Новости по госзакупкам

21.10.2024

Новости для специалиста по закупкам

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


21 октября 2024

Оценка опыта по Закону N 223-ФЗ: интересные примеры из практики за 2023 - 2024 годы

Можно ли ограничить требование к опыту по территориальному признаку? Вправе ли заказчик не принимать обычные гражданско-правовые договоры для оценки опыта? Допустимо ли учитывать квалификацию только за определенный период? Об этом и не только читайте в обзоре.

Требование к опыту нельзя ограничить по территориальному признаку

Для определения опыта участников закупки услуг по техобслуживанию здания заказчик учитывал лишь исполненные договоры на услуги, которые оказали в зданиях конкретного города.

ФАС посчитала, что порядок оценки нарушает права участников. Наличие опыта на объектах в других городах не означает, что договор нельзя исполнить качественно.

АС Московского округа поддержал контролеров. Закон N 223-ФЗ дает заказчику право самому установить критерии и порядок оценки заявок. Но это не означает, что они могут противоречить нормам и принципам данного закона.

К сходным выводам приходило Воронежское УФАС.

Заказчик вправе не принимать обычные ГПД для оценки опыта

Московское областное УФАС поддержало заказчика, который принимал для определения опыта только госконтракты или договоры по Закону N 223-ФЗ. Контролеры учли его пояснения о том, что такой порядок оценки дает возможность проверить в ЕИС наличие у участника реального опыта. В иных случаях сделать это нельзя. Значит, есть риск представления подложных документов.

К сходному мнению приходили также Удмуртское и Московское УФАС.

Можно учитывать опыт за определенный период

Заказчик закупал работы по догазификации населенных пунктов. АС Московского округа не нашел нарушений в том, что учитывался опыт участников только за 2,5 года до публикации извещения. Суд согласился с пояснениями заказчика о том, что предмет закупки имеет социальную значимость. Такой период нужен для оценки актуального опыта участников, чтобы не было риска неисполнения договора.

АС Северо-Западного округа тоже не нашел нарушений в похожем условии.

Требование документов об оплате заявленного договора могут признать незаконным

АС Северо-Западного округа посчитал лишним требование документов об оплате заявленного для оценки опыта договора:

отсутствие таких документов не означает, что обязательства по договору не исполнены и у участника нет опыта. Так, их может не быть, если заказчик задержал оплату договора;

то, что заказчик принял результат и подписал приемочные акты без замечаний, означает, что договор исполнили добросовестно.

ВС РФ же не стал пересматривать дело, в котором суды не нашли нарушений в спорном требовании.

 

18 октября 2024

Госконтракт расторгли соглашением за пределами срока работ – оснований для неустойки нет, решил суд

Стороны заключили контракт на проектирование. После технического обследования подрядчик заявил о нецелесообразности работ из-за аварийного состояния объекта. Спустя месяц по истечении срока контракта его расторгли соглашением без претензий друг к другу.

Финансовый контроль предписал начислить подрядчику неустойку за период со дня окончания срока контракта до даты его расторжения. Заказчик не добился добровольной уплаты и обратился в суд.

Три инстанции деньги не взыскали:

контракт расторгли соглашением. Обязательства прекращались без долгов и претензий с момента подписания документа. Отсутствие финансовых притязаний закрепили в том числе в акте сверки взаимных расчетов;

соглашение вступило в силу. Оно не было расторгнуто или признано недействительным. При этом на суде заказчик не сообщал о том, что сделка сорвалась по вине подрядчика.

Отметим, исход дела в таких спорах зависит в том числе от текста соглашения. Например, АС Центрального округа решил, что оговорка об отсутствии финансовых претензий не освобождала подрядчика от неустойки за период до расторжения контракта.

Документ:

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.10.2024 по делу N А32-25748/2023


17 октября 2024

Различие в кодах НКМИ не повод отклонять заявку участника госзакупки, считают Минздрав и ФАС

Ведомства разъяснили: заказчик не вправе отстранять участника, если параметры его медизделия соответствуют описанию объекта закупки, но код НКМИ не совпадает с тем, что указан в справочной информации к позиции КТРУ.

В Законе N 44-ФЗ нет отдельного основания для отклонения заявки в таком случае.

Сходное мнение высказывал Минфин.

Документ:

Письмо Минздрава России N 25-3/и/2-20326, ФАС России N ТН/92615/24 от 14.10.2024

Полезная ссылка:

Приказ Минздрава России от 06.06.2012 N 4н (ред. от 07.07.2020) "Об утверждении номенклатурной классификации ...

14 октября 2024

Госзакупки с авансом по контракту не менее 80%: список товаров будет расширен 20 октября 2024 года 

Правительство утвердило дополнительный перечень продукции, при закупках которой получатели средств федерального бюджета станут устанавливать в контрактах аванс не менее 80% в пределах ЛБО (п. 5 изменений).
В список войдет 35 позиций строительно-дорожной техники, в частности:

  • 28.92.22.110 – грейдеры самоходные;
  • 28.92.24.120 – катки дорожные самоходные;
  • 28.92.25.000 – погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные;
  • 28.92.29.000 – автомобили-самосвалы для использования в условиях бездорожья;
  • 28.92.30.150 – машины для распределения строительного раствора или бетона;
  • 29.10.59.310 – ТС с кранами-манипуляторами;
  • 29.10.59.320 – снегоочистители.

Повышенный размер аванса при закупках этой продукции станет обязательным для контрактов, которые заключили с 20.10.2024 по 31.12.2026 включительно. Средства на их финансовое обеспечение будут подлежать казначейскому сопровождению (абз. 4 п. 1 и п. 3 изменений).
Есть и другие новшества.

Документ:
Постановление Правительства РФ от 11.10.2024 N 1363

Полезная ссылка:
"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности"
(утв ...

11 октября 2024

Недостоверные сведения в заявках при госзакупках и иные проблемы: ФАС озвучила планы по их решению

На пленарной сессии III Всероссийской конференции в сфере закупок ФАС перечислила проблемы отрасли и сообщила о том, как планирует их решать:

  • недостоверные данные в заявках. За это хотят включать в РНП. Контролеры нередко выявляют случаи, когда в закупках побеждают лица с подложными документами;
  • непрозрачное ценообразование в строительстве. Для определения объективных рыночных цен на стройресурсы будут применять биржевые индикаторы. Это снизит число случаев, когда ФАС не согласовывает увеличение цены строительных контрактов при удорожании материалов.

Также служба работает над внедрением рейтинга деловой репутации. В него будут попадать данные о том, как участники исполняют требования налогового, трудового и закупочного законодательства. Предполагается, что лица с высокими показателями смогут претендовать на снижение размеров обеспечения и банковских комиссий за выдачу гарантий.

Документ:
Информация ФАС России от 10.10.2024

10 октября 2024

Минфин: в контракте с неизвестным объемом нельзя уменьшить цену единицы товара, работы или услуги 

По мнению ведомства, стороны контракта с неопределенным объемом не вправе уменьшить цену единицы товара, работы либо услуги.
Речь идет о снижении цены контракта при его исполнении без корректировки других условий.

Документ:
Письмо Минфина России от 26.09.2024 N 24-08-07/92762

Полезная ссылка:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров ...


8 октября 2024

Суды напомнили: замена некачественного товара по госконтракту исключает взыскание штрафа 

При исполнении контракта на поставку мазута заказчик выявил несколько партий некачественного товара. Поставщику начислили штраф, но тот его не уплатил. Стороны встретились в суде.
Апелляция и кассация не увидели оснований для штрафа, поскольку некачественная продукция была заменена. По мнению судов, факта замены недостаточно для взыскания штрафа, ведь в итоге заказчик получил надлежащий товар и его интерес был удовлетворен.
Вывод основан на позиции ВС РФ. Ее применял и 14-й ААС.

Документ:
Постановление АС Северо-Западного округа от 25.09.2024 по делу N А56-124734/2023

4 октября 2024

Госзаказчик установил 2 требования об отсутствии данных об участниках в РНП – суд не нашел нарушений

Заказчик установил в извещении 2 требования об отсутствии сведений об участниках в РНП: по общей и специальной нормам.
Контролеры нашли нарушение: спецнорму применяют, только если заказчик в извещении не установил общее требование об отсутствии информации об участниках в РНП.
Три инстанции с ними не согласились:

  • требование по общей норме более широкое. Оно включает в том числе то, что предусмотрено в спецнорме;
  • Закон N 44-ФЗ не запрещает предъявлять требования одновременно по двум нормам;
  • сведения, которые выходят за рамки общего требования, у участников не запрашивали. Значит, их права не нарушены.

Отметим, в практике можно встретить иное мнение.

Документ:
Постановление АС Волго-Вятского округа от 20.09.2024 по делу N А43-19253/2023

Полезные ссылки:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров ...
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571
(ред. от 23.09.2024)
"О требованиях к участникам ...

3 октября 2024

ФАС: госзаказчик не может принять к оценке часть суммы исполненного контракта

Участник пожаловался на неверную оценку его заявки по показателю "Общая цена исполненных договоров". Заказчик принял три контракта, но по одному из них учел лишь часть суммы, поскольку вычел затраты на субподрядчиков.
ФАС не поддержала такой подход. Закон N 44-ФЗ и Положение N 2604 не позволяют принимать к оценке часть суммы исполненного контракта.

Документ:
Решение ФАС России от 15.08.2024 по делу N 28/06/105-1942/2024

Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604
(ред. от 23.09.2024)
"Об оценке заявок на участие ...


2 октября 2024

ВС РФ поддержал победителя закупки по Закону N 223-ФЗ, который не подписал договор из-за санкций 

Победитель не подписал договор, поскольку из-за санкций возникли трудности с поставкой и оплатой импортного товара. Его признали уклонившимся. Сведения включили в РНП.
Первая и кассационная инстанции решили, что намерений уклониться от заключения сделки не было. Победитель взаимодействовал с заказчиком и согласовывал с ним условия исполнения договора с учетом изменившихся экономических факторов, например:
сообщал заказчику о невозможности ввести товар из-за границы в РФ и о трудностях с его оплатой. Эти обстоятельства подтверждают письма импортного производителя;
просил дать возможность поставить аналог продукции из РФ, но заказчик отказался.
ВС РФ не стал пересматривать дело.

Документ:
Определение ВС РФ от 27.09.2024 N 301-ЭС24-18021

1 октября 2024

Расчет НМЦК, подготовка смет и изменение цены контрактов "под ключ": продление правил на 2025 год 

Минстрой предложил продлить действие порядка определения НМЦК, методики составления сметы и правил изменения цены строительных контрактов "под ключ" до 1 января 2026 года.

Документы продолжат применять при закупках по спецнорме Закона N 44-ФЗ. Пока это возможно лишь до 1 января 2025 года.

Документ:
Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK