Новости по госзакупкам 28 декабря 2024
Новости для специалиста по закупкам
Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете
в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге
26 декабря 2024
Цифровой контракт с 1 января 2025 года и другие оптимизационные поправки: закон опубликован
Цифровой контракт разрешат заключать при любом основании неконкурентной закупки. Дополнят перечень случаев, при которых можно не соблюдать основные требования к контракту с единственным поставщиком. Уточнят, что контракт заключается только в письменной форме.
С 1 января 2025 года
Цифровой контракт с единственным поставщиком
Право заказчиков заключать с 1 января 2025 года контракты через ЕИС распространят на все виды неконкурентных закупок. До 30 июня 2026 года включительно такая форма будет недоступна для ряда оснований, например, закупок малого объема (ст. 2 закона).
Список случаев, при которых с 1 апреля 2025 года заказчики обязаны заключать сделку с единственным поставщиком в ЕИС, не изменится (п. 1 ст. 2 закона).
Новшество вступило в силу 26 декабря 2024 года (ч. 2 ст. 3 закона), но применять его станут не раньше 1 января 2025 года.
Контракт с единственным поставщиком без учета требований Закона N 44-ФЗ
В перечень оснований для закупки у единственного поставщика, при которых можно не соблюдать основные требования к контракту, включат (пп. "б" п. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 3 закона):
- экстренные закупки;
- закупки услуг по управлению МКД;
- закупки преподавательских услуг, которые оказывает физлицо.
Сейчас этих оснований в списке нет.
Форма контракта
Уточнят, что контракт заключается только в письменной форме (пп. "а" и "б" п. 1, пп. "б" п. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 3 закона).
Пока в законе нет такой оговорки, что приводит к попыткам заключать устные сделки с единственным поставщиком.
С 1 января 2026 года
Дробление закупки
Заказчикам разрешат свободно проводить несколько малых закупок однородных или идентичных товаров (работ, услуг) у единственного поставщика, в т.ч. в электронной форме. Главное условие – соблюдать годовой объем и требования к цене контракта (пп. "г" п. 9 ст. 1, ч. 4 ст. 3 закона).
Сейчас в таких ситуациях есть риск получить штраф за дробление закупки.
Единые требования к участникам
Участники смогут не прилагать к заявке документы о соответствии единым требованиям, если они есть в общедоступных госреестрах. Заявка в таком случае должна содержать декларацию, в которой указаны ссылки на сайты с подтверждающими документами (пп. "а" п. 6 ст. 1, ч. 4 ст. 3 закона).
Похожий механизм уже есть в Законе N 223-ФЗ.
Извещение о закупке с неопределенным объемом
При закупках с неизвестным объемом в извещении не потребуется указывать цену и срок исполнения отдельных этапов контракта. Сроки будут устанавливать заказчики в заявках по правилам, которые закрепили в контракте (пп. "а" п. 3, пп. "а" и "б" п. 5 ст. 1, ч. 4 ст. 3 закона).
Изменение упростит подготовку к закупкам, при которых контракт исполняют по заявкам заказчика, когда нельзя заранее знать число заявок и объем товаров (работ, услуг) в каждой из них.
Обеспечение при демпинге
Демпингующие участники не будут предоставлять обеспечение в размере 10% от цены контракта, если требования к обеспечению нет в извещении (п. 4 ст. 1, ч. 4 ст. 3 закона).
Пока есть неопределенность в практике применения антидемпинговых мер в подобном случае.
С 1 июля 2026 года
Реестр контрактов
По общему правилу Закона N 44-ФЗ в реестр обяжут направлять информацию о любых контрактах. Исключение – контракты с гостайной по результатам неэлектронных малых закупок у единственного поставщика (пп. "а" п. 12 ст. 1, ч. 5 ст. 3 закона).
Сейчас в реестр не включают данные о контрактах, которые заключили по итогам ряда неконкурентных закупок, например, малого объема (кроме электронных).
Правительство сможет установить особенности размещения информации и документов в реестре (в т.ч. на официальном сайте ЕИС) для отдельных контрактов (пп. "д" п. 12 ст. 1 закона).
Документ:
Федеральный закон от 26.12.2024 N 484-ФЗ
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.11.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...
Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О внесении изменений в отдельные законодательные ...
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными ...
26 декабря 2024
Опубликованы единые правила применения национального режима при закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ
Установили перечни иностранных товаров (работ, услуг), при приобретении которых с 1 января 2025 года действует запрет или ограничение закупок.
Так, в перечень N 1 (с запретом) включили:
- большинство продукции из списка импортных промтоваров с запретом на допуск, который сейчас действует по Закону N 44-ФЗ;
- программы для ЭВМ;
- базы данных;
- отдельные услуги, например аудиторские.
В перечень N 2 (с ограничением) вошла большая часть товаров из списков с ограничениями допуска, которые сейчас применяют по Закону N 44-ФЗ при закупках:
- промтоваров;
- радиоэлектроники;
- пищевых продуктов;
- медизделий;
- лекарств из ЖНВЛП.
Определили также правила применения запрета, ограничения закупок импортных товаров (работ, услуг), преимущества для отечественной продукции.
Подробнее об изменениях расскажем в ближайшее время в обзоре.
Документ:
Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875
Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 (ред. от 16.05.2022) "Об ограничениях допуска отдельных ...
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (ред. от 16.09.2023) "Об ограничениях и условиях допуска ...
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 09.12.2023) "О мерах стимулирования производства ...
Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 16.04.2024) <Об утверждении перечня жизненно ...
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (ред. от 26.06.2024) "Об ограничениях допуска отдельных ...
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 09.10.2024) "Об установлении запрета на допуск ...
26 декабря 2024
Госзакупки жилых помещений: ФАС разъяснила, какие требования к участникам нужно включать в извещение
По мнению службы, в извещении о закупке жилого помещения следует предусмотреть требование к составу заявки в части предоставления выписки из ЕГРН.
При этом нельзя требовать от участника быть собственником жилого помещения. Это ограничивает конкуренцию, поскольку участвовать в подобных закупках могут посредники, которые представляют интересы собственников.
Документ:
Письмо ФАС России от 13.12.2024 N МШ/115170/24
24 декабря 2024
Практика ФАС по Закону N 44-ФЗ: какие ошибки отметила служба в обзорах за октябрь 2024 года
Госзаказчики формировали слишком крупные лоты, устанавливали неверный порядок оценки и незаконно отстраняли участников от закупок с универсальной предквалификацией. Подробнее об этих нарушениях читайте в обзоре.
Слишком крупный лот
Заказчик проводил открытый конкурс на работы по содержанию региональных и межмуниципальных дорог. НМЦК составила 1,8 млрд руб. К участникам предъявляли доптребования.
ФАС сочла объект закупки слишком крупным. Заказчик не учел критерии формирования лотов для подобных закупок:
- НМЦ лота для работ на дорогах регионального значения в I - III климатических зонах не должна превышать 1,2 млрд руб. Тот же лимит действует для работ на дорогах городского значения, если в населенном пункте проживает не больше 1 млн чел.;
- крупный лот увеличивает объем работ и налагает на контрагента дополнительную финансовую нагрузку в виде повышенного размера обеспечения. Это ограничивает конкуренцию, поскольку приводит к отказу заинтересованных лиц от участия в конкурсе.
Неверный порядок оценки
Заказчик приобретал работы по реконструкции очистных сооружений и установил доптребования. При оценке квалификации применялся показатель "Наибольшая цена исполненного договора". Предельное минимальное значение характеристики составило 100% НМЦК.
Контролеры и суд признали порядок оценки некорректным. Предельное минимальное значение характеристики в порядке оценки не должно превышать порог цены подтверждающего договора по Постановлению N 2571.
Ранее ФАС высказывала мнение о том, что предельное минимальное значение характеристики в подобном случае, напротив, должно быть равным НМЦК.
Незаконное отклонение заявок при закупках с универсальной предквалификацией
Участника отстранили от закупки с универсальной предквалификацией из-за неполного комплекта документов, хотя он предоставил для подтверждения опыта номер реестровой записи.
ФАС решила, что заказчик поступил незаконно. Постановление N 2571 разрешает указывать номер реестровой записи для прохождения универсальной предквалификации.
Документы:
Обзор административной практики по Закону N 44-ФЗ (октябрь 2024 года)
Обзор судебной практики по Закону N 44-ФЗ (октябрь 2024 года)
Обзор практики рассмотрения жалоб по Закону N 44-ФЗ (октябрь 2024 года)
Полезные ссылки:
<Письмо> ФАС России от 26.07.2023 N МШ/59508/23 "Об актуализации разъяснений ФАС России по вопросу формирования ...
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 23.09.2024) "О требованиях к участникам ...
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 23.09.2024) "Об оценке заявок на участие ...
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.11.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...
23 декабря 2024
Основные новшества для специалиста по закупкам с 1 января 2025 года
С 1 января при закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ надо соблюдать унифицированные правила применения национального режима. На значимых объектах КИИ нельзя использовать импортный софт. Корпорация МСП будет проверять больше заказчиков по Закону N 223-ФЗ. Подробнее об этом в обзоре.
Национальный режим
При закупках по Закону N 44-ФЗ и Закону N 223-ФЗ, которые объявят с 1 января 2025 года, заказчики станут соблюдать унифицированные правила применения нацрежима.
В Законе N 223-ФЗ закрепили, в частности: иностранным товарам, работам, услугам предоставляют нацрежим наравне с российскими. Правительство сможет определять исключения в виде:
- запрета закупок иностранного товара. Заказчики смогут приобрести только российскую продукцию;
- ограничения закупок иностранного товара. Импортную продукцию нельзя будет приобрести, если в тендере есть заявка с российским товаром, которая отвечает условиям закупки;
- преимуществ для отечественного товара. Так, ценовое предложение участника с российской продукцией станут снижать на 15% при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок. Договор с этим участником в случае его победы заключат по предложенной им цене.
В Закон N 44-ФЗ внесут сходные поправки, а также закрепят ряд нюансов. Так, если правительство установит:
- запрет на закупку иностранного товара – такой запрет станут применять и при сделках с единственным поставщиком;
- ограничение закупок импортных товаров – будут использовать механизм "второй лишний";
- преимущество для отечественного товара – при присвоении порядкового номера заявке с полностью отечественной продукцией ценовое предложение участника станут снижать на 15%, в т.ч. при проведении электронного аукциона. Контракт же с таким участником в случае его победы заключат по предложенной им цене.
Минфин подготовил проект постановления о мерах по предоставлению нацрежима.
Документ: Федеральный закон от 08.08.2024 N 318-ФЗ
Импортный софт на объектах КИИ
Заказчикам по Закону N 223-ФЗ (кроме организаций с муниципальным участием), органам госвласти нельзя будет использовать иностранное ПО на принадлежащих им значимых объектах КИИ. Правительство утвердило требования к допустимому софту.
Документ: Указ Президента РФ от 30.03.2022 N 166
Закупки у СМСП по Закону N 223-ФЗ
Изменят перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений в них проходят оценку соответствия закону в части СМСП. В список включат более 200 новых компаний. В их числе аэропорты, ресурсоснабжающие, научно-технические и другие организации. Ряд действующих позиций из перечня исключат.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 22.08.2024 N 2266-р
Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169 (ред. от 20.12.2022) "О порядке проведения мониторинга ...
Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О безопасности критической информационной ...
Постановление Правительства РФ от 22.08.2022 N 1478 (ред. от 17.10.2023) "Об утверждении требований к ...
Указ Президента РФ от 30.03.2022 N 166 (ред. от 22.11.2023) "О мерах по обеспечению технологической независимости ...
Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2015 N 2258-р (ред. от 05.03.2024) <О Перечне конкретных заказчиков ...
Федеральный закон от 08.08.2024 N 318-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской ...
Распоряжение Правительства РФ от 22.08.2024 N 2266-р <О внесении изменений в перечень, утв. распоряжением ...
20 декабря 2024
Расчет НМЦК, смета и изменение цены контракта "под ключ": правила будут продлены на 2025 год
Минстрой привязал срок действия порядка определения НМЦК, методики составления сметы и правил изменения цены строительных контрактов "под ключ" к спецнорме Закона N 44-ФЗ, по которой заказчики заключают такие контракты.
Пока норму можно применять лишь в 2024 году, но проект о ее продлении на 2025 год уже прошел третье чтение. Подробнее – в обзоре.
Документ:
Приказ Минстроя России от 12.12.2024 N 856/пр
Полезные ссылки:
Приказ Минстроя России от 21.08.2023 N 604/пр "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) ...
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.11.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...
20 декабря 2024
Продление отдельных антикризисных мер в госзакупках: проект прошел Госдуму
По проекту в 2025 году заказчикам сохранят возможность проводить строительные закупки "под ключ". Также продолжат действовать нормы о праве сторон изменять контракты по ряду оснований. Правительство снова сможет устанавливать дополнительные случаи неконкурентных закупок. Об этом и не только читайте в обзоре.
Строительные закупки
До 1 января 2026 года хотят сохранить возможность провести строительную закупку "под ключ" (пп. "а" п. 3 ст. 11 проекта).
Корректировка контакта
До 31 декабря 2025 года планируют продлить право сторон по предложению заказчика изменять количество лекарств, медизделий и расходных материалов по контракту в пределах 30% (пп. "г" п. 3 ст. 11 проекта).
Также предлагают продлить возможность изменять контракты, если из-за непредвиденных обстоятельств их нельзя исполнить. Скорректировать можно будет и те, что заключили до 1 января 2026 года. Механизм при этом не изменится (пп. "в" п. 3 ст. 11 проекта).
Закупки у единственного поставщика
До 31 декабря 2025 года планируют продлить:
- право отдельных заказчиков не учитывать ограничение предельного годового объема малых закупок в 50 млн руб. (пп. "д" п. 3 ст. 11 проекта);
- право правительства устанавливать дополнительные случаи и порядок проведения неконкурентных закупок (пп. "а" п. 1 ст. 18 проекта).
Запрос котировок
Планируют, что с 1 января 2026 года заказчики на постоянной основе смогут проводить электронный запрос котировок без ограничений годового объема таких закупок (пп. "а" п. 1 ст. 11, п. 4 ст. 37 проекта). Пока лимит снят до 31 декабря 2026 года.
Документ:
Проект Федерального закона N 722148-8
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ (ред. от 23.04.2024) "О внесении изменений в отдельные законодательные ...
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.11.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...
19 декабря 2024
Масштабные оптимизационные поправки к Закону N 44-ФЗ приняты в финальном чтении
Цифровой контракт разрешат заключать при любом основании неконкурентной закупки. Дополнят перечень случаев, при которых можно не соблюдать основные требования к контракту с единственным поставщиком. Уточнят, что контракт заключается только в письменной форме.
Проект содержит широкий спектр новшеств. Об основных изменениях расскажем в обзоре.
С 1 января 2025 года
Цифровой контракт с единственным поставщиком
Право заказчиков заключать с 1 января 2025 года контракты через ЕИС распространят на все виды неконкурентных закупок. До 30 июня 2026 года включительно такая форма будет недоступна для ряда оснований, например, закупок малого объема (ст. 2 проекта).
Список случаев, при которых с 1 апреля 2025 года заказчики обязаны заключать сделку с единственным поставщиком в ЕИС, не изменится (п. 1 ст. 2 проекта).
Новшество заработает со дня опубликования закона, но применять его станут не раньше 1 января 2025 года (п. 2 ст. 3 проекта).
Контракт с единственным поставщиком без учета требований Закона N 44-ФЗ
В перечень оснований для закупки у единственного поставщика, при которых можно не соблюдать основные требования к контракту, включат (пп. "б" п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 3 проекта):
- экстренные закупки;
- закупки услуг по управлению МКД;
- закупки услуг преподавателя (гида, экскурсовода), которые оказывает физлицо.
Сейчас этих оснований в списке нет.
Форма контракта
Уточнят, что контракт заключается только в письменной форме (пп. "а" и "б" п. 1, пп. "б" п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 3 проекта).
Пока в законе нет такой оговорки, что приводит к попыткам заключать устные сделки с единственным поставщиком.
С 1 января 2026 года
Дробление закупки
Заказчикам разрешат свободно проводить несколько малых закупок однородных или идентичных товаров (работ, услуг) у единственного поставщика, в т.ч. в электронной форме. Главное условие – соблюдать годовой объем и требования к цене контракта (пп. "г" п. 9 ст. 1, п. 4 ст. 3 проекта).
Сейчас в таких ситуациях есть риск получить штраф за дробление закупки.
Единые требования к участникам
Участники смогут не прилагать к заявке документы о соответствии единым требованиям, если они есть в общедоступных госреестрах. Заявка в таком случае должна содержать декларацию, в которой указаны ссылки на сайты с подтверждающими документами (пп. "а" п. 6 ст. 1, п. 4 ст. 3 проекта).
Похожий механизм уже есть в Законе N 223-ФЗ.
Извещение о закупке с неопределенным объемом
При закупках с неизвестным объемом в извещении не потребуется указывать цену и срок исполнения отдельных этапов контракта. Сроки будут устанавливать заказчики в заявках по правилам, которые закрепили в контракте (пп. "а" п. 3, пп. "а" и "б" п. 5 ст. 1, п. 4 ст. 3 проекта).
Изменение упростит подготовку к закупкам, при которых контракт исполняют по заявкам заказчика, когда нельзя заранее знать число заявок и объем товаров (работ, услуг) в каждой из них.
Обеспечение при демпинге
Демпингующие участники не будут предоставлять обеспечение в размере 10% от цены контракта, если требования к обеспечению нет в извещении (п. 4 ст. 1, п. 4 ст. 3 проекта).
Пока есть неопределенность в практике применения антидемпинговых мер в подобном случае.
С 1 июля 2026 года
Реестр контрактов
По общему правилу Закона N 44-ФЗ в реестр обяжут направлять информацию о любых контрактах. Исключение – контракты с гостайной по результатам неэлектронных малых закупок у единственного поставщика (пп. "а" п. 12 ст. 1, п. 5 ст. 3 проекта).
Сейчас в реестр не включают данные о контрактах, которые заключили по итогам ряда неконкурентных закупок, например, малого объема (кроме электронных).
Правительство сможет установить особенности размещения информации и документов в реестре (в т.ч. на официальном сайте ЕИС) для отдельных контрактов (пп. "д" п. 12 ст. 1 проекта).
Документ:
Проект Федерального закона N 667365-8
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.11.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными ...
17 декабря 2024
Поставщик не исполнил госконтракт из-за санкций – суд не взыскал с него убытки по замещающей сделке
Стороны заключили контракт на поставку бумаги. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от его исполнения, поскольку контрагент поставил только часть продукции.
Заказчик закупил остаток товара по более высокой стоимости и потребовал от поставщика по первоначальной сделке возместить разницу в цене.
Три инстанции деньги не взыскали:
- поставщик сообщил заказчику письмом, что он не может поставить продукцию по согласованной цене, поскольку из-за санкций стоимость сильно выросла. Он также предложил изменить цену, но заказчик отказался и расторг сделку;
- контракт заключили до санкций, а начали исполнять после их введения. Поставщик не мог предвидеть то, что санкции введут. В его действиях нет вины;
- цена товара изменилась по независящим от сторон причинам. Заказчику следовало рассмотреть вопрос о корректировке контракта, поскольку для этого были как фактические обстоятельства, так и правовые основания.
Документ:
Постановление АС Московского округа от 05.12.2024 по делу N А40-260874/2023
17 декабря 2024
Какие основные изменения ждут юриста в январе 2025 года
Вырастут госпошлины за регистрацию ряда прав на недвижимость и сделок с ней. Увеличатся платежи за выписки из ЕГРН. Появятся новые требования к оформлению корпоративных сим-карт. 1 января вступят в силу и другие изменения. Подробнее в нашем обзоре.
См. материалы о налоговой реформе, частичной мобилизации и антикризисных мерах.
Регистрация прав на недвижимость и сделок с ней
За госрегистрацию договора аренды недвижимости компания перечислит 44 тыс. руб. Это в 2 раза больше, чем сейчас.
Пошлина, например, за кадастровый учет предприятия и госрегистрацию прав на него составит 0,2% от цены активов (т.е. имущества и прав в составе предприятия), но не более 1 млн руб. Сейчас перечисляют 0,1% от цены активов, но не более 60 тыс. руб.
Подробнее в нашем обзоре.
Документ: Федеральный закон от 29.10.2024 N 362-ФЗ
Выписки из ЕГРН
Чтобы получить, например, электронную выписку об объекте недвижимости, компания заплатит 1400 руб. вместо 700 руб., о переходе прав на объект – 1160 руб., а не 580 руб., как сейчас. В 2 раза увеличат плату и за аналогичные бумажные документы.
Сильно вырастут тарифы в том числе на создание электронной выписки с помощью ФГИС ЕГРН. Так, если компания планирует получить за год не более 1000 таких документов, то перечислит 232 тыс. руб. вместо 3650 руб.
Документ: Приказ Росреестра от 28.10.2024 N П/0335/24
Корпоративные сим-карты
Юрлица и ИП, которые заключили договор об оказании услуг мобильной связи, в рамках этого документа смогут предоставлять ее в пользование только своим сотрудникам. Речь идет о тех, кто работает по ТК РФ либо оказывает услуги (выполняет работы) по возмездному гражданско-правовому договору.
Сейчас это могут быть любые физлица.
Если сотрудник – иностранец или апатрид, то при регистрации корпоративной сим-карты потребуется среди прочего отметить, что биометрия такого физлица размещена в спецсистеме.
Документ: Федеральный закон от 08.08.2024 N 303-ФЗ
Госучет программ и баз данных
За регистрацию компьютерной программы, базы данных или топологии интегральной микросхемы любой заявитель, у которого нет льготы, заплатит 5000 руб. Сейчас госпошлина – 4500 руб. для компаний и 3000 руб. для физлиц.
Чтобы оформить переход исключительного права (без договора) на зарегистрированный ИТ-продукт, заплатят тоже 5000 руб. Если в заявлении этих объектов несколько, то за каждый, начиная со второго, надо будет внести по 3000 руб. Пока пошлина – 800 руб. за одну программу, базу данных или топологию интегральной микросхемы.
Документ: Федеральный закон от 23.11.2024 N 389-ФЗ
Некоммерческие организации
Такие юрлица (кроме политических партий) будут размещать свои уставы в формате PDF через личный кабинет на сайте Минюста. Срок – 30 календарных дней с даты госрегистрации некоммерческой организации.
При корректировке устава новую редакцию нужно опубликовать в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации изменений.
Организациям, которые зарегистрированы до конца 2024 года, разрешено разместить свои уставы до 1 апреля 2025 года.
Документ: Приказ Минюста России от 05.06.2024 N 180
Банкротство
Если у должника есть счет цифрового рубля, данные о нем нужно будет указать в заявлении о банкротстве. Ту же информацию должник отразит в отзыве на заявление о признании его банкротом.
ЦБ РФ приостановит операции по счету цифрового рубля на следующий день после внесения на Федресурс сведений о том, что суд признал должника банкротом и открыл конкурсное производство. Мера будет действовать до того, как остаток цифровых рублей по указанию конкурсного управляющего перечислят на основной счет должника.
Документ: Федеральный закон от 24.07.2023 N 340-ФЗ
Торговля табачной и никотинсодержащей продукцией
Единая минимальная цена табачной продукции составит 135 руб. за пачку. Сейчас — 129 руб.
С 1 января по 31 марта 2025 года включительно эти товары можно продавать потребителям по цене как минимум 129 руб. Речь идет о продукции с максимальными розничными ценами ниже 135 руб., которую произвели или ввезли в РФ до 31 декабря 2024 года включительно.
Минимальные цены на жидкости для вейпов и других электронных систем доставки никотина из расчета на 1 мл будут такими:
- 63 руб., если продукция во флаконе;
- 80 руб. – в картридже или капсуле;
- 106 руб. – в самой одноразовой системе.
Сейчас пороговые значения – 60 руб., 76 руб. и 101 руб. соответственно.
Документы: Информационное сообщение Минсельхоза России от 20.11.2024 N МА-21-26/29349
Информационное сообщение Минсельхоза России от 20.11.2024 N МА-21-26/29348
Госрегистрация популярных блогов
Если страницу, у которой более 10 тыс. подписчиков – пользователей любой соцсети из перечня Роскомнадзора, не внести в спецреестр, то на таком блоге запретят среди прочего:
- распространять рекламу;
- размещать предложения о финансировании блогера и сведения о способах такой поддержки.
Ограничения касаются создателей таких страниц.
Форма для регистрации открыта на Госуслугах.
Документ: Федеральный закон от 08.08.2024 N 303-ФЗ
Полезные ссылки:
Приказ Росреестра от 13.05.2020 N П/0145 (ред. от 27.01.2023) "Об установлении размеров платы за предоставление ...
Федеральный закон от 13.06.2023 N 203-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота табачных ...
Федеральный закон от 24.07.2023 N 340-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской ...
Информационное сообщение Минсельхоза России от 29.11.2023 N МА-21-27/28744 <О единой минимальной цене ...
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.11.2024)
Приказ Минюста России от 05.06.2024 N 180 "Об утверждении Порядка и сроков размещения некоммерческими ...
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 08.08.2024, с изм ...
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 23.11.2024) "О рекламе"
Федеральный закон от 08.08.2024 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и отдельные ...
Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О связи" (с изм. и доп., вступ. в силу ...
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 23.11.2024) "Об информации, информационных технологиях ...
Информационное сообщение Минсельхоза России от 12.08.2024 N МА-21-27/20439 <О расчете значений минимальных ...
Приказ Росреестра от 28.10.2024 N П/0335/24 "Об установлении размеров платы за предоставление сведений ...
Федеральный закон от 23.11.2024 N 389-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.30 и 333.35 части второй ...
Федеральный закон от 29.10.2024 N 362-ФЗ (ред. от 29.11.2024) "О внесении изменений в части первую и ...
Информационное сообщение Минсельхоза России от 20.11.2024 N МА-21-26/29348 <О расчете значений минимальных ...
Информационное сообщение Минсельхоза России от 20.11.2024 N МА-21-26/29349 <О единой минимальной цене ...
16 декабря 2024
Уважительные причины уклонения от сделки по Закону N 223-ФЗ: примеры из практики за 2023 - 2024 годы
Контролеры по разным причинам отказывались включать в РНП участников, уклонившихся от подписания договора по Закону N 223-ФЗ. В одном случае уважительным поводом посчитали поломку ЭЦП, в другом – существенную ошибку в заявленной цене договора. Об этих и других полезных примерах читайте в обзоре.
Сломалась электронная подпись
Татарстанское УФАС не включило сведения о победителе в РНП и разрешило сторонам заключить сделку, поскольку вовремя подписать договор помешала поломка контейнера ключа ЭЦП.
Контролеры учли:
- наличие обеспечения (гарантии);
- факт обращения в удостоверяющий центр и ФНС;
- уведомление заказчика о возникших техпроблемах;
- отсутствие обращений о включении победителя в РНП.
Сходное решение приняло и Амурское УФАС.
Сотрудник ошибся в цене при оформлении заявки
Оренбургское УФАС не выявило недобросовестности в действиях победителя, который уклонился от сделки из-за ошибки при подаче ценового предложения.
Антимонопольный орган убедили доводы о том, что ответственный специалист случайно указал в заявке цену за единицу продукции, но подписать и исполнить договор на таких условиях было невозможно. Контролеры приняли во внимание в том числе положительный опыт работы победителя.
К похожим выводам приходили Татарстанское и Амурское УФАС. Комиссия же Алтайского республиканского УФАС не признала подобную ошибку уважительной причиной отказа от подписания договора.
Банк отказался выдавать гарантию
Краснодарское УФАС не увидело умысла на уклонение, поскольку победитель не подписал договор и не предоставил обеспечение из-за отказа банков выдать гарантию.
Контролеры учли, что победитель обращался в разные банки, но везде получал отказ. При этом он имел опыт работы с 2015 года и уже участвовал в закупках.
Подход разделяют Волгоградское и Курское УФАС. Однако АС Уральского округа в подобной ситуации не оправдал действия победителя, решив, что он не проявил должной осмотрительности.
Резко подорожала продукция
Татарстанское УФАС не включило сведения о победителе в РНП, поскольку сделка сорвалась из-за резкого удорожания продукции и отказа заказчика согласовать изменение цены.
Антимонопольный орган согласился с доводами о том, что исполнить договор без увеличения цены было нельзя. Факт удорожания подтвердили письмами производителей и сведениями из мониторинга цен на социально-значимые продтовары.
Ханты-Мансийское УФАС в сходной ситуации не поддержало победителя. По мнению контролеров, рост цен не повод для отказа от заключения договора, а уклонение от сделки из-за ее экономической невыгодности – злоупотребление правом.
Рекомендуем:
Как обжаловать решение ФАС России о включении информации в РНП по Закону N 223-ФЗ
Что делать для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
13 декабря 2024
Кассация: отсутствие ущерба и неопытность победителя оправдали уклонение от заключения контракта
Победителя аукциона на поставку запоминающих устройств признали уклонившимся, поскольку он вовремя не подписал контракт и не предоставил обеспечение. Контролеры включили сведения в РНП.
Суды сочли такую санкцию чрезмерной, несмотря на формальное нарушение Закона N 44-ФЗ:
- победитель зарегистрировал ИП всего за 2 месяца до объявления закупки и имел товар в наличии;
- цена контракта составила лишь 29 тыс. руб., объем поставки был незначительным;
- заказчик не понес убытков из-за срыва сделки, а возможность их причинения не доказали.
Документ:
Постановление АС Волго-Вятского округа от 29.11.2024 по делу N А11-7985/2023
12 декабря 2024
Разрешение на закупку импортных промтоваров: Минпромторг предложил единый порядок выдачи документа
Планируют, что с 1 января 2025 года для заказчиков по Закону N 44-ФЗ и Закону N 223-ФЗ станет действовать единый порядок выдачи разрешения на приобретение импортных промтоваров из перечня с запретом закупок такой продукции.
Механизм выдачи документа предложили сделать такой же, какой действует сейчас при госзакупках импортных промтоваров из перечня иностранной продукции с запретом на допуск.
Так, чтобы подать заявку на выдачу разрешения, нужно будет выбрать представителя. Он заполнит электронную форму в личном кабинете ГИСП. В заявке приведут данные о планируемом к закупке импортном промтоваре, об источниках финансирования и др. Срок ее проверки – 5 рабочих дней. На сравнение параметров товара с характеристиками отечественных аналогов проверяющим отведут 1 рабочий день.
Общественное обсуждение проекта завершат 23 декабря.
Документ:
Проект приказа Минпромторга России
Полезные ссылки:
Приказ Минпромторга России от 24.05.2024 N 2276 "Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности ...
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 09.10.2024) "Об установлении запрета на допуск ...
11 декабря 2024
Типовые условия контрактов на поставку и изготовление техсредств реабилитации: проект Минтруда
Типовые условия планируют применять при закупках отдельных видов техсредств реабилитации из федерального перечня. Речь идет о приобретении протезов и иных изделий для обеспечения инвалидов, ветеранов и ряда других лиц по Правилам N 240 и Положению N 286 (п. п. 1 и 2 проекта постановления).
Проект содержит 2 вида типовых условий контрактов:
- на поставку техсредств реабилитации серийного производства;
- на работы по индивидуальному изготовлению такой продукции.
Предполагается, что оба варианта будут содержать разделы о правах, обязанностях и условиях взаимодействия сторон. Документ не будет применяться, если поставка осуществляется силами заказчика (п. 2 проекта постановления).
Общественное обсуждение завершится 20 декабря.
Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезные ссылки:
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 10.11.2023) <О федеральном перечне реабилитационных ...
Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (ред. от 27.01.2024) "О порядке обеспечения инвалидов ...
Постановление Правительства РФ от 15.05.2006 N 286 (ред. от 06.11.2024) "Об утверждении Положения об ...
10 декабря 2024
Недостатки товара по госконтракту ревизоры нашли спустя год – суд не взыскал с поставщика неустойку
Стороны заключили контракт на поставку кресел. Заказчик принял и оплатил их. Сделку расторгли по соглашению.
Через год при проверке ревизоры выяснили, что габариты кресел не такие, как в спецификации к контракту. Заказчик потребовал от поставщика уплатить неустойку, но тот отказался.
Три инстанции деньги не взыскали, поскольку заказчик:
- не проводил экспертизу товаров, а принял их без замечаний и возражений, хотя недостаток не был скрытым;
- вовремя не заявлял о необходимости совместного установления несоответствия товара, а предъявил претензию после проверки и вынесения предписания ревизоров. Жалоб по качеству продукции она не содержала;
- не доказал, что кресла нельзя использовать и они не имеют потребительской ценности, а также что их характеристики не являются улучшенными. Напротив, продукцию долго эксплуатировали по назначению. Формальное несоответствие товара не означает, что контракт нарушили.
Документ:
Постановление АС Уральского округа от 25.11.2024 по делу N А07-11520/2023
9 декабря 2024
Кассация: по Закону N 44-ФЗ нельзя включать сведения в РНП с опозданием в 2 года
Заказчик отказался от контракта на проектирование из-за отрицательного заключения госэкспертизы. УФАС не включило информацию о подрядчике в РНП, но спустя 2 года суд обязал контролеров пересмотреть решение и данные разместили в реестре.
Три инстанции признали действия УФАС незаконными. Антимонопольный орган не вправе включать сведения в РНП спустя 2 года с момента, когда возникла такая обязанность. Это не соответствует Закону N 44-ФЗ и нарушает права подрядчика.
Вывод основан на позиции ВС РФ.
Документ:
Постановление АС Волго-Вятского округа от 27.11.2024 по делу N А38-4715/2023
6 декабря 2024
ВС РФ напомнил: для закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ нужны объективные причины
По положению о закупке заказчика – управляющей компании приобретать у единственного поставщика можно было, например:
- товары, работы, услуги при цене одного договора не более 100 тыс. руб.;
- услуги по содержанию и ремонту общего имущества, придомовой территории.
В течение нескольких лет заказчик заключил более 400 прямых договоров с одинаковыми контрагентами на ремонт и клининг. Цена каждого из них не превышала 100 тыс. руб.
Контролеры и ВС РФ решили, что единую сделку искусственно раздробили, чтобы уйти от конкурентных процедур. Это нарушает права потенциальных исполнителей и публичные интересы. Невозможность провести спорные закупки конкурентным способом не доказали. Заказчик и контрагенты нарушили запрет на антиконкурентные соглашения.
ВС РФ также напомнил, что для закупки у единственного поставщика нужны объективные причины, например:
- низкоконкурентный товарный рынок;
- ликвидация последствий ЧС;
- колебание цен в узком диапазоне;
- закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция.
Аналогичный подход был сформулирован в Обзоре судебной практики по Закону N 223-ФЗ.
Документ:
Определение ВС РФ от 22.11.2024 N 301-ЭС24-10122
5 декабря 2024
Госзакупки легковых автомобилей: Минпромторг дополнил список рекомендованных моделей
В перечень автомобилей, которые государственные и муниципальные служащие должны использовать в приоритетном порядке, включили:
- Lada Aura;
- XCITE X-Cross 8.
Сейчас в актуальной редакции списка 14 брендов и более 40 моделей.
Документ:
Письмо Минпромторга России от 13.11.2024 N КА-121503/20
4 декабря 2024
Суды поддержали госзаказчика, который ограничил предмет договора для оценки опыта
Госпиталь закупал услуги по приготовлению диетического лечебного питания. Контролеры решили, что порядок оценки заявок ограничивает конкуренцию: для определения опыта заказчик учитывал договоры на услуги по организации только такого питания, а не общепита в целом.
Три инстанции с ними не согласились:
- спорный предмет договора для оценки опыта определили не только из-за нужд заказчика. На это повлияло также то, что диетическое лечебное питание – отдельный вид питания. Требования к нему устанавливают нормативно-правовые акты, санитарные нормы и правила. Опыт организации диетического лечебного питания несопоставим с опытом по организации общепита;
- конкуренция не ограничена, поскольку участники закупки находятся в равных условиях. При отсутствии подтверждающих опыт документов заявку не отклоняли, а лишь не начисляли баллы. Получить больше баллов можно было по другим критериям.
Отметим, АС Поволжского округа уже высказывал сходное мнение.
Документ:
Постановление АС Поволжского округа от 18.11.2024 по делу N А55-7048/2024
3 декабря 2024
Больше некоммерческих организаций будет проводить закупки по Закону N 223-ФЗ: проект в Госдуме
По проекту автономные некоммерческие организации (АНО) и общественно полезные фонды станут проводить закупки по Закону N 223-ФЗ. Новшество коснется юрлиц, учредителями которых выступают РФ, регион или муниципалитет (пп. "а" п. 1 ст. 1 проекта).
Положение о закупке утвердит (пп. "ж" п. 2 ст. 1 проекта):
- для АНО – орган, выполняющий функции и полномочия учредителя, либо коллегиальный орган (если в уставе за ним закрепили такое полномочие);
- для общественно полезного фонда – высший коллегиальный орган.
Правительство, а также федеральные, региональные и муниципальные органы власти смогут разрабатывать для таких заказчиков типовые положения о закупках (пп. "а" п. 2 ст. 1 проекта).
Есть и другие изменения.
Планируют, что поправки заработают с 1 января 2027 года. Разместить в ЕИС положение о закупке разрешат до 1 апреля 2027 года. Тот, кто не успеет, будет применять Закон N 44-ФЗ, пока не загрузит документ в систему (ст. 2 проекта).
Документ:
Проект Федерального закона N 783719-8
2 декабря 2024
Самые интересные новости для специалиста по закупкам за ноябрь
Опубликованы поправки о расширении перечня заказчиков (и товаров), которые участвуют в централизованных госзакупках. ВС РФ решил, что госзаказчик верно отклонил заявку участника закупки за несоответствие доптребованиям, поскольку он подтвердил опыт договором субподряда. Об этом и не только в нашем обзоре.
См. материалы о налоговой реформе, частичной мобилизации и антикризисных мерах.
Изменения законодательства
С 21 ноября вступило в силу постановление о расширении перечня заказчиков (и товаров), которые участвуют в централизованных госзакупках. Планировать закупки с учетом изменений нужно с 22 ноября 2024 года. Проводить их по новым правилам начнут с 1 января 2026 года. Подробнее в нашей новости.
Судебная практика
ВС РФ поддержал госзаказчика, который отстранил участника закупки работ по содержанию дорог за несоответствие доптребованиям: он пытался подтвердить опыт обычным договором субподряда. Суд решил, что для участия в подобных закупках нужно иметь опыт генподряда. Подробнее в нашей новости.
Также ВС РФ согласился с судами трех инстанций, которые взыскали неустойку с госзаказчика за просрочку оплаты энергоресурса. Он не заплатил вовремя из-за недофинансирования. Суды напомнили: эта причина не освобождает потребителя от ответственности за просрочку оплаты потребленного ресурса. Подробнее в нашей новости.
Кассация отказала потенциальному участнику госзакупки в возмещении затрат на юрпомощь. То, что она была нужна для восстановления нарушенных прав, не доказали. Подробнее в нашей новости.
Разъяснения ведомств
Минфин разъяснил: для госзакупки продуктов или услуг общепита с доптребованиями подойдет справка об отсутствии судимости с любой датой выдачи, в частности если срок действия справки не установлен отраслевым законодательством РФ. Подробнее в нашей новости. Также ведомство сообщило, на каких лиц нужно получать такую справку. Подробнее в нашей новости.
Минпромторг пояснил: если в госзакупке с ограничениями допуска импортной радиоэлектроники есть несколько товаров с разными кодами ОКПД 2, участнику нужно декларировать в заявке отдельный номер реестровой записи для каждой позиции. Подробнее в нашей новости.
Проекты
На 2025 год планируют продлить действие порядка и случаев корректировки существенных условий строительных госконтрактов, которые нельзя исполнить по независящим от сторон обстоятельствам. Подробнее в нашей новости.
В госзакупках предложили скорректировать порядок расчета начальной цены единицы и цены за единицу медизделия, услуги по его техобслуживанию, расходного материала на основе информации из реестра контрактов. Хотят отменить обязанность при определении цены давать приоритет контрактам из реестра, которые исполнены на территории субъекта РФ заказчика или сопредельной с ним. Подробнее в нашей новости.