Новое в законодательстве РФ 18 мая 2021 года
Новое в российском законодательстве
18 мая 2021 года
Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете
в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге
КОРОНАВИРУС
<Информация> Роспотребнадзора
"Профилактические меры при пересечении Государственной границы Российской Федерации железнодорожным транспортом"
Роспотребнадзор напоминает об обязанности представления лицами, прибывающими в РФ из-за рубежа железнодорожным транспортом, справки об обследовании на COVID-19 с отрицательным результатом лабораторного исследования методом ПЦР
Справка должна быть выдана не позднее чем за три дня до даты пересечения государственной границы государства - члена ЕАЭС.
Исключение составляют дети в возрасте до 5 лет (при наличии справки у сопровождающих лиц), члены правительственных делегаций государства при возвращении в страну гражданства, члены локомотивных бригад и лица, связанные с перевозочной деятельностью на железнодорожном транспорте.
<Информация> ФАС России от 17.05.2021 "ФАС России согласовала предельную отпускную цену на "Спутник Лайт" на уровне 342,36 рубля"
Предельная отпускная цена на однодозную вакцину "Спутник Лайт" согласована в размере 342,36 рубля без НДС за дозу
После регистрации цены вакцина поступит в гражданский оборот
Вакцина "Спутник Лайт" является аналогом первого компонента "Гам-КОВИД-Вак".
В настоящее время для вакцинации доступны три двухкомпонентные вакцины, предельные цены на которые ранее были согласованы ФАС России: "Спутник V" - 866, 81 рубля, "ЭпиВакКорона" - 842,02 рублея и "КовиВак" - 866 рублей. Все они входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Указ Президента РФ от 17.05.2021 N 287
"О создании Президентского фонда культурных инициатив"
Президент РФ одобрил создание Президентского фонда культурных инициатив
Учредителем Президентского фонда культурных инициатив (далее - Фонд) является Фонд-оператор президентских грантов по развитию гражданского общества.
Предусматривается, что основной целью деятельности Фонда является обеспечение всесторонней поддержки проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий, реализуемых некоммерческими организациями (за исключением государственных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий), коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями;
Фонд будет проводить конкурсы и по их результатам предоставлять гранты Президента РФ на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий.
Приводится:
Положение о Координационном комитете по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента РФ на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий;
состав Координационного комитета.
"Перечень поручений по итогам встречи с представителями общественности Крыма и Севастополя"
(утв. Президентом РФ 15.05.2021)
По итогам встречи с представителями общественности Крыма и Севастополя Правительству РФ поручено обеспечить проведение мероприятий по подготовке и осуществлению летней оздоровительной кампании для детей
Кроме того, в перечне поручений:
создание в г. Севастополе детского центра "Корсунь", анализ реализации пилотного проекта онлайн-университета креативных навыков и профессий "Мобильный университет", иных цифровых проектов, направленных на получение и применение пользователями новых знаний и навыков, поддержка развития в субъектах РФ патриотического и спортивно-массового богатырского движения "Сильнейшая нация мира" с созданием в г. Севастополе центра всемирной богатырской лиги, оказание содействия в организации акции "Мемориальные деревья России".
Постановление Правительства РФ от 13.05.2021 N 728
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Актуализированы акты Правительства РФ по вопросам назначения на должность и освобождения от должности федеральных министров и Руководителя Аппарата Правительства РФ
Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и Положение об Аппарате Правительства РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260, приведены в соответствие с Федеральным конституционным законом от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 15.05.2021 N 736
"О Дне фармацевтического работника"
В России появился новый профессиональный праздник - День фармацевтического работника, который будет отмечаться 19 мая
Как отмечается на сайте Правительства РФ, именно в этот день в 1581 году при дворе Ивана IV была открыта первая аптека, в которой не только продавали готовые препараты, но и занимались изготовлением собственных лекарств.
<Письмо> Ростехнадзора от 04.03.2021 N 09-00-06/1433
"О требованиях к экспертизе сооружений"
Даны разъяснения о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб и подходящих к ним газоходов от котлов
Сообщается, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте (далее - ОПО), предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
К таким сооружениям в числе прочего относятся дымовые трубы, обеспечивающие безопасное и нормальное осуществление технологических процессов при работе паровых и водогрейных котлов на ОПО, в том числе дымовые трубы, отдельно стоящие на собственном фундаменте, и газоходы от котлов до них, а также металлические дымовые трубы, установленные на металлическом каркасе котлов шахтной компоновки.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Проект Федерального закона N 1172284-7 "О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"
В Госдуму внесен законопроект о возможности создания личных фондов
Согласно законопроекту личным фондом признается учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом. Личный фонд вправе заниматься деятельностью, соответствующей целям, определенным уставом фонда, и необходимой для достижения этих целей.
Гражданин, создавший личный фонд при жизни или предусмотревший в своем завещании создание наследственного фонда, признается учредителем личного фонда. Замена учредителя личного фонда не допускается. При создании личных фондов не допускается соучредительство нескольких лиц.
Решение учредителя личного фонда об учреждении личного фонда подлежит нотариальному удостоверению.
Стоимость имущества, передаваемого личному фонду (за исключением наследственного фонда) его учредителем при создании личного фонда, не может быть менее ста миллионов рублей, при этом оценка этого имущества должна быть проведена независимым оценщиком.
Также определяются особенности наследственного фонда.
Фонды, учреждаемые гражданами и (или) юридическими лицами и преследующие благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели, получат наименование "общественно полезные фонды".
Разработчики законопроекта подчеркивают, что его принятие позволит повысить привлекательность российской юрисдикции для внутренних и внешних инвесторов, поскольку предлагается к использованию эффективный инструмент управления активами.
Проект Федерального закона N 1172553-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Разработан законопроект, направленный на комплексное реформирование института банкротства
Согласно пояснениям разработчиков законопроекта действующие механизмы реабилитационных процедур редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников.
Предлагается отказаться от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства.
Законопроектом предусматривается возможность подачи в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено в настоящее время, но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов.
Новая реабилитационная процедура (реструктуризация долгов) направлена на восстановление платежеспособности должника и сохранение бизнеса.
Кроме того, предлагается сократить сроки проведения конкурсного производства в том числе путем оперативного прекращения заведомо убыточной деятельности.
Так, в частности, в соответствии с законопроектом к исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решения о продолжении или прекращении хозяйственной деятельности должника в ходе конкурсного производства. При этом компенсация непогашенных расходов, связанных с продолжением хозяйственной деятельности должника, осуществляется за счет средств кредиторов, проголосовавших за принятие такого решения.
В целях снижения расходов на проведение торгов и ускорения сроков их проведения предлагаются изменения в части определения начальной цены продажи имущества должников и новый механизм проведения торгов. Предлагается отказаться от торгов в форме публичного предложения и изменить требования к электронным площадкам для проведения торгов.
Законопроектом предусматривается создание государственной информационной системы раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы.
Законопроектом также изменяются порядок отбора СРО арбитражных управляющих и (или) арбитражных управляющих для проведения процедур и предъявляемые к ним требования.
Предусматривается создание государственного регистра арбитражных управляющих, в том числе в целях осуществления процедуры выбора арбитражных управляющих на основании балльной оценки.
Предлагаемыми поправками совершенствуется порядок расчета и выплаты вознаграждения арбитражным управляющим: уточняются размер фиксированной суммы вознаграждения в зависимости от процедуры банкротства и порядок ее выплаты (единовременно - по итогам проведения процедуры банкротства или ежемесячно - после утверждения плана реструктуризации долгов), а также размер суммы процентов по вознаграждению.
Предлагается упорядочить очередность удовлетворения требований кредиторов с учетом их приоритетности, определить возможность субординации требований отдельных кредиторов (контролирующих должника и аффилированных с ним лиц) и обеспечения залогом отдельных обязательств должника.
Механизм установления требований по обязательным платежам в качестве обеспеченных залогом направлен на более полную защиту интересов Российской Федерации в делах о банкротстве с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде денежной суммы подлежит взносу в казну.
Отдельные положения законопроекта посвящены вопросам проверки наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства в отношении стратегических предприятий и организаций с госучастием, а также должников, имеющих на момент возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам свыше 100 млн рублей.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Приказ Минтруда России от 31.03.2021 N 196н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по эксплуатации автоматизированных систем управления технологическими процессами в нефтегазовой отрасли"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.04.2021 N 63281.
С 1 сентября 2021 года вступает в силу профстандарт "Специалист по эксплуатации автоматизированных систем управления технологическими процессами в нефтегазовой отрасли"
Основная цель вида профессиональной деятельности: обеспечение надежного и эффективного функционирования автоматизированных систем управления основными и вспомогательными технологическими процессами на производственном объекте или в рамках технологического комплекса нефтегазовой отрасли, в том числе автоматизированных систем управления энергоснабжением, систем пожарной автоматики, систем автоматического управления, систем телемеханики.
Определены требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе.
Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
<Письмо> ФНС России от 29.04.2021 N КВ-4-14/5987@
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2021)>
ФНС России представлен обзор судебной практики по спорам, связанным с госрегистрацией юридических лиц и ИП
В обзоре приведены, в частности, следующие выводы, основанные на правовых позициях судов по рассматриваемым вопросам:
формулируя вывод о незаконности оспариваемого решения об отказе в госрегистрации, суд кассационной инстанции исходил из того, что указание в договоре аренды адреса, сведения о котором на дату составления договора содержались в ЕГРЮЛ и признаны недостоверными, не может расцениваться как представление документов, содержащих недостоверные сведения, поскольку данный договор был представлен при госрегистрации в целях подтверждения достоверности сообщаемых сведений о новом адресе ЮЛ, сведения о котором содержались в разделе 1 договора "Предмет договора". Суд кассационной инстанции отметил, что до внесения изменений в сведения об адресе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, формально отсутствуют основания для указания обществом иного адреса;
непредставление регистрирующим органом доказательства того, что в поданном заявлении подлинность подписи заявителя удостоверена в нотариальном порядке либо электронные документы подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, явилось основанием для признания судами апелляционной и кассационной инстанций оспариваемого решения о госрегистрации незаконным;
суд обоснованно счел представленный передаточный акт содержащим недостоверную информацию относительно передаваемых прав и обязанностей в отношении всего имущества реорганизуемого лица, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что у инспекции имелись законные основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.
<Письмо> ФНС России от 14.05.2021 N ЕА-4-15/6594@
<О направлении рекомендуемого формата квитанции о присвоении регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости>
ФНС представлен рекомендуемый формат квитанции о присвоении регистрационного номера партии товара (РНПТ)
Формат квитанции подготовлен в целях реализации положений о национальной системе прослеживаемости товаров, предусмотренных Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ, вступающих в силу с 1 июля 2021 года.
Согласно Письму Минфина России от 30.03.2021 N 27-01-24/23047 при ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, из государств - членов ЕАЭС в течение 5 дней с даты принятия таких товаров на учет, налогоплательщик подает уведомление о ввозе товара, подлежащего прослеживаемости, в ответ на уведомление ФНС России будет направлена квитанция с присвоенным РНПТ для товаров, указанных в уведомлении.
Для получения РНПТ по имеющимся остаткам для целей реализации после 1 июля 2021 года необходимо провести инвентаризацию имеющихся импортных товаров и подать уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости. В ответ на уведомление ФНС России будет направлена квитанция с присвоенным РНПТ для товаров, указанных в уведомлении.
Настоящим письмом доведен рекомендуемый формат данной квитанции.
<Информация> ФНС России
"ФНС России разъяснила, в каких случаях при оформлении налогового вычета оригинал справки по расходам на лечение не нужен"
При представлении "электронной" декларации на получение налогового вычета по расходам на лечение справка об оплате медицинских услуг может быть представлена в электронном виде
Инспекция отказала налогоплательщику в социальном вычете по расходам на медицинские услуги, потому что он не представил оригинал справки об оплате этих услуг.
Налогоплательщик с отказом не согласился и обратился с жалобой в ФНС России.
При рассмотрении жалобы ФНС России пришла к следующему выводу: если налогоплательщик подает бумажную декларацию на получение налогового вычета по расходам на лечение, то для подтверждения этих расходов необходимо предоставить оригинал справки об оплате медицинских услуг. Если декларация электронная, справка тоже может быть электронной.
Проект Федерального закона N 1171868-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности организаций финансового рынка)
Предлагается установить ответственность организаций финансового рынка за непредставление информации (предоставление недостоверной информации) о клиентах
Законопроектом в числе прочего в новой редакции изложена статьи 129.7 НК РФ, согласно которой:
за непредставление информации о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, в отношении которых выявлено, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), предусматривается штраф в размере 300 тыс. рублей;
невключение информации в отношении отдельного клиента-нерезидента - 50 тыс. рублей за каждый факт такого нарушения;
представление неполной или недостоверной информации о клиенте-нерезиденте - 25 тыс. за каждый факт.
За умышленное невключение (искажение) информации штраф увеличивается до 100 тыс. рублей за каждый факт.
Установлено, что информация представляется организацией финансового рынка только в электронной форме. Условия, порядок и сроки представления такой информации устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Банком России.
Кроме того, законопроектом вводится новая статья 129.7-1 НК РФ, предусматривающая ответственность за представление клиентом организации финансового рынка неполной или недостоверной информации (величина штрафа может составить от 10 до 50 тысяч рублей).
Для целей автоматического обмена информацией законопроектом уточняется, что является финансовым активом.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
<Письмо> Минфина России от 05.05.2021 N 27-04-15/34643
<О допустимости маркировки алкогольной продукции справочной информацией в виде изображения либо текстового описания других пищевых продуктов>
Рассмотрен вопрос о возможности маркировки алкогольной продукции справочной информацией в виде изображения либо текстового описания других пищевых продуктов
Сообщается, что в настоящее время, до принятия и вступления в силу изменений, предусмотренных в ТР ТС 022/2011 и ТР ЕАЭС 047/2018 в части маркировки, недопустимо указывать в описании алкогольной продукции ее вкусовые и ароматические (органолептические) отличительные характеристики, содержащие наименования других пищевых продуктов, не входящих в ее состав.
<Письмо> Росприроднадзора от 07.05.2021 N МК-02-00-34/14218
"О направлении разъяснений"
Разъяснено, каким образом можно подать документы в электронном виде для получения государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности
Сообщается, в частности, что в настоящее время на едином портале государственных услуг РФ не реализована функция подачи заявления в электронном виде на предоставление государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Подать документы в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, возможно, воспользовавшись сервисом сайта Росприроднадзора "Направить обращение". Заявление и документы, необходимые для оказания государственной услуги, рекомендуется разместить на облачное хранение. Ссылка на облачное хранение указывается в обращении. Подписанию усиленной квалифицированной электронной подписью подлежат также все документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении государственной услуги. Заявителями на получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять или осуществляющие деятельность на территории РФ и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.
Законодательством о лицензировании не предусмотрено представление заявителем нотариально заверенных копий документов. В случае направления заявителем копий документов, необходимость представления которых установлена требованиями статей 13 и 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290, и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 29.05.2020 N 585, они должны быть заверены заявителем надлежащим образом.
СТРОИТЕЛЬСТВО
<Письмо> Минстроя России от 14.05.2021 N 19563-ИФ/09
<Об индексах изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2021 года>
Минстрой России дополнительно информирует о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2021 года
В дополнение к письму от 04.05.2021 N 18410-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2021 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
Индексы разработаны в том числе с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Сообщается также, что индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 N 731
"О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации"
На период с 2022 по 2031 год в России будет запущена госпрограмма эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса
Программа направлена на достижение следующих целей:
получение достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах земель сельскохозяйственного назначения;
вовлечение в оборот не менее 13,2 млн гектаров неиспользуемых земель;
обеспечение водного режима гидромелиоративных систем на площади 1,3 млн гектаров;
сохранение сельскохозяйственных угодий и химическая мелиорация почв на пашне на площади не менее 2,8 млн гектаров;
предотвращение от выбытия и сохранение мелиорированных земель в сельскохозяйственном обороте на площади не менее 3,6 млн гектаров.
Приводятся параметры финансового обеспечения программы по годам, параметры финансового обеспечения федеральных и ведомственных проектов, перечень приложений к программе.
Ответственным исполнителем госпрограммы является Минсельхоз России.
ТРАНСПОРТ
Приказ ФАС России от 11.05.2021 N 450/21
"Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах за 2020 год"
Для ОАО "Пассажирская компания "Сахалин" и ОАО "АК "Железные дороги Якутии" обновлены корректирующие коэффициенты к действующим в 2020 году тарифам на перевозки пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах и сопутствующие услуги
Речь идет о следующих коэффициентах:
- для акционерного общества "Пассажирская компания "Сахалин":
при проезде пассажиров в плацкартных вагонах - 2,109;
при проезде пассажиров в общих вагонах - 4,035.
- для акционерного общества "Акционерная компания "Железные дороги Якутии":
при проезде пассажиров в плацкартных вагонах - 5,985;
при проезде пассажиров в общих вагонах - 5,985.
Признан утратившим силу пункт 1 приказа ФАС России от 30 октября 2020 года N 1055/20 "Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2020 год и его прогнозного уровня на 2021 год".
Приказ ФАС России от 11.05.2021 N 451/21
"Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2021 год и его прогнозного уровня на 2022 год"
Для ОАО "Пассажирская компания "Сахалин" и ОАО "АК "Железные дороги Якутии" определены корректирующие коэффициенты к действующим в 2021 году тарифам на перевозки пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах и сопутствующие услуги
Речь идет о следующих коэффициентах:
- для акционерного общества "Пассажирская компания "Сахалин":
при проезде пассажиров в плацкартных вагонах - 1,808;
при проезде пассажиров в общих вагонах - 4,483.
- для акционерного общества "Акционерная компания "Железные дороги Якутии":
при проезде пассажиров в плацкартных вагонах - 6,581;
при проезде пассажиров в общих вагонах - 6,850.
Также определен прогнозный уровень экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах на 2022 год в виде следующих прогнозных корректирующих коэффициентов к действующим с 1 января 2022 года тарифам на перевозки пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, проиндексированным на 2022 год с учетом параметров индексации тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, без учета графика гибкого регулирования тарифов:
- для акционерного общества "Пассажирская компания "Сахалин":
при проезде пассажиров в плацкартных вагонах - 1,782;
при проезде пассажиров в общих вагонах - 4,412.
- для акционерного общества "Акционерная компания "Железные дороги Якутии":
при проезде пассажиров в плацкартных вагонах - 6,569;
при проезде пассажиров в общих вагонах - 6,843.
Признан утратившим силу приказ ФАС России от 30 октября 2020 года N 1055/20 "Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2020 год и его прогнозного уровня на 2021 год".
ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ
<Письмо> Минпромторга России от 02.03.2021 N 15387/12
<По вопросу реализации Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014>
Минпромторг России напомнил, что на сайте https://gisp.gov.ru/news/14074908/ опубликованы разъяснения к порядку расчета НМЦК в целях выполнения минимальной обязательной доли закупок российских товаров
Сообщается, в частности, что пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" регламентированы особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) (далее - НМЦК), в том числе особенности, применяемые при использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Так, при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (далее - ГИСП).
В случае недостаточности сведений о субъектах деятельности в сфере промышленности, включенных в ГИСП, заказчик вправе дополнительно запросить для обоснования НМЦК недостающую ценовую информацию у иных участников рынка, осуществляющих производство товара, являющегося предметом закупки, либо использовать информацию о ценах товара, содержащихся в единой информационной системе в сфере закупок, по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими контрактами.
На сайте ГИСП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - https://gisp.gov.ru/news/14074908/ - опубликованы разъяснения к порядку расчета НМЦК в целях выполнения минимальной обязательной доли закупок российских товаров.
<Информация> Минфина России от 14.05.2021 "Минфин расширяет доступ субъектам МСП к закупкам по 223-ФЗ" (вместе с Проектом Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц")
Минфин России предлагает увеличить минимальную обязательную долю закупок у субъектов МСП с 20% до 30% от годового объема закупок
В рамках реализации Послания Президента Минфином подготовлен ряд предложений, направленных на расширение доступа субъектов МСП к закупкам государственных компаний и корпораций по Федеральному закону 223-ФЗ.
В числе таких предложений не только увеличение доли закупок у субъектов МСП, но и распространение обязанности соблюдать указанную выше минимальную долю закупок на всех заказчиков по Закону 223-ФЗ.
Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Предлагается дополнить перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Согласно проекту в указанный перечень могут быть включены термоиндикатор для контроля "холодовой цепи" (ОКПД2 - 32.50.50.000, 32.50.50.190) и порт/катетер инфузионный/инъекционный, имплантируемый (ОКПД2 - 32.50.13.110, 32.50.13.190).
Предполагается, что принятие проекта обеспечит соблюдение баланса интересов локальных производителей и системы здравоохранения РФ, а также будет стимулировать увеличение производства отечественных медицинских изделий и открытие новых производств.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
<Информация> Минэкономразвития России
"О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 июня 2021 года"
Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 июня 2021 года
В указанный период ставка пошлины, в частности, составит:
нефть сырая - 58,8 доллара США;
мазут, битум нефтяной - 58,8 доллара США;
легкие и средние дистилляты, дизельное топливо, масла смазочные - 17,6 доллара США;
прямогонный бензин - 32,3 доллара США;
бензины товарные - 17,6 доллара США.
Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 апреля 2021 года по 14 мая 2021 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 477,8 доллара США за тонну.
СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 N 733
"Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Определены цели и задачи ФГИС "Единая информационная платформа национальной системы управления данными", состав ее участников и порядок использования
Единая информационная платформа входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, и создается в целях повышения эффективности обмена и использования государственных данных для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Единая информационная платформа предназначена для решения следующих задач, в том числе:
систематизация государственных данных;
формирование и ведение моделей государственных данных;
формирование и ведение реестра информационных ресурсов;
автоматизация процессов управления государственными данными.
Минцифры России является оператором единой информационной платформы, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в части совершенствования процессов управления государственными данными по согласованию с Минэкономразвития России, а также в части систематизации и гармонизации информации по согласованию с Минфином России.
Минэкономразвития России определено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по определению требований к порядку формирования и расчета показателей, собираемых и предоставляемых с использованием подсистемы информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы, в рамках своих полномочий.
Предоставление доступа к единой информационной платформе осуществляется оператором единой информационной платформы в соответствии с порядком подключения к единой информационной платформе, утверждаемым Минцифры России.
Внесены поправки в отдельные акты Правительства РФ, в том числе в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Приказ Минстроя России N 32/пр, Минздрава России N 33 от 30.01.2021
"О требованиях к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2021 N 63434.
С 1 сентября 2021 года вступают в силу новые требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе и к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака или потребления никотинсодержащей продукции
Требования разработаны в целях реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ.
Специальные места на открытом воздухе и изолированные помещения, которые оборудованы системами вентиляции, выделяются на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества:
на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
в местах общего пользования многоквартирных домов;
в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом.
Специальные места и изолированные помещения должны соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ, установленным СанПиН 1.2.3685-21, и, кроме того, требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
Специальные места на открытом воздухе оснащаются:
знаком "Место для курения или потребления никотинсодержащей продукции";
пепельницами;
искусственным освещением (в темное время суток).
Настоящий приказ действует в течение шести лет со дня его вступления в силу.
Признан утратившим силу Приказ Минстроя России и Минздрава России от 28.11.2014 N 756/пр/786н.
Приказ Минздрава России от 08.04.2021 N 317н
"Об утверждении порядка информирования застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2021 N 63419.
С 1 июля 2021 г. устанавливается порядок информирования застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи
Предусматривается индивидуальное информирование и информирование неопределенного круга застрахованных лиц.
Индивидуальное информирование осуществляется по заявлению застрахованного лица (его законного представителя) о предоставлении результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления застрахованному лицу медицинской помощи. Заявление подается лично при обращении в страховую медицинскую организацию либо территориальный фонд.
Приводится перечень сведений, указываемых в заявлении, а также объем предоставляемой информации.
С 01.01.2022 заявление об информировании может быть подано через личный кабинет застрахованного лица в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Общее информирование осуществляется путем размещения федеральным фондом, территориальными фондами, страховыми медицинскими организациями обезличенной информации по результатам проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в сети "Интернет", в том числе на официальных сайтах федерального фонда, территориальных фондов, страховых медицинских организаций.
ТУРИЗМ. СПОРТ
"Россия возобновляет авиасообщение с Исландией, Мальтой, Мексикой, Португалией и Саудовской Аравией" (информация с официального сайта Правительства РФ от 14.05.2021)
С 25 мая 2021 года возобновляется регулярное международное авиасообщение с Исландией, Мальтой, Мексикой, Португалией и Саудовской Аравией
Предусматривается следующая периодичность полетов:
- Исландия (Москва - Рейкьявик два раза в неделю);
- Мальта (Москва - Валлетта два раза в неделю);
- Мексика (Москва - Канкун три раза в неделю);
- Португалия (Москва - Лиссабон три раза в неделю);
- Саудовская Аравия (Москва - Джидда три раза в неделю; Грозный - Джидда один раз в неделю; Махачкала - Джидда один раз в неделю).
Также с 25 мая увеличивается количество регулярных рейсов с Южной Кореей (Владивосток - Сеул три рейса в неделю; из Новосибирска, Хабаровска, Иркутска и Южно-Сахалинска в Сеул по одному рейсу в неделю), Финляндией (до семи рейсов в неделю по маршрутам Москва - Хельсинки и Санкт-Петербург - Хельсинки), Японией (до семи рейсов в неделю по маршрутам Москва - Токио и Владивосток - Токио, возобновить один рейс в неделю по маршруту Южно-Сахалинск - Токио).
Кроме того, с 25 мая возобновляются перелеты в иностранные государства из международных аэропортов Омска, Сыктывкара, Челябинска, Магнитогорска и Улан-Удэ.
ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Указ Президента РФ от 17.05.2021 N 286
"Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге"
Со 2 июня по 12 июля 2021 года на территориях г. Санкт-Петербурга и Выборгского района Ленинградской области, а также в прилегающих к ним акваториях вводятся усиленные меры безопасности в связи с проведением мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года
Будут введены контролируемые и запретные зоны доступа.
Доступ физических лиц и транспортных средств в контролируемые зоны будет осуществляться после проведения уполномоченными лицами проверки прав доступа в эти зоны и досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств.
Доступ физических лиц и транспортных средств в запретные зоны без служебной или производственной необходимости исключается.
Границы контролируемых и запретных зон будут обозначаться хорошо видимыми знаками и (или) надписями.
Также установлено, что:
- расположенные на территориях г. Санкт-Петербурга и Выборгского района Ленинградской области объекты производственного, социально-культурного, спортивного и коммунально-бытового назначения, земельные участки, предназначенные для размещения указанных объектов, и иные территории, в отношении которых требуется реализация специальных мер по их антитеррористической защищенности, подлежат усиленной охране в период действия усиленных мер безопасности;
- собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением чемпионата Европы по футболу и запланированные на период действия усиленных мер безопасности, на территориях г. Санкт-Петербурга и Выборгского района Ленинградской области могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления по согласованию с межведомственным оперативным штабом;
- деятельность расположенных на территориях г. Санкт-Петербурга и Выборгского района Ленинградской области опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества, ограничивается на период действия усиленных мер безопасности.
Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 N 732
"Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления"
Установлены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов (территорий).
Выделяются объекты (территории) стационарного и нестационарного типов.
С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются I - IV категории объектов (территорий) стационарного типа.
Для объектов стационарного типа всех категорий предусмотрены, в том числе оснащение системой тревожной сигнализации для вызова экстренных оперативных служб, периодический обход (не реже 4 раз в сутки) и осмотр зданий (строений, сооружений).
Установлен порядок проведения плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов. Срок проведения проверки не может превышать 5 рабочих дней.
Предусмотрен порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) и реагирования лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности, на полученную информацию.
Также утверждена форма паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа.
Проект Федерального закона N 1172610-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Депутаты предлагают запретить владение оружием лицам, не прошедшим медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к такому владению
Перечень медицинских противопоказаний к владению оружием будет определяться Правительством РФ.
Наличие таких противопоказаний устанавливается по результатам медицинского освидетельствования, которое может проводиться исключительно медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения и должно включать в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также психологическое тестирование. При этом осмотр психиатром и наркологом должен проводиться строго по месту жительства (пребывания) гражданина.
В случае положительно проведенного медицинского освидетельствования формируется медицинское заключение в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.
Медицинское заключение размещается в реестре документов, который ведется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.
Росгвардия как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, наделяется доступом к указанному реестру посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В случае выявления у владельца оружия заболеваний, препятствующих владению оружием (например, по результатам внепланового освидетельствования), информация об этом также размещается в реестре и направляется оператором ГИС в Росгвардию. После этого Росгвардией незамедлительно выдается предписание о необходимости прохождения владельцу оружия внеочередного медицинского освидетельствования в течение 30 дней. На период прохождения медосвидетельствования оружие, а также разрешение и лицензия на него изымаются территориальными органами Росгвардии до оформления гражданину медицинского заключения.
В случае неоформления медицинского заключения или уклонения от внеочередного медицинского освидетельствования право на владение и использование оружия аннулируется.
Законопроектом также вносятся корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", регламентирующие порядок информационного взаимодействия медицинских организаций, Минздрава России и Росгвардии по обмену сведениями о владельцах оружия и результатах их медицинских освидетельствований.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2021 N 18-П
"По делу о проверке конституционности части третьей статьи 131 и статьи 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также пункта 30 Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Э.Р. Юровских"
Конституционный Суд РФ обязал учитывать уровень инфляции при определении размеров возмещения потерпевшему в связи с судебной защитой своих прав
Конституционный Суд РФ признал часть третью статьи 131 и часть первую статьи 132 УПК РФ, а также пункт 30 Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 года N 1240) не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они не обеспечивают надлежащего уровня правовой определенности применительно к порядку и размерам возмещения процессуальных издержек при вынесении следователем (дознавателем, прокурором) постановления о возмещении расходов потерпевшего на выплату вознаграждения его представителю по уголовному делу, прекращенному по нереабилитирующему основанию, а равно не позволяют обеспечить эффективную судебную защиту права потерпевшего на получение такого возмещения в установленный срок и не предусматривают правового механизма индексации сумм такого возмещения.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что часть четвертая статьи 135 УПК РФ предусматривает производство выплат в возмещение реабилитированному имущественного вреда, в том числе сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи (пункт 4 части первой статьи 135 УПК РФ), с учетом уровня инфляции, т.е. с учетом индекса роста потребительских цен по месту работы или жительства реабилитированного на момент начала уголовного преследования, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации в субъекте РФ на момент принятия решения о возмещении вреда (пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве"). Такой подход представляется справедливым с учетом того, что данные лица незаконно и необоснованно подверглись уголовному преследованию и поэтому в максимально полном объеме, в том числе с учетом обесценивания денежных средств в результате экономических явлений, должны получить возмещение. Потерпевшие, хотя и являются противоположной процессуальной стороной, как жертвы преступления должны пользоваться не меньшей защитой законом.
Следовательно, требование об учете инфляции подлежит распространению и на выплату потерпевшему расходов на представителя, понесенных им как в связи с участием в следственных и других процессуальных действиях, так и в связи с судебной защитой своих прав. Иное - особенно если задержка с решением вопроса о выплате произошла из-за затягивания удовлетворения ходатайства потерпевшего о возмещении издержек, в том числе при неоднократных отменах решений по этому ходатайству, - приводило бы к отступлению от принципов равенства и справедливости, к дальнейшему умалению, а не к восстановлению прав потерпевшего.
Федеральному законодателю и Правительству РФ надлежит в соответствии со своей компетенцией внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование.
До введения необходимого регулирования возмещение расходов потерпевшего на выплату вознаграждения его представителю по уголовному делу, прекращенному на досудебной стадии по нереабилитирующему основанию, осуществляется, принимая во внимание следующее:
при определении размеров возмещения надо исходить из того, что возмещению подлежат в полном объеме все необходимые и оправданные расходы на выплату вознаграждения представителю потерпевшего (в том числе до формального получения статуса потерпевшего), которые должны быть подтверждены документами, в том числе расходы, связанные с обжалованием отказа в возбуждении уголовного дела, поскольку оно в дальнейшем было возбуждено, и с обжалованием прекращения уголовного дела, поскольку решение о том было отменено;
указанные расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета независимо от вины должностных лиц органов, осуществляющих уголовное судопроизводство;
возмещение производится с учетом уровня инфляции;
вопрос о необходимости, оправданности и размере расходов потерпевшего на выплату вознаграждения его представителю, если потерпевший обжаловал в суд соответствующее решение, принятое следователем (дознавателем, прокурором), разрешается непосредственно судом.
ПРАВОСУДИЕ
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2021 года"
Конституционным Судом РФ обобщены постановления и наиболее важные определения, принятые им в первом квартале 2021 года
В обзоре приводятся решения по конституционным основам:
публичного права (в частности, дана оценка конституционности: части 1 статьи 46 и части 4 статьи 240 КАС РФ; пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; части 7 статьи 7.32 КоАП РФ; выявлен смысл положений, в том числе: статей 21 и 21.1 Закона РФ "О государственной тайне"; части второй статьи 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"; части 5 статьи 3.10, части 1.1 статьи 18.8 и части 1 статьи 27.19 КоАП РФ);
трудового законодательства и социальной защиты (выявлен смысл положений подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 2 части первой статьи 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС");
частного права (дана оценка конституционности, в числе прочего, статьи 208 ГПК РФ, пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ);
уголовной юстиции (дана оценка конституционности части первой статьи 159 УК РФ, выявлен смысл положений части первой статьи 119 УК РФ).