Главная » Консультант Плюс: Актуальная правовая информация » Госзакупки: главные новости 31.05.2021

Госзакупки: главные новости 31.05.2021

31.05.2021

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


31.05.2021
Конфликт интересов: поправки к Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ прошли первое чтение
По Закону N 223-ФЗ руководитель заказчика, член комиссии по закупкам примут меры, чтобы при закупке не возникало конфликта интересов. Поправки прошли первое чтение.
Членами комиссии не станут:
- физлица с личной заинтересованностью в закупке;
- участники (акционеры) организаций, которые подали заявки, члены их органов управления, кредиторы;
- иные физлица из положения о закупке.
В Законе N 44-ФЗ уже есть перечень возможных участников конфликта интересов. Этот список уточнят. В частности, конкретизируют, какие органы управления юрлица - участника закупки вступят в конфликт интересов с заказчиком. Например, учредитель унитарной организации.
За тем, чтобы не возникло угрозы конфликта интересов, проследят, в частности, руководитель и работники контрактной службы, члены комиссии по закупкам, контрактный управляющий.
Документ: Проект Федерального закона N 1145363-7

28.05.2021
ВС РФ: госзаказчик незаконно не учел протокол разногласий - оснований для включения в РНП нет
Победитель закупки вовремя направил заказчику протокол разногласий к проекту контракта. В нем он указал, что не может ознакомиться с контрактом, поскольку файл не открывается, и просил представить корректный файл. Победитель подтвердил это распечаткой из ЕИС.
Заказчик не стал рассматривать протокол и признал победителя уклонившимся:
- протокол не отвечал требованиям Закона N 44-ФЗ. В нем не указано, какие положения проекта контракта не соответствуют документации, извещению о закупке или заявке. Заказчик не вправе принимать такой протокол;
- подписанный контракт и его обеспечение не направлены.
Контролеры и суды не нашли оснований для включения победителя в РНП и посчитали действия заказчика незаконными. Тот обязан был обработать протокол и принять одно из решений:
- внести изменения в проект контракта;
- повторно направить победителю первоначальный контракт.
Суды также отметили:
- нечитаемый файл с проектом контракта не позволяет ознакомиться с ним, направить возражения при их наличии и подписать его;
- в поведении победителя нет недобросовестности. То, что он затягивал сроки подписания контракта, не доказано. Из протокола ясно, что победитель хотел заключить контракт после ознакомления с его условиями.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, если разногласия посчитают необоснованными, победителя могут признать уклонившимся.
Документ: Определение ВС РФ от 13.05.2021 N 309-ЭС21-5790

27.05.2021
Закупать продукцию и услуги СМИ у едпоставщика по специальному основанию смогут все госзаказчики
В Госдуму внесли проект об изменении п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Сейчас по этому основанию можно закупить у едпоставщика:
- конкретные печатные или электронные издания у издателей при наличии у них исключительных прав или лицензий;
- услуги по предоставлению доступа к этим электронным изданиям.
Перечень продукции СМИ предложили дополнить сетевыми изданиями, а норму - распространить на всех госзаказчиков. Сейчас ее могут применять только государственные и муниципальные образовательные организации, библиотеки или государственные научные организации.
Документ: Проект Федерального закона N 1178956-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1178956-7)

26.05.2021
Минэкономразвития утвердило требования энергоэффективности товаров для госзакупок
С 18 ноября заказчики должны устанавливать требования энергоэффективности при закупке товаров со следующими кодами ОКПД2:
- 27.11.23, 27.11.24, 27.11.25 - двигатели электрические асинхронные;
- 26.40.20 - телевизоры;
- 28.13 - насосы для воды;
- 27.51.15.110 - комнатные вентиляторы;
- 28.25.12 - кондиционеры воздуха.
Новшества не применяются в случае, когда продукция, отвечающая таким требованиям, будет несовместима с товарами заказчика.
Документ: Приказ Минэкономразвития России от 22.03.2021 N 131

25.05.2021
Как рассчитать цену госконтракта в рамках квотирования, если в ГИСП не хватает сведений
С начала года действует постановление о минимальной доле закупок российских товаров. Для обоснования НМЦК рыночным методом ценовые запросы надо направлять субъектам промышленной сферы из ГИСП.
Минпромторг пояснил: если сведений в системе недостаточно, то заказчик вправе направить дополнительные запросы иным поставщикам. Можно также брать информацию в ЕИС по безупречно исполненным контрактам.
Сходные положения ведомство предлагало закрепить законодательно. Кроме того, оно разъясняло, если компаний мало или сведений о них нет в ГИСП либо такие данные неполные, то стоит зафиксировать это. Например, сделать скриншот и отправить в Минпромторг (Metod@minprom.gov.ru).
Документ: Письмо Минпромторга России от 02.03.2021 N 15387/12

21.05.2021
Хотят расширить перечень иностранных медизделий с ограничением допуска к госзакупкам
Минпромторг предложил включить в перечень медизделий N 1, утвержденный Постановлением N 102, 2 позиции:
- 32.50.13.110, 32.50.13.190 - порт/катетер инфузионный/инъекционный, имплантируемый;
- 32.50.50.000, 32.50.50.190 - термоиндикатор для контроля "холодовой цепи".
Напомним, с 1 января 2021 года код 32.50.50.000 по ОКПД2 исключили из классификатора. По проекту участники закупок таких медизделий смогут использовать регистрационные удостоверения со старым кодом по ОКПД2.
Общественное обсуждение проекта завершается 28 мая.
Документы: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=115710)
Как применить ограничения при закупке медицинских изделий

20.05.2021
Со следующего года планируют увеличить объем закупок у СМСП по Закону N 223-ФЗ
Минфин разработал проект постановления в поддержку СМСП. Среди прочего вырастет обязательная доля участия таких субъектов в закупках. Общий годовой объем закупок у них составит не менее 30% вместо 20%. При этом доля стоимости договоров с СМСП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, вырастет до 20% вместо 18% (абз. 3 пп. "б" п. 1 проекта изменений).
Достигать минимума обяжут практически всех заказчиков по Закону N 223-ФЗ вместо отдельных категорий (абз. 2 пп. "б" п. 1 проекта изменений). Правила смогут не применять только юрлица из ч. 2 ст. 1 этого Закона, если они СМСП (пп. "а" п. 1 проекта изменений).
Новшества могут заработать уже с 1 января 2022 года.
Общественное обсуждение проекта завершится 31 мая.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=115950)

19.05.2021
Заказчик по Закону N 223-ФЗ должен убедиться, что участник дал согласие исполнить договор
Заказчик требовал согласия исполнить договор. Он дал участникам возможность сделать это двумя способами: в виде отдельного документа или с помощью интерфейса электронной площадки (ЭП).
Один из участников использовал интерфейс ЭП, но его заявку отклонили. Согласие не отображалось из-за сбоя на ЭП. Участник посчитал это незаконным, но контролеры его не поддержали:
- при рассмотрении заявки согласия не было;
- в Законе N 223-ФЗ и положении о закупке нет обязанности выяснять у оператора ЭП, было подано согласие или нет. Кроме того, в названном Законе есть запрет на переговоры между заказчиком, оператором и участником закупки, если такие переговоры дают преимущества или разглашают конфиденциальную информацию.
Суды не согласились с этим решением:
- оператор ЭП подтвердил, что согласие в составе заявки представлено, но заказчик не смог его увидеть из-за сбоя на площадке. Однако это не основание считать, что согласия нет;
- участники на свое усмотрение могли дать согласие одним из двух способов. Специальных требований к нему в закупочных документах нет. Заказчик должен был проверить, подавалось ли согласие через интерфейс ЭП. Для этого он мог запросить данные у оператора ЭП. Запрет на переговоры не нарушается, поскольку запрос не дает преимуществ в закупке. В результате него не разглашается конфиденциальная информация, а обеспечивается конкуренция.
Документы: Постановление АС Северо-Западного округа от 28.04.2021 по делу N А21-3939/2020

13.05.2021
Правительство сократило сроки оплаты по госконтрактам для некоторых заказчиков
С 14 мая при заключении контрактов в 2021 году федеральные заказчики должны предусмотреть в них предельный срок оплаты - 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке. Новшества не применяются, например, в контрактах для нужд обороны и безопасности государства при ряде условий.
В контрактах, которые должны исполняться в декабре 2021 года и (или) декабре следующих финансовых годов, надо указывать специальный срок оплаты:
- не позднее чем за 1 рабочий день до окончания текущего финансового года в пределах ЛБО на такой год, если исполнение выпало с 1-го по 20-е число включительно;
- в очередном финансовом году в пределах ЛБО на следующий финансовый год либо в пределах ЛБО очередного финансового года, если исполнение предстоит с 21-го по 31-е число включительно.
Правила для "декабрьских" контрактов не применяются, в частности, в ряде закупок у едпоставщика.
Требования к срокам оплаты надо учитывать также и в других случаях, например в контрактах для региональных и муниципальных нужд, если обязательства по ним софинансировались из федерального или регионального бюджета.
Документ: Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 N 667

12.05.2021
Утвержден порядок расчета НМЦК для закупок охранных услуг
Росгвардия утвердила правила расчета НМЦК для закупки охранных услуг и цены контракта на такие услуги с единственным исполнителем. Документ можно не применять, если контракт заключают с единственным исполнителем, которого определяет президент или правительство. Рассчитывать цены по новым правилам нужно при проведении закупок, извещения о которых разместят в ЕИС 9 мая 2021 года и позже.
В документе предусмотрены разные порядки расчета:
- для объектов, которые могут охранять ЧОПы;
- объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
При этом правила сбора информации и ее анализа заказчиком похожи. Так, чтобы рассчитать НМЦК для закупки услуг для объекта, который может охранять ЧОП, нужно:
- направить запрос о стоимости услуг не менее чем 3 потенциальным исполнителям и провести поиск информации в реестре контрактов. Заказчик также вправе разместить запрос цен в ЕИС;
- рассчитать среднее арифметическое от найденных цен;
- определить коэффициент вариации.
Если коэффициент выше 15%, нужно провести дополнительный поиск информации о ценах, если 15% или ниже - в качестве НМЦК можно использовать среднее арифметическое от цен.
Документ: Приказ Росгвардии от 15.02.2021 N 45

12.05.2021
Контрагенты участника нарушили сроки из-за пандемии - довод помог в суде оспорить включение в РНП
Стороны по госконтракту определили, что работы нужно выполнить за 22 дня с даты его подписания. Спустя несколько недель заказчик составил акты о том, что к работам не приступили. Он уведомил участника, что отказывается от контракта.
Участник попросил перенести срок выполнения работ, но ему отказали. В итоге УФАС включило его в РНП.
Решение участник успешно обжаловал. Две инстанции его поддержали:
- участник пытался исполнить обязательства: запрашивал информацию о товаре, вел переписку с контрагентами и заказчиком;
- контрагенты не выполнили обязательства из-за обстоятельства непреодолимой силы - пандемии.
Учитывая это, а также период выполнения обязательств, отказы заказчика продлить сроки, заменить товар на аналогичный от другого производителя, суды согласились, что участник действовал добросовестно. Для нарушения срока были объективные причины.
Документ: Постановление 9-го ААС от 26.04.2021 по делу N А40-185414/2020

11.05.2021
Успешный опыт по предмету закупки помог избежать РНП за просрочку подписания госконтракта
Победитель вовремя не подписал контракт, поскольку ответственного за это сотрудника не было на работе по семейным обстоятельствам.
Заказчик признал победителя уклонившимся.
Победитель пояснил, что отказываться от контракта не хотел:
- на ответственного сотрудника наложен штраф за просрочку исполнения обязанностей. Это подтверждает внутренний приказ;
- у победителя есть безупречный опыт исполнения аналогичных контрактов, которые он представил в антимонопольный орган.
Контролеры не нашли оснований для включения в РНП.
Документ: Решение Бурятского УФАС России от 14.04.2021 N 003/06/104-331/2021

30.04.2021
Минфин дал рекомендации по закупкам в майские нерабочие дни
Президент объявил дни с 4 по 7 мая включительно нерабочими. В связи с этим Минфин выпустил разъяснения. Срок подачи заявок по госзакупкам, который исчисляется только рабочими днями, заказчикам рекомендовали продлить на период нерабочих дней.
Кроме того, разъяснили:
- Даты процедур подачи окончательных предложений о цене госконтракта, проведения электронного аукциона автоматически переносятся операторами электронных площадок на ближайший рабочий день;
- даты проведения строительных электронных аукционов в силу специальных норм Закона N 44-ФЗ не переносятся, они проводятся через 4 часа после окончания подачи заявок;
- иные сроки, которые истекают в нерабочие дни, оканчиваются в ближайший следующий за ними рабочий день;
- в период нерабочих дней банки и операторы электронных площадок круглосуточно осуществляют информационное взаимодействие.
Аналогичные рекомендации ведомство направило участникам и заказчикам по Закону N 223-ФЗ.
Документ: Информация Минфина России от 28.04.2021 (https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37461-minfin_rossii_napravil_informatsiyu_ob_osushchestvlenii_zakupok_v_nerabochie_dni_v_mae_2021_goda)

30.04.2021
Госзаказчик не обязан согласовывать проект банковской гарантии при заключении контракта
Победитель закупки вовремя подписал контракт и представил банковскую гарантию для его обеспечения. Заказчик признал его уклонившимся, поскольку гарантия не отвечала требованиям документации. Контролеры это подтвердили.
Победитель пояснил: чтобы исключить споры по банковской гарантии, он заранее направил заказчику ее проект на согласование по электронной почте, но ответа не получил.
Антимонопольный орган отметил:
- по Закону N 44-ФЗ заказчик не должен согласовывать банковскую гарантию. В нем также нет оснований для переговоров сторон вне ЕИС при заключении контракта;
- обеспечение исполнения контракта - обязанность победителя закупки. За корректность он отвечает сам.
Аналогичную позицию занимают Ивановское, Коми и Омское УФАС.
Документ: Решение Московского УФАС России от 30.03.2021 по делу N 077/06/106-5177/2021

29.04.2021
Если госконтракт исполнен, суд может не признать его ничтожным даже при нарушении процедуры закупки
Комиссия заказчика признала участника победителем закупки. Контракт был заключен, однако впоследствии заказчик решил отказаться от него и подписал контракт с другим участником. Мотивом для отказа послужило несоответствие победителя закупки требованиям.
Первоначальный победитель доказал, что выводы о его несоответствии требованиям не обоснованы. Суды согласились, что оснований для отказа от контракта не было, но не стали расторгать контракт с другим участником, поскольку он уже исполнил его.
Суды также отметили: заявитель, имея на руках подписанный контракт, работы не выполнял, действия заказчика своевременно не обжаловал.
Документ: Постановление 21-го ААС от 12.04.2021 по делу N А84-1746/2018

28.04.2021
УФАС отменило аукцион по Закону N 223-ФЗ за несоблюдение минимальной доли закупок российских товаров
Заказчик приобретал бульдозеры. Участник пожаловался, что объект закупки описан под иностранного производителя. Между тем можно поставить российский товар из реестра промпродукции. В плане закупки на 2021 год предусмотрена лишь одна такая поставка. Требования о квотировании российских товаров нарушены, поскольку превышена максимальная доля закупок иностранной продукции.
Контролеры поддержали участника. Под описание объекта закупки подходит лишь китайский товар. В рамках квотирования предусмотрено, что минимальная доля закупок отечественных бульдозеров в 2021 году - 90%. Значит, доля приобретения иностранной продукции - не более 10%. По плану закупки на 2021 год больше таких поставок нет. Объявив закупку на приобретение 2-х иностранных бульдозеров, заказчик превысил максимальную долю закупок иностранных товаров.
Антимонопольный орган выдал предписание об отмене закупки.
Документ: Решение Сахалинского УФАС России от 22.03.2021 по делу N 065/07/3-168/2021

27.04.2021
Определили НМЦК, при которых по Закону N 44-ФЗ нельзя закупать разнотипные медизделия одним лотом
С 1 июля 2021 года в одну закупку нельзя объединить медизделия разных видов по номенклатурной классификации, если превышена определенная сумма. Размер НМЦК зависит от того, сколько денег на медизделия израсходовано в прошлом году:
- 600 тыс руб., если потрачено до 50 млн руб.;
- 1 млн руб. - от 50 млн руб. до 100 млн руб.;
- 1,5 млн руб. - более 100 млн руб.
В некоторых случаях это требование можно не соблюдать. Например, при закупке медизделий вместе с расходными материалами для них.
Документ: Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 N 620

26.04.2021
Победитель госзакупки должен убедиться, что обеспечение контракта поступило на счет заказчика
Победитель закупки подписал контракт в последний день и приложил платежное поручение на сумму обеспечения. Через 2 дня он сообщил заказчику, что в ближайшее время изменит способ обеспечения на банковскую гарантию.
Заказчик признал победителя уклонившимся от заключения контракта: деньги на счет не поступили. Обеспечения нет. Сведения включили в РНП.
Победитель пояснил, что уклоняться не хотел. Контракт подписал, обеспечение внес. Контролеры и суды его не поддержали:
- в платежном поручении нет отметки о датах поступления денег в банк победителя и списании средств с его счета. Статус документа - "в обработке";
- банковскую гарантию получили после окончания срока для подписания контракта. Это не оправдывает победителя;
- из-за срыва контракта заказчику пришлось провести повторную закупку. По этой причине сдвинулись сроки работ.
Включение в РНП законно: победитель вел себя небрежно и не проявил заботливости при заключении контракта.
Документ: Постановление 9-го ААС от 05.04.2021 по делу N А40-186194/2020

23.04.2021
Замена некачественного товара не спасла поставщика от штрафа за ненадлежащее исполнение госконтракта
Заказчик при приемке выявил некачественный товар.
Поставщик заменил продукцию в пределах срока поставки.
Заказчик оплатил товар и потребовал штраф за ненадлежащее исполнение контракта. Поставщик с этим не согласился: он заменил товар, а заказчик его принял и оплатил. В этом случае допустима неустойка за просрочку поставки.
Мнения судов разделились. Первая инстанция поддержала заказчика.
Апелляция заняла другую позицию. Она оценила поставку ненадлежащего товара с последующей заменой как просрочку поставки. Оснований для штрафа нет, а неустойку за просрочку заказчик не предъявлял.
Кассация отменила такое решение и поддержала первую инстанцию. Ни в Законе N 44-ФЗ, ни в контракте не установлено, что замена товара освобождает от ответственности за некачественную поставку.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, в практике есть и другое мнение.
Документ: Определение ВС РФ от 12.04.2021 N 307-ЭС21-3342


22.04.2021
Разъяснения заказчика не должны противоречить документации о закупке по Закону N 223-ФЗ
Заказчик закупал услуги по страхованию транспорта. Участники просили уточнить количество мест одного из автомобилей, чтобы рассчитать страховую премию. Заказчик разъяснил: "количество посадочных мест 16 + 1".
Участник закупки пожаловался, что некоторые заявки незаконно допустили к торгам. С учетом ответа заказчика они должны предложить цену исходя из тарифа за 17 пассажирских мест, а не за 16.
Заказчик пояснил контролерам:
- он дал информацию о количестве посадочных мест, а не пассажирских;
- категория транспорта предусматривает, что место водителя не относится к пассажирским, но является посадочным. Количество "16 + 1" означает 16 пассажирских мест и 1 место водителя;
- участники правильно рассчитали страховую премию исходя из базового тарифа за 16 мест.
Антимонопольный орган посчитал, что заказчик дал некорректные разъяснения. Он не уточнил, что именно надо понимать под количеством мест. Его ответ противоречит документации.
Документ: Решение Московского УФАС России от 27.11.2020 по делу N 077/07/00-20347/2020

20.04.2021
Суды выяснили, подойдет ли исполненный контракт без приложений для госзакупки с доптребованиями
Заявку участника аукциона с доптребованиями отклонили. В подтверждение опыта среди прочего он представил копию исполненного контракта без приложений - графиков выполнения и оплаты работ.
Заказчик пояснил: по Закону N 44-ФЗ направлять подтверждающие документы должен оператор. При оценке опыта приложения не учитывались, поскольку получены во второй части заявки от участника.
Контролеры с этим не согласились: если в заявке нет приложений к копии контракта, это не значит, что у участника нет опыта. Кроме того, сведения о контракте есть в реестре. Заказчик мог ознакомиться в том числе с приложениями.
Суды поддержали антимонопольный орган. Документы представлены полностью. Если есть копия контракта без приложений, которые не влияют на оценку опыта, то отклонять заявку нельзя.
Такую позицию занимают, в частности, АС Уральского округа, АС Волго-Вятского округа, ФАС России.
Отметим, Минфин считает иначе.
Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 29.03.2021 по делу N А58-4229/2020

19.04.2021
Поправки о банковской гарантии при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ прошли первое чтение
Планируют ввести требования к обеспечительной гарантии при конкурентных закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ. Так, заказчик примет гарантии банков из перечня по Закону N 44-ФЗ. Сведения о них должны быть в одном из реестров по этому закону.
В гарантию включается ряд условий, в частности, о сроке действия:
- не менее 1 мес. с даты окончания срока подачи заявок - для обеспечения заявок;
- не менее 1 мес. с даты окончания срока исполнения основного обязательства - для обеспечения договора.
У гарантии для обеспечения договора есть нюансы. Например, она не должна содержать условие о представлении банку судебных актов в подтверждение неисполненных обязательств.
Правительство утвердит среди прочего доптребования к гарантии и ее типовую форму.
Планируется, что новшества заработают с 1 января 2022 года.
Документ: Проект Федерального закона N 1116818-7

15.04.2021
Закупки по Закону N 223-ФЗ: можно ли бороться с демпингом с помощью условий оценки заявок
Заказчик проводил открытый конкурс. В документации о закупке было условие: если участник предлагал цену ниже НМЦД на 25% или более, то заявке присваивали максимальное количество баллов по стоимостному критерию. При этом другие заявки получали тем больше баллов, чем больше составляло снижение цены.
Один из участников не согласился с результатами закупки и обратился в УФАС. При равном количестве баллов заявитель предложил более выгодную цену договора, чем победитель конкурса. УФАС поддержала участника.
Суды не согласились с решением контролеров. По положению о закупке заказчик вправе устанавливать особый порядок оценки заявок с демпинговыми ценами. Такой подход не ограничивает права участников на снижение цены договора, а позволяет выявить наиболее выгодное предложение и избежать некачественного исполнения. В пользу заказчика сыграло и то, что критерий отнесения цены к демпинговой аналогичен критерию, установленному в Законе N 44-ФЗ.
В судебной практике встречаются примеры противоположного подхода. ФАС также считает, что подобный порядок оценки необъективен.
Документ: Постановление 9-ого ААС от 23.03.2021 по делу N А40-160517/2020

15.04.2021
Суды напомнили: техплан сооружения не нужен в заявке на участие в госзакупке с доптребованиями
Заказчик проводил строительный аукцион с доптребованиями. Чтобы подтвердить опыт, участник представил среди прочего копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Заказчик допустил его к закупке.
Контролеры посчитали, что делать этого было нельзя. Опыт не подтвержден, поскольку в копии разрешения указано, что оно недействительно без техплана сооружения. Такое требование есть в форме разрешения. Участник техплан не приложил.
Суд первой инстанции поддержал антимонопольный орган. Апелляция и кассация с этим не согласились:
- техплан нужен для кадастрового учета и (или) регистрации прав на недвижимость. Он не подтверждает опыт участника;
- в доптребованиях и закупочной документации нет такого документа. Если участник не представил техплан, это не значит, что заявку надо отклонить.
Аналогичную позицию занимают, в частности, АС Восточно-Сибирского округа, АС Московского округа, ФАС России.
Есть и противоположное мнение.
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 31.03.2021 по делу N А29-2578/2020

14.04.2021
Может ли госзаказчик передать свою функцию стройконтроля подрядчику, ведущему строительство
Заказчик провел один за другим электронные аукционы: на капремонт здания и на строительный контроль в отношении этого объекта. Контракты по итогам закупок заключили с одним и тем же участником. Однако прокуратура оспорила в суде контракт на услуги стройконтроля.
Суды признали закупку и сделку недействительными. Они указали: градостроительное законодательство требует, чтобы контроль вела каждая из сторон договора подряда. Заказчик не вправе передать подрядчику свою функцию, иначе цель контроля не будет достигнута.
Напомним, ФАС России разъясняла: ситуация, когда подрядчик фактически осуществляет контроль "над самим собой", недопустима. Заказчик обязан обеспечить контроль самостоятельно или с привлечением третьего лица.
В административной практике встречается и другая позиция. Так, Новосибирская УФАС в похожем случае не нашла нарушений.
Документ: Постановление 17-ого ААС от 22.03.2021 по делу N А60-50865/2020

13.04.2021
Суды: при госзакупке остаточный срок годности продуктов можно указывать в процентах
Заказчик закупал мясные продукты. Требование к остаточному сроку годности товаров он указал в процентах.
Контролеры признали это ограничением конкуренции. По их мнению, срок годности нужно указывать:
- как конкретную дату. Когда она наступает, товар непригоден;
- в виде периода использования или употребления.
Суды с этим не согласились:
- Закон N 44-ФЗ не запрещает устанавливать требование к остаточному сроку годности в процентах;
- такое условие заказчик указал исходя из своих потребностей. Оно не ограничивает конкуренцию;
- нет доказательств того, что кто-то не допущен к закупке или не смог в ней поучаствовать из-за этого требования.
Отметим, у некоторых контролеров сложилось мнение, что нельзя указывать остаточный срок годности в процентах. Так считает, в частности, Ставропольское УФАС (например, решение от 09.04.2020, решение от 28.04.2020).
Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 24.03.2021 по делу N А63-7364/2020


12.04.2021
В Закон N 223-ФЗ хотят ввести, а в госзакупках уточнить положения о конфликте интересов
По Закону N 223-ФЗ руководитель заказчика, член комиссии по закупкам примут меры, чтобы в закупке не возникало конфликта интересов (с. 1 проекта). Поправки внесли в Госдуму.
Членами комиссии не станут (с. 2 проекта):
- физлица с личной заинтересованностью в закупке;
- участники (акционеры) организаций, которые подали заявки, члены их органов управления, кредиторы;
- иные физлица из положения о закупке.
В Законе N 44-ФЗ уже есть перечень возможных участников конфликта интересов. Проектом уточнят этот список. В частности, конкретизируют, какие органы управления юрлица - участника закупки вступят в конфликт интересов с заказчиком (с. 4 проекта). Например, учредитель унитарной организации.
За тем, чтобы не возникло угрозы конфликта интересов, проследят, в частности, руководитель и работники контрактной службы, члены комиссии по закупкам, контрактный управляющий (с. 5 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 1145363-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1145363-7)

12.04.2021
Заказчик по Закону N 223-ФЗ не может учитывать разные режимы налогообложения при оценке заявок
Заказчик проводил запрос котировок и установил две НМЦД: с НДС и без него. Если участник не платит НДС, то цена в заявке не может превышать НМЦД без налога. Все ценовые предложения заказчик собирался оценивать без учета НДС, но контракт планировал заключить по цене, указанной в заявке победителя.
УФАС признал заказчика нарушившим Закон N 223-ФЗ, и суды с этим согласились. Плательщики НДС оказались в преимущественном положении из-за разных подходов к оценке заявок. Заказчик должен был определить одну НМЦД.
ВС РФ занимает аналогичную позицию. ФАС России также отмечала, что заказчик не вправе производить вычеты из ценовых предложений или устанавливать иные особенности оценки в отношении разных категорий налогоплательщиков.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.03.2021 по делу N А70-3079/2020

09.04.2021
Отклонять ли заявку на участие в госзакупке, если решение об одобрении крупной сделки просрочено
Участник электронного аукциона представил в составе второй части заявки протокол внеочередного собрания участников об одобрении крупной сделки. Заказчик отклонил заявку из-за истечения срока действия решения об одобрении сделки. По его мнению, представление протокола означало, что для участия в закупке решение необходимо.
ФАС России признал жалобу участника обоснованной и установил нарушение заказчиком положений Закона N 44-ФЗ. Контролеры отметили, что заказчик не доказал необходимость одобрения сделки общим собранием акционеров.
Суд поддержал вывод ФАС России. Госконтракт не был крупной сделкой, т.к. не выходил за пределы обычной хозяйственной деятельности участника. Заказчик не должен был учитывать решение об одобрении при оценке вторых частей заявок. Сам факт представления протокола общего собрания акционеров не имеет правового значения.
ВС РФ указывал: участники направляют оператору электронной площадки протокол об одобрении крупной сделки при прохождении аккредитации. Это не дает оснований считать крупной сделкой контракт по результатам любой закупки, на участие в которой будут поданы заявки.
Документ: Постановление Пятого ААС от 16.03.2021 по делу N А59-2474/2020

08.04.2021
Госзакупки услуг по перевозке групп детей автобусами предлагают упростить
С 1 января действуют новые правила организованной перевозки группы детей автобусами. Среди прочего из них убрали требования к году выпуска автобуса, его оснащению тахографами и аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Эти условия сейчас есть в доптребованиях, но их вступление в силу отсрочили до середины года. Чтобы привести доптребования в соответствие с законодательством, Минфин предложил не предъявлять их к участникам закупок услуг по организованной перевозке групп детей автобусами.
Общественное обсуждение проекта завершается 16 апреля.
Документ: Проект постановления Правительства РФ


07.04.2021
Опубликованы изменения об обязанности заказчиков по Закону N 223-ФЗ обосновывать НМЦД
В положение о закупке нужно включить порядок определения и обоснования НМЦД, цены договора с едпоставщиком, цены единицы ТРУ.
Кроме того, в положении нужно указать, как определить формулу цены для расчета сумм, которые заказчик уплатит поставщику при исполнении договора, и максимальное значение цены договора.
Изменения заработают с 16 апреля. Заказчикам дали 90 дней с этой даты, чтобы изменить положение. Закупки, которые начаты до размещения обновленного положения, но в пределах указанного срока, завершат по старым правилам.
Документ: Федеральный закон от 05.04.2021 N 86-ФЗ

В перечень квотируемых товаров по Закону N 223-ФЗ хотят включить больше музыкальных инструментов
С начала года действует перечень отечественной продукции с минимальной долей закупки.
Минпромторг предложил включить в него больше музыкальных инструментов. В их число среди прочего вошли:
- 32.20.11.120 - пианино;
- 32.20.12.111 - скрипки;
- 32.20.13.133 - гармони;
- 32.20.13.173 - флейты.
Квоты для этих товаров определили на период с 2022 по 2024 годы.
Сейчас в списке есть только балалайки и национальные струнные щипковые инструменты.
Общественное обсуждение проекта завершается 13 апреля.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=114613)


06.04.2021
В ЕИС разместили новый типовой госконтракт на поставку лекарств
Контракт появился в системе 29 марта. Применять его нужно с 29 апреля. Старая форма утратит силу 3 апреля.
В новом документе расширили перечень кодов объекта закупки по ОКПД2. Коды для применения типового контракта теперь такие: 21.20.1 - 21.20.23.194.
Контракт привели в соответствие с законодательством. Например, положения о его обеспечении дополнили условием, когда участник закупки среди СМП и СОНКО освобождается от такого обеспечения.
В положениях об ответственности сторон учли новые правила определения штрафов за ненадлежащее исполнение контракта, который заключен по итогам закупки среди СМП и СОНКО.
Кроме того, разработали образец заявки на получение (выборку) товара. Она нужна при закупке лекарств с неизвестным объемом.
Ограничений по цене нет.
Документы: Приказ Минздрава России от 18.01.2021 N 15н
Как применять типовые формы и типовые условия контрактов по Закону N 44-ФЗ

02.04.2021
При отмене госзакупки по вине заказчика участнику возмещаются расходы по банковской гарантии
Участник закупки обратился в суд, потребовав взыскать с заказчика убытки. По итогам закупки заказчик направил ему проект контракта. Чтобы заключить его, требовалось обеспечение, поэтому участник был вынужден оплатить комиссию за банковскую гарантию. Однако контракт так и не был заключен, а закупку отменили.
Заказчик оправдывал свои действия так:
- контракт не был заключен, поскольку УФАС предписало отменить итоги закупки и продлить срок подачи заявок;
- в закупке больше не было смысла, т.к. проводить работы стало нецелесообразно из-за окончания лета. Решение об отмене процедуры принято в установленный законодательством срок (с учетом продления времени на подачу заявок);
- участник знал, что закупка заблокирована, но не принял мер для уменьшения или исключения убытков.
Суды заняли сторону участника, указав: первопричиной того, что закупка стала неактуальной, были допущенные заказчиком нарушения. Из-за них выдали предписание, для исполнения которого пришлось отменять итоги процедуры и продлевать ее. Убытки участника напрямую связаны с действиями заказчика.
Довод о непринятии участником мер для уменьшения убытков отклонили, поскольку блокировка закупки не означает ее отмены.
Отметим, в практике есть примеры как с аналогичным, так и с противоположным подходом.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.03.2021 по делу N А45-7239/2020

01.04.2021
В перечне квотируемых товаров по Закону N 44-ФЗ может стать больше музыкальных инструментов
С начала года действует перечень российских товаров и товаров из стран ЕАЭС с минимальной долей закупки.
Минпромторг предложил включить в него больше музыкальных инструментов. В их число среди прочего вошли:
- 32.20.11.110 - фортепиано;
- 32.20.12.122 - гитары;
- 32.20.13.131 - аккордеоны;
- 32.20.13.175 - саксофоны.
Сейчас в списке есть только балалайки и национальные струнные щипковые инструменты.
Общественное обсуждение проекта завершается 7 апреля.
Документ: Проект постановления Правительства РФ

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK