Новое в законодательстве РФ 31 января 2022 года
Новое в российском законодательстве
31 января 2022 года
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Указ Президента РФ от 28.01.2022 N 25
"О создании автономной некоммерческой организации "Экспертно-координационный центр комиссий Государственного Совета Российской Федерации"
Принято решение о создании автономной некоммерческой организации "Экспертно-координационный центр комиссий Государственного Совета Российской Федерации"
На организацию возлагается обеспечение деятельности указанных комиссий.
Учредителем некоммерческой организации от имени Российской Федерации является Управление делами Президента РФ.
Члены высшего органа управления некоммерческой организации и генеральный директор назначаются Администрацией Президента РФ.
"Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека"
(утв. Президентом РФ 27.01.2022)
Президент РФ поручил проанализировать практику применения законодательства об иноагентах
Кроме того, в перечне поручений:
утвердить методические рекомендации для кредитных организаций, разъясняющие особенности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в целях упрощения предоставления таким организациям кредитов (займов), в том числе в рамках программ льготного кредитования;
рассмотреть проект федерального закона, уточняющего понятие "пытка" в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 39/46 от 10 декабря 1984 г.) и устанавливающего усиление ответственности за совершение представителями власти уголовно наказуемого деяния с применением пытки;
представить предложения, предусматривающие возможность предоставления пособий и льгот руководителям некоммерческих организаций, которые решением коллегиального органа управления некоммерческой организацией осуществляют свою деятельность без выплаты им вознаграждения.
Постановление Правительства РФ от 26.01.2022 N 51
"О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными"
Определены ключевые показатели федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными
Таковыми являются:
соотношение количества случаев гибели животных при их содержании и использовании в культурно-зрелищных целях и общего количества животных, содержащихся и используемых в культурно-зрелищных целях;
соотношение количества случаев гибели конфискованных диких животных в неволе и общего количества конфискованных диких животных в неволе.
Документом также определены порядок расчета ключевых показателей и их целевые значения.
Настоящее Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 года.
Приказ Росреестра от 27.12.2021 N П/0620
"Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии"
С 1 марта 2022 г. вводятся индикативные показатели, применяемые Росреестром при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии
Такими показателями, в частности, являются:
количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
количество инспекционных визитов;
количество документарных проверок;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований;
сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации "О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)" и Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)"
Предлагается уточнить порядок проведения федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)
Проектом отменяется ограничение срока действия Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100 (до 1 сентября 2022 года).
Предлагаемыми поправками уточняются, в том числе: предмет контроля (надзора), круг должностных лиц, уполномоченных на его организацию и осуществление; виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность их проведения.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Постановление Правительства РФ от 25.01.2022 N 48
"Об утверждении перечня случаев, при которых федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" вправе выполнять кадастровые работы и осуществлять подготовку документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, указанных в пункте 3 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"
Установлен перечень случаев, при которых ФГБУ "ФКП Росреестра" до завершения процедуры его реорганизации вправе выполнять кадастровые работы и осуществлять подготовку документов, необходимых для внесения определенных сведений в ЕГРН
В частности, Учреждение вправе выполнять кадастровые работы в отношении, в том числе: объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности; объектов недвижимости, необходимых для обороны и безопасности, оборонного производства, производства ядовитых веществ, наркотических средств, федеральных энергетических систем, использования атомной энергии, федеральных транспорта, путей сообщения, информации, информационных технологий и связи, космической деятельности.
Приказ Росреестра от 26.11.2021 N П/0545
"Об установлении порядков осуществления публично-правовой компанией, созданной в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр", выездного приема заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прилагаемых к ним документов, курьерской доставки документов, подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в форме документов на бумажном носителе, а также уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомлений о прекращении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлинников представленных заявителем документов в форме документов на бумажном носителе, а также размеров платы за их осуществление"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2022 N 67032.
Определен порядок осуществления ППК "Роскадастр" выездного приема заявлений о государственном кадастровом учете недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Выездной прием осуществляется в пределах того субъекта РФ, на территории которого планируется подача соответствующего заявления.
Заявка на осуществление выездного приема подается заявителем самостоятельно через сервис выездного обслуживания, размещенный на официальном сайте ППК "Роскадастр" либо посредством личного обращения в филиал компании, либо по телефону.
Приказом также закреплены:
порядок курьерской доставки необходимых документов, уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомлений о прекращении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
размер платы за оказание указанных услуг для физлиц и юрлиц в зависимости от субъекта РФ.
<Письмо> Росреестра от 21.12.2021 N 14-17785/21@
<О предоставлении сведений из ЕГРН по запросам судов, правоохранительных органов, прокуратуры, оформленных не по установленной форме>
Росреестр: запрос судов, правоохранительных органов, прокуратуры о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, оформленный не по установленной форме, считается неполученным и не рассматривается
В письме отмечено, что ни законодательство, ни Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденный приказом Росреестра от 08.04.2021 N П/0149, не содержат исключений относительно обязательности использования кем-либо запроса установленной формы.
Дополнительно сообщается, что иная запрашиваемая правоохранительными и судебными органами информация и документы могут быть предоставлены им в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством.
<Информация> Минэкономразвития России от 28.01.2021 "Правительство упрощает ведение бизнеса самозанятым"
У российских граждан появится возможность регистрировать товарные знаки
Правительство РФ поддержало законопроект, который разрешает гражданам регистрировать товарные знаки, что позволит развивать личные бренды и упростит ведение бизнеса.
Кроме того, законопроект предусматривает положения, направленные на развитие кредитования под залог интеллектуальной собственности.
Предлагается сделать обязательной регистрацию залога прав на такие объекты. Речь идет о зарегистрированных Роспатентом программах и базах данных.
<Информация> Роспотребнадзора от 28.01.2022
"О возврате денежных средств за подарочные карты и сертификаты"
Роспотребнадзором разъяснено, в каких случаях подлежат удовлетворению требования потребителей о возврате денежных средств, зачисленных на подарочную карту
Указано, в частности, что требования потребителей о возврате денежных средств, зачисленных на подарочную карту, при отсутствии таких обстоятельств как обращение к продавцу о передаче товара и отказ в передаче товара, является требованием об одностороннем отказе от исполнения обязательств.
Для сферы розничной купли-продажи такой отказ не предусмотрен действующим законодательством.
С учетом правовых позиций, сформулированных в судебной практике, разъяснено, что уплаченные денежные средства подлежат возврату только в случае, когда продавцом не исполнена обязанность по передаче товара, либо подарочная карта имеет ограниченный срок действия.
ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
Федеральный закон от 28.01.2022 N 5-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"
С 1 марта 2023 года при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения должны быть учтены нормативы потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке
На Минстрой России возложены полномочия по утверждению порядка установления указанных нормативов.
Предусматривается, что учет потерь воды организациями водоснабжения осуществляется в порядке, действующем до 1 марта 2023 года, до даты окончания текущего долгосрочного периода регулирования, установленного для указанных организаций, или до окончания действия концессионного соглашения, если иное не предусмотрено дополнительным соглашением к концессионному соглашению.
Постановление Правительства РФ от 25.01.2022 N 44
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406"
Оптимизирован порядок государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
В частности, в Основах ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения закреплены понятия "сбытовая деятельность" и "сбытовые расходы" гарантирующей организации, а также конкретизирован перечень сбытовых расходов.
Внесено уточнение о целевом направлении средств в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на финансирование мероприятий утвержденной инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ
Федеральный закон от 28.01.2022 N 1-ФЗ
"О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
Подписан закон об увеличении на 8,6% размеров страховых пенсий за счет повышения стоимости одного пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты
Действующим законодательством на период 2019 - 2024 годов установлены показатели стоимости одного пенсионного коэффициента (СПК) и размеры фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (ФВП).
Внесенными поправками установленные размеры увеличены на 8,6 процентов, в частности, СПК в 2022 г. с 104,69 до 107,36 руб., размер ФВП с 6 401,1 до 6 564.31 руб.
Федеральный закон от 28.01.2022 N 4-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"
В Законе о статусе военнослужащих устранена неточность, ограничивавшая право уволенных офицеров на бесплатный проезд к месту лечения в стационарных условиях и обратно
Ранее действовавшие положения не позволяли определить, на какие случаи распространяется ограничение пользоваться правом бесплатного проезда к месту лечения один раз в году. Согласно внесенным изменениям, уволенные с военной службы офицеры имеют право на проезд на безвозмездной основе в медицинские (военно-медицинские) организации на лечение в стационарных условиях и обратно в соответствии с количеством выданных им заключений врачебных комиссий. Для льготного проезда на санаторно-курортное лечение ограничение осталось прежним - один раз в год.
Законом также конкретизировано понятие оздоровительной организации и уточнены категории граждан, которым наряду с военнослужащими предоставляется право по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно.
Постановление Правительства РФ от 21.01.2022 N 24
"О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации"
Правительство утвердило правила предоставления ежемесячных денежных компенсаций гражданам, пострадавшим в связи с катастрофой на радиоактивных объектах
Данным постановлением утверждены:
Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации гражданам, проживавшим в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), а также получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);
Правила предоставления ежемесячной денежной суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой.
Определен также перечень ежемесячных денежных компенсаций, установленных положениями иных нормативных правовых актов, которые продолжат выплачиваться в установленном порядке.
Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 57
"Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году"
На 8,4 процента будут проиндексированы с 1 февраля 2022 года размеры некоторых социальных выплат, включая маткапитал и выплаты ветеранам
Согласно постановлению индексации подлежат выплаты, пособия и компенсации, предусмотренные отдельными законодательными актами, в том числе: Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Федеральным законом "О ветеранах"; Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" и пр.
Приказ Минтруда России от 22.12.2021 N 909н
"О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам предоставления и реализации права на дополнительные меры государственной поддержки"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2022 N 67042.
Запрос для получения информации о размере маткапитала (оставшейся части) может быть подан в том числе через МФЦ
Внесен ряд изменений в нормативные правовые акты по вопросам предоставления мер государственной поддержки, в числе которых, в частности, возможность направления в ПФР запроса о средствах маткапитала через МФЦ и сокращение сроков получения данной информации; замена справки о размере материнского капитала на выписку из федерального регистра и возможность ее получения в режиме реального времени в день обращения.
НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
<Письмо> ФНС России от 27.01.2022 N СД-4-3/899@
"Об определении начала налогового периода, с которого ИП утратил право на применение ПСН"
ФНС разъяснены вопросы утраты права на применение ПСН, если ИП в календарном году получил несколько патентов
Сообщено, что в случае, если:
срок действия патентов истек до даты наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение ПСН, то в отношении этих патентов утрата права на применение ПСН не распространяется;
ИП утратил право на применение ПСН в периоде действия одного из них, то он будет считаться перешедшим на иной режим налогообложения с наиболее ранней даты начала действия одного из действующих патентов.
Данные разъяснения проиллюстрированы на конкретных примерах.
Письмо Минцифры России от 27.01.2022 N П11-2-05-200-3571
"О рассмотрении обращений субъектов предпринимательской деятельности и заинтересованных лиц в сфере информационных технологий"
Минцифры даны разъяснения терминов "адаптация" и "модификация" для программ ЭВМ, используемых в Налоговом кодексе РФ
В целях применения положений пункта 1.15 статьи 284, а также статьи 427 Налогового кодекса РФ:
приведено толкование данных терминов,
определены документы, подтверждающие участие, выполнение работ (оказание услуг) по модификации и (или) адаптации программы для ЭВМ, базы данных,
даны разъяснения по вопросам проведения адаптации и (или) модификации как самостоятельных процессов разработки программы для ЭВМ, базы данных, и как части процесса установки или сопровождения программы для ЭВМ, базы данных.
Информация Минэкономразвития России
<О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на I квартал 2022 года>
На I квартал 2022 года определены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля
Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:
на антрацит - 1,508;
на уголь бурый - 1,278;
на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,380.
<Информация> Минэнерго России
"Информация о коэффициенте Ог на 2021 год"
Величина коэффициента Ог для исчисления показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного, определена в размере 3,0985
Коэффициент определяется в порядке, установленном приказом Минэнерго России от 17 июня 2014 г. N 354, и ежегодно публикуется на сайте данного ведомства.
ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Федеральный закон от 28.01.2022 N 6-ФЗ
"О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
На 2022 год продлены полномочия членов Комиссии Федерального Собрания Российской Федерации по рассмотрению вопросов о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ
Закон принят в связи с изменением санитарно-эпидемиологической обстановки и необходимостью регулярного оперативного принятия решений о выделении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Федеральный закон от 28.01.2022 N 7-ФЗ
"О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и статью 6.11 Федерального закона "О государственной социальной помощи"
На Пенсионный фонд РФ возложена обязанность по предоставлению Росстату сведений индивидуального (персонифицированного) учета
Наряду с этим ПФР обязан передавать Росстату и иные административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе сведения, содержащие персональные данные физических лиц - при условии их обезличивания.
Состав указанных сведений и данных, а также порядок и сроки их предоставления установит Правительство РФ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Приказ Минфина России от 23.12.2021 N 224н
"О внесении изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 62н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2022 N 67044.
На 1 января 2024 года перенесен срок вступления в силу требования ФСБУ 27/2021 о хранении документов бухучета
Согласно уточнению, с 1 января 2022 года на 1 января 2024 года перенесен срок вступления в силу абзаца 1 пункта 25 ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", в соответствии с которым экономический субъект должен хранить документы бухгалтерского учета, а также данные, содержащиеся в таких документах, и размещать базы указанных данных на территории РФ.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Федеральный закон от 28.01.2022 N 2-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
За перемещение физическими лицами по РФ табачной продукции, не маркированной специальными (акцизными) марками, установлен административный штраф от 15 тысяч до 25 тысяч рублей с конфискацией продукции
Исключением является перемещение по территории РФ физическими лицами, достигшими возраста 18 лет, табачной продукции и табачных изделий в количестве не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, или табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека.
Кроме того, увеличены размеры штрафов, в том числе за производство алкогольной продукции либо производство, ввод в оборот табачных изделий без маркировки и/или нанесения информации, предусмотренной законодательством, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и/или нанесения информации.
Информационное сообщение Минсельхоза России от 28.01.2022 N ОЛ-21-27/1276
<О правилах маркировки винодельческой продукции>
Рассмотрен вопрос о порядке указания наименования винодельческой продукции
Проанализированы нормы Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", в том числе касающиеся наименований винодельческой продукции, которые должны наноситься на этикетку (контрэтикетку, кольеретку) винодельческой продукции.
СТРОИТЕЛЬСТВО
<Письмо> Минстроя России от 20.01.2022 N 1564-ИФ/08
<О разработке и эксплуатации "Витрина проектов ЕГРЗ">
Для участников строительной отрасли разработан web-сервис "Витрина проектов ЕГРЗ" (https://vitrina.gge.ru)
С помощью сервиса можно осуществлять быстрый поиск информации об объектах строительства для целей повторного использования проектной документации при новом строительстве, обоснования стоимости проекта и других целей.
В "Витрине проектов ЕГРЗ" размещена информация о наиболее востребованных группах объектов в сферах образования, здравоохранения, спорта, ЖКХ, охраны окружающей среды и пр., обеспечена возможность поиска по ряду характеристик, таких как функциональное назначение, проектная мощность, регион, климатические условия и др.
В настоящее время сервис "Витрина проектов ЕГРЗ" находится в стадии опытной эксплуатации.
Для получения полного доступа к данным, консультаций по работе с сервисом можно обратиться в службу поддержки по телефону 8(495)625-95-95, доб. 2028.
<Рекомендации> ФАУ "Главгосэкспертиза России"
"Рекомендации по составу и оформлению отчетной документации по результатам расчетов строительных конструкций и оснований зданий и сооружений, представляемых на государственную экспертизу проектной документации"
Разработаны рекомендации по оформлению представляемой на государственную экспертизу отчетной документации по результатам расчетов строительных конструкций и оснований зданий и сооружений на стадии "проектная документация"
Настоящие рекомендации распространяются на отчетную документацию по результатам расчетов жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, их оснований и отдельных строительных конструкций, обосновывающих выполнение требований механической безопасности.
Рекомендации не распространяются на отчетную документацию по результатам расчетов в части требований пожарной, радиационной, промышленной и иной безопасности, а также на отчетную документацию по результатам расчетов в части требований механической безопасности сооружений транспортного комплекса, воспринимающих нагрузки от подвижных потоков; сооружений коммунального и водного хозяйства (гидротехнические сооружения; дренажные сооружения; водонесущие линейные сооружения).
В рекомендациях приведены основные требования к составу и содержанию отчетной документации по результатам расчетов, которые могут отличаться по объему и последовательности их реализации в зависимости от решаемых задач при проектировании объекта и которые должны учитывать многообразие конструктивных систем, конструктивных решений и материалов строительных конструкций, а также возможность выполнения расчетов с использованием альтернативных математических моделей, численных методов и реализующих программных средств или "вручную".
СТРАХОВАНИЕ
Проект Федерального закона "О государственном внебюджетном фонде "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)
Минтрудом предложен проект закона, предусматривающий объединение ПФР и ФСС в единый Фонд
С 1 января 2023 года в целях оптимизации структуры Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, централизации установления пенсий и иных социальных выплат, а также сокращения существующих издержек, предлагается на базе указанных фондов создать "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Фонд).
Законопроектом закрепляется правовое положение Фонда - это некоммерческая унитарная организация, созданная Российской Федерацией в форме государственного внебюджетного фонда. Учредителем Фонда выступит Правительство РФ.
В структуре управления Фонда предполагается создание нового органа - наблюдательного совета, в состав которого будут входить, в том числе представитель Госдумы, представитель Совета Федерации, координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с переходными положениями, закрепленными в проекте, территориальные органы ПФР будут считаться территориальными органами Фонда. Одновременно предусматривается реорганизация в форме присоединения к ним территориальных органов ФСС.
С момента создания Фонда он в полном объеме будет осуществлять функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Работники ПФР, ФСС и их территориальных органов смогут осуществлять трудовую деятельность в Фонде и его территориальных органах без испытательного срока и аттестации.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Приказ Минпромторга России от 25.01.2022 N 166
"О распределении объемов нетарифных квот в отношении удобрений, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, между участниками внешнеторговой деятельности на период с 1 февраля 2022 г. по 31 мая 2022 г."
Распределены объемы нетарифных квот в отношении вывозимых в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, удобрений азотных (коды 3102 10 100 0 и 3102 10 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС), между участниками внешнеторговой деятельности на период с 1 февраля 2022 г. по 31 мая 2022 года
В приложении приводятся распределенные объемы нетарифных квот между участниками внешнеторговой деятельности.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Приказ Минприроды России от 26.10.2021 N 793
"Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному охотничьему контролю (надзору)"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2022 N 67037.
Установлен индикатор риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному охотничьему контролю (надзору)
Таким индикатором является сокращение в течение трех лет, предшествующих году предоставления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем данных о численности охотничьих ресурсов и объемах их изъятия, более чем на 50 процентов численности вида охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливаются лимит добычи и квота их добычи, в границах закрепленного охотничьего угодья, в случаях, не связанных с распространением болезней, а также с опасными природными явлениями, стихийными или иными бедствиями.
Приказ Минприроды России от 06.12.2021 N 907
"Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному лесному контролю (надзору)"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2022 N 67034.
Определены индикаторы риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному лесному контролю (надзору)
В перечне таких индикаторов:
увеличение в два и более раза площади лесных насаждений, погибших и (или) поврежденных вследствие воздействия вредных организмов за календарный год, по сравнению со среднегодовой величиной за предшествующий пятилетний период;
доля крупных лесных пожаров составила более 20 процентов по итогам календарного года.
увеличение площади лесов, подлежащих лесовосстановлению (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины), более чем на 30 процентов за календарный год по сравнению со среднегодовой величиной за предшествующий пятилетний период;
гибель искусственных лесных насаждений, созданных в рамках работ по лесоразведению, более 30 процентов от их площади.
Приказ Минприроды России от 06.12.2021 N 908
"Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному надзору в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2022 N 67035.
Установлены индикаторы риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному надзору в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними
Такими индикаторами являются:
двукратное и более увеличение объемов проданной древесины и продукции ее переработки при отсутствии информации об увеличении объемов заготовленной и приобретенной древесины, и продукции ее переработки по данным ЕГАИС учета древесины и сделок с ней (ФГИС лесного комплекса с 2023 года);
объем древесины, проданной за последние 3 календарных года, превышает суммарный объем древесины, заготовленной и приобретенной за последние 3 календарных года по данным ЕГАИС учета древесины и сделок с ней (ФГИС лесного комплекса с 2023 года).
Приказ Минприроды России от 15.12.2021 N 955
"Об утверждении Порядка и Нормативов осуществления лесной охраны"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2022 N 67033.
Установлены правила осуществления лесной охраны
Реализованы положения Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ.
Лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов уполномоченными должностными лицами.
Утверждены, в том числе форма акта патрулирования лесов, а также Нормативы осуществления лесной охраны, содержащие минимально необходимое количество маршрутов патрулирования по субъектам РФ.
Приказ Минприроды России от 27.12.2021 N 1012
"Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2022 N 67036.
Установлен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении госконтроля (надзора) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы
Такими индикаторами являются, в частности:
выявление одного и более фактов неустранения (частичного устранения) нарушений, установленных в ходе ранее проведенных мероприятий контроля;
истечение действия документа, предоставляющего право владения и пользования зданием (помещением), земельным участком, частью акватории водного объекта, оборудованием, инструментом, техническими средствами, в том числе средствами измерений;
нахождение двух и более лицензиатов по одному месту проведения работ;
истечение периода межповерочного интервала средств измерений, применяемых лицензиатом при проведении работ.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение законодательства о проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.01.2022)
За недостижение установленных квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предлагается установить административный штраф от суммы выручки юридического лица
Согласно проекту, указанное правонарушение повлечет наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей; на юридических лиц - от одной двадцатой до одной десятой совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год.
Также устанавливается административная ответственность за нарушение требований законодательства о проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В частности, неразработка планов мероприятий по достижению квот выбросов в случае невозможности соблюдения установленных квот повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Приказ Минюста России от 21.01.2022 N 8
"О внесении изменений в Правила заполнения форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13.08.2018 N 167"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2022 N 67046.
QR-код будет являться составной частью свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния
QR-код будет наноситься при печати свидетельства.
Штриховой код QR-код должен содержать следующую информацию:
номер записи акта гражданского состояния;
дата составления записи;
серия и номер выданного свидетельства.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Проект Постановления Главного государственного санитарного врача РФ "О внесении изменений в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74"
Предлагается обновить санитарную классификацию ряда объектов и производств
Так, проектом документа предложено актуализировать санитарную классификацию, в частности, химических объектов и производств, металлургических, машиностроительных и металлообрабатывающих объектов и производств, добычи руд и нерудных ископаемых, строительной промышленности, обработки древесины, текстильных промышленных объектов и производств легкой промышленности.
Предполагается, что постановление вступит в силу с 1 сентября 2022 года и будет действовать до 1 января 2025 года.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Федеральный закон от 28.01.2022 N 3-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Усилена уголовная ответственность за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних
Установлена возможность назначения пожизненного лишения свободы за совершение изнасилования (насильственных действий сексуального характера) в отношении двух или более несовершеннолетних, в том числе достигших четырнадцатилетнего возраста, а также за совершение рассматриваемых преступлений, сопряженных с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления против личности.
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Указ Президента РФ от 28.01.2022 N 24
"О внесении изменений в Положение о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38"
Уточнены условия и основания присвоения очередного специального звания сотрудникам Следственного комитета
Установлено, что очередное специальное звание не присваивается сотруднику в случае:
его нахождения в распоряжении следственного органа Следственного комитета - до назначения на должность;
приостановления им службы в Следственном комитете в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации";
проведения в отношении его служебной проверки - до завершения такой проверки;
проведения в порядке, предусмотренном УПК РФ, проверки сообщения о совершенном им преступлении - до завершения такой проверки;
применения к нему дисциплинарного взыскания - до снятия дисциплинарного взыскания;
привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбуждения в отношении его уголовного дела - до прекращения уголовного преследования.
б) дополнить пунктом 341 следующего содержания:
После устранения указанных оснований очередное специальное звание присваивается сотруднику Следственного комитета со дня истечения срока его службы в предыдущем специальном звании.
"Разъяснение Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по вопросу о праве адвоката, статус которого приостановлен, вступать в трудовые отношения в качестве работника"
(утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 25.01.2022, протокол N 7)
Разъяснены особенности оказания юридических услуг адвокатом, статус которого приостановлен
В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката, указанное лицо не вправе оказывать юридические услуги (правовую помощь), за исключением:
деятельности по урегулированию споров, в том числе в качестве медиатора, третейского судьи;
участия в благотворительных проектах других институтов гражданского общества, предусматривающих оказание юридической помощи на безвозмездной основе;
иной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.
Содержащаяся в диспозиции приведенной нормы формулировка "юридические услуги (правовая помощь)" распространяется как на деятельность на основании гражданско-правового договора, так и на работу по трудовому договору (например, оказание юридической помощи работниками юридических лиц, оказывающих юридические услуги).
Иное регулирование предусмотрено абзацами 2 и 3 пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", в силу которых не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая работниками юридических служб юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, оказывающих юридические услуги.
Следовательно, адвокат, статус которого приостановлен, вправе на основе трудового договора оказывать юридическую помощь исключительно в качестве работника юридической службы юридического лица (например, в должностях "юрисконсульт", "старший юрисконсульт"), работника органа государственной власти или органа местного самоуправления (например, в должностях "ведущий специалист юридического отдела", "главный специалист юридического отдела"), а также работника юридического лица, оказывающего юридические услуги (например, в должностях "юрист", "старший юрист"). Данный вывод не умаляет возможности оказания адвокатом, статус которого приостановлен, исключительно на безвозмездной основе юридической помощи близким родственникам и близким лицам, круг которых определен законом.
"Разъяснение Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по вопросу о возможности осуществления адвокатом экспертной деятельности"
(утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 25.01.2022, протокол N 7)
При осуществлении допустимых видов экспертной деятельности адвокат должен неукоснительно исходить из того, что Кодекс профессиональной этики устанавливает безусловный приоритет адвокатской деятельности над любой другой деятельностью
Отмечается, в частности, что не допускается осуществление адвокатом экспертной деятельности по правовым вопросам, за исключением предусмотренной абзацем 2 пункта 3 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката экспертной деятельности в органах и учреждениях адвокатских палат и в адвокатских образованиях, а также за исключением осуществления адвокатом научной и преподавательской деятельности.
К указанным исключениям, в частности, относятся случаи, когда адвокаты в рамках научной и преподавательской деятельности дают правовые заключения по вопросам толкования и применения норм российского права по запросам Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, иных судов и юрисдикционных органов Российской Федерации, иностранных и международных судебных и юрисдикционных органов, а также участников соответствующих судебных и иных процессов в связи с рассмотрением указанными российскими, иностранными и международными органами подведомственных им дел.
Согласно пункту 4 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката выполнение профессиональных обязанностей по принятым поручениям должно иметь для адвоката приоритетное значение над иной деятельностью. При участии адвоката в мероприятиях, не связанных с профессиональной деятельностью, адвокат всегда должен отдавать приоритет участию в качестве защитника, представителя в уголовном, административном, гражданском и арбитражном процессе.