Госзакупки: главные новости 01.10.2021
КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ
Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете
в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге
01.10.2021
Госзакупки услуг по периодическим медосмотрам: суды указали, какие лицензии нужно требовать
Заказчик проводил аукцион на услуги по проведению периодических медосмотров сотрудников. В документации установили требование о наличии лицензий на оказание собственно этих услуг. При этом участники также должны были иметь разрешения на услуги по бактериологии, паразитологии, психиатрии, ультразвуковой диагностики и др.
Санкт-Петербургское УФАС посчитало, что в данном случае достаточно лицензии на медосмотры и экспертизу профпригодности.
Суды поддержали решение контролеров. Обследования врачами-специалистами, лабораторная, ультразвуковая диагностика и другие виды деятельности, указанные в документации об аукционе, входят в состав обследований при периодических медосмотрах. Они не являются самостоятельным предметом закупки, значит, лицензия нужна только на сами медосмотры и экспертизу профпригодности. ВС РФ отказался пересматривать дело.
На момент проведения закупки действовал старый порядок проведения медосмотров. Однако выводы судов актуальны и сейчас, поскольку действующим порядком предусмотрены аналогичные нормы.
Отметим, что по данному вопросу есть практика с противоположным подходом. Так, Саратовское УФАС признало законным требование о наличии дополнительно разрешения на клиническую лабораторную или лабораторную диагностику.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2021 N 307-ЭС21-16017
28.09.2021
Суд: в заявке на участие в аукционе не нужны показатели товара, если его не передают госзаказчику
Общество решило поучаствовать в электронном аукционе по организации перевозки пассажиров. Его заявку отклонили, поскольку в ней не было конкретных показателей товара: марки, класса автомобиля, информации о наличии системы кондиционирования.
Контролеры сочли отказ заказчика неправомерным. Суды поддержали это решение. Предметом закупки были работы. Передача каких-либо товаров госзаказчику в документации не предусмотрена. Участнику достаточно дать согласие на выполнение работ.
Напомним, ФАС занимает аналогичную позицию.
Документ: Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по делу N А81-3127/2021
27.09.2021
ВС РФ напомнил, когда можно проводить закупку по Закону N 223-ФЗ у единственного поставщика
Заказчик указал в положении о закупке, что услуги по организации питания можно приобрести у едпоставщика, и заключал на этом основании договоры без проведения конкурентных процедур.
Один из участников рынка таких услуг оспорил указанный пункт положения о закупке, считая его дискриминационным.
ВС РФ поддержал требования. Заказчики по Закону N 223-ФЗ должны соблюдать принципы равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции. Поэтому для закупки у едпоставщика нужны объективные причины неэффективности конкурентных процедур, например:
- ограниченный товарный рынок;
- колебание цен в узком диапазоне;
- срочное размещение заказа;
- закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция.
Аналогичный подход был сформулирован в Обзоре судебной практики по Закону N 223-ФЗ.
Документ: Определение ВС РФ от 16.09.2021N 306-ЭС21-13429
24.09.2021
Минпромторг хочет изменить порядок определения цены контракта при госзакупках продукции судостроения
Ведомство вынесло на общественное обсуждение проект, которым предлагает утвердить порядок определения НМЦК при госзакупках продукции судостроительной промышленности. Поправки касаются также цены контракта с едпоставщиком и начальной цены единицы товара (работы, услуги).
Сейчас при закупке судов используют общие методические рекомендации. Они не учитывают отраслевые особенности судостроения. К ним можно отнести, например, необходимость индексировать цены и затраты при строительстве судна в течение 2 и более лет.
Кроме того, по мнению авторов, в этой сфере фактически нет порядка для определения цены контракта с едпоставщиком. Проект должен закрыть данные пробелы.
Общественное обсуждение завершат 29 сентября.
Документ: Проект приказа Минпромторга России (https://regulation.gov.ru/projects#npa=120386)
21.09.2021
Нельзя взыскать с банка расходы на получение гарантии при отмене госзакупки по вине заказчика
Победитель закупки заключил с банком договор (далее - договор) на получение обеспечительной гарантии и заплатил комиссию за ее предоставление.
Однако контролеры предписали отменить результаты закупки из-за нарушений заказчиком ее процедуры.
Победитель потребовал от банка расторгнуть договор и вернуть комиссию, поскольку контракт по итогам закупки не заключен.
Банк отказал. Суды его поддержали:
- стороны согласовали в договоре условия выдачи гарантии. В их числе уплата комиссии. Банк полостью и своевременно исполнил свои обязательства;
- гарантия и договор не признаны недействительными;
- заказчик не отказывался принять гарантию, поскольку она правильно оформлена;
- гарантия не использована для обеспечения исполнения контракта из-за предписания контролеров. Это исключило возможность заключить контракт с победителем;
- отсутствие заключенного контракта, в обеспечение которого выдавалась гарантия, не основание прекратить ее действие;
- в договоре не установлено условие вернуть комиссию, если обеспечиваемое гарантией обязательство не возникло;
- банк ни участник закупки, ни сторона по контракту. Он не имеет отношения к отмене закупки и не мог повлиять на заключение контракта;
- причинно-следственная связь между убытками победителя и действиями банка не доказана.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, в практике есть пример, когда при сходных обстоятельствах победитель взыскал комиссию с заказчика. Ведь именно по его вине закупку отменили.
Документ: Определение ВС РФ от 13.09.2021 N 305-ЭС21-15281
20.09.2021
Предложили условия и методику изменения госконтрактов на ремонт автодорог при удорожании материалов
Минтранс хочет поддержать отрасль дорожного строительства в связи с удорожанием ценообразующих ресурсов. Так, корректировать контракты на ремонт автодорог общего пользования федерального значения и их технологических частей на основании ст. 111 Закона N 44-ФЗ смогут федеральные заказчики из спецперечня (Приложение N 1 к проекту постановления). В него вошли Минтранс, Федеральное дорожное агентство и подведомственные им организации, а также госкомпания "Российские автомобильные дороги".
Внести изменения можно при выполнении нескольких условий (с. 1 - 2 проекта постановления):
- контракт заключен до 1 июля 2021 года;
- обязательства по контракту на дату заключения соглашения об изменении его условий не исполнены;
- есть документально обоснованное предложение подрядчика о корректировке;
- корректировка в пределах ЛБО и не увеличивает срок исполнения контракта или его цену более чем на 30%;
- объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не меняются;
- размер увеличения цены определен по методике из Приложения N 2 к проекту постановления. В приложении к методике приведен пример корректировки.
В проекте постановления рекомендуют учитывать новшества также региональным и муниципальным госзаказчикам, заказчикам по Закону N 223-ФЗ (с. 3 - 4 проекта постановления).
Общественное обсуждение проекта завершается 29 сентября.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=120328)
17.09.2021
Минфин разъяснил нюансы заполнения ежемесячного отчета по Закону N 223-ФЗ
С 1 октября заказчики размещают ежемесячный отчет о заключенных договорах по форме, которую утвердило правительство. Один из 4-х ее разделов отведен для закупок квотируемых товаров за год.
Ведомство пояснило: сведения этого раздела формируют с 1 по 10 января 2022 года в составе данных за декабрь 2021 года. Информацию о договорах нужно указать накопленным итогом за весь 2021 год.
Документ: Письмо Минфина России от 10.09.2021 N 24-03-08/73730
15.09.2021
Поломка серверного оборудования не оправдала просрочку подписания госконтракта
Победитель закупки вовремя не подписал контракт. Заказчик признал его уклонившимся. Данные включили в РНП.
Победитель пояснил, что отказываться от контракта не хотел:
- в предпоследний для подписания день вышли из строя блоки питания серверного оборудования. Это подтверждают служебные записки уполномоченных лиц и фотографии;
- предприняты попытки устранить неисправность;
- заказчика письмом уведомили о поломке, а также о готовности победителя подписать контракт при первой возможности.
Суды такие доводы не убедили. Победитель не доказал ряд обстоятельств:
- поломка блоков питания серверного оборудования вывела из строя компьютер с ключом ЭП;
- невозможность подписать контракт до неисправности;
- сам факт поломки блоков питания. Фото и служебные записки не подтверждают ни фактическую неисправность, ни то, что контракт нельзя было подписать в срок.
Суды также отметили:
- юрлицо не прекращает деятельность в случае неисправности коммуникационного и серверного оборудования;
- победитель не пробовал настроить другой компьютер для использования ключа ЭП или подключиться к исправному блоку питания;
- если бы подписание контракта не отложили на поздний срок, неблагоприятные последствия могли не наступить. Затягивание процедуры заключения сделки означает, что победитель не проявил необходимой степени заботливости и осмотрительности;
- несвоевременное подписание контракта нарушает права заказчика, поскольку он рассчитывал исполнить контракт на условиях, выявленных как лучшие. Это влияет на эффективное расходование бюджета;
- письмо о невозможности подписать контракт в срок не освобождает победителя от обязанности заключить его своевременно.
Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 23.08.2021 по делу N А63-18957/2020
14.09.2021
ЦБ РФ снова повысил ключевую ставку
С 13 сентября ключевую ставку увеличивают на 0,25 процентного пункта. Показатель достигнет 6,75%. Это уже пятое повышение подряд с марта 2021 года. Многие аналитики рассчитывали на очередные решительные действия ЦБ РФ, хотя некоторые предполагали, что показатель останется неизменным. Все дело в высоком уровне инфляции.
По информации Минэкономразвития, темпы инфляции несколько замедлились, однако остаются еще очень высокими - 6,74% в годовом выражении. Напомним, что ЦБ РФ нацелен на показатель в 4%. Теперь именно сдерживание темпов инфляции становится приоритетом регулятора.
Возможно, из-за очередного повышения ключевой ставки банки еще скорректируют проценты по депозитам и кредитам. Однако, скорее всего, контроль за выдачей займов продолжат усиливать, поскольку все еще растет число отказов в кредитах и общая сумма долга по кредитам.
ЦБ РФ вернется к вопросу о ключевой ставке 22 октября. В пресс-релизе регулятор допустил дальнейшее повышение показателя. Ситуация во многом будет зависеть от темпов инфляции.
Напомним, нейтральной называют ставку, которая не повышает и не сдерживает инфляцию. ЦБ РФ считает, что размер такой ставки равен уровню инфляции, увеличенному на 1 - 2 процентных пункта.
Документ: Информация Банка России от 10.09.2021
08.09.2021
Хотят установить порядок закупок по Закону N 223-ФЗ у СМСП по принципу "электронного магазина"
Планируют, что при закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства заказчик сможет предусмотреть в положении способ неконкурентной закупки. Проведут ее по принципу "электронного магазина". Изменения могут вступить в силу с 1 июля 2022 года.
Предлагают закрепить следующие особенности:
- закупку проводят на электронной площадке;
- цена договора не должна превышать 20 млн руб.;
- участник из числа СМСП разместит предварительное предложение о поставке товара (выполнении работ, оказании услуг);
- заказчик разместит информацию о закупке и требованиях к участнику;
- оператор установит, какие из предложений отвечают требованиям, а заказчик определит из их числа, с кем заключить договор.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/projects#npa=119873)
02.09.2021
Станет больше закупок по Закону N 223-ФЗ с повышенным приоритетом российских товаров
Опубликовали поправки к Постановлению N 925, которое отвечает за приоритет российских товаров при конкурентных закупках. Изменения вступят в силу 22 февраля 2022 года.
Сейчас преимущество предоставляют по общему правилу в размере 15% от цены, которую предложил участник. Исключение - закупка радиоэлектронной продукции из специального реестра. В этом случае преференция - 30%. Новым документом ее распространили на интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством и программное обеспечение для них.
Документ: Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 N 1382