Главная » Консультант Плюс: Актуальная правовая информация » Госзакупки: главные новости 29 апреля 2022

Госзакупки: главные новости 29 апреля 2022

04.05.2022

КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


29 апреля 2022
Госконтракт расторгли по соглашению сторон — ВС РФ не дал взыскать неустойку за просрочку

Подрядчик выполнил часть работ с нарушением срока. Заказчик начислил пени, и стороны расторгли контракт по согласию.

Заказчик потребовал в суде взыскать неустойку, поскольку подрядчик ее не выплатил. Три инстанции ему отказали:

в соглашении о расторжении контракта стороны установили, что частично выполненные работы приняли и оплатили полностью без претензий;
в приемочном документе санкций к подрядчику нет. Итоговую сумму оплаты в нем указали без вычета пеней;
заказчик не потребовал неустойку ни при приемке, ни при оплате, ни при расторжении контракта.
ВС РФ не стал пересматривать дело.

В практике есть пример, когда при сходных обстоятельствах заказчик смог взыскать неустойку после расторжения контракта по соглашению сторон.

Документ
Определение ВС РФ от 18.04.2022 N 305-ЭС22-4253

28 апреля 2022

Ошибки в сроке исполнения госконтракта: несколько примеров из практики за 2020 - 2022 годы

Противоречивые условия о сроке исполнения контракта могут признать нарушением. Заказчик также рискует, если требует исполнить обязательства слишком быстро. Не исключено, что накажут и за неисполнение требования о прямом указании срока в извещении. Подробнее в обзоре.
Сроки в аукционной документации противоречат друг другу
Контролеры неоднократно отмечали, что документы о закупке не должны содержать разночтения и вводить участников в заблуждение. Например, признали нарушением установление противоречивых требований к сроку исполнения контракта:

в проекте контракта и информационной карте – Дагестанское УФАС;
в проекте контракта и извещении о проведении аукциона – Московское областное УФАС, Белгородское УФАС, Омское УФАС.
Установлен нереальный срок исполнения контракта
АС Западно-Сибирского округа отметил, что неразумно короткий срок выполнения работ может свидетельствовать о злоупотреблении со стороны заказчика. Дело направили на новое рассмотрение.

Аналогичные решения принимало и Вологодское УФАС.

Отметим, что довод о нереальности срока исполнения может быть опровергнут из-за большого количества претендентов на контракт. Так, Московское областное УФАС поддержало заказчика благодаря четырем заявкам от других участников.

Срок исполнения не указан прямо в извещении
ФАС России оштрафовала заказчика, который в извещении не указал срок исполнения обязательств (отдельных этапов), а лишь дал ссылку на приложение к проекту госконтракта.

26 апреля 2022
Уточнили перечень одноразовых медизделий с ограничением допуска к госзакупкам

С 3 мая действует измененный перечень медизделий N 2.

В большинстве позиций изменили коды ОКПД2, коды видов медизделий и их классификационные признаки.

Так, в группу расходных материалов для аппаратов ИВЛ включили расходные материалы для наркозно-дыхательных аппаратов. В нее добавили новые коды ОКПД2, например 32.50.13.150, 32.50.21.121. Кодов видов медизделий стало меньше. В частности, исключили 110230.

Для каждого медизделия детализировали классификационные признаки.

Из перечня убрали некоторые позиции, например расходные материалы для аппаратов искусственного (экстракорпорального) кровообращения.

Примечание к перечню изменили. Среди прочего уточнили, что при установлении ограничений допуска должны совпадать классификационные признаки медизделия, а также его код вида по номенклатурной классификации и (или) код ОКПД2.

Документ
Постановление Правительства РФ от 21.04.2022 N 733

25 апреля 2022
При госзакупках ряда промтоваров предложили устанавливать аванс не менее 90%

Минпромторг разработал проект постановления с перечнем продукции, при закупке которой получатели средств федерального бюджета должны устанавливать в контрактах аванс минимум 90% от их цены, но не более ЛБО.

В список вошли такие товары с кодом ОКПД2:

25.73.30 — инструмент ручной прочий;
25.73.40 — инструменты рабочие сменные для станков или ручного инструмента (с механическим приводом или без него);
26.20.40.150 — устройства числового программного управления;
27.90.31.110 — электрические машины и оборудование для пайки мягким и твердым припоем и сварки;
28.4 — оборудование металлообрабатывающее и станки.
Указанный аванс надо устанавливать, если:

контракт заключают в 2022‒2024 годах для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства;
в отношении товаров из перечня был установлен запрет на допуск.
Общественное обсуждение проекта завершается 6 мая.

Документ
Проект постановления Правительства РФ

21 апреля 2022

Планируют расширить перечни иностранных товаров с условиями допуска к госзакупкам


В перечень N 1 войдут, в частности:

03.22.20 — свежая или охлажденная пресноводная рыба (продукция рыбоводства);
10.13.15.110 — мясные консервы;
10.86.10.133 — молочные адаптированные смеси (заменители женского молока), в том числе начальные, сухие для детей раннего возраста;
16.21.12.110 — фанера;
17.23.12.130 — коробки, сумки, футляры, почтовые наборы из бумаги или картона с бумажными канцелярскими принадлежностями;
23.19.23.110 — стеклянная посуда для лабораторных целей;
26.52.1 — часы всех видов, кроме часовых механизмов и частей;
58.29.32.000 — прикладное ПО для загрузки;
62.01.2 — оригиналы ПО.
Некоторые позиции детализируют, например металлические готовые изделия (кроме машин и оборудования). Часть кодов ОКПД2 укрупнят. Так, вместо отдельных товаров в перечень включат практически все позиции по коду 28.23.

В перечень N 2 среди прочего добавят такие товары:

27.12 — аппаратуру распределительную и регулирующую электрическую;
27.90.31 (кроме 27.90.31.110) — машины электрические и аппараты для пайки мягким и твердым припоем или сварки;
28.91.1 — оборудование для металлургии и его части;
28.94 — оборудование для текстильного, швейного и кожевенного производства;
29.10.59.260 — транспортные оперативно-служебные средства для перевозки лиц под стражей.
Некоторые позиции детализируют, например компьютеры и периферийное оборудование. Часть кодов ОКПД2 укрупнят. Так, вместо отдельных товаров в перечень войдет большинство позиций по коду 28.25.

Общественное обсуждение проекта завершается 3 мая.

Документ
Проект приказа Минфина России

20 апреля 2022
Определили, какие условия строительных госконтрактов можно менять из-за непредвиденных обстоятельств

Если при исполнении строительного контракта возникли обстоятельства, из-за которых его нельзя исполнить, то в 2022 году среди прочего можно менять:

объем и (или) виды работ по контракту, спецификации и типы оборудования из проектной документации;
размер аванса. По данному основанию можно также его установить, если ранее стороны этого не сделали;
порядок приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ.
Изменения можно внести в пределах ЛБО.

Для этого контрагент направляет заказчику документально обоснованное предложение и подписанный проект соглашения о корректировке контракта. У заказчика есть 10 рабочих дней, чтобы:

подписать соглашение, направить его контрагенту и включить информацию об изменениях в реестр контрактов;
письменно сообщить контрагенту об отказе от подписания и обосновать его.
Правительство рекомендует учитывать новшества также заказчикам по Закону N 223-ФЗ.

Изменения вступили в силу 18 апреля.

Документ
Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680


19 апреля 2022

Опубликовали поправки об обеспечительной гарантии при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ


Среди прочего установили требования к независимой гарантии при конкурентных закупках у СМСП.

Так, для обеспечения заявок и договоров заказчик примет гарантии, например, банков из перечня по Закону N 44-ФЗ.

В гарантию включают ряд условий, в частности о сроке действия:

не менее 1 мес. с даты окончания срока подачи заявок — для обеспечения заявок;
не менее 1 мес. с даты окончания срока исполнения основного обязательства — для обеспечения договора.
Гарантия для обеспечения договора не должна содержать условие о представлении гаранту судебных актов в подтверждение неисполненных обязательств.

Правительство утвердит среди прочего доптребования к независимой гарантии и ее форму.

Большинство поправок заработает с 1 июля. Положения о закупках нужно привести в соответствие с ними до 1 октября.

Документ
Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ

18 апреля 2022
По Закону N 223-ФЗ ограничили сроки оплаты договоров и оптимизировали строительные закупки


Подписаны поправки о мерах поддержки заказчиков и участников закупок в связи с санкциями. В частности, ограничили сроки оплаты договоров, уточнили правила описания предмета закупки, закрепили возможность приобретать работы по строительству объекта "под ключ". Подробности в обзоре.
Оплата договоров

Заказчики оплачивают товары, работы и услуги в срок не более 7 рабочих дней с даты приемки. Другой срок может быть предусмотрен, в частности, законом. Так, срок оплаты можно установить в положении о закупке.

Напомним, сходные правила недавно определили для закупок у СМСП.

Описание предмета закупки

С 1 июля в описание предмета конкурентной закупки не запрещено включать наименование страны происхождения товара.

Строительные закупки

Заказчики могут приобретать одновременно:

работы по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции или капремонту объекта капстроительства;
оборудование, если оно есть в проектной документации и обеспечивает эксплуатацию объекта.
Новшество действует с 1 июля.

Документ
Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ

15 апреля 2022
Исполнитель по госконтракту не принял дисциплинарных мер — суды увидели в этом недобросовестность


Стороны заключили контракт на охранные услуги. Заказчик расторг его в одностороннем порядке из-за ненадлежащего исполнения. Контролеры включили сведения в РНП.

Три инстанции поддержали такое решение:

работники исполнителя не раз нарушали контракт: во время дежурства спали, находились в нетрезвом виде, причиняли ущерб имуществу заказчика, не обеспечивали пропускной режим;
исполнитель не принял дисциплинарных мер, а только заменил работников. Это не привело к должному результату.
Документ
Постановление АС Уральского округа от 07.04.2022 по делу N А60-33544/2021

14 апреля 2022
ВС РФ напомнил: порядок оценки заявок по Закону N 223-ФЗ не может зависеть от режима налогообложения

Заказчик установил порядок оценки заявок без учета НДС. Контролеры признали это нарушением.

Суды трех инстанций их поддержали, поскольку:

    цену в заявке нужно указывать без НДС. Это вынуждает участников на ОСН снижать ценовое предложение на сумму налога, чтобы оно не превысило НМЦД. В противном случае заявку не стали бы рассматривать;
    такой порядок оценки создает преимущества для плательщиков НДС, поскольку вычет налога из цены в заявке позволяет победить с ценой выше, чем у участников на УСН;
    Закон N 223-ФЗ не разрешает заказчику производить вычеты из ценовых предложений участников.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Мнение о том, что нельзя приводить ценовые предложения участников с разными системами налогообложения к единому базису, ВС РФ высказывал и раньше. Его также разделяют, в частности, АС Московского и Северо-Западного округов, а также Московский УФАС.

Отметим, в практике есть и иной подход.
Документ
Определение ВС РФ от 04.04.2022 N 304-ЭС22-272

13 апреля 2022
Госконтракт не подписали из-за санкций — сведения не включили в РНП


Победитель закупки на поставку сыра не подписал контракт и не представил его обеспечение. Заказчик признал его уклонившимся.

Контролеры не включили сведения в РНП, поскольку победитель:

получил письмо от производителя об удорожании продукции из-за санкций. Закупать продукцию в прежних объемах, но на новых условиях победитель не мог;
предоставил письма еще 14 производителей с информацией о том, что цены на товар повысили.
Аналогичную позицию занимают, в частности:

Тульское УФАС. Контролеры учли, что победитель представил пояснения и письма от производителей о приостановке поставок и удорожании товаров;
Коми УФАС. Антимонопольный орган принял во внимание среди прочего сходные пояснения победителя, его согласие заключить и исполнить контракт на иных условиях, переписку с заказчиком о согласовании обеспечительной гарантии.
Документ
Решение Свердловского УФАС России от 28.03.2022 N 066/06/104-1050/2022


8 апреля 2022
Заказчик по Закону N 223-ФЗ не заключил договор с единственным участником — суды не нашли нарушений


Конкурентную закупку признали несостоявшейся, поскольку только одна заявка отвечала ее условиям. Такое право предусмотрели в положении о закупке. Тендер объявили заново.

Единственный участник пожаловался, что с ним не заключили договор. Контролеры его поддержали.

Суды трех инстанций заняли сторону заказчика:

    единственному участнику не с кем конкурировать, поскольку заявки других участников отклонили. Это позволяет ему удерживать цену на одном уровне, что увеличивает экономические издержки заказчика;
    права единственного участника не ограничили, так как он может участвовать в повторной закупке;
    факта отмены закупки или уклонения от заключения договора с победителем нет, поскольку по положению о закупке тендер признали несостоявшимся. Заказчик планировал провести его заново, чтобы обеспечить конкуренцию;
    по Закону N 223-ФЗ необязательно заключать договор с единственным участником;
    по итогам повторной закупки заказчику предложили более выгодную цену. Заявок было больше.

Отметим, недавно ВС РФ высказывал иное мнение.
Документ
Постановление АС Поволжского округа от 24.03.2022 по делу N А65-13702/2021

7 апреля 2022
ВС РФ разобрался, когда медленное исполнение госконтракта нельзя считать недобросовестным поведением


Контрагент оказывал услуги с отставанием от графика. Заказчик решил, что исполнить контракт в срок не получится, и расторг его в одностороннем порядке.

Контролеры не включили сведения в РНП: факт уклонения от исполнения контракта не доказали, общий срок по нему не нарушили.

Суды трех инстанций с ними согласились, поскольку исполнитель пытался выполнить обязательства, а именно:

вел переписку с заказчиком, а тот подтверждал факт оказания услуг, хотя и с отставанием от графика;
сообщал, какие работы проводили и каких специалистов привлекали;
заключил договоры подряда;
продолжал исполнять контракт, пока односторонний отказ не вступил в силу.
ВС РФ не стал пересматривать дело.

Отметим, в практике есть пример, когда при сходных обстоятельствах суды также не выявили недобросовестного поведения.

Документ
Определение ВС РФ от 28.03.2022 N 302-ЭС22-1755


6 апреля 2022
В третьем чтении приняли поправки об обеспечительной гарантии при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ

Проект среди прочего касается требований к независимой гарантии при конкурентных закупках у СМСП.

Так, для обеспечения заявок и договоров заказчик примет гарантии, например, банков из перечня по Закону N 44-ФЗ (пп. "б" п. 2 ст. 1 проекта на с. 2).

В гарантию включают ряд условий, в частности о сроке действия:

    не менее 1 мес. с даты окончания срока подачи заявок — для обеспечения заявок (пп. "б" п. 2 ст. 1 проекта на с. 3);
    не менее 1 мес. с даты окончания срока исполнения основного обязательства — для обеспечения договора (пп. "д" п. 2 ст. 1 проекта на с. 5).

Гарантия для обеспечения договора не должна содержать условие о представлении гаранту судебных актов в подтверждение неисполненных обязательств (пп. "д" п. 2 ст. 1 проекта на с. 5).

Правительство утвердит среди прочего доптребования к независимой гарантии и ее форму (пп. "д" п. 2 ст. 1 проекта на с. 5–7).

Большинство поправок заработает с 1 июля (п. 1 ст. 3 проекта на с. 9). Положения о закупках нужно будет привести в соответствие с ними до 1 октября (п. 4 ст. 3 проекта на с. 10).
Документ
Проект Федерального закона N 1116818-7

5 апреля 2022
По Закону N 223-ФЗ хотят ограничить сроки оплаты договоров и оптимизировать строительные закупки
В Госдуму внесли законопроект о мерах поддержки заказчиков и участников закупок в связи с санкциями. Среди прочего планируют ограничить сроки оплаты договоров, уточнить правила описания предмета закупки, закрепить возможность приобретать работы по строительству объекта "под ключ". Подробнее в обзоре.
Оплата договоров
Заказчики в документации о закупке сами определяют форму, срок и порядок оплаты товаров, работ, услуг.

Планируют, что заказчики станут оплачивать договоры в срок не более 7 рабочих дней с даты приемки товара, работы, услуги (пп. "а" п. 1 ст. 1 проекта на с. 1‒2). Напомним, сходные правила недавно установили для закупок у СМСП.

Заказчики смогут не применять новшества, если, например, установят иной срок оплаты в положении о закупке. В этом случае в положение нужно включить перечень товаров (работ, услуг) с иным сроком и (или) порядок его определения.

Описание предмета закупки
Предложили не применять правило о том, что при подготовке документации о конкурентной закупке в описание ее предмета нельзя включать наименование страны происхождения товара (пп. "б" п. 1 ст. 1 проекта на с. 2).

Строительные закупки
Хотят закрепить возможность закупать работы по строительству объекта "под ключ" (пп. "г" п. 2 ст. 1 проекта на с. 4‒5). Заказчики смогут приобретать одновременно:

работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капстроительства;
оборудование, если оно есть в проектной документации и оно нужно, чтобы обеспечить эксплуатацию строящегося объекта.
Закрытые закупки
При проведении закрытой закупки по ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчики станут публиковать информацию о ней, а также сведения о заключении и исполнении договора по ее итогам в закрытой части ЕИС без размещения на сайте системы (пп. "б" п. 3 ст. 1 проекта на с. 5, пп. "и" п. 4 ст. 1 проекта на с. 8).

Большинство новшеств может заработать с момента их опубликования (п. 1‒3 ст. 7 проекта на с. 34–35).

Документ
Проект Федерального закона N 99018-8

4 апреля 2022
ВС РФ: ковид-ограничения в стране производителя оправдали просрочку по госконтракту
Поставщик сообщил заказчику, что не может поставить товар из-за ограничений в стране производителя. Заказчик отказался от исполнения контракта. Контролеры не включили сведения в РНП.

Суды трех инстанций поддержали их решение, поскольку поставщик:

не исполнил обязательства в срок по независящим от него обстоятельствам;
предлагал заказчику приостановить действие контракта или расторгнуть его по соглашению сторон;
уведомил о возможности поставить товар к концу года.
ВС РФ не стал пересматривать дело.

Сходную позицию занимают, в частности, АС Восточно-Сибирского и Уральского округов.

Документ
Определение ВС РФ от 23.03.2022 N 301-ЭС22-1801

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК