Госзакупки: главные новости

30.12.2019

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

 

27.12.2019
При размещении закупок учитывайте график работы ЕИС на новогодних праздниках
В ЕИС появилось предупреждение о том, что с 18.00 31 декабря 2019 года по московскому времени по 08.00 6 января 2020 года включительно систему будут обновлять. На время регламентных работ будут недоступны "Главная страница сайта", "Личный кабинет", "Форум", "Поиск". Затем ЕИС будет работать в новой версии. При этом до 9 января возможны кратковременные регламентные работы.
При планировании сроков проведения закупок и участия в них также нужно учитывать:
- дни с 1 по 8 января нерабочие. Если на них выпадает срок размещения документов в ЕИС, по правилам ГК РФ днем окончания срока будет считаться 9 января;
- прохождение контроля по ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ занимает один рабочий день. Заказчикам важно об этом помнить при размещении закупки и направлении проекта контракта;
- дополнительный рабочий день понадобится и участникам, которые в качестве обеспечения исполнения контракта выбрали банковскую гарантию. За это время ее включат в реестр банковских гарантий;
- с 1 января 2020 года нельзя будет участвовать в закупках без регистрации в ЕИС. Требование касается участников закупок по Закону N 44-ФЗ и участников закупок по Закону N 223-ФЗ, проводимых только для СМСП.
Документ: Информационное сообщение в ЕИС (https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=29803)
 
25.12.2019
ВС РФ: уведомить поставщика об одностороннем отказе от госконтракта можно любым видом связи
Заказчик принял решение в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта. Оно было размещено в ЕИС и направлено поставщику заказным письмом с уведомлением.
После того как решение вступило в силу, заказчик обратился в контрольный орган, чтобы включить поставщика в РНП. Антимонопольный орган отказал заказчику: порядок уведомления поставщика об одностороннем отказе не соблюден. Нужно было воспользоваться всеми способами связи, которые перечислены в Законе N 44-ФЗ.
Суды признали решение контрольного органа незаконным. Поставщик получил уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта. Цель была достигнута, а порядок соблюден. Из закона следует, что оповестить поставщика можно любым видом связи и доставки.
Такую позицию поддержал Верховный суд.
Документ: Определение ВС РФ от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283

24.12.2019
Изменится список условий, когда допускается госзакупка отдельных видов импортных автомобилей
Правительство внесло изменения в постановление, которым установлены запреты на допуск отдельных видов иностранных товаров машиностроения.
Условия, при которых допускается закупка ряда импортных автомобилей скорректировали. С 25 декабря 2019 года это будет возможно в трех случаях:
- товары соответствуют требованиям к продукции автомобилестроения из приложения к Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 N 719. Они тоже изменены отдельным документом;
- товары производятся любыми юрлицами, которые ввозят или ввозили по состоянию на 1 января 2015 года автокомпоненты для промышленной сборки транспортных средств по позициям 8701 - 8705 ТН ВЭД ЕАЭС (их узлов, агрегатов). Важно, чтобы соглашения о ввозе товаров были заключены с Минэкономразвития и исполнялись надлежащим образом;
- товары производятся хозяйствующими субъектами, которые осуществляли до 1 апреля 2016 года производство в режиме, предусмотренном Соглашением от 18.06.2010, и выполняли на территории РФ ряд операций.
Последние два условия действуют только до 1 июля 2020 года.
Изменения вступают в силу с 25 декабря 2019 года.
Документы: Постановление Правительства РФ от 14.12.2019 N 1675
Постановление Правительства РФ от 14.12.2019 N 1674
 
 
20.12.2019
Госдума приняла в третьем чтении проект о льготах самозанятым при закупках по Закону N 223-ФЗ
Самозанятые граждане получат те же преимущества при закупках по Закону N 223-ФЗ, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. Сейчас самозанятые участвуют в закупках на общих основаниях.
Изменения вступят в силу через 90 дней после опубликования. Они не будут распространяться на закупки, начатые до вступления поправок в силу.
Документ: Проект Федерального закона N 831098-7
 
20.12.2019
С 1 января 2020 года будет действовать новый порядок общественного обсуждения госзакупок
Общественное обсуждение заказчики будут проводить в случае закупок путем проведения конкурсов и аукционов с НМЦК, которая равна или больше 1 млрд руб. Если по БК РФ полномочия заказчика переходят бюджетному, автономному учреждению, ГУП, МУП или иному юрлицу, обсуждение проводят те, к кому они перешли.
Скорректирован перечень случаев, когда обсуждение проводить не надо. Такая процедура не требуется, в частности, при закупке строительных работ с НМЦК до 2 млрд руб.
Кроме того, новые правила не предусматривают дробление процедуры общественного обсуждения на несколько этапов.
Документ: Постановление Правительства РФ от 11.12.2019 N 1635


18.12.2019
Сроки госзакупок определяйте с учетом времени на проверку документации в ЕИС
Заказчик утвердил документацию 5 сентября и разместил ее в ЕИС поздно вечером. В системе закупка появилась только 6 сентября, так как она проходила контроль. Из-за этого все сроки проведения закупки рассчитались с опозданием на день. В документации заказчик установил сроки исходя из допустимого минимума. В итоге получилось, что они не соответствуют Закону N 44-ФЗ.
Участник пожаловался на это, а контрольный орган его поддержал. УФАС взяло за основу даты, указанные в ЕИС, и наказало сотрудника заказчика за утверждение документации с нарушением Закона N 44-ФЗ.
Напомним, документация большинства заказчиков, которые осуществляют закупки по Закону N 44-ФЗ, проверяется. Документы уходят на контроль автоматически, когда заказчик направляет их в ЕИС. Это может занять один рабочий день. Документация считается размещенной в ЕИС только после успешного прохождения контроля. Рекомендуем устанавливать сроки размещения закупки с учетом этих правил.
Документ: Решение Северо-Осетинского УФАС России от 19.09.2019 по делу N А212-09/19
 
17.12.2019
Центробанк снизил ключевую ставку в пятый раз в этом году
С 16 декабря ключевая ставка составит 6,25% годовых. Ее снижению способствовали уровень инфляции и медленный рост экономики.
Инфляция находится на историческом минимуме. По мнению Минэкономразвития, на конец года она ожидается в интервале 3-3,1%. ЦБ РФ прогнозировал годовую инфляцию на уровне до 3,2%, а в I квартале 2020 года ниже 3%.
Темпы роста экономики остаются сдержанными. Этому способствует то, что внешний спрос на российский экспорт также снижается. Прогноз регулятора по росту ВВП - около 1%.
Изменение ключевой ставки традиционно сказывается на ставках по кредитам. После сегодняшнего решения ЦБ РФ ставки, скорее всего, снова снизят. С другой стороны, рубль может потерять позиции по отношению к доллару и евро.
В следующий раз регулятор будет рассматривать вопрос о ставке 7 февраля. Если в экономике и с инфляционными ожиданиями все останется по-прежнему, можно ожидать, что ключевую ставку снизят до 6%.
Что касается среднесрочного прогноза, то, по мнению ЦБ РФ, инфляция постепенно к концу следующего года вернется к целевому значению в 4% и в дальнейшем будет держаться на этом уровне. Реализация нацпроектов подстегнет рост экономики до 3% в 2022 году. При таких условиях можно ожидать корректировку ключевой ставки до значения, близкого к 7%.
Отметим, что ЦБ РФ, рассчитывая ключевую ставку исходя из уровня инфляции плюс 2-3 процентных пункта, рассматривает ее как нейтральную. Такая ставка не оказывает ни повышательного, ни сдерживающего влияния на инфляцию.
Документ: Информация Банка России от 13.12.2019 (https://www.cbr.ru/press/keypr/)
 
16.12.2019
В проект госконтракта включайте обязанность заменить банковскую гарантию, если банк лишат лицензии
Ставропольское УФАС внепланово проверило документацию и обнаружило нарушение: заказчик не включил в проект госконтракта обязанность поставщика предоставить новое обеспечение исполнения контракта взамен банковской гарантии, если у банка-гаранта отзовут лицензию.
Требование указывать в проекте данную обязанность действует с 1 июля 2019 года, однако заказчики до сих пор часто его не учитывают. Такое нарушение выявляли ФАС, Красноярское, Кабардино-Балкарское, Магаданское, Еврейское УФАС.
Контролеры могут как потребовать включить необходимое положение при заключении контракта, так и наказать за утверждение документации с ошибками.
По закону у исполнителя со дня уведомления заказчиком есть месяц на то, чтобы предоставить новое обеспечение. Если заказчик в проекте контракта сократит срок, это признают нарушением. Например, так поступали Калининградское и Кемеровское УФАС.
Документ: Решение Ставропольского УФАС России от 26.11.2019 по делу N 026/06/64-2038/2019
 
13.12.2019
Суды: участник госзакупки может указать диапазон в пределах погрешности, если она допускается ГОСТом
Участнику отказали в допуске к электронному аукциону, поскольку вместо конкретного показателя товара он представил диапазон значений: толщина стали элементов по позиции "Металлическая водосточная система" - от 0,5 до 0,6 мм.
УФАС посчитало отказ правомерным. В документации установлено: в предложении участника должны быть конкретные показатели, которые позволяют идентифицировать объект закупки. Кроме того, в ответ на запрос о разъяснении документации заказчик пояснил: по названной позиции нужно привести именно конкретные значения.
Суды не согласились с решением антимонопольного органа. По данным производителя, в состав водосточной системы входят как элементы с толщиной металла 0,5 мм, так и 0,6 мм. ГОСТ допускает отклонение этих значений на +/-0,1 мм.
Как отметили суды, если бы участник привел точное значение толщины металла, это не обеспечило бы достоверной характеристики материала. Такую позицию поддержал Верховный суд и не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 29.11.2019 N 302-ЭС19-23063
 

 
10.12.2019
Заключение контракта с едпоставщиком будут согласовывать иначе: законопроект принят в первом чтении
Проект с поправками к Закону N 44-ФЗ предусматривает новый порядок согласования контракта с единственным поставщиком после того, как закупка не состоялась.
Если изменения примут, обращение о согласовании заказчик будет направлять в контрольный орган в течение 5 рабочих дней с даты размещения протокола в ЕИС (или его подписания, если по закону его не нужно размещать в ЕИС). Сейчас для обращения отведено 10 календарных дней.
Согласовывать возможность заключить контракт нужно будет, если не состоится:
- закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;
- открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
- электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
- электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, не было ни одного ценового предложения;
- запрос предложений в электронной форме, если была подана или осталась только одна заявка, не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены;
- запрос предложений, если была подана одна заявка или не подано ни одной.
Таким образом, заключение контракта нужно будет согласовывать и после несостоявшихся электронных процедур. Однако не факт, что в контрольный орган придется обращаться чаще. Согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить правительство.
Полагаем, новые правила заработают только во второй половине 2020 года. Как следует из проекта, положения о согласовании вступят в силу через 180 дней после опубликования поправок. Пока состоялось только первое чтение.
Документ: Проект Федерального закона N 809044-7


09.12.2019
Для контрактов, заключенных с организациями УИС без проведения торгов, важно личное исполнение
ФАС разъяснила: к исполнению госконтракта, заключенного с учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы как с единственным поставщиком по п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, нельзя привлекать третьих лиц. Производить товары, исполнять работы или оказывать услуги обязан непосредственно контрагент. Это должно быть отражено во всех документах: сертификатах соответствия, декларациях о соответствии, документах, оформляемых по санитарным нормам и правилам, и т.д. Нарушение данного условия могут расценить как ограничение конкуренции.
Например, Башкортостанское УФАС посчитало незаконным привлечение субподрядчика к выполнению работ по капитальному ремонту. В другой ситуации суды признали недействительным контракт, по которому учреждение УИС поставляло товары, которые оно не производило.
Документ: Письмо ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100040/19
 
09.12.2019
В первом чтении принят проект о льготах самозанятым при закупках по Закону N 223-ФЗ
Проект предусматривает поправки к Закону N 223-ФЗ. Если их примут, самозанятые граждане получат те же преимущества при закупках, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. Сейчас самозанятые участвуют в закупках на общих основаниях.
Если проект станет законом, изменения вступят в силу через 90 дней после опубликования. Новшества не будут распространяться на закупки, начатые до вступления поправок в силу.
Документ: Проект Федерального закона N 831098-7

 
06.12.2019
Уровень ответственности участника госзакупки - члена СРО должен соответствовать цене контракта
Заказчик заключил госконтракт на капремонт по результатам аукциона. Один из участников закупки решил, что аукцион выиграла организация, которая не отвечала требованиям документации.
Согласно выписке из реестра членов СРО победитель имеет первый уровень ответственности по обязательствам, которые могут возникнуть из-за причинения вреда. В этом случае он вправе заключить контракт по цене, не превышающей 60 млн руб., однако на аукционе он предложил цену более 62 млн руб.
Суды первой и апелляционной инстанций не согласились с заявителем. Право участвовать в закупке не может зависеть от уровня ответственности.
Окружной суд с таким доводом не согласился. Победитель закупки не соответствовал требованиям законодательства, значит, его заявку нужно было отклонить. Эту позицию поддержал Верховный суд и не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 22.11.2019 N 304-ЭС19-20718
 
06.12.2019
ФАС рассказала об ограничениях в малых закупках по Закону N 44-ФЗ
Антимонопольная служба напомнила: для малых закупок предусмотрены ограничения по цене контракта и годовому объему. Лимит на закупку одноименных товаров был установлен в утратившем силу Законе N 94-ФЗ. Сейчас в законодательстве этого правила нет.
По мнению ФАС, у единственного поставщика можно неоднократно приобрести одноименные товары, если отсутствует антиконкурентное соглашение и соблюдаются перечисленные ограничения. В качестве примера ведомство привело заключение с единственным поставщиком трех контрактов в один день на поставку бумаги формата А4. Однако так рисковать не стоит. Суды могут расценить это как искусственное дробление закупки на однородные и идентичные позиции за короткий промежуток времени.
ФАС также отметила: нельзя проводить несколько малых закупок для выполнения строительных работ по одной проектной документации или по одному разделу такой документации. В этом случае действия заказчика не соответствуют требованиям Закона N 44-ФЗ и могут быть квалифицированы как нарушение Закона о защите конкуренции.
Документ: Письмо ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100041/19

 
05.12.2019
Госзаказчик не вправе запрашивать у участников документы, подтверждающие соответствие доптребованиям
Заказчик предусмотрел условие о том, что во второй части заявки на участие в аукционе надо представить документы, подтверждающие соответствие доптребованиям. Контрольный орган посчитал это нарушением. По Закону N 44-ФЗ запрашивать такие документы от участников в составе второй части заявки нельзя. Их направляет заказчику оператор электронной площадки.
Напомним, что такой порядок действует с 1 июля 2019. До этой даты требование заказчика было бы правомерным.
Перед началом закупки убедитесь, что положения документации соответствуют действующему законодательству о контрактной системе. В противном случае контрольный орган может вас оштрафовать. Так, при аналогичных обстоятельствах Оренбургский УФАС, Московский областной УФАС признали жалобы обоснованными в связи с излишними требованиями к заявкам участников закупки.
Документ: Решение Свердловского УФАС России от 14.10.2019 N 066/06/66-3397/2019
 
02.12.2019
ВС РФ разобрался, какие документы можно запросить для оценки деловой репутации при госзакупках
Участник закупки пожаловался на порядок оценки заявок в документации. Для анализа показателя "Деловая репутация" заказчик потребовал представить копию сертификата, выданного в соответствии с ГОСТом. Его действительность подтверждалась данными одной из двух систем добровольной сертификации, названных в документации.
Контрольный орган и окружной суд признали, что такой порядок оценки ограничивает количество участников закупки. Аргументация была следующей:
- извещение опубликовано за семь дней до запроса предложений, а этого времени недостаточно, чтобы получить сертификат;
- заказчик указал две конкретные системы добровольной сертификации, хотя для оценки заявок можно было использовать данные из систем, разработанных другими организациями;
- наличие сертификата не означает, что участник имеет более высокий уровень квалификации или может предложить лучшие условия исполнения контракта.
Верховный суд посчитал иначе. Представление копии сертификата, выданного в соответствии с ГОСТом, не было обязательным условием для участия в запросе предложений. Оно выступало одним из критериев оценки участников. Ни одному из них не отказали в участии из-за того, что не был представлен названный сертификат.
Верховный суд также отметил:
- контрольный орган не доказал, что выбор двух конкретных систем добровольной сертификации ограничил конкуренцию;
- отсутствие сертификата у участника на дату опубликования извещения не значит, что требовать его нельзя.
Документ: Определение ВС РФ от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629
 

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК