Госзакупки: главные новости

27.06.2019

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге



25.06.2019
Минпромторг утвердил типовой контракт на ремонт электронного и оптического оборудования
Контракты будут составлять по типовой форме, если заказчику понадобятся услуги с кодом по ОКПД2 33.13, например ремонт медицинского оборудования, применяемого для диагностики и лечения. Размер НМЦК или цена контракта с единственным поставщиком не будут иметь значения.
Документ: Приказ Минпромторга России от 28.03.2019 N 997 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201906200023?index=22&rangeSize=1)


21.06.2019
ФАС напомнила госзаказчикам об ошибках при оценке квалификации участников
Заказчик установил следующий порядок оценки заявок по показателю "филиалы":
- менее 60 филиалов - 0 баллов;
- 60 - 80 филиалов - 50 баллов;
- более 80 филиалов - 100 баллов.
ФАС признала это нарушением. Такой порядок не позволяет определить лучшее предложение, поскольку нет пропорциональной зависимости между значениями показателя и баллами.
Напомним, что Минэкономразвития и ФАС уже говорили об этом. Более того, позицию ведомств поддержал Верховный Суд.
В подобной ситуации лучше указать количество баллов за каждый филиал или привести формулу. Участники с малым числом филиалов получат больше шансов конкурировать с крупными компаниями. Кроме того, появится возможность сравнить по этому показателю компании, которые в рассмотренном случае оказались в одном диапазоне.
Документ: Решение ФАС России от 24.05.2019 по делу N 19/44/105/1323
 
20.06.2019
ФАС против включения в ТЗ показателей, которые описывают физические характеристики товаров
Заказчик потребовал указать в заявках конкретные показатели товара, в том числе:
- стойкость к удару;
- прочность при растяжении;
- изменение линейных размеров;
- абсолютную деформацию при вдавливании;
- предельную нагрузку;
- влагостойкость.
ФАС России решила, что заказчик ограничил количество возможных участников закупки, поскольку эти значения может указать только тот, у кого товар есть в наличии.
Напомним, что суды считают иначе. По их мнению, в таких ситуациях участникам не требуется проводить испытания. Они могут указать характеристики, воспользовавшись общедоступными данными, в том числе о сертификатах или декларациях соответствия на товары.
Документ: Решение ФАС России от 14.05.2019 по делу N 19/44/99/250 

19.06.2019
Нельзя ссылаться на несоответствие товара госконтракту, если подходящего оборудования не существует
В контракте были указаны модели оборудования конкретного производителя. Необходимый товар был отгружен, однако заказчик сослался на его несоответствие параметрам, приведенным в приложении к контракту, и потребовал выплатить неустойку.
Суды отказали заказчику. Технические требования, на которые он ссылался, были неисполнимы, поскольку производитель не выпускает оборудование с такими характеристиками. В поставленном товаре не было недостатков, исключавших возможность его эксплуатации.
Документ: Постановление АС Московского округа от 03.06.2019 по делу N А41-26262/2018
 
18.06.2019
Участник не потеряет обеспечение, если ошибется в трех заявках одновременно
Несколько заявок участника были отклонены из-за недостатков во вторых частях. Оператор электронной площадки списал сумму обеспечения последней заявки. ФАС не увидела в этом никаких нарушений.
Однако суды установили, что заявки были поданы одновременно и отклонены заказчиком в один день. Недостатки во всех заявках были одинаковыми. При таких условиях нарушения нельзя рассматривать как самостоятельные. По сути, участник допустил только одно нарушение.
Верховный Суд согласился с выводами нижестоящих инстанций и отказался пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 05.06.2019 N 305-ЭС19-9410
 
18.06.2019
ВС РФ: заказчик вправе установить повышенные требования к сроку банковской гарантии
Победитель закупки попал в РНП за то, что предоставил банковскую гарантию, срок действия которой был меньше, чем требовал заказчик. Оспорить решение УФАС не удалось.
Все суды встали на сторону антимонопольного органа и заказчика. ВС РФ отказался пересматривать дело, отметив: Закон N 44-ФЗ не устанавливает максимального предела действия банковской гарантии.
Напомним, что с 1 июля это правило изменится. Участник сможет сам определять срок действия банковской гарантии. Однако этот срок должен будет превышать срок исполнения обязательств минимум на один месяц.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2019 по делу N А40-166375/2018
 
18.06.2019
ВС РФ: на глаз признать, что госконтракт не исполнен, нельзя
Проверяя целевое использование средств, региональный минфин осмотрел спортивную площадку, на которую были выделены деньги. Нескольких скамеек и урн проверяющие недосчитались, поэтому привлекли получателя средств к ответственности. Однако в апелляционном и кассационном судах ему удалось доказать свою правоту. ВС РФ такой подход пересматривать отказался.
По документам, например по акту сверки расчетов, госконтракт исполнен полностью. Один лишь визуальный осмотр обратного не доказывает, решили суды.
Документ: Определение ВС РФ от 27.05.2019 N 303-ЭС19-7307
 


17.06.2019
Аукционный перечень для госзакупок дополнили медицинскими товарами и микроскопами
С 3 июня заказчики обязаны проводить аукционы для приобретения таких медицинских изделий:
- аппаратов, основанных на использовании альфа-, бета- или гамма-излучений;
- используемых в стоматологии аппаратов, основанных на действии рентгеновского излучения;
- прочих рентгеновских аппаратов, используемых для диагностики;
- прочих приборов и аппаратов для функциональной диагностики, которые не включены в другие группировки;
- стоматологических инструментов и приспособлений;
- хирургических и лабораторных стерилизаторов;
- офтальмологических инструментов и приспособлений;
- инструментов и приспособлений, не включенных в другие группировки;
- искусственных суставов;
- мебели и ее частей.
В перечень также добавлены оптические микроскопы.
Напомним: электронный аукцион нужно проводить, если нельзя заключить контракт с единственным поставщиком или провести запрос котировок либо предложений.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2019 N 1177-р (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201906130012)
 
17.06.2019
ЦБ РФ понизил ключевую ставку до уровня 7,50% годовых
Совет директоров регулятора решил снизить ключевую ставку на 0,25 процентных пункта. С 17 июня она составит 7,50% годовых. Такому решению способствовало понижение уровня инфляции. В марте годовая инфляция прошла локальный пик (5,3%), а в апреле начала замедляться. В мае ее годовой уровень составил 5,1%.
Вероятно, под влиянием решения Центробанка кредитные организации немного снизят ставки по кредитам. Некоторые банки уже начали это делать, предвидя решение регулятора.
Учитывая замедление инфляции (по итогам 2019 года может оказаться на уровне ниже 4%) и слабый экономический рост (0,5% ВВП в годовом выражении в первом квартале текущего года), во втором полугодии можно ожидать дальнейшего понижения ставки. Отметим, следующее заседание состоится 26 июля.
Документ: Информация Банка России от 14.06.2019 (https://www.cbr.ru/press/keypr/)


11.06.2019
ФАС наказала оператора: площадка неправомерно вернула заявку участника и продлила срок подачи заявок
В день окончания срока подачи заявок на площадке произошел технический сбой. Из-за этого оператор решил продлить срок на один рабочий день. Участник посчитал, что оператор не имел такого права. Кроме того, оператор вернул заявку участника, хотя на спецсчете было достаточно незаблокированных средств для обеспечения заявки.
ФАС признала оператора нарушителем по каждому из оснований.
Вернуть заявку можно только в случае, если на спецсчете участника недостаточно средств. Деньги на счете были, что подтверждено выпиской из банка. При этом оператор не смог доказать, что обмен информацией с банком налажен.
Продлевать срок подачи заявок оператор не вправе.
Антимонопольный орган выдал заказчику и оператору предписание, которое позволит участнику снова подать заявку на тот же аукцион.
Документы: Решение ФАС России от 21.03.2019 по делу N 19/44/105/691
Предписание ФАС России от 21.03.2019 по делу N 19/44/105/691

11.06.2019
Появились типовые условия контрактов на строительство и ремонт автодорог
Минтранс утвердил типовые условия контракта, которые нужно будет применять при закупках работ по строительству, реконструкции, ремонту (в том числе капитальному) автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.
Типовые условия придется использовать, если предметом закупки будут работы, относящиеся к кодам ОКПД2:
- 42.11.20 - работы по строительству автомагистралей, улично-дорожной сети, прочих автомобильных или пешеходных дорог, ВПП аэродромов;
- 42.13.20 - работы по строительству мостов и тоннелей.
Ограничения для размера НМЦК не установлены.
Напомним, руководствоваться типовыми условиями необходимо, если закупка начнется через 30 календарных дней после размещения условий в ЕИС.
Документы: Приказ Минтранса России от 05.02.2019 N 37 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201906060015?index=0&rangeSize=1)
Как применять типовые контракты и типовые условия

11.06.2019
Минпромторг хочет продлить действие запрета на госзакупки иностранной мебели
Ведомство подготовило проект, согласно которому до 1 декабря 2021 года госзаказчики не смогут закупать отдельные виды мебели, происходящей не из стран ЕАЭС. Первоначально запрет был установлен до 1 декабря 2019 года.
Напомним, недавно правительство расширило перечень исключений из запретов на закупки иностранных товаров, в том числе мебели.
Документы: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=91866)
Как установить запреты на закупки иностранной мебели по Закону N 44-ФЗ


10.06.2019

Не спешите признавать победителя уклонистом, если нет документа об обеспечении госконтракта
Победитель аукциона перечислил деньги в качестве обеспечения контракта, но не разместил на электронной площадке платежку. Комиссия заказчика признала победителя уклонившимся от заключения контракта, но с этим не согласился антимонопольный орган.
Суды первой и апелляционной инстанции поддержали заказчика, однако кассация встала на сторону участника. Суд указал, что в такой ситуации важен факт поступления денежных средств на счет заказчика. Поскольку участник перечислил деньги, нет оснований для признания его уклонившимся. Верховный Суд отказался пересматривать дело.
В такой ситуации заказчику стоит проверить, поступили ли деньги от победителя. Если обязанность исполнена, безопаснее заключить контракт.
Документ: Определение ВС РФ от 29.05.2019 N 310-ЭС19-6978
 
10.06.2019
Минфин предложил увеличить объем закупок у СМСП по Закону N 223-ФЗ
Ведомство подготовило проект, который должен увеличить долю участия малых и средних предпринимателей (СМСП) в закупках.
Планируется, что с 1 января 2020 года общий годовой объем закупок у СМСП будет не менее 20%. При этом стоимость договоров с СМСП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, вырастет до 18%.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=91919)

07.06.2019
Суды снова напомнили о признаках неправомерного дробления закупки
Исполнитель хотел получить оплату за свои услуги, но суды, в том числе ВС РФ, ему отказали. Они решили: исполнитель не имеет права на оплату, поскольку госконтракт между сторонами не заключен.
Действительно, услуги сдавались просто по актам. Казалось бы, можно было расценить ситуацию как закупку у единственного поставщика, ведь сумма по каждому акту не превышала 100 тыс. руб. Однако суды отметили: документы были составлены одним днем, оказанные услуги идентичны и касались одного мероприятия. Не было доказано, что заказчик не мог заключить контракт путем конкурентной закупки.
Документ: Определение ВС РФ от 22.05.2019 N 305-ЭС19-6610
 
07.06.2019
Проект Минфина: какую информацию участники закупок с доптребованиями будут передавать операторам
Ведомство подготовило проект правил, по которым участники с 1 июля 2019 года будут присылать операторам ЭП документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям. Иначе не получится подавать заявки на конкурсы и аукционы, где предъявляются такие требования.
Участник должен будет заполнить на электронной площадке форму, указав:
- свой номер по Единому реестру закупок;
- номер позиции из приложения 1 или 2 к Постановлению N 99;
- стоимость исполненных контрактов или договоров, которые подтверждают наличие опыта.
К форме нужно будет прикрепить документы, подтверждающие соответствие доптребованиям. Это может быть и электронный документ, и скан бумажного документа.
На проверку у оператора будет пять рабочих дней. В размещении информации в реестре участников откажут, если представленные документы не будут соответствовать перечням, приведенным в Постановлении N 99. Однако участник сможет направить документы повторно.
Правила должны заработать с 1 июля. Они не коснутся закупок, которые начнутся до этой даты.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=91835)
 

06.06.2019
ВС РФ: в проекте госконтракта можно указать, что цена включает НДС
Заказчик указал в проекте госконтракта, что цена включает НДС. Участник решил, что это нарушает его права, и подал жалобу.
Контрольный орган принял сторону заявителя. По мнению УФАС, заказчик должен был установить в проекте контракта условие об уменьшении цены на размер НДС для участника, который использует упрощенную систему налогообложения.
Суды трех инстанций поддержали это решение, сославшись на п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, по которому в контракте должно быть условие о снижении цены на сумму обязательных платежей, если их перечисляет в бюджет заказчик.
Однако Верховный суд посчитал иначе. Если контракт заключен с участником на УСН, цену нельзя уменьшать на сумму НДС. Правило о снижении цены неприменимо, поскольку касается только случаев, когда налоги в бюджет должен перечислить заказчик (например, если исполнитель - физическое лицо). Права участников на УСН не нарушены, так как в этой ситуации они не обязаны платить НДС, если только сами не выставят счет-фактуру с выделенной суммой налога.
Документы: Определение ВС РФ от 30.05.2019 по делу N А40-88142/2018
Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
 
06.06.2019
Заказчики по Закону N 223-ФЗ должны согласовывать больше закупок с комиссией по импортозамещению
Правительство дополнило перечень товаров, которые нельзя закупать без согласования с комиссией по импортозамещению. Новая редакция документа действует с 23 мая.
В Перечне появилась, например, такая продукция:
- инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента - при НМЦД свыше 20 млн руб.;
- насосы и компрессоры прочие - при НМЦД свыше 5 млн руб.;
- станки металлообрабатывающие прочие - при НМЦД свыше 5 млн руб.;
- бульдозеры на гусеничных тракторах - при НМЦД свыше 7 млн руб.;
- прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны для перевозки жидкостей - при НМЦД свыше 1 млн руб.
Напомним, ограничение касается государственных компаний и корпораций, компаний с долей участия государства более 50%, а также компаний, в которых более 50% долей принадлежит любому из таких юрлиц.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2019 N 1024-р
 
04.06.2019
ФАС не признала нарушением закупку строительно-монтажных и демонтажных работ одним лотом
Заказчик объявил закупку подрядных работ по объекту капстроительства. В состав работ входило в том числе освобождение территории, включая дендрологию, снос, инженерные изыскания и переустройство сетей ОАО "РЖД".
Участник решил, что заказчик неправомерно объединил в один лот строительно-монтажные работы и работы по демонтажу объектов капитального и некапитального строительства, и пожаловался в ФАС.
Контрольный орган не признал такое формирование лота нарушением. В рассматриваемом случае демонтаж и строительно-монтажные работы технологически связаны: необходимо очистить территорию для последующих этапов строительства. Объединение работ в один лот позволило сэкономить бюджетные средства.
Документ: Решение ФАС России от 03.04.2019 N 19/44/105/851
 
03.06.2019
ФАС подтвердила право заказчика установить нужный ему остаточный срок годности лекарств
В документации на закупку лекарств заказчик установил такое требование: остаточный срок годности товара составляет не менее 25 месяцев. Участник обратился в ФАС, посчитав это нарушением.
Контрольный орган встал на сторону заказчика. Требование к остаточному сроку годности не противоречит Закону N 44-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380. Заявитель не доказал, что такое требование нарушает его права и ограничивает круг потенциальных участников.
Отметим, что до появления указанного постановления ФАС считала, что заказчик должен обосновать требуемый остаточный срок годности лекарства. Если бы он ощутимо превышал планируемый период использования, это могли бы признать ограничением конкуренции. Однако в рассмотренной ситуации ФАС признал требования заказчика законными и без обоснования.
Документ: Решение ФАС России от 12.04.2019 по делу N 19/44/105/956

06.06.2019
ВС РФ: в проекте госконтракта можно указать, что цена включает НДС
Заказчик указал в проекте госконтракта, что цена включает НДС. Участник решил, что это нарушает его права, и подал жалобу.
Контрольный орган принял сторону заявителя. По мнению УФАС, заказчик должен был установить в проекте контракта условие об уменьшении цены на размер НДС для участника, который использует упрощенную систему налогообложения.
Суды трех инстанций поддержали это решение, сославшись на п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, по которому в контракте должно быть условие о снижении цены на сумму обязательных платежей, если их перечисляет в бюджет заказчик.
Однако Верховный суд посчитал иначе. Если контракт заключен с участником на УСН, цену нельзя уменьшать на сумму НДС. Правило о снижении цены неприменимо, поскольку касается только случаев, когда налоги в бюджет должен перечислить заказчик (например, если исполнитель - физическое лицо). Права участников на УСН не нарушены, так как в этой ситуации они не обязаны платить НДС, если только сами не выставят счет-фактуру с выделенной суммой налога.
Документы: Определение ВС РФ от 30.05.2019 по делу N А40-88142/2018
Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
 
06.06.2019
Заказчики по Закону N 223-ФЗ должны согласовывать больше закупок с комиссией по импортозамещению
Правительство дополнило перечень товаров, которые нельзя закупать без согласования с комиссией по импортозамещению. Новая редакция документа действует с 23 мая.
В Перечне появилась, например, такая продукция:
- инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента - при НМЦД свыше 20 млн руб.;
- насосы и компрессоры прочие - при НМЦД свыше 5 млн руб.;
- станки металлообрабатывающие прочие - при НМЦД свыше 5 млн руб.;
- бульдозеры на гусеничных тракторах - при НМЦД свыше 7 млн руб.;
- прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны для перевозки жидкостей - при НМЦД свыше 1 млн руб.
Напомним, ограничение касается государственных компаний и корпораций, компаний с долей участия государства более 50%, а также компаний, в которых более 50% долей принадлежит любому из таких юрлиц.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2019 N 1024-р
 
04.06.2019
ФАС не признала нарушением закупку строительно-монтажных и демонтажных работ одним лотом
Заказчик объявил закупку подрядных работ по объекту капстроительства. В состав работ входило в том числе освобождение территории, включая дендрологию, снос, инженерные изыскания и переустройство сетей ОАО "РЖД".
Участник решил, что заказчик неправомерно объединил в один лот строительно-монтажные работы и работы по демонтажу объектов капитального и некапитального строительства, и пожаловался в ФАС.
Контрольный орган не признал такое формирование лота нарушением. В рассматриваемом случае демонтаж и строительно-монтажные работы технологически связаны: необходимо очистить территорию для последующих этапов строительства. Объединение работ в один лот позволило сэкономить бюджетные средства.
Документ: Решение ФАС России от 03.04.2019 N 19/44/105/851
 
03.06.2019
ФАС подтвердила право заказчика установить нужный ему остаточный срок годности лекарств
В документации на закупку лекарств заказчик установил такое требование: остаточный срок годности товара составляет не менее 25 месяцев. Участник обратился в ФАС, посчитав это нарушением.
Контрольный орган встал на сторону заказчика. Требование к остаточному сроку годности не противоречит Закону N 44-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380. Заявитель не доказал, что такое требование нарушает его права и ограничивает круг потенциальных участников.
Отметим, что до появления указанного постановления ФАС считала, что заказчик должен обосновать требуемый остаточный срок годности лекарства. Если бы он ощутимо превышал планируемый период использования, это могли бы признать ограничением конкуренции. Однако в рассмотренной ситуации ФАС признал требования заказчика законными и без обоснования.
Документ: Решение ФАС России от 12.04.2019 по делу N 19/44/105/956

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК