Госзакупки: главные новости

01.07.2021

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

01.07.2021
С 1 января в перечне квотируемых товаров по Закону N 44-ФЗ станет больше музыкальных инструментов
С начала года действует перечень российских товаров и товаров из стран ЕАЭС с минимальной долей закупки.
Правительство дополнило его новыми видами музыкальных инструментов, например:
- 32.20.11.110 - фортепиано;
- 32.20.12.111 - скрипки;
- 32.20.12.122 - гитары;
- 32.20.13.131 - аккордеоны;
- 32.20.13.175 - саксофоны.
Квоты для этих товаров определили на период с 2022 по 2023 годы.
Сейчас в списке есть только балалайки и национальные струнные щипковые инструменты.
Документ: Постановление Правительства РФ от 24.06.2021 N 983

29.06.2021
Закон N 44-ФЗ не позволяет взыскать доходы, недополученные из-за одностороннего отказа от контракта
Стороны заключили контракт на оказание услуг. Общество отказалось его исполнять, поскольку заказчик не выполнил обязательств. Суд по другому делу признал отказ законным.
Общество обратилось с иском о взыскании упущенной выгоды. По вине заказчика оно не получило прибыль, на которую рассчитывало.
Первая инстанция требования удовлетворила. Апелляция и кассация с таким решением не согласились:
- упущенная выгода рассчитана исходя из рентабельности, которая указана в смете расходов по контракту. Прибыль выплатили бы обществу после приемки услуг заказчиком. До расторжения контракта они не оказаны. Оснований для выплаты нет;
- общество не доказало, что совершало какие-либо приготовления или действия для получения дохода;
- по Закону N 44-ФЗ можно требовать возместить лишь фактически понесенный ущерб из-за одностороннего отказа от контракта. Право требовать компенсации убытков как недополученного дохода не предусмотрено;
- ответственность заказчика ограничена возмещением реального ущерба, оснований для взыскания упущенной выгоды нет.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 15.06.2021 N 307-ЭС21-7771

28.06.2021
Минстрой хочет изменить порядок расчета НМЦК и методику составления смет для строительных госзакупок
В порядке определения НМЦК ведомство среди прочего планирует уточнить правила пересчета сметной стоимости строительных работ. Так, чтобы привести ее в соответствие с уровнем цен конкретного периода строительства, используют индексы прогнозной инфляции. Их хотят рассчитывать по формуле.
Предложили также установить положения о премировании подрядчика за досрочный ввод объекта в эксплуатацию.
В методике составления сметы строительного контракта появится новый случай для ее изменения. Это будет возможно, если увеличится стоимость ценообразующих строительных ресурсов. Чтобы обосновать корректировку, нужно составить расчет. В проекте определили его рекомендуемую форму. Удорожание ресурсов необходимо подтвердить документально.
Обсуждение проекта завершится 2 июля.
Документ: Проект приказа Минстроя России

25.06.2021
С 1 октября увеличат порог НМЦД для закупок среди СМСП по Закону N 223-ФЗ
Для закупок среди СМСП заказчики утверждают перечень товаров (работ, услуг).
Предельная НМЦД для их обязательного приобретения у таких субъектов не должна превышать 200 млн руб., для "необязательного" - 400 млн руб. Последнюю правительство повысило до 800 млн руб. (пп. "б" п. 1 постановления).
Документ: Постановление Правительства РФ от 19.06.2021 N 937 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106220003)

25.06.2021
Определили госзаказчиков, которые должны включать в контракты положение об электронной приемке в ЕИС
В мае ввели требование о том, что некоторые заказчики - главные распорядители федерального бюджета и подведомственные им получатели таких средств - должны предусмотреть в контрактах возможность электронной приемки в ЕИС. Это условие действует, если контракт размещается в реестре и не содержит гостайну.
Правительство определило список таких заказчиков. В него вошло 63 ведомства (в том числе МВД, Минздрав, Минстрой, Минфин, ФАС).
Перечень вступил в силу 18 июня. Однако согласно постановлению о введении названного требования его надо применять при закупках с 1 мая. Минфин разъяснил: поскольку к 1 мая перечня не было, включать в контракт новое условие нужно после утверждения этого списка.
Отметим, на сайте ЕИС сообщили, что разрабатывать и включать в проекты контрактов формы документов об электронной приемке не нужно. Они уже созданы в ЕИС с учетом отраслевой специфики.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 18.06.2021 N 1659-р

23.06.2021
Минтранс планирует изменить типовые условия госконтрактов на строительство и ремонт автодорог
Ведомство предложило урегулировать вопрос "деиндексации" цены контракта в случае, когда подрядчик выполняет обязательства досрочно. По словам авторов, при вводе объекта в эксплуатацию ранее срока нужно исключать из цены контракта индексы-дефляторы, которые учитывают инфляцию будущих периодов.
В проекте уточнили типовые условия: досрочно выполненные работы заказчик сможет принять и оплатить без изменения цены контракта. Это допустимо, если есть средства от перераспределения финансирования с поздних периодов на более ранние.
Публичное обсуждение проекта завершится 7 июля.
Документ: Проект приказа Минтранса России (https://regulation.gov.ru/projects#npa=117067)

21.06.2021
Хотят скорректировать перечень одноразовых медизделий с ограничением допуска к госзакупкам
Минпромторг предложил изменить перечень медизделий N 2.
В большинстве позиций изменились коды по ОКПД2, коды видов медизделий и их классификационные признаки.
Так, в группу расходных материалов для аппаратов ИВЛ включили расходные материалы для наркозно дыхательных аппаратов. В ней появились новые коды по ОКПД2, например 32.50.13.150, 32.50.21.121. Кодов видов медизделий стало меньше, например исключили 110230. Для каждого медизделия расписаны классификационные признаки.
Из перечня убрали некоторые позиции, например расходные материалы для аппаратов искусственного (экстракорпорального) кровообращения.
Примечание к перечню изменили. Уточнили в частности, что при установлении ограничений допуска должны совпадать классификационные признаки медизделия, а также его код вида по номенклатурной классификаци и (или) код по ОКПД2.
Общественное обсуждение проекта завершится 30 июня.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=117024)


18.06.2021
Оптимизационные поправки к Закону N 44-ФЗ прошли третье чтение
Количество конкурентных процедур сократится до 3-х: конкурс, аукцион, запрос котировок (с. 18-19 проекта). Последний заказчики смогут проводить, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Годовой объем закупок этим способом должен составлять не более 20% от СГОЗ вместо 50%, как предлагали ранее. Для заказчиков, у которых прошлогодний СГОЗ был меньше 500 млн руб., объем закупок таким способом составит 100 млн руб. (с. 21 проекта).
Извещение станет главным закупочным документом (с. 59 проекта). Документация нужна лишь для закрытых конкурентных процедур (с. 161 проекта).
Предусмотрели дополнительные механизмы деофшоризации. Так, участником закупки по-прежнему не может стать офшорная компания. В проекте уточнили, что претендент на контракт не должен также иметь такой компании, в частности в составе участников (членов) корпоративного юрлица или учредителей унитарного юрлица (с. 43-44 проекта).
Банковские гарантии заменят независимыми. По проекту стало больше организаций-гарантов. В их перечень вошел Европейский банк развития (с. 104 проекта). Заказчик примет его гарантии, если участник закупки:
- юрлицо с регистрацией на территории ЕАЭС (кроме РФ);
- физлицо - гражданин государства ЕАЭС (кроме РФ).
Поправки вступят в силу поэтапно. Предусмотрены и переходные положения. Основные новшества должны заработать уже 1 января (с. 300 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 1100997-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1100997-7)

18.06.2021
Минпромторг указал, как достичь минимальную долю закупок российских товаров по Закону N 223-ФЗ
С начала года действует постановление о минимальной доле закупок российских товаров.
Ведомство указало, что для ее достижения заказчик устанавливает приоритет отечественной продукции над иностранной при проведении конкурса, аукциона и иных процедур, в том числе закупок у едпоставщика.
Чтобы признать товар российским, в рамках квотирования в документацию надо включать требование представить в заявках информацию:
- о нахождении товара в реестре российской промпродукции;
- реестре евразийской промпродукции;
- едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
Поскольку при закупках по Закону N 223-ФЗ заказчики руководствуются среди прочего положением о закупке, в нем надо предусмотреть условие о приоритете.
Напомним, с 1 октября данные о закупках квотируемой продукции включают в ежемесячный отчет.
Документ: Письмо Минпромторга России от 28.05.2021 N 43917/12

18.06.2021
С 1 января увеличат долю госзакупок у СМП и СОНКО и сократят сроки оплаты по всем контрактам
Депутаты в третьем чтении приняли проект об увеличении обязательной доли закупок у СМП и СОНКО. С 1 января она составит не менее 25% совокупного годового объема закупок вместо 15%, как сейчас.
С этой же даты сократят сроки оплаты по контрактам. Если закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок составит:
- не более 10 рабочих дней - при закупке у СМП и СОНКО;
- не более 15 рабочих дней - при других закупках.
С 1 января 2023 года предельные сроки такие:
- не более 7 рабочих дней - при закупке у СМП и СОНКО;
- не более 10 рабочих дней - при остальных закупках.
Срок по-прежнему отсчитывается с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Документ: Проект Федерального закона N 1111347-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1111347-7)

17.06.2021
Разъяснили, при каких обстоятельствах можно изменить долгосрочный строительный госконтракт
По Закону N 44-ФЗ заказчики вправе менять срок и (или) цену долгосрочного строительного контракта в случае непредвиденных обстоятельств, из-за которых его нельзя исполнить. Для этого надо соблюсти ряд условий:
- контракт с ценой 100 млн руб. и выше заключен на срок не меньше 1 года;
- есть решение правительства, высшего исполнительного органа госвласти региона или местной администрации;
- планируемые изменения условий контракта не увеличивают срок его исполнения и (или) цену более чем на 30%.
Минфин, Минстрой и ФАС разъяснили, что так можно корректировать контракт, в частности, при изменении цены строительных ресурсов.
Документ: Письмо Минфина России N 24-06-06/45785, Минстроя России N 24044-АЛ/09, ФАС России N ПИ/47490/21 от 10.06.2021

16.06.2021
ВС РФ: нельзя расторгнуть госконтракт, если при его исполнении поставщика включили в РНП
Заказчик провел закупку с требованием к участникам об отсутствии сведений о них в РНП. Контракт с победителем заключили в мае. При его исполнении выяснилось, что в июле сведения о победителе включили в реестр.
Заказчик отказался от контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Победитель с этим не согласился. Суды его поддержали:
- в Законе N 44-ФЗ и ГК РФ нет основания для расторжения контракта, если при его исполнении поставщика включили в РНП. Это право не установлено и в самом контракте;
- при рассмотрении заявок и заключении контракта победитель соответствовал требованию об отсутствии сведений о нем в РНП.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, не все суды разделяют такое мнение, например АС Московского округа.
Документ: Определение ВС РФ от 03.06.2021 N 310-ЭС21-7923

15.06.2021
Хотят изменить типовые условия госконтракта в сфере капстроительства
С прошлого года заказчики применяют типовые условия контракта на строительство (реконструкцию) объекта капстроительства.
Минстрой предложил изменить в них, в частности, положение о цене контракта. Заказчику дадут право сократить сроки исполнения контракта в связи с перераспределением финансирования с поздних периодов на более ранние. Объемы, содержание и цена работ останутся прежними.
У подрядчика появится возможность получить премию за досрочный ввод объекта в эксплуатацию, если продолжительность строительства с учетом новых сроков уменьшится более чем на 5% по сравнению с установленной по контракту. Размер такой премии установят в смете.
Общественное обсуждение проекта завершится 22 июня.
Документ: Проект приказа Минстроя России (http://regulation.gov.ru/projects#npa=116774)

11.06.2021
УФАС: ссылки госзаказчика на его потребности мало, чтобы обосновать характеристики не по КТРУ
При описании объекта закупки заказчик помимо характеристик по КТРУ использовал те, которых в каталоге нет. Он обосновал это так: информации в КТРУ недостаточно, чтобы точно определить качественные, функциональные и технические показатели товара. Дополнительная информация указана исходя из потребностей заказчика.
Контролеры посчитали это нарушением: ссылки заказчика на его потребности мало. Необходимость использования дополнительных характеристик не раскрыта.
Отметим, некоторые суды считают, что поскольку в законодательстве о контрактной системе нет требований к форме и содержанию обоснования показателей вне КТРУ, то заказчики могут сделать это в произвольной форме. В том числе они вправе сослаться на свои потребности. Такое решение не стал пересматривать ВС РФ.
Однако в большинстве случаев нужна убедительная аргументация. Так, в одном деле проблем не возникло, когда заказчик обосновал дополнительные характеристики необходимостью продления срока службы товара, а также безопасностью его использования. В другом примере в документации детально расписали функциональную необходимость иных показателей.
Документ: Решение Хакасского УФАС России от 11.05.2021 N 019/06/14-409/2021

10.06.2021
С 1 октября изменят требования к содержанию протоколов и ежемесячного отчета по Закону N 223-ФЗ
Правительство среди прочего изменило положение о размещении в ЕИС информации о закупке.
Так, скорректировали общие требования к содержанию протокола. Определили причины, по которым конкурентную закупку признают несостоявшейся. Одну из них нужно указывать в протоколе.
Также уточнили порядок размещения ежемесячного отчета о заключенных договорах. Так, заказчики сформируют его в ЕИС по форме, которую утвердило правительство. В ней есть 4 раздела:
- информация о заказчике. Она формируются автоматически;
- сведения о количестве и об общей стоимости договоров за месяц. Среди прочего каждый договор детализируютпо коду случая его заключения. Всего таких кодов 16. Некоторые сделки указывают отдельными строками без детализации, например если сведения о них не размещают в ЕИС;
- данные о закупках российских товаров, в том числе поставленных при выполнении работ (оказании услуг). В этот раздел включают информацию о квотируемой продукции, которую заказчик принял в отчетном месяце;
- сведения о достижении заказчиками минимальной доли закупок отечественных товаров. Итоговые показатели отобразятся в отчете за последний месяц.
Новшества заработают с 1 октября.
Документ: Постановление Правительства РФ от 27.05.2021 N 814


08.06.2021
В ЕИС разместили типовые условия госконтрактов на создание и развитие информационных систем
2 июня в системе появились типовые условия контрактов на работы по созданию и (или) развитию (модернизации):
- государственных (муниципальных) информационных систем;
- иных информационных систем.
Условия надо применять при закупке с кодом 62.01.1 ОКПД2. Они станут обязательными с 3 июля.
Ограничений по НМЦК нет.
Документы: Приказ Минцифры России от 17.12.2020 N 715
Как применять типовые формы и типовые условия контрактов по Закону N 44-ФЗ

08.06.2021
Президент предложил принять новые антикризисные меры
4 июня на Петербургском международном экономическом форуме глава государства озвучил новые меры поддержки бизнеса и населения. Отметим некоторые из них.
Для стимулирования строительства и содействия в решении жилищного вопроса президент предложил:
- продлить программу льготной ипотеки до 1 июля 2022 года. Максимальная ставка вместо нынешних 6,5% годовых составит 7%, а предельная сумма кредита станет единой для всех регионов - 3 млн руб.;
- распространить специальную программу ипотеки по ставке 6% годовых для семей с 2 и более детьми на семьи даже с одним ребенком, который родился после 1 января 2018 года.
Для экономической поддержки бизнеса, в частности, планируют:
- полностью возместить малому и среднему бизнесу в 2021 году уплаченную комиссию за переводы в системе быстрых платежей https://sbp.nspk.ru/. Мерой смогут воспользоваться те, кто продает товары (оказывает услуги) потребителям. В связи с этим банки получат поддержку из бюджета;
- запустить со следующего года пилотный проект для компаний общепита. Его участников освободят от НДС, если выручка будет не выше 2 млрд руб. в год. Кроме того, за участниками сохранят право на пониженные взносы 15%, даже если численность работников вырастет до 1 500;
- освободить от сдачи налоговой декларации предпринимателей, которые применяют УСН и кассы. Работу над таким проектом нужно довести до конца. Напомним, Госдума приняла его в первом чтении еще в прошлом году;
- увеличить долю товаров и услуг, которые крупные компании, государственные и муниципальные заказчики обязаны закупать у малого и среднего бизнеса. Эта доля должна составлять не менее 25%.
В сфере защиты конкуренции среди прочего установят: не нужно согласовывать с антимонопольным органом сделку по слиянию или поглощению, если ее сумма не превышает 800 млн руб.
Документ: Информация с сайта Президента РФ от 04.06.2021 (http://kremlin.ru/events/president/news/65746)

07.06.2021
С 9 июня меняется перечень товаров, работ и услуг для госзакупок у учреждений УИС как у едпоставщика
В перечень товаров, работ и услуг (ТРУ) включили новые позиции, например:
- 01.11.1 - пшеница;
- 02.10.11 - сеянцы, саженцы деревьев и кустарников;
- 08.12.12.160 - песчано-гравийные смеси;
- 42.11.10.130 - дорожные ограждения.
Некоторые пункты исключили, в частности:
- 25.40.12.700 - служебное оружие;
- 27.40.21.110 - электрические переносные светильники, работающие от батарей сухих элементов, аккумуляторов, магнето.
Многие виды ТРУ отмечены звездочкой. Закупить их у едпоставщика смогут только организации и органы УИС.
Документ: Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 N 821

03.06.2021
Участники госзакупок смогут подавать жалобы в контрольный орган через ЕИС
С 5 июля подавать жалобы в ФАС и ее территориальные органы можно через личный кабинет в ЕИС. Обжаловать любые нарушения смогут участники электронных процедур, которые зарегистрированы в едином реестре участников закупок.
Новый функционал позволит автоматически заполнять форму жалобы. Для этого достаточно указать идентификационный код закупки. ЕИС сама проверит правильность заполнения жалобы, сроки ее подачи и рассмотрения. Система также разместит сведения в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок.
Документ: Информационное сообщение ЕИС от 31.05.2021 (https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=31256)

01.06.2021
С 3 июня станет проще закупить по Закону N 44-ФЗ услуги по перевозке групп детей автобусами
С начала года действуют новые правила организованной перевозки группы детей автобусами. Среди прочего убрали требования к году выпуска автобуса, его оснащению тахографами и аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Эти условия есть в доптребованиях, но их вступление в силу отсрочили до середины года. Чтобы привести доптребования в соответствие с законодательством, правительство решило не предъявлять их к участникам закупок услуг по организованной перевозке групп детей автобусами.
Новшества вступают в силу 3 июня.
Документ: Постановление Правительства РФ от 24.05.2021 N 779

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК