Госзакупки: главные новости

27.11.2020

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


27.11.2020
Появились новые средневзвешенные цены одноразовых медизделий из ПВХ для расчета НМЦК в госзакупках
Минздрав сообщил о новых средневзвешенных ценах (ЦацN) иностранных одноразовых медизделий из ПВХ с ограничениями допуска.
Также ведомство приводит сведения по коэффициенту локализации (Кл).
Указывается, что коэффициент, который соответствует уровню инфляции (И), будет определен в законе о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Эта информация нужна для расчета НМЦК на закупку такой продукции.
Документ: Письмо Минздрава России от 17.11.2020 N 25-3/И/2-17570
 


25.11.2020

Минтруд скорректировал типовой госконтракт на поставку техсредств для реабилитации инвалидов
30 ноября вступают в силу поправки к типовому контракту на поставку техсредств для реабилитации инвалидов. Заказчики обязаны применять их по истечении 30 календарных дней после размещения в ЕИС. Пока их там нет.
Типовой контракт привели в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе. Так, в разделе об ответственности сторон учли норму о расчете пеней за просрочку исходя из стоимости этапа контракта (п. 14 изменений).
Предусмотрели возможность передавать товар получателю по месту жительства службой доставки или почтой (п. 5 изменений).
Напомним, типовой контракт применяется, если предмет закупки относится в том числе к таким кодам ОКПД2:
- 26.60.14.120 - слуховые аппараты;
- 30.92.20.000 - инвалидные коляски (кроме частей и принадлежностей);
- 32.50.22.128 - костыли.
С полным списком кодов можно ознакомиться в информационной карте типового контракта.
Ограничений по НМЦК нет.
Документ: Приказ Минтруда России от 24.08.2020 N 508н (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011190028?index=0&rangeSize=1)
 


23.11.2020
Победитель вовремя не подписал госконтракт из-за командировки - оснований включать в РНП нет
Победитель закупки "не подписал" контракт вовремя. Заказчик признал его уклонившимся и "направил" сведения для включения в РНП.
Контрольный орган "выяснил", что победитель также не представил обеспечение исполнения контракта: данных о банковской гарантии, по его мнению, не было в реестре. Информацию о победителе "включили" в РНП.
Суды с таким решением не согласились. Подрядчик "не хотел" уклоняться от заключения контракта, поскольку:
- просрочка "возникла" из-за того, что уполномоченное на подписание контракта лицо было в командировке. Это подтверждается документами;
- стороны "вели переписку" по поводу возможности подписать контракт позднее;
- в протоколе о признании победителя уклонившимся нет сведений о несоответствии обеспечительной банковской гарантии. Значит, у заказчика "не было" претензий. Данных нет и в решении контролеров;
- банк подтвердил, что сведения о гарантии "есть" в реестре;
- победитель хотел купить товар для исполнения контракта, поскольку "внес" за него предоплату.
Включать в РНП оснований "нет".
Документ: "Постановление" АС Уральского округа от 10.11.2020 по делу N А76-43369/2019

20.11.2020
ФАС разъяснила, как госзаказчикам указывать дозировку при закупке препарата с МНН "Инсулин гларгин"
При описании объекта закупки среди прочего указывается дозировка лекарства с возможностью поставки:
- в кратной дозировке и двойном количестве;
- в некратных эквивалентных дозировках, но с одинаковым терапевтическим эффектом.
Сейчас в реестре лекарственных препаратов в рамках МНН "Инсулин гларгин" зарегистрировано несколько лекарств в разной дозировке: 100 ЕД/мл и 300 ЕД/мл.
ФАС указала, что при описании объекта закупки нужно приводить оба значения. Терапевтический эффект будет одинаковым в требуемом заказчиком количестве.
В то же время следует учитывать особенности описания лекарства для педиатрических целей. В этом случае дозировка приводится с учетом возраста детей, для которых проводится закупка. Например, при закупке лекарства для детей от 2 до 6 лет можно привести конкретную дозировку - 100 ЕД/мл.
Документ: Письмо ФАС России от 10.11.2020 N ИА/98678/20 (https://fas.gov.ru/documents/687312)


19.11.2020
Депутаты рассмотрят проект о едином госзаказчике в сфере строительства
Правительство планирует создать единого заказчика в сфере проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства за счет средств федерального бюджета (далее - строительство). Проект внесен в Госдуму.
Единый заказчик будет выполнять обязанности заказчика и застройщика для обеспечения строительства объектов госсобственности (ст. 2 проекта). Он сам или через других лиц будет выполнять также функции техзаказчика и стройконтроля (ч. 5 ст. 7 проекта).
Заказчик будет вести деятельность в рамках программы. Ее утвердит наблюдательный совет - его высший орган управления (ч. 6 ст. 9 проекта). В программу включат объекты, которые определит правительство.
Закупать товары (работы, услуги) для обеспечения строительства единый заказчик будет по Закону N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 7 проекта). Он не сможет сам выполнять работы по объектам из программы. Подрядчика определят с помощью закупки (ч. 4 ст. 7 проекта).
Контролировать единого заказчика будет в том числе Счетная палата (ч. 6 ст. 4 проекта).
Проект не касается, в частности, капиталовложений в объекты транспортной инфраструктуры, обороны страны (ч. 2 ст. 1 проекта).
Создать единого заказчика планируют не позднее 1 января 2021 года.
Документ: Проект Федерального закона N 1055441-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1055441-7)

18.11.2020
Стало ясно, когда нужно начать применять в госзакупках новое типовое положение о контрактной службе
Опубликован приказ Минэкономразвития, по которому действующее типовое положение (регламент) о контрактной службе утрачивает силу 27 ноября. С этой даты нужно будет применять новое типовое положение, утвержденное Минфином.
Документ: Приказ Минэкономразвития России от 20.08.2020 N 547 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011160007)


17.11.2020
Правительство скорректировало некоторые акты о госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц
Кабмин утвердил поправки сразу к нескольким документам, по которым работают госзаказчики и заказчики по Закону N 223-ФЗ. Новшества вступают в силу в разные сроки, среди уже вступивших в силу можно отметить изменения, касающиеся реестра контрактов. В частности, заказчик, который провел строительную закупку путем открытого конкурса по правилам, предусмотренным ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, больше не должен передавать в реестр контрактов информацию о стране происхождения товаров.
Документ: Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799
 
17.11.2020
В ЕИС разместили обновленный типовой госконтракт на поставку медизделий
Типовой контракт появился в ЕИС 11 ноября. Госзаказчики обязаны его применять с 11 декабря 2020 года.
В новой редакции предусмотрено больше обязанностей поставщиков. Так, их дополнили:
- обучением правилам эксплуатации оборудования;
- инструктажом производителя (его представителя) для специалистов заказчика по техобслуживанию оборудования.
Кроме того, поставщики должны предоставлять все сведения для использования медизделия: ключи, пароли доступа, программы, перечень расходных материалов и реагентов, которые можно применять при работе с оборудованием.
Форма спецификации к контракту стала более подробной. Среди прочего в ней указываются наименование товара по регистрационному удостоверению, дата и номер регистрации. Нужно также отразить код позиции по КТРУ. Эту информацию предусмотрели и в форме акта приема-передачи товара.
Документы: Приказ Минздрава России от 19.08.2020 N 855н


16.11.2020
Суды: победителя госзакупки могут не включить в РНП за отсутствие банковской гарантии в реестре
Победитель закупки "подписал" контракт и предоставил в качестве обеспечения банковскую гарантию. Заказчик не нашел ее в реестре гарантий и "признал" победителя уклонившимся: последний "не проверил" достоверность сведений об обеспечении. Данные о победителе контрольный орган "включил" в РНП.
Суды с таким решением "не согласились". Победитель хотел исполнить контракт и "делал" все для этого:
- предоставил необходимую документацию по требованию заказчика;
- "направил" протокол разногласий, в котором просил скорректировать реквизиты;
- "получил и оплатил" банковскую гарантию.
Кроме того, суды отметили:
- по Закону N 44-ФЗ победитель не обязан "контролировать" размещение гарантии в реестре и "проверять" ее;
- банковская гарантия содержала необходимые сведения, а то, что ее нахождение в реестре не подтверждено, "не значит", что победитель хотел уклониться от заключения контракта;
- заказчик "знал", что гарантии нет в реестре, но не предложил победителю ее переоформить;
- гарантия "не внесена" в реестр по вине банка.
Включать в РНП оснований "нет".
Рекомендуем проверять наличие гарантий в реестре. Напомним, участники госзакупок теперь "могут это сделать" в личном кабинете в ЕИС.
Документ: "Постановление" АС Центрального округа от 30.10.2020 по делу N А83-636/2020
 


13.11.2020
Утвержден типовой госконтракт на услуги охраны от пожаров организаций или населенных пунктов
21 ноября вступает в силу приказ МЧС об утверждении типового контракта на услуги охраны от пожаров организаций и (или) населенных пунктов. Он появился в ЕИС 11 ноября. Значит, применять контракт нужно с 11 декабря 2020 года.
Типовой контракт необходимо использовать, если предмет закупки относится к коду ОКПД2 84.25.11:
- услуги по тушению и предупреждению пожаров;
- по обеспечению безопасности в области использования атомной энергии.
Ограничений по НМЦК нет.
Документ: Приказ МЧС России от 05.07.2020 N 507 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011100019)

13.11.2020
ФАС: нельзя блокировать обеспечение заявки второго участника, если с первым госконтракт не заключен
Заказчик "отказался" заключать контракт с победителем закупки. Оператор электронной площадки посчитал, что его подпишут со вторым участником, и "заблокировал" его обеспечение заявки. По Закону N 44-ФЗ обеспечение заявки победителя блокируется до заключения контракта с ним.
Второй участник посчитал это незаконным и "пожаловался" в ФАС.
Контролеры его "поддержали": блокировать обеспечение можно только в момент окончания срока подачи заявок. Позднее это сделать нельзя. Заказчик не воспользовался "правом" и "не заключил" контракт со вторым участником.
Документ: "Решение" ФАС России от 25.08.2020 по делу N 20/44/99/228

12.11.2020
Минфин пояснил, как указывать сведения в обращении об определении едпоставщика для госнужд
С 22 октября действуют правила рассмотрения обращений заказчиков об определении едпоставщика для закупок по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В них есть перечень информации для включения в обращение. Минфин разъяснил, как именно отражать сведения в нем.
Так, в данных о едпоставщике можно привести информацию (п. 5 приложения к письму):
- о компетенции, которая позволит эффективнее исполнить контракт;
- о том, что на рынке нет организаций, которые смогут поставить товары (работы, услуги);
- об опыте по предмету контракта.
Если планируется закупка товаров (работ, услуг) с лицензией, в обосновании указывается, что у едпоставщика она есть (п. 7 приложения к письму).
В случае если обязательства по контракту будут исполняться с привлечением субподрядчиков (соисполнителей), потребуется информация об объеме исполнения обязательств едпоставщиком лично (п. 8 приложения к письму). Она указывается одним из способов:
- в фиксированном значении, например 70% от цены контракта;
- в минимально допустимом объеме, например не менее 30% от цены контракта.
Документ: Письмо Минфина России от 05.11.2020 N 24-02-05/96413 (https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/news/?id_65=131873)
 

10.11.2020
ФАС: расторгнутый или частично исполненный контракт подтвердит опыт в строительной госзакупке
Участник строительной закупки с доптребованиями "пожаловался", что его заявку необоснованно отклонили. Он "представил" все необходимые документы и сведения для подтверждения опыта.
Заказчик "пояснил", что действовал законно: в заявке был расторгнутый по соглашению сторон контракт. Такой документ не подтверждает опыт.
ФАС "не согласилась" с заказчиком: несмотря на то что контракт расторгнут, работы по нему приняты и оплачены на "минимально установленную сумму". Такой контракт "подтверждает" опыт.
Антимонопольный орган также "выяснил", что еще одну заявку участника этой закупки отклонили по аналогичной причине.
Заказчик "пояснил": по сведениям из ЕИС, подтверждающий контракт еще находится на стадии исполнения и не оплачен полностью.
Контролеры его снова "не поддержали": участник представил "все необходимые документы". Среди них "был" акт выполненных работ на "минимально установленную сумму".
Напомним, ранее ФАС разъясняла, что подтверждающий опыт контракт (договор) должен быть исполнен полностью.
Документ: "Решение" ФАС России от 07.09.2020 по делу N 20/44/105/1521

09.11.2020
Суды признали законным объединение в один лот разных категорий продуктов по Закону N 44-ФЗ
Заказчик "объединил" в один лот продукты разных категорий: молоко, крупа, мясо и т.д. "Планировалась" их долгосрочная еженедельная поставка по предварительным заявкам для социально значимых учреждений.
Контрольный орган признал это ограничением конкуренции по следующим основаниям:
- предмет закупки - продукты разных категорий. Они "составляют" самостоятельные товарные рынки. У поставщиков может и не быть возможности поставить продукцию в совокупности;
- товары имеют разные потребительские свойства. Они "не связаны" между собой технологически и функционально;
- в закупке трудно участвовать производителям, ведь товары другой линейки им "нужно приобретать" у иных хозсубъектов.
Антимонопольный орган "посчитал", что продукты следует закупить отдельными лотами.
Суды с таким подходом "не согласились", в частности, по следующим основаниям:
- Закон N 44-ФЗ "не запрещает" закупать одним лотом товары, которые можно поделить на отдельные виды;
- в документации не обязательно "должны" устанавливаться условия, которые удовлетворяют всех возможных участников;
- различная продукция в рамках одного лота "составляет" единый объект закупки. Она относится к одному виду товаров - пищевой продукции;
- основная задача торгов - "эффективное использование бюджета", а не обеспечение возможности для участия максимального количества претендентов. Если у каких-либо участников нет возможности поставить товар, это "не значит", что их права нарушены или ограничена конкуренция;
- в закупке участвовало 6 претендентов. Контролеры "не доказали", что разделение закупки на отдельные лоты увеличило бы количество участников, а цена товара снизилась бы или осталась неизменной.
Кроме того, суды "учли" следующие пояснения заказчика:
- закупка продуктов в рамках одного контракта в течение длительного времени более удобна и выгодна;
- объединение продуктов в один лот удовлетворяет потребности различных категорий людей;
- стороны по соглашению смогут перераспределять товарные единицы в рамках одного контракта без изменения цены;
- при закупке товаров несколькими лотами будет "больше" контрактов. Это увеличит трудозатраты заказчика, затруднит поставку и приемку товара, а также оформление отчетных документов.
Документ: "Постановление" АС Восточно-Сибирского округа от 14.10.2020 по делу N А33-311/2020

04.11.2020
Минфин и Казначейство обсудили планы по развитию ЕИС в госзакупках на следующий год
Министр финансов посетил Казначейство, где ему рассказали о перспективах развития ЕИС.
Систему оптимизируют, в частности, по следующим направлениям:
- введут электронный контракт при госзакупках у едпоставщика;
- формировать и подписывать акты о приемке товаров (работ, услуг) нужно будет в электронной форме. Сейчас стороны по контракту при его исполнении "вправе" это сделать по взаимному согласию;
- установят механизм расчета и мониторинга достижения квоты закупок российских товаров, а также товаров стран ЕАЭС;
- обжаловать действия заказчиков в ФАС поставщики будут через личные кабинеты ЕИС.
Документ: Информационное сообщение ЕИС от 30.10.2020 (https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=30639)
 
03.11.2020
Минздрав: при размещении закупки в ЕИС нужно использовать каталог лекарственных препаратов
Ведомство сообщило о поэтапном переходе на обязательное использование при закупках лекарств единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов для медицинского применения.
Часть заказчиков уже начала размещать информацию в ЕИС с помощью справочника (без возможности ввести данные в ручном режиме). Если нужной позиции в справочнике не было, приходилось обращаться в службу технической поддержки ЕИС, чтобы точечно разместить данные вручную и дополнить справочник.
Сведения из справочника необходимо использовать на разных этапах проведения закупки:
- в ходе подготовки документации о закупке - для расчета НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара;
- на этапе заключения и исполнения контракта - при применении формы типового контракта на поставку лекарственных средств и направлении сведений в реестр контрактов.
Всех участников следующего этапа перехода на обязательное использование справочника Минздрав информирует дополнительно, а также проводит обучение совместно с Федеральным казначейством.
Документ: Письмо Минздрава России от 09.09.2020 N 18-2/И/2-13005

02.11.2020
Суды: нельзя взыскать обеспечение заявки участника, который единовременно допустил одинаковые ошибки
Заказчик "разместил" в ЕИС извещения о проведении нескольких конкурсов. Организация "подала заявки" на участие в каждом из них.
В один день комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в 6 закупках и в каждом случае "отклонила" заявку организации из-за того, что была представлена недостоверная информация. Оператор электронной площадки "заблокировал" обеспечение заявок по двум закупкам и "перечислил" деньги на счет заказчика. Участник "обратился" в суд.
Суды посчитали, что обеспечение заявок взыскали незаконно. В действиях участника закупки "не было" систематичности - условия, необходимого для удержания обеспечения. К тому же комиссия отклонила заявку исключительно по формальному основанию.
В своем решении суды сослались на "позицию" Верховного суда: одновременную подачу нескольких заявок с идентичными нарушениями нужно воспринимать как однократное нарушение. В таком случае признак систематичности отсутствует, поэтому удерживать обеспечение заявки нельзя.
Отметим: несмотря на позицию Верховного суда, на практике встречается иной подход к вопросу взыскания обеспечения заявки. Например, в другом случае суды "посчитали", что идентичность нарушений не имеет значения, и признали законным удержание обеспечения заявки в пользу заказчика.
Документ: "Постановление" АС Центрального округа от 16.10.2020 по делу N А84-3831/2019
 
02.11.2020
Заказчиков по Закону N 223-ФЗ хотят обязать обосновывать НМЦД
В Госдуму внесли законопроект с поправками к Закону N 223-ФЗ. Если изменения примут, заказчикам придется обосновывать НМЦД.
Для этого в положения о закупке нужно будет включить порядок обоснования НМЦД, цены за единицу ТРУ, а также порядок определения:
- НМЦД;
- формулы цены для расчета сумм, которые заказчик уплатит поставщику в ходе исполнения договора;
- цены единицы ТРУ.
У заказчиков будет 90 дней со дня вступления поправок в силу для того, чтобы внести изменения в положения о закупке. Закупки, начатые в пределах этого срока и до размещения обновленного положения о закупке, завершат по старым правилам.
Если заказчик не разместит обновленное положение о закупке в срок, ему придется применять положения Закона N 44-ФЗ.
Документ: Проект Федерального закона N 1046332-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1046332-7)

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК