Госзакупки: главные новости

03.08.2020

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


 
28.07.2020
Обеспечение заявки перечислят в бюджет несмотря на одинаковые нарушения по Закону N 44-ФЗ
Организация подала заявки на участие в 3 аукционах. Их отклонили по вторым частям: не были предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника доптребованиям. По третьей по счету заявке площадка не разблокировала денежные средства, внесенные в качестве обеспечения.
Участник закупки с этим не согласился: нарушения были одинаковыми и не могли быть признаны систематичными.
Однако контрольный орган и суды его не поддержали: законодательно предусмотрен именно факт трехкратного отклонения вторых частей заявок в течение квартала на одной площадке. Идентичность нарушений не имеет значения.
Отметим, что в правоприменительной практике есть пример, когда участник не потерял обеспечение, допустив одинаковую ошибку в трех заявках одновременно.
Документ: Постановление АС Московского округа от 02.07.2020 по делу N А40-225786/19-93-1863
 
28.07.2020
Центробанк в очередной раз снизил ключевую ставку
Банк России понизил ключевую ставку на 0,25 процентных пункта. Таким образом, ее значение с 27 июля - 4,25%. Само по себе снижение было ожидаемым, однако то, насколько серьезным будет шаг, было сложно предугадать. Решение регулятора объясняется стремлением поддержать бизнес в сложной экономической ситуации, сложившейся из-за коронавируса.
По информации Минэкономразвития, темпы инфляции в июне соответствуют прогнозному значению. При этом годовой показатель в 3,2% все еще значительно ниже цели ЦБ РФ в 4%. По мнению экспертов, снятие ограничений привело к небольшому росту спроса на отдельные виды продукции, но в целом спрос еще остается подавленным.
Сильнее всего столь существенное и неоднократное снижение ключевой ставки влияет на доходность депозитов. Эксперты в банковской сфере прогнозируют, что в ближайшее время граждане закроют значительную часть вкладов. Часть денег переведут в металлы, инвестиции, валюту и другие инструменты, а часть останется "на руках", что может значительно усилить темпы роста инфляции.
На фоне рекордно низкой ключевой ставки, возможно, снизятся и проценты по кредитам. Однако стоит ожидать усиления контролирующих мер со стороны банков при выдаче кредитов, поскольку может расти и процент невозврата долга.
К вопросу о ключевой ставке ЦБ РФ вернется 18 сентября. Как будет складываться ситуация, пока предугадать сложно.
Отметим, что ставку, которая не повышает и не сдерживает инфляцию, ЦБ РФ расценивает как нейтральную. С точки зрения регулятора, ее размер равен уровню инфляции, увеличенному на 2 - 3 процентных пункта.
Документ: Информация Банка России от 24.07.2020


27.07.2020
Опыт участника строительной госзакупки с доптребованиями нельзя подтвердить договором на субподряд
Участник строительной закупки с доптребованиями пожаловался, что его заявку отклонили неправомерно. В ее составе не было копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Контрольный орган признал жалобу необоснованной. Участник подтвердил опыт исполненным договором на выполнение комплекса строительных работ, заключенным между ним и третьим лицом. Однако он не представил копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку работы были субподрядными (в рамках строительства крупного объекта). Между тем подтверждающие документы должны быть выданы в отношении участника закупки, а не третьего лица. Подтвердить опыт исполненным договором на субподряд нельзя.
ФАС России и раньше занимала аналогичную позицию. Подтвердить соответствие доптребованиям можно только контрактами (договорами) генерального подряда. Такой же вывод отражен в правоприменительной практике (Решение ФАС России, Решение Вологодского УФАС, Постановление АС Уральского округа).
Вместе с тем имеется противоположное мнение: законодательство о контрактной системе не обязывает участников подтверждать опыт работ исключительно договорами генерального подряда. Не имеет значения, в каком качестве выступает участник закупки (Определение ВС РФ, Решение Удмуртского УФАС).
Напомним, недавно правительство утвердило новые правила проведения строительных госзакупок.
Документ: Решение ФАС России от 08.05.2020 по делу N 20/44/105/805


24.07.2020
УФАС: несоблюдение формы заявки участника закупки по Закону N 223-ФЗ может быть причиной отклонения
Заявку участника отклонили: он не представил в первой части необходимые документы и сведения, а также нарушил требования к ее содержанию и составу. Участник с этим не согласился и пожаловался в антимонопольный орган.
По условиям закупки заявка должна быть подана по форме, определенной в извещении. В частности, в первом абзаце нужно указать: "Изучив извещение (включая все изменения и разъяснения к ней), размещенные _________[указывается дата официального размещения извещения, а также его номер (при наличии)], и безоговорочно принимая установленные в них требования и условия участия в закупке, в том числе в отношении порядка формирования проекта договора, заключаемого по итогам закупки, установленного пп. 4.19.7, 4.19.9.".
Участник закупки допустил ошибку в одной цифре, отразив вместо "п. 4.19.9" другой пункт - "п. 4.19.12".
Контролеры поддержали заказчика. В извещении указано: все документы в заявке подаются строго по установленным образцам (среди них была и форма заявки). Корректировать их нельзя. В противном случае заявку отклонят.
Отметим, в антимонопольной практике встречаются случаи, когда незначительная ошибка (опечатка) в форме заявки приводила к аналогичным последствиям. Так, в первой части участник указал не ту закупочную процедуру: вместо "запрос предложений" - "аукцион". Кроме того, вместо слова "договор" он привел "контракт". Как определили, заявка была составлена не по форме.
Документ: Решение Пензенского УФАС России от 30.06.2020 N 058/07/3.2-468/2020


21.07.2020
Контрольный орган разобрался, нужно ли участнику госзакупки одобрение крупной сделки
Участник закупки представил в составе заявки копию протокола общего собрания, из которого следовало: максимальная сумма одной сделки, совершенной по результатам электронного аукциона, не должна превышать 500 млн рублей. Копия не была нотариально удостоверена. Документы, которые устанавливали бы другой способ одобрения крупной сделки для этой организации, в заявке отсутствовали. Комиссия сочла, что сделка является для участника крупной, раз он включил в заявку документ об одобрении. Заявку отклонили, поскольку решение об одобрении не соответствовало требованиям.
УФАС признал отклонение неправомерным: закупаемые заказчиком работы были одним из видов деятельности участника по ЕГРЮЛ, т.е. объект закупки не выходил за пределы его обычной деятельности. Кроме того, при рассмотрении жалобы организация представила бухгалтерский баланс, подтверждающий, что сделка для нее крупной не являлась.
Документ: Решение Карачаево-Черкесского УФАС России от 30.06.2020 по делу N 009/06/106-277/2020
 
21.07.2020
Госзакупок у предприятий и учреждений УИС как у едпоставщика может стать больше
Первое чтение прошел законопроект, которым предлагают внести изменения в п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Производство товара (выполнение работ, оказание услуг) из специального перечня хотят распространить на внутрисистемные нужды УИС.
Напомним, другим проектом предлагается законодательно закрепить, что производить товары (выполнять работы, оказывать услуги) эти учреждения и предприятия должны лично. Антимонопольные органы считают недопустимым привлекать третьих лиц к исполнению таких контрактов.
Документ: Проект Федерального закона N 905695-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/905695-7)
 
21.07.2020
Правительство расширяет возможности для использования электронных трудовых книжек
Председатель правительства подписал постановление, благодаря которому электронные трудовые книжки можно будет использовать вместо бумажных в различных ситуациях. Документ вступит в силу со дня официального опубликования. В результате будут скорректированы 55 федеральных актов.
Использовать сведения о трудовой деятельности в электронном виде можно будет, в частности:
- для заполнения сообщения о заключении трудового либо гражданско-правового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в части информации о должности, которую он ранее замещал (п. 39 изменений, утвержденных постановлением);
- оформления компенсации свидетелям по гражданским и административным делам (п. 25 изменений, утвержденных постановлением);
- подтверждения соответствия участника дополнительным требованиям при закупках работ по кадастровой оценке или услуг по обязательному аудиту инвестиционных проектов (п. 40 изменений, утвержденных постановлением).
Документ: Постановление Правительства РФ от 10.07.2020 N 1017


20.07.2020
Участник госзакупки должен указать в заявке на совместимость товара с оборудованием заказчика
Заказчик провел закупку жидкости для ингаляций. Флаконы должны были быть совместимы с имеющимся оборудованием. Участник предложил товар, а также дополнительно адаптер для оборудования. Его заявку отклонили за несоответствие информации. Участник посчитал это неправомерным и пожаловался в антимонопольный орган.
Контролеры поддержали заказчика:
- в заявке не было отмечено, что предлагаемый товар совместим с оборудованием заказчика;
- адаптер не был предусмотрен по условиям закупки и предназначался для оборудования, которое отличается от указанного в документации;
- заказчик пояснил требование о совместимости товара с оборудованием.
Жалобу признали необоснованной.
Документ: Решение Саратовского УФАС России от 27.04.2020 N 064/06/33-609/2020
 
20.07.2020
Предлагают иначе подтверждать соответствие товаров установленным запретам по Закону N 44-ФЗ
Минпромторг подготовил поправки к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Согласно проекту для подтверждения того, что товар не подпадает под установленный запрет, участники будут представлять в составе заявки одновременно:
- выписку из соответствующего реестра;
- информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если такое предусмотрено Постановлением N 719.
До 1 июня 2021 года выписку и информацию можно не представлять при закупках для нужд обороны страны и безопасности государства (если товары не входят в перечень). Участникам достаточно направить в составе заявки декларацию о стране происхождения товара.
Кроме того, проектом уточняется, что при закупке ряда товаров из перечня подтверждающие документы в отношении материалов и полуфабрикатов нужно будет подавать на этапе исполнения контракта.
Общественное обсуждение проекта продлится до 28 июля 2020 года.
Документ: Проект постановления Правительства РФ


17.07.2020
Суды: при поставке улучшенного товара по госконтракту допсоглашения может и не быть
По результатам аукциона заказчик заключил контракт на поставку сметаны. Органы финконтроля установили, что заказчик принял сметану жирностью 20%, а не 15%, хотя по условиям контракта качественные и функциональные характеристики товара должны полностью соответствовать спецификации.
Поставщика обвинили в ненадлежащем исполнении обязательств по контракту, а заказчика - в том, что он не направил поставщику требование об уплате штрафа. Проверяющие выдали предписание оштрафовать поставщика и наказать виновных должностных лиц.
Суд первой инстанции поддержал контролеров, но последующие инстанции решили иначе. Закон N 44-ФЗ допускает возможность поставить товар лучшего качества по согласованию заказчика с поставщиком. При этом заказчик сам устанавливает критерии, по которым определяются улучшенные характеристики, так как законом они не предусмотрены. В данной ситуации заказчик принял товар, т.е. согласился с поставкой. Товар соответствовал ГОСТу, указанному в контракте, и потребностям заказчика. Замена товара не привела к повышению цены. Результаты внутренней и внешней экспертизы были положительными.
Отметим, что проверяющие не стали оспаривать то, что сметана жирностью 20% является товаром улучшенного качества по сравнению со сметаной жирностью 15%.
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 17.06.2020 по делу N А06-4898/2019
 
16.07.2020
Суд: в извещении о госзакупке можно указывать информацию в виде отсылки к документации
Заказчик указал в извещении сроки выполнения работ, порядок внесения денег в обеспечение заявки, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к нему, информацию о банковском сопровождении контракта, сделав отсылку в виде фразы "в соответствии с документацией".
Контрольный орган счел это нарушением. Если для информации не хватало знаков, нужно было прикрепить файл с нужными сведениями.
Однако суды решили иначе. Документация размещается в ЕИС одновременно с извещением о закупке, поэтому отсылочные фразы в извещении не нарушают принципов полноты и достоверности информации. Потенциальные участники могли ознакомиться с ней в конкурсной документации. Закон N 44-ФЗ не запрещает использовать в извещении фразы, отсылающие к документации.
Отметим, что по данному вопросу практика складывается неоднозначно. Ранее суды и антимонопольные органы приходили к такому выводу: делать в извещении отсылку к документации можно, но нужно указывать конкретные пункты документации. Чтобы избежать возможных споров, рекомендуем учитывать эту позицию при подготовке закупки.
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 10.06.2020 по делу N А43-29758/2019
 

14.07.2020
ВС разобрался, с какой даты считать срок исковой давности при изменении цены госконтракта
Стороны госконтракта заключили допсоглашение, по условиям которого возросла стоимость работ. ФАС посчитала это нарушением и назначила штраф: такое изменение не было предусмотрено условиями документации и привело к дополнительному расходованию средств федерального бюджета.
Суды согласились с выводом о наличии правонарушения, однако решили, что наказывать за него нельзя. К моменту, когда контрольный орган вынес постановление, истек годичный срок давности привлечения к ответственности. Срок суды отсчитывали с даты заключения допсоглашения.
Антимонопольный орган счел подход неверным. По его мнению, срок давности нужно исчислять с момента оплаты по допсоглашению. На дату его подписания факта перерасходования не было, состав правонарушения отсутствовал. При таких расчетах срок давности не является истекшим на дату постановления контрольного органа.
Верховный суд отменил решения предыдущих инстанций и отправил дело на новое рассмотрение.
Документ: Определение ВС РФ от 08.07.2020 N 306-ЭС19-26558


13.07.2020
Минздрав разъяснил порядок применения сведений о взаимозаменяемости при госзакупках лекарств
При описании объекта закупки заказчик указывает среди прочего сведения о взаимозаменяемости лекарственных препаратов. Такая информация содержится в ЕСКЛП (https://esklp.egisz.rosminzdrav.ru./) на сайте Минздрава.
Ведомство отметило, что эти сведения носят справочный характер. Заказчик вправе их использовать при описании.
В ближайшее время в ЕИС появится функция автоматизированного применения данных о группах взаимозаменяемых препаратов при размещении извещения.
Поскольку заказчик описывает объект закупки по своему усмотрению, сведения в случае необходимости можно будет скорректировать или дополнить.
Документ: Письмо Минздрава России от 25.06.2020 N 18-2/И/2-8895


10.07.2020
Суды указали, когда технический сбой будет основанием для включения сведений в РНП по Закону N 44-ФЗ
Победитель электронного аукциона не подписал контракт и не представил его обеспечение в срок из-за технического сбоя (повреждение кабельной линии сети Интернет). Его признали уклонившимся и включили сведения в РНП. Победитель с этим не согласился. Он привел следующие доводы:
- в последний день отведенного для подписания контракта срока произошел сбой: отсутствовало интернет-соединение. Подтверждающие письма представлены;
- использовать другие устройства, например мобильный телефон, технически было невозможно;
- в этот же день оформлена обеспечительная гарантия.
Однако суды не нашли обстоятельств, которые бы препятствовали своевременному заключению контракта. Было отмечено:
- отсутствие доступа к сети Интернет не является непреодолимым препятствием, которое мешало заключить контракт. Победитель мог решить эту проблему (например, перенести компьютер в место, где соединение было);
- подписание контракта отложено на последний день - это указывает на безответственное поведение;
- получение обеспечительной гарантии не подтверждает добросовестность;
- подавая заявку на участие в электронной закупке, нужно учитывать специфику документооборота на площадке и риски наступления неблагоприятных последствий при уклонении от заключения контракта;
- победитель не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при участии в аукционе.
Заметим, недавно в практике встречался пример, когда при схожих обстоятельствах (сбой в сети Интернет) сведения о победителе в РНП не включили.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2020 по делу N А70-17982/2019


08.07.2020
Минфин предложил дополнительно поддержать малый и средний бизнес в госзакупках
На сайте ведомства появилась информация, что в правительство направлены предложения по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса при их участии в госзакупках.
Планируется, что обязательная доля закупок у СПМ и СОНКО увеличится в два раза: с 15% до 30% совокупного годового объема закупок.
Кроме того, преимущества, которые есть сейчас у малого бизнеса, хотят распространить на субъектов среднего предпринимательства. К таким преимуществам, в частности, относится осокращенный срок платы по госконтракту.
Если предложения поддержат, то соответствующие изменения внесут в пакет поправок, который был ранее направлен в правительство.
Документ: Информация Минфина России от 02.07.2020 (https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=37107
 
08.07.2020
Росгвардия подготовила порядок определения НМЦК для госзакупок охранных услуг
Порядок будут применять при определении НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком, начальной цены единицы при закупке охранных услуг.
Для расчета будут использовать:
- метод сопоставимых рыночных цен. Заказчики будут обязаны в числе прочего запрашивать у исполнителей ценовую информацию;
- затратный метод. Расчет будет производиться в том числе исходя из стоимости 1 часа услуги. Она будет различаться в зависимости от того, какие организации оказывают услугу (пп. 6.1 и 6.2 проекта порядка).
Порядок не будет применяться, в частности, при закупках, которые объявлены до дня его вступления в силу (п. 2 проекта приказа).
Публичное обсуждение завершается 29 июля.
Документ: Проект приказа Росгвардии (https://regulation.gov.ru/projects#npa=105537)


06.07.2020
Суды: совпадения IP-адресов и идентичности заявок недостаточно для вывода о сговоре в госзакупках
Контрольный орган решил, что 2 участника закупки заключили антимонопольное соглашение по нескольким аукционам. Контролер руководствовался следующим:
- участники подавали заявки и ценовые предложения с использованием единой инфраструктуры (IP-адресов);
- свойства файлов заявок совпадали;
- участники отказывались от конкурентной борьбы друг с другом при участии в ряде аукционов;
- НМЦК была снижена минимально;
- между участниками есть взаимосвязь: директоры организаций являются супругами и относятся к одной группе лиц по Закону о защите конкуренции.
Однако суды не согласились с антимонопольным органом. По их мнению, совпадения IP-адресов и свойств файлов заявок недостаточно для вывода о заключении обществами антиконкурентного соглашения.
Контрольный орган не указал в решении на конкретную модель или схему поведения участников, не установил цель и экономическую целесообразность сговора. Кроме того, подозреваемые организации в процессе торгов конкурировали с другими участниками закупки. Контракты с одной из обвиняемых организаций заключены с разным уровнем падения цены и полностью исполнены.
В отношении взаимосвязи участников закупки суды напомнили о разъяснении ФАС: одновременное участие в закупке членов одной группы лиц, если они не находятся под контролем одного лица, не означает обязательного наличия между ними антиконкурентного соглашения.
Документы: Постановление АС Волго-Вятского округа от 09.06.2020 по делу N А38-6825/2019
Картельные сговоры в госзакупках: как защититься от недобросовестной конкуренции


29.06.2020
В правительство направлен проект поправок по госзакупкам в сфере строительства
На сайте Минфина появилась информация о том, что в правительство внесли поправки к некоторым актам, которые касаются закупок в сфере строительства.
В частности, строительные закупки планируют исключить из обязательного аукционного перечня. Это значит, что заказчики смогут проводить их как с помощью аукциона, так и посредством конкурса. Изменятся и правила оценки конкурсных заявок. Так, заказчик сможет оценивать опыт по виду объекта строительства (линейный, особо опасный, уникальный или "обычный"), а также по виду ранее исполненного контракта (КЖЦ, контракт "под ключ" или "обычный" договор строительного подряда).
Планируют скорректировать и доптребования к участникам таких закупок. В частности, период, за который учитывается строительный опыт, увеличат с 3 до 5 лет. Участники закупки работ по строительству, реконструкции не смогут подтвердить такой опыт исполненным контрактом на капремонт или снос объекта.
О том, как ранее Минфин предлагал скорректировать доптребования для участников строительных закупок, читайте в нашем обзоре.
Документ: Информация Минфина России от 19.06.2020 (https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=37093-minfin_rossii_razrabotal_i_vnes_v_pravitelstvo_rossiiskoi_federatsii_izmeneniya_o_perevode_zakupok_v_sfere_stroitelstva_na_konkurs)
 
29.06.2020
Квотирование закупок товаров из ЕАЭС: проекты приняты в первом чтении
Проекты предусматривают поправки к Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики должны будут выполнять обязательную долю закупок товаров из ЕАЭС, а также работ и услуг, в составе которых используются такие товары.
Размер минимальной доли, перечень продукции, сферу закупок, форму отчета утвердит правительство.
Подробнее об изменениях читайте в нашем обзоре, который был подготовлен на стадии внесения проектов в Госдуму. Их тексты остались прежними.
Документы: Проект Федерального закона N 969960-7
Проект Федерального закона N 970027-7
 


26.06.2020
Условия допуска иностранных товаров к госзакупкам хотят скорректировать
Минфин планирует изменить условия допуска иностранных товаров.
Предполагается, что будет 2 перечня.
Так, для товаров из перечня N 1 преференция в отношении цены контракта составит 15%. Список товаров, который действует сейчас, изменят. В частности, в него войдет ряд промтоваров, для которых установлены ограничения допуска. Например, некоторые канцтовары, товары для детей (пп. "в" п. 4 Проекта). Часть позиций уберут, например моющие средства, лыжный инвентарь (пп. "а" п. 4 Проекта).
Для товаров из перечня N 2 ценовая преференция составит 20%, если они приобретаются в рамках нацпроекта. В него, в частности, войдут отдельные виды грузового транспорта, автотранспорт спецназначения (п. 6 Проекта).
Общественное обсуждение завершается 2 июля 2020 года.
Документ: Проект приказа Минфина России (https://regulation.gov.ru/projects#npa=103076)


22.06.2020
Выход из общества после нарушения условий госконтракта не поможет избежать включения в РНП
Стороны заключили контракт на проектные и изыскательские работы. После неоднократных претензий заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта: подрядчик не выполнил обязательства в установленные сроки. Сведения включили в РНП.
Учредитель юрлица посчитал, что данные о нем внесены в реестр безосновательно:
- недобросовестность его поведения в период исполнения контракта не доказана;
- на момент внесения сведений в реестр он уже не был учредителем.
Суды его не поддержали. В период недобросовестного исполнения контракта он был учредителем юрлица. Оснований не включать сведения о нем в реестр нет.
Суды руководствовались следующим:
- обязательства выполнены ненадлежащим образом, что подтверждает отрицательное заключение госэкспертизы;
- подрядчик мог устранить недостатки в разумные сроки;
- заказчик уже пытался взыскать в суде неотработанный аванс по этому контракту, а также неустойку;
- решение о выходе из общества, а также об увольнении с должности гендиректора принято после претензий заказчика и консультации с юристом. То есть после нарушения условий контракта;
- сведений о назначении нового руководителя на дату рассмотрения дела в суде не было;
- учредитель обратился в налоговую, чтобы актуализировать сведения в ЕГРЮЛ после того, как были установлены все обстоятельства для принятия решения об одностороннем отказе.
Напомним, что сведения об учредителе, который вышел из общества до заключения контракта, в РНП включать нельзя.
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 04.06.2020 по делу N А73-15256/2019


18.06.2020
УФАС посчитало законным требование госзаказчика выполнить работы в пределах установленных границ
Заказчик провел аукцион на ремонт автотранспорта и среди прочего установил границы выполняемых работ - в пределах 2 км от его гаражных боксов. Он определил победителя, но потом выяснилось, что информация о месте выполнения работ не соответствует документации. Заказчик отказался заключать контракт. Победитель с этим не согласился:
- заявку изначально признали соответствующей документации;
- требование о границах выполняемых работ не обосновано, поскольку ограничивает конкуренцию.
Заказчик привел свои доводы:
- все заявки посчитали соответствующими, так как от участников требовалось лишь согласие выполнить работы;
- вместе с контрактом победителю направлено уведомление о том, что ему нужно представить информацию о месте выполнения работ. Это требование было в документации. Информация от победителя поступила, но не соответствовала условиям закупки (расстояние превышало 2 км);
- требование о границах выполняемых работ также было установлено в документации. Своей заявкой победитель выразил согласие исполнить контракт на этих условиях;
- спорное условие не ограничивает конкуренцию, поскольку в радиусе 2 км находятся более 10 станций техобслуживания. Кроме того, минимальное расстояние экономически выгодно для заказчика;
- после отказа от заключения контракта была объявлена повторная закупка на тех же условиях.
Контрольный орган посчитал, что требование законно:
- на участие в закупке было подано 4 заявки, конкуренция не ограничена;
- информация, представленная победителем, не соответствует документации: расстояние больше 2 км. Согласие исполнить контракт на установленных условиях означает, что сведения в заявке были недостоверными.
Документ: Решение Новосибирского УФАС России от 30.04.2020 N 054/06/66-769/2020
 
17.06.2020
Минфин назвал условия, при которых можно изменить аванс по госконтракту в связи с коронавирусом
В 2020 году изменить существенные условия контракта можно в том числе в части авансирования. Ведомство перечислило условия, при одновременном соблюдении которых это возможно:
- новый аванс не превышает предельного размера, установленного законодательством для соответствующего контракта. Например, аванс по контракту на строительство региональных и муниципальных объектов (если для их финансирования региону выделены субсидии из федерального бюджета) не может быть больше 50% его суммы;
- выплата аванса предусмотрена контрактом;
- изменение вносится по соглашению сторон по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя);
- обстоятельства, которые не позволили исполнить контракт на предусмотренных им условиях, возникли из-за коронавируса.
Документ: Письмо Минфина России от 19.05.2020 N 09-04-05/41434


15.06.2020
Как предлагают оценивать участников конкурсов на заключение строительных госконтрактов
Минфин подготовил изменения к правилам оценки заявок, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Порядок, действующий сейчас в отношении строительных работ, скорректируют: исключат работы на особых объектах и автодорогах. Он будет действовать при закупке:
- строительных работ по контрактам, указанным в ч. ч. 16, 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ;
- работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капстроительства;
- работ по сохранению объектов культурного наследия.
В качестве нестоимостных критериев оценки можно будет использовать только квалификацию участника. Для оценки в документации придется установить один или несколько показателей, касающихся исполненных контрактов (договоров) на строительные работы:
- общую стоимость;
- общее количество;
- наибольшую цену одного из контрактов или договоров.
Заказчик сможет предусмотреть в документации и учесть при оценке один или несколько контрактов (договоров), которые перечислены в п. 27.3 правил в редакции проекта.
Предельные величины значимости критериев оценки заявок будут распределяться так же, как и сейчас при закупке строительных работ на особых объектах и автодорогах.
Планируется, что поправки заработают уже 20 июля 2020 года. Они не будут применяться в закупках, которые объявлены до этой даты. Общественное обсуждение проекта продлится до 18 июня 2020 года.
Документ: Проект Постановления Правительства РФ
(https://regulation.gov.ru/projects#npa=100782)


11.06.2020
Суды разобрались, когда не нужно включать сведения в РНП за несвоевременное подписание госконтракта
Победитель госзакупки не подписал контракты и не предоставил их обеспечение в срок. Заказчик признал его уклонившимся и направил об этом информацию в контрольный орган. Сведения включили в РНП.
Победитель с этим не согласился. Суды посчитали, что у него не было намерения уклониться от заключения контракта. Они опирались, в частности, на следующее:
- контракты своевременно не подписаны из-за сбоя в интернете. Попытки устранить неисправность предпринимались;
- победитель не подписал контракты до наступления неисправности, поскольку не мог знать об этом заранее;
- объективная возможность исполнить контракты была;
- цены контрактов столь малы, что победитель вряд ли мог намеренно отказаться от их исполнения и допустить из-за этого включение сведений в РНП;
- победитель - постоянный участник в сфере закупок. У него высокая степень деловой репутации и нет нарушений законодательства о контрактной системе.
В данном случае суды посчитали, что включение в РНП было несоразмерной мерой ответственности.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 28.05.2020 N 304-ЭС20-8161
 
11.06.2020
Госзаказчики смогут заключать контракты с АО с госучастием как с едпоставщиками
Закупить работы (услуги) у акционерного общества как у единственного исполнителя (подрядчика) можно будет в том случае, если 100% его акций принадлежит государству и только это АО может выполнить (оказать) их в соответствии с его полномочиями. Соответствующие поправки к п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заработают с 19 июня.
Сейчас такая возможность предусмотрена для закупок у органов исполнительной власти, а также у подведомственных им госучреждений и унитарных предприятий.
Документ: Федеральный закон от 08.06.2020 N 180-ФЗ
 
10.06.2020
По Закону N 223-ФЗ возможности подать банковскую гарантию в обеспечение заявки может и не быть
Организация планировала поучаствовать в закупке по Закону N 223-ФЗ, предоставив в обеспечение заявки банковскую гарантию. Однако заказчик предусмотрел в документации и положении о закупке возможность обеспечить заявку только деньгами. Это стало поводом пожаловаться в контрольный орган.
УФАС решило, что нарушений нет. По Закону N 223-ФЗ заказчик должен включить в извещение и документацию условия банковской гарантии лишь в том случае, если такой способ обеспечения заявок предусмотрен положением о закупке заказчика. Участник выбирает способ обеспечения заявки только из способов, предусмотренных заказчиком в извещении и документации.
Документ: Решение Волгоградского УФАС России от 23.03.2020 по делу N 034/10/18.1-259/2020


09.06.2020
Контрольный орган напомнил, как рассчитывать сроки в госзакупках
Заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона 17 марта, определив окончание подачи заявок 24 марта в 09:00. НМЦК не превышала 300 млн руб., то есть по Закону N 44-ФЗ у участников должно было быть не менее 7 дней на подачу заявок. Организация пожаловалась на сокращение сроков подачи заявок.
Контрольный орган напомнил: по правилам ГК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. То есть отсчитывать 7 дней нужно начиная с 18 марта. Действия заказчика признали нарушением Закона N 44-ФЗ.
Несмотря на то, что такой подход к расчету сроков можно считать общепринятым, заказчики все еще часто допускают ошибки при расчете сроков в госзакупках.
Так, схожие решения приняли Самарское, Псковское, Свердловское УФАС. В последнем случае контрольный орган также уточнил: по ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Заказчик же ограничил седьмой день подачи заявок периодом до 06:00.
Аналогичные ошибки заказчики допускают и при определении нового срока окончания подачи заявок после изменения документации. На такое нарушение указывали ФАС, Оренбургское, Пермское УФАС.
Документ: Решение Хабаровского УФАС России от 06.04.2020 по делу N 027/06/63-365/2020


05.06.2020
За утечку персональных данных юрлиц планируют штрафовать на сумму до 500 тыс. руб.
В доработанную редакцию проекта КоАП РФ включили новый состав - невыполнение обязанности соблюдать конфиденциальность персданных. За это планируют штрафовать:
- должностных лиц на сумму от 40 тыс. до 100 тыс. руб.;
- ИП - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
- организации - от 300 тыс. до 500 тыс. руб.
Такого состава нет ни в действующем КоАП РФ, ни в первой редакции проекта.
Сейчас к административной ответственности привлекают, если не обеспечить сохранность персданных при их неавтоматизированной обработке. Правило применяется, если они стали, например, доступны посторонним и нет признаков преступления. За это нарушение грозит штраф:
- для должностных лиц в размере от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
- ИП - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
- организаций - от 25 тыс. до 50 тыс. руб.
Этот состав предложено сохранить без изменений.
Отметим, нарушение конфиденциальности персданных может повлечь и другие последствия, например гражданско-правовую ответственность.
О других новшествах доработанной редакции проекта КоАП РФ читайте в нашем обзоре.
Документы: Проект КоАП РФ
Как нужно защищать персональные данные физлиц
Как нужно защищать персональные данные работников


04.06.2020
Оптимизация продолжается: проект об упрощении госзакупок внесен в правительство
На сайте Минфина появилась информация, что доработанный проект поправок к Закону N 44-ФЗ внесли в правительство.
В нем, в частности, скорректировали особенности проведения конкурентных закупок. Так, провести запрос котировок в электронной форме можно будет, если НМЦК не превышает 3 млн руб. При этом годовой объем закупок этим способом должен будет составлять не более 50% от СГОЗ (стр. 22 - 23 Проекта). Напомним, ранее Минфин предлагал проводить такие закупки без ограничения по СГОЗ.
Также предлагают изменить положения о закупках у единственного поставщика. Хотят законодательно закрепить, что производить товары (выполнять работы, оказывать услуги) учреждения УИС обязаны лично (стр. 228 Проекта). Напомним, что антимонопольные органы считают недопустимым привлекать третьих лиц к исполнению такого контракта.
Неконкурентным способом можно будет приобрести строительные работы для предотвращения чрезвычайных и аварийных ситуаций для региональных нужд. Такая закупка будет проводиться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), которого определит высший исполнительный орган власти субъекта РФ. Финансироваться она будет из резервного фонда этого органа власти. Годовой объем таких закупок не должен превышать 3% от бюджета субъекта РФ. В этом случае потребуется обосновать цену контракта (стр. 229 - 230 Проекта).
Планируется, что поправки будут вступать в силу поэтапно. Предусмотрены также переходные положения (стр. 301 - 319 Проекта). Первые новшества должны заработать уже в июле 2020 года.
Документ: Проект Федерального закона (https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=37071-minfin_rossii_zavershil_podgotovku_zakonoproekta_ob_optimizatsii_i_uproshchenii_gosudarstvennykh_i_munitsipalnykh_zakupok_i_vnes_yego_v_pravitelstvo_rossiiskoi_federatsii)
 
04.06.2020
Не хватило получаса: когда заявку на участие в госзакупке вернут правомерно
Оператор электронной площадки вернул заявку участника аукциона, поскольку тот не предоставил ее обеспечение. Участник пожаловался.
При рассмотрении жалобы выяснилось, что срок подачи заявок заканчивался 27 марта 2020 года в 05:00. За день до этого для обеспечения заявки участник оформил банковскую гарантию, однако сведения попали в реестр лишь 27 марта 2020 года в 05:32, то есть после окончания срока подачи заявок. На спецсчете участника денег также не было.
ФАС признала жалобу необоснованной, возврат заявки правомерен.
Напомним, что участники госзакупок теперь могут видеть сведения из реестра банковских гарантий в ЕИС.
Документ: Решение ФАС России от 02.04.2020 по делу N 20/44/105/584


02.06.2020
На сайте Минпромторга появился реестр российской промышленной продукции
Проверить, есть ли товар в реестре российской промышленной продукции, можно на сайте ГИСП.
Напомним, выписка из реестра понадобится участникам закупок для подтверждения того, что продукция не подпадает под запрет или ограничения в отношении иностранных товаров.


29.05.2020
В реестр госконтрактов предлагают вносить больше сведений
В Госдуму внесен законопроект, который дополняет перечень сведений, вносимых в реестр контрактов. Среди прочего в него предлагают включать информацию о товарном знаке (при его наличии).
По словам авторов, изменения необходимы, поскольку отсутствие такой информации в реестре контрактов не позволяет проводить мониторинг закупаемых торговых марок и оценивать исполнение контракта на предмет соответствия заявленного и фактически поставленного товара.
Документ: Проект Федерального закона N 962468-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/962468-7)
 


26.05.2020
Предлагают устанавливать 80% авансирования при госзакупках ряда промтоваров
Минпромторг разработал проект постановления с перечнем станкоинструментальной продукции, при закупке которой заказчики смогут устанавливать в контрактах авансирование минимум 80% от их суммы, но не более ЛБО.
Среди прочего в него вошли товары, которые имеют следующие коды ОКПД2:
- 25.73.30 - инструмент ручной прочий;
- 27.90.31.110 - машины и оборудование электрические для пайки мягким и твердым припоем и сварки;
- 28.41.2 - станки токарные, расточные и фрезерные металлорежущие.
Такое авансирование будет возможно, если:
- в отношении закупаемых товаров был установлен запрет на допуск по Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616;
- контракт заключен в 2020 году.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=101985)

25.05.2020
Суд указал, когда нельзя взыскать штраф за недопоставку товара по госконтракту
Стороны заключили контракты на выполнение работ. После подписания документов о приемке была выявлена недопоставка товара при выполнении работ. Ее обнаружила вышестоящая организация в ходе проверки. Заказчик хотел взыскать штраф с подрядчика.
Суды его не поддержали, поскольку:
- работы были приняты и оплачены, а возражения по объему и качеству при приемке не предъявлялись;
- заказчик не представил информацию об обстоятельствах проверки. Организация, выявившая недостатки, не является стороной по контракту;
- недочеты не носили скрытого характера.
Документ: Постановление АС Московского округа от 12.05.2020 по делу N А40-254425/2019 

22.05.2020
Суды: когда нельзя штрафовать за непредоставление нового обеспечения исполнения госконтракта
Стороны заключили строительный госконтракт. В качестве обеспечения его исполнения подрядчик предоставил банковскую гарантию. Позднее он воспользовался правом дать заказчику новое обеспечение, уменьшенное на размер выполненных обязательств.
Заказчик потребовал направить оригинал банковской гарантии до определенного срока, а позднее сообщил об удержании штрафа за непредоставление нового обеспечения из суммы оплаты работ по контракту. Подрядчик с этим не согласился.
Суд первой инстанции удовлетворил требования частично.
Последующие инстанции посчитали штраф незаконным и взыскали с заказчика долг в полном объеме:
- обязательства по контракту исполнялись добросовестно;
- предоставление нового обеспечения - право, а не обязанность подрядчика;
- ответственность за непредоставление обеспечения в контракте не предусмотрена.
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 13.03.2020 по делу N А43-52944/2018

19.05.2020
Минстрой предложил единые правила закупок по Закону N 223-ФЗ строительных работ "под ключ"
Ведомство подготовило законопроект об особенностях заключения и исполнения договора, предметом которого одновременно являются:
- работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;
- работы по строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капстроительства;
- поставка оборудования (если оно предусмотрено заданием на проектирование и (или) проектной документацией и нужно для обеспечения эксплуатации строящегося объекта).
Такие закупки будут возможны в случае финансирования работ из средств юрлиц, указанных в ГрК РФ. Заказчики в своем положении смогут определить дополнительные случаи приобретения строительных работ "под ключ".
Результатом по договору будет являться построенный и (или) реконструированный объект капстроительства, который введен в эксплуатацию.
Напомним, что ранее ФАС давала разъяснения о закупке строительных работ "под ключ" по Закону N 223-ФЗ. Она указала: поскольку в настоящее время не установлен порядок их проведения, то для формирования объекта закупки можно применять п. п. 55 - 57 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, если это не будет противоречить положению о закупке.
Общественное обсуждение проекта продлится до 8 июня 2020 года.
Документ: Проект федерального закона (https://regulation.gov.ru/projects#npa=101839)

  
15.05.2020
Участника госзакупки отклонили правомерно, несмотря на нестандартные требования к показателям товара
Заказчик проводил аукцион на закупку мебели. В документации по некоторым позициям требования были следующие:
- для парты учебной - "Покрытие каркаса: порошковая/полимерная краска".
По инструкции заполнять заявку нужно было так: "В случае установления требования к вариантам значения показателя с использованием союза "или", знака "/", при этом перед вариантами значений установлен знак ":", потребностям заказчика одновременно удовлетворяют все перечисленные значения, т.е. участник в заявке указывает все значения в неизменном виде";
- для конференц-кресла - "толщина спинки: 25?32 мм".
По инструкции заполнять заявку нужно было так: "В случае установления требования к значению показателя с использованием символа "?" и без использования слов/словосочетаний/символов/выражений, устанавливающих минимальные или максимальные требования, при этом перед значениями, разделенными символом "?", установлен знак ":", участник должен указать одно конкретное значение в рамках установленного диапазона возможных значений показателя, исключая крайние границы".
Участника закупки отклонили за несоответствие требованиям аукционной документации. В заявке он указал:
- для парты учебной - "Покрытие каркаса: полимерная краска";
- для конференц-кресла - "толщина спинки: 25 мм".
Контрольный орган признал отклонение участника закупки правомерным, несмотря на нестандартное использование знаков в документации. В Законе N 44-ФЗ не установлено критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе. Заказчик делает это по своему усмотрению, не ограничивая круг участников.
Документ: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 25.03.2020 по делу N 44-1641/20

13.05.2020
УФАС не стало включать в РНП поставщика, нарушившего госконтракт из-за коронавируса
По условиям госконтракта организация должна была партиями поставлять товар по заявкам заказчика с 25 июня 2019 года по 29 мая 2020 года. На исполнение заявки у поставщика было 5 рабочих дней с момента ее получения.
По январской заявке заказчика организация поставила медицинские маски и шапочки, а в феврале исполнить заявку уже не смогла. В ответ на повторную заявку поставщик сообщил в письме, что в связи с опасностью эпидемии коронавируса в ближайшее время поставок медицинских масок не будет. Другие позиции организация поставила позже.
Заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке и направил в контрольный орган сведения для включения поставщика в РНП. В ответ на запрос УФАС организация направила письменные пояснения и переписку с поставщиками масок, которая подтверждала, что поставка масок приостановлена на неопределенный срок.
УФАС не включило поставщика в РНП по следующим причинам:
- до возникновения ситуации с коронавирусом он без нарушений выполнял условия контракта;
- даже в условиях сложившейся в стране ситуации поставщик предпринимал необходимые действия для исполнения своих обязательств, в том числе оперативно связывался с другими поставщиками;
- поставщик частично исполнил заявки, на основе которых заказчик расторгнул контракт и направил сведения для включения в РНП.
Напомним, ФАС, Минфин и МЧС признали распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы.
Документ: Решение Ярославского УФАС России от 15.04.2020 по делу N 05-03/47П-20(76-43)

12.05.2020
Суды: поставщик по госконтракту обязан знать, каким ГОСТам должен соответствовать товар
Госзаказчик не принял поставку масок дорожных знаков, так как они не соответствовали ГОСТу 32945-2014. Поставщик отказал в замене, так как товар соответствовал ГОСТу 52290-2004, указанному в спецификации к контракту, и обратился в суд.
В суде по результатам экспертизы выяснилось: два указанных ГОСТа противоречат друг другу, поэтому товар не может соответствовать требованиям обоих стандартов. Товар не соответствовал ГОСТу 32945-2014, использовать его было невозможно, поэтому суд встал на сторону заказчика.
Апелляционная инстанция отменила это решение: в контракте не было требования о соответствии товара ГОСТу 32945-2014. Заказчик некорректно описал объект закупки и не может отказаться от оплаты товара.
Но окружной суд посчитал иначе. Использовать поставленный товар невозможно, так как он не соответствует действующему обязательному стандарту, то есть не имеет потребительской ценности. По условиям контракта поставщик должен соблюдать все нормативы, обязательные для товара на дату поставки и приемки. С учетом специфики товара поставщик не мог не знать, что требования к такому товару являются обязательными и не могут допускать вариативности по соглашению сторон. Он мог направить запрос о разъяснении документации при участии в закупке и уточнить требования к товару, но не сделал этого.
Отметим, что ранее такую позицию высказывал Верховный суд.
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 24.03.2020 по делу N А04-3478/2019

 
08.05.2020
Участники госзакупок теперь могут видеть сведения из реестра банковских гарантий в ЕИС
С 6 мая участники закупок в личном кабинете ЕИС могут:
- отслеживать в онлайн-режиме включение банками в реестр информации о выданных им гарантиях для участия в открытых электронных процедурах;
- проверять в реестре наличие гарантий, выданных под обеспечение исполнения контракта или гарантийных обязательств.
Напомним, что госзаказчик не примет банковскую гарантию, если ее нет в реестре.
Документ: Информационное сообщение ЕИС от 06.05.2020 (https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=30148)
 
08.05.2020
Отсрочены некоторые доптребования к участникам госзакупок услуг по перевозке групп детей автобусами
С 8 мая вступают в силу изменения о переносе начала применения доптребований к участникам закупок услуг по организованной перевозке детей автобусами.
До 30 июня 2021 года к участникам не будет применяться требование о том, что с момента выпуска автобуса должно пройти не более 10 лет.
До 31 мая 2021 года также отсрочено требование об оснащении транспорта аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Подтверждающие документы также не потребуются.
Документ: Постановление Правительства РФ от 28.04.2020 N 597
 
07.05.2020
Правительство унифицировало запреты на госзакупки иностранных товаров и расширило их
Заказчикам теперь проще разобраться, как и в каких случаях применять запреты. Большинство действующих правил сведено в один документ. Перечень запрещенных товаров во многом дублирует перечни из старых актов, но есть и новшества.
Так, с мая запрещены закупки любой иностранной бумаги и картона по коду 17.12 ОКПД-2 (п. 10 Перечня). Запрет не применяется к закупкам, которые начаты до 1 мая. Раньше существовали только условия допуска в отношении отдельных видов такой продукции.
С 1 июля будет также запрещено закупать любой транспорт для перевозки 10 и более пассажиров (п. 74 Перечня). Действующий сейчас запрет не касается автобусов массой пять тонн и менее, хотя по ним установлены условия допуска к закупкам.
В ближайшее время расскажем подробнее об изменениях в системе запретов и их применении.
Документ: Постановление Правительства от 30.04.2020 N 616 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005010005)
 
07.05.2020
С 11 мая можно устанавливать повышенные авансы при некоторых госзакупках
Госзаказчики смогут устанавливать аванс в размере до 50% включительно от суммы контракта, заключаемого в 2020 году для федеральных нужд.
Речь идет о случаях, для которых сейчас предусмотрен предел в 30% (абз. 2 пп. "а" и пп. "б" Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета). При этом для строительных контрактов на сумму более 600 млн. руб. предел общего объема авансирования по-прежнему будет составлять 70%.
Кроме того, появится возможность предусмотреть аванс в контрактах на закупки для федеральных нужд товаров и услуг, по которым сейчас авансирование запрещено. Этот запрет приостановлен до конца года.
Аванс не более 50% можно будет предусмотреть и в контрактах на строительство региональных и муниципальных объектов, если для их финансирования региону выделены субсидии из федерального бюджета.
Документ: Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 630

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК