Госзакупки: главные новости 1.04.2021
КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ
Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".
Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.
Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете
в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге
31.03.2021
Суды: обязательство по госконтракту считается выполненным в момент предъявления результата к приемке
Заказчик обратился в суд, чтобы взыскать с исполнителя неустойку. Акты сдачи-приемки подтверждали, что работы выполнены с опозданием.
Суды в иске отказали. Контракт предусматривал сроки исполнения по каждому этапу. Заказчик получил отчетные документы и акты до окончания указанных сроков. Исполнитель не должен отвечать за то, что другая сторона подписала их позже.
ВС РФ занимает аналогичную позицию. Исполнитель вправе выполнить работы в установленные контрактом сроки без учета времени на приемку и ее оформление. Это время не входит в период просрочки.
Документ: Постановление АС Московского округа от 12.03.2021 по делу N А40-55102/2020
30.03.2021
КС РФ разобрался, можно ли привлечь по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за просрочку исполнения госконтракта
Стороны заключили контракт на поставку запчастей для сельской электростанции. Исполнитель поставил товар с просрочкой и заплатил за это пени заказчику.
Позднее по заявлению надзорного органа суды оштрафовали поставщика по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за неисполнение обязательств по контракту с причинением вреда обществу и государству. Их мотив был такой:
- поставка товара с просрочкой означает, что контракт не исполнен;
- несвоевременное исполнение контракта ущемило права сельских граждан, поскольку те остались без электричества, нарушило нормальный режим работы учреждений и предприятий.
Поставщик с этим не согласился и обратился в КС РФ: названная норма противоречит Конституции, поскольку допускает широкое толкование. Наказать по ней можно не только за неисполнение обязательств, но и за их просрочку. В данном случае, контракт все же был исполнен, хоть и с опозданием. Значит, неисполненных обязательств нет.
КС РФ не поддержал поставщика. Среди прочего он отметил:
- в норме ответственность не за неисполнение контракта, а за действия (бездействие), которые привели к этому. Под ними понимают не только неисполнение контракта в прямом смысле, но и просрочку;
- в каждом случае устанавливают реальный вред обществу и государству, а также причинно-следственную связь между действиями (бездействием) и наступлением вреда. Существенность вреда может быть в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, как в данной ситуации;
- не имеет значения, что законодательно не разграничили как именно причинен вред - неисполнением или просрочкой. Последняя тоже может повлечь общественно-опасные последствия;
- защита отношений названной нормой не должна зависеть от характера и вида допущенных виновным нарушений, поскольку это может привести к освобождению от ответственности за вред от его действий;
- норма нужна, чтобы стимулировать исполнение контрактных обязательств и не допускать существенного вреда обществу и государству. Ее нельзя назвать неконституционной.
При рассмотрении данного дела КС РФ опирался на судебную практику и позицию ФАС.
Документ: Постановление КС РФ от 18.03.2021 N 7-П
29.03.2021
Минздрав утвердил новый типовой госконтракт на поставку лекарств
В новом документе расширили перечень кодов объекта закупки по ОКПД2 (приложение N 2 к приказу). Коды для применения типового контракта теперь такие: 21.20.1 - 21.20.23.194.
Контракт привели в соответствие с законодательством. Например, положения о его обеспечении дополнили условием, когда участник закупки среди СМП и СОНКО освобождается от такого обеспечения (с. 24 типового контракта).
В положениях об ответственности сторон учли новые правила определения штрафов за ненадлежащее исполнение контракта, который заключен по итогам закупки среди СМП и СОНКО (с. 27 типового контракта).
Кроме того, разработали образец заявки на получение (выборку) товара (приложение N 9 к типовому контракту на с. 45). Она будет нужна при закупке лекарств с неизвестным объемом.
Ограничений по цене по-прежнему нет.
Приказ вступает в силу 3 апреля взамен действующего. Применять новый контракт нужно по истечении 30 календарных дней после его размещения в ЕИС. Пока его там нет.
Документы: Приказ Минздрава России от 18.01.2021 N 15н
Как применять типовые формы и типовые условия контрактов по Закону N 44-ФЗ
26.03.2021
Минфин разъяснил нюансы согласования заключения госконтракта с едпоставщиком
Заказчик должен направить участнику проект контракта, а участник обязан подписать и вернуть его, не дожидаясь согласования.
Нарушения могут быть обнаружены при согласовании, даже если ранее федеральные контролеры провели внеплановую проверку и претензий не было.
Рассмотрели также ситуацию, когда в отношении закупки есть и предписание федерального органа, и согласование от органа другого уровня. В частности, если предписано отменить итоги закупки, заключить контракт нельзя. В остальных случаях заключение контракта допустимо, если это не противоречит предписанию. Однако сначала нужно исполнить требования контролеров.
Документ: Письмо Минфина России от 18.03.2021 N 24-04-07/19432
25.03.2021
Минстрой хочет добавить еще один случай для изменения долгосрочных строительных госконтрактов
Планируют расширить перечень случаев, когда можно изменить существенные условия госконтрактов. Проект касается контрактов сроком не меньше 1 года на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Внести изменения можно, если выполняется несколько условий:
- существенно изменилась стоимость 1 или более позиции ценообразующих ресурсов, что привело к изменению общей стоимости строительства, реконструкции или других работ более чем на 5%;
- без изменения условий контракт нельзя исполнить по независящим от сторон обстоятельствам;
- есть решение правительства, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации.
Корректировка не должна увеличивать срок исполнения контракта и (или) его цену более чем на 30%. Порядок обоснования изменения существенных условий установит правительство.
Публичное обсуждение проекта завершается 16 апреля.
Документ: Проект федерального закона (https://regulation.gov.ru/projects#npa=114314)
24.03.2021
Суд признал законным заключение с едпоставщиком нескольких госконтрактов с однородным предметом
Прокурор обратился в суд с требованием признать недействительными два договора с единственным подрядчиком на однородные работы. Стороны заключили их на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с интервалом в 1 месяц. Истец считал, что закупка искусственно раздроблена для обхода конкурентных процедур.
Суды в иске отказали, отметив, что Закон N 44-ФЗ не ограничивает количество закупок у едпоставщика в отношении однородных товаров, работ или услуг. Лимиты установлены только на годовой объем и цену отдельного контракта.
Напомним, аналогичную позицию занимает ФАС. Однако в судебной практике встречается и другой подход: искусственное дробление закупки противоречит Закону N 44-ФЗ. Такой вывод содержится в Определении ВС РФ, постановлениях АС Волго-Вятского округа, АС Поволжского округа, АС Северо-Кавказского округа, АС Уральского округа, АС Центрального округа, Семнадцатого ААС.
Отметим, что в каждом случае суды исследовали обстоятельства и причины дробления закупки, взаимоотношения заказчика и поставщика, наличие возможности провести закупку конкурентным способом.
Документы: Постановление Второго ААС от 26.02.2021 по делу N А31-12102/2020
Допускается ли дробление закупок по Закону N 44-ФЗ
23.03.2021
У предприятий и учреждений УИС можно будет закупить больше товаров и услуг без конкурентных процедур
Планируют дополнить перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобрести у предприятия или учреждения УИС как у единственного поставщика. В частности, появятся такие позиции:
- 08.12.12.160 - смеси песчано-гравийные;
- 41.20.10 - здания жилые;
- 81.2 - услуги по чистке и уборке.
Некоторые позиции исключат. Так, в перечне не будет бижутерии в части фурнитуры форменной одежды (код 32.13.10.110). При этом взамен введут другие коды, например 25.99.25 (пряжки и другие изделия из недрагоценных металлов для одежды) и 32.99.23 (кнопки, пуговицы, застежки-молнии).
Обратите внимание: многие виды ТРУ отмечены звездочкой. Закупить их у едпоставщика смогут только организации и органы УИС.
Документ: Проект Постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=114220)
23.03.2021
ЦБ РФ повысил ключевую ставку
С 22 марта ключевую ставку увеличивают на 0,25 процентного пункта. Таким образом, показатель достигнет уровня 4,5%. Это первое повышение с декабря 2018 года. Некоторые из аналитиков ожидали такого решения, ведь экономическая ситуация остается сложной на фоне пандемии коронавируса, растет инфляция. Хотя многие эксперты рассчитывали на сохранение прежнего показателя.
По информации Минэкономразвития, темпы инфляции значительно ускорились. В годовом выражении в феврале показатель составил 5,7%. Это выше, чем было в январе (5,2%), и существенно больше цели ЦБ РФ в 4%.
Повышение ключевой ставки может подтолкнуть банки скорректировать ставки по депозитам и кредитам. Однако число отказов в кредитах все еще растет, а значит, скорее всего, контроль за выдачей займов банки продолжат усиливать.
К вопросу о ключевой ставке ЦБ РФ вернется 23 апреля. Инфляция, вероятно, пойдет на спад, поскольку аналитики предполагают, что сейчас она находится на пике. Возможно, регулятор продержит ставку на этом уровне до конца года. А может, продолжит постепенное возвращение к нейтральной ключевой ставке, т.е. повышение показателя уже на ближайших заседаниях.
Напомним, что нейтральной называют ставку, которая не повышает и не сдерживает инфляцию. Сейчас ЦБ РФ считает, что размер такой ставки равен уровню инфляции, увеличенному на 1 - 2 процентных пункта. Пока Банк России стимулирует экономику с целью выхода из кризиса, поэтому ключевая ставка остается ниже нейтральной. При благоприятном развитии макроэкономической ситуации, ослаблении "коронавирусных" ограничений и наращивании темпов вакцинации регулятор сможет сосредоточить усилия на уменьшении инфляции.
Документ: Информация Банка России от 19.03.2021
22.03.2021
Проект об упрощении госзакупок принят в первом чтении
Предлагают "сократить" количество конкурентных способов закупок. "Извещение" станет главным закупочным документом. Для открытых конкурентных электронных закупок документация не понадобится. Она "нужна будет" только при закрытых конкурентных процедурах.
Введут универсальную предквалификацию участников. При любой конкурентной закупке с НМЦК от 20 млн руб. заказчик "потребует" безупречного опыта исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ или договора по Закону N 223-ФЗ за последние 3 года.
Банковские гарантии "заменят" независимыми. Выдавать их смогут, например, региональные гарантийные организации.
Неконкурентных закупок "станет больше".
Подробнее об изменениях читайте в нашем обзоре. Его подготовили на стадии внесения проекта в Госдуму, текст не изменился.
Документ: "Проект" Федерального закона N 1100997-7
19.03.2021
Заказчики по Закону N 223-ФЗ должны будут обосновать НМЦД - проект прошел Госдуму
В положение о закупке нужно включить порядок определения и обоснования НМЦД, цены договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), цены единицы ТРУ (п. 1 ст. 1 проекта). Поправки приняли в третьем чтении.
Кроме того, в положении нужно указать, как определяются формула цены для расчета сумм, которые заказчик уплатит поставщику при исполнении договора, и максимальное значение цены договора.
У заказчиков будет 90 дней со дня вступления поправок в силу на то, чтобы изменить положение о закупке. Закупки, которые начаты до размещения обновленного положения, но в пределах указанного срока, завершат по старым правилам (ст. 2 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 1046332-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1046332-7)
18.03.2021
Суды: опыт исполнения госконтрактов как критерий оценки заявок ограничивает конкуренцию
Участник закупки "обратился" в суд с требованием признать недействительными открытый конкурс и госконтракт. Основной "довод" такой: одним из критериев оценки заявок был опыт исполнения аналогичных работ только в рамках госконтрактов.
Требования истца были удовлетворены. Суды согласились, что заказчик "ограничил" критерий "квалификация участника закупки". В преимущественном положении оказались субъекты, которые ранее выполняли работы для госнужд. Отметим, в административной и судебной практике встречается другой подход.
Так, Приморское УФАС "установило": требование о наличии опыта работ по исполнению госконтрактов не ограничивает количество участников закупки. Оно позволяет выбрать наиболее квалифицированного и опытного исполнителя.
АС Дальневосточного округа "подчеркивал", что требование о наличии опыта исполнения госконтрактов не препятствует участию в конкурсе и не создает преимуществ. Участники без опыта могут конкурировать с другими за счет цены. ВС РФ "отказал" в пересмотре этого дела.
Документ: "Постановление" АС Северо-Западного округа от 17.02.2021 по делу N А05-5797/2020
17.03.2021
Предлагают иначе описывать объект закупки в обращении об определении едпоставщика для госнужд
С 22 октября действуют "правила" рассмотрения обращений заказчиков об определении единственного поставщика для закупок по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В них предусмотрено содержание такого обращения.
Минфин предложил по-другому описывать объект закупки. Среди прочего потребуется указывать:
- информацию о стране происхождения товара. Ее надо отражать и в случае, если контракт на выполнение работ (оказание услуг) предполагает поставку товара;
- номер записи из реестра российской или евразийской промышленной продукции (при наличии);
- обоснование невозможности закупить товары из реестров (при необходимости).
Общественное обсуждение проекта завершается 25 марта.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=114008)
15.03.2021
Правительство изменило перечень иностранных медизделий с ограничением допуска к госзакупкам
В список добавили новые позиции:
- 26.60.12.119 - биохимические анализаторы;
- 26.60.12.119, 26.60.12.123 - фетальные мониторы;
- 26.60.12.119 - микроскопы медицинские;
- 26.70.22.150 - микроскопы биологические, для клинической лабораторной диагностики;
- 26.60.12.132, 26.60.13.130, 26.60.13.190 - хирургические УЗ-аппараты;
- 26.60.13.130 - хирургические коагуляторы;
- 26.60.13.170, 26.60.13.190 - терапевтические лазерные аппараты.
Изменения заработают с 19 марта. Они применяются к закупкам, объявленным после этой даты.
Документы: Постановление Правительства РФ от 06.03.2021 N 336 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103110008)
12.03.2021
Не успел подписать госконтракт из-за сбоя в интернете - аргумент не помог участнику избежать РНП
Победитель "не подписал" контракт вовремя. Он пояснил, что уклоняться не хотел, поскольку:
- в период заключения контракта подключения к интернету "не было". Это подтверждалось письмом арендодателя помещения, в котором победитель вел деятельность;
- обеспечительная гарантия "получена" заранее;
- после того, как его признали уклонившимся, он "получил" от заказчика устное одобрение заключить контракт и направил в УФАС обращение согласовать эту возможность;
- победитель - "постоянный участник" закупок. У него высокая деловая репутация.
Контролеры не посчитали эти причины уважительными, поскольку в период подписания контракта победитель:
- "смог поучаствовать" в другой закупке;
- "не сообщал" заказчику о том, что невозможно подписать контракт в срок.
Сведения "включили" в РНП. Суды "поддержали" такое решение. Они отметили следующее:
- в письме арендодатель подтвердил, что подключения к интернету в период подписания контракта не было. Однако он за несколько дней "предупреждал" арендаторов о возможном сбое из-за технических работ;
- победитель знал, что сбой может случиться, но попытки подписать контракт "были" лишь в конце рабочего времени последнего отведенного на это дня. Заботливость и осмотрительность не проявил;
- договор и спецификация на приобретение товара "не доказывают" намерение заключить и исполнить именно этот контракт. Продукция куплена за 3,5 мес. до подведения итогов закупки. Эти документы представлены лишь в суд, но не в контрольный орган;
- получение обеспечительной гарантии без подписанного контракта "не доказывает" добросовестности победителя.
Отметим, в практике есть "пример", когда сбой в интернете суды посчитали уважительной причиной пропуска срока подписания контракта.
Документ: "Постановление" АС Волго-Вятского округа от 24.02.2021 по делу N А17-990/2020
11.03.2021
Заказчики по Закону N 223-ФЗ должны учитывать товары из ЕАЭС в рамках квотирования
С 1 января действует "перечень" продукции для выполнения минимальной доли закупок отечественных товаров. Такими товарами "признаются" те, что включены:
- в реестр российской промпродукции;
- единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
С 6 марта в рамках квотирования заказчики должны учитывать также товары из реестра евразийской промпродукции.
Документ: Постановление Правительства РФ от 03.03.2021 N 304
05.03.2021
Доптребования к операторам ЭП и нормы о согласовании госконтракта с едпоставщиком планируют уточнить
Минфин предложил среди прочего изменить доптребования к операторам электронных площадок. В них есть причины, по которым оператор не принимает банковскую гарантию для обеспечения заявки. По проекту гарантию "не примут", если ее сумма будет меньше обеспечения заявки.
Сейчас это может случиться если сумма гарантии не соответствует размеру обеспечения заявок в извещении.
С 1 июля 2020 года действуют правила согласования контракта с едпоставщиком после несостоявшихся закупок. До 1 июля 2021 года оно проводится без ЕИС. Хотят продлить этот срок "до 1 января 2022 года".
Общественное обсуждение проекта завершается 15 марта.
Документ: "Проект" постановления Правительства РФ
04.03.2021
Хотят изменить особенности определения НМЦК в рамках квотирования по Закону N 44-ФЗ
Для обоснования НМЦК рыночным методом ценовые запросы направляются субъектам промсферы из ГИСП.
Минпромторг предложил изменить этот порядок: если в системе не наберется 3-х субъектов, то заказчики должны направить допзапросы иным поставщикам с опытом поставки квотируемых товаров. Можно также брать информацию в ЕИС по безупречно исполненным контрактам за 3 последних года.
Напомним, если компаний меньше или сведений о них нет в ГИСП либо такие сведения неполные, то стоит зафиксировать это. Например, сделать скриншот. Его надо отправить в Минпромторг (Metod@minprom.gov.ru).
Скриншот может потребоваться, чтобы доказать, что нельзя соблюсти минимальную долю. По проекту коды-основания причин расширили. Их дополнили закупками у едпоставщика.
Общественное обсуждение проекта завершается 15 марта.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=113692)
04.03.2021
Минфин предлагает уточнить правила подготовки отчета об объеме госзакупок у СМП и СОНКО
Действующие правила подготовки отчета "хотят заменить".
Базовые положения оставили прежними. Часть из них уточнили. Позиции переименовали в строки. Так, в строке 5-й отчета "указали", что в объем проведенных закупок у СМП и СОНКО включаются сведения по оплаченным контрактам.
"Закрепили" также, что в таком объеме учитываются контракты с едпоставщиками по несостоявшимся закупкам среди этих субъектов и организаций. Положение привели в соответствие с законодательством.
С 1 апреля вступают в силу новшества: электронные малые закупки "учитываются" в отчете при указании финансирования по контрактам с едпоставщиком. В проекте этих положений "нет".
Общественное обсуждение проекта завершается 11 марта.
Документ: "Проект" постановления Правительства РФ
02.03.2021
Мировое соглашение не помогло обжаловать решение контролеров о включении в РНП по Закону N 44-ФЗ
Заказчик не принял товар, поскольку тот "не отвечал" условиям закупки. Он "отказался" от контракта.
После получения решения об отказе исполнитель надлежащий товар так и "не поставил". Сведения "включили" в РНП.
Через несколько месяцев стороны "заключили" мировое соглашение. Они договорились:
- возобновить действие контракта;
- считать решение об одностороннем отказе недействительным.
По этой причине исполнитель "обжаловал" в суде решение контролеров о включении в РНП.
Первая инстанция "поддержала" исполнителя. "Апелляция" и "кассация" заняли другую позицию:
- заключение контракта предполагает, что победителю понятны его условия. Проблем при исполнении возникнуть "не должно";
- заказчик "не вправе" сам признать недействительным вступивший в силу отказ от контракта;
- мировое соглашение "не влияет" на законность решения контролеров. Суд "не оценивает" доказательства и обстоятельства спора в этом случае;
- отказ заказчика от претензий не имеет значения, поскольку ответственность к недобросовестному лицу "применяется" независимо от последующего волеизъявления сторон по контракту;
- решение контролеров "утверждено" до мирового соглашения с учетом документов и материалов на момент его принятия. Дальнейшие действия сторон на него не влияют;
- поведение исполнителя "недобросовестное". Основания для включения в РНП были.
ВС РФ "не стал" пересматривать дело.
Документ: "Определение" ВС РФ от 15.02.2021 N 305-ЭС20-24521
01.03.2021
Поправки о банковской гарантии при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ внесли в Госдуму
Планируют ввести требования к обеспечительной гарантии при конкурентных закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ. Так, заказчик будет принимать гарантии банков из перечня по Закону N 44-ФЗ. Сведения о них должны быть в реестре в ЕИС (с. 2 проекта).
В гарантию включается ряд условий, в частности, о ее сроке действия:
- не менее 1 мес. с даты окончания срока подачи заявок - для обеспечения заявок (с. 3 проекта);
- не менее 1 мес. с даты окончания срока исполнения основного обязательства - для обеспечения договора (с. 5 проекта).
У гарантии для обеспечения договора есть нюансы. Например, в ней не должно быть условия о представлении банку судебных актов в подтверждение неисполненных обязательств (с. 5 проекта).
Правительство утвердит среди прочего доптребования к гарантии и ее типовую форму (с. 6 проекта).
Планируется, что новшества заработают с 1 января 2022 года (с. 9 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 1116818-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1116818-7)