Госзакупки: главные новости 20.02.2021
КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ
Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете
в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге
20.02.2021
Суды выяснили, когда неприменим понижающий коэффициент в допуске иностранных товаров к госзакупке
Победитель аукциона "предложил" китайскую продукцию, а один из участников - российскую. При заключении контракта заказчик снизил его цену на 15%. Такое правило есть в условиях допуска иностранных товаров.
Победитель направил протокол разногласий: по сведениям дилера, продукция "не производится" в ЕАЭС. Значит, сведения о стране товара другого участника неверны. Снижать цену нельзя, поскольку все участники предложили иностранные товары.
Заказчик "отказался" менять контракт: для подтверждения страны происхождения товара "достаточно" ее декларации в заявке. Проверять эти данные необязательно.
Антимонопольный орган "поддержал" заказчика.
Суды с этим "не согласились". "Заказчик" и "контролеры" должны были проверить информацию, что товар не производится в РФ.
Поскольку победитель это "доказал", снижать цену на 15% "нельзя".
Документ: "Постановление" АС Западно-Сибирского округа от 04.02.2021 по делу N А46-4164/2020
19.02.2021
Один IP-адрес и минимальное снижение цены участниками не доказывает сговор в госзакупке
Контролеры "решили", что 3 участника аукциона заключили "картельное соглашение":
- НМЦК 2-х участников "снижена" минимально. Они фигурировали в закупке формально, чтобы обеспечить победу 3-му по высокой цене;
- заявки и ценовые предложения "поданы" с одного IP-адреса;
- 2-е участников - "аффилированные лица", между ними "были" договорные отношения.
Суды "не согласились" с такой позицией. Контролеры "не доказали" ограничение конкуренции, поддержание цен в закупке и выгоду претендентов на контракт:
- отношения между участниками "закончились" за 5 месяцев до закупки;
- "не запрещено" применять один IP-адрес при подаче заявок и ценовых предложений. Подконтрольность действий участников "не доказана". Один такой адрес "может использоваться" несколькими абонентами в разных целях;
- директором 2-х участников было одно и то же лицо, но в разные годы. На момент объявления закупки оно уже им не было. Контракт "подписан" с другим директором. Аффилированности "нет";
- минимальное снижение НМЦК не означает отказ от конкуренции. Участники "не обязаны" опускать цену до невыгодной.
Документ: "Постановление" АС Дальневосточного округа от 02.02.2021 по делу N А24-8534/2019
18.02.2021
Контракт жизненного цикла можно будет заключать при госзакупке работ в IT-сфере
21 февраля станет больше случаев заключения контрактов жизненного цикла.
Заказчики смогут объединить в одну закупку комплекс работ по созданию, вводу, эксплуатации и выводу из нее:
- информационных систем;
- центров обработки данных;
- программно-аппаратных комплексов.
Документ: Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 N 160
17.02.2021
Минфин предложил увеличить порог НМЦД для закупок среди СМСП по Закону N 223-ФЗ
Для закупок среди СМСП заказчики утверждают перечень товаров (работ, услуг). Предельная НМЦД для их обязательного приобретения у таких субъектов не должна превышать 200 млн руб.
Ведомство предложило повысить порог НМЦД до 800 млн руб. (пп. "б" п. 1 проекта).
Планируется, что поправки заработают с 1 октября.
Общественное обсуждение проекта завершается 25 февраля.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/projects#npa=113175)
16.02.2021
Уточнили порядок формирования сведений для реестра договоров по Закону N 223-ФЗ
Минфин скорректировал порядок формирования информации для реестра договоров. Рассмотренные поправки вступают в силу 22 февраля.
В частности, заказчики будут направлять информацию по сделкам с самозанятыми.
Некоторые положения привели в соответствие с законодательством. Так, скорректировали правила указания информации о стране происхождения товара. Эти сведения надо отражать и в случае, если по договору на выполнение работ (оказание услуг) есть поставка товара. Тот же порядок применим для информации о цене единицы товара.
По строительным договорам данные о стране и единице закупаемого товара при выполнении работ сообщаются, если его можно принять к бухучету как отдельный объект основных средств.
Документ: Приказ Минфина России от 31.12.2020 N 343н
15.02.2021
Нельзя не допустить к госзакупке участника за опечатку в названии страны происхождения товара
Участника "не допустили" к закупке, поскольку тот неверно указал страну происхождения по нескольким товарам: "Китайская Народна Республика". Такого названия нет в ОКСМ. В документации же "требовалось" привести страну по этому классификатору.
Контролеры "посчитали" отказ заказчика законным.
Суды "поддержали" участника:
- при оформлении заявки "была" опечатка в названии страны. Такое написание "не могло" ввести заказчика в заблуждение;
- техошибка "не входит" в перечень причин для отказа в допуске к закупке по Закону N 44-ФЗ;
- подход антимонопольного органа "формальный".
Документ: "Постановление" АС Волго-Вятского округа от 25.01.2021 по делу N А43-51069/2019
11.02.2021
Правительство одобрило поправки о банковской гарантии при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ
На заседании правительства 8 февраля одобрен проект о введении единых требований к обеспечительной гарантии при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ. Это позволит регулировать споры:
- между участником и заказчиком при принятии гарантии;
- заказчиком и банком при взыскании суммы по ней.
Кроме того, заказчик будет принимать гарантии банков из перечня по Закону N 44-ФЗ. Сейчас он сам определяет банки-гаранты в положении о закупке. Это создает трудности при получении гарантии для СМСП. Если поправки примут, участники смогут оформить ее в любом из 194 банков.
Сведения о гарантии должны быть в реестре в ЕИС. Это исключит возможность представить подложные документы.
Документ: Информационное сообщение Минфина России от 08.02.2021 (https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132511-informatsiya_o_podgotovke_minfinom_rossii_izmenenii_v_zakon__223-fz_v_chasti_vvedeniya_yedinykh_trebovanii_k_bankovskim_garantiyam_predostavlyaemym_subektami_msp)
09.02.2021
Минпромторг рассказал, как рассчитывать НМЦК в рамках квотирования по Закону N 44-ФЗ
С начала года действует постановление о минимальной доле закупок российских товаров. Ведомство разъяснило, как рассчитать НМЦК в рамках квотирования.
Шаг 1. Найти товар в соответствующем реестре российской, евразийской и отечественной радиоэлектронной продукции.
Шаг 2. Направить запрос минимум 3-м поставщикам продукции в ГИСП. В нем учитываются характеристики из КТРУ (при наличии). Контакты следует брать из карточки предприятия.
Если компаний меньше или сведений о них нет в системе либо такие сведения неполные, то стоит фиксировать это. Например, сделать скриншот. Его надо отправить в Минпромторг (Metod@minprom.gov.ru). Отметим, что ведомство не поясняет, можно ли направлять в этом случае запросы поставщикам не из ГИСП либо пользоваться общедоступной информацией.
Скриншот может потребоваться, чтобы отчитаться о невозможности соблюсти минимальную долю.
Шаг 3. Получить коммерческие предложения от поставщиков и рассчитать НМЦК по правилам ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Документ: Информационное сообщение Минпромторга России от 01.02.2021 (https://gisp.gov.ru/news/14074908/)
08.02.2021
Суды: поломка ключа ЭП не спасла победителя госзакупки от РНП
Победитель закупки вовремя "не подписал" контракт и не обеспечил его исполнение. Сведения "включили" в РНП.
Победитель пояснил, что он не хотел уклоняться:
- просрочка "была" из-за поломки ключа ЭП. Он пытался получить его заново, однако ключ выдали после того, как истек срок для подписания контракта;
- для исполнения обязательств закуплены товары.
Суды такие доводы "не убедили", поскольку победитель:
- "не проявил" заботливость и осмотрительность для заключения контракта. Об обязанности подписать и обеспечить контракт было известно уже в день итогов закупки. Победитель откладывал это до последнего;
- "не доказал", что по независящим от него причинам невозможно выполнить обязанности;
- "не представил" документ об обеспечении;
- представил накладную о закупке товара лишь в суд, но не в контрольный орган.
ВС "не стал" пересматривать дело.
Отметим, в практике контрольных органов встречается и другая позиция. Так, Ульяновское УФАС "не стало" включать сведения в РНП: победитель не смог своевременно устранить неполадки с ЭП, однако "направил" заказчику письмо с просьбой заключить контракт в бумажном виде.
Архангельское УФАС России также "не нашло" оснований для РНП: контролерам "представлены" документы об оплате изготовления новой ЭП, а также накладные о закупке товара для исполнения контракта.
Татарстанское УФАС учло "документы" об оплате изготовления новой ЭП, а также "обеспечительную гарантию" и тоже "не включило" данные в РНП.
Документ: "Определение" ВС РФ от 28.01.2021 по делу N А40-315157/2019
05.02.2021
Акт проверки контролеров не основание взыскать переплату после приемки по госконтракту
Заказчик "оплатил" работы по контракту. Управление федерального казначейства "выявило" переплату. Заказчик на основании акта проверки "потребовал" от подрядчика ее вернуть.
Суды заказчика не поддержали:
- акт проверки "не обязывает" подрядчика вернуть деньги, такого основания нет в гражданском законодательстве. Одного этого документа "недостаточно", чтобы доказать завышение объема и стоимости работ;
- судебная экспертиза "не проводилась";
- проверка "была" в отношении заказчика. Допущенные им нарушения расходования бюджета не должны приводить к последствиям для подрядчика;
- приемочные документы "подписаны" сторонами, а работы "выполнены" без замечаний.
Такую же позицию ранее "занимал" и ВС РФ.
Однако есть пример, когда заказчик все же "смог доказать" переплату.
Документ: "Постановление" АС Северо-Кавказского округа от 20.01.2021 по делу N А20-466/2020
05.02.2021
Как ЦБ РФ планирует развивать финансирование малого и среднего бизнеса
Во II квартале 2021 года регулятор рассмотрит идею дать банкам право проводить удаленную идентификацию клиентов с помощью видеопотока. Это позволит расширить доступ малого и среднего бизнеса к финсервисам и снизить стоимость обслуживания (п. 4.2 дорожной карты).
В IV квартале 2021 года подумают над уровнями кредитного рейтинга ценных бумаг малого и среднего бизнеса, которые будут доступны неквалифицированным инвесторам. Цель - повысить привлекательность таких ценных бумаг (п. 5.1 дорожной карты).
В 2021 году правительству могут предложить закрепить в Законах N N 44-ФЗ и 223-ФЗ право применять факторинг при оплате госконтрактов. Поправки позволят увеличить его объем в расчетах между госструктурами и субъектами МСП (п. 5.5 дорожной карты).
В 2021 - 2022 годах хотят обеспечить доступ малого и среднего бизнеса к финансированию через краудинвестинговые платформы (п. 5.3 дорожной карты).
В планах и другие меры.
Документ: Дорожная карта Банка России по развитию финансирования субъектов МСП (https://cbr.ru/Content/Document/File/118380/Road_Map_development_2021-22.pdf)
04.02.2021
Нацрежим в госзакупках будут применять для одноразовых медизделий не только из ПВХ
Ограничения допуска иностранных медизделий действуют, в частности, при закупке некоторых одноразовых изделий из ПВХ. С 7 февраля их надо устанавливать и при приобретении товаров из иных пластиков, полимеров и материалов. Новые правила не применяются к закупкам, объявленным до этой даты.
Как и прежде, чтобы сработали ограничения допуска, должно быть минимум 2 заявки. Требования к ним не изменились.
Документ: Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 N 76
02.02.2021
Минфин: опыт в строительной госзакупке с доптребованиями подтверждается только данными участника
Участники некоторых госзакупок с доптребованиями, например строительных, должны документально подтверждать свой опыт. Для этого среди прочего представляется копия исполненного контракта (договора). Ведомство "уточнило": он должен быть заключен и исполнен самим участником закупки. Документы "должны подтверждать" именно его опыт.
Напомним, сходной позиции придерживаются некоторые антимонопольные органы и суды. Так, ФАС в одном из решений указала: "нельзя подтвердить" опыт исполненным договором на субподряд. Документы должны быть выданы именно на участника закупки (см. также "решение" Владимирского УФАС, "Постановление" АС Уральского округа).
Однако есть и другое мнение: законодательство о контрактной системе не обязывает участников подтверждать опыт работ только договорами генподряда (см. "Постановление" АС Западно-Сибирского округа). АС Восточно-Сибирского округа "указал": контролеры решили, что опыт не подтвержден, так как работы выполнены по договору субподряда. Но они не сопоставили вид и объем работ по нему с предметом закупки. Суд "посчитал", что опыт подтвержден, а подход контролеров и заказчика "формальным".
Документ: "Письмо" Минфина России от 03.12.2020 N 24-05-05/105842
01.02.2021
Правительство разрешило устанавливать повышенные авансы при некоторых госзакупках в 2021 году
С 27 января федеральные заказчики могут устанавливать аванс в размере до 50% включительно от суммы контракта, заключаемого в 2021 году, но не более ЛБО (абз. 3 п. 2 постановления). Аналогичная мера уже предусматривалась в 2020 году.
Речь идет о случаях с пределом аванса в 30% ("абз. 2 пп. "а"" и "пп. "б"" положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета). При этом для строительных контрактов на сумму более 600 млн руб. предел общего объема авансирования по-прежнему составит 70% (абз. 3 п. 2 постановления).
Кроме того, снова можно предусмотреть аванс в контрактах на закупки для федеральных нужд товаров и услуг с "запретом" на него. Такой запрет приостановлен до конца года (абз. 3 п. 2 постановления).
Аванс не более 50% также можно предусмотреть и в контрактах на строительство региональных и муниципальных объектов, если для их финансирования региону выделены субсидии из федерального бюджета. Аванс в 90% от суммы в этих случаях устанавливается при казначейском сопровождении авансовых платежей (п. 4 постановления).
Документ: Постановление Правительства РФ от 23.01.2021 N 39 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202101270016)
28.01.2021
Оптимизационный пакет поправок об упрощении госзакупок внесли в Госдуму
Проект направлен на улучшение порядка и способов определения поставщика, подрядчика, исполнителя. Так, количество конкурентных процедур сократится до 3-х: конкурс, аукцион, запрос котировок (с. 21 проекта). Для них требования к извещению будут одинаковыми. Перечень сведений скорректируют (с. 63-74 проекта). Для открытых конкурентных электронных способов документация не потребуется.
Изменят положения о предоставлении обеспечения заявок. Например, такое обеспечение потребуется при электронном запросе котировок, если НМЦК превысит 1 млн руб. (с. 96 проекта).
Неконкурентных закупок станет больше (с. 241 проекта).
Подробнее об изменениях расскажем в ближайших новостях.
Документ: Проект Федерального закона N 1100997-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1100997-7)