Новости по госзакупкам

02.12.2022

Новости для специалиста по закупкам

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


2 декабря 2022

Суды не признали поломку компьютера уважительной причиной пропуска срока подписания госконтракта

Победитель запроса котировок не подписал контракт в срок, поскольку единственный компьютер, на котором это можно было сделать, сломался. Контролеры включили сведения в РНП.

Кассация их поддержала:

  • акты экспертизы технического состояния компьютера и приемки выполненных ремонтных работ не подтверждают наличие объективных причин неподписания контракта. Обоснование невозможности исполнить обязанности с помощью иной техники не представили. Принятие допмер по поддержке работоспособности компьютера с программным спецобеспечением не доказали;
  • наличие успешного опыта исполнения аналогичных контрактов не подтверждает добросовестность;
  • подавая заявку на участие в закупке, победитель должен осознавать последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

В практике есть пример, когда поломка компьютера оправдала пропуск срока подписания контракта.

Документ:
Определение ВС РФ от 24.11.2022 N 305-ЭС22-21587

1 декабря 2022
Хотят уточнить порядок корректировки госконтрактов на ремонт федеральных автодорог

Так, действие порядка изменения контрактов на ремонт и (или) содержание федеральных автодорог общего пользования планируют продлить на 2023 год (пп. "а" п. 1 проекта).

Росавтодор или подведомственные ему ФКУ по согласию с контрагентом при соблюдении ряда условий смогут вносить поправки в контракты, заключенные до 1 января 2023 года, если их нельзя исполнить из-за непредвиденных ситуаций (пп. "б" п. 1 проекта).

Общественное обсуждение проекта завершат 12 декабря.
Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 28.06.2022 N 1148 "Об изменении существенных условий государственных ...

30 ноября 2022
При исполнении госконтракта товар подорожал из-за санкций — суд не нашел оснований менять цену
Стороны заключили контракт на поставку сыра. При его исполнении производитель сообщил, что товар подорожал из-за санкций. Поставщик направил заказчику коммерческое предложение с повышенной стоимостью по отдельным позициям и попросил увеличить цену. Поскольку заказчик отказал, контрагент решил изменить контракт в суде. Однако тот его не поддержал:

повышение цен из-за санкций не причина для изменения контракта по общим основаниям Закона N 44-ФЗ. Для его корректировки по спецнорме стороны не достигли согласия;
при заключении сделки поставщику следовало учесть все возможные варианты развития событий. Рост цен на товар относят к экономическим, предпринимательским рискам. При должной степени заботливости и осмотрительности их можно было спрогнозировать заранее;
удорожание продукции нельзя считать существенным изменением обстоятельств. Риск увеличения цены на рынке несет поставщик.
Отметим, в практике есть пример, когда повышение цен из-за санкций при исполнении контракта не признали основанием и для расторжения контракта.

Документ:
Решение АС Республики Коми от 15.11.2022 по делу N А29-7006/2022
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...


29 ноября 2022
УФАС: договором со статусом "на исполнении" можно подтвердить опыт в госзакупке с доптребованиями

Заказчик приобретал работы по текущему ремонту и установил доптребования. Заявку участника отклонили, поскольку представленный договор с актами выполненных работ имел статус "исполнение" в ЕИС. По доптребованиям опыт подтвердит лишь исполненный договор.

Контролеры не согласились с заказчиком:

  •     отсутствие информации об исполнении договора в реестре в ЕИС на момент рассмотрения заявки не означает, что его не исполнили. Сведения в реестре обязан размещать заказчик. Возможность участия в закупке не может зависеть от его действий;
  •     статус "исполнение завершено" присваивают только после полной оплаты по договору. Наличие статуса "исполнение" не говорит о том, что сделку не исполнил именно контрагент;
  •     нельзя учитывать сведения из реестра без анализа документов, которые оформили при исполнении сделки. Участник их представил и подтвердил опыт.


Сходную позицию занимает, в частности, Калужское УФАС.

Белгородское же УФАС поддержало заказчика, который отклонил заявку участника, поскольку договор находился на стадии "исполнение".
Документ:
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 02.11.2022 по делу N 44-3718/22
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 31.10.2022) "О требованиях к участникам ...

28 ноября 2022
Самые интересные новости для специалиста по закупкам за ноябрь

Изменения законодательства
Уточнили ряд правительственных актов. В госзакупках изменили порядок оценки заявок по критерию "цена", расширили случаи применения доптребований к участникам и др. В закупках по Закону N 223-ФЗ скорректировали, в частности, правила ведения реестра договоров.

Установили, что корпоративные информационные системы можно зарегистрировать в ЕИС в сфере закупок.

Определили форму программы по подготовке компетентных поставщиков по Закону N 223-ФЗ и утвердили документы для реализации таких программ.

Судебная практика
ВС РФ поддержал суды, которые разобрались, будет ли приемка несогласованных допработ без возражений основанием взыскать их оплату с госзаказчика.

Проекты
Предложили новые типовые условия госконтрактов в области капстроительства.

В 2023 году планируют разрешить устанавливать авансы до 90% в госконтрактах для федеральных нужд.

Хотят уточнить порядок госзакупок отечественного ПО.

Могут запретить госзакупки ряда иностранных инвалидных колясок.

25 ноября 2022
В 2023 году предложили разрешить устанавливать авансы до 90% в госконтрактах для федеральных нужд

В 2023 году по спецнорме сторонам хотят разрешить по согласию менять условие контракта для федеральных нужд об авансе.

В контрактах, которые заключили до 1 января 2023 года, аванс можно будет установить в размере от 50 до 90% суммы контракта или увеличить до такого размера. Для этого надо соблюсти ряд условий, а также учесть особенности определения размера обеспечения контракта.

Высшим исполнительным органам госвласти субъектов РФ, местным администрациям планируют дать рекомендацию принять меры по обеспечению включения в заключаемые контракты авансов (их корректировке) в указанных размерах.

Общественное обсуждение проекта завершат 5 декабря.

Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...


24 ноября 2022
Определили госзаказчиков, которые могут закупать товары для безопасности государства у едпоставщика

В перечень заказчиков, которые могут проводить закупки у едпоставщика для военной спецоперации, выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства, вошли 9 ведомств в т.ч. их подведомственные госучреждения и ГУП. В список попали МВД, МЧС, Росгвардия и др.

Перечни товаров, работ, услуг для закупки неконкурентным способом утверждают руководители таких федеральных органов.

Новшества вступили в силу 18 ноября.
Документ:
Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2022 N 3514-р
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

23 ноября 2022
Хотят уточнить порядок госзакупок отечественного ПО

Минцифры предложило отклонять остальные заявки, если хотя бы в одной есть программа, которая одновременно (пп. "в" п. 1 проекта изменений):

отвечает извещению;
соответствует доптребованиям к программам для ЭВМ и базам данных, сведения о которых есть в едином реестре российского ПО.
Доптребования планируют обновить. Так, от программных продуктов из реестра потребуют, в частности, иметь совместимость не менее чем с 1 центральным процессором из реестров российской электроники или промтоваров (пп. "г" п. 1 проекта изменений).

Поправки могут вступить в силу 1 июля 2023 года. Их будут применять к закупкам, которые объявят после этой даты (п. 3 и 4 проекта постановления).

Общественное обсуждение проекта завершат 5 декабря.

Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 23.03.2017 N 325 (ред. от 07.03.2018) "Об утверждении дополнительных ...

22 ноября 2022
Суды поддержали госзаказчика, который требовал лицензию при закупке услуг по изготовлению протезов

Стороны согласовали изготовление протезов. По условиям закупки от исполнителя требовали лицензию на медицинскую деятельность. Ему надлежало в том числе оказать ряд медуслуг перед тем, как сделать протез: провести осмотр у врача, снять слепки и др. Исполнитель ее не представил, поэтому заказчик отказался от контракта.

Контролеры не включили сведения в РНП. Они посчитали, что заказчик ограничил конкуренцию. Лицензия нужна была только на часть услуг. Заказчику следовало разрешить привлекать соисполнителей с нужной лицензией, но он требовал исполнить контракт лично.

Три инстанции не согласились с контролерами:

  •     изготовление протезов связано с рядом медуслуг. Без них нельзя определить, есть ли у инвалида противопоказания, подошел ли ему протез, успешна ли его реабилитация. Создание протеза само по себе не обеспечит получателя пригодной продукцией;
  •     предмет контракта — единый комплекс медицинских мероприятий. Их распределение между соисполнителями может увеличить срок оказания услуг и привести к тому, что индивидуальные особенности инвалидов не учтут;
  •     объект закупки имел социальную значимость. Требование обладать лицензией на медицинскую деятельность и лично исполнить контракт не создавало преимуществ конкретному лицу и не мешало участию в закупке. На рынке услуг было несколько организаций, которые могли их оказать.

Отметим, ранее сходную позицию высказывал АС Волго-Вятского округа.
Документ:
Постановление АС Уральского округа от 15.11.2022 по делу N А50-32545/2021

18 ноября 2022
Госзаказчик не содействовал подрядчику в работе — суды не взыскали неустойку за просрочку
При подготовке проектной документации подрядчик выявил, что объем работ отличается от условий закупки. Он приостановил исполнение и попросил заказчика согласовать допработы или расторгнуть сделку по соглашению.

Заказчик посчитал, что допработы учли в контракте, и потребовал завершить проект. Акты на работы, которые выполнили по факту, не подписал. Позднее он обратился в суд, чтобы расторгнуть контракт и взыскать неустойку.

Три инстанции заказчика не поддержали:

подрядчик заранее сообщил заказчику о препятствиях, приостановил работы. Он принял все меры для надлежащего исполнения контракта и действовал добросовестно;
заказчик вовремя не решил вопросы, которые возникли у подрядчика. Это не позволило выполнить работы в срок. Поскольку последний не виноват в просрочке, оснований для неустойки нет.
В практике есть пример, когда суды тоже не взыскали с подрядчика неустойку за просрочку, поскольку тот пытался выполнить работы вовремя, но заказчик медленно реагировал на его запросы и затягивал сроки согласования нужных данных.

Документ:
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.11.2022 по делу N А45-2569/2022

17 ноября 2022

В извещение о госзакупке хотят включать информацию о наказании за антиконкурентные соглашения

15 ноября во втором чтении приняли проект в том числе о расширении перечня сведений для извещения о закупке.

В него предложили добавить предупреждение об административном и уголовном наказании за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете антиконкурентных действий и соглашений (п. 1 ст. 2 проекта).

Планируют, что новшества заработают с 1 января 2024 года (п. 2 ст. 3 проекта).
Документ:
Проект Федерального закона N 848392-7
Полезные ссылки:
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022)
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022)
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

16 ноября 2022
Казначейство назвало самые частые ошибки при региональных госзакупках в I полугодии 2022 года

Ведомство выпустило обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за I полугодие 2022 года. В их числе ошибки при региональных закупках.

Большинство из них заказчики допустили при исполнении контракта, например:

уменьшили цену контракта более чем на 10%;
приняли товары, работы, услуги, которые не отвечали условиям контракта;
не привлекали контрагента к ответственности за нарушение условий контракта;
опоздали оплатить товары, работы, услуги;
не использовали закупленную продукцию в заявленных целях.
Отметим, недавно ведомство также перечислило недостатки при закупках для федеральных нужд за I полугодие 2022 года. В их числе ошибки из-за применения неверной ценовой информации для определения НМЦК. Для расчета цены методом анализа рынка использовали, например:

данные из неисполненных контрактов (брали информацию по контрактам, которые к моменту определения НМЦК не исполнили или расторгли по вине контрагента);
сведения о неидентичных или неоднородных товарах по сравнению с теми, что планировали закупить (при расчете цены на поставку МФУ запросы направляли в организации, которые не поставляют).
Выявили нарушения и при исполнении контракта. Так, заказчики приняли и оплатили:

некачественные работы (работы по нанесению огнезащитного состава на металлические конструкции не обеспечили стопроцентную укрываемость конструкции и др.);
расходные материалы с истекшим сроком годности (речь идет, в частности, о дезинфицирующих средствах для обработки медоборудования).
Документ:
Обзор недостатков и нарушений, выявленных Казначейством в финансово-бюджетной сфере в субъектах РФ за I полугодие 2022 года
Полезная ссылка:
"Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных ...

15 ноября 2022
Кассация: с банка можно взыскать комиссию за выдачу гарантии, если госзаказчик ее не принял

Заказчик отклонил гарантию, поскольку она не отвечала извещению и закону. Победителя признали уклонившимся, но сведения в РНП не включили. В действиях заказчика нарушений не нашли.

Победитель потребовал вернуть комиссию за выдачу гарантии, но банк отказал.

Три инстанции деньги взыскали:

  •     банк, как профессионал, должен знать об обязательных требованиях к гарантии. То, что победитель согласовал ее текст, не освобождает от ответственности за некачественную услугу;
  •     между действиями банка и убытками победителя есть причинная связь. Победитель понес расходы, чтобы предоставить обеспечение, заключить контракт и получить по нему оплату. За счет нее тот планировал среди прочего компенсировать комиссию за гарантию, но не смог, поскольку не вступил в правоотношения с заказчиком по вине банка.


В практике есть пример, когда суды в похожем споре не взыскали с банка комиссию, так как именно победитель обязан проверять текст гарантии перед тем, как направлять заказчику. Позицию поддержал и ВС РФ. Однако в другом своем решении он согласился, что нельзя удерживать комиссию за выдачу гарантии, если она не отвечает закону.
Документ:
Постановление АС Поволжского округа от 27.10.2022 по делу N А65-3027/2022

15 ноября 2022
Утвердили документы для реализации программ подготовки компетентных поставщиков по Закону N 223-ФЗ

Определили правила, по которым корпорация развития МСП будет проводить мониторинг реализации программ. В частности, ей дали право запрашивать документы у заказчиков, если они не представят их в установленные законом сроки. Представить документы нужно не позднее 7 рабочих дней со дня получения запроса.

Установили, что при неисполнении участником обязательств по соглашению о мерах поддержки заказчик должен передать корпорации сведения:

  •     о полном наименовании и ИНН участника;
  •     наименовании и реквизитах программы;
  •     основаниях считать обязательства неисполненными с подтверждающими документами.


Напомним, данные нужно направить в течение 30 календарных дней со дня окончания срока исполнения обязательств.

При обоснованности данных корпорация включит их в реестр участников, нарушивших обязательства. Отказ последует, если участник документально подтвердит, что принял меры для исполнения обязательств или не смог их выполнить из-за форс-мажора.

Информацию исключат из реестра через два года со дня ее включения туда, а также после исключения участника из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, его ликвидации или прекращении им деятельности.

Новшества вступили в силу 12 ноября.
Документ:
Постановление Правительства РФ от 10.11.2022 N 2029
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О развитии малого и среднего предпринимательства ...

14 ноября 2022

Медицинские госзакупки: интересные примеры из практики за 2022 год

Требовать ли регистрационное удостоверение на дозаторы? Отклонять ли заявку, если сведения о товаре не совпали с реестром медизделий? Применять ли нацрежим при закупке работ по изготовлению медизделия? Можно ли по-особому описать объект закупки с учетом специфики его использования? Подробнее в обзоре.
Регистрационное удостоверение на дозаторы
Пермское УФАС нашло нарушение в том, что к заявке требовали приложить копию регистрационного удостоверения на локтевые дозаторы. По мнению заказчика, это гарантировало бы безопасное применение в медучреждениях, поскольку товар прошел клинические испытания.

Контролеры отметили:

  • из техзадания не следует, что продукцию станут применять в медицинских целях. В нем указали такое назначение: "подача дозированных порций растворов разной вязкости из флаконов объемом не менее 1 литра";
  • заказчик не доказал, что зарегистрированные как медизделия дозаторы лучше тех, у которых такого статуса нет. Пояснений об их отличиях он не дал;
  • из 7 заявок только 1 отвечала условиям закупки.

Красноярское УФАС также не нашло причин, чтобы требовать в закупке копию удостоверения. Оно учло пояснения заказчика о том, что:

  • тот не закупал медизделия;
  • дозатор хотели разместить в административных и вспомогательных помещениях, которые не участвуют в оказании медпомощи.

Вместе с тем контролеры пояснили, что заказчику следовало:

  • выбрать ту позицию КТРУ, которая не относится к медизделиям;
  • назвать объект закупки иначе, чтобы не вводить участников в заблуждение.

Отметим, Сахалинское УФАС в сходных обстоятельствах недостатков не выявило, поскольку сочло закупаемый товар медизделием.

Сведения о товаре из заявки и данные о нем в реестре медизделий
Кировское УФАС считает, что нет оснований отклонять заявку за недостоверные сведения, если параметры товара в ней не отвечают данным реестра медизделий:

  • информацию в реестре меняют по заявкам. Обязанности актуализировать ее нет. При этом изготовитель подтвердил, что товар отвечает условиям закупки;
  • из документов на товар в реестре следовало, что они могут не отражать актуальные данные, так как свойства продукции постоянно улучшают.

Отметим, Калининградское УФАС не нашло нарушений в том, что заказчик не сверил параметры товара из заявки с данными из реестра медизделий.

Нацрежим при закупке работ на изготовление медизделия
Ряд медизделий входит в перечни импортных товаров, в том числе с ограничением допуска. Например, корсеты или туторы нижних конечностей.

Порой заказчики не устанавливают нацрежим при закупке работ или услуг на изготовление такой продукции под заказ, поскольку ее еще нет на момент подачи заявок. Удмуртское УФАС отметило:

в этом случае ограничения допуска устанавливают в закупке, если код производимых товаров по ОКПД 2 есть в перечне;
участники могут подтвердить страну товара. Заключение Минпромторга об отечественном происхождении распространяется на изделия как серийного, так и индивидуального производства, если их изготавливают одинаковым способом.
Сходную позицию занимает, в частности, 11-й ААС. Однако 13-й ААС высказал иное мнение: продукцию передают заказчику в качестве результата выполненных работ, а не как закупленный поставщиком товар.

Особые характеристики медизделий и лекарств при описании объекта закупки
Часто контролерам поступают жалобы на ограничение конкуренции, поскольку под параметры из техзадания подходит товар одного производителя.

АС Северо-Западного округа не нашел нарушений в особых характеристиках медизделия среди прочего, поскольку:

  • заказчик сам определяет характеристики объекта закупки. Он их обосновал ссылками на научные статьи и протоколы исследований, провел анализ рынка и учел особенности лечения пациентов;
  • особые требования к товару нельзя считать ограничением конкуренции, они обусловлены в том числе спецификой использования медизделия.

АС Дальневосточного округа пришел к выводу, что предъявлять особые требования к товару можно и при закупке лекарств. Суд, в частности, учел, что спецпараметр улучшал фармацевтические свойства препарата, и принял во внимание клинические рекомендации Минздрава.

Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (ред. от 16.05.2022) "Об ограничениях допуска отдельных ...


11 ноября 2022
Утвердили форму программы по "выращиванию" компетентных поставщиков по Закону N 223-ФЗ

12 ноября вступят в силу поправки о введении механизма по "выращиванию" поставщиков, подрядчиков, исполнителей из числа СМСП для их потенциального участия в закупках по Закону N 223-ФЗ. Заказчики при участии корпорации развития МСП смогут утверждать для этого программы.

Правительство определило форму такой программы. Среди прочего в ней надо указывать порядок отбора участников. Требования к такому порядку отбора тоже закрепили. Так, в нем надо указать, как участники станут направлять заявку и подтверждающие документы, а также обжаловать результаты отбора.

Новшества тоже заработают 12 ноября.

Документ:
Постановление Правительства РФ от 08.11.2022 N 2008
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 14.07.2022 N 285-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого ...

9 ноября 2022
Хотят запретить госзакупки ряда иностранных инвалидных колясок

В перечень импортных товаров с запретом на допуск предложили добавить продукцию с кодом 30.92.20.000 по ОКПД 2.

Речь идет об инвалидных креслах-колясках с электроприводом (кроме частей и принадлежностей) с кодами видов медизделий 207840, 207850, 207920 и др. Для применения запрета нужно, чтобы код по ОКПД 2 совпал с наименованием вида медизделия (п. 1 проекта изменений).

Планируют, что для иных инвалидных колясок (кроме частей и принадлежностей) будут использовать ограничения допуска иностранных медизделий. Действующую позицию перечня таких товаров с ограничениями хотят уточнить (п. 2 проекта изменений).

Общественное обсуждение завершат 21 ноября.

Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (ред. от 08.07.2022) "Об ограничениях и условиях допуска ...
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 03.10.2022) "Об установлении запрета на допуск ...
"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв ...


8 ноября 2022
Госзаказчик расторг контракт по соглашению вместо одностороннего отказа — суды не нашли нарушения

Подрядчик выполнил работы частично и с просрочкой. Контракт расторгли по соглашению. Обязательства, которые не исполнили, прекратили.

Прокурор посчитал условия соглашения незаконными. Заказчик мог отказаться от контракта, но позволил подрядчику избежать ответственности, чем нарушил публичные интересы.

Заказчик возразил. Односторонний отказ — долгая процедура. Деньги, которые не успели освоить, могли изъять в бюджет в конце года. Расторжение по соглашению помогло вовремя заключить 2 новых договора и завершить работы по контракту.

Апелляция и кассация поддержали заказчика:

  •     по Закону N 44-ФЗ заказчик обязан отказаться от контракта только в ряде случаев. Просрочка к ним не относится. Контракт этого также не требовал;
  •     заказчик не нарушил публичные интересы. Он вовремя расторг сделку и потратил остаток средств на завершение работ. Цель контракта достигли за счет денег, которые на нее и выделили. Обратное прокурор не доказал.


Отметим, недавно АС Волго-Вятского округа в похожем споре тоже поддержал заказчика.
Документ:
Постановление АС Волго-Вятского округа от 24.10.2022 по делу N А28-13323/2021
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

7 ноября 2022
Предложили новые типовые условия госконтрактов в области капстроительства


Типовые условия планируют применять при закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства и сохранению объектов культурного наследия.

Условия дополнят, в частности, пунктами об обеспечении контракта и гарантийных обязательств, правах заказчика и подрядчика. Среди новых обязанностей подрядчика есть такие:

сообщать заказчику обо всех субподрядчиках в течение 10 дней с момента заключения с ними договора. Сделать это нужно, если общая цена таких договоров выше 10% от цены контракта;
освободить участок от временных сооружений, техники и мусора не позднее 10 рабочих дней со дня завершения работ. Сейчас этот срок выбирают стороны;
самому выполнить ряд работ на сумму не менее 25% от цены контракта. Речь о работах из обязательного перечня, которые определили по предложению подрядчика.
В контракт включат обязанности заказчика содействовать подрядчику в работе и списывать неустойку, когда этого требует закон. В пункте контракта о цене укажут источник финансирования.

Есть и другие новшества.

Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2023 года. Их будут применять к закупкам, которые объявят после этой даты.

Общественное обсуждение проекта завершат 15 ноября.

Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Рекомендуем:
Как применять типовые формы и типовые условия контрактов по Закону N 44-ФЗ
Полезные ссылки:
Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр (ред. от 14.10.2021) "Об утверждении Типовых условий контрактов ...
Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (ред. от 01.12.2021) "Об установлении видов и объемов ...

3 ноября 2022
С 11 ноября корпоративные информационные системы можно зарегистрировать в ЕИС в сфере закупок


Казначейство распространило действие порядка регистрации в ЕИС в сфере закупок на корпоративные информационные системы (КИС). Их могут создавать заказчики по Закону N 223-ФЗ.

Для регистрации такой системы в ЕИС, ее аннулирования или изменения данных письменное обращение в казначейство направит лицо, которое имеет право действовать без доверенности от имени заказчика. В нем среди прочего укажут сведения об операторе системы и заказчике, который ее создал.

Регистрацию КИС смогут аннулировать и без обращения в казначейство, если:

выявят, что при регистрации указали неактуальные или недостоверные сведения;
оператор или заказчик, который создал систему, прекратил деятельность.
Документ:
Приказ Казначейства России от 12.09.2022 N 25н
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными ...
Приказ Казначейства России от 10.12.2021 N 39н (ред. от 29.07.2022) "Об утверждении Порядка регистрации ...

2 ноября 2022

Суды: приемка несогласованных допработ без возражений не повод взыскивать их оплату с госзаказчика

Стороны согласовали работы по благоустройству. Подрядчик выполнил основной объем, но предъявил к приемке еще и допработы. Заказчик подписал акты без замечаний, но допработы не оплатил.

Первая инстанция и кассация деньги не взыскали:

  • выполнение допработ без изменения цены контракта не обязывает заказчика их оплатить. Подрядчик работы не согласовывал. Он мог приостановить исполнение, но принял на себя риски возможных последствий;
  • то, что допработы выполнили, сообщили об этом заказчику и достигли общего результата по контракту, не повод взыскивать оплату. Не имеет значения и то, что акты подписали без возражений. Обязанность по оплате допработ возникает после их согласования. Отсутствие замечаний при приемке не мешает заказчику оспорить объем, качество и цену работ.

Верховный суд позицию поддержал.

Вывод основан в том числе на Обзоре практики ВС РФ от 2020 года. Недавно этот подход применил и АС Северо-Кавказского округа.

Отметим, есть пример, когда с заказчика взыскали оплату допработ. Суды решили: работы не были самостоятельными, их невыполнение грозило годности и прочности результата, а заказчик выразил согласие в переписке.

Документ:
Определение ВС РФ от 20.10.2022 N 303-ЭС22-20257
Полезные ссылки:
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам"
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)" (утв. Президиумом Верховного ...

1 ноября 2022

УФАС: нельзя требовать от участников госзакупки заполнять таблицы о квалификации для оценки опыта

Согласно порядку оценки заявок участникам следовало не только подтвердить опыт документами, но и заполнить таблицу по форме.

В ней указывали сведения о наибольшем по стоимости исполненном договоре, в частности: наименование участника, даты заключения договора, начала и окончания работ, цену и номера актов приемки. Если документы не отвечали порядку оценки, инструкции по заполнению заявки или их представили не полностью, баллы не начисляли.

Контролеры нашли нарушение:

  • содержание таблицы повторяло сведения из договоров и других документов, которые участник и так прилагал к заявке. Однако заказчик не оценивал их, если таблицу не заполнили;
  • спорный документ не подтверждает квалификацию, а его отсутствие в составе заявки не доказывает, что у участника нет нужного опыта.

Отметим, сходную позицию высказывали ФАС и Ленинградское УФАС. Контролеры подчеркивали: положение об оценке и Закон N 44-ФЗ не допускают требовать от участников заполнять справки о квалификации для начисления баллов.

Документ:
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 04.10.2022 по делу N 44-3480/22
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ ...

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК