Новости по госзакупкам 30 ноября 2023
Новости для специалиста по закупкам
Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете
в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге
30 ноября 2023
Соблюдение годового объема закупок у СМСП некоторыми заказчиками по Закону N 223-ФЗ: позиция Минфина
Ведомство сообщило: заказчики, которые с 1 февраля до конца года вынужденно проводят закупки по основным правилам Закона N 44-ФЗ, не обязаны соблюдать требования к годовому объему закупок у СМСП за этот период. То же касается периода с 1 января по 1 февраля отчетного календарного года.
Речь идет о заказчиках, которые работали по Закону N 223-ФЗ, но временно перешли на Закон N 44-ФЗ, поскольку, например, не разместили отчет о закупках у СМСП в ЕИС или не выбрали обязательный объем.
Напомним: годовой отчет о закупках у СМСП такие заказчики составляют и размещают в ЕИС на общих основаниях. Отчет о закупках у СМП и СОНКО сдавать не нужно. Недавно на это указывал Минфин.
Документ:
Письмо Минфина России от 14.11.2023 N 24-07-09/108447
Рекомендуем:
Как заказчику по Закону N 223-ФЗ составить и разместить в ЕИС годовой отчет о закупках у СМСП
Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (ред. от 20.12.2022) "Об особенностях участия субъектов ...
Постановление Правительства РФ от 17.03.2015 N 238 (ред. от 20.12.2022) "О порядке подготовки отчета ...
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными
29 ноября 2023
Соблюдение годового объема закупок у СМСП некоторыми заказчиками по Закону N 223-ФЗ: позиция Минфина
Ведомство сообщило: заказчики, которые с 1 февраля до конца года вынужденно проводят закупки по основным правилам Закона N 44-ФЗ, не обязаны соблюдать требования к годовому объему закупок у СМСП за этот период. То же касается периода с 1 января по 1 февраля отчетного календарного года.
Речь идет о заказчиках, которые работали по Закону N 223-ФЗ, но временно перешли на Закон N 44-ФЗ, поскольку, например, не разместили отчет о закупках у СМСП в ЕИС или не выбрали обязательный объем.
Напомним: годовой отчет о закупках у СМСП такие заказчики составляют и размещают в ЕИС на общих основаниях. Отчет о закупках у СМП и СОНКО сдавать не нужно. Недавно на это указывал Минфин.
Документ:
Письмо Минфина России от 14.11.2023 N 24-07-09/108447
Рекомендуем:
Как заказчику по Закону N 223-ФЗ составить и разместить в ЕИС годовой отчет о закупках у СМСП
Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352
(ред. от 20.12.2022)
"Об особенностях участия субъектов ...
Постановление Правительства РФ от 17.03.2015 N 238
(ред. от 20.12.2022)
"О порядке подготовки отчета ...
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными ...
29 ноября 2023
Изменять строительные госконтракты из-за форс-мажора хотят разрешить и в 2024 году — проект Минстроя
Действие порядка и случаев корректировки существенных условий контрактов, которые нельзя исполнить по независящим от сторон обстоятельствам, планируют продлить на 2024 год.
Речь идет о государственных и муниципальных контрактах на закупку работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства или сохранению объектов культурного наследия.
Напомним, с учетом этого порядка можно изменять, например, объем и (или) виды работ по контракту, спецификации и типы оборудования из проектной документации.
Общественное обсуждение проекта завершат 7 декабря.
Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680
(ред. от 13.01.2023)
"Об установлении порядка и случаев ...
28 ноября 2023
Изменять строительные госконтракты из-за форс-мажора хотят разрешить и в 2024 году — проект Минстроя
Действие порядка и случаев корректировки существенных условий контрактов, которые нельзя исполнить по независящим от сторон обстоятельствам, планируют продлить на 2024 год.
Речь идет о государственных и муниципальных контрактах на закупку работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства или сохранению объектов культурного наследия.
Напомним, с учетом этого порядка можно изменять, например, объем и (или) виды работ по контракту, спецификации и типы оборудования из проектной документации.
Общественное обсуждение проекта завершат 7 декабря.
Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (ред. от 13.01.2023) "Об установлении порядка и случаев ...
27 ноября 2023
Ограничения допуска иностранной электроники при госзакупках работ и услуг: позиция четырех ведомств
Минфин, Минпромторг, Минцифры и Минстрой сообщили: ограничения не применяют при закупках работ (в т.ч. строительных), если при их выполнении предусмотрена поставка импортной радиоэлектроники из перечня. То же касается закупок услуг.
В отличие, например, от постановления об ограничениях допуска иностранных промтоваров, в постановлении об ограничениях допуска импортной радиоэлектроники нет требований о том, что они распространяются на такие случаи.
Документ:
Письмо Минфина России N 24-01-07/111357, Минпромторга России N ШВ-124486/11, Минцифры России N А3-П29-085-243351, Минстроя России N 78336-СМ/09 от 20.11.2023
Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878
(ред. от 27.03.2023)
"О мерах стимулирования производства ...
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617
(ред. от 02.09.2023)
"Об ограничениях допуска отдельных ...
23 ноября 2023
Суд: для госзакупки с универсальной предквалификацией не подходит частично исполненный договор
Чтобы подтвердить опыт в закупке с универсальной предквалификацией, участник представил частично исполненный договор. Стоимость выполненных обязательств по нему составляла более 20% НМЦК.
Контролеры и суды поддержали заказчика, который отклонил заявку:
- хотя стоимости выполненных обязательств по договору хватало, на момент подачи заявки его еще предстояло исполнять несколько месяцев. Такой договор не подтверждает опыт. Для этого подойдет лишь исполненный договор. Таковым его следует считать после того, как стороны выполнят свои обязательства полностью;
- одно из условий к подтверждающему договору — требования об уплате неустоек по нему выполнили. Поскольку договор был на стадии исполнения, контрагенту могли их предъявить. О том, станет ли он действовать добросовестно и платить, заказчик знать не мог.
Сходную позицию занимает АС Центрального округа.
Документ:
Постановление АС Уральского округа от 10.11.2023 по делу N А76-40541/2022
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.11.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...
23 ноября 2023
РНП по Закону N 44-ФЗ: суды не поддержали отклонение заявки недобросовестного подрядчика
Извещение требовало, чтобы сведений об участниках закупки не было в РНП. Заказчик нашел данные об одном из них в реестре недобросовестных подрядчиков капремонта и отклонил заявку. Участник пожаловался в УФАС.
Контролеры и суды подход заказчика не поддержали:
- по Закону N 44-ФЗ ведут отдельный РНП. Госзаказчики вправе требовать, чтобы данных о контрагенте не было только в этом реестре. На момент рассмотрения заявок сведения о заявителе в него не вносили;
- заказчик ошибочно учел данные другого ресурса. Открытые источники позволяли определить, в какой реестр включили участника закупки. Отклонять его заявку не следовало.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, не нужно отстранять участника госзакупки, в том числе если данные о нем есть в РНП по Закону N 223-ФЗ. К такому выводу приходили Санкт-Петербургское и Ульяновское УФАС.
Документ:
Определение ВС РФ от 17.11.2023 N 304-ЭС23-22593
Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (ред. от 12.10.2023) "О порядке привлечения подрядных ...
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.11.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...
22 ноября 2023
Что ждет в 2024 году специалиста по госзакупкам
Следующий год несет ряд изменений в законодательстве о контрактной системе, которые могут существенно повлиять на работу специалиста по госзакупкам. Уже ясно, например, что:
- в извещение будут включать больше информации;
- расширят перечень импортных промтоваров с ограничениями допуска;
- цифровой контракт по итогам конкурентных закупок станет обязательным;
- у регионов появится новое основание для медицинских закупок у единственного поставщика.
Заранее подготовиться к этим и другим наиболее важным изменениям, а также отследить появление новых поможет наш обзор.
Полезная ссылка:
Обзор: "Основные изменения в госзакупках в 2024 году"
(КонсультантПлюс, 2023)
21 ноября 2023
Госзаказчик отклонил заявку с товаром из нескольких стран — суды не поддержали решение
Заказчик приобретал фрукты и овощи. Заявку участника отклонили, поскольку он предложил товар из двух стран.
Контролеры и суды не поддержали решение заказчика:
- участник согласился поставить товар на условиях извещения, когда подавал заявку. Ее отклонили лишь потому, что для мандаринов и лимонов указали две страны происхождения;
- условия закупки не запрещали поставку ряда идентичных товаров по одной позиции. Указание нескольких стран не могло повлиять на оценку характеристик товара. Это не повод отстранять участника.
К выводу о том, что Закон N 44-ФЗ не запрещает указывать в заявке несколько стран происхождения товара, приходили ФАС и Омское УФАС.
Документ:
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 13.11.2023 по делу N А81-1055/2023
20 ноября 2023
Переход на доверенные программно-аппаратные комплексы: утверждены правила для субъектов КИИ
Правительство определило порядок перехода субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) к применению доверенных программно-аппаратных комплексов.
Речь идет о комплексах, которые отвечают ряду признаков (п. п. 1 - 3 критериев):
- сведения о них есть в едином реестре российской радиоэлектроники;
- ПО в их составе соответствует требованиям к программам, которые используют на значимых объектах КИИ органы госвласти и ряд заказчиков по Закону N 223-ФЗ;
- имеют документ от ФСТЭК и (или) ФСБ (при наличии функции защиты информации).
С 1 сентября 2024 года на значимых объектах КИИ разрешат использовать только доверенные программы и техсредства. Исключение предусмотрели для комплексов, которые:
- приобрели до этой даты;
- не имеют в РФ аналогов из числа доверенных. Это можно подтвердить заключением Минпромторга.
Перейти к 100% доле доверенных комплексов на значимых объектах КИИ нужно до 1 января 2030 года.
Есть и другие новшества.
Документ:
Постановление Правительства РФ от 14.11.2023 N 1912
Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 20.09.2017 N 1135
(ред. от 14.06.2023)
"Об отнесении продукции к промышленной ...
Постановление Правительства РФ от 22.08.2022 N 1478
(ред. от 17.10.2023)
"Об утверждении требований к ...
17 ноября 2023
Кассация: нарушения при экспертизе товара помогли поставщику оспорить отказ от госконтракта
Стороны заключили контракт на поставку молока. Экспертиза заказчика выявила несоответствие ГОСТу и техрегламентам. При этом проверка поставщика подтвердила, что продукция отвечала нормам.
Молоко направили на повторный анализ, но поставщика не пригласили для отбора проб. Товар признали некачественным, поэтому заказчик отказался от контракта.
Три инстанции сочли отказ незаконным, взыскали с заказчика оплату, неустойку и госпошлину:
- заказчик не заключал контракт с исследовательской организацией, чем нарушил процедуру ее определения по Закону N 44-ФЗ;
- поставщика не уведомили о повторном анализе образцов. Его результаты нельзя считать надлежащим доказательством. Оснований для одностороннего отказа не было;
- продукцию не оплатили, хотя приняли без возражений.
Сходные выводы ранее поддерживал и ВС РФ.
Документ:
Постановление АС Поволжского округа от 02.11.2023 по делу N А06-7697/2021
Рекомендуем:
Ошибки при проведении экспертизы по Закону N 44-ФЗ: примеры из практики за 2021 - 2023 годы
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 14.11.2023)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров ...
16 ноября 2023
Суды поддержали участников госзакупок в споре о картельном сговоре из-за низкой рентабельности работ
В поведении двух участников закупок работ по реконструкции здания усмотрели соглашение с целью поддержания цены на торгах. Контролеры среди прочего учли, что общества:
- отказались от конкурентной борьбы. Одно предлагало цену в размере НМЦК, но не подтверждало квалификацию. Это обеспечивало победу другому при снижении цены менее 0,2%;
- использовали единую инфраструктуру для ведения хоздеятельности: номер телефона, электронную почту и IP-адрес;
- подавали заявки с небольшой разницей во времени.
Доводы о том, что участники не могли конкурировать, поскольку входили в группу лиц на основании договора консорциума, отклонили.
Первая инстанция и кассация с контролерами не согласились:
- причиной подобного поведения стала низкая НМЦК. Невысокая рентабельность работ создавала риск отсутствия заявок от иных лиц. Чтобы не допустить признания торгов несостоявшимися, одно из обществ привлекло для участия в закупках другое лицо из своей группы;
- действия участников оценили формально. Закон не обязывал их предлагать невыгодную цену или снижать ее. При этом НМЦК почти совпадала с себестоимостью работ, что подтвердил специалист;
- контролеры не доказали картельный сговор с целью поддержания цен на торгах. Действия обществ не ограничивали конкуренцию и не позволяли извлечь выгоду.
Сходные обстоятельства учитывал и АС Северо-Западного округа.
Документ:
Постановление АС Московского округа от 02.11.2023 по делу N А40-248476/2022
14 ноября 2023
Госзаказчик установил требования к компонентам товара — контролеры нашли нарушение Закона N 44-ФЗ
Заказчик приобретал работы по устройству игровой и спортивной площадки. В извещении предусмотрели требования к составным частям инвентаря: брускам, трубам и другим деталям.
УФАС увидело нарушение:
- заказчик может предъявлять требования к товару, но не к его компонентам. В противном случае он ограничивает конкуренцию, поскольку создает дополнительные барьеры для участия в закупке;
- Закон N 44-ФЗ не обязывает участника производить продукцию или иметь ее при подаче заявки. Он может не знать параметры отдельных деталей.
Вывод контролеров основан в том числе на Письме ФАС. Недавно позицию применили Ростовское и Санкт-Петербургское УФАС.
Документ:
Решение Ленинградского УФАС России от 16.10.2023 по делу N 047/06/42-3207/2023
Полезная ссылка:
<Письмо> ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции ...
9 ноября 2023
Централизованные госзакупки офисного софта для федеральных нужд Минцифры предложило отложить
Минцифры должно централизованно приобретать офисное ПО и антивирусы для федеральных органов исполнительной власти, подконтрольных Правительству РФ. Эти полномочия планируют приостановить до 31 декабря 2024 года.
Общественное обсуждение завершат 17 ноября.
Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Рекомендуем:
Какие особенности закупки программного обеспечения по Закону N 44-ФЗ
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 658 (ред. от 01.12.2021) "О централизованных закупках ...
8 ноября 2023
УФАС: госзаказчикам не следует включать в один лот работы из разных позиций доптребований
Заказчик приобретал работы по комплексному обслуживанию помещений, в т.ч. текущему ремонту и уборке. В извещении установили доптребования к опыту техобслуживания зданий, сооружений.
Контролерам пожаловались на ограничение конкуренции:
- столь крупный лот мешал менее опытным лицам поучаствовать в закупке;
- для некоторых видов работ есть отдельные позиции доптребований, хотя в извещении предусмотрели лишь одну из них.
Жалобу признали частично обоснованной:
- кроме техобслуживания заказчик приобретал работы по текущему ремонту и уборке. Их сметная стоимость выше 1 млн руб., что обязывало применять разные позиции доптребований. При этом устанавливать их по двум или трем позициям нельзя. Это ограничивает число участников;
- заказчик составил объект закупки неверно. В один лот объединили работы, которые требуют отличную друг от друга правоспособность.
Отметим, в практике есть пример, когда апелляция не увидела нарушения в том, что в извещении установили две позиции доптребований.
Документ:
Решение Московского УФАС России от 19.10.2023 по делу N 077/06/106-14639/2023
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571
(ред. от 31.10.2022)
"О требованиях к участникам ...
7 ноября 2023
Суд: приемка допуслуг без замечаний не означает, что заказчик по Закону N 223-ФЗ их согласовал
Стороны заключили сделку на оказание услуг. Их предоставили на большую сумму, чем определили в договоре. Заказчик принял дополнительный объем услуг без замечаний. Исполнитель обратился в суд, чтобы взыскать за него плату. Три инстанции ему отказали:
- по условиям сделки следовало оказать услуги в объеме, который предусмотрели в договоре с твердой ценой. Последнюю нельзя было изменять в период его действия;
- заказчик оплатил основной объем. Необходимость допуслуг для достижения цели договора не доказали. То, что их неоказание могло привести к рискам, не подтвердили;
- обязанность оплатить дополнительный объем наступает, когда его согласовали. Фактическая приемка этого не означает. Письменное соглашение на спорные услуги не оформили;
- то, что исполнитель продолжал оказывать услуги сверх объемов и цены по договору, — его предпринимательские риски.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, в практике есть пример, когда с заказчика взыскали оплату дополнительных объемов. Суды решили, что стороны согласовали их в том числе в переписке.
Документ:
Определение ВС РФ от 25.10.2023 N 308-ЭС23-20012
3 ноября 2023
Поставщик не выполнил гарантийный ремонт из-за санкций — апелляция не нашла оснований для штрафа
Стороны заключили контракт на поставку оборудования. В период гарантии в товаре обнаружили неисправности, его передали поставщику для ремонта.
Технику в согласованный срок не починили. Заказчик потребовал вернуть товар в исправном виде или заменить на новый, а позже направил претензию об уплате штрафа за неисполнение гарантийных обязательств. Поставщик не выполнил требования.
Апелляция обязала вернуть заказчику оборудование, но не взыскала штраф:
- для ремонта прибора надлежало заменить уникальную плату. Сделать это мог лишь завод-изготовитель в США, поэтому с заказчиком согласовали отправку изделия;
- из-за изменения геополитической ситуации вывоз ряда товаров из РФ (в т.ч. спорной техники) запретили. Позже производитель остановил деловые контакты с российским бизнесом из-за санкций;
- поставщик пытался получить разрешение на вывоз продукции, обращался в уполномоченные органы, но не добился результата. Исполнить гарантийные обязательства не смогли из-за форс-мажора, что по контракту освобождало сторону от ответственности.
Документ:
Постановление 9-го ААС от 17.10.2023 по делу N А40-235865/2022
Рекомендуем:
Форс-мажор в госзакупках: примеры из практики за 2021 - 2023 годы
1 ноября 2023
Суды не поддержали формальный подход госзаказчика при отклонении заявок в закупке с доптребованиями
Заказчик приобретал работы по капремонту и установил доптребования. В числе документов, которыми участники подтверждали опыт, было разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию.
Два участника представили копии разрешений без техпланов. Документы содержали сноску о недействительности без таких планов, поэтому заказчик отклонил заявки.
Контролеры решили, что участников отстранили по формальному основанию. Три инстанции с ними согласились:
закупочная документация не обязывала отдельно представлять техплан в составе заявки. Этот документ не подтверждает опыт работ. Он нужен для выдачи разрешения на ввод объекта, а также для кадастрового учета и (или) госрегистрации прав;
формальный подход заказчика не отвечал принципам и целям контрактной системы в сфере закупок. Кроме того, в актуальной форме разрешения нет указания на недействительность документа без техплана.
Сходную позицию недавно поддержал ВС РФ.
Документ:
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2023 по делу N А58-6303/2022
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571
(ред. от 31.10.2022)
"О требованиях к участникам ...