Главная » Консультант Плюс: Актуальная правовая информация » Госзакупки: главные новости 03.02.2022

Госзакупки: главные новости 03.02.2022

03.02.2022

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


03.02.2022

При замене некачественного товара нельзя взыскать штраф за ненадлежащее исполнение госконтракта

При приемке заказчик выявил несоответствие товара среди прочего по качеству и попросил устранить недостатки.

После того как поставщик это сделал, заказчик принял товар без замечаний и потребовал выплатить пени за просрочку поставки, а также штраф за некачественный товар.

Поставщик признал пени, но не согласился со штрафом: он устранил все недостатки товара, который приняли без замечаний.

Суды трех инстанций поддержали поставщика:

- обязательства по контракту исполнили, хотя и с просрочкой;

- поставка некачественного товара с последующей заменой не основание для штрафа. Надлежащего качества поставщик достигнул, интересы заказчика удовлетворил;

- пени за просрочку и штраф за неисполнение обязательств можно взыскать вместе, если нарушение стало основанием для одностороннего отказа от контракта. В данном случае такого отказа нет.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Отметим, в практике есть иное мнение.

Документ: Определение ВС РФ от 20.01.2022 N 304-ЭС21-26643

01.02.2022

Только одна заявка отвечает условиям закупки по Закону N 223-ФЗ - оснований не заключать договор нет

Заказчик признал закупку несостоявшейся и объявил ее заново, поскольку к участию в процедуре допустили только одну заявку. Такое право он установил в положении и документации о закупке.

Единственный участник пожаловался, что с ним не заключили договор. Контролеры его поддержали.

Заказчик среди прочего пояснил: он отказался от договора с участником и объявил новую закупку, чтобы обеспечить конкуренцию.

Суды трех инстанций поддержали контролеров:

- договор с участником следовало подписать, поскольку его заявка соответствовала как обязательным, так и квалификационным требованиям закупки. Последняя же отвечала критериям конкурентной процедуры. По ее итогам сделку надо заключать даже при наличии одной надлежащей заявки;

- деятельность заказчика по Закону N 223-ФЗ регулирует не только положение о закупках, но и в том числе нормы ГК РФ. В них нет права на отказ от договора с победителем. Положение не должно противоречить законодательству;

- возможность отказа нарушает баланс частных и публичных интересов, поскольку создает незаконные преимущества для заказчика.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Отметим, ранее ВС РФ уже высказывал сходную позицию.

Документ: Определение ВС РФ от 13.01.2022 N 305-ЭС21-25983

28.01.2022

Из-за пандемии на госзакупку не хватило денег, и ее отменили с опозданием - суды не нашли нарушений

Заказчик отменил закупку по истечении срока для этого из-за коронавирусных ограничений в регионе.

Победитель пожаловался, что ему не направили проект контракта через ЕИС. Контролеры усмотрели нарушение. Они также не нашли оснований для отмены закупки: по истечении срока и до заключения контракта это возможно только при форс-мажоре. В данном случае его нет.

Суды трех инстанций не поддержали решение контролеров:

- в регионе заказчика ввели антиковидные меры. Среди прочего обязали органы местного самоуправления (ОМС) перераспределять бюджет и направлять деньги на борьбу с коронавирусом;

- контракт не стали заключать, поскольку для оплаты обязательств у заказчика не хватило денег. Их основную часть потратили на закупки в связи с пандемией. Отсутствие денег из-за ограничений - обстоятельство непреодолимой силы;

- заказчик, как ОМС, выполняет публично значимые функции. Отмена закупки связана с приоритетом общественных интересов над частными. Между ограничениями и действиями заказчика есть причинно-следственная связь;

- по закупке уже проводили внеплановые проверки. Два раза из трех отмену признавали законной. Неоднозначные решения контролеров привели к суду.

Документ: Постановление АС Уральского округа от 12.01.2022 по делу N А07-20137/2020

27.01.2022

ФАС: госконтракт не подписали вовремя из-за болезни директора - оснований для включения в РНП нет

Победитель не подписал контракт в срок. Заказчик признал его уклонившимся.

Контролеры не стали включать сведения в РНП, поскольку победитель своевременно:

- не выполнил свои обязательства из-за того, что уполномоченный на это сотрудник (директор) заболел. В больничном листе есть даты нетрудоспособности, которые выпадали на период подписания контракта;

- оформил обеспечение контракта;

- сообщил заказчику о причине просрочки.

Сходную позицию занимает, в частности, Ульяновское УФАС.

Отметим, в практике есть и другое мнение.

Документ: Решение ФАС России от 03.12.2021 по делу N 21/44/104/573ГОЗ

Открыть полный текст документа

25.01.2022

Минфин указал, каким требованиям должна отвечать система ВКС для заседания комиссии по госзакупкам

С 1 января заседания комиссии по конкурентным закупкам можно проводить дистанционно через видео-конференц-связь (ВКС) с соблюдением законодательства о защите гостайны.

Ведомство пояснило: в Законе N 44-ФЗ нет требований к программным и технологическим средствам для систем ВКС, поэтому можно использовать любые системы.

Если комиссии предстоит ознакомиться с гостайной, то система должна обеспечить защиту таких сведений.

Документ: Письмо Минфина России от 20.12.2021 N 24-03-08/103576

24.01.2022

В проекте договора по Закону N 223-ФЗ нельзя определять порядок исчисления срока в банковских днях

Участник закупки пожаловался, что в проекте договора срок предоставления его нового обеспечения на случай, если старое перестало действовать, указали в банковских днях. Это не соответствует ГК РФ.

Контролеры поддержали участника. Суды с ними согласились:

- при закупках по Закону N 223-ФЗ надо учитывать среди прочего нормы ГК РФ. В них нет понятия "банковские дни";

- заказчик нарушил принцип информационной открытости закупки. Условия проекта договора противоречат ГК РФ.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Документ: Определение ВС РФ от 17.01.2022 N 307-ЭС21-26188 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/f25de34d-3483-4b3f-87bc-49b3475fc96c/c2fefa17-34f4-4996-94ee-af291931c3c8/A56-98407-2020_20220117_Opredelenie.pdf)

20.01.2022

Предложили ограничить сроки оплаты договоров по Закону N 223-ФЗ

Заказчики в документации о закупке сами определяют форму, срок и порядок оплаты товаров, работ, услуг.

Ведомство предложило оплачивать договоры в срок не более 15 рабочих дней с даты, когда заказчик подписал документ о приемке. Сходные правила сейчас есть для закупок у СМСП.

Заказчики смогут не применять новшества, если, например, установят иной срок оплаты в положении о закупке. В этом случае в положение нужно включить:

- перечень товаров (работ, услуг) с превышающим сроком;

- срок оплаты таких товаров (работ, услуг) и его обоснование.

Планируют, что поправки заработают уже с 1 июля. Положения о закупках нужно будет привести в соответствие с ними до 1 октября.

Общественное обсуждение проекта завершается 28 января.

Документ: Проект Федерального закона (https://regulation.gov.ru/projects#npa=124080)

19.01.2022

Минфин пояснил, как указывать стоимостные показатели в документах о приемке по Закону N 44-ФЗ

С 1 января при исполнении контракта по итогам электронных процедур, большинства закрытых электронных процедур формировать и подписывать документ о приемке нужно в электронной форме.

Ведомство разъяснило, что следует соблюдать единые правила оформления первичных учетных документов и счетов-фактур: стоимостные показатели в приемочных документах нужно округлять с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Документ: Письмо Минфина России от 11.01.2022 N 24-03-05/396

14.01.2022

При расчете объема закупок у СМСП по Закону N 223-ФЗ теперь учитывают меньше договоров

При расчете объема закупок у СМСП в годовом стоимостном объеме договоров ряд закупок учитывать не надо (например, для обороны страны и безопасности государства).

С 29 декабря в таком объеме не учитывают также закупки, связанные с поставкой и обслуживанием медицинской техники, если НМЦД выше 400 млн руб.

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2554

13.01.2022

Определили, как списывать неустойки за 2021 год по госконтрактам из-за удорожания стройресурсов

С 30 декабря заказчики должны списывать начисленные в 2021 году неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта. Это надо делать по правилам Постановления Правительства РФ N 783. 8 января его изменили.

Так, заказчики обязаны списывать начисленные и неуплаченные неустойки, если:

- в 2021 году обязательства по контракту не исполнили полностью из-за удорожания стройматериалов;

- есть соглашение об изменении контракта по этой причине.

Списывают неустойку в период с даты заключения контракта до даты представления предложения контрагента об изменении условий.

Напомним, такое предложение - одно из условий правил корректировки контракта из-за удорожания стройресурсов.

С 30 декабря эти правила распространили на контракты, которые заключили на срок менее одного года, а с 8 января - на те, что подписали до 1 января 2022 года.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2594

12.01.2022

Госконтракт не подписали в срок из-за неисправного компьютера - оснований для включения РНП нет

Победитель вовремя не подписал контракт и не обеспечил его исполнение. Заказчик признал его уклонившимся.

Контролеры не стали включать сведения в РНП, поскольку победитель:

- не исполнил обязательства в срок из-за поломки компьютера;

- заключил договор на ремонт техники;

- представил в антимонопольный орган платежное поручение о переводе денег в качестве обеспечения исполнения контракта.

Сходную позицию занимают, в частности, Коми УФАС, Тульское УФАС.

В судебной практике есть другое мнение.

Документ: Решение Челябинского УФАС России от 14.12.2021 по делу N РНП-74-554/2021

11.01.2022

Особенности оказания услуг связи распространили на большее число госзаказчиков

С 30 декабря особенности оказания таких услуг для органов госвласти, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка распространили и на иные госорганы, органы местного самоуправления и организации, если они:

- заключают контракты (договоры) на такие услуги по Закону N 44-ФЗ;

- оплачивают их за счет бюджетов бюджетной системы РФ.

Если условия нового контракта (договора) те же, что и в прошлом, цена услуг не должна превышать цену предыдущего контракта. Ее можно скорректировать только на сумму индексации исходя из роста потребительских цен за прошлый год.

Как и сейчас, оператор связи не вправе приостановить или прекратить оказывать услуги без письменного согласия заказчика. Уточнили, что их надо предоставлять и после окончания срока действия контракта, если новый не заключили. По требованию оператора заказчик должен подтвердить факт оказания услуг. Требовать оплату он сможет в суде.

Документ: Федеральный закон от 30.12.2021 N 465-ФЗ

11.01.2022

Правительство утвердило новые доптребования к участникам госзакупок

Документ применяют к конкурентным закупкам, начатым после 1 января. Расскажем о наиболее заметных новшествах.

Расширили перечень случаев, когда заказчики должны устанавливать доптребования. В частности, при НМЦК более 1 млн руб. это нужно делать, если закупают:

- услуги по уборке зданий и территорий;

- работы по текущему ремонту зданий и сооружений;

- услуги по техобслуживанию зданий и сооружений.

Стало меньше ситуаций, когда опыт можно подтвердить только госконтрактом или договором по Закону N 223-ФЗ. Так, при закупке работ по капремонту объекта капстроительства (кроме линейного) участник может представить на выбор документы, подтверждающие опыт исполнения:

- госконтракта или договора по Закону N 223-ФЗ на капремонт объекта капстроительства;

- договора на строительство, реконструкцию объекта капстроительства;

- договора на строительство, реконструкцию объекта капстроительства в качестве застройщика.

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571

11.01.2022

Суды: копию удостоверения на медизделие в заявке на участие в госзакупке надо представлять полностью

Заявку участника отклонили, поскольку он представил копии удостоверений на медизделия без приложений.

Контролеры признали решение заказчика незаконным:

- в заявке есть первые страницы удостоверения с реквизитами документа. Этого достаточно, чтобы получить всю информацию в госреестре медизделий;

- в закупке нет требования представить копию полностью.

Суды поддержали заказчика:

- в форме удостоверения указано, что оно может иметь приложение - неотъемлемую часть. Именно в нем есть все составные части и характеристики медизделия. При наличии его надо включать в заявку;

- в реестре заказчик проверяет информацию, но не собирает ее за участника. Возможность такой проверки не снимает с участника обязанность подать документы полностью;

- отсутствие возможности представить копии удостоверений с приложениями не доказали.

Документ: Постановление АС Уральского округа от 15.12.2021 по делу N А76-49554/2020

11.01.2022

Какие формы документов применять при исполнении госконтрактов в сфере дорожного строительства

С 1 января действуют положения об электронной приемке товаров (работ, услуг).

При закупке работ по строительству и ремонту автодорог заказчики используют типовые условия контрактов. Пока их не скорректировали с учетом электронного актирования.

До утверждения изменений типовых условий контрактов Минтранс рекомендует использовать формы приемочных документов из приложения к письму ведомства, которые предоставило Федеральное казначейство.

Документ: Письмо Минтранса России от 27.12.2021 N Д2/32814-ИС (https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=31861)

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK