Главная » Консультант Плюс: Актуальная правовая информация » Госзакупки: главные новости 29.10.2021

Госзакупки: главные новости 29.10.2021

29.10.2021

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

29.10.2021

Минфин разработал проект с изменениями ряда постановлений правительства о госзакупках

Планируют уточнить правила изменения существенных условий контрактов, определить особенности госзакупок в периоды нерабочих дней. Кроме того, скорректируют подзаконные акты с учетом последних оптимизационных поправок к Закону N 44-ФЗ.

Так, уточнят цены контрактов, существенные условия которых можно менять при невозможности исполнения по объективным причинам. Цена 100 млн руб. и выше будет:

- для контрактов жизненного цикла на срок не менее 3 лет для федеральных и региональных нужд, не менее 1 года для муниципальных нужд;

- "строительных" контрактов жизненного цикла (например, на проектирование или реконструкцию объекта капстроительства) на срок не менее 1 года;

- контрактов на выполнение НИОКР.

Особенности госзакупок в нерабочие дни для 2020 года будут действовать и в последующие годы. Также скорректируют правила автоматического переноса срока подачи предложений о цене контракта. Не станут переносить даты торгов при любых открытых электронных аукционах.

Документ: Проект постановления Правительства РФ

26.10.2021

ВС РФ: поставщик может взыскать расходы на хранение товара, если госзаказчик вовремя его не принял

Стороны заключили контракт на поставку и установку оборудования. По его условиям заказчик должен подготовить помещение, чтобы смонтировать товар. Поставщик направил ему технические условия для размещения оборудования в соответствии эксплуатационной документацией.

Поставщик хотел исполнить обязательства в срок, но помещение не подготовили. Это сделали лишь через несколько месяцев. Поскольку товар вовремя не приняли, его пришлось хранить на специальном складе. Поставщик требовал, в частности, возместить эти расходы.

Заказчик отказал в оплате: поставщик несколько раз менял технические условия. Исходные данные изначально недостоверные. Убытки возникли по его вине.

Суды поддержали требования:

- технические условия не меняли, а уточняли. Сведений об их корректировке в акте проверки готовности помещения к работам нет;

- в контракте есть срок поставки товара. Значит, к нему нужно подготовить помещение. Поскольку этого не сделали, поставщик не смог передать и установить оборудование. Товар пришлось хранить на складе. Это убытки, которые возникли по вине заказчика.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Документ: Определение ВС РФ от 18.10.2021 N 304-ЭС21-18549


25.10.2021
При госзакупке с нацрежимом надо учитывать, что медицинские маски и респираторы не одно и то же
Участник пожаловался, что заказчик не применил нацрежим при закупке СИЗ. Он выбрал не тот код товара по ОКПД2, чтобы не устанавливать запрет на допуск иностранной продукции: в извещении включил код 32.99.11.120 для респираторов немедицинского назначения. В описании же товара указал, что закупает медицинский фильтрующий респиратор для одноразового использования. Значит, нужен код 32.50.50.190 для медицинских масок с запретом на допуск.
Заказчик пояснил, что закупал именно респираторы, а не маски. Он подтвердил это регистрационными удостоверениями на медизделие. В них указан код 32.99.11.120. Устанавливать запрет на допуск в таком случае не нужно.
Контролеры поддержали заказчика. Они отметили, что маски и респираторы не одно и то же, поскольку для них:
- разные коды видов по номенклатурной классификации медизделий;
- разные ГОСТы и классификации. В описании объекта закупки дана классификация для респиратора.
Кроме того, при закупке с запретом на допуск участники должны представить среди прочего сведения о совокупном количестве баллов за технологические операции в РФ по Постановлению N 719. Требования этого постановления не действуют в отношении полумасок с классом защиты для респираторов. При приобретении последних запрет на допуск устанавливать не нужно.
Сходную позицию занимают, в частности, Курганское УФАС, Санкт-Петербургское УФАС.
Документ: Решение Ульяновского УФАС России от 27.07.2021 по делу N 073/06/64-438/2021

22.10.2021
Если отказ госзаказчика от контракта неправомерный, поставщик может возместить расходы на юрпомощь
Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке и направил сведения о поставщике в УФАС, чтобы их включили в РНП. Контролеры решили этого не делать: нет доказательств существенного нарушения условий контракта. Односторонний отказ неправомерный.
Для защиты интересов в антимонопольном органе поставщик нанял представителя. Поскольку для одностороннего отказа не нашли оснований, поставщик понес необоснованные расходы на услуги юрпомощи. Он требовал от заказчика возместить их. Тот не стал платить.
Суды поддержали поставщика, но удовлетворили иск частично:
- представителя привлекли, чтобы вести дело в УФАС для восстановления нарушенных прав. Это убытки, которые возникли из-за неправомерных действий заказчика. Их надо возместить в разумных пределах;
- размер расходов уменьшили, поскольку поставщику стоило выбрать услуги юрпомощи по более низкой цене. При принятии решения об уменьшении суммы суды учли рекомендации регионального совета адвокатской палаты по оплате сходных услуг. Убытки нужно минимизировать. Обращение за услугами по более высокой цене указывает на недобросовестность поставщика.
Отметим, если нарушение условий контракта доказано, но сведения в РНП не включают, например, по причине того, что такая мера ответственности несоразмерна нарушениям, в компенсации расходов на юрпомощь могут отказать. Так, в одном из примеров суды указали: отказ включить данные в РНП не основание возложить на заказчика компенсацию расходов на представителей.
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 11.10.2021 по делу N А12-3814/2021


21.10.2021
Планируют изменить правила использования КТРУ при госзакупках "запретной" радиоэлектроники
При приобретении ряда иностранной радиоэлектроники с запретом на допуск нельзя использовать в описании объекта закупки допхарактеристики вне КТРУ. Это правило действует, если в закупке установили запрет.
Минфин предложил применять характеристики только из КТРУ независимо от того, предусмотрели запрет на допуск в закупке или нет.
Новшества могут заработать уже 1 января 2022 года. Общественное обсуждение проекта завершается 28 октября.
Документ: Проект постановления Правительства РФ

21.10.2021
Планируют ввести по всей стране нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября включительно
В связи со сложной ситуацией с коронавирусом предложили объявить с 30 октября по 7 ноября включительно нерабочие дни. В некоторых регионах это могут сделать уже с 23 октября.
Субъекты РФ ограничат допуск на массовые мероприятия и отдельные объекты. Посещать их разрешат только при предъявлении QR-кода. Он должен подтверждать вакцинацию, перенесение заболевания или отрицательный результат ПЦР-теста при наличии противопоказаний к вакцине.
Работодателей могут обязать незамедлительно перевести на удаленку невакцинированных и не переболевших COVID-19 сотрудников старше 60 лет на срок не менее 4 недель. За это время они смогут сделать прививку, если у них нет противопоказаний.
Планируют рекомендовать работодателям предоставлять сотрудникам по 2 выходных для вакцинации.
Кроме того, поручили подготовить новые меры поддержки бизнеса.
Правительство поддержало эти и другие предложения. 20 октября их представят президенту.
Документ: Информация Правительства РФ от 19.10.2021 (http://government.ru/news/43580/)

20.10.2021
Хотят скорректировать требования к банкам-гарантам в госзакупках
Минфин предложил привести в соответствие с оптимизационными правками требования к банкам, которые выдают обеспечительные гарантии.
Условие о размере капитала отменят. Сейчас оно такое: наличие у банка не менее 300 млн руб. своих средств.
Требование к кредитному рейтингу не изменят. Банк-гарант должен иметь рейтинг не ниже уровня "B-(RU)" по национальной шкале агентства АКРА и (или) не ниже уровня "ruB-" по национальной шкале агентства "Эксперт РА".
Планируют, что новшество заработает 1 января 2022 года. Общественное обсуждение проекта завершается 28 октября.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=121426)

18.10.2021
Стало больше госзаказчиков с лимитом закупок вне ЕАТ "Березка"
Многие федеральные заказчики должны проводить малые закупки и закупки лекарств по решению врачебной комиссии через ЕАТ "Березка".
Для ряда заказчиков установлен лимит малых закупок вне этого агрегатора - не более 20% от их годового объема. С 7 октября таким правом может воспользоваться также ФОИВ в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ и его федеральные казенные учреждения.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 07.10.2021 N 2831-р

15.10.2021
Суд напомнил, что работодатель не обязан выдавать сотруднику копии локальных нормативных актов
Работник запросил копии табелей, положений по учету рабочего времени, оплате труда, регламента нахождения вахтовиков на обсервации из-за COVID-19 и других документов организации. Часть из них ему выдали. С некоторыми локальными нормативными актами сотруднику предложили ознакомиться без копирования. Остальные предоставить отказались, потому что они не связаны с его работой. Тот оспорил действия организации.
Суды встали на сторону работодателя. Он не должен выдавать любые документы по просьбе сотрудника. Тому предоставили все документы, которые связаны с его работой. С локальными нормативными актами достаточно ознакомления при трудоустройстве. Их копии, а также копии документов, которые не касаются работы сотрудника, выдавать необязательно.
Отметим, ранее суды занимали аналогичную позицию.
Документ Определение 3-го КСОЮ от 15.09.2021 N 88-13027/2021

14.10.2021
Минпромторг разъяснил, как применять правила нацрежима при госзакупках радиоэлектронной продукции
Ведомство отметило, что закупки радиоэлектроники из перечня без ограничения на допуск иностранной продукции возможны только в исключительных случаях и при наличии разрешения. Однако порядка оформления таких разрешений нет, поэтому целесообразно устанавливать ограничения при любых таких закупках.
Напомним, что из Постановления N 878 планируют убрать положения о возможности проводить в ряде случаев закупки без ограничения допуска.
Документ: Письмо Минпромторга России от 01.10.2021 N ПГ-11-9743

12.10.2021
Суды напомнили: если просрочка произошла по вине госзаказчика, причин для неустойки нет
Стороны заключили контракт на работы. Поскольку они не выполнены в срок, заказчик потребовал неустойку.
Подрядчик не стал платить. Суды его поддержали: заказчик вовремя не передал подрядчику документы для начала работ. Это увеличило сроки их выполнения. Оснований для неустойки нет.
Сходную позицию занимают ВС РФ, АС Северо-Кавказского округа.
Документ: Постановление АС Московского округа от 29.09.2021 по делу N А40-76912/2020

11.10.2021
Победитель не подписал госконтракт из-за ошибки в описании товара - основания для РНП есть
Победитель закупки вовремя не направил заказчику контракт и обеспечение, поэтому его признали уклонившимся.
Победитель пояснил: он нашел ошибку в описании товара и отказался подписывать контракт, поскольку после ее выявления поставка продукции стала для него убыточна.
Контролеры включили сведения в РНП.
Суды поддержали такое решение:
- при проведении закупки победитель мог пожаловаться на положения документации, с которыми он не согласен, или попросить их разъяснить. Таким правом он не воспользовался;
- победитель представил журнал телефонограмм в подтверждение того, что сообщал заказчику о несоответствии характеристик. Журнал не доказывает этот факт, поскольку является внутренним документом победителя. По Закону N 44-ФЗ нельзя направить замечания по телефону;
- заметив несоответствие в описании товара при подписании контракта, победитель мог направить заказчику протокол разногласий, но не сделал это.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 27.09.2021 N 306-ЭС21-16992

08.10.2021
Суды выяснили, какие акты приемки подтвердят опыт в строительной госзакупке с доптребованиями
Заявку участника строительной госзакупки с доптребованиями отклонили. В подтверждение опыта он среди прочего представил копию акта приемки законченных работ. По постановлению о доптребованиях нужна копия акта выполненных работ со всеми обязательными реквизитами.
Контролеры с этим не согласились: в представленном акте есть все необходимые реквизиты и сведения. Сумма выполненных работ составляет больше 20% НМЦК. Участник соответствует доптребованиям.
Суды поддержали такое решение: сдача заказчику результата работ - основание для оплаты. Хотя акты выполненных работ наиболее распространены в гражданском документообороте, все же это не единственное средство доказать, что работы проведены.
Кроме того, суды учли разъяснение ФАС. Среди прочего в нем указано: в постановлении о доптребованиях нет условия о форме и порядке составления документов для подтверждения опыта. Несоблюдение формы или порядка не может выступать основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 27.09.2021 N 308-ЭС21-16257


07.10.2021

Планируют уточнить порядок корректировки цены строительного госконтракта при удорожании материалов
24 августа в методике составления сметы строительного контракта появился новый случай ее изменения - общая стоимость работ увеличилась не более чем на 30% в связи с удорожанием стройресурсов.
Новую цену надо определять по формулам в зависимости от цены контракта. Минстрой предложил скорректировать пересчет. Так, для контрактов с ценой не выше 30 млн руб. в пересчете планируют учитывать и те материалы, что приобретены с 1 января 2021 года. Сейчас в расчет включают величину удорожания не закупленных стройресурсов, которую нельзя было предусмотреть при заключении контракта.
Общественное обсуждение проекта завершается 14 октября.
Документ: Проект приказа Минстроя России

04.10.2021

ФАС: опыт подготовки проектной документации можно подтвердить документами лишь участника госзакупки
Участники некоторых закупок с доптребованиями, например на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, должны документально подтверждать свой опыт. Для этого надо представить копии исполненного контракта (договора) и актов выполненных работ.
Ведомство отметило: документы должны принадлежать участнику закупки, а не иным лицам. Подтвердить опыт можно только контрактом (договором) генерального подряда. Сходную позицию занимает Минфин.
Напомним, недавно Минфин предложил уточнить это условие в проекте постановления о новых доптребованиях к участникам закупки, в том числе на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий. Кроме того, участников таких закупок обяжут представлять среди прочего положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Документы: Письмо ФАС России от 25.08.2021 N ПИ/71560/21
Минфин предложил обновить доптребования к участникам госзакупок

01.10.2021
Госзакупки услуг по периодическим медосмотрам: суды указали, какие лицензии нужно требовать
Заказчик проводил аукцион на услуги по проведению периодических медосмотров сотрудников. В документации установили требование о наличии лицензий на оказание собственно этих услуг. При этом участники также должны были иметь разрешения на услуги по бактериологии, паразитологии, психиатрии, ультразвуковой диагностики и др.
Санкт-Петербургское УФАС посчитало, что в данном случае достаточно лицензии на медосмотры и экспертизу профпригодности.
Суды поддержали решение контролеров. Обследования врачами-специалистами, лабораторная, ультразвуковая диагностика и другие виды деятельности, указанные в документации об аукционе, входят в состав обследований при периодических медосмотрах. Они не являются самостоятельным предметом закупки, значит, лицензия нужна только на сами медосмотры и экспертизу профпригодности. ВС РФ отказался пересматривать дело.
На момент проведения закупки действовал старый порядок проведения медосмотров. Однако выводы судов актуальны и сейчас, поскольку действующим порядком предусмотрены аналогичные нормы.
Отметим, что по данному вопросу есть практика с противоположным подходом. Так, Саратовское УФАС признало законным требование о наличии дополнительно разрешения на клиническую лабораторную или лабораторную диагностику.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2021 N 307-ЭС21-16017


Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK