Главная » Консультант Плюс: Актуальная правовая информация » Госзакупки: главные новости 31 марта 2022

Госзакупки: главные новости 31 марта 2022

01.04.2022

КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам


Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

31 марта 2022
По Закону N 223-ФЗ без согласия нельзя закупать иностранное ПО для объектов значимой инфраструктуры

С 31 марта заказчикам по Закону N 223-ФЗ (кроме организаций с муниципальным участием) запретили закупать без согласования с федеральным ведомством, которое определит Правительство РФ:

иностранное ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов для использования на объектах критической информационной инфраструктуры РФ (далее — объекты КИИ);
услуги, связанные с применением этого ПО на таких объектах.
С 1 января 2025 года, в частности, эти заказчики не смогут также использовать импортное ПО на объектах КИИ.

Правительство РФ среди прочего определит правила согласования указанных закупок.

Документ
Указ Президента РФ от 30.03.2022 N 166


31 марта 2022
С 30 марта госзаказчики устанавливают повышенные авансы при некоторых госзакупках в 2022 году

В 2022 году получатели средств федерального бюджета должны закреплять в контрактах аванс в размере:

от 50 до 90% суммы контракта (но не более ЛБО), если средства на финансовое обеспечение по нему подлежат казначейскому сопровождению;
до 50% суммы контракта (но не более ЛБО) — если не подлежат такому сопровождению.
Речь идет о случаях с пределом аванса в 30% (абз. 2 пп. "а" и пп. "б" п. 18 положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета). При этом для строительных контрактов на сумму более 600 млн руб. предел общего объема авансирования по-прежнему составит 70%.

Кроме того, аванс устанавливают и в контрактах на закупки товаров и услуг для федеральных нужд с запретом на него. Такой запрет приостановили до конца года.

Заказчики также могут увеличить размер аванса до указанных выше размеров в контрактах, которые заключили до дня вступления в силу поправок. Для этого надо соблюсти ряд условий, а также учитывать особенности определения размера обеспечения контракта.

Правительство рекомендует учитывать новшества в том числе региональным и муниципальным заказчикам.

Документ
Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 N 505

30 марта 2022
Суд: в госзакупке с проектной документацией нужно указывать эквивалент товара


Заказчик приобретал работы с проектной документацией. В ней указали товары конкретного производителя, но возможность поставить их эквивалент не установили.

Контролеры посчитали это нарушением: если в проектной документации есть, в частности, конкретный производитель, то в закупке надо приводить условие о возможности поставки эквивалентного товара.

Суд поддержал такое решение:

отсутствие условия об эквиваленте нарушает правила описания объекта закупки. Это может ограничить число участников, у которых есть возможность поставить аналогичную продукцию;
заказчик не доказал, что поставка товаров иных производителей с нужными характеристиками препятствует достижению целей закупки или реализации проектных решений.
Отметим, в практике есть примеры с противоположной позицией. Ее занимают, например, АС Волго-Вятского округа, Удмуртское УФАС.

Документ
Обзор судебной практики в сфере закупок за февраль 2022 года


29 марта 2022

Уточнили требование к кредитному рейтингу банков-гарантов в госзакупках


С начала года к банкам, которые вправе выдавать независимые гарантии, предъявляют требование лишь о наличии кредитного рейтинга.

Правительство зафиксировало показатели такого рейтинга по состоянию на 1 февраля текущего года. Они не поменяются до 1 июля.

Новшества вступили в силу 25 марта.

Документ
Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 446

28 марта 2022
Госконтракты на лекарства и медизделия теперь не учитывают при расчете объема закупок у СМП и СОНКО

В 2022 и 2023 годах, чтобы определить объем закупок у СМП и СОНКО, заказчики исключают из СГОЗ контракты на приобретение лекарств и медизделий.

Изменения касаются закупок федеральных и региональных органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений или унитарных предприятий, а также муниципальных медорганизаций.

Новшества вступили в силу 26 марта.

Документ
Федеральный закон от 26.03.2022 N 64-ФЗ

24 марта 2022
Кабмин уточнил правила ведения РНП в сфере госзаказа и оплаты договоров с МСП по Закону N 223-ФЗ

С 23 марта не включают в РНП поставщиков, не исполнивших обязательства по госконтрактам из-за иностранных санкций или иных внешних ограничений. При этом с поставщиков не сняли ответственность за отказ от исполнения контракта из-за санкций в отношении заказчика.

Срок оплаты по договорам с малым и средним бизнесом в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ сократили с 15 до 7 рабочих дней.

Документ
Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 N 417

23 марта 2022

Контракты на лекарства и медизделия не будут учитывать при расчете объема закупок у СМП и СОНКО

Госдума приняла в третьем чтении поправки к Закону N 44-ФЗ, направленные на упрощение закупок в условиях санкций. В 2022 и 2023 годах, чтобы определить объем закупок у СМП и СОНКО, заказчики исключат из СГОЗ контракты на приобретение лекарств и медизделий (ст. 3 законопроекта).

Изменения касаются закупок федеральных и региональных органов власти, подведомственных им учреждений и предприятий, а также муниципальных медорганизаций.

Документ
Проект Федерального закона N 84920-8

21 марта 2022
ФАС: в закупке по Закону N 223-ФЗ нельзя установить право допуска не отвечающих ее условиям заявок

Заказчик предусмотрел в документации возможность допустить к закупке заявки, которые не отвечают ее условиям по составу документов, если отсутствие или несоответствие последних:

не влияет на содержание и условия заявки, а также на исполнение договора;
не влечет риск неисполнения обязательств.
Участник закупки посчитал это незаконным. Заказчик пояснил: такое условие установили, чтобы исключить отклонение заявок по формальным основаниям.

Контролеров довод не убедил:

заказчик не установил никаких оснований для отклонения заявок;
допуск к закупке полностью зависит от воли заказчика. Это может ограничить конкуренцию.
Документ
Решение ФАС России от 24.02.2022 N 223ФЗ-88/22


18 марта 2022

Минфин разъяснил особенности закупок по Закону N 223-ФЗ для заказчиков, которые попали под санкции
С 7 марта заказчики, которые попали под санкции и (или) ограничения, не размещают в ЕИС информацию о закупках и контрагентах по договорам.

Среди прочего ведомство отметило, что неразмещение в системе сведений — обязанность, а не право заказчика.

Это касается и заказчиков — кредитных организаций. У них есть и дополнительное основание неразмещения сведений: санкции и (или) ограничения установили против лиц, которые контролируют эти организации.

В новом правиле нет переходных положений. Его применяют ко всем закупкам, в том числе к тем, что находятся на этапе определения контрагента.

Чтобы приобрести товары, работы, услуги, указанные заказчики могут применять:

закрытые конкурентные закупки, в том числе электронные;
неконкурентные закупки, при которых сведения о процедуре не размещают в ЕИС.
Документ
Письмо Минфина России от 14.03.2022 N 24-03-08/18813

17 марта 2022
С 22 марта изменят перечни иностранных товаров с условиями допуска к госзакупкам

Из перечня N 1 уберут часть продукции, например:

10.61.21 — муку пшеничную и пшенично-ржаную;
10.73.11 — макаронные и аналогичные мучные изделия;
17.12.73.110 — бумагу мелованную для печати;
20.52.10 — клеи;
23.11.1 — листовое стекло.
В него войдут новые товары, в частности:

10.11.11.120 — телятина парная, остывшая или охлажденная;
10.61.11.000 — шелушеный рис;
13.20.44.120 — медицинская марля;
20.59.52.194 — реактивы химические общелабораторного назначения.
В некоторых позициях уточнят коды-исключения. В частности, для резиновых и пластмассовых изделий.

Из перечня N 2 среди прочего исключат:

27.90.31 — машины электрические и аппараты для пайки мягким и твердым припоем или сварки;
28.30 — сельхозтехнику;
29.10.4 — грузовой автотранспорт.
В него добавят, например:

26.40.31.190 — аппаратуру для воспроизведения звука;
32.2 (кроме 32.20.9) — музыкальные инструменты.
В ряде позиций также поменяют коды-исключения. Например, для компьютеров и периферийного оборудования.

Документ
Приказ Минфина России от 05.03.2022 N 30н


16 марта 2022

Сдаем отчет о госзакупках у СМП и СОНКО за 2021 год

Заканчивается срок публикации в ЕИС отчета о закупках у СМП и СОНКО. С прошлого раза отчет скорректировали. В нем учитывают больше контрактов. Сама форма не сильно изменилась. Ее привели в соответствие с законодательством. Напомним, на какие важные моменты обратить внимание при подготовке отчета.

Разместить отчет должны все госзаказчики. Последний день, когда можно это сделать, — 31 марта.

Подробности:

  • Кто и когда должен разместить отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО

С 2022 года нужно достигать повышенный минимум закупок у СМП и СОНКО. Однако при составлении отчета за 2021 год этого делать не надо, поскольку в прошлом году обязательный минимум был другой.

Подробности:

  • Как определить объем закупок у СМП и СОНКО

Заполняя вкладку "Информация об объеме закупок", обратите внимание на важные моменты:

  • в позиции 2 при указании объема финансирования по контрактам с едпоставщиком отражают в том числе электронные малые закупки;
  • в позиции 6 приводят объем фактического привлечения СМП и СОНКО в качестве субподрядчиков и соисполнителей. Если он выше величины из контракта, учитывают лишь сумму, на которую требовалось их привлечь.

Подробности:

  • Как заполнить вкладку "Информация об объеме закупок"

Во вкладке "Информация о заключенных контрактах" указывают реестровые номера всех контрактов, что учитывали в предыдущем разделе. За их отсутствие могут наказать.

Подробности:

  • Как заполнить вкладку "Информация о заключенных контрактах"

Отчет размещают в ЕИС с помощью усиленной квалифицированной ЭП. Следует убедиться, что к нужному моменту срок ее действия не истек.

Подробности:

  • Как подписать и разместить отчет в ЕИС

Если ошибиться в отчете, опубликовать его с опозданием или вовсе не разместить, могут наказать.

Подробности:

  • Какая ответственность есть за нарушения, связанные с размещением отчета

15 марта 2022
Правительство установило дополнительные случаи и порядок госзакупок у едпоставщика до конца года

С 11 марта закупать неконкурентным способом можно чаще. Правительство в рамках антикризисных поправок определило новые случаи закупок у едпоставщика, а также порядок их проведения по 31 декабря 2022 года включительно. Подробнее об этом в обзоре.
Дополнительные случаи закупок у едпоставщика
Проводить закупки неконкурентным способом можно, если:

едпоставщика или закупку для государственных и (или) муниципальных нужд определили в протоколе заседания правительства, координационного или совещательного органа под председательством главы правительства, правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций;
закупку проводят для федеральных нужд у едпоставщика, которого определили в поручении председателя правительства для реализации решений правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций;
закупку проводят за счет средств резервных фондов правительства, высших исполнительных органов региона.
Порядок проведения закупки
У таких закупок есть особенности. Так, для них нужен акт правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации. В него включают ряд обязательной информации, например о предмете контракта и сроке, на который его заключают.

В контракте с едпоставщиком указывают основание для такой закупки из перечисленных выше и прикладывают к нему обоснование цены.

Не позднее 3 рабочих дней со дня, который следует за днем заключения контракта, в контрольный орган направляют уведомление о закупке. К нему прикладывают копию контракта.

Документ
Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 339
Связанные новости

11 марта 2022
ВС РФ: поставка товара по заявкам госзаказчика не означает, что надо выбрать весь объем

Стороны заключили контракт на поставку товара. Обязательства выполняли по заявкам.

В период действия контракта заказчик выбрал не весь объем. После того, как его срок истек, поставщик в претензиях требовал сделать выборку полностью.

Суды трех инстанций не согласились с таким требованием:

в контракте нет обязанности выбрать весь объем и ответственности за ее неисполнение. Условие контракта о поставке партии товара по заявкам заказчика не означает, что тот должен приобретать продукцию, в которой нет потребности;
факт того, что заказчик не направлял заявки на поставку товара, в том числе всего объема, нельзя считать нарушением условий контракта;
для поставки товара нужна заявка заказчика. Нельзя обязать принять продукцию, заявки по которой нет;
на момент предъявления претензии срок действия контракта истек. Обязательства по поставке и приемке прекратились.
ВС РФ не стал пересматривать дело.

Документ
Определение ВС РФ от 28.02.2022 N 301-ЭС21-29622

9 марта 2022
Определили, когда информацию о закупках по Закону N 223-ФЗ не размещают в ЕИС

Речь идет о закупках заказчиков, в отношении которых ввели санкции и (или) ограничения, в том числе заказчиков – кредитных организаций, если такие меры установили против лиц, что контролируют эти организации.

С 7 марта информацию об их закупках, поставщиках, подрядчиках, исполнителях по договорам не размещают в ЕИС.

Документ
Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 N 301

04.03.2022

Довод об удорожании товара не помог победителю избежать РНП за просрочку подписания госконтракта

Победитель закупки на поставку продуктов вовремя не подписал контракт и не предоставил обеспечение. Заказчик признал его уклонившимся и направил сведения для включения в РНП.

Победитель пояснил, что вынужденно не заключил контракт, поскольку цены на продукцию выросли. Он подтвердил это коммерческими предложениями с расценками, которые действовали на даты проведения закупки и подписания контракта. Цена товара стала выше, чем он предложил в заявке.

Контролеров такой довод не убедил:

- победитель сам формировал ценовое предложение, снизив его относительно НМЦК;

- коммерческие предложения не доказывают невозможность исполнить контракт. Можно было бы обратиться и к иным поставщикам;

- закупка имеет важную социальную направленность - обеспечение пациентов учреждения здравоохранения питанием. Такое обеспечение нельзя произвести в срок из-за уклонения от заключения контракта.

Сведения включили в РНП. Отметим, в практике есть пример, когда изменение цен на товары спасло победителя закупки от РНП.

Документ: Решение Пензенского УФАС России от 14.01.2022 N 058/06/104-39/2022


03.03.2022

УФАС: доптребования в госзакупке нужны при ремонте не только автодороги, но и ее элементов

В антимонопольный орган поступила жалоба, что заказчик не установил доптребования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности. Заказчик пояснил, что не сделал этого, поскольку приобретал работы по ремонту тротуара, а не автодороги.

Контролеры его не поддержали: по закону об автодорогах тротуар - это элемент их обустройства. Значит, доптребования надо устанавливать. НМЦК закупки позволяет это сделать.

Отметим, Мурманское УФАС считает, что доптребования нужны также при закупке работ по уборке тротуаров.

Документ: Решение Оренбургского УФАС России от 07.02.2022 по делу N 056/06/31-78/2022

02.03.2022

Банк России повысил ключевую ставку более чем в 2 раза

С 28 февраля ключевая ставка равна 20%. Это уже второе повышение с начала года: 2 недели назад регулятор уже повышал показатель на 1 процентный пункт до 9,5%.

ЦБ РФ рассчитывает, что значительный рост ключевой ставки позволит увеличить ставки по депозитам. Это поможет компенсировать риски девальвации и инфляции.

Документ: Информация ЦБ РФ от 28.02.2022

28.02.2022

КС РФ указал, когда победителя госзакупки могут счесть недобросовестным и обязать вернуть деньги

Контролеры выяснили, что победитель закупки вопреки ее условиям подал заявку на участие в аукционе без правильно оформленной лицензии на оказание услуг. Это сочли недобросовестной конкуренцией.

Суды согласились с такой трактовкой, ведь другие участники с надлежащим разрешением не смогли выиграть закупку. Победителя обязали вернуть в бюджет доход по частично исполненному контракту. Он отказался и дошел до КС РФ.

КС РФ среди прочего назвал обстоятельства, при которых участие в аукционе без правильно оформленной лицензии и исполнение контракта, заключенного по его итогам, нельзя считать недобросовестной конкуренцией. Речь идет о таких обстоятельствах:

- комиссия по закупкам может выявить подобное нарушение условий аукциона при обычной внимательности и осмотрительности;

- участник закупки специально не скрывал свое несоответствие требованиям закупки.

Участника можно обвинить в недобросовестной конкуренции, если он ввел заказчика в заблуждение, чтобы получить конкурентное преимущество, и тем самым затруднил работу комиссии по выбору поставщика. Пример таких действий - в заявке указали заведомо ложные сведения и приложили к ней подложные документы.

Если действия победителя закупки признают недобросовестной конкуренцией, от него могут потребовать перечислить в бюджет все полученное по контракту.

Документ: Постановление КС РФ от 17.02.2022 N 7-П

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК