Главная » Консультант Плюс: Актуальная правовая информация » Новости по госзакупкам 28 декабря 2023

Новости по госзакупкам 28 декабря 2023

29.12.2023

Новости для специалиста по закупкам

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


28 декабря 2023

Госзаказчик не увидел явных недостатков при приемке — суды не взыскали неосновательное обогащение 

Стороны заключили контракт на строительство детского сада. Результат приняли без замечаний и ввели объект в эксплуатацию.
Позже контрольно-счетная палата провела обследование объекта и выявила переплату более 9 млн руб.: заказчик оплатил работы, которые не сделали, выполнили в меньшем объеме или с применением других материалов.
Подрядчик добровольно деньги не вернул. Три инстанции их тоже не взыскали:

  • судебная экспертиза установила недостоверность результатов обследования. Переплата составляла около 600 тыс. руб. При этом по ряду позиций подрядчик сделал больше, чем отразили в актах. Контролеры об этом умолчали;
  • завышение объемов работ было очевидным. Его могли и должны были обнаружить при обычной проверке. Заказчик же принял результат без замечаний. По ГК РФ он в таком случае не вправе ссылаться на явные недостатки.

В практике есть пример, когда суды взыскали с подрядчика переплату в похожем споре. По их мнению, при обычном способе приемки заказчик не мог установить, что работы выполнили в меньшем объеме, чем указали в актах.

Документ:
Постановление АС Дальневосточного округа от 20.12.2023 по делу N А24-3688/2022

27 декабря 2023

ГУП и МУП смогут передавать контрагентам по Закону N 223-ФЗ имущество без торгов — проект доработан 

Планируют, что заказчики из числа ГУП или МУП смогут предоставить исполнителям, с которыми заключили договор по итогам конкурса или аукциона по Закону N 223-ФЗ, имущество без торгов, например, в аренду.
Условия:

  • передачу объекта предусмотрели в документации о закупке;
  • срок — не дольше периода исполнения договора.

Послабление не затронет:

  • заказчиков из числа унитарных предприятий, если цель их создания и основной вид деятельности — водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и обращение с ТКО;
  • заказчиков, которые передают права на объекты теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, а также на объекты в многоквартирных домах.

По замыслу авторов проекта, новшество облегчит работу подрядчиков, которым нужны помещения заказчика для исполнения обязательств, в т.ч. хранения материалов и оборудования. Пока передавать имущество таким лицам без торгов могут только автономные учреждения.

Документ:
Проект Федерального закона N 518862-8

Полезная ссылка:
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О защите конкуренции"

25 декабря 2023

Исполнение госконтрактов с национальным режимом: разъяснения Минпромторга 

При закупках продукции из перечня импортных промтоваров с запретом на допуск участники декларируют в заявке номера записей в реестрах российской или евразийской промпродукции.
Ведомство сообщило: эти записи должны быть действующими как на этапе подачи заявки, так и при исполнении контракта. При закупке у единственного поставщика — на момент заключения и исполнения контракта.
Сходные требования применяют к реестровым записям при закупках промтоваров, радиоэлектроники с ограничениями допуска, а также к сертификатам СТ-1 при приобретении медизделий с ограничениями допуска.

Документ:
Письмо Минпромторга России от 01.11.2023 N 117563/12

Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616
(ред. от 16.09.2023)
"Об установлении запрета на допуск ...
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102
(ред. от 16.09.2023)
"Об ограничениях и условиях допуска ...

22 декабря 2023

Описание объекта госзакупки и заявка в структурированном виде: позиция Минфина 

Ведомство в том числе рассказало, какие сведения указывать заказчикам при описании объекта закупки и участникам при подаче заявки в структурированном виде. Также оно разъяснило нюансы формирования извещения и заявки при закупке строительных работ. Подробнее в обзоре.

Описание объекта закупки

Если в КТРУ есть соответствующая позиция, то характеристики, которые она содержит, а также дополнительные сведения и потребительские свойства указывают в извещении в структурированном виде. В таком виде параметры объекта закупки приводят и при отсутствии позиции в каталоге.
Если описание объекта закупки помимо функциональных, технических и качественных характеристик включает и те, что к таковым не относятся, то не надо приводить их в структурированном виде. Их можно указать в полном описании объекта закупки, которое включают в извещение как приложение.

Заявка

Участники обязаны указывать в структурированном виде сведения о стране происхождения товара, его параметрах и товарном знаке, если он есть. Заказчикам же следует учитывать это требование в том числе при составлении инструкции по заполнению заявки.
При формировании предложения об объекте закупки участникам не нужно включать такие сведения в иные приложения к заявке.
Если же, например, характеристики товара не привели в структурированном виде или указали их вразрез с инструкцией по заполнению заявки, то это основание ее отклонить. Причина — непредставление информации и документов из извещения, в котором есть условие приводить параметры в таком виде, или несоответствие информации и документов требованиям такого извещения.

Строительные закупки

При приобретении работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства следует учитывать нюансы:

  • проектную документацию включают в извещение как отдельное приложение. Указывать характеристики работ в извещении не надо;
  • если кроме работ приобретают и товар, который поставляют при их выполнении, то в извещении нужно указывать в том числе данные о количестве, единице измерения и месте поставки товара. Также приводят его характеристики в структурированном виде;
  • при формировании предложения об объекте закупки участник указывает в структурированном виде наименование страны происхождения товара. При этом параметры товара не отражает.

Документ:
Письмо Минфина России от 18.12.2023 N 24-01-10/122331

Полезная ссылка:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 14.11.2023)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

21 декабря 2023
Типовые условия госконтрактов в сфере обращения с безнадзорными животными: проект Минприроды

При закупках работ по организации мероприятий по обращению с безнадзорными животными, например по их отлову, предложили применять типовые условия контрактов. В них хотят закрепить, в частности, положения об обязанностях сторон.

Также при закупке таких работ планируют устанавливать доптребования к участникам о наличии у них ресурсов для исполнения обязательств, например транспорта для перевозки животных.

В проекте предусмотрели исключение, когда новшества применять не надо.

Общественное обсуждение проекта завершат 29 декабря.
Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об ответственном обращении с животными ...


20 декабря 2023

Изменение и расторжение госконтрактов: проект о новом сроке оптимизационных поправок прошел Госдуму 

Планируют, в частности, что формировать через ЕИС соглашения об изменении и о расторжении контрактов, которые заключили в том числе по итогам открытых электронных процедур, нужно будет с 1 января 2025 года, а не с 1 июля 2024 года (п. 2 ст. 3 проекта).
Также с 1 июля 2024 года на 1 января 2025 года хотят перенести срок, когда заработает обязанность оформлять через ЕИС контракт с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся закупки (п. 1 ст. 3 проекта). Так, речь идет о ситуации, когда открытая конкурентная закупка прошла безрезультатно и заказчик решил заключить сделку с единственным поставщиком.

Документ:
Проект Федерального закона N 390953-8

Полезные ссылки:
Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные ...
Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60
(ред. от 16.08.2023)
"О мерах по информационному обеспечению ...
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 14.11.2023)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

19 декабря 2023
Национальный режим: госзакупки ряда импортных аппаратов ИВЛ запретят с 23 декабря 2023 года

В перечень импортных товаров с запретом на допуск включат аппараты ИВЛ с кодами 32.50.21.121, 32.50.21.122 и 32.50.21.123 по ОКПД 2.

Речь идет об изделиях, которые соответствуют кодам 232870 и 232890 по НКМИ.

Продукцию исключат из списка иностранной радиоэлектроники с ограничениями допуска и перечня квотируемых товаров по Закону N 44-ФЗ.

Новшества применят к закупкам, которые объявят после даты вступления поправок в силу.
Документ:
Постановление Правительства РФ от 09.12.2023 N 2094
Полезные ссылки:
Приказ Минздрава России от 06.06.2012 N 4н (ред. от 07.07.2020) "Об утверждении номенклатурной классификации ...
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 27.03.2023) "О мерах стимулирования производства ...
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 16.09.2023) "Об установлении запрета на допуск ...
Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 (ред. от 16.09.2023) "О минимальной обязательной ...
"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв ...

18 декабря 2023

Многие антикризисные меры в госзакупках продлят на 2024 год: проект прошел Госдуму 

В новом году заказчикам разрешат менять существенные условия контрактов из-за форс-мажора, а также не требовать обеспечение. Право правительства устанавливать дополнительные случаи неконкурентных закупок сохранят, но сходные полномочия регионов ограничат. Подробнее об этих и других новшествах в обзоре.

Корректировка контракта

До 31 декабря 2024 года продлят право сторон по предложению заказчика увеличить или уменьшить количество лекарств, медизделий и расходников по контракту в пределах 30%. При изменении объемов продукции станут, как и сейчас, пропорционально уточнять цену (пп. "в" п. 2 ст. 8 проекта).
Также по соглашению можно будет менять существенные условия контракта, который заключили до 1 января 2025 года, если его нельзя исполнить из-за непредвиденных обстоятельств (пп. "б" п. 2 ст. 8 проекта). Пока при соблюдении ряда условий это допустимо, если сделку заключили до 1 января 2024 года.

Обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств

До конца 2024 года заказчикам разрешат не требовать обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Исключение — в контракте предусмотрели аванс, который не подлежит казначейскому сопровождению (пп. "а" п. 2 ст. 8 проекта).

Закупки у единственного поставщика

На будущий год продлят право правительства устанавливать дополнительные случаи закупок у единственного поставщика (абз. 2 пп. "б" п. 1 ст. 13 проекта).
Утверждать перечень товаров, работ, услуг, для которых регионы смогут предусмотреть свои случаи неконкурентных закупок, будет правительство. Оно же станет определять порядок проведения подобных процедур (абз. 3 - 5 пп. "б" п. 1 ст. 13 проекта).
В проекте уточнили: контракт по итогам таких закупок заключают не позже 31 декабря 2024 года.
Отдельным заказчикам позволят не соблюдать предельный годовой объем малых закупок в 50 млн руб. и в 2024 году (пп. "е" п. 2 ст. 8 проекта).

Закупки у СМП и СОНКО

В новом году ряд заказчиков при определении объема закупок у СМП и СОНКО не будут включать в расчет СГОЗ закупки медизделий и лекарств для медицинского применения (пп. "д" п. 2 ст. 8 проекта).
Речь идет о заказчиках из числа федеральных и региональных органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений или унитарных предприятий, а также муниципальных медорганизаций.

Документ:
Проект Федерального закона N 475970-8

Полезная ссылка:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 14.11.2023)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

14 декабря 2023

Суды увидели ограничение конкуренции при оценке деловой репутации участников по Закону N 223-ФЗ
Заказчик приобретал молочную продукцию. Заявки участников сравнивали, в частности, по критерию "деловая репутация". Оценка зависела от числа положительных отзывов по одному договору поставки продуктов за каждый год работы контрагента. Период — с начала деятельности до конца срока подачи заявок.

Контролеры и суды сочли порядок оценки незаконным:

  •     критерий ограничивал круг потенциальных участников. Поставщикам, которые начали бизнес раньше других, дали преимущество. Отсутствие положительных отзывов не означало, что договор исполнили плохо;
  •     значимость критерия — 50%. Он напрямую влиял на выбор победителя.

В практике есть пример, когда заказчик оценивал деловую репутацию по сроку существования юрлица на рынке. Контролеры нарушения не нашли.
Документ:
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.12.2023 по делу N А53-7084/2023


12 декабря 2023

План закупок по Закону N 223-ФЗ: правительство обновит перечень заказчиков для проверки в части СМСП 

С 1 января 2024 года дополнят перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений в такие планы проходят оценку соответствия закону в части СМСП.
В список включат более 260 новых компаний. В их числе аэропорты, ресурсоснабжающие, научно-технические и другие организации. Ряд действующих позиций перечня актуализируют с учетом реорганизации отдельных юрлиц.
Напомним, документы таких заказчиков проверяет Корпорация МСП. Она смотрит:

  • проекты планов закупки;
  • проекты изменений в планы, если годовой объем закупок среди СМСП уменьшают до уровня ниже нормативного или меняют информацию о закупках по перечню товаров, работ, услуг, которые приобретают у СМСП.

Как проводят оценку соответствия планов закупок, подскажет готовое решение.

Документ:
Распоряжение Правительства РФ от 09.12.2023 N 3535-р

Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169
(ред. от 20.12.2022)
"О порядке проведения мониторинга ...
Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2015 N 2258-р
(ред. от 04.05.2023)
<О Перечне конкретных заказчиков ...

12 декабря 2023

Госзаказчик не стал увеличивать цену контракта после долгого согласования — суды взыскали доплату

Стороны заключили контракт на капремонт. При исполнении подорожали материалы, поэтому подрядчик предложил увеличить цену по спецоснованию. Заказчик проверил и подтвердил его доводы, но решение не принял.

Подрядчик не раз спрашивал, когда стороны заключат соглашение об увеличении цены контракта, но ему отвечали, что вопрос еще рассматривают. После того как ремонт закончили, заказчик не стал менять цену. Контрагент обратился в суд.

Три инстанции взыскали с заказчика доплату:

  •     заказчик согласовывал увеличение цены более 8 месяцев. Когда ремонт завершили, он отказал. Это злоупотребление правом. Подрядчик мог расторгнуть сделку, если бы ему ответили вовремя;
  •     отказ заключить соглашение был немотивированным. Заказчик отклонил требование контрагента из-за замечаний по оформлению документов, но не просил их устранить. Правильность расчетов увеличения цены не оспаривали;
  •     сохранение условий договора нарушило баланс интересов сторон и привело к негативным последствиям для подрядчика. Он законно потребовал доплаты.


В практике есть пример, когда суды не поддержали подрядчика в сходном споре, поскольку, в частности, контракт уже исполнили. В таком случае уже нельзя увеличить цену контракта по спецоснованию.
Документ:
Постановление АС Поволжского округа от 27.11.2023 по делу N А12-33828/2022
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 (ред. от 24.03.2023) "О внесении изменений в некоторые ...

12 декабря 2023
Контролеры незаконно отменили итоговый протокол госзакупки — суды взыскали с них расходы на гарантию

Общество победило в закупке. Оно подписало контракт и предоставило обеспечение в виде независимой гарантии. Позже УФАС предписало отменить итоговый протокол. После повторного рассмотрения заявок победителем стало другое лицо.

Решение контролеров признали недействительным. Общество обратилось в суд, чтобы взыскать с них расходы на гарантию.

Три инстанции удовлетворили иск:

  •     незаконные действия УФАС помешали обществу вступить в правоотношения с заказчиком. Оно потратило деньги на гарантию, но из-за срыва сделки не смогло их компенсировать;
  •     обеспечение исполнения контракта было обязательным условием для его заключения. Такие расходы победителя нельзя отнести к предпринимательскому риску.

Отметим, в другом споре общество частично взыскало с контролеров и упущенную выгоду.
Документ:
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.11.2023 по делу N А75-16741/2022
Рекомендуем:
Независимая гарантия по Закону N 44-ФЗ: интересные примеры из практики за 2021 - 2023 годы

11 декабря 2023

Контролеры незаконно отменили итоговый протокол госзакупки — суды взыскали с них расходы на гарантию 

Общество победило в закупке. Оно подписало контракт и предоставило обеспечение в виде независимой гарантии. Позже УФАС предписало отменить итоговый протокол. После повторного рассмотрения заявок победителем стало другое лицо.
Решение контролеров признали недействительным. Общество обратилось в суд, чтобы взыскать с них расходы на гарантию.
Три инстанции удовлетворили иск:

  • незаконные действия УФАС помешали обществу вступить в правоотношения с заказчиком. Оно потратило деньги на гарантию, но из-за срыва сделки не смогло их компенсировать;
  • обеспечение исполнения контракта было обязательным условием для его заключения. Такие расходы победителя нельзя отнести к предпринимательскому риску.

Отметим, в другом споре общество частично взыскало с контролеров и упущенную выгоду.

Документ:
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.11.2023 по делу N А75-16741/2022

Рекомендуем:
Независимая гарантия по Закону N 44-ФЗ: интересные примеры из практики за 2021 - 2023 годы

8 декабря 2023

Новые ограничения по срокам оплаты договора: поправки к Закону N 223-ФЗ поступили в Госдуму 

Заказчикам по Закону N 223-ФЗ хотят запретить устанавливать свои сроки оплаты по договору в положении о закупке (ст. 1 проекта).
Все будут применять общее правило о сроке — не более 7 рабочих дней с даты приемки. Исключение — случаи, когда для нужд обороны и безопасности страны в законе или акте правительства установили иной срок.
Планируют, что новшество заработает со дня опубликования в виде закона. Положение о закупке нужно привести в соответствие до 1 марта 2024 года (ч. 1 и 2 ст. 2 проекта).
Закупки, которые объявили до даты размещения нового положения в ЕИС, будут завершать по старым правилам. При этом срок оплаты по сделкам, что заключили на таких торгах, не должен превышать 7 рабочих дней с даты приемки. Исключение — случаи в законе (ч. 3 ст. 2 проекта).

Документ:
Проект Федерального закона N 505365-8

Полезная ссылка:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными ...

6 декабря 2023

Реестр российской радиоэлектронной продукции в госзакупках: советы Минпромторга по работе с ресурсом 

Ведомство напомнило: реестровые записи для радиоэлектронной продукции (кроме телекоммуникационного оборудования) размещают в новом реестре на сайте ГИСП.
Все записи в этом реестре — актуальные. Подтвердить наличие в нем продукции можно как основным номером в формате ХХХХ/ХХ/ХХХ, так и номером исторической реестровой записи в формате РЭ-ХХХХ/ХХ.
Данные о телекоммуникационном оборудовании размещают в старом реестре. В нем есть в том числе недействующие записи. Для удобства пользователей их выделяют серым фоном.
Минпромторг разъяснял, что старый реестр ликвидируют, когда все производители телекоммуникационного оборудования перейдут в новый. Пока можно использовать оба ресурса.

Документ:
Письмо Минпромторга России от 28.11.2023 N 127999/11

5 декабря 2023

Суды поддержали снижение цены контракта в госзакупке с ограничениями и условиями допуска

Заказчик приобретал мониторы. В закупке установили ограничения и условия допуска. Никто из участников не представил реестровые записи на продукцию, поэтому ограничения не применяли.

Победителем признали участника с импортной продукцией. Цену контракта снизили на 15%, поскольку в одной из заявок задекларировали российский товар. Доводы о том, что заказчик не проверил сведения в спорной заявке, контролеры отклонили.

Три инстанции не увидели нарушения:

  •     условия допуска не обязывают подтверждать страну товара документами, достаточно декларирования. Ограничения допуска не применяли, поскольку никто из участников не указал реестровые записи;
  •     заказчик рассматривает заявку с учетом тех документов и сведений, которые в ней есть. Содержание спорной заявки не позволяло определить страну товара. Запрашивать для этого дополнительные документы заказчик не мог;
  •     оснований отстранять участника с российской продукцией не было. Цену контракта с победителем снизили верно.

К сходным выводам приходил АС Московского округа. Однако в практике есть и другое мнение.
Документ:
Постановление АС Уральского округа от 21.11.2023 по делу N А76-40755/2022
Полезные ссылки:
Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н (ред. от 11.11.2022) "Об условиях допуска товаров, происходящих ...
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 27.03.2023) "О мерах стимулирования производства .


1 декабря 2023

ФАС предложила передавать в центральный аппарат больше жалоб и обращений по Закону N 44-ФЗ 

По проекту территориальные органы ФАС будут передавать в центральный аппарат службы в том числе жалобы на заказчика, обращения для проведения внеплановых проверок и включения сведений в РНП (кроме гособоронзаказа), если НМЦК закупки — 700 млн руб. и выше.
Правило распространят и на обращения о согласовании контракта с единственным поставщиком при закупках для федеральных нужд. Сейчас в обоих случаях материалы передают ФАС, если НМЦК закупки — 1 млрд руб. и выше.
Центральный аппарат ФАС сможет рассматривать такие жалобы и обращения, даже если по подведомственности это задача территориальных органов.
Планируют и другие новшества.
Общественное обсуждение проекта завершат 12 декабря 2023 года.

Документ:
Проект приказа ФАС России

Полезная ссылка:
Приказ ФАС России от 13.10.2015 N 955/15
"О координации деятельности центрального аппарата ФАС России ...

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK