Госзакупки: главные новости

01.04.2020

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

 31.03.2020
Электронные площадки подтвердили перенос сроков по госзакупкам с учетом нерабочей недели
Большинство операторов электронных площадок разместили на своих сайтах подтверждения переноса сроков по закупочным процедурам с учетом разъяснений Минфина:
- Сбербанк-АСТ https://www.sberbank-ast.ru/Content.aspx?cid=10461;
- ЕЭТП;
- РТС-тендер https://www.rts-tender.ru/about/news/27032020;
- ОСЭТ http://etp.zakazrf.ru/Html/id/61848;
- НЭП https://www.fabrikant.ru/news/v2/1278/view.
Российский аукционный дом https://gz.lot-online.ru/content/news/view/166/ и ЭТП ГПБ https://etpgpb.ru/posts/5347-ob_osuschestvlenii_zakupok_soglasno_44-fz_v_nerabochie_dni_s_30_marta_po_3_aprelya_2020g-1/ продублировали письмо ведомства.
Отметим, что часть сроков пересчитают автоматически. Так, рассмотрение заявок и подписание контракта назначат на 6 апреля, проведение аукциона и подачу окончательных предложений по открытому электронному конкурсу - на 6, 7 или 8 апреля.
30.03.2020
ЕИС и электронные площадки сообщили о графике работы в период с 30 марта по 5 апреля
В ЕИС появилась информация о работе системы и электронных площадок в дни, которые для многих объявлены нерабочими.
ЕИС будет работать в штатном режиме в период с 30 марта по 3 апреля. С 23:00 3 апреля по 15:00 5 апреля будут проводить регламентные работы.
Все электронные площадки с 30 марта по 5 апреля будут работать в штатном режиме.
Документы: Информационное сообщение ЕИС о работе ЕИС (https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=30044)
Информационное сообщение ЕИС о работе электронных площадок (https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=30045)
 
30.03.2020
УФАС: госзаказчику нельзя требовать конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ
Госзаказчик объявил аукцион на выполнение работ по текущему ремонту дворовых территорий в микрорайонах. В документации он установил требования к товарам, используемым при их выполнении: участники должны были отразить в заявках их конкретные показатели.
Комиссия отклонила заявку участника в том числе из-за несоответствия требованиям заказчика информации, представленной по показателю "Камни бетонные бортовые" для параметра "Петли". Тот обратился в Московский областной УФАС.
Контрольный орган поддержал участника. Нельзя отклонять заявки из-за товаров, используемых при выполнении работ. Заказчик должен был потребовать представить исключительно согласие на выполнение работ в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении используемых товаров (материалов). Требование указать их конкретные показатели неправомерно.
К такому же выводу пришла ФАС. В одном из решений служба отметила, что заказчик руководствовался устаревшей редакцией Закона N 44-ФЗ.
Напомним, с 1 января 2020 года положение, определяющее состав первой части заявки на участие в электронном аукционе, действует в новой редакции. В числе прочего в п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ слова "или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар" заменили словами "в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг".
С учетом практики можно сделать вывод: контрольные органы увидели существенные различия в формулировках и решили, что заказчик не может требовать от участников приводить конкретные показатели товара, используемого при работах и услугах. Полагаем, теперь их нужно запрашивать только при проведении госзакупок для заключения сложных контрактов, которые предусматривают и выполнение работ (оказание услуг), и поставку товара.
Документ: Решение Московского областного УФАС России от 05.03.2020 по делу N 50/06/7362эп/20, 50/06/7365эп/20, 50/06/7363эп/20, 50/06/7364эп/20

25.03.2020
ФАС частично перешла на дистанционную работу, но контроль за закупками не ослабила
Из-за коронавируса ведомство приостановило плановые проверки до 10 апреля. Однако антимонопольщики будут по-прежнему проводить внеплановые проверки соблюдения законодательства в сфере госзакупок и гособоронзаказа.
Жалобы на нарушения Законов N 44-ФЗ и 223-ФЗ служба рассмотрит дистанционно с помощью видеосвязи или отложит рассмотрение.
Документ: Информация ФАС России от 20.03.2020 (https://fas.gov.ru/news/29577)
 
25.03.2020
Правительство поддержит госзакупку аппаратов ИВЛ и ЭКМО в 2020 году в связи с коронавирусом
Правительство утвердило ряд мер, чтобы упростить закупки аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) в 2020 году.
Так, Минпромторг закупит аппараты у единственного поставщика. Кроме того, в контрактах будут предусмотрены работы и услуги по доставке аппаратов в медорганизации субъектов РФ. Минздрав представит список учреждений, которые необходимо оснастить аппаратами ИВЛ и ЭКМО. Устанавливать аппараты получатели будут за свой счет.
По этим контрактам исполнитель не будет предоставлять обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств. Однако авансирование можно предусмотреть в размере 100% цены контракта в пределах утвержденных ЛБО. Действовать такие контракты должны максимум до 31 декабря 2020 года.
Документы: Постановление Правительства РФ от 21.03.2020 N 323 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003230004)
Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2020 N 706-р (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003230009)
 
24.03.2020
Минфин и ФАС рассказали о возможности госзакупок у единственного поставщика в связи с коронавирусом
Ведомства сообщили, что пандемия коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы. Территориальные органы ФАС будут учитывать это при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП, проведении проверок.
Заказчики могут заключать контракты с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. ФАС пояснила, что для таких закупок нужна причинно-следственная связь между объектом закупки и профилактикой, предупреждением или ликвидацией последствий распространения коронавируса.
Минфин отметил: в этом случае неважно, есть ли закупаемые товары (работы, услуги) в перечне правительства. Положение об отсутствии в перечне касается только закупок для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера. В режиме повышенной готовности в связи с распространением коронавируса заказчики могут закупать любые товары, работы и услуги, связанные с введением данного режима.
Документы: Письмо Минфина от 19.03.2020 N 24-06-06/21324 (https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=30021)
Разъяснения ФАС от 19.03.2020 (https://fas.gov.ru/ckeditor_assets/attachments/1049/doc02512220200319161729.pdf)
 
24.03.2020
Работы по Закону N 223-ФЗ придется оплатить и без договора
Организация отремонтировала кровлю здания и обратилась к заказчику по Закону N 223-ФЗ за оплатой. Тот отказал, посчитав, что работы были выполнены в качестве гарантийных к договору с третьим лицом, по которому организация выступала субподрядчиком. Отдельного письменного соглашения на ремонт кровли стороны не заключали, поэтому оснований для оплаты нет. Организация обратилась в суд.
Суды первых двух инстанций обязали заказчика оплатить работы, однако кассационная инстанция отменила их решения. В работах не было срочной необходимости, имелась возможность провести конкурсные процедуры для заключения договора. Требование провести торги для закупки товаров, работ и услуг - императивная норма Закона N 223-ФЗ.
Верховный суд не согласился с кассацией. По Закону N 223-ФЗ за соблюдение правил закупочной деятельности отвечает заказчик. В связи с этим неправомерно возлагать последствия, к которым привело нарушение процедуры заключения договора, на ответчика и лишать его права на оплату выполненных работ.
Документ: Определение ВС РФ от 11.03.2020 N 308-ЭС19-13774
 
24.03.2020
Названы госконтракты, по которым стороны могут перенести сроки без штрафных санкций
Правительство утвердило перечень контрактов с предприятиями автопрома, по которым стороны могут по взаимному согласию перенести сроки исполнения без применения штрафных санкций. В список вошло 77 контрактов.
Полагаем, что такое право в дальнейшем появится и у сторон других госконтрактов. Минфин готовит проект поправок к Закону N 44-ФЗ, которые коснутся возможности неисполнения или несвоевременного исполнения контрактов из-за последствий распространения коронавируса. В настоящее время текст законопроекта отсутствует. Согласно карточке проекта его вступление в силу запланировано на июнь 2020 года.
Документы: Распоряжение Правительства от 19.03.2020 N 672-р (http://government.ru/docs/39234/)
Уведомление о подготовке проекта федерального закона (https://regulation.gov.ru/projects#npa=100492)
 
24.03.2020
Ключевая ставка: Центробанк занял выжидательную позицию
Банк России решил пока не менять ключевую ставку. Таким образом, ее значение остается на уровне 6%, несмотря на существенное падение курса рубля. Скорее всего, на решение регулятора повлияло замедление инфляции.
По информации Минэкономразвития, темпы инфляции снизились и теперь ее уровень составляет 2,3%. На март прогнозируется примерно такой же показатель.
Большинство экспертов предполагали, что ключевая ставка останется на прежнем уровне, однако некоторые все же говорили о возможности повышения в случае, если курс доллара достигнет уровня 80 руб/долл., а евро - 90 руб/евро. На 20 марта Банк России установил курсы 80,1570 руб/долл. и 87,2669 руб/евро.
На падение курса рубля существенное влияние оказало снижение мировых цен на нефть. Кроме того, пандемия нового коронавируса вносит коррективы в экономические показатели стран и компаний по всему миру.
К вопросу о ключевой ставке ЦБ РФ вернется 24 апреля. Пока сложно прогнозировать, каким будет решение регулятора. К тому моменту влияние на экономику могут оказать как мировая пандемия, так и общая экономическая ситуация в мире в целом и в России в частности.
Отметим, что ставку, которая не повышает и не сдерживает инфляцию, ЦБ РФ расценивает как нейтральную. С точки зрения регулятора, ее размер равен уровню инфляции, увеличенному на 2 - 3 процентных пункта.
Документ: Информация Банка России от 20.03.2020
 
23.03.2020
ВС РФ разобрался, что нужно выяснить для включения исполнителя контракта по Закону N 44-ФЗ в РНП
Организация не выполнила в срок работы по муниципальному контракту. После окончания его действия заказчик неоднократно требовал исполнить обязательства по контракту. Организация попросила перенести срок. Однако и к новой дате работы не были выполнены. Отказавшись от исполнения контракта, заказчик обратился в контрольный орган для включения организации в РНП.
УФАС не разместило сведения об организации в РНП, поскольку заказчик отказался от исполнения контракта, когда он уже не действовал. Суды поддержали контрольный орган: гражданское законодательство не допускает расторжения договора, срок действия которого истек. Следовательно, решение об отказе правомерно.
Верховный суд отменил акты контрольного органа и судов. Чтобы решить, включать ли организацию в РНП, нужно проверить:
- действительно ли она не исполнила (исполнила ненадлежащим образом) обязательства по контракту;
- было ли это нарушение существенным.
Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение и не может являться основанием, чтобы не включить исполнителя в РНП.
Документ: Определение ВС РФ от 12.03.2020 N 308-ЭС19-23241


20.03.2020
Суд: за счет бюджета нельзя оплачивать НДС подрядчику по работам, освобожденным от налога
УФК вменило в вину госоргану то, что он неправильно определил НМЦК, включив в нее НДС. Это привело к необоснованному завышению цены контракта за счет бюджетных средств трех уровней, предоставленных для проведения реставрационных работ.
По результатам внеплановой выездной проверки УФК выдало представление с указанием на выявленные бюджетные нарушения. Госорган неправомерно принял к вычету и оплатил подрядчику НДС по работам по сохранению объекта культурного наследия и строительному контролю.
Госорган полагал, что такие работы облагаются НДС, смета на реконструкцию объекта включала налог.
Суды трех инстанций с этим не согласились. Они исходили из того, что госорган как получатель бюджетных средств обязан выполнять требования нормативных актов РФ, касающихся расходования указанных средств. Заключая контракты, он должен был руководствоваться ст. 149 НК РФ. А значит, в НМЦК не нужно было включать НДС. Соответственно, смету следовало составить без НДС.
Суды отметили, что вид строительных работ, предусмотренных градостроительным законодательством (новое строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт), не может изменить их целевого назначения. Они остаются реставрационными работами, а также работами по приспособлению объекта культурного наследия для использования. Именно их высокое значение для государства позволяет применять льготу по НДС, не увеличивая их стоимость на косвенный налог и, таким образом, экономя бюджетные средства.
Суды отклонили доводы госоргана о наличии положительного заключения Главгосэкспертизы относительно сметы. Они указали, что правильное определение НМЦК является обязанностью заказчика объекта.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.02.2020 по делу N А46-3952/2019
 
19.03.2020
Правительство и ЦБ РФ рассказали о послаблениях для участников госзакупок в связи с коронавирусом
Поставщиков, пострадавших из-за сложившейся ситуации, освободят от штрафов за нарушения обязательств по госконтрактам. Кроме того, будут снижены требования к обеспечению контрактов с участием СМП. Эти меры обещают принять в ближайшее время.
Документы: Стенограмма заседания Координационного совета по борьбе с коронавирусом от 16.03.2020 (http://government.ru/news/39164/)
Информационное сообщение Правительства и ЦБ РФ от 17.03.2020 (http://government.ru/news/39183/)
 

 
18.03.2020
Объединение в один лот работ по содержанию дорог в разных районах: споры продолжаются
Заказчик объединил в один лот работы по содержанию дорог, расположенных в разных районах области.
Контрольный орган признал это ограничением конкуренции. Суды его поддержали, сославшись на следующее:
- дороги отдалены друг от друга. Они не пересекают территориальные границы районов и не являются составной частью единой дороги;
- каждая дорога отражена в документации как отдельный объект закупки, НМЦК рассчитана индивидуально для каждой из них;
- заказчик не доказал технологическую и функциональную связь между проводимыми работами;
- размеры обеспечения заявки и контракта определены исходя из начальной цены необоснованно укрупненного лота. Однако не все потенциальные участники закупки имеют финансовую возможность внести для указанных целей суммы в крупном размере. Это влияет на их количество.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Отметим, правоприменительная практика по данному вопросу неоднозначна.
Так, в одном случае при сходных обстоятельствах ФАС признала заказчика ограничившим конкуренцию. Суды с ней не согласились: заказчик должен не столько обеспечить максимально широкий круг участников, сколько заключить контракт так, чтобы бюджетные средства использовались наиболее эффективно.
В другом споре контрольный орган не выявил ограничения конкуренции: объединить в один лот работы нужно было, чтобы обеспечить безопасность и бесперебойность движения на автодорогах регионального или межмуниципального значения.
Документ: Определение ВС РФ от 26.02.2020 N 310-ЭС20-609
 
17.03.2020
В ЕИС размещены типовые условия госконтрактов на выполнение работ в сфере строительства
10 марта в ЕИС появились типовые условия контрактов:
- на строительство (реконструкцию) объекта капстроительства;
- на проектные и (или) изыскательские работы.
Применять типовые условия контракта на строительство (реконструкцию) объекта капстроительства нужно будет, если объект закупки относится, в частности, к коду ОКПД2 41.2. Полный перечень приведен в информационной карте. Там же указаны ситуации, когда типовые условия использоваться не будут. Ограничений по НМЦК нет.
Условия нужно будет применять с 10 апреля 2020 года.
Типовые условия контрактов на проектные и (или) изыскательские работы будут необходимы с 1 января 2021 года при одновременном соблюдении следующих требований:
- земельный участок, на котором проводятся работы, расположен на территории РФ;
- объектом закупки являются работы, отнесенные к кодам ОКПД2 71.12.12 - 71.12.19.
При выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия применять типовые условия не нужно. Ограничений по НМЦК нет.
Документы: Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр
Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 10/пр
 

16.03.2020
Как подготовить обоснование изменения существенных условий долгосрочных "строительных" госконтрактов
С 1 июля 2019 года действует норма Закона N 44-ФЗ, которая позволяет изменять, в частности, цену долгосрочных "строительных" контрактов, если при их исполнении возникли независящие от сторон препятствия, влекущие невозможность исполнить контракт.
Их первоначальная цена должна соответствовать пределу, установленному правительством, или превышать его.
Корректировка возможна при наличии обоснования, подготовленного на основании решения правительства, высшего исполнительного органа субъекта или местной администрации.
Минфин пояснил, что такое обоснование готовится в свободной письменной форме. Иных ограничений по форме и требований к его содержанию не установлено.
Ведомство также напомнило, что вносимые изменения не должны приводить к увеличению цены, действующей на момент принятия такого решения, более чем на 30%.
Документы: Письмо Минфина России от 27.11.2019 N 24-03-07/92104;
Письмо Минфина России от 22.11.2019 N 24-03-07/90712
 

13.03.2020
Сведения могут внести в РНП, даже если госзаказчик вовремя не сообщил в ЕИС о расторжении контракта
Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке из-за просрочки оказания услуг. Он уведомил об этом исполнителя по почте (в том числе электронной), а также по номеру телефона через приложение Viber. Однако разместил решение в ЕИС с нарушением срока.
Антимонопольный орган отказался включать сведения об исполнителе в РНП, поскольку заказчик нарушил порядок расторжения контракта.
Суды с ним не согласились:
- подход контролеров формальный. Ведь поведение исполнителя как недобросовестное не оценивалось, его причины не выяснялись;
- в день отправки уведомления заказчик получил возражения от исполнителя по поводу одностороннего отказа. Сообщение заказчика доставлено, исполнитель уведомлен. Процедура одностороннего расторжения контракта не нарушена;
- просрочка размещения решения заказчика в ЕИС не основание, чтобы не включать сведения в РНП. Цель размещения таких сведений в системе - обеспечить открытость госзакупок, а также их контроль.
Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2020 по делу N А10-5113/2019
 
12.03.2020
Суды: когда заказчику придется оплатить услуги, оказанные после окончания срока госконтракта
Срок действия контракта на услуги связи истек, однако исполнитель продолжал их оказывать. Он потребовал оплатить задолженность. Заказчик этого не сделал. Он пояснил: исполнитель знал, что контракт был ограничен сроком. Оснований для оплаты фактически оказанных услуг без контракта нет. Кроме того, заказчик указал, что специальные нормы закона "О связи" применять нельзя, поскольку он к органам госвласти не относится.
Суды поддержали исполнителя:
- заказчик является бюджетным учреждением. Такие учреждения нужны для выполнения полномочий госорганов, поэтому к ним применяются специальные нормы закона "О связи". В силу специфики правоотношений исполнитель не имел права прекращать оказывать услуги связи в отношении такого заказчика;
- отказ исполнителя от оказания таких услуг, в том числе при истечении срока действия контракта, должен быть письменно согласован с заказчиком. В данном случае согласия заказчика не было.
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 18.02.2020 по делу N А37-289/2019


10.03.2020
Суды не признали договор недействительным из-за превышения лимита для малых госзакупок
Заказчик провел малую закупку на оказание услуг. Сумма сделки не превышала установленный для нее лимит. Однако фактически в течение срока действия договора подрядчик оказал услуги на большую сумму.
Заказчик просил признать сделку недействительной и взыскать сумму неосновательного обогащения. По его мнению, закупка не соответствует, в частности, Закону N 44-ФЗ. Заказчик также пояснил: закупка услуг сверх лимита не была запланирована, деньги в бюджете не предусмотрены.
Суды отказали заказчику по следующим основаниям:
- сумма по договору не превышала лимит малой закупки на момент его заключения, поэтому подрядчик не мог знать о нарушении Закона N 44-ФЗ;
- заказчик должен был сам проконтролировать, чтобы сумма фактически оказанных услуг не превысила цену договора;
- исполнитель добросовестно продолжал оказывать услуги после превышения цены договора, а заказчик - их потреблять.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 14.02.2020 N 309-ЭС20-802
 

06.03.2020
Переносить ли аукцион на рабочий день, если документация содержит проектную документацию
Минфин разъяснил: если дата аукциона, документация которого содержит проектную документацию, приходится на нерабочий день, переносить ее на следующий рабочий день не нужно. При такой закупке не рассматриваются первые части заявок. Соответственно, аукцион пройдет через четыре часа после окончания срока подачи заявок, даже если этот момент выпадает на нерабочий день.
Отметим, что устанавливать срок окончания подачи заявок на нерабочий день рискованно. Контрольный орган и суды могут признать это фактическим сокращением срока подачи заявок и ограничением конкуренции.
Документ: Письмо Минфина от 10.06.2019 N 24-06-06/42421
 
05.03.2020
К дистанционному участию в рассмотрении жалоб по крупным закупкам подключат Урал и Северо-Запад
С 16 марта возможность дистанционного участия предоставят заказчикам и участникам закупок в Уральском и Северо-Западном федеральных округах. До конца первого полугодия 2020 года ФАС планирует распространить такую практику и на другие федеральные округа.
Новшества касаются:
- всех закупок по Закону N 44-ФЗ с НМЦК выше 1 млрд руб.;
- закупок госкомпаний по Закону N 223-ФЗ с НМЦД выше 1 млрд руб.;
- закупок крупных компаний по Закону N 223-ФЗ с НМЦД выше 100 млн руб. Отметим, ведомство не уточнило, о каких именно крупных компаниях идет речь.
Напомним, что такая возможность уже реализована для Дальневосточного и Сибирского федеральных округов.
Ранее ведомство разъясняло, как дистанционно участвовать в рассмотрении жалоб на нарушения при закупках.
Документ: Информация ФАС России от 26.02.2020 (https://fas.gov.ru/news/29394)


02.03.2020
Утверждены типовые условия госконтрактов на строительство и реконструкцию объекта капстроительства
Минстрой определил типовые условия контрактов на строительство (реконструкцию) объекта капстроительства, включая пуско-наладочные и иные работы, неразрывно связанные с объектом строительства, а также поставку материалов и оборудования. Приказ вступает в силу с 26 марта 2020 года.
Типовые условия нужно будет использовать, если объект закупки относится к следующим кодам ОКПД2:
- 41.2 - здания и работы по их возведению;
- 42 - сооружения и строительные работы в области гражданского строительства (кроме кодов 42.11.20, 42.13.20);
- 43 - работы строительные специализированные;
- 71.12.20.110 - услуги заказчика-застройщика, генерального подрядчика.
Типовые условия не будут применяться при выполнении работ по строительству и реконструкции объектов капстроительства, если:
- они расположены за пределами РФ, а также на территории посольств и консульств;
- в отношении них проводятся работы по сохранению объекта культурного наследия.
Ограничения по НМЦК не установлены.
Напомним, руководствоваться типовыми условиями необходимо при проведении закупок, которые начинаются через 30 календарных дней после размещения условий в ЕИС.
Документы: Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр
Как применять типовые формы контрактов по Закону N 44-ФЗ

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК