Главная » Консультант Плюс: Актуальная правовая информация » Новости по госзакпкам 30 сентября 2025

Новости по госзакпкам 30 сентября 2025

30.09.2025

Новости для специалиста по закупкам

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

29 сентября 2025

Самые интересные новости для специалиста по закупкам за сентябрь

Расширен перечень товаров, при госзакупках которых в контрактах надо устанавливать повышенный аванс. ВС РФ поддержал вывод судов о том, что госзаказчик сам определяет сопоставимость опыта для оценки заявок. ФАС разъяснила спорные вопросы об указании товарных знаков. Об этом и не только в нашем обзоре.

См. материалы о частичной мобилизации и антикризисных мерах.

Изменения законодательства

С 1 сентября 2025 года расширен перечень строительно-дорожной техники, при госзакупках которой получатели средств федерального бюджета устанавливают в контрактах аванс не менее 80% в пределах ЛБО. Подробнее в нашей новости.

С 1 сентября 2025 года продлена возможность подтверждать страну происхождения ряда продукции сертификатом СТ-1. С этой же даты изменены особенности описания объекта госзакупки, для которого выдано разрешение на приобретение импортного товара. Подробнее в нашем обзоре.

Опубликованы поправки, которые обязывают госзаказчиков включать в реестр контрактов больше данных об экстренных закупках у единственного поставщика. Новшество вступит в силу с 1 января 2026 года. Подробнее в нашей новости.

Судебная практика

ВС РФ согласился с судами, которые решили, что госзаказчик сам определяет сопоставимость опыта для оценки заявок. Он вправе по своему усмотрению устанавливать требования к порядку подтверждения квалификации и должен исходить из потребности в выборе лучшего исполнителя. Подробнее в нашей новости.

Три инстанции не нашли оснований для включения в РНП данных об обществе, которое не исполнило госконтракт из-за проблем с персоналом. Суды учли, что обязательства по нему исполняли без замечаний почти 19 месяцев. На момент расторжения сделки их выполнили на 90%. Подробнее в нашей новости.

Кассация решила, что при госзакупке услуг по строительному контролю за ремонтом дороги доптребования не нужны. В позиции, которую выбрал заказчик, эти услуги не упомянуты. Подробнее в нашей новости.

Суды решили, что требование документов об оплате договора для оценки опыта не нарушает Закон N 223-ФЗ. Такие документы подтверждают бесспорное принятие исполненных обязательств на указанную в них сумму. Если их не требовать, то заказчик не сможет выбрать контрагента, который исполнит договор качественно. Подробнее в нашей новости.

Разъяснения ведомств

ФАС разъяснила, что признается товарным знаком для целей госзакупок, и ответила на другие спорные вопросы, которые связаны с его указанием. Подробнее в нашем обзоре.

Минфин сообщил: если заказчик приобретает несколько товаров из списка с ограничением, то правило "второй лишний" срабатывает только при наличии заявки, в которой вся продукция российская. Подробнее в нашей новости.

Проекты

Планируют, что программы из реестра российского ПО с отметкой о соответствии требованиям к доверенному софту получат приоритет при закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ. Подробнее в нашей новости.

Аванс от 80% при госзакупках ряда промтоваров хотят сделать обязательным до конца 2030 года. Подробнее в нашей новости.

27 сентября 2025

Дополнительные требования к участникам закупок: новые позиции в проекте Минприроды

В Постановлении N 2571 появится 2 новых раздела с доптребованиями к участникам закупок работ в сфере гидротехнической защиты территорий, предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (п. 2 проекта изменений).

Первый раздел предусматривает позиции для закупок работ по проектированию, инженерным изысканиям, строительству, реконструкции и капремонту гидротехнических сооружений для защиты от негативного воздействия вод.

Второй раздел включает позиции для закупок работ по восстановлению пропускной способности русел рек (расчистка водных объектов, дноуглубление и спрямление русел) и проектированию таких мероприятий.

Новые позиции будут применяться, если НМЦК (пп. "а" п. 1 проекта изменений):

  • выше 10 млн руб. – при закупках для федеральных нужд;
  • выше 5 млн руб. – при закупках для региональных и муниципальных нужд.

Планируют и другие изменения.

Общественное обсуждение инициативы завершится 10 октября.

Документ:

Проект постановления Правительства РФ

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 23.09.2024) "О требованиях к участникам ...

 

26 сентября 2025

Госзакупка картриджей: УФАС поправило заказчика, который неверно выбрал код ОКПД 2 и защитную меру

Заказчик приобретал картриджи и тонеры для оргтехники. Контролерам пожаловались на то, что он выбрал код 28.23.26.000 по ОКПД 2, который не соответствовал объекту закупки. Из-за этого в извещении установили преимущество вместо ограничения.

Заказчик пояснил:

  • выбранный код соответствует объекту закупки, поскольку распространяется на части и принадлежности фотокопировальных аппаратов;
  • по смете расходов на приобретение картриджей и тонеров для оргтехники ему доведены лимиты бюджетных средств именно по этому коду.

Контролеры решили, что заказчик выбрал неверный код, поскольку в классификаторе есть тот, что содержит более детализирующее описание товара: код 26.20.40.120 по ОКПД 2 – элементы замены типовые устройств ввода и вывода. Последний входит в перечень N 2. Нарушение при выборе кода привело к тому, что заказчик не установил ограничение закупок импортных товаров.

Отметим, к сходному мнению пришло Татарстанское УФАС.

Московское УФАС поддержало заказчика, который этот код не выбрал. Контролеры учли его пояснения о том, что объект закупки – картриджи для лазерных принтеров. В коде же 26.20.40.120 по ОКПД 2 нет описания такого вида товаров. Установление преимущества посчиталиобоснованным.

Документ:

Решение Алтайского краевого УФАС России от 10.09.2025 по делу N 022/06/42-1122/2025

Полезные ссылки:

"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв ...

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 29.08.2025) "О мерах по предоставлению национального ...

25 сентября 2025

Госзаказчик сам определяет сопоставимость опыта для оценки заявок, согласился ВС РФ

Заказчик проводил конкурс на изготовление протеза бедра. Для оценки опыта он принимал лишь договоры на производство протезов нижних конечностей сопоставимого характера и объема.

УФАС признало порядок оценки необъективным. Заказчик слишком конкретизировал требования к опыту, поскольку технология изготовления протезов верхних и нижних конечностей идентична.

Суды не согласились с контролерами и отметили, что заказчик сам определяет параметры сопоставимости опыта для оценки заявок. Он вправе по своему усмотрению устанавливать требования к порядку подтверждения квалификации и должен исходить из потребности в выборе лучшего исполнителя.

ВС РФ позицию поддержал.

Отметим, в практике есть и другое мнение.

Документ:

Определение ВС РФ от 12.09.2025 N 309-ЭС25-9165

24 сентября 2025

Контрагент не исполнил госконтракт из-за проблем с персоналом – суд не нашел причин для РНП

Стороны подписали контракт на услуги строительного контроля за работами по реконструкции дороги. По его условиям контроль следовало проводить на постоянной основе.

Поскольку представителей контрагента не было на объекте 4 дня, заказчик отказался в одностороннем порядке от сделки. Сведения о контрагенте включили в РНП.

Три инстанции не согласились с решением контролеров:

  • обязательства не исполнили из-за проблем с персоналом – финансовые трудности в организации привели к увольнению сотрудников;
  • контракт исполняли без замечаний почти 19 месяцев. На момент его расторжения обязательства выполнили на 90%. Контролеры не доказали недобросовестность контрагента;
  • тот факт, что контрагент не устранял нарушения после решения заказчика об одностороннем отказе, нельзя считать безусловным основанием для включения данных в РНП без исследования обстоятельств и причин неисполнения контракта;
  • то, что отсутствие представителей контрагента на объекте в течение 4 дней привело к негативным последствиям, не доказали.

Документ:

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.09.2025 по делу N А46-21849/2024

23 сентября 2025

УФАС напомнило: ошибка при выборе кода ОКПД 2 приводит к применению неверного способа госзакупки

Детский сад проводил открытый электронный конкурс на поставку учебно-игровых материалов. Объект закупки включал взрослые костюмы Снегурочки, Колобка и других персонажей, поэтому заказчик указал в извещении коды товаров из группы 32.40 "Игры и игрушки" по ОКПД 2.

УФАС нашло нарушение. Заказчик выбрал неверный код товара и незаконно провел конкурс вместо аукциона. Фактически в объект закупки входила одежда для взрослых, которая соответствовала коду 14.12.11 по ОКПД 2 и фигурировала в аукционном перечне.

Документ:

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 29.08.2025 по делу N 44-1673/25

Рекомендуем:

Какие способы закупок (закупочные процедуры) предусмотрены Законом N 44-ФЗ и когда они проводятся

Полезные ссылки:

Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (ред. от 31.10.2022) <О перечне товаров, работ, услуг ...

"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв ...

22 сентября 2025

Пропуск срока подписания договора по Закону N 223-ФЗ: примеры из практики за 2024 - 2025 годы

Победителей закупок, которые пропустили срок подписания договора, не включали в РНП по разным причинам. В одном случае уважительным поводом посчитали существенную ошибку в ценовом предложении, в другом – отказ банков в выдаче гарантии. Об этих и других полезных примерах читайте в обзоре.

Ошибка в ценовом предложении

АС Московского округа не увидел недобросовестности в поведении победителя, который не подписал договор из-за ошибки в ценовом предложении, поскольку тот:

  • сразу сообщил заказчику об ошибке и пытался ее исправить через службу техподдержки;
  • имел хорошую деловую репутацию и обладал производственными возможностями для изготовления продукции по договору.

Тюменское УФАС в похожей ситуации сведения о победителе в РНП включило.

Контролеры отметили: если участник подал ценовое предложение, значит, подтвердил правильность и достоверность числовых значений в заявке. Неверное ее оформление – предпринимательский риск.

Отказ банка в выдаче гарантии

ФАС сочла отказ 14 банков выдать гарантию уважительной причиной пропуска срока подписания договора.

Контролеры не увидели недобросовестности в поведении победителя, поскольку он оплатил товар, который следовало поставить по договору.

9-й ААС при сходных обстоятельствах пришел к иному выводу. Победитель не имел нужной суммы на счете, поэтому в качестве обеспечения выбрал независимую гарантию, но банки отказались ее выдать. Суд отклонил ссылку на этот довод и отметил:

  • отказ банков выдать гарантию и отсутствие средств для внесения обеспечения деньгами не повод для того, чтобы не включать сведения в РНП;
  • победитель не подтвердил документами невозможность подписать договор. Он не раскрыл причины отказа банков выдать гарантию. Факт отсутствия денег у победителя означает, что он не может гарантировать исполнение обязательств.

Поломка компьютера

Пермское УФАС не включило данные о победителе в РНП, так как подписать договор помешала поломка компьютера. Контролеры решили, что победитель не желал уклоняться от заключения сделки, поскольку:

  • компьютер не работал в течение всего срока, который отведен для подписания договора. Это подтвердил акт выполненных ремонтных работ;
  • победитель оформил гарантию в качестве обеспечения и представил сведения о наличии опыта исполнения договоров за последние 8 лет.

Омское УФАС решило, что поломка компьютера не мешает подписать договор. Контролеры учли, что победитель:

  • не доказал, что договор нельзя было подписать на ином устройстве. По данным "независимого регистратора", в дни, которые отведены для подписания договора, победитель совершал активные действия на ЭТП;
  • сообщил заказчику о причинах неподписания договора спустя длительное время после ремонта.

Больничный ответственного сотрудника

Самарское УФАС не увидело недобросовестности в поведении победителя, который вовремя не подписал договор из-за больничного единственного уполномоченного лица.

Контролеры учли, что победитель заранее оформил обеспечение, сообщил заказчику о причинах просрочки подписания договора в день открытия больничного и имел положительный опыт исполнения контрактов.

Оснований для включения в РНП при сходных обстоятельствах не нашло и Томское УФАС.

 

20 сентября 2025

Национальный режим при закупках ПО: Минцифры предложило дать приоритет доверенному российскому софту

Программы из реестра российского ПО, у которых есть отметка о соответствии требованиям к доверенному софту, получат приоритет при закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ (пп. 1 п. 2 проекта изменений). Требования к доверенным программам позже определит правительство.

Заявки с реестровыми записями без отметки "доверенный софт" будут приравнивать к предложениям о поставке иностранной продукции, если заказчик допустит заявку с доверенным российским ПО (пп. 2 п. 2 проекта изменений). Похожее правило сейчас применяют к программам, которые соответствуют доптребованиям.

Планируют и другие изменения.

Предполагается, что новшество вступит в силу с 1 марта 2026 года и не будет распространяться на закупки, которые объявили до этой даты (п. п. 3 и 5 проекта постановления).

Публичное обсуждение инициативы завершится 17 октября.

Документ:

Проект постановления Правительства РФ

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 23.03.2017 N 325 (ред. от 07.03.2018) "Об утверждении дополнительных ...

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 29.08.2025) "О мерах по предоставлению национального ...

19 сентября 2025

Указание товарного знака при закупках по Закону N 44-ФЗ: ФАС разъяснила спорные вопросы

Что признается товарным знаком для целей закупок? Какое указание на товарный знак считается неверным? Можно ли указать в заявке несколько товарных знаков по одной позиции товара? Ответы на эти и другие вопросы – в обзоре.

Что признается товарным знаком для целей закупок?

Для целей Закона N 44-ФЗ товарный знак – это обозначение, которое зарегистрировано Роспатентом и сведения о котором включены в реестр товарных знаков.

Какое указание на товарный знак считается неверным?

Заявку признают не соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ, если участник:

  • не указал товарный знак, хотя сведения о нем есть в реестре;
  • указал товарный знак, но сведений о нем нет в реестре;
  • предоставил информацию о товарном знаке, которая не совпадает с данными реестра.

Нужно ли указывать наименование товарного знака в заявке?

Нет. Закон N 44-ФЗ не обязывает этого делать. Участник вправе отразить лишь сведения, которые позволят определить наличие товарного знака, например привести регистрационный номер свидетельства на такой знак либо заполнить нужную графу заявки словами "нет" или "отсутствует".

Может ли заявка содержать несколько товарных знаков по одной позиции товара?

Нет. Такая заявка не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.

Должен ли заказчик проверять информацию о товарном знаке в реестре?

Да. Закупочная комиссия сверяет данные заявки и реестра товарных знаков.

Является ли товарный знак существенным условием контракта?

Да. Заказчик может изменить его при согласовании поставки продукции с улучшенными характеристиками.

Документ:

Письмо ФАС России от 29.08.2025 N ГР/81837/25

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

 

18 сентября 2025

Госзакупка услуг по строительному контролю за ремонтом дороги: кассация сочла лишними доптребования

Первая и апелляционные инстанции решили, что заказчик верно установил доптребования по позиции 17, когда приобретал услуги строительного контроля за капремонтом дороги. Они исходили из того, что по классификации работ по ремонту (в т.ч. капитальному) и содержанию дорог, которую утвердил Минтранс, строительный контроль входит в работы по капремонту.

Кассация не согласилась с выводами судов и посчитала, что оснований устанавливать доптребования не было:

  • позиция 17 содержит лишь работы по строительству, реконструкции, капремонту дороги. Объект закупки в ней не упомянут;
  • приказ об утверждении классификации издали раньше постановления о доптребованиях. Он имеет меньшую юридическую силу, чем постановление о доптребованиях. Последнее же закрепляет полный перечень работ, который не подлежит расширительному толкованию.

Отметим, в практике можно встреть иное мнение.

Документ:

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2025 по делу N А32-50425/2024

Полезные ссылки:

Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (ред. от 20.03.2023) "Об утверждении Классификации работ ...

Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 23.09.2024) "О требованиях к участникам ...

 

17 сентября 2025

Минфин о национальном режиме: ограничение применяется по совокупности российских товаров в заявке

По мнению ведомства, если заказчик приобретает несколько товаров из списка с ограничением, то правило "второй лишний" срабатывает только при наличии заявки, в которой вся продукция российская.

Таким образом, защитную меру в виде ограничения нужно применять по совокупности товаров в заявке, а не по каждой позиции отдельно.

Документ:

Письмо Минфина России от 02.09.2025 N 24-07-08/85390

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 29.08.2025) "О мерах по предоставлению национального ...

16 сентября 2025

Лицензию на услуги охраны иногда нужно требовать и при закупке услуг вахтера, считает УФАС

Участник закупки услуг сторожа (вахтера) пожаловался, что в извещении нет требования о наличии лицензии на охранную деятельность. Заказчик допустил подмену понятий вахтера и охранника, поскольку часть обязанностей исполнителя из описания объекта закупки мог выполнять лишь сотрудник охранного предприятия.

УФАС признало жалобу обоснованной. Заказчику следовало установить требование о наличии лицензии, поскольку в техзадании перечислили обязанности вахтера, которые по своей сущности относятся к охранным услугам.

Документ:

Решение Кировского УФАС России от 26.08.2025 N 043/06/105-739/2025

Полезная ссылка:

Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 21.04.2025) "О частной детективной и охранной деятельности в ...

 

15 сентября 2025

Поломка компьютера помешала победителю подписать госконтракт – УФАС не включило сведения в РНП

Победитель пропустил срок подписания контракта и не представил обеспечение его исполнения. Заказчик признал его уклонившимся от заключения сделки.

Контролеры не увидели недобросовестного поведения и не включили сведения в РНП, поскольку победитель:

  • не исполнил обязательства вовремя из-за поломки компьютера;
  • подписал контракт на следующий день после истечения срока, как только устранил неполадку;
  • заранее начал оформлять гарантию, которая была готова в последний отведенный для подписания контракта день;
  • приобрел товар по контракту и готов передать его заказчику сразу после заключения сделки;
  • давно участвует в госзакупках и имеет положительную репутацию – он исполнил более 250 контрактов без нарушений и без претензий со стороны заказчиков.

Отметим, в практике можно встретить иное мнение.

Документ:

Решение Тульского УФАС России от 27.08.2025 по делу N 071/10/104-847/2025

12 сентября 2025

ЦБ РФ снова снизил ключевую ставку

С 15 сентября 2025 года показатель равен 17%. Предыдущее значение – 18% – установили в июле этого года.

ЦБ РФ указал, что годовая инфляция по оценке на 8 сентября составила 8,2%. Прогнозируется, что она снизится до 6 - 7% в 2025 году и вернется к цели – 4% – в 2026 году.

Регулятор будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая нужна для возвращения инфляции к цели.

Очередное заседание по ключевой ставке пройдет 24 октября 2025 года. ЦБ РФ примет решение исходя из устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий.

Документ:

Информация Банка России от 12.09.2025

12 сентября 2025

Ограничение закупок иностранных товаров: Минпромторг предложил расширить список продукции

По проекту в перечень товаров с защитной мерой в виде ограничения хотят включить батареи аккумуляторные литий-ионные с кодами 27.20.23.130 и 27.20.23.140 по ОКПД 2.

Планируют, что новшество применят к закупкам, которые объявят с 1 января 2026 года.

Общественное обсуждение завершат 25 сентября 2025 года.

Документ:

Проект постановления Правительства РФ

Полезные ссылки:

"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв ...

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 29.08.2025) "О мерах по предоставлению национального ...

 

11 сентября 2025

Национальный режим: наименования товара в заявке и реестре могут не совпадать дословно, решило УФАС

Участник аукциона на поставку мебели пожаловался, что его незаконно отстранили от закупки с нацрежимом. Он подтвердил отечественное производство своих изделий записями из реестра российских промтоваров, но заказчик не смог идентифицировать продукцию и отклонил заявку.

Заказчик не понял, соотносятся ли реестровые записи с товарами в заявке, поскольку неочевидно, что "Панель серии ПСД" – это изголовье кровати, а "Подставка серии ПБН" – подставка для чемоданов.

УФАС признало жалобу обоснованной. Номер реестровой записи указывают для подтверждения страны товара, а не его параметров. Наименования продукции в реестре и извещении могут не совпадать дословно.

Подход разделяет Курское УФАС.

Документ:

Решение Краснодарского УФАС России от 26.08.2025 N 616/2025 по делу N 023/06/48-3626/2025

 

10 сентября 2025

Суд решил, что требование документов об оплате договора для оценки опыта не нарушает Закон N 223-ФЗ

Участников закупки обязали прилагать для оценки опыта помимо договоров еще и документы об их оплате. Контролеры решили, что такое требование ограничивает конкуренцию. Они указали: если у участника есть опыт, который он подтвердил приемочными актами, но заказчик не произвел оплату, то такой участник не сможет получить максимальное количество баллов.

Три инстанции не согласились с контролерами и в числе прочего отметили:

  • требование установили из соображений должной осмотрительности при выборе контрагента. Применяли его одинаково ко всем участникам. То, что требование обеспечило победу кому-то конкретному или ограничило доступ к закупке, не доказали;
  • документы об оплате подтверждают бесспорное принятие исполненных обязательств на указанную в них сумму. Если их не требовать, то заказчик не сможет выбрать контрагента, который исполнит договор качественно. Одних лишь приемочных документов мало, чтобы оценитьдостаточный опыт участника.

Отметим, в практике можно встретить иное мнение.

Документ:

Постановление АС Дальневосточного округа от 26.08.2025 по делу N А73-22643/2024

 

9 сентября 2025

УФАС: допуск участника с СТ-1 не повод отклонять заявки с простым декларированием страны товара

Заказчик приобретал препарат, которого нет в реестре российской промпродукции. Это задекларировали в извещении, поэтому участники могли подтверждать страну товара простым указанием на нее в заявке.

Один из участников подтвердил происхождение лекарства сертификатом СТ-1, поэтому заявку с простым указанием страны товара отклонили (заказчик приравнял продукцию к иностранной).

УФАС решило, что заказчик поступил незаконно. При закупках по Закону N 44-ФЗ заявки с простым указанием страны приравнивают к предложениям о поставке иностранной продукции, только если заказчик допустит заявку с товаром из российского (евразийского) реестра промпродукции и номером реестровой записи. Наличие участника с сертификатом СТ-1 не основание для этого.

Вывод основан на разъяснениях Минфина.

Документ:

Решение Якутского УФАС России от 19.08.2025 по делу N 014/06/49-1468/2025

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 29.08.2025) "О мерах по предоставлению национального ...

8 сентября 2025

Новый калькулятор КонсультантПлюс для расчета сроков закупок по 44-ФЗ

Сервис рассчитает сроки открытых процедур электронного аукциона, конкурса и запроса котировок в зависимости от планируемой даты извещения и параметров закупки. Для каждого срока в графике представлено обоснование со ссылками на нормы закона.

Где найти новый калькулятор

Нажмите на ссылку "Калькуляторы" в правой части Стартовой страницы.

На открывшейся странице "КонсультантПлюс Калькуляторы" найдите раздел "Государственные закупки", а в нем "Калькулятор сроков закупок по 44-ФЗ".

Как работает новый калькулятор

Схема проста:

  1. Выберите способ закупки.
  2. Укажите ее параметры (не требуется для электронных запросов котировок).
  3. Отметьте планируемую дату размещения извещения.
  4. При желании можно ввести название закупки, тогда оно отобразится при выводе графика закупки на печать или сохранении в файл.
  5. Нажмите "Рассчитать", и калькулятор представит все этапы определения поставщика с точными сроками.

К примеру, вы запланировали начать электронный запрос котировок 15 сентября.

Поскольку заранее неизвестно, будут ли запросы о даче разъяснений, в графике изначально указаны даты начала и окончания направления запросов и ответов на них. Если участник направит запрос, введите дату его поступления и сервис рассчитает точный срок ответа.

Кроме того, вы можете добавить в график процедуры изменения извещения и отмены закупки. Сервис сделает перерасчет с их учетом.

Обратите внимание: для каждого этапа в графике дано правовое обоснование. Вы можете развернуть или свернуть его.

Сохранение и печать графика закупки

График можно вывести на печать или скачать в виде Excel-таблицы, в которой будут указаны даты этапов, их названия, допустимый период и нормативное обоснование.

Какие еще калькуляторы пригодятся специалистам по госзакупкам

Сервисы из раздела "Государственные закупки" помогут определить:

  • лимиты закупок от СГОЗ у ЕП, а также необходимую долю закупок у СМП и СОНКО;
  • размер неустойки, взыскиваемой как с поставщика, так и с заказчика;
  • величину обеспечения заявки и исполнения контракта;
  • НМЦК методом анализа рынка;
  • особенности закупки по кодам из ОКПД 2 (также сервис поможет подобрать позицию КТРУ).

 

8 сентября 2025

Централизованные госзакупки: Минфин предложил расширить перечень заказчиков и товаров, работ, услуг

По проекту расширят список заказчиков, для которых ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее – учреждение) централизованно закупает типовые товары, работы, услуги. В него войдут:

  • Минприроды России;
  • Минэнерго России;
  • Минздрав России;
  • Минпросвещения России;
  • Минкультуры России и его территориальные органы;
  • Ростехнадзор и его территориальные органы;
  • Рособрнадзор;
  • Роструд и его территориальные органы;
  • Роснедра и его территориальные органы;
  • Росмолодежь.

Перечень типовых товаров, работ, услуг уточнят. Так, в него добавят услуги хранения и отпуска ГСМ для транспорта.

Помимо типовых товаров, работ, услуг из указанного перечня учреждение будет централизованно приобретать те, которых в списке нет (далее – нетиповые товары, работы, услуги). В этом случае учреждение уполномочат только провести закупку нетиповых товаров, работ, услуг. В проекте предложили правила взаимодействия заказчиков с учреждением при централизованных закупках последних.

Сроки планирования и проведения централизованных закупок будут зависеть от группы заказчиков и категории товаров, работ, услуг, в которых есть потребность. Также предусмотрели исключения, когда центрованные закупки учреждение проводить не станет.

Общественное обсуждение проекта завершат 16 сентября.

Документ:

Проект постановления Правительства РФ

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 892 (ред. от 11.11.2024) "О возложении на федеральные ...

5 сентября 2025

В реестр контрактов нужно включать больше данных об экстренных закупках с 1 января 2026 года

Заказчики, которые проводят экстренные закупки у единственного поставщика, будут указывать в реестре контрактов основание закупки. Нужно выбрать одно из таких значений:

  • необходимость оказания медпомощи в неотложной или экстренной форме;
  • авария;
  • предупреждение ЧС (при введении режима повышенной готовности);
  • ликвидация ЧС;
  • оказание гуманитарной помощи;
  • иные обстоятельства непреодолимой силы.

Есть и другие изменения.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 02.09.2025 N 1353

Полезная ссылка:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

4 сентября 2025

Список промтоваров для закупок с повышенным авансом расширен с 1 сентября 2025 года

В перечень строительно-дорожной техники, при закупках которой получатели средств федерального бюджета устанавливают в контрактах аванс не менее 80% в пределах ЛБО, включили 7 новых позиций. Среди них:

  • 29.10.30.190 – пассажирские ТС с числом мест для сидения не менее 10;
  • 29.10.41.113 – дизельные грузовики с технически допустимой максимальной массой свыше 12 т;
  • 29.10.43.000 – автомобили-тягачи седельные для полуприцепов;
  • 29.10.59.140 – автомобили пожарные.

Новшество вступило в силу 1 сентября 2025 года и не применяется к закупкам, которые объявили до этой даты.

Напомним, повышенный размер аванса при закупках продукции из перечня обязателен для контрактов, которые заключат до 31 декабря 2026 года включительно. Правило действует, если в извещении устанавливали запрет или ограничение допуска импортных товаров.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 30.08.2025 N 1343

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 24.12.2022 N 2411 (ред. от 11.10.2024) "Об авансировании договоров ...

"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв ...

 

3 сентября 2025

Национальный режим: изменены правила подтверждения страны товаров и особенности их описания

С 1 сентября 2025 года продлили возможность подтверждать страну происхождения ряда продукции сертификатом СТ-1. С этой же даты изменили особенности описания объекта госзакупки, для которого выдано разрешение на приобретение импортного товара. Расскажем о наиболее важных новшествах в обзоре.

Подтверждение страны происхождения товаров

Продлили возможность подтверждать страну происхождения отдельной продукции сертификатом СТ-1. Речь идет о закупках, например стерильных марлевых бинтов, шприцов, эндопротезов суставов конечностей, если их объявят по 31 декабря 2025 года включительно.

Установили случаи, когда временно можно не применять требование о наличии в записи из реестра российской промпродукции информации о совокупном количестве баллов. Так, новшество касается записей, сформированных в реестре по 10 октября 2023 года включительно для товаров, закупку которых объявят по 31 декабря 2026 года включительно. В числе товаров:

  • компьютерные томографы;
  • рентгенографические аппараты;
  • электрокардиографы;
  • аппараты ультразвукового сканирования.

Особенности описания объекта закупки

Если у заказчика есть разрешение на закупку иностранного товара, то в извещении нужно декларировать его получение и указать реквизиты такого разрешения, а также характеристики товара. Последние должны быть идентичными тем, которые приводили в обращении на выдачу разрешения.

Перечень товаров с защитной мерой в виде ограничения

С 1 января 2026 года список продукции N 2 с защитной мерой в виде ограничения дополнят новыми позициями. К таким товарам относятся, в частности:

  • стопа из композитных материалов;
  • коленный модуль с гидравлическим управлением;
  • тазобедренный модуль с механическим управлением;
  • узел кисти активный.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 29.08.2025 N 1326

Полезная ссылка:

Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (ред. от 29.08.2025) "О мерах по предоставлению национального ...

 

2 сентября 2025

Аванс от 80% при закупках ряда промтоваров будет обязателен до конца 2030 года: проект Минпромторга

По проекту получатели средств федерального бюджета до конца 2030 года продолжат закреплять в контрактах на поставку промпродукции из перечня N 1 аванс не менее 80% в пределах ЛБО.

В перечень включат 3 новых позиции:

  • 23.91.11 – жернова, точильные камни, шлифовальные круги и др.;
  • 25.73.60 – инструмент прочий;
  • 28.24.1 – инструменты ручные электрические и прочие с механизированным приводом.

Сейчас при закупках товаров из перечня N 1 повышенный размер аванса не нужен. Правило распространялось на контракты, которые заключили до конца 2024 года.

Общественное обсуждение инициативы завершится 11 сентября.

Документ:

Проект постановления Правительства РФ

Полезные ссылки:

Постановление Правительства РФ от 24.12.2022 N 2411 (ред. от 11.10.2024) "Об авансировании договоров ...

"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв ...

1 сентября 2025

Какие важные изменения в закупках произошли за лето

В период отпусков непросто следить за изменениями в законодательстве о закупках. Не пропустить их поможет наш обзор. Напомним о наиболее значимых новшествах.

См. материалы о частичной мобилизации и антикризисных мерах.

Изменения законодательства

Национальный режим

С 19 июня 2025 года изменены особенности подтверждения страны происхождения товаров и порядок применения "защитных мер" при закупках медизделий, лекарств и другой продукции.

С 16 августа 2025 года срок действия части записей из реестра российской промпродукции увеличен с 3 до 5 лет.

Обжалование

С 21 июня 2025 года территориальные органы ФАС передают в центральный аппарат жалобы на госзаказчиков, контрактных управляющих и других лиц при закупках с НМЦК 500 млн руб. и более.

Нормирование

С 25 июня 2025 года уточнены правила нормирования госзакупок автомобилей. Заказчиков перевели на преимущественное приобретение электромобилей и транспорта на газомоторном топливе. Закупать бензиновые и дизельные модели разрешили лишь в особых случаях.

НМЦК

С 16 августа 2025 года действует новый перечень источников получения информации для расчета НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком на закупку техсредств реабилитации.

Отстранение участников от закупки

Опубликованы поправки, которые обязывают, в частности, отстранять участника от госзакупки не позже даты подведения итогов, если он не отвечает, например, единым требованиям или предоставил ложную информацию о своем соответствии таковым. Новшества заработают с 1 января 2026 года.

Изменение контракта

Заказчики смогут корректировать существенные условия госконтрактов на благоустройство по тем же основаниям, что сейчас применяют в строительстве. В Законе N 44-ФЗ появится отдельное основание для изменения срока контрактов на строительный контроль. Поправки вступят в силу с 1 января 2026 года.

План закупки по Закону N 223-ФЗ

Корпорация МСП будет проверять больше заказчиков по Закону N 223-ФЗ с 1 января 2026 года. В список включат более 200 новых компаний. В их числе аэропорты, ресурсоснабжающие, научно-исследовательские и другие организации. Ряд действующих позиций из перечня исключат.

Разъяснения ведомств

Национальный режим

Минфин уточнил:

  • для применения национального режима госзаказчикам не нужно ориентироваться на наименования товара, работы, услуги и код по ОКПД 2 в позиции КТРУ;
  • изменения в позиции 146 для ПО из перечня N 1, по которым в нее добавляют новые коды по ОКПД 2, следует применять с 19 июня 2025 года;
  • при госзакупке с национальным режимом в заявке допустима одна реестровая запись на 1 товар.

Также ведомство разъяснило:

  • предоставляется ли преимущество отечественным лекарствам не из перечня ЖНВЛП;
  • можно ли подтвердить страну происхождения товара из ЕАЭС простым ее указанием в заявке;
  • какие нюансы учитывать при ранжировании заявок и неприменении запрета в госзакупках.

Заявка на участие в закупке

ФАС рассказала, что документы о совместимости расходников не нужно требовать представить в заявке на участие в госзакупке.

НМЦК

ФАС и Минздрав рекомендовали при расчете НМЦК проверять вступившие в силу решения ФАС или арбитражных судов о незаконном введении воспроизведенного препарата в гражданский оборот при наличии действующего патента оригинального лекарства.

Судебная практика

ВС РФ поддержал вывод Минфина о том, что участник госзакупки должен декларировать в заявке только 1 страну происхождения товара. Так, он согласился с ведомством в том, что наименование страны товара – существенное условие контракта. При наличии в заявке нескольких стран это условие считают несогласованным, а сделку – незаключенной.

ВС РФ отказал в пересмотре дела, в котором суды решили, что штраф за коммерческий подкуп по КоАП РФ не основание для одностороннего отказа госзаказчика от сделки. Подрядчика наказали уже при исполнении контракта. Это не отменяет того, что на даты подачи заявки, определения победителя и заключения сделки контрагент соответствовал единым требованиям.

Также ВС РФ согласился с судами, которые посчитали, что незаконное отклонение заявки не повод взыскать упущенную выгоду с госзаказчика и контролеров. Суд признал решение контролеров о правомерном отклонении заявки общества недействительным, а само отклонение – безосновательным. Однако он отказал обществу во взыскании неполученной прибыли, в частности из-за того, что спорные убытки – это предполагаемый доход. Он зависит от разных факторов. Его размер нельзя точно определить.

Кроме того, ВС РФ поддержал суды в том, что в проекте договора по Закону N 223-ФЗ можно предусмотреть условие о передаче спора в третейский суд лишь при наличии альтернативного положения о возможности рассмотреть его в арбитражном.

 

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK