Новое в законодательстве РФ

30.03.2021

Новое в российском законодательстве

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

Новое в российском законодательстве

30 марта 2021 года

КОРОНАВИРУС
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.03.2021 N 10
"О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2021 N 62900.

Смягчены санитарно-эпидемиологические требования к работе организаций отдыха и оздоровления детей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

В частности, разрешен отдых детей и их оздоровление за пределами субъекта РФ, в котором они проживают, с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте РФ по месту отправления и прибытия детей, а также предложений главных государственных санитарных врачей в соответствующих субъектах РФ или их заместителей.

Увеличено с 50% до 75% количество детей в отрядах (наполняемость) от проектной вместимости организации отдыха детей и их оздоровления.

Принятие решения о работе палаточных лагерей осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом эпидемиологической ситуации в субъекте РФ.

Определены обследования, которые должен проходить персонал перед началом каждой смены.

Сняты ограничения на проведение массовых мероприятий на открытом воздухе.

<Информация> Минэкономразвития России от 25.03.2021 "Минэкономразвития сформирован список банков на участие в программе льготного кредитования ФОТ 3.0"

В программе льготного кредитования для малого и среднего бизнеса ФОТ 3.0 будут участвовать 36 банков

Правительство запустило новую программу поддержки предпринимателей ФОТ 3.0 для дальнейшей помощи на этапе восстановления, а также для дополнительной поддержки занятости.

Заемщиками по новой программе могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, одновременно соответствующие следующим критериям:

- получившие ранее кредиты по программе ФОТ 2.0, в рамках которой они должны до 1 марта сохранять численность работников;

- функционирующие в наименее восстановившихся отраслях российской экономики, к которым относится в том числе деятельность в сфере общественного питания, культуры, спорта и развлечений, организации мероприятий, а также туристический бизнес.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2021 N 739-р
<О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 04.05.2017 N 865-р>

Расширен перечень услуг, сведения о которых размещаются в реестре госуслуг

В частности, в перечень включены:

услуга по информированию о кредитно-гарантийной поддержке самозанятых граждан, а также по предоставлению возможности подачи заявки на получение специального продукта для самозанятых граждан;

услуга по информированию о программе льготного лизинга оборудования, реализуемой созданными с участием акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" региональными лизинговыми компаниями, а также по предоставлению заявителям возможности обращения за получением льготной лизинговой поддержки с последующим сопровождением процесса подписания лизинговой документации;

услуги по предоставлению сведений из государственного реестра ломбардов, из реестра операторов инвестиционных платформ, из государственного реестра микрофинансовых организаций.

"Оперативное совещание с вице-премьерами" (информация с официального сайта Правительства РФ от 29.03.2021)

У самозанятых граждан появится возможность подать заявку на получение льготного кредита через портал государственных услуг

В целях упрощения порядка предоставления льготных займов гражданам, которые платят налог на профессиональный доход, то есть самозанятым, предусматривается, что до конца года у них появится возможность подать заявку на получение льготного кредита через портал государственных услуг.

Эти деньги можно будет потратить на инвестиционные цели, рефинансирование и пополнение оборотных средств. Представители малого бизнеса так же просто смогут оформить на портале льготную лизинговую поддержку. Это поможет им без лишних затрат расширить или модернизировать свое производство.

Кроме того, будет существенно расширен перечень государственных услуг, которые можно будет получить на едином портале. Среди них - выписка о наличии вклада в банке, которая необходима для получения страховых выплат в случае банкротства финансовой организации.

Правительство продолжит поддерживать отечественную IT-индустрию. Речь идет о проектах с использованием технологий искусственного интеллекта.

Теперь субсидии от государства на развитие технологий искусственного интеллекта смогут получить стартапы и небольшие IT-компании. Для этого утверждены правила, по которым будут предоставляться гранты.

Такая государственная поддержка предусмотрена для разработчиков электронных сервисов, перспективных и коммерчески выгодных IT-решений с использованием технологий искусственного интеллекта. Также гранты могут быть предоставлены на создание открытых библиотек - специальных бесплатных ресурсов, где будут размещаться программы на базе искусственного интеллекта.

Приказ Росстандарта от 26.02.2020 N 400
"Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его межрегиональных территориальных управлений при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов"

Утверждена форма проверочного листа, применяемого Росстандартом при проведении плановых проверок

Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) применяется при проведении должностными лицами Росстандарта и его межрегиональных территориальных управлений плановых проверок в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Предмет плановой проверки ограничивается требованиями, изложенными в форме проверочного листа (списка контрольных вопросов).

<Информация> Росфинмониторинга
"О порядке осуществления Росфинмониторингом государственного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в 2021 году"

В 2021 году Росфинмониторинг продолжит целенаправленную работу по повышению законопослушности поднадзорных субъектов

Сообщается, что 21.05.2020 Федеральной службой по финансовому мониторингу в личных кабинетах поднадзорных субъектов и на официальном сайте Росфинмониторинга было размещено Информационное сообщение "О порядке осуществления государственного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в 2020 году", в котором сообщалось об отмене проверочных мероприятий и снижении общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности до конца 2020 года в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.

Указанные ограничения в 2021 году отменены, и Росфинмониторинг осуществляет государственный контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в обычном режиме.

При этом установленный Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 мораторий на проверки в 2021 году организаций и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, не распространяется на планирование и проведение проверок Росфинмониторингом на основании следующего.

Росфинмониторинг не относится к категории федеральных органов исполнительной власти, организующих и проводящих проверки в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (подпункт 15 пункта 3 статьи 1).

В этой связи ограничения и требования в части организации и проведения проверок, предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом и подзаконными актами, принятыми в его развитие в указанной части, на Росфинмониторинг также не распространяются.

Учитывая изложенное, порядок планирования проверок, установленный Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 4893, а, следовательно, и изменения, вносимые в указанные нормативные правовые акты Постановлением Правительства РФ N 1969, не распространяются на проверочную деятельность Росфинмониторинга.

Таким образом, в 2021 году Росфинмониторингом будут осуществляться проверки всех категорий поднадзорных организаций и индивидуальных предпринимателей.

<Информация> Минэкономразвития России от 29.03.2021 "Татьяна Илюшникова: Минэкономразвития формирует единый реестр СОНКО"

Минэкономразвития разработало комплекс мер по усовершенствованию механизмов работы НКО и СОНКО

В в 2020 году с целью поддержки НКО в период пандемии были сформированы 2 реестра СОНКО. Принято решение эти реестры объединить, чтобы сформировать единый реестр СОНКО и расширить критерии, по которым организации могут быть включены в этот реестр. Сейчас реестр составляет порядка 44 тыс. организаций.

Также сообщено, что Минэкономразвития совместно с заинтересованными организациями разработали план мероприятий по реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ до 2025 года. Планом предусмотрен комплекс мер, направленных на содействие развитию благотворительных организаций и культуры благотворительности в обществе, институционализации благотворительности, позволяющий расширить масштабы благотворительной деятельности и повысить ее результативность.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Проект Федерального закона N 1138398-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров"

В Госдуму поступил законопроект о введении онлайн-сервиса урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей

Онлайн-сервис представляет собой электронный сервис портала госуслуг, обеспечивающий процесс предъявления, рассмотрения и удовлетворения требований потребителей, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, в рамках досудебного урегулирования споров между потребителем и изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером, владельцем агрегатора), связанных с продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг) с использованием сети Интернет.

Закрепляется процедура урегулирования споров с использованием онлайн-сервиса, порядок предъявления и рассмотрения требований потребителей.

Процедуры урегулирования споров с использованием онлайн-сервиса должны осуществляться на основе принципов добросовестности, законности и беспристрастности независимых лиц (экспертов, специалистов и других лиц, привлекаемых к участию в урегулировании спора в ходе рассмотрения требований потребителя) в случае их привлечения к участию в урегулировании спора в соответствии с правилами урегулирования споров с использованием онлайн-сервиса, установленными Правительством РФ.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
"Татьяна Голикова провела заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (информация с официального сайта Правительства РФ от 27.03.2021)

Одобрены рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по организации дистанционной (удаленной) работы

Так, организацию дистанционной работы (кроме дистанционной работы по инициативе работодателя в исключительных случаях) рекомендуется осуществлять с учетом специфики деятельности работников путем отражения в коллективном договоре, локальном нормативном акте (актах), принимаемом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, в трудовом договоре, дополнительном соглашении к трудовому договору следующих положений: порядка взаимодействия работодателя и работника, сроков подтверждения получения электронного документа, формы подачи работником работодателю заявлений, режима рабочего времени и времени отдыха и других. Также приведены примеры категорий работников, имеющих приоритетное право на перевод на временную дистанционную работу.

Кроме того, на заседании одобрены предлагаемые изменения в Закон "О занятости населения в Российской Федерации".

Изменения предлагаются по нескольким направлениям. Во-первых, развитие электронной формы предоставления услуг на цифровых платформах "Работа в России" и ЕПГУ. Устанавливается расширение банка общедоступных вакансий, закрепление обязанности центров занятости осуществлять регистрацию граждан в ЕСИА для подачи заявления в цифровом виде при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи и разделение потоков граждан, обратившихся за содействием, в зависимости от их мотивации к трудоустройству. Во-вторых, выстраивание единой технологии работы органов службы занятости на всей территории страны в рамках единых стандартов качества предоставления услуг. В-третьих, систематизация отношений центров занятости населения и заявителей. Так, предусматривается ответственность граждан в случае получения пособия по безработице обманным путем, конкретизация периода выплаты пособия по безработице и стипендий для отдельных категорий безработных граждан, оказание финансовой помощи при постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Также на заседании были рассмотрены проекты постановлений Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 года N 858" и "О предельных значениях среднесписочной численности работников и величины дохода некоммерческих организаций в целях распространения на них установленных главой 48.1 Трудового кодекса Российской Федерации особенностей регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений".

В связи с тем что типовая форма трудового договора утверждена Постановлением Правительства РФ N 858 "О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям", в него предлагается внести изменения и распространить действие указанного постановления на некоммерческие организации, которым часто необходимо привлекать сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов. Такие проекты реализуются в том числе в рамках президентских грантов, предоставляемых на развитие гражданского общества.

Второй из проектов устанавливает среднесписочную численность и предельное значение дохода за предшествующий год для НКО, отвечающих установленным в отношении микропредприятий критериям в виде максимальных значений среднесписочной численности работников (15 человек) и объема дохода за предшествующий календарный год (120 млн рублей) и на которые распространяются нормы, предусмотренные главой 48.1 Трудового кодекса в части регулирования трудовых отношений с работодателем - субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям.

Еще на заседании был рассмотрен проект Постановления Правительства РФ "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", который подготовлен для реализации статьи 66 Трудового кодекса, предусматривающей, что форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти.

В этой связи проектом постановления предусмотрена отмена действовавшего с 2003 года Постановления Правительства "О трудовых книжках" и предусмотрено, что нормативно-правовое регулирование порядка ведения и хранения трудовых книжек, а также форма трудовой книжки и вкладыша в нее будут осуществляться нормативными правовыми актами Минтруда.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
<Информация> Минфина России от 29.03.2021 "Усиление контроля за применением ККТ позволит защитить права потребителей"

Планируется усилить контроль за соблюдением кассовой дисциплины на розничных рынках

Из-за уклонения от применения ККТ в этом сегменте наблюдается теневой оборот наличных денег, отсутствует "прослеживаемость" товаров, невозможно идентифицировать их историю, качество, гарантию и цену.

Чтобы решить существующие проблемы, Минфин и ФНС разработали поправки в закон о ККТ, закон о розничных рынках и КоАП.

Сообщается, что поправки включают, в частности: сокращение перечня случаев, при которых ККТ может не применяться; предоставление средств автоматизированного контроля с использованием сервисов ФНС для контроля за наличием у арендатора торгового места зарегистрированной ККТ (п. 10 ч. 1 ст. 14 закона о рынках); введение упрощенного порядка привлечения продавцов на розничном рынке к административной ответственности в виде предупреждения.

При этом отмечено, что для ИП, которые продают на рынке товары собственного производства, и граждан ничего не поменяется - для них предлагается сохранить право неприменения ККТ.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
<Информация> Банка России
"Ставки (тарифы) межбанковских вознаграждений (МБВ) и максимальные значения размера платы, взимаемой кредитными организациями со своих клиентов за осуществление перевода денежных средств физическими лицами в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и самозанятых в сервисе быстрых платежей платежной системы Банка России, действующие с 1 октября 2021 года"

Банк России с 1 октября 2021 ограничил ставки (тарифы) межбанковских вознаграждений (МБВ) и максимальные значения размера платы, взимаемой кредитными организациями со своих клиентов

Значения ставок (тарифов) в процентном выражении не изменены, но при этом вводится ограничение максимальной суммы, взимаемой за проведение соответствующей операции.

Так, в частности, ставки (тарифы) МБВ, уплачиваемые в пользу кредитной организации плательщика при проведении операции по оплате услуг медицинских и образовательных учреждений, ЖКУ, потребительских товаров, составляет 0,20% от суммы перевода, но не более 750,00 руб. за перевод.

<Информация> Банка России
"Тарифы на услуги Банка России в сервисе быстрых платежей платежной системы Банка России (СБП), уплачиваемые участниками СБП при осуществлении перевода денежных средств физическими лицами в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и самозанятых, действующие с 1 октября 2021 года"

С 1 октября 2021 года действуют новые тарифы на услуги Банка России для участников СБП при осуществлении перевода денежных средств физлицами в пользу юрлиц, ИП и самозанятых

Тарифы установлены в зависимости от суммы перевода и составляют от 5 копеек (при сумме до 125 рублей) до 3 рублей (при сумме от 6000,01 до 600000 рублей).

Тарифы при переводе государственных платежей составляют 0 рублей.

Тарифы оплачиваются кредитными организациями.

Проект Федерального закона N 1135194-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Депутатами предложен законопроект, устанавливающий ограничение на количество кредитов для физлиц

Согласно проекту в качестве меры, направленной на снижение угроз финансовой стабильности Российской Федерации, Банк России вправе устанавливать для кредитных и микрофинансовых организаций прямые количественные ограничения, под которыми понимается максимальная допустимая доля отдельных видов кредитов (займов) соответствующих характеристик в общем объеме кредитов (займов) указанного вида, предоставленных в течение текущего квартала.

Прямые количественные ограничения могут быть дифференцированными в зависимости от значений характеристик кредитов (займов), от вида микрофинансовых организаций, от видов лицензий, выдаваемых банкам, и (или) отнесения кредитных организаций к системно значимым.

Ограничения применяются в отношении кредитов (займов), предоставленных физлицам в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Ограничение не распространяется на кредиты (займы), обязательства по которым обеспечены, в частности, ипотекой или залогом транспортных средств.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2022 года.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Приказ Минпросвещения России N 88, Рособрнадзора N 245 от 05.03.2021
"О внесении изменений в пункт 1 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24 ноября 2020 г. N 665/1156 "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2021 N 62899.

Уточнены сроки проведения итогового сочинения (изложения) для участников ГИА

Установлено, что в 2020/21 учебном году итоговое сочинение (изложение) для участников ГИА проводится 15 апреля 2021 года.

Для лиц, которые по тем или иным причинам не смогли написать итоговое сочинение (изложение) в указанный срок, устанавливаются дополнительные сроки для его написания - 5 мая и 19 мая 2021 года.

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования"

Предложен новый порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования

Согласно проекту государственный контроль (надзор) осуществляет Рособрнадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

Предметом государственного контроля (надзора) является:

соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется контрольным (надзорным) органом в сфере образования ежегодно на основе сопоставления его характеристик с предусмотренными проектом критериями риска.

Закрепляется периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенным категориям риска.

Устанавливаются следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления государственного контроля (надзора):

документарная проверка;

выездная проверка;

наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).

Срок проведения документарной, выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
"МР 4.3.0212-20. Методы контроля. Физические факторы. Контроль систем вентиляции. Методические рекомендации"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.12.2020)

Утверждены методические рекомендации МР 4.3.0212-20 "Контроль систем вентиляции"

Настоящие Рекомендации введены взамен методических указаний "Санитарно-гигиенический контроль систем вентиляции производственных помещений", утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 05.09.1987 N 4425-87; инструкции по эксплуатации и контролю эффективности вентиляционных устройств на объектах здравоохранения, утвержденной заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 20.03.1975 N 1231-75.

Методические рекомендации распространяются на порядок проведения контроля систем вентиляции, в том числе местных отсосов (вытяжные шкафы, зонты, ламинарные шкафы и т.п.).

Рекомендации применяются:

- при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

- при проведении других видов контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и выполнения профилактических мероприятий.

Рекомендации предназначены для органов и организаций Роспотребнадзора, а также могут быть использованы хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими системы вентиляции, испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством РФ.

В дополнение к настоящим методическим рекомендациям могут применяться иные стандарты и методы испытания и контроля за системами вентиляции и кондиционирования воздуха.

ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Указ Президента РФ от 29.03.2021 N 186
"О призыве в апреле - июле 2021 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву"

Объявлен ежегодный "весенний" призыв на военную службу

С 1 апреля по 15 июля 2021 г. на военную службу будут призваны 134 650 граждан РФ возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву. Одновременно будет производиться увольнение с военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин, срок военной службы по призыву которых истек.

Настоящий указ вступает в силу со дня его официального опубликования.


Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК