимущество не будут применять к изделиям, которые поставляют при выполнении работ (услуг) по изготовлению товара на заказ.

Исключение из запрета закупок продукции с конкретным товарным знаком распространят на ПО.

Правило, которое позволяет заказчику не применять запрет при закупке ряда промтоваров на сумму менее 1 млн руб. с ценой каждой единицы не выше 300 тыс. руб., будет действовать в 2 случаях:

  • НМЦК (НМЦД), МЗЦК (МЗЦД) или цена контракта (договора) с единственным поставщиком не выше 1 млн руб. и цена каждой единицы не выше 300 тыс. руб.;
  • цена каждой единицы товара не выше 300 тыс. руб. и произведение каждой цены единицы на количество товара не выше 1 млн руб.

Закупки медизделий

В перечень медизделий, страну происхождения которых до 31 августа 2025 года включительно можно подтвердить сертификатом СТ-1, включат новые позиции. Среди них:

  • медицинская одежда и спецодежда для поддержания физической формы;
  • специальные хирургические одноразовые стерильные изделия из нетканых материалов для защиты пациента и медперсонала;
  • отдельные виды медицинской мебели (в т.ч. хирургической, стоматологической или ветеринарной) и ее части.

Речь идет о продукции с подходящими кодами по ОКПД 2.

Закупки лекарств

Преимущества станут предоставлять в том числе отечественным лекарствам, которых нет в перечне ЖНВЛП.

В контракт на поставку полностью отечественного лекарства (все стадии производства в ЕАЭС) будут включать условие о запрете замены на частично отечественный препарат.

Срок действия временного правила о применении преимущества к лекарствам из перечня стратегически значимых сократят до 31 августа 2025 года включительно.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 10.06.2025 N 879

Полезные ссылки:

Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2010 N 1141-р (ред. от 01.08.2020) <Об утверждении перечня стратегически ...

Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 15.01.2025) <Об утверждении перечня жизненно ...

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 18.02.2025) "О мерах по предоставлению национального ...

 

17 июня 2025

Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за апрель 2025 года

Заказчики ошибались, когда указывали в документации два значения НМЦД для участников на разных системах налогообложения, устанавливали требование к ценовому порогу договоров для оценки опыта и ограничивали период исполнения таких договоров. Подробнее в обзоре.

Два значения НМЦД для участников на разных системах налогообложения

В документации установили 2 значения НМЦД: с НДС и без него. Размер обеспечения заявки рассчитали от цены с НДС, а предложения о цене сопоставляли без него.

Контролеры нашли нарушение:

  • порядок определения НМЦД нарушает принцип равноправия. По Закону N 223-ФЗ надо установить одно значение НМЦД для всех участников независимо от применяемой системы налогообложения и указать, содержит цена НДС или нет;
  • порядок оценки заявок ограничивает конкуренцию. Ценовое предложение участника на ОСН имеет необоснованное преимущество перед ценовым предложением участника на УСН.

Суды поддержали контролеров.

Требование к ценовому порогу подтверждающих опыт договоров

Для оценки квалификации участников заказчик принимал договоры стоимостью не менее 50% от НМЦД каждый.

Контролеры сочли порядок оценки необъективным. Так, участник, который представит 1 договор стоимостью 50% от НМЦД, получит баллы, а участник, который представит несколько договоров на общую сумму 50% от НМЦД, – нет. Баллы не начислят также участнику с опытом, которыйпредставит договор стоимостью, например, 49% от НМЦД.

Суды поддержали контролеров.

Ограничение периода исполнения договоров для оценки опыта

Контролеры решили, что заказчик ограничил период исполнения договора для оценки опыта: он принимал договоры, которые исполнили за 1 – 2 года до даты окончания срока подачи заявок. По их мнению, участники с опытом, например, за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок имеют существенное преимущество перед участниками с опытом за 1 – 2 года до этой даты.

Документы:

Обзор судебной практики в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ (апрель 2025 года)

Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 223-ФЗ (апрель 2025 года)

16 июня 2025

Ошибки применения национального режима: примеры из практики по Закону N 223-ФЗ за 2025 год

Заказчики давали преимущество российскому товару, хотя данные о стране его происхождения были недостоверные. Также они неверно применяли запрет или ограничение закупок и не проверяли, на какой товар участник представил номер реестровой записи. Подробнее в обзоре.

Давали преимущество российскому товару, хотя данные о стране его происхождения были недостоверные

Заказчик закупал продукты питания, в т.ч. бананы. В закупке он установил преимущество для российской продукции. Победитель указал в заявке, что страна происхождения товаров – РФ.

Якутское УФАС решило, что преимущества, которые помогли ему победить, предоставили без оснований, поскольку сведения о стране товара недостоверные. В региональном Минсельхозе подтвердили, что пока в РФ не выращивают бананы, а только планируют делать это.

Московское УФАС сочло, что заказчик правильно определил победителя закупки на поставку автозапчастей. По мнению одного из участников, победитель привел недостоверные сведения о стране происхождения товара и получил преимущество. В заявке страной он указал РФ, однако исходя из общедоступной информации, наименования и характеристик товаров часть из них – импортная продукция.

Контролеры отметили: в закупке с преимуществом подтверждать страну происхождения товара не нужно, достаточно ее продекларировать. Письма производителей, которые представил участник, не подтверждают недостоверность сведений, поскольку победитель не указывал производителя товара. То, что на рынке вовсе нет закупаемой продукции из РФ, не доказали.

Неверно применяли запрет или ограничение закупок

Заказчик установил в закупке защитную меру в виде запрета. Калужское УФАС решило, что у него не было оснований допускать ни одну из заявок: все участники предложили российские товары без номеров реестровых записей.

Татарстанское УФАС нашло нарушение в закупке, в которой установили ограничение. Заказчик отклонил заявку с иностранным товаром, поскольку были предложения с российским.

Контролеры отметили: заявки с иностранным товаром отклоняют, если есть предложения с российской продукцией, страну которой подтвердили. В данном случае отклонять заявку с импортным товаром было нельзя, поскольку участники с российской продукцией не представили номера реестровых записей.

Не проверяли, на какой товар участник представил номер реестровой записи

Московское областное УФАС посчитало, что у заказчика не было оснований допускать заявку победителя закупки с защитной мерой в виде запрета. Среди прочего он приобретал косметические наборы.

Чтобы подтвердить страну происхождения товара, победитель представил номера записей из реестра на ватные диски и палочки. Значит, он не подтвердил страну происхождения товара.

На похожее нарушение обратило внимание Красноярское УФАС в закупке с ограничением.

14 июня 2025

Национальный режим при закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ: новшества с 19 июня 2025 года

Правительство утвердило поправки к правилам предоставления нацрежима. Часть из них касается закупок медизделий и лекарств, а также товаров, которые производят по индивидуальным заказам:

  • запрет, ограничение и преимущество разрешат не применять к изделиям, которые поставляют при выполнении работ (услуг) по изготовлению продукции на заказ (абз. 10 пп. "в" п. 5 изменений);
  • преимущества станут предоставлять в том числе отечественным лекарствам, которых нет в перечне ЖНВЛП (абз. 16 пп. "в" п. 5 изменений);
  • в контракт на поставку полностью отечественного лекарства (все стадии производства в ЕАЭС) будут включать условие о запрете замены на частично отечественный препарат (абз. 9 пп. "д" п. 5 изменений);
  • расширят перечень медизделий, страну происхождения которых до 31 августа 2025 года включительно можно подтвердить сертификатом СТ-1 (пп. "е" п. 5 изменений).

Есть и другие новшества.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 10.06.2025 N 879

Полезные ссылки:

Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 15.01.2025) <Об утверждении перечня жизненно ...

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 18.02.2025) "О мерах по предоставлению национального ...

13 июня 2025

ФАС России будет рассматривать больше жалоб и обращений по Закону N 44-ФЗ с 21 июня 2025 года

Территориальные органы будут передавать в центральный аппарат ФАС жалобы на госзаказчиков, контрактных управляющих и других лиц при НМЦК закупки 500 млн руб. и более. Сейчас "порог" – 700 млн руб.

Аналогичное снижение предусмотрели для обращений о внеплановых проверках (включении в РНП) и о согласовании заключения контракта для федеральных нужд с единственным поставщиком.

Вступят в силу и другие изменения.

Документ:

Приказ ФАС России от 17.03.2025 N 174/25

Полезная ссылка:

Приказ ФАС России от 13.10.2015 N 955/15 (ред. от 15.12.2023) "О координации деятельности центрального ...

11 июня 2025

Суды решили, что нарушение Закона N 44-ФЗ само по себе не говорит о недобросовестности исполнителя

Прокуратура потребовала признать недействительными два договора на поставку материалов и выполнение работ по ремонту кровли. Местная администрация заключила и оплатила их с нарушением Закона N 44-ФЗ.

Три инстанции признали сделки ничтожными, но не взыскали с исполнителя оплату. Суды решили, что в данном случае нельзя применить ни одностороннюю, ни двустороннюю реституцию:

  • заказчик принял товары и работы без замечаний по качеству, объему и стоимости. Результат работ имеет потребительскую ценность, его нельзя отделить в натуре;
  • исполнитель надлежаще выполнил обязательства. Само по себе нарушение Закона N 44-ФЗ не означает, что он действовал недобросовестно. Инициатором заключения договоров был заказчик;
  • соразмерное встречное представление исключает одностороннюю реституцию. Применить двустороннюю реституцию также нельзя, поскольку вернуть результат работ в натуре заказчик не может, а денежная компенсация не имеет смысла.

К сходным выводам АС Волго-Вятского округа приходил и в споре о незаконном дроблении закупки. Его позицию поддержал ВС РФ.

Документ:

Постановление АС Волго-Вятского округа от 03.06.2025 по делу N А79-5405/2024

10 июня 2025

Минфин: при госзакупке с национальным режимом в заявке допустима 1 реестровая запись на 1 товар

По мнению ведомства, заявка участника должна содержать информацию и документы по предлагаемому товару. В Законе N 44-ФЗ не предусмотрена возможность подать альтернативные предложения, поэтому информация о товаре, в т.ч. номер записи из реестра российской промпродукции, не может быть вариативной.

Напомним, ранее Минфин сообщал, что заявка на участие в госзакупке должна содержать только одну страну происхождения товара.

Документ:

Письмо Минфина России от 22.05.2025 N 24-06-09/50188

Полезная ссылка:

Информационное письмо Минфина России от 13.03.2025 N 24-03-09/24756 "Об указании одной страны происхождения ...

9 июня 2025

Недостоверные сведения в заявках: у госзаказчиков появятся новые обязанности с 1 января 2026 года

Участников, которые не соответствуют, например, единым требованиям или предоставили ложную информацию о своем соответствии таковым, будут отстранять от закупки не позже даты подведения итогов (п. 1 ст. 1 закона).

Сейчас в подобных ситуациях участника нужно отстранить от закупки в любой момент до заключения контракта.

Если такое несоответствие установят после подведения итогов, но до заключения контракта, заказчик должен отказать участнику в заключении сделки. То же потребуется сделать, если в заявке обнаружили любые недостоверные сведения или документы (п. 1 ст. 1 закона).

Пока у заказчика нет оснований отказаться от заключения контракта, если участник предоставил недостоверные данные, в частности, о своем опыте, набрал из-за этого большее число баллов при оценке заявок и победил в закупке.

В Законе N 44-ФЗ закрепят и общее правило: за недостоверность информации и документов в заявке, а также за действия, которые совершили на их основании, отвечает участник закупки (п. 2 ст. 1 закона).

Поправки заработают с 1 января 2026 года (ст. 2 закона).

Документ:

Федеральный закон от 07.06.2025 N 138-ФЗ

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

5 июня 2025

Подрядчик добровольно уплатил неустойку за нарушение госконтракта – суд нашел основания ее списать

Подрядчик уплатил неустойку, а позднее потребовал, чтобы заказчик вернул ее, так как было основание для списания: сумма не превышала 5% цены сделки. Однако тот отказал.

По мнению заказчика, Правила N 783 позволяют списать только начисленную, но не уплаченную неустойку. Апелляция и кассация не согласились с этим доводом:

  • в Правилах N 783 нет положений о том, что добровольная уплата неустойки мешает ее списать;
  • подрядчик полностью выполнил обязательства, неустойка не превышала 5% цены контракта. Значит, есть основания ее списать. Сделать это – обязанность заказчика, но он ее не исполнил;
  • лицо, которое нарушило контракт и добровольно перечислило неустойку, нельзя ставить в менее выгодное положение по сравнению с тем, кто отказался ее уплатить.

Отметим, в практике можно встретить иное мнение.

Документ:

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 29.05.2025 по делу N А81-9395/2024

Рекомендуем:

Калькулятор неустойки, взыскиваемой с подрядчика

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (ред. от 09.12.2024) "О списании начисленных поставщику ...

4 июня 2025

Минпромторг предложил установить запрет закупок некоторых иностранных телевизоров

По проекту позиции с кодами 26.40.20.110 и 26.40.20.120 по ОКПД 2 перенесут в перечень импортных товаров с запретом закупок (п. п. 1 и 2 проекта изменений). Сейчас продукция с такими кодами находится в списке с ограничением закупок.

Планируют, что поправки заработают со дня опубликования постановления правительства (п. 2 проекта постановления). Общественное обсуждение инициативы завершится 16 июня.

Документ:

Проект постановления Правительства РФ

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 18.02.2025) "О мерах по предоставлению национального ...

"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв ...

4 июня 2025

ФАС: документы о совместимости расходников не нужно требовать в заявке на участие в госзакупке

По мнению службы, в извещении не следует устанавливать требование к участникам предоставлять информацию или документы, которые подтверждают совместимость расходников с техникой заказчика.

Это ограничивает число потенциальных участников закупки и противоречит Закону N 44-ФЗ.

Документ:

Письмо ФАС России от 29.05.2025 N ГР/48883/25

 

3 июня 2025

Ошибки при исполнении госконтрактов и расчете НМЦК: обзор Казначейства за второе полугодие 2024 года

Ведомство выпустило обзор недостатков и нарушений при закупках. Большинство из них заказчики допустили при исполнении контрактов. В числе прочего они:

  • меняли условия сделок без оснований для этого;
  • принимали и оплачивали товары, работы, услуги, которые не отвечали контракту;
  • не требовали от контрагента уплатить неустойку за нарушение контракта;
  • не соблюдали порядок и сроки приемки, оплаты товаров, работ, услуг.

Заказчики ошибались и при обосновании НМЦК. Так, для ее расчета методом анализа рынка они использовали информацию о ценах товаров, работ, услуг с условиями, которые не сопоставимы с планируемой закупкой.

Документ:

Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством при закупках в II полугодии 2024 года

 

2 июня 2025

Самые интересные новости для специалиста по закупкам за май

Изменен порядок проверки документов, которые заказчики по Закону N 223-ФЗ представляют для включения сведений об участнике или контрагенте в РНП. ВС РФ решил, что общества, созданные региональными отделениями инвалидов, имеют преимущества в госзакупках. Об этом и не только в нашем обзоре.

См. материалы о частичной мобилизации и антикризисных мерах.

Изменения законодательства

С 17 мая изменился порядок проверки документов, которые заказчики по Закону N 223-ФЗ представляют для включения сведений об участнике или контрагенте в РНП. Подробнее в нашей новости.

С 31 мая при расчете объемов закупок у СМП и СОНКО по Закону N 44-ФЗ, а также СМСП по Закону N 223-ФЗ отдельные сделки учитывать не надо. Подробнее в нашей новости.

Судебная практика

ВС РФ не поддержал отказ госзаказчика списать 50% неустойки, которую удержали из оплаты контракта, а не уплатили добровольно. Поставщик фактически уплатил 100% пеней и штрафа, поскольку их удержали из оплаты. У заказчика были основания списать половину начисленной суммы. Подробнее в нашей новости.

Также ВС РФ решил: общество, которое учредила не общероссийская общественная организация инвалидов, а региональная, имеет преимущества в госзакупках. Так, суд учел, что по штатному расписанию и справкам об инвалидности в обществе работают 7 человек, 6 из них – лица с ограниченными возможностями. Общество наряду с региональным отделением имеет право на преимущества. Оно отвечает критериям, которые дают право на их получение. Подробнее в нашей новости.

Разъяснения ведомств

ФАС и ФНС посоветовали применять сервис оценки юрлиц при закупках по Закону N 223-ФЗ. Заказчикам рекомендовали закрепить в положениях о закупке случаи использования ресурса. Так, его можно применять для получения достоверной и актуальной информации о финансово-хозяйственной и другой деятельности контрагента. Подробнее в нашей новости.

Минздрав пояснил: при расчете цены (начальной цены) единицы медизделия, стоимости его гарантийного обслуживания и расходников можно учитывать сведения из реестра госконтрактов о сделках с единственным поставщиком по итогам электронных малых закупок. Подробнее в нашей новости.

Проекты

Госдуму прошли поправки, которые обязывают, в частности, отстранять участника от госзакупки не позже даты подведения итогов, если он не отвечает, например, единым требованиям или представил ложную информацию о своем соответствии таковым. Подробнее в нашей новости.

Планируют, что малые госзакупки у единственного поставщика смогут проводить учреждения социального обслуживания семьи и детей. Подробнее в нашей новости.

Новое в КонсультантПлюс

Новые калькуляторы помогут определить размер обеспечения заявок и исполнения контракта по 44-ФЗ, а также годовой объем закупок и производные от него показатели. Подробнее в нашем обзоре.

 

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK