Главная » Консультант Плюс: Актуальная правовая информация » Новое в законодательстве РФ 24 мая 2022 года

Новое в законодательстве РФ 24 мая 2022 года

24.05.2022

Новое в российском законодательстве 

24 мая 2022 года

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ - 2022

Постановление Правительства РФ от 21.05.2022 N 928
"О продлении срока представления в 2022 году организациями финансового рынка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, финансовой информации"

Продлен на 2 месяца срок представления организациями финансового рынка финансовой информации за 2021 и предыдущие отчетные годы в ФНС России

Речь идет об информации о клиентах финансовой организации, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, предусмотренной разделом II Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 2018 г. N 693, представляемой в срок, установленный подпунктом "а" пункта 18 данного Положения.

Решение Совета директоров Банка России от 20.05.2022
"О временных требованиях к деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг"

На период по 31 декабря 2022 года Банком России установлены временные регуляторные требования к деятельности некоторых НФО

Принятое Банком России решение касается НПФ, управляющих компаний АИФ, ПИФ, НПФ и профессиональных участников рынка ценных бумаг, не принявших решение о выплате дивидендов (распределении прибыли) после 18 февраля 2022 года.

Сообщается, в частности, о возможности принятия решения, предусматривающего особый порядок расчета некоторых обязательных нормативов в случае установления иностранными организациями и (или) международными расчетно-клиринговыми центрами ограничений на распоряжение денежными средствами, полученными в рамках выплат по иностранным долговым эмиссионным ценным бумагам.

Банком России разъяснены вопросы применения отдельных положений антикризисных указов Президента РФ

Речь идет об Указах Президента РФ от 28 февраля 2022 года N 79, от 1 марта 2022 года N 81, от 5 марта 2022 года N 95, от 18 марта 2022 года N 126.

Так, в частности, разъяснено, что предусмотренные пунктом 4 Указа N 126 разрешения на осуществление определенных действий (операций) могут быть выданы Банком России как индивидуально определенному лицу (определенным лицам), так и неопределенному кругу лиц.

В случае выдачи разрешения неопределенному кругу лиц информация о таком разрешении публикуется на официальном сайте Банка России.

Кроме этого, определено, что для целей исполнения пункта 2 Указа N 95 под обязательствами следует понимать совокупный размер всех обязательств должника по кредитам и займам, финансовым инструментам перед всеми иностранными кредиторами в календарный месяц.

Предлагается наделить Правительство РФ полномочиями по установлению нормативов в отношении количества реализуемых хозяйствующими субъектами отдельных видов товаров, продажа которых должна осуществляться на организованных торгах

Согласно тексту законопроекта, Правительство РФ сможет устанавливать такие нормативы или порядок их определения в целях защиты прав и законных интересов инвесторов в случае существенного изменения условий обращения товаров для обеспечения недискриминационного доступа к товарам и справедливого ценообразования на товарном рынке.

Нормативы могут быть установлены в отношении ключевой группы товаров, в которую входят энергоресурсы, сельскохозяйственная продукция и продовольственные товары, металлы, минеральное сырье и др. Предусмотрено, что указанные нормативы не могут превышать 25 процентов от объема производства хозяйствующим субъектом соответствующего вида товара.

Предполагается, что Правительством РФ также должны быть определены случаи существенного изменения условий обращения товаров и критерии, при соответствии которым на хозяйствующие субъекты распространяются установленные нормативы.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Реализация Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства продлена до 2030 года

В связи с этим скорректированы объем финансирования Программы, источники ее финансирования и ожидаемые результаты Программы.

Постановлением также уточнены механизм реализации Программы, мероприятия Программы, особенности разработки и формирования подпрограмм и особенности функционирования Информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства.

Минфином разъяснены условия возврата госпошлины за продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции

Правительством на 12 месяцев продлено действие лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, сроки действия которых истекают с 1 января по 14 марта 2023 г.

Разъяснено, в частности, что не предусмотрено право на возврат госпошлины за продление лицензии на срок более одного года, срок действия которой истек (истекает) в период с 14 марта 2022 г. по 14 марта 2023 г.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Даны разъяснения по вопросу применения Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами"

Сообщается, в частности, что в соответствии с Постановлением N 497 мораторий вводится на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Исходя из определения понятия "должник", а также предмета регулирования Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и круга лиц, определенного Постановлением N 497, приостановление исполнительных производств возможно исключительно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до 01.04.2022, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория.

В настоящее время при поступлении заявления от сторон исполнительного производства при наличии всех установленных законодательством условий судебный пристав-исполнитель рассматривает вопрос о приостановлении исполнительного производства.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

ФСС утверждены формы документов для выплаты пособий

Всего утверждено 8 форм документов, в том числе: форма сведений о застрахованном лице; форма извещения о внесении исправлений в листок нетрудоспособности в форме электронного документа; форма заявления о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Скорректированы требования, предусмотренные Положением о представлении информации в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом

В связи с тем, что в Закон о ПОД/ФТ внесены изменения, согласно которым с 22 марта 2022 г. основания для отказа в совершении операции не связаны исключительно с распоряжением клиента, соответствующие изменения внесены в Положение о представлении информации Росфинмониторинг, утвержденное Правительством РФ от 19 марта 2014 г. N 209.

Отдельные уточнения, внесенные в данное Положение, направлены на исключение двойного регулирования порядка направления информации кредитными организациями и НФО.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

<Письмо> Банка России от 19.05.2022 N ИН-03-23/68
"О неприменении мер к кредитным организациям в связи с ограничением раскрытия информации"

Банк России воздержится от применения мер за нарушения, допущенные кредитными организациями в связи с установленным ограничением раскрытия ими информации

Речь идет об ограничении раскрытия кредитными организациями информации, установленном решениями Совета директоров Банка России от 14.04.2022, и об особенностях раскрытия и предоставления информации в 2022 году эмитентами ценных бумаг, закрепленных постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 N 351.

Банк России полагает возможным воздержаться от применения мер к кредитным организациям-кредиторам в случае, если в целях оценки кредитного риска по требованиям к кредитным организациям-контрагентам, а также к юридическим лицам-эмитентам, и в целях оценки качества обеспечения, предоставленного и/или выпущенного ими, кредитная организация-кредитор по 30.09.2022 использует данные отчетности, составленной кредитной организацией-контрагентом не ранее чем за 30.11.2021 и юридическим лицом-эмитентом не ранее чем за 30.06.2021.

Банк России ответил на вопросы по применению информационного письма о регуляторных послаблениях при применении нормативных актов Банка России

Разъяснения, в числе прочего, касаются вопросов о принятии кредитной организацией решения о не ухудшении финансового положения заемщика и качества обслуживания долга; проведения реструктуризации ссуд без документального подтверждения заемщиком снижения дохода более чем на 30%; квалификации пакета предоставляемых дополнительных сервисных услуг (опций) в качестве реструктуризации; а также вопросов, касающихся рефинансирования ранее предоставленной ссуды.

Разъяснены вопросы представления кредитными организациями информации и отчетности в Банк России

Решением Совета директоров Банка России от 14.04.2022 "О перечне информации кредитных организаций (головных кредитных организаций банковских групп), которую они временно не должны раскрывать" предусмотрен перечень информации, которую кредитные организации не должны раскрывать на общедоступных информационных ресурсах, однако указанный документ не отменяет обязанности кредитных организаций по представлению в Банк России приведенных в нем отчетности и информации.

Так, представление кредитными организациями в Банк России отчетности и информации, приведенных в Решении, рекомендуется осуществлять в полном объеме не позднее 3-х рабочих дней после истечения предельных сроков ее раскрытия, с одновременным направлением в Банк России уведомления о нераскрытии соответствующей отчетности и информации в произвольной письменной форме.

С даты издания настоящего информационного письма отменяется Информационное письмо Банка России от 05.03.2022 N ИН-08-23/25 "О раскрытии информации".

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Скорректирован порядок представления сведений о валютных операциях в уполномоченный банк

Внесенными изменениями, в частности, действие Инструкции 181-И распространено на физлиц, к которым перешли права (требования) по договорам, принятым на учет уполномоченными банками.

Кроме того, установлено, что обязанность представлять в уполномоченный банк документы, связанные с расчетами по валютному контракту, возникает, если сумма обязательств по нему превышает в эквиваленте 600 тыс. рублей (ранее - 200 тысяч).

Отдельные уточнения внесены в приложения к Инструкции, в том числе дополнен и уточнен перечень колов видов операций, а также коды реквизитов контрагента - стороны по договору.

Банк России информирует о необходимости применения положений Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года N 181-И с учетом действующих указов Президента РФ, изданных в рамках принимаемых специальных экономических мер

Согласно Инструкции N 181-И (в редакции Указания Банка России N 6062-У) резиденты при осуществлении операций по валютному контракту (договору), не представляют в уполномоченный банк такие контракты (договоры), если сумма обязательств по ним не превышает в эквиваленте 600 тыс. рублей.

Сообщается, что в случае, если проводимые в рамках указанных выше контрактов (договоров) валютные операции подпадают под сферу регулирования указов Президента РФ, резиденты должны соблюдать порядок, предусмотренный указами Президента РФ, в частности, располагать разрешениями на их совершение (исполнение) в установленных случаях.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Понятие "фруктовая алкогольная продукция" в действующем законодательстве РФ не предусмотрено

В целях выполнения требований Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" и Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части наименования алкогольной продукции, полученной брожением иного, чем виноград плода, возможно использование в качестве наименования указанной продукции термина "алкогольная продукция" с указанием ГОСТ 33806-2016 "Вина фруктовые столовые и виноматериалы фруктовые столовые. Общие технические условия".

2 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021 N 345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в том числе такие понятия как "винные напитки" и "фруктовое вино" заменены на понятия "плодовые алкогольные напитки" и "плодовая алкогольная продукция" соответственно.

Таким образом, понятие "фруктовая алкогольная продукция" в действующем законодательстве РФ не предусмотрено.

В случае направления покупателю (клиенту) кассового чека на абонентский номер либо адрес электронной почты, фискальные документы могут не печататься на бумажном носителе

Отмечено при этом, что порядок и форма получения согласия у покупателя (клиента) для направления кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме Федеральным законом N 54-ФЗ не предусмотрены.

В письме содержатся также разъяснения по вопросам, касающимся установки устройства для печати фискальных документов и ККТ в составе автоматического устройства для расчетов.

ТРАНСПОРТ

Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 916
"Об утверждении перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники"

С 1 сентября 2022 г запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники при наличии установленных неисправностей

В частности, определены неисправности для тормозной системы, рулевого управления, внешних световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, колес и шин.

С 1 сентября 2022 г. в МФЦ можно будет получить услугу по государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, в том числе посредством направления комплексного запроса

Также установлено, что максимальный (предельный) срок предоставления органами гостехнадзора государственной услуги не должен превышать 10 рабочих дней, за исключением срока приостановления предоставления государственной услуги.

Результат предоставления государственной услуги учитывается и подтверждается путем внесения органом гостехнадзора, предоставляющим государственную услугу, в реестр, содержащий информацию о зарегистрированных тракторах, самоходных машинах и прицепах к ним, сведений в электронной форме.

Настоящее Постановление действует до 1 сентября 2026 г.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Даны разъяснения о продлении действия лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Сообщается, в частности, что согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" (далее - Постановление N 353) действие лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), сроки действия которых истекают в период со дня его вступления в силу по 31 декабря 2022 г., продлевается на 12 месяцев.

Кроме того, согласно пункту 1 приложения N 19 к Постановлению N 353 на 12 месяцев продлевается действие лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сроки истекают с 1 января по 14 марта 2023 г.

В соответствии с пунктом 8 Постановления N 353 органы государственной власти, уполномоченные на ведение реестров разрешений, должны без принятия специальных решений (приказов) обеспечить внесение сведений о продлении действия разрешений. В случае внесения сведений в реестр разрешений внесение изменений в разрешение на бумажном носителе не требуется.

Таким образом, сроки действия лицензий, указанных в пункте 1 Постановления N 353 и пункте 1 приложения N 19 к нему, продлены на 12 месяцев независимо от даты начала действия лицензии.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Минфин и ФТС излагают свою позицию по некоторым предложениям совершенствования права ЕАЭС

В письме рассмотрены, в частности, вопросы применения таможенной процедуры таможенного транзита и изменения места доставки товаров, применения таможенной процедуры таможенного склада, применения статьи 158 ТК ЕАЭС в части совершения сделок в отношении всех или части товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, неприменения главы 52 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного склада, упрощения порядка ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, а также о маркировке продукции, предназначенной для обращения исключительно на территории РФ.

Даны разъяснения по некоторым вопросам, касающимся декларирования товаров, помещаемых под таможенные процедуры

Сообщается, в частности, что в случае, установленном частью 3 статьи 346 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" экспедитор вправе от собственного имени заключить договор с таможенным представителем для оказания услуг по совершению таможенных операций и помещению товаров под таможенную процедуру.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, в графе 14 декларации на товары указываются сведения о декларанте товаров.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС декларантом товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать лицо государства - члена ЕАЭС, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС, от имени и (или) по поручению которого заключена сделка, либо имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, если товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

На 2022 год актуализирован перечень организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования

Перечень включает в себя наименование организации, наименование проекта (программы), а также период реализации проекта (программы), на который осуществляется признание организации федеральной инновационной площадкой.

Признается утратившим силу приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2020 г. N 1580, которым утвержден аналогичный перечень.

Минпросвещения России разработаны методические рекомендации по использованию в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях государственных символов РФ

Рекомендации разработаны в целях исполнения подпункта "а" пункта 1 перечня поручений по итогам встречи Президента РФ с общественностью по вопросам общего образования 25 августа 2021 г. от 30 сентября 2021 г. N Пр-1845 об использовании государственных символов РФ в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, а также согласно протокольному решению по итогам заседания Межведомственной комиссии по историческому просвещению от 24 марта 2022 г. N 2 в части разработки и поэтапного внедрения предложений и комплекса мер по изучению истории государственных символов РФ, церемонии поднятия Государственного флага РФ и исполнению Государственного гимна РФ в практику работы государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, учреждений среднего профессионального образования.

Рекомендации адресованы руководящим и педагогическим работникам образовательных организаций, организаций отдыха детей и их оздоровления и направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, для использования в работе.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Для государств - членов ЕАЭС разработано руководство по подготовке регистрационного досье лекарственных растительных препаратов

Руководство содержит рекомендации по указанию наименования и содержания лекарственного растительного сырья, растительных фармацевтических субстанций (препаратов на основе лекарственного растительного сырья) в общей характеристике лекарственного препарата для медицинского применения, инструкции по медицинскому применению (листке-вкладыше) и маркировке лекарственных растительных препаратов.

Руководство рекомендовано к применению по истечении 6 месяцев с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте ЕАЭС.

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK