Новости по госзакупкам

14.02.2025

Новости для специалиста по закупкам

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

14 февраля 2025

Практика ФАС по Закону N 44-ФЗ: какие ошибки отметила служба в обзорах за декабрь 2024 года

Заказчики предъявляли избыточные требования к опыту для оценки заявок, не отменяли решение об одностороннем отказе после того, как контрагент устранил нарушения, и превышали полномочия при проверке уровня СРО. Подробнее об этих ошибках читайте в обзоре.

Избыточные требования к опыту

Заказчик приобретал услуги по организации участия в выставке. Для оценки опыта принимали контракты с конкретным перечнем услуг, который заказчик указал в порядке оценки. Если контракт не включал хотя бы одну из таких услуг – опыт не засчитывали.

ФАС признала порядок оценки некорректным. Отсутствие в подтверждающих контрактах сведений об оказании одной из услуг по перечню заказчика не означает, что участник не сможет исполнить обязательства.

Нарушение порядка одностороннего отказа

Заказчик отказался от контракта из-за отставания от графика работ. До того, как решение вступило в силу, подрядчик сообщил, что устранил нарушения – ускорил темп работ, привлек субподрядчиков, а также увеличил число техники и людей. Заказчик письмо проигнорировал, решение не отменил.

ФАС оштрафовала должностное лицо заказчика на 50 тыс. руб. за нарушение порядка расторжения контракта при одностороннем отказе.

Превышение полномочий при проверке уровня СРО

Участника отстранили от строительной закупки "под ключ" за превышение фактического совокупного размера обязательств для 3-го уровня СРО. Заказчик принял такое решение после проверки суммарной стоимости контрактов участника и его ценовых предложений по другим закупкам.

ФАС и АС г. Москвы решили, что заказчик превысил свои полномочия. СРО сама отслеживает соотношение размеров компенсационного взноса и принятых обязательств участника.

Документы:

Обзор административной практики по Закону N 44-ФЗ (декабрь 2024 года)

Обзор судебной практики по Закону N 44-ФЗ (декабрь 2024 года)

Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 44-ФЗ (декабрь 2024 года)

13 февраля 2025

Суды перечислили признаки замещающего госконтракта для взыскания убытков из-за срыва сделки

Заказчик отказался от контракта на обслуживание и ремонт инженерных систем из-за нарушений. Позже он провел повторную закупку по тому же объекту, заключил новую сделку и потребовал от прежнего подрядчика возместить разницу в цене услуг.

Суды отказали заказчику в иске. Из-за существенных различий новый контракт не признали замещающей сделкой. При этом апелляция назвала ряд ее обязательных признаков:

  • замещающую сделку заключают вместо другого контракта, который досрочно прекратили из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения;
  • прежний и новый контракты имеют идентичный (сходный) предмет;
  • у нового контракта разумные цена и срок заключения.

Кроме того, получаемое в рамках замещающей сделки должно соответствовать условиям первоначальной.

Документ:

Постановление АС Московского округа от 31.01.2025 по делу N А40-260308/2023

 

12 февраля 2025

Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за декабрь 2024 года

Заказчики устанавливали неправильный порядок оценки заявок, допускали их к закупке без оснований для этого. Также они неверно формировали лот, когда закупали одновременно продукцию с разных товарных рынков. Подробнее в обзоре.

Неправильный порядок оценки заявок

Для оценки квалификации участников заказчик принимал договоры стоимостью не менее 50% НМЦД каждый.

Контролеры сочли порядок оценки необъективным. Так, участник, который представит 1 договор стоимостью 50% НМЦД, получит баллы, а участник, который представит несколько договоров на общую сумму 50% НМЦД, – нет. Баллы не начислят также участнику с опытом, который представитдоговор стоимостью, например, 49% НМЦД.

Суд поддержал контролеров и отметил в том числе то, что спорный порядок оценки не определял степень опытности участника. Ее могли измерить так: чем выше совокупная стоимость договоров, тем больший объем работ выполнили по ним.

Допуск заявки без оснований

Заказчик уточнил информацию по заявке участника. Документация позволяла на отборочной стадии уточнять данные из заявки без изменения ее условий.

Контролеры сочли условие о праве запроса незаконным, а допуск заявки ‒ безосновательным:

  • право подавать запросы создает неравные условия для участников и ограничивает конкуренцию, поскольку в документации нет порядка и случаев их направления. Реализация права зависит от воли заказчика;
  • на основании запросов заказчика участник изменял в заявке характеристики товара, поскольку те не отвечали условиям закупки. Это позволило ее допустить;
  • заявку рассматривают на основании документов в ее составе. Если заявка не отвечает условиям закупки, ее надо отклонить.

Суд согласился с выводами.

Неверное формирование лота

Заказчик объединил в одну закупку химические вещества, пищевые продукты, текстиль и другие товары. Он пояснил, что такое формирование лота нужно для достижения единой цели ‒ проведение ремонта и обслуживания строительных сооружений и поездов. Поставка продукции разными контрагентами могла бы привести к дополнительным издержкам.

Контролеры не согласились с ним: закупаемые товары не связаны между собой. Они представляют разные рынки. Это ограничивает конкуренцию. Заказчик не доказал необходимость их приобретения одним лотом.

Документы:

Обзор судебной практики по Закону N 223-ФЗ (декабрь 2024 года)

Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 223-ФЗ (декабрь 2024 года)

 

11 февраля 2025

ВС РФ: наличие этапов не повод списывать неустойку по неисполненному контракту

Стороны заключили контракт на оснащение станций метро информационными терминалами. Первый этап работ предполагал монтаж техники. Его завершили с просрочкой, поэтому заказчик удержал неустойку из оплаты.

Подрядчик счел удержание незаконным. Заказчику следовало списать неустойку по Правилам N 783, поскольку ее размер не превысил 5% цены контракта, а обязательства по этапу были выполнены.

ВС РФ с доводами подрядчика не согласился:

  • Правила N 783 допускают списание штрафов и пеней, только если обязательства по контракту исполнили в полном объеме. Спорный контракт действует, поэтому списать неустойку пока нельзя;
  • этапность контракта не означает, что подрядчик вправе претендовать на списание неустойки. Этапы преследуют единую цель – наличие рабочего, а не только смонтированного оборудования.

Документ:

Определение ВС РФ от 30.01.2025 N 305-ЭС24-17591

Рекомендуем:

Списание неустойки по госконтракту: интересные примеры из практики за 2023 - 2024 годы

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (ред. от 09.12.2024) "О списании начисленных поставщику ...

 

10 февраля 2025

Власти регионов проверят планы закупок в части СМСП у большего числа заказчиков по Закону N 223-ФЗ

Правительство обновило перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений в такие планы проходят оценку соответствия закону в части СМСП. Речь идет о тех, кого проверяют органы власти регионов.

В список включили автотранспортные, медицинские, жилищно-коммунальные, образовательные и другие организации из более чем 70 субъектов РФ.

Напомним, с 1 января 2025 года дополнили и список заказчиков, чьи документы проверяет Корпорация МСП.

Документ:

Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2025 N 204-р

Рекомендуем:

Как проводится проверка плана закупок для оценки соответствия

Полезные ссылки:

Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 N 717-р (ред. от 04.02.2025) <О перечне конкретных заказчиков ...

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными ...

 

7 февраля 2025

Практика ФАС по Закону N 44-ФЗ: какие ошибки отметила служба в обзорах за ноябрь 2024 года

Заказчики устанавливали неверный порядок оценки, когда определяли ценовой барьер договора для оценки опыта. Также они без оснований применяли доптребования и не полностью описывали объект закупки. Подробнее в обзоре.

Неверный порядок оценки

Заказчик приобретал работы по ремонту автодороги и установил доптребования. Также он оценивал квалификацию и применил показатель "Общая цена исполненных договоров". Предельное минимальное значение характеристики составило 100% НМЦК.

Контролеры сочли порядок оценки неверным. Он не давал объективно сравнить предложения участников, которые соответствовали доптребованиям, но имели опыт исполнения договоров на сумму меньше НМЦК.

Суд с выводом согласился.

Применение доптребований без оснований

Заказчик закупал работы по нанесению защитного покрытия на окна. Он установил доптребования по позиции 15 для работ по текущему ремонту зданий.

Контролеры с ним не согласились: по условиям закупки оконные блоки покрывали бронированной пленкой. Их рамы не снимали и конструкцию здания не затрагивали. Заказчик не доказал, что спорные работы относятся к текущему ремонту.

Неполное описание объекта закупки

Контролерам пожаловались на то, что в извещении о закупке работ по организации абонентского пункта конфиденциальной видеосвязи не разместили рабочий проект с характеристиками оборудования. Проект – это основание для выполнения работ.

Заказчик пояснил, что не сделал этого, поскольку проект содержит информацию ограниченного распространения. С ним можно было ознакомиться у заказчика.

ФАС решила, что число участников сократили: отсутствие в извещении информации из рабочего проекта ограничивает возможность подачи заявки. На участие в закупке была подана лишь одна.

Документы:

Обзор судебной практики по Закону N 44-ФЗ (ноябрь 2024 года)

Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 44-ФЗ (ноябрь 2024 года)

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 23.09.2024) "О требованиях к участникам ...

Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 23.09.2024) "Об оценке заявок на участие ...

 

6 февраля 2025

Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за ноябрь 2024 года

Заказчики отменяли закупку по лоту до того, как исполнили предписание контролеров, незаконно отклоняли заявки за нарушение требований документации и искажали предмет закупки при ответе на запрос разъяснений. Подробнее об этих нарушениях читайте в обзоре.

Отмена закупки по лоту до исполнения предписания

Заказчик ошибся при описании объекта закупки по одному из лотов. Контролеры предписали отменить протоколы, уточнить документацию и назначить новые даты подачи, рассмотрения и оценки заявок, а также подведения итогов аукциона.

Вместе с протоколами заказчик отменил и закупку по спорному лоту. За частичное неисполнение предписания ФАС оштрафовала его на 300 тыс. руб.

Незаконное отклонение заявки за нарушение требований документации

Участника отстранили от закупки из-за некорректного срока гарантии, которую тот предоставил для обеспечения заявки. Ее срок должен был составлять не менее 120 дней с даты окончания периода подачи заявок.

ФАС и АС г. Москвы сочли действия заказчика незаконными. Он не раз сдвигал конечный срок подачи заявок, а по условиям закупки продлевать обеспечение в таком случае не требовалось.

Искажение предмета закупки при ответе на запрос разъяснений

Заказчик приобретал измерительную технику и работы по ее установке. Один из участников запросил разъяснения в части предоставления сметы на монтажные работы. Заказчик ответил, что смету разрабатывает исполнитель за свой счет, так как это входит в цену.

ФАС решила, что разъяснения заказчика изменили суть предмета закупки. Техзадание не включало работы по разработке сметной документации.

Документы:

Обзор административной практики по Закону N 223-ФЗ (ноябрь 2024 года)

Обзор судебной практики по Закону N 223-ФЗ (ноябрь 2024 года)

Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 223-ФЗ (ноябрь 2024 года)

 

5 февраля 2025

Минфин разъяснил правила применения национального режима при закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ

Ведомство сообщило, на каких заказчиков распространяются запрет, ограничение, преимущество, и перечислило способы закупок, при которых их устанавливают. Также оно рассказало об особенностях описания объекта или предмета закупки, обоснования НМЦК. Подробнее в обзоре.

Заказчики, на которых распространяются запрет, ограничение, преимущество

К заказчикам, которые применяют запрет, ограничение, преимущество (далее – меры), относят всех заказчиков по Закону N 44-ФЗ, а также заказчиков по Закону N 223-ФЗ из числа (пп. 2.2 письма):

  • госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний, автономных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий;
  • субъектов естественных монополий независимо от организационно-правовой формы;
  • организаций, которые осуществляют регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с ТКО, независимо от организационно-правовой формы;
  • хозяйственных обществ из сводного реестра организаций ОПК.

Меры в ряде случаев устанавливают также отдельные заказчики по Закону N 223-ФЗ из числа хозяйственных обществ (АО или ООО), которые не относятся к трем последним категориям (пп. 2.3, 2.5 письма).

Способы закупок, при которых заказчики устанавливают меры

Запрет устанавливают при всех способах закупки по Закону N 44-ФЗ и Закону N 223-ФЗ, в том числе при закупке у единственного поставщика (пп. 4.1 письма).

Ограничение и преимущество применяют (пп. 4.2, 4.3 письма):

  • при конкурентных и электронных малых закупках по Закону N 44-ФЗ;
  • при конкурентных закупках и неконкурентных закупках (если положение о закупке предусматривает подачу заявок несколькими участниками) по Закону N 223-ФЗ.

Описание объекта или предмета закупки

Наименование объекта или предмета закупки необязательно должно дословно совпадать с тем, что указано в перечнях с мерами (пп. 3.2 письма).

При описании объекта закупки, для которого установлены меры, госзаказчики указывают характеристики товара российского происхождения независимо от того, применяли меры в закупке или нет (пп. 10.1 письма).

Параметры российского товара не приводят, если производства товара в РФ нет или оно прекратилось. По мнению ведомства, в этом случае заказчику в описании объекта закупки следует декларировать невозможность привести характеристики отечественного товара по указанной причине (пп. 10.2 письма).

Обоснование НМЦК

При расчете, в частности, НМЦК на закупку товаров из перечня N 1 и 2 методом анализа рынка госзаказчики применяют особенности, кроме ряда случаев.

Так, при определении идентичности и однородности товаров учитывают только продукцию из ЕАЭС. Если производства как идентичных, так и однородных товаров в ЕАЭС нет или оно прекратилось, госзаказчикам нужно (пп. 11.3 письма):

  • включить в обоснование цены аргументацию невозможности применить метод анализа рынка с учетом особенностей;
  • использовать иной метод. По мнению ведомства, определить цену в этом случае следует также методом анализа рынка, но с учетом товаров из иностранных государств, помимо стран ЕАЭС.

Документ:

Письмо Минфина России от 31.01.2025 N 24-01-06/8697

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 20.02.2004 N 96 (ред. от 01.11.2024) "О сводном реестре организаций ...

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при ...

4 февраля 2025

Включение в РНП по Закону N 223-ФЗ: правила проверки документов заработают с 11 февраля 2025 года

ФАС утвердила порядок проверки документов, которые заказчики направляют для включения сведений об участнике (контрагенте) в РНП. Порядок определяет сроки и правила взаимодействия с контролерами при уклонении, одностороннем отказе или расторжении договора в суде.

Подача документов

Документы направляют в ФАС либо ее территориальный орган по месту нахождения заказчика, которое он указал в извещении (документации) о закупке.

ФАС примет документы, если НМЦД (цена лота):

  • выше 700 млн руб.;
  • выше 100 млн руб., но общая сумма договоров заказчика в прошлом году более 1 млрд руб.

В других случаях это задача УФАС. Если отправить документы не в тот орган, их передадут по подведомственности в течение 3 рабочих дней после даты поступления.

Исправление ошибок

Если документы не соответствуют составу и требованиям Правил N 1211, заказчику направят извещение. На это у контролеров будет 3 рабочих дня с даты получения документов.

На исправление ошибок заказчику также отведут 3 рабочих дня с даты получения извещения. Рассмотрение документов на этот период приостановят.

Принятие документов контролерами

Если с документами все в порядке, в течение 3 рабочих дней с даты их получения заказчику и участнику (контрагенту) направят уведомление о назначении рассмотрения. Это сделают бумажным письмом или по электронной почте.

В уведомлении укажут краткое содержание документов, а также информацию о месте и времени их проверки.

Проверка документов и вынесение решения

Проверку проведет комиссия ФАС или ее территориального органа. Срок проверки и принятия решения – 10 рабочих дней с даты поступления документов.

Заказчик и участник (контрагент) смогут присутствовать на заседании комиссии, представлять информацию, документы и объяснения как в письменной, так и в устной форме.

Документ:

Приказ ФАС России от 24.12.2024 N 1072/24

Рекомендуем:

Что делать для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 (ред. от 15.10.2022) "О ведении реестра недобросовестных ...

3 февраля 2025

Указание доли вторсырья при описании товара по Закону N 44-ФЗ: разъяснения Минприроды

По мнению ведомства, Распоряжение N 2094-р, которым утверждены перечни видов товаров, работ и услуг с минимальной долей вторсырья, не применяется при госзакупках. Документ издан для получения товаропроизводителями мер господдержки.

Долю вторсырья для товаров, к которым предъявляются экологические требования при госзакупках, позже установит Минпромторг.

Документ:

Письмо Минприроды России от 23.12.2024 N 25-29/52546

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 N 1224 "Об особенностях описания отдельных видов товаров ...

Распоряжение Правительства РФ от 02.08.2023 N 2094-р <Об утверждении перечня видов продукции (товаров) ...

 

3 февраля 2025

Самые интересные новости для специалиста по закупкам за январь

Установлены правила выдачи разрешения на приобретение иностранных товаров по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ. Определен порядок расчета НМЦК при госзакупках моторного топлива. Утверждены изменения в типовых условиях госконтрактов на регулярные перевозки пассажиров и багажа. Об этом и не только в нашем обзоре.

См. материалы о налоговой реформе, частичной мобилизации и антикризисных мерах.

Изменения законодательства

С 30 января 2025 года для заказчиков по Закону N 44-ФЗ и Закону N 223-ФЗ установили единые правила выдачи разрешения на приобретение импортных промтоваров из перечня с запретом закупок такой продукции. Подробнее в нашей новости.

Определили порядок расчета НМЦК при госзакупках моторного топлива, в том числе дизтоплива, автомобильного и авиационного бензина. Он действует с 3 февраля 2025 года. Порядок предусматривает варианты расчета цены для поставки топлива с мест хранения (производства, перевалки), ж/д транспортом и др. способами. Подробнее в нашей новости.

Утвердили изменения в типовых условиях госконтрактов на регулярные перевозки пассажиров и багажа. Их нужно применять с 7 февраля 2025 года. Заказчики смогут устанавливать цену единицы работы для ТС с разными классами и видами двигателя, а также максимальное значение цены контракта. Подробнее в нашей новости.

Установили, что с 16 февраля 2025 года госзакупки на ЕАТ "Березка" станут проводить федеральные бюджетные учреждения. В перечень случаев, при которых заказчики вправе не проводить закупки через агрегатор, включат новые основания. Подробнее в нашей новости.

Судебная практика

ВС РФ согласился с первой и кассационной инстанцией, которые взыскали с госзаказчика затраты на оформление независимой гарантии для обеспечения контракта. Последний расторгли в суде по инициативе заказчика из-за недофинансирования. Так, суд решил, что подрядчик надлежаще исполнил обязанность предоставить обеспечение, когда оформил гарантию. Он получил последнюю, чтобы заключить сделку, извлечь прибыль и возместить за счет нее в том числе спорные расходы. Контракт расторгли не по вине подрядчика, а из-за обстоятельств, за которые он не отвечал. Подробнее в нашей новости.

Также ВС РФ поддержал суды, которые не нашли нарушений в особых требованиях к товару по Закону N 223-ФЗ. Заказчик приобретал тренажер с ПО для обучения сотрудников навыкам оказания первой медпомощи. Контролеры посчитали, что предмет закупки описали под конкретного производителя. Суды с ними не согласились. Они среди прочего учли, что заказчик уже приобретал аналогичный товар. Новая закупка той же продукции нужна для доукомплектования тренажерами персонала, который обучается только на них. Если закупить другие, это приведет к дополнительным затратам. Подробнее в нашей новости.

Разъяснения ведомств

ФАС пояснила, что обращение о включении данных в РНП направляют и при вынужденном отказе от госконтракта. Подробнее в нашей новости.

Минфин сообщил, что при расчете пеней госзаказчикам следует использовать ключевую ставку, которая действует на день начисления. Подробнее в нашей новости.

Также Минфин разъяснил нюансы предоставления обеспечения исполнения госконтракта при совместной закупке с неизвестным объемом среди СМП и СОНКО. Подробнее в нашей новости. Кроме того, ведомство рассказало об особенностях изменения существенных условий строительных госконтрактов. Подробнее в нашей новости.

Проекты

В первом чтении приняли проект, по которому АНО и общественно полезные фонды станут проводить закупки по Закону N 223-ФЗ. Новшество коснется юрлиц, учредителями которых выступают РФ, регион или муниципалитет. Подробнее в нашей новости.

 

1 февраля 2025

Минфин: отчет о закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ нужно разместить не позже 3 февраля 2025 года

Ведомство сообщило: отчет о закупках у СМСП за 2024 год нужно разместить в ЕИС не позже 3 февраля 2025 года.

По Закону N 223-ФЗ последний день срока для размещения отчета – 1 февраля года, следующего за прошедшим. В 2025 году эта дата выпадает на субботу, поэтому переносится на понедельник в силу ст. 193 ГК РФ.

Документ:

Письмо Минфина России от 31.01.2025 N 24-07-09/8585

Рекомендуем:

Готовим отчет о закупках у СМСП за 2024 год по Закону N 223-ФЗ

Полезные ссылки:

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с ...

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными ...

 

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK