Главная » Консультант Плюс: Актуальная правовая информация » Госзакупки: главные новости 18.02.2022

Госзакупки: главные новости 18.02.2022

18.02.2022

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


18.02.2022

Суды: в выписке из реестра СРО нет данных об ответственности - госзаказчик должен отклонить заявку

В закупке работ по проектированию установили требование о членстве в СРО.

В УФАС поступила жалоба, что одну из заявок незаконно признали соответствующей этому условию: в копии выписки из реестра членов СРО нет сведений об уровне ответственности по обеспечению договорных обязательств. По данным с сайта Национального объединения изыскателей и проектировщиков, размер взноса в компенсационный фонд по их обеспечению - 0 руб.

Контролеры сочли жалобу обоснованной. Суды их поддержали:

- хотя участник и был членом СРО, он не обладал каким-либо уровнем ответственности. Он не подтвердил право на работы по контракту. Заявка не отвечала условиям закупки;

- довод о том, что при необходимости можно изменить уровень ответственности, несостоятелен, поскольку взнос не оплатили вовсе;

- довод о том, что участник внес взнос позднее, отклонили, поскольку уровень ответственности проверяют при рассмотрении заявок.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Документ: Определение ВС РФ от 02.02.2022 N 309-ЭС21-27338

17.02.2022

Минстрой пояснил, как указывать единицу измерения при госзакупке комплексных строительных работ

Если в конструктивном решении есть разнородные работы (например, по устройству системы теплоснабжения), их объединяют в комплекс. Для него нельзя установить единицу измерения в натуральных показателях.

Поскольку общепринятые единицы измерения указывают в том числе в извещении о закупке, в смете (ее проекте) комплексные работы надо исчислять в штуках.

Ведомство также отметило, что эти работы нельзя принять поэтапно - только по завершении всех работ из комплекса.

Документ: Письмо Минстроя России от 07.02.2022 N 4170-СМ/09

15.02.2022

ЦБ РФ опять повысил ключевую ставку

С 14 февраля ключевая ставка равна 9,5%, что на 1 процентный пункт больше предыдущего значения. Это восьмое повышение подряд и первое в 2022 году. Большинство аналитиков ожидали такого решения, ведь инфляция продолжает держаться на высоком уровне.

По информации Минэкономразвития, темпы инфляции составляют 8,73%. Этот показатель более чем в 2 раза превышает цель ЦБ РФ в 4%. Основная причина - ускоренный рост цен на продовольственные товары и услуги, в том числе зарубежный туризм.

Возможно, из-за очередного повышения ключевой ставки банки снова скорректируют проценты по депозитам и кредитам. Однако, скорее всего, контроль за выдачей займов продолжат усиливать, поскольку число отказов в кредитах и общая сумма долга по ним продолжают расти.

К вопросу о ключевой ставке ЦБ РФ снова обратится 18 марта. Эксперты полагают: к концу 2022 года есть вероятность вернуться к инфляции в 4%, а значит, можно рассчитывать на снижение ключевой ставки и сохранение ее на уровне нейтральных значений. Пока из-за высокой инфляции этот уровень не достигнут.

Напомним, что нейтральной называют ставку, которая не повышает и не сдерживает инфляцию. ЦБ РФ считает: размер такой ставки равен уровню инфляции, увеличенному на 1 - 2 процентных пункта.

Документ: Информация Банка России от 11.02.2022 (http://www.cbr.ru/press/pr/?file=11022022_133000Key.htm)

14.02.2022

УФАС: при госзакупке услуг по уборке зданий с доптребованиями учитывают сферу деятельности заказчика

Участник закупки услуг по уборке помещений и территорий пожаловался, что заказчик не установил доптребования. С 1 января эти услуги входят в перечень случаев, когда нужны такие требования.

Контролеры не нашли нарушений:

- услуги по уборке зданий и территорий входят в раздел доптребований к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки;

- по общероссийскому классификатору органов госвласти и управления заказчик относится к сфере культуры. Доптребования устанавливать не надо;

- участник не доказал обратное.

Документ: Решение Московского УФАС России от 31.01.2022 по делу N 077/06/106-1290/2022

10.02.2022

Суды напомнили, когда неприменим понижающий коэффициент в допуске иностранных товаров к госзакупке

Заказчик приобретал продукты, в том числе бананы, апельсины. Победитель закупки предложил иностранную продукцию, а один из участников - российскую.

Контракт заключили по цене на 15% ниже предложенной. Такое правило есть в условиях допуска иностранных товаров.

Победитель пожаловался в УФАС, что применять понижающий коэффициент незаконно:

- в объект закупки входят в том числе фрукты, которые не растут в странах ЕАЭС. Значит, сведения о стране товара другого участника неверные. Заказчику стоило убедиться в этом, например запросить информацию у уполномоченных организаций;

- снижать цену нельзя, поскольку все предложили иностранные товары.

Контролеры не нашли нарушений: для подтверждения страны происхождения товара достаточно ее декларации в заявке. Заверять это какими-либо документами не нужно.

Суды заняли другую позицию:

- часть фруктов растет в странах с тропическим климатом, а не в России. Эту информацию представили уполномоченные организации в ответах на запросы победителя. Участник закупки с предложением российских товаров не подтвердил страну их происхождения. Снижать цену на 15% нельзя;

- заказчику стоило проверить сведения о стране.

Сходную позицию занимает, в частности, АС Западно-Сибирского округа.

Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.01.2022 по делу N А63-3615/2021

09.02.2022

В контракте нельзя установить пени в большем размере, чем предусмотрено Законом N 44-ФЗ

Заказчик в проекте контракта установил размер пеней выше их величины по Закону N 44-ФЗ. Контролеры признали это нарушением.

Первая и апелляционная инстанции поддержали заказчика. В обоснование позиции они ссылались среди прочего на обзор судебной практики, который утвердили до изменения ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ: до 12 мая 2019 года в норме был нижний предел ответственности в виде пеней.

В обзоре судебная коллегия ВС РФ со ссылкой на норму ГК РФ о возможности увеличить размер неустойки решила, что пени выше, чем по Закону N 44-ФЗ, допустимы. Изменение ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ на такую возможность не влияет.

Кассация заняла другую позицию:

- на момент закупки размер пени зафиксировали. Увеличивать его в одностороннем порядке нельзя;

- поскольку закупку проводили по Закону N 44-ФЗ, его нормы в приоритете. Применять нужно их, поскольку они специальные по отношению к положениям ГК РФ.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Отметим, в практике есть и другое мнение.

Документ: Определение ВС РФ от 25.01.2022 N 302-ЭС21-22811

08.02.2022

Утвердили ряд изменений в сфере закупок по Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ

Среди прочего установили новые правила ведения реестра госконтрактов. В них учли оптимизационные поправки, детализировали список сведений для реестра. В частности, при заключении контракта в него попадут:

- реквизиты счета поставщика (подрядчика, исполнителя) для оплаты обязательств;

- информация о месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Также внесли, например, следующие уточнения:

- в форме отчета о закупках у СМП и СОНКО учли положения об увеличении обязательной доли таких закупок;

- в правилах ведения реестра договоров по Закону N 223-ФЗ определили, что при долгосрочных сделках в реестр надо включать информацию об объемах оплаты договора в течение каждого года исполнения;

- правила контроля информации об ИКЗ и объеме финансового обеспечения распространили на проекты соглашений об изменении госконтракта, если корректируют, например, источник финансирования.

Поправки заработали 3 февраля (кроме отдельных положений). Для некоторых изменений есть переходный период.

Документ: Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60

04.02.2022

Заказчики по Закону N 223-ФЗ могут создавать свою систему закупок с учетом специфики деятельности

Заказчик проводил среди СМСП закупку услуг по дезинфекции вагонов. В числе прочего он требовал, чтобы участники при подаче заявок имели:

- компетентный штатный персонал - минимум 50 человек;

- опыт оказания аналогичных услуг - минимум 30% НМЦД.

Эти условия есть в положении и документации о закупке. Контролеры посчитали их незаконными:

- недостаток работников не влияет на качество исполнения договора. Такое требование влечет лишние финансовые обязательства для участника. Дополнительный персонал можно нанять при исполнении договора;

- показатель стоимости опыта услуг завысили. СМСП не смогут его подтвердить. Это ограничение конкуренции.

Первая инстанция поддержала контролеров.

Апелляция и кассация заняли другую позицию:

- заказчики по Закону N 223-ФЗ вправе формировать свою систему закупок в зависимости от специфики деятельности. Это соответствует задачам закона: выявлять победителя, договор с которым позволит наиболее эффективно использовать финансы и удовлетворит потребности заказчика;

- разумность требований в закупке не может выступать самостоятельным предметом оценки контролеров. Их несогласие с условиями тендера не значит, что в действиях заказчика есть нарушения. Это не повод вмешиваться в его закупочную деятельность;

- в закупке можно устанавливать максимально конкретные критерии допуска заявок, чтобы исключить субъективный подход при их оценке;

- потребности заказчика - определяющий фактор в выборе оценочных критериев. Их установление не влияет на конкуренцию;

- доптребования к участникам гарантируют, что победитель качественно исполнит обязательства по договору.

Сходную позицию о праве заказчиков создавать свою систему закупок с учетом специфики деятельности ранее высказывал ВС РФ.

Документ: Постановление АС Уральского округа от 21.01.2022 по делу N А60-11172/2021

03.02.2022

При замене некачественного товара нельзя взыскать штраф за ненадлежащее исполнение госконтракта

При приемке заказчик выявил несоответствие товара среди прочего по качеству и попросил устранить недостатки.

После того как поставщик это сделал, заказчик принял товар без замечаний и потребовал выплатить пени за просрочку поставки, а также штраф за некачественный товар.

Поставщик признал пени, но не согласился со штрафом: он устранил все недостатки товара, который приняли без замечаний.

Суды трех инстанций поддержали поставщика:

- обязательства по контракту исполнили, хотя и с просрочкой;

- поставка некачественного товара с последующей заменой не основание для штрафа. Надлежащего качества поставщик достигнул, интересы заказчика удовлетворил;

- пени за просрочку и штраф за неисполнение обязательств можно взыскать вместе, если нарушение стало основанием для одностороннего отказа от контракта. В данном случае такого отказа нет.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Отметим, в практике есть иное мнение.

Документ: Определение ВС РФ от 20.01.2022 N 304-ЭС21-26643

01.02.2022

Только одна заявка отвечает условиям закупки по Закону N 223-ФЗ - оснований не заключать договор нет

Заказчик признал закупку несостоявшейся и объявил ее заново, поскольку к участию в процедуре допустили только одну заявку. Такое право он установил в положении и документации о закупке.

Единственный участник пожаловался, что с ним не заключили договор. Контролеры его поддержали.

Заказчик среди прочего пояснил: он отказался от договора с участником и объявил новую закупку, чтобы обеспечить конкуренцию.

Суды трех инстанций поддержали контролеров:

- договор с участником следовало подписать, поскольку его заявка соответствовала как обязательным, так и квалификационным требованиям закупки. Последняя же отвечала критериям конкурентной процедуры. По ее итогам сделку надо заключать даже при наличии одной надлежащей заявки;

- деятельность заказчика по Закону N 223-ФЗ регулирует не только положение о закупках, но и в том числе нормы ГК РФ. В них нет права на отказ от договора с победителем. Положение не должно противоречить законодательству;

- возможность отказа нарушает баланс частных и публичных интересов, поскольку создает незаконные преимущества для заказчика.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Отметим, ранее ВС РФ уже высказывал сходную позицию.

Документ: Определение ВС РФ от 13.01.2022 N 305-ЭС21-25983

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK