Госзакупки: главные новости 18.02.2022
КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ
Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете
в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге
18.02.2022
Суды: в выписке из реестра СРО нет данных об ответственности - госзаказчик должен отклонить заявку
В закупке работ по проектированию установили требование о членстве в СРО.
В УФАС поступила жалоба, что одну из заявок незаконно признали соответствующей этому условию: в копии выписки из реестра членов СРО нет сведений об уровне ответственности по обеспечению договорных обязательств. По данным с сайта Национального объединения изыскателей и проектировщиков, размер взноса в компенсационный фонд по их обеспечению - 0 руб.
Контролеры сочли жалобу обоснованной. Суды их поддержали:
- хотя участник и был членом СРО, он не обладал каким-либо уровнем ответственности. Он не подтвердил право на работы по контракту. Заявка не отвечала условиям закупки;
- довод о том, что при необходимости можно изменить уровень ответственности, несостоятелен, поскольку взнос не оплатили вовсе;
- довод о том, что участник внес взнос позднее, отклонили, поскольку уровень ответственности проверяют при рассмотрении заявок.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 02.02.2022 N 309-ЭС21-27338
17.02.2022
Минстрой пояснил, как указывать единицу измерения при госзакупке комплексных строительных работ
Если в конструктивном решении есть разнородные работы (например, по устройству системы теплоснабжения), их объединяют в комплекс. Для него нельзя установить единицу измерения в натуральных показателях.
Поскольку общепринятые единицы измерения указывают в том числе в извещении о закупке, в смете (ее проекте) комплексные работы надо исчислять в штуках.
Ведомство также отметило, что эти работы нельзя принять поэтапно - только по завершении всех работ из комплекса.
Документ: Письмо Минстроя России от 07.02.2022 N 4170-СМ/09
15.02.2022
ЦБ РФ опять повысил ключевую ставку
С 14 февраля ключевая ставка равна 9,5%, что на 1 процентный пункт больше предыдущего значения. Это восьмое повышение подряд и первое в 2022 году. Большинство аналитиков ожидали такого решения, ведь инфляция продолжает держаться на высоком уровне.
По информации Минэкономразвития, темпы инфляции составляют 8,73%. Этот показатель более чем в 2 раза превышает цель ЦБ РФ в 4%. Основная причина - ускоренный рост цен на продовольственные товары и услуги, в том числе зарубежный туризм.
Возможно, из-за очередного повышения ключевой ставки банки снова скорректируют проценты по депозитам и кредитам. Однако, скорее всего, контроль за выдачей займов продолжат усиливать, поскольку число отказов в кредитах и общая сумма долга по ним продолжают расти.
К вопросу о ключевой ставке ЦБ РФ снова обратится 18 марта. Эксперты полагают: к концу 2022 года есть вероятность вернуться к инфляции в 4%, а значит, можно рассчитывать на снижение ключевой ставки и сохранение ее на уровне нейтральных значений. Пока из-за высокой инфляции этот уровень не достигнут.
Напомним, что нейтральной называют ставку, которая не повышает и не сдерживает инфляцию. ЦБ РФ считает: размер такой ставки равен уровню инфляции, увеличенному на 1 - 2 процентных пункта.
Документ: Информация Банка России от 11.02.2022 (http://www.cbr.ru/press/pr/?file=11022022_133000Key.htm)
14.02.2022
УФАС: при госзакупке услуг по уборке зданий с доптребованиями учитывают сферу деятельности заказчика
Участник закупки услуг по уборке помещений и территорий пожаловался, что заказчик не установил доптребования. С 1 января эти услуги входят в перечень случаев, когда нужны такие требования.
Контролеры не нашли нарушений:
- услуги по уборке зданий и территорий входят в раздел доптребований к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки;
- по общероссийскому классификатору органов госвласти и управления заказчик относится к сфере культуры. Доптребования устанавливать не надо;
- участник не доказал обратное.
Документ: Решение Московского УФАС России от 31.01.2022 по делу N 077/06/106-1290/2022
10.02.2022
Суды напомнили, когда неприменим понижающий коэффициент в допуске иностранных товаров к госзакупке
Заказчик приобретал продукты, в том числе бананы, апельсины. Победитель закупки предложил иностранную продукцию, а один из участников - российскую.
Контракт заключили по цене на 15% ниже предложенной. Такое правило есть в условиях допуска иностранных товаров.
Победитель пожаловался в УФАС, что применять понижающий коэффициент незаконно:
- в объект закупки входят в том числе фрукты, которые не растут в странах ЕАЭС. Значит, сведения о стране товара другого участника неверные. Заказчику стоило убедиться в этом, например запросить информацию у уполномоченных организаций;
- снижать цену нельзя, поскольку все предложили иностранные товары.
Контролеры не нашли нарушений: для подтверждения страны происхождения товара достаточно ее декларации в заявке. Заверять это какими-либо документами не нужно.
Суды заняли другую позицию:
- часть фруктов растет в странах с тропическим климатом, а не в России. Эту информацию представили уполномоченные организации в ответах на запросы победителя. Участник закупки с предложением российских товаров не подтвердил страну их происхождения. Снижать цену на 15% нельзя;
- заказчику стоило проверить сведения о стране.
Сходную позицию занимает, в частности, АС Западно-Сибирского округа.
Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.01.2022 по делу N А63-3615/2021
09.02.2022
В контракте нельзя установить пени в большем размере, чем предусмотрено Законом N 44-ФЗ
Заказчик в проекте контракта установил размер пеней выше их величины по Закону N 44-ФЗ. Контролеры признали это нарушением.
Первая и апелляционная инстанции поддержали заказчика. В обоснование позиции они ссылались среди прочего на обзор судебной практики, который утвердили до изменения ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ: до 12 мая 2019 года в норме был нижний предел ответственности в виде пеней.
В обзоре судебная коллегия ВС РФ со ссылкой на норму ГК РФ о возможности увеличить размер неустойки решила, что пени выше, чем по Закону N 44-ФЗ, допустимы. Изменение ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ на такую возможность не влияет.
Кассация заняла другую позицию:
- на момент закупки размер пени зафиксировали. Увеличивать его в одностороннем порядке нельзя;
- поскольку закупку проводили по Закону N 44-ФЗ, его нормы в приоритете. Применять нужно их, поскольку они специальные по отношению к положениям ГК РФ.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, в практике есть и другое мнение.
Документ: Определение ВС РФ от 25.01.2022 N 302-ЭС21-22811
08.02.2022
Утвердили ряд изменений в сфере закупок по Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ
Среди прочего установили новые правила ведения реестра госконтрактов. В них учли оптимизационные поправки, детализировали список сведений для реестра. В частности, при заключении контракта в него попадут:
- реквизиты счета поставщика (подрядчика, исполнителя) для оплаты обязательств;
- информация о месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Также внесли, например, следующие уточнения:
- в форме отчета о закупках у СМП и СОНКО учли положения об увеличении обязательной доли таких закупок;
- в правилах ведения реестра договоров по Закону N 223-ФЗ определили, что при долгосрочных сделках в реестр надо включать информацию об объемах оплаты договора в течение каждого года исполнения;
- правила контроля информации об ИКЗ и объеме финансового обеспечения распространили на проекты соглашений об изменении госконтракта, если корректируют, например, источник финансирования.
Поправки заработали 3 февраля (кроме отдельных положений). Для некоторых изменений есть переходный период.
Документ: Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60
04.02.2022
Заказчики по Закону N 223-ФЗ могут создавать свою систему закупок с учетом специфики деятельности
Заказчик проводил среди СМСП закупку услуг по дезинфекции вагонов. В числе прочего он требовал, чтобы участники при подаче заявок имели:
- компетентный штатный персонал - минимум 50 человек;
- опыт оказания аналогичных услуг - минимум 30% НМЦД.
Эти условия есть в положении и документации о закупке. Контролеры посчитали их незаконными:
- недостаток работников не влияет на качество исполнения договора. Такое требование влечет лишние финансовые обязательства для участника. Дополнительный персонал можно нанять при исполнении договора;
- показатель стоимости опыта услуг завысили. СМСП не смогут его подтвердить. Это ограничение конкуренции.
Первая инстанция поддержала контролеров.
Апелляция и кассация заняли другую позицию:
- заказчики по Закону N 223-ФЗ вправе формировать свою систему закупок в зависимости от специфики деятельности. Это соответствует задачам закона: выявлять победителя, договор с которым позволит наиболее эффективно использовать финансы и удовлетворит потребности заказчика;
- разумность требований в закупке не может выступать самостоятельным предметом оценки контролеров. Их несогласие с условиями тендера не значит, что в действиях заказчика есть нарушения. Это не повод вмешиваться в его закупочную деятельность;
- в закупке можно устанавливать максимально конкретные критерии допуска заявок, чтобы исключить субъективный подход при их оценке;
- потребности заказчика - определяющий фактор в выборе оценочных критериев. Их установление не влияет на конкуренцию;
- доптребования к участникам гарантируют, что победитель качественно исполнит обязательства по договору.
Сходную позицию о праве заказчиков создавать свою систему закупок с учетом специфики деятельности ранее высказывал ВС РФ.
Документ: Постановление АС Уральского округа от 21.01.2022 по делу N А60-11172/2021
03.02.2022
При замене некачественного товара нельзя взыскать штраф за ненадлежащее исполнение госконтракта
При приемке заказчик выявил несоответствие товара среди прочего по качеству и попросил устранить недостатки.
После того как поставщик это сделал, заказчик принял товар без замечаний и потребовал выплатить пени за просрочку поставки, а также штраф за некачественный товар.
Поставщик признал пени, но не согласился со штрафом: он устранил все недостатки товара, который приняли без замечаний.
Суды трех инстанций поддержали поставщика:
- обязательства по контракту исполнили, хотя и с просрочкой;
- поставка некачественного товара с последующей заменой не основание для штрафа. Надлежащего качества поставщик достигнул, интересы заказчика удовлетворил;
- пени за просрочку и штраф за неисполнение обязательств можно взыскать вместе, если нарушение стало основанием для одностороннего отказа от контракта. В данном случае такого отказа нет.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, в практике есть иное мнение.
Документ: Определение ВС РФ от 20.01.2022 N 304-ЭС21-26643
01.02.2022
Только одна заявка отвечает условиям закупки по Закону N 223-ФЗ - оснований не заключать договор нет
Заказчик признал закупку несостоявшейся и объявил ее заново, поскольку к участию в процедуре допустили только одну заявку. Такое право он установил в положении и документации о закупке.
Единственный участник пожаловался, что с ним не заключили договор. Контролеры его поддержали.
Заказчик среди прочего пояснил: он отказался от договора с участником и объявил новую закупку, чтобы обеспечить конкуренцию.
Суды трех инстанций поддержали контролеров:
- договор с участником следовало подписать, поскольку его заявка соответствовала как обязательным, так и квалификационным требованиям закупки. Последняя же отвечала критериям конкурентной процедуры. По ее итогам сделку надо заключать даже при наличии одной надлежащей заявки;
- деятельность заказчика по Закону N 223-ФЗ регулирует не только положение о закупках, но и в том числе нормы ГК РФ. В них нет права на отказ от договора с победителем. Положение не должно противоречить законодательству;
- возможность отказа нарушает баланс частных и публичных интересов, поскольку создает незаконные преимущества для заказчика.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, ранее ВС РФ уже высказывал сходную позицию.
Документ: Определение ВС РФ от 13.01.2022 N 305-ЭС21-25983