Главная » Консультант Плюс: Актуальная правовая информация » Новости по госзакупкам 28 февраля 2025

Новости по госзакупкам 28 февраля 2025

28.02.2025

Новости для специалиста по закупкам

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

28 февраля 2025

Нормирование закупок автомобилей по Закону N 44-ФЗ: новые правила в проекте Минфина

По проекту заказчиков переведут на преимущественную закупку электромобилей и транспорта на газомоторном топливе. Приобретать бензиновые и дизельные модели позволят лишь в особых случаях, например если в зоне эксплуатации нет газозаправочной или зарядной инфраструктуры.

Предельные цены на транспорт из обязательного перечня можно будет изменить не более чем на значение индекса потребительских цен Росстата для нового отечественного легкового автомобиля за период действия предельных цен. Это разрешат сделать при составлении ведомственных перечней ТРУ.

Есть и другие новшества. Общественное обсуждение инициативы завершат 10 марта.

Документ:

Проект постановления Правительства РФ

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 N 926 (ред. от 18.07.2019) "Об утверждении Общих правил ...

Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 N 927 (ред. от 09.12.2020) "Об определении требований к ...

 

27 февраля 2025

Проверка лицензий участников госзакупки охранных услуг: ФАС указала, на что обратить внимание

По мнению ведомства, выписка из реестра лицензий на частную охранную деятельность, в которой местом ее ведения указана Российская Федерация без конкретного адреса, подтверждает специальную правоспособность.

Если лицензию выдали в одном регионе, а услуги планируют оказывать в другом, менять данные в реестре лицензий не нужно. Для этого достаточно уведомить лицензирующие органы нужного субъекта РФ.

Ведомство отметило: обязанность уведомлять территориальные органы Росгвардии как по месту выдачи лицензии, так и по месту нахождения объекта охраны возникает после заключения контракта.

В практике можно встретить иное мнение. Его высказывал, например, АС Дальневосточного округа. ВС РФ отказал в пересмотре дела.

Антимонопольная служба сообщила, что планирует вести совместные с ВС РФ мероприятия для формирования единообразной практики рассмотрения вопросов о территориальном действии лицензии на услуги охраны.

Документ:

Письмо ФАС России от 18.02.2025 N ГР/13587/25

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

26 февраля 2025

ВС РФ согласился: по Закону N 44-ФЗ нельзя включать сведения в РНП с опозданием в 2 года

Заказчик отказался от контракта на проектирование из-за отрицательного заключения госэкспертизы. УФАС не включило информацию о подрядчике в РНП, но спустя 2 года суд обязал контролеров пересмотреть решение, и данные разместили в реестре.

ВС РФ поддержал суды, которые признали действия УФАС незаконными. Антимонопольный орган не вправе включать сведения в РНП спустя 2 года с момента, когда возникла такая обязанность. Это не соответствует Закону N 44-ФЗ и нарушает права подрядчика.

Документ:

Определение ВС РФ от 17.02.2025 N 301-ЭС25-845

25 февраля 2025

Простая письменная форма контракта с единственным поставщиком с 1 января 2025 года: позиция Минфина

С 1 января 2025 года заключать контракты с единственным поставщиком без учета требований Закона N 44-ФЗ можно не в любой, а только в простой письменной форме по ГК РФ. Минфин разъяснил, как применять это новшество, в т.ч. при закупках через подотчетных лиц. Подробнее в обзоре.

Суть изменений

В Законе N 44-ФЗ закрепили общее правило о письменной форме контракта, поэтому никакая сделка не может быть устной.

Для случаев закупки у единственного поставщика, при которых можно не соблюдать основные требования к контракту, ввели простую письменную форму по ГК РФ.

Простая письменная форма контракта при розничной купле-продаже

По ГК РФ договор розничной купли-продажи заключен в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового (товарного) чека, электронного или иного документа об оплате.

Таким образом, по Закону N 44-ФЗ чеки и иные документы, которые выступают формой договора розничной купли-продажи, признают контрактом в простой письменной форме.

На чеки и иные документы распространяются положения Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра контрактов. Кроме того, заказчик сам должен указывать на них ИКЗ.

Закупки за наличные через подотчетное лицо

При закупках через подотчетное лицо оформляется авансовый отчет. К нему прилагают документ-подтверждение расходов на закупку товаров, работ или услуг. По Закону N 44-ФЗ такой документ считают контрактом в простой письменной форме.

Документ:

Письмо Минфина России от 18.02.2025 N 24-01-10/15030

Полезные ссылки:

Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н (ред. от 15.06.2020) "Об утверждении форм первичных учетных ...

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 13.12.2024)

Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 (ред. от 18.02.2025) "О мерах по информационному обеспечению ...

24 февраля 2025

Независимая гарантия при закупках по Закону N 44-ФЗ: интересные примеры из практики за 2024 год

Может ли принципал вернуть комиссию за выдачу гарантии, если не заключил контракт? Обязан ли банк проверять гарантию на соответствие извещению и Закону N 44-ФЗ? Должна ли гарантия содержать все реквизиты из типовой формы? Ответы на эти вопросы – в обзоре.

Принципал вправе вернуть комиссию за выдачу гарантии, если не заключил контракт

АС Московского округа взыскал с банка комиссию за выдачу гарантии, поскольку победитель не смог заключить контракт из-за отмены протоколов закупки.

Суд указал: гарантия содержала отлагательное условие – заключение контракта. Условие не наступило, значит действие гарантии не началось, а у банка не возникло права на вознаграждение.

К аналогичному выводу АС Московского округа пришел и в ситуации, когда принципал сам передумал участвовать в закупке.

Банк должен проверять гарантию на соответствие извещению и Закону N 44-ФЗ

АС Московского округа поддержал контролеров, которые обязали банк исправить недостатки гарантии, поскольку срок ее действия не соответствовал извещению и контракту.

Суд подчеркнул: банк, как профессионал и субъект отношений в сфере закупок, должен соблюдать требования к гарантии по Закону N 44-ФЗ и Постановлению N 1005. Он не может включать в гарантию условия, которые противоречат извещению и проекту контракта.

Подход разделяет и ВС РФ.

Гарантия может не содержать все реквизиты из типовой формы

АС Восточно-Сибирского округа решил, что заказчик незаконно отклонил гарантию победителя из-за отсутствия номера телефона и адреса электронной почты бенефициара, хотя поле для этих реквизитов есть в типовой форме.

Суд отметил: спорные реквизиты не указаны ни в Законе N 44-ФЗ, ни в Постановлении N 1005. При этом формальное несоответствие типовой форме не означает, что гарантия не отвечает обязательным требованиям.

ФАС и Ставропольское УФАС считают иначе.

Рекомендуем:

Как проверить независимую гарантию в рамках Закона N 44-ФЗ

Полезные ссылки:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 26.12.2024) "О независимых гарантиях, используемых ...

 

22 февраля 2025

ФАС планирует рассматривать в центральном аппарате больше жалоб и других обращений по Закону N 44-ФЗ

Антимонопольная служба подготовила изменения в приказ о координации при контроле за госзакупками. Если поправки утвердят, территориальные органы будут передавать в центральный аппарат жалобы на госзаказчиков, контрактных управляющих и других лиц при НМЦК закупки 500 млн руб. и более (п. 1.1 проекта). Сейчас "порог" – 700 млн руб. 
Аналогичное снижение предусмотрели для обращений:

  • о внеплановых проверках и включении в РНП;
  • заключении с едпоставщиком контракта для федеральных нужд.

В проекте есть и другие изменения. В частности, планируют уточнить подведомственность для обращений по закупкам (п. п. 1.2 и 1.4):

  • федеральных судов и судебных департаментов;
  • за счет средств гособоронзаказа.

Документ:

Проект приказа ФАС России

Полезная ссылка:

Приказ ФАС России от 13.10.2015 N 955/15 (ред. от 15.12.2023) "О координации деятельности центрального ...

21 февраля 2025

Минпромторг: для подтверждения страны товара по новым правилам не подходит запись из реестра РЭП

Ведомство сообщило: новые правила нацрежима не допускают использовать записи из реестра РЭП для подтверждения страны происхождения товара. Сейчас для этого применяют номер записи, например, из реестра российской промпродукции.

В марте 2025 года планируют принять поправки, по которым новую электронику (в т.ч. телекоммуникационное оборудование) будут включать в реестр российской промпродукции. Туда же перенесут действующие записи из реестра РЭП.

На новый порядок подтверждения страны товара недавно указывал и Минфин.

Документ:

Письмо Минпромторга России от 04.02.2025 N ШВ-11731/11

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при ...

Информационное письмо Минфина России от 31.01.2025 N 24-01-06/8697 "О применении положений постановления ...

20 февраля 2025

Сообщение о потребности в централизованных госзакупках для федеральных нужд: утвержден новый порядок

С 28 февраля заработает новый порядок направления сведений о потребности федеральных органов исполнительной власти, их терорганов в централизованных закупках товаров (работ, услуг). В нем определили форму, по которой сообщают о потребности, сроки представления информации о ней и др. Подробнее в обзоре.

Кому и когда сообщать о потребности в закупках

Информацию о потребности в товарах (работах, услугах) на очередной финансовый год и плановый период федеральные органы исполнительной власти, их терорганы (далее – получатели) представляют ежегодно до 15 марта текущего финансового года.

Сведения станут направлять в ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" или его филиалы (далее – учреждение, филиалы) в зависимости от региона получателя.

Если надо закупить полисы ОСАГО, то сообщать о потребности нужно только учреждению независимо от региона получателя.

До 1 февраля текущего финансового года получатели будут обмениваться с учреждением, филиалами данными о тех, кто отвечает за подготовку сведений и документов при планировании закупок.

Как направлять информацию о потребности в закупках

Информацию представляют по форме из приложения к порядку. Среди прочего в ней укажут характеристики товаров (работ, услуг) по КТРУ.

В ряде случаев надо будет приводить дополнительные сведения. Например, если получателям нужны полисы ОСАГО, то потребуются также данные о собственнике ТС, его ИНН и др.

Учреждение, филиалы и получатели будут взаимодействовать через информсистемы, в том числе систему межведомственного электронного документооборота.

Сколько рассматривают информацию о потребности в закупках

Учреждение, филиалы рассмотрят информацию в течение 3 рабочих дней с даты ее поступления. В течение 10 рабочих дней с даты ее получения они направят получателям предложения по ценам товаров (работ, услуг).

У получателей будет 5 рабочих дней с даты получения предложения на согласование или мотивированный отказ.

Документ:

Приказ Казначейства России от 15.01.2025 N 1н

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 892 (ред. от 11.11.2024) "О возложении на федеральные ...

 

19 февраля 2025

РНП по Закону N 44-ФЗ: обзор практики рассмотрения обращений ФАС за IV квартал 2024 года

Заказчик проигнорировал протокол разногласий. Участник ошибся при указании номеров реестровых записей в заявке. Просрочка по основному контракту помешала качественно выполнить строительный контроль. О том, как это повлияло на решение ФАС, читайте в обзоре.

Игнорирование протокола разногласий

Победитель увидел в проекте контракта неверные реквизиты и сформировал протокол разногласий. Заказчик проигнорировал документ, признал победителя уклонившимся и направил данные контролерам.

ФАС не включила сведения в РНП, поскольку у победителя не было намерений уклоняться от заключения контракта. При этом заказчик нарушил Закон N 44-ФЗ, так как не разместил в ЕИС проект контракта и информацию о причинах отказа учесть протокол разногласий.

Ошибки в заявке

При исполнении контракта на поставку и монтаж системы дорожных камер выяснилось, что поставщик указал в заявке неверные номера реестровых записей на ПО. Заказчик оформил вынужденный отказ от сделки и направил обращение в ФАС.

Контролеры не включили сведения в РНП. Их убедил аргумент поставщика о том, что оборудование и ПО в его составе полностью соответствовали техзаданию. Заказчик на заседание комиссии не явился и доводы контрагента не опроверг.

Ненадлежащее выполнение строительного контроля из-за просрочки по основному контракту

Заказчик отказался от контракта на услуги строительного контроля из-за нарушений и направил данные о подрядчике контролерам.

ФАС не включила сведения в РНП, поскольку подрядчик принимал меры для исполнения контракта. Контролеры учли, что качественно оказать услуги не получилось из-за просрочки исполнителя по основному строительному контракту.

Документ:

Обзор практики рассмотрения обращений о включении в РНП по Закону N 44-ФЗ (IV квартал 2024 года)

 

18 февраля 2025

Преимущества организациям инвалидов при госзакупках: ВС РФ отменил разъяснения ФАС

ФАС сообщала, что преимущества имеют только общероссийские общественные организации инвалидов. На иные общественные организации инвалидов (в т.ч. региональные) преференции не распространяются.

ВС РФ с таким подходом не согласился:

  • структура общероссийского общественного объединения многоуровневая. В одном субъекте РФ можно создать одно региональное отделение. Последнее – часть такой структуры;
  • для признания общественной организации общероссийской нужно, чтобы она вела деятельность в более чем половине субъектов РФ. Именно областные и региональные отделения определяют этот статус;
  • чтобы получить преимущества при закупках для организаций инвалидов, участник должен иметь специальную правосубъектность. Ее приобретают, когда общественная организация ведет деятельность через свою структуру, в том числе через региональные отделения;
  • региональные объединения, как структурные подразделения общероссийской общественной организации инвалидов, имеют право на преимущества при закупках.

Документ:

Решение ВС РФ от 16.01.2025 N АКПИ24-965

Полезная ссылка:

<Письмо> ФАС России от 10.07.2024 N МШ/60841/24 "По вопросу применения статьи 29 Федерального закона ...

 

17 февраля 2025

Описание предмета закупки по Закону N 223-ФЗ: интересные примеры из практики за 2023 – 2025 годы

При каких способах применяют правила описания предмета закупки? Можно ли в описании указать характеристики товара конкретного производителя? Допустимо ли включить в один лот услуги или работы на объектах, которые значительно удалены друг от друга? Подробнее в обзоре.

Правила описания предмета закупки нужно применять, если закупка отвечает признакам конкурентности

Приморское УФАС не одобрило покупку погрузчиков особой марки и модели через запрос оферт. В положении о закупке такой способ назвали неконкурентным, что позволяло приобретать товар конкретных производителей.

Контролеры решили, что спорный способ закупки отвечал признакам конкурентности. Кроме того, сведения о запросе оферт разместили в ЕИС. Это соответствовало принципу информационной открытости. Значит, заказчику следовало соблюсти правила описания предмета закупки. Указывать особую марку и модель товара оснований не было.

11-й ААС в сходной ситуации нарушений не нашел. Заказчик сам определяет формы и способы закупок. Использование отдельных элементов конкурентной процедуры не делает ее таковой.

Можно предъявить особые требования к товару с учетом специфики его применения и нужд заказчика

Заказчик приобретал тренажер с ПО для обучения сотрудников навыкам оказания первой медпомощи. Контролеры нашли ограничение конкуренции: предмет закупки описан под конкретного производителя.

ВС РФ поддержал суды, которые решили, что параметры товара установили с учетом специфики использования, они отвечают потребностям заказчика:

  • он уже приобретал аналогичный товар. Новая закупка той же продукции нужна, чтобы доукомплектовать тренажерами персонал, который обучается только на них. Если закупить другие, то придется их осваивать, что приведет к дополнительным финансовым и временным затратам;
  • в документации закрепили, что любые ссылки на конкретный товар необязательные. Участник мог предложить эквивалент;
  • для обоснования НМЦД заказчик использовал 3 коммерческих предложения разных поставщиков – потенциальных участников закупки, которые могли бы поставить товар.

АС Восточно-Сибирского округа увидел ограничение конкуренции при сходных обстоятельствах.

Нельзя закупить одним лотом услуги или работы на объектах, которые значительно удалены друг от друга

ВС РФ не стал пересматривать дело, в котором суды не поддержали объединение в один лот услуг по уборке помещений на объектах в разных районах города:

  • уборку следовало выполнять одновременно на объектах, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга и не имеют взаимосвязи. Это могло мешать подаче заявок;
  • ранее заказчик по аналогичным объектам проводил отдельные закупки;
  • укрупнение лота увеличило объем услуг, ресурсов, размеры обеспечения заявки и договора. Также это ограничило число участников за счет тех из них, которые могут вести уборку лишь на одном объекте.

АС Московского округа тоже не поддержал заказчика, который объединил в одну строительную закупку работы на двух электросетевых объектах. Они располагались в 630 км друг от друга. Суд учел, что по каждому из объектов были отдельные проектные документации. Это подтверждало обособленность выполнения работ на каждом объекте. Заказчик не доказал техническую и функциональную взаимосвязь между объектами.

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными ...

 

14 февраля 2025

Практика ФАС по Закону N 44-ФЗ: какие ошибки отметила служба в обзорах за декабрь 2024 года

Заказчики предъявляли избыточные требования к опыту для оценки заявок, не отменяли решение об одностороннем отказе после того, как контрагент устранил нарушения, и превышали полномочия при проверке уровня СРО. Подробнее об этих ошибках читайте в обзоре.

Избыточные требования к опыту

Заказчик приобретал услуги по организации участия в выставке. Для оценки опыта принимали контракты с конкретным перечнем услуг, который заказчик указал в порядке оценки. Если контракт не включал хотя бы одну из таких услуг – опыт не засчитывали.

ФАС признала порядок оценки некорректным. Отсутствие в подтверждающих контрактах сведений об оказании одной из услуг по перечню заказчика не означает, что участник не сможет исполнить обязательства.

Нарушение порядка одностороннего отказа

Заказчик отказался от контракта из-за отставания от графика работ. До того, как решение вступило в силу, подрядчик сообщил, что устранил нарушения – ускорил темп работ, привлек субподрядчиков, а также увеличил число техники и людей. Заказчик письмо проигнорировал, решение не отменил.

ФАС оштрафовала должностное лицо заказчика на 50 тыс. руб. за нарушение порядка расторжения контракта при одностороннем отказе.

Превышение полномочий при проверке уровня СРО

Участника отстранили от строительной закупки "под ключ" за превышение фактического совокупного размера обязательств для 3-го уровня СРО. Заказчик принял такое решение после проверки суммарной стоимости контрактов участника и его ценовых предложений по другим закупкам.

ФАС и АС г. Москвы решили, что заказчик превысил свои полномочия. СРО сама отслеживает соотношение размеров компенсационного взноса и принятых обязательств участника.

Документы:

Обзор административной практики по Закону N 44-ФЗ (декабрь 2024 года)

Обзор судебной практики по Закону N 44-ФЗ (декабрь 2024 года)

Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 44-ФЗ (декабрь 2024 года)

13 февраля 2025

Суды перечислили признаки замещающего госконтракта для взыскания убытков из-за срыва сделки

Заказчик отказался от контракта на обслуживание и ремонт инженерных систем из-за нарушений. Позже он провел повторную закупку по тому же объекту, заключил новую сделку и потребовал от прежнего подрядчика возместить разницу в цене услуг.

Суды отказали заказчику в иске. Из-за существенных различий новый контракт не признали замещающей сделкой. При этом апелляция назвала ряд ее обязательных признаков:

  • замещающую сделку заключают вместо другого контракта, который досрочно прекратили из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения;
  • прежний и новый контракты имеют идентичный (сходный) предмет;
  • у нового контракта разумные цена и срок заключения.

Кроме того, получаемое в рамках замещающей сделки должно соответствовать условиям первоначальной.

Документ:

Постановление АС Московского округа от 31.01.2025 по делу N А40-260308/2023

 

12 февраля 2025

Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за декабрь 2024 года

Заказчики устанавливали неправильный порядок оценки заявок, допускали их к закупке без оснований для этого. Также они неверно формировали лот, когда закупали одновременно продукцию с разных товарных рынков. Подробнее в обзоре.

Неправильный порядок оценки заявок

Для оценки квалификации участников заказчик принимал договоры стоимостью не менее 50% НМЦД каждый.

Контролеры сочли порядок оценки необъективным. Так, участник, который представит 1 договор стоимостью 50% НМЦД, получит баллы, а участник, который представит несколько договоров на общую сумму 50% НМЦД, – нет. Баллы не начислят также участнику с опытом, который представитдоговор стоимостью, например, 49% НМЦД.

Суд поддержал контролеров и отметил в том числе то, что спорный порядок оценки не определял степень опытности участника. Ее могли измерить так: чем выше совокупная стоимость договоров, тем больший объем работ выполнили по ним.

Допуск заявки без оснований

Заказчик уточнил информацию по заявке участника. Документация позволяла на отборочной стадии уточнять данные из заявки без изменения ее условий.

Контролеры сочли условие о праве запроса незаконным, а допуск заявки ‒ безосновательным:

  • право подавать запросы создает неравные условия для участников и ограничивает конкуренцию, поскольку в документации нет порядка и случаев их направления. Реализация права зависит от воли заказчика;
  • на основании запросов заказчика участник изменял в заявке характеристики товара, поскольку те не отвечали условиям закупки. Это позволило ее допустить;
  • заявку рассматривают на основании документов в ее составе. Если заявка не отвечает условиям закупки, ее надо отклонить.

Суд согласился с выводами.

Неверное формирование лота

Заказчик объединил в одну закупку химические вещества, пищевые продукты, текстиль и другие товары. Он пояснил, что такое формирование лота нужно для достижения единой цели ‒ проведение ремонта и обслуживания строительных сооружений и поездов. Поставка продукции разными контрагентами могла бы привести к дополнительным издержкам.

Контролеры не согласились с ним: закупаемые товары не связаны между собой. Они представляют разные рынки. Это ограничивает конкуренцию. Заказчик не доказал необходимость их приобретения одним лотом.

Документы:

Обзор судебной практики по Закону N 223-ФЗ (декабрь 2024 года)

Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 223-ФЗ (декабрь 2024 года)

 

11 февраля 2025

ВС РФ: наличие этапов не повод списывать неустойку по неисполненному контракту

Стороны заключили контракт на оснащение станций метро информационными терминалами. Первый этап работ предполагал монтаж техники. Его завершили с просрочкой, поэтому заказчик удержал неустойку из оплаты.

Подрядчик счел удержание незаконным. Заказчику следовало списать неустойку по Правилам N 783, поскольку ее размер не превысил 5% цены контракта, а обязательства по этапу были выполнены.

ВС РФ с доводами подрядчика не согласился:

  • Правила N 783 допускают списание штрафов и пеней, только если обязательства по контракту исполнили в полном объеме. Спорный контракт действует, поэтому списать неустойку пока нельзя;
  • этапность контракта не означает, что подрядчик вправе претендовать на списание неустойки. Этапы преследуют единую цель – наличие рабочего, а не только смонтированного оборудования.

Документ:

Определение ВС РФ от 30.01.2025 N 305-ЭС24-17591

Рекомендуем:

Списание неустойки по госконтракту: интересные примеры из практики за 2023 - 2024 годы

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (ред. от 09.12.2024) "О списании начисленных поставщику ...

 

10 февраля 2025

Власти регионов проверят планы закупок в части СМСП у большего числа заказчиков по Закону N 223-ФЗ

Правительство обновило перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений в такие планы проходят оценку соответствия закону в части СМСП. Речь идет о тех, кого проверяют органы власти регионов.

В список включили автотранспортные, медицинские, жилищно-коммунальные, образовательные и другие организации из более чем 70 субъектов РФ.

Напомним, с 1 января 2025 года дополнили и список заказчиков, чьи документы проверяет Корпорация МСП.

Документ:

Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2025 N 204-р

Рекомендуем:

Как проводится проверка плана закупок для оценки соответствия

Полезные ссылки:

Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 N 717-р (ред. от 04.02.2025) <О перечне конкретных заказчиков ...

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными ...

 

7 февраля 2025

Практика ФАС по Закону N 44-ФЗ: какие ошибки отметила служба в обзорах за ноябрь 2024 года

Заказчики устанавливали неверный порядок оценки, когда определяли ценовой барьер договора для оценки опыта. Также они без оснований применяли доптребования и не полностью описывали объект закупки. Подробнее в обзоре.

Неверный порядок оценки

Заказчик приобретал работы по ремонту автодороги и установил доптребования. Также он оценивал квалификацию и применил показатель "Общая цена исполненных договоров". Предельное минимальное значение характеристики составило 100% НМЦК.

Контролеры сочли порядок оценки неверным. Он не давал объективно сравнить предложения участников, которые соответствовали доптребованиям, но имели опыт исполнения договоров на сумму меньше НМЦК.

Суд с выводом согласился.

Применение доптребований без оснований

Заказчик закупал работы по нанесению защитного покрытия на окна. Он установил доптребования по позиции 15 для работ по текущему ремонту зданий.

Контролеры с ним не согласились: по условиям закупки оконные блоки покрывали бронированной пленкой. Их рамы не снимали и конструкцию здания не затрагивали. Заказчик не доказал, что спорные работы относятся к текущему ремонту.

Неполное описание объекта закупки

Контролерам пожаловались на то, что в извещении о закупке работ по организации абонентского пункта конфиденциальной видеосвязи не разместили рабочий проект с характеристиками оборудования. Проект – это основание для выполнения работ.

Заказчик пояснил, что не сделал этого, поскольку проект содержит информацию ограниченного распространения. С ним можно было ознакомиться у заказчика.

ФАС решила, что число участников сократили: отсутствие в извещении информации из рабочего проекта ограничивает возможность подачи заявки. На участие в закупке была подана лишь одна.

Документы:

Обзор судебной практики по Закону N 44-ФЗ (ноябрь 2024 года)

Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 44-ФЗ (ноябрь 2024 года)

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 23.09.2024) "О требованиях к участникам ...

Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 23.09.2024) "Об оценке заявок на участие ...

 

6 февраля 2025

Практика ФАС по Закону N 223-ФЗ: на что контролеры обратили внимание в обзорах за ноябрь 2024 года

Заказчики отменяли закупку по лоту до того, как исполнили предписание контролеров, незаконно отклоняли заявки за нарушение требований документации и искажали предмет закупки при ответе на запрос разъяснений. Подробнее об этих нарушениях читайте в обзоре.

Отмена закупки по лоту до исполнения предписания

Заказчик ошибся при описании объекта закупки по одному из лотов. Контролеры предписали отменить протоколы, уточнить документацию и назначить новые даты подачи, рассмотрения и оценки заявок, а также подведения итогов аукциона.

Вместе с протоколами заказчик отменил и закупку по спорному лоту. За частичное неисполнение предписания ФАС оштрафовала его на 300 тыс. руб.

Незаконное отклонение заявки за нарушение требований документации

Участника отстранили от закупки из-за некорректного срока гарантии, которую тот предоставил для обеспечения заявки. Ее срок должен был составлять не менее 120 дней с даты окончания периода подачи заявок.

ФАС и АС г. Москвы сочли действия заказчика незаконными. Он не раз сдвигал конечный срок подачи заявок, а по условиям закупки продлевать обеспечение в таком случае не требовалось.

Искажение предмета закупки при ответе на запрос разъяснений

Заказчик приобретал измерительную технику и работы по ее установке. Один из участников запросил разъяснения в части предоставления сметы на монтажные работы. Заказчик ответил, что смету разрабатывает исполнитель за свой счет, так как это входит в цену.

ФАС решила, что разъяснения заказчика изменили суть предмета закупки. Техзадание не включало работы по разработке сметной документации.

Документы:

Обзор административной практики по Закону N 223-ФЗ (ноябрь 2024 года)

Обзор судебной практики по Закону N 223-ФЗ (ноябрь 2024 года)

Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 223-ФЗ (ноябрь 2024 года)

 

5 февраля 2025

Минфин разъяснил правила применения национального режима при закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ

Ведомство сообщило, на каких заказчиков распространяются запрет, ограничение, преимущество, и перечислило способы закупок, при которых их устанавливают. Также оно рассказало об особенностях описания объекта или предмета закупки, обоснования НМЦК. Подробнее в обзоре.

Заказчики, на которых распространяются запрет, ограничение, преимущество

К заказчикам, которые применяют запрет, ограничение, преимущество (далее – меры), относят всех заказчиков по Закону N 44-ФЗ, а также заказчиков по Закону N 223-ФЗ из числа (пп. 2.2 письма):

  • госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний, автономных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий;
  • субъектов естественных монополий независимо от организационно-правовой формы;
  • организаций, которые осуществляют регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с ТКО, независимо от организационно-правовой формы;
  • хозяйственных обществ из сводного реестра организаций ОПК.

Меры в ряде случаев устанавливают также отдельные заказчики по Закону N 223-ФЗ из числа хозяйственных обществ (АО или ООО), которые не относятся к трем последним категориям (пп. 2.3, 2.5 письма).

Способы закупок, при которых заказчики устанавливают меры

Запрет устанавливают при всех способах закупки по Закону N 44-ФЗ и Закону N 223-ФЗ, в том числе при закупке у единственного поставщика (пп. 4.1 письма).

Ограничение и преимущество применяют (пп. 4.2, 4.3 письма):

  • при конкурентных и электронных малых закупках по Закону N 44-ФЗ;
  • при конкурентных закупках и неконкурентных закупках (если положение о закупке предусматривает подачу заявок несколькими участниками) по Закону N 223-ФЗ.

Описание объекта или предмета закупки

Наименование объекта или предмета закупки необязательно должно дословно совпадать с тем, что указано в перечнях с мерами (пп. 3.2 письма).

При описании объекта закупки, для которого установлены меры, госзаказчики указывают характеристики товара российского происхождения независимо от того, применяли меры в закупке или нет (пп. 10.1 письма).

Параметры российского товара не приводят, если производства товара в РФ нет или оно прекратилось. По мнению ведомства, в этом случае заказчику в описании объекта закупки следует декларировать невозможность привести характеристики отечественного товара по указанной причине (пп. 10.2 письма).

Обоснование НМЦК

При расчете, в частности, НМЦК на закупку товаров из перечня N 1 и 2 методом анализа рынка госзаказчики применяют особенности, кроме ряда случаев.

Так, при определении идентичности и однородности товаров учитывают только продукцию из ЕАЭС. Если производства как идентичных, так и однородных товаров в ЕАЭС нет или оно прекратилось, госзаказчикам нужно (пп. 11.3 письма):

  • включить в обоснование цены аргументацию невозможности применить метод анализа рынка с учетом особенностей;
  • использовать иной метод. По мнению ведомства, определить цену в этом случае следует также методом анализа рынка, но с учетом товаров из иностранных государств, помимо стран ЕАЭС.

Документ:

Письмо Минфина России от 31.01.2025 N 24-01-06/8697

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 20.02.2004 N 96 (ред. от 01.11.2024) "О сводном реестре организаций ...

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при ...

4 февраля 2025

Включение в РНП по Закону N 223-ФЗ: правила проверки документов заработают с 11 февраля 2025 года

ФАС утвердила порядок проверки документов, которые заказчики направляют для включения сведений об участнике (контрагенте) в РНП. Порядок определяет сроки и правила взаимодействия с контролерами при уклонении, одностороннем отказе или расторжении договора в суде.

Подача документов

Документы направляют в ФАС либо ее территориальный орган по месту нахождения заказчика, которое он указал в извещении (документации) о закупке.

ФАС примет документы, если НМЦД (цена лота):

  • выше 700 млн руб.;
  • выше 100 млн руб., но общая сумма договоров заказчика в прошлом году более 1 млрд руб.

В других случаях это задача УФАС. Если отправить документы не в тот орган, их передадут по подведомственности в течение 3 рабочих дней после даты поступления.

Исправление ошибок

Если документы не соответствуют составу и требованиям Правил N 1211, заказчику направят извещение. На это у контролеров будет 3 рабочих дня с даты получения документов.

На исправление ошибок заказчику также отведут 3 рабочих дня с даты получения извещения. Рассмотрение документов на этот период приостановят.

Принятие документов контролерами

Если с документами все в порядке, в течение 3 рабочих дней с даты их получения заказчику и участнику (контрагенту) направят уведомление о назначении рассмотрения. Это сделают бумажным письмом или по электронной почте.

В уведомлении укажут краткое содержание документов, а также информацию о месте и времени их проверки.

Проверка документов и вынесение решения

Проверку проведет комиссия ФАС или ее территориального органа. Срок проверки и принятия решения – 10 рабочих дней с даты поступления документов.

Заказчик и участник (контрагент) смогут присутствовать на заседании комиссии, представлять информацию, документы и объяснения как в письменной, так и в устной форме.

Документ:

Приказ ФАС России от 24.12.2024 N 1072/24

Рекомендуем:

Что делать для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 (ред. от 15.10.2022) "О ведении реестра недобросовестных ...

3 февраля 2025

Указание доли вторсырья при описании товара по Закону N 44-ФЗ: разъяснения Минприроды

По мнению ведомства, Распоряжение N 2094-р, которым утверждены перечни видов товаров, работ и услуг с минимальной долей вторсырья, не применяется при госзакупках. Документ издан для получения товаропроизводителями мер господдержки.

Долю вторсырья для товаров, к которым предъявляются экологические требования при госзакупках, позже установит Минпромторг.

Документ:

Письмо Минприроды России от 23.12.2024 N 25-29/52546

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 N 1224 "Об особенностях описания отдельных видов товаров ...

Распоряжение Правительства РФ от 02.08.2023 N 2094-р <Об утверждении перечня видов продукции (товаров) ...

 

3 февраля 2025

Самые интересные новости для специалиста по закупкам за январь

Установлены правила выдачи разрешения на приобретение иностранных товаров по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ. Определен порядок расчета НМЦК при госзакупках моторного топлива. Утверждены изменения в типовых условиях госконтрактов на регулярные перевозки пассажиров и багажа. Об этом и не только в нашем обзоре.

См. материалы о налоговой реформе, частичной мобилизации и антикризисных мерах.

Изменения законодательства

С 30 января 2025 года для заказчиков по Закону N 44-ФЗ и Закону N 223-ФЗ установили единые правила выдачи разрешения на приобретение импортных промтоваров из перечня с запретом закупок такой продукции. Подробнее в нашей новости.

Определили порядок расчета НМЦК при госзакупках моторного топлива, в том числе дизтоплива, автомобильного и авиационного бензина. Он действует с 3 февраля 2025 года. Порядок предусматривает варианты расчета цены для поставки топлива с мест хранения (производства, перевалки), ж/д транспортом и др. способами. Подробнее в нашей новости.

Утвердили изменения в типовых условиях госконтрактов на регулярные перевозки пассажиров и багажа. Их нужно применять с 7 февраля 2025 года. Заказчики смогут устанавливать цену единицы работы для ТС с разными классами и видами двигателя, а также максимальное значение цены контракта. Подробнее в нашей новости.

Установили, что с 16 февраля 2025 года госзакупки на ЕАТ "Березка" станут проводить федеральные бюджетные учреждения. В перечень случаев, при которых заказчики вправе не проводить закупки через агрегатор, включат новые основания. Подробнее в нашей новости.

Судебная практика

ВС РФ согласился с первой и кассационной инстанцией, которые взыскали с госзаказчика затраты на оформление независимой гарантии для обеспечения контракта. Последний расторгли в суде по инициативе заказчика из-за недофинансирования. Так, суд решил, что подрядчик надлежаще исполнил обязанность предоставить обеспечение, когда оформил гарантию. Он получил последнюю, чтобы заключить сделку, извлечь прибыль и возместить за счет нее в том числе спорные расходы. Контракт расторгли не по вине подрядчика, а из-за обстоятельств, за которые он не отвечал. Подробнее в нашей новости.

Также ВС РФ поддержал суды, которые не нашли нарушений в особых требованиях к товару по Закону N 223-ФЗ. Заказчик приобретал тренажер с ПО для обучения сотрудников навыкам оказания первой медпомощи. Контролеры посчитали, что предмет закупки описали под конкретного производителя. Суды с ними не согласились. Они среди прочего учли, что заказчик уже приобретал аналогичный товар. Новая закупка той же продукции нужна для доукомплектования тренажерами персонала, который обучается только на них. Если закупить другие, это приведет к дополнительным затратам. Подробнее в нашей новости.

Разъяснения ведомств

ФАС пояснила, что обращение о включении данных в РНП направляют и при вынужденном отказе от госконтракта. Подробнее в нашей новости.

Минфин сообщил, что при расчете пеней госзаказчикам следует использовать ключевую ставку, которая действует на день начисления. Подробнее в нашей новости.

Также Минфин разъяснил нюансы предоставления обеспечения исполнения госконтракта при совместной закупке с неизвестным объемом среди СМП и СОНКО. Подробнее в нашей новости. Кроме того, ведомство рассказало об особенностях изменения существенных условий строительных госконтрактов. Подробнее в нашей новости.

Проекты

В первом чтении приняли проект, по которому АНО и общественно полезные фонды станут проводить закупки по Закону N 223-ФЗ. Новшество коснется юрлиц, учредителями которых выступают РФ, регион или муниципалитет. Подробнее в нашей новости.

 

1 февраля 2025

Минфин: отчет о закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ нужно разместить не позже 3 февраля 2025 года

Ведомство сообщило: отчет о закупках у СМСП за 2024 год нужно разместить в ЕИС не позже 3 февраля 2025 года.

По Закону N 223-ФЗ последний день срока для размещения отчета – 1 февраля года, следующего за прошедшим. В 2025 году эта дата выпадает на субботу, поэтому переносится на понедельник в силу ст. 193 ГК РФ.

Документ:

Письмо Минфина России от 31.01.2025 N 24-07-09/8585

Рекомендуем:

Готовим отчет о закупках у СМСП за 2024 год по Закону N 223-ФЗ

Полезные ссылки:

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с ...

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными ...

 

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK