Новости по госзакупкам 1 июля 2022

01.07.2022

Новости для специалиста по закупкам

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

5 июля 2022
Суды напомнили: начислять вместе пени и штраф можно только за разные нарушения госконтракта

Товар не поставили вовремя. Заказчик начислил пени за нарушение сроков и штраф за то, что контракт не исполнили. После он получил выплату по гарантии.

Позднее поставщик выполнил обязательства и потребовал вернуть сумму штрафа. Заказчик незаконно применил несколько видов ответственности за просрочку.

Суд его не поддержал. Претензию и требование по гарантии направили до поставки товара. Двойной ответственности нет, поскольку штраф удержали не за просрочку, а за неисполнение контракта.

Апелляция решила иначе и взыскала с заказчика неосновательное обогащение. Требовать пени и штраф вместе можно только за разные нарушения. Товар поставили, значит, была лишь просрочка. Начислять за это штраф по Закону N 44-ФЗ и контракту нельзя.

Кассация поддержала подход.

К сходным выводам приходил, в частности, АС Центрального округа.
Документ:
Постановление АС Уральского округа от 16.06.2022 по делу N А76-2287/2021

1 июля 2022
УФАС напомнило: позицию доптребований в госзакупке определяют с учетом проектной документации

Участник закупки пожаловался, что заказчик неправильно установил доптребования. Согласно проектной документации капремонт должны выполнить на линейном объекте, но заказчик выбрал позицию для объектов капстроительства.

Контролеры признали жалобу обоснованной. Проектную документацию разработали для линейного объекта, поэтому приобретали работы по его ремонту. Заказчик ошибочно установил доптребования по позиции для объектов капстроительства.

В похожей ситуации Рязанское УФАС тоже нашло нарушение в действиях заказчика. Проектную документацию составили для объекта капстроительства, а доптребования установили по позиции для линейного.

Документ:
Решение Татарстанского УФАС России от 15.06.2022 по делу N 016/06/31-917/2022
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 23.05.2022) "О требованиях к участникам ...


30 июня 2022

Опубликовали закон о снижении порога для офсетных госконтрактов
9 июля уточнят особенности закупок по офсетным контрактам, например:

снизят с 1 млрд до 100 млн руб. минимальный объем инвестиций по такому контракту. Если его заключают для нескольких регионов, то с 2024 года объем составит не менее 400 млн руб.;
закрепят обязательные условия офсетного контракта. Одно из них — максимальное количество товара (услуги), которое можно предоставить за год другим заказчикам региона напрямую. Оно не должно превышать 30% произведенной продукции (объема оказанной услуги). Требование станет обязательным с 2024 года.
Также с 9 июля приобретать медизделия и расходные материалы у едпоставщика при соблюдении ряда условий смогут не только государственные или муниципальные медорганизации, но и другие заказчики. Однако закупать лекарства по этому основанию запретят.

Приобрести медизделия и расходные материалы можно будет и по правилам "электронного магазина".

До конца года стороны смогут по соглашению корректировать количество в том числе таких товаров по контракту в пределах 30%.

Документ:
Федеральный закон от 28.06.2022 N 231-ФЗ
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

29 июня 2022

ВС РФ: объект по госконтракту построили качественно, но отступили от проекта — работы нужно оплатить

Стороны заключили строительный контракт. Заказчик работы не принял, поскольку результат не отвечал проектной документации. Он получил выплату по гарантии.

По мнению подрядчика, работы выполнили качественно, а от проекта отступили по объективным причинам. Он обратился в суд, чтобы взыскать среди прочего долг, неустойку, неосновательное обогащение (выплату по гарантии).

Три инстанции его поддержали:

подрядчик отступил от проекта, техзадания и сметы, но это не ухудшило результат. Объект можно использовать по назначению, он качественный и отвечает нормам. Заказчик обратное не доказал;
чтобы ввести объект в эксплуатацию, можно изменить проектную документацию под то, что уже построили. Полная повторная госэкспертиза не нужна;
заказчик знал, что необходимо изменить проектную документацию, выдал подрядчику техзадание. При этом помешал получить положительное решение госэкспертизы, так как не передал необходимые исходные данные подрядчику;
отступление от проекта не увеличило стоимость работ;
гарантия нужна, чтобы покрыть конкретные убытки заказчика или неустойку. Однако он не доказал, что получил выплату для этого.
ВС РФ не стал пересматривать дело.

Документ:
Определение ВС РФ от 17.06.2022 N 302-ЭС22-9204

28 июня 2022

Оператор удержал обеспечение третьей заявки — ВС РФ согласился взыскать неосновательное обогащение

Участник за день подал 2 заявки и внес обеспечение на спецсчет. Обе отклонили. Поскольку ранее в этом квартале заявку участника уже отклоняли, оператор ЭП перечислил обеспечение третьей по счету заявки заказчику.

Три инстанции взыскали неосновательное обогащение:

обязательное условие для такой финансовой санкции — систематичность нарушения. Участник должен знать, что 2 его заявки в квартале уже отклонили, но игнорировать последствия. Это не подтвердили;
участник подал 2 заявки с аналогичными недостатками почти одновременно. Это одно нарушение. Поскольку систематичность не доказали, обеспечение удержали незаконно.
ВС РФ не стал пересматривать дело.

К сходным выводам приходил, в частности, АС Северо-Западного округа. Однако в практике есть пример, когда довод об отсутствии систематичности нарушения не помог участнику, так как он знал об ошибках. При этом оператор не вправе устанавливать вину, он только констатирует факт трехкратного нарушения.

Документ:
Определение ВС РФ от 14.06.2022 N 303-ЭС22-8443

27 июня 2022
Строительные закупки "под ключ" по Закону N 223-ФЗ: изменения с 1 июля 2022 года
Информацию о вакансиях нужно направлять в центр занятости ежемесячно. Ведомство рекомендовало сообщать сведения не позднее:

3 рабочих дней после того, как появились свободные рабочие места и вакансии;
следующего рабочего дня, когда их заняли.
Отметим, ранее ведомство давало иные разъяснения. Оно приводило пример: информацию по состоянию на конец отчетного месяца можно подать в течение 10 рабочих дней следующего месяца.

Напомним, если не представить данные или передать их не вовремя, грозит штраф. Для должностных лиц он составляет от 300 до 500 руб., для юрлиц — от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Документ:
Письмо Минтруда России от 30.05.2022 N 16-1/ООГ-2182
Рекомендуем:
Как отчитываться о вакансиях на портале "Работа в России"

24 июня 2022
ВС РФ подтвердил, какие убытки можно взыскать с госзаказчика, если закупку отменили по его вине

Победитель аукциона предоставил независимую гарантию и вовремя подписал контракт. Заказчик этого не сделал, о причинах не сообщил.

Позднее выяснили, что контролеры предписали отменить результаты закупки из-за нарушений заказчика. Победитель потребовал возместить расходы на оформление гарантии. Заказчик отказал: госконтракт не заключили, гарантия не действовала, комиссию следует требовать с банка.

Три инстанции взыскали с заказчика расходы на оформление гарантии и частично оплату услуг представителя:

победитель исполнил обязательства, однако закупку отменили по вине заказчика. Из-за этого у победителя возникли убытки;
заказчик вел себя недобросовестно. Ему выдали предписание, но он не сообщил об этом победителю, при этом согласовал текст гарантии на следующий день;
пока уведомление об отмене торгов не опубликовали на электронной площадке, победитель не знал, что результаты закупки обжаловали, а заказчику предписали их отменить.
ВС РФ не стал пересматривать дело.

Напомним, ранее Верховный суд в сходных обстоятельствах поддержал нижестоящие инстанции и взыскал с заказчика комиссию за оформление гарантии, поскольку закупку отменили по его вине. Компенсировать услуги представителя тогда не требовали. К подобным выводам недавно приходил и АС Северо-Западного округа.

Документ:
Определение ВС РФ от 15.06.2022 N 307-ЭС22-8721

23 июня 2022
Ошибки в техзадании привели к просрочке — ВС РФ не нашел оснований для отказа от госконтракта

Подрядчик выполнил проектные работы вовремя. В ходе госэкспертизы заказчик обнаружил, что не учел в техзадании ряд позиций, и просил включить их в проект. Подрядчик это сделал, но заказчик отказался от контракта — конечного результата работ в срок не достигли.

Позднее проект получил положительное заключение. Акты приемки направили заказчику. Он работы не оплатил.

Первая инстанция оплату не взыскала:

    контракт вовремя не исполнили, поэтому отказ от него законный;
    до того, как отказ вступил в силу, результат работ заказчику не передали. Оплачивать их не нужно.

Апелляция решила иначе:

    заказчик просил выполнить допработы из-за своих упущений в техзадании. Просрочка возникла по его вине. Добросовестность подрядчика подтвердили контролеры;
    заказчик не доказал, что работы были с недостатками и без потребительской ценности. Он не направлял подрядчику претензии;
    результат работ сдали до того, как отказ вступил в силу. Заказчик направил уведомление по неверному электронному адресу и не доказал, что подрядчик его получил.

Кассация поддержала апелляцию.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Напомним, недавно ВС РФ согласился, что мотивированный отказ заказчика незаконный, поскольку просрочка возникла по его вине.
Документ:
Определение ВС РФ от 10.06.2022 N 308-ЭС22-8194

22 июня 2022
Хотят установить типовые формы независимых гарантий при закупках по Законам N 223-ФЗ и 44-ФЗ

С 1 июля вступят в силу некоторые обязательные требования к обеспечительной гарантии при конкурентных закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ. Например, о том, что заказчик примет ее от тех же гарантов, что и по Закону N 44-ФЗ.

Минфин предложил утвердить положение о независимых гарантиях. В нем, в частности, хотят определить типовые формы гарантий для обеспечения заявок и договоров, а также доптребования к ним. Среди прочего, в гарантию будут включать такие условия:

о том, что банк или региональная гарантийная организация должны выполнять обязательства, даже если их исключили из соответствующих перечней;
в каком арбитражном суде разберут споры в связи с исполнением обязательств по гарантии.
Гарантию можно получить в форме электронного документа или на бумаге. Последнюю нужно прошить и пронумеровать.

Планируют также определить сходные типовые формы независимых гарантий для обеспечения заявок и контрактов по Закону N 44-ФЗ.

Новшества могут заработать 1 октября.

Общественное обсуждение проекта завершат 30 июня.

Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров ...

21 июня 2022

Подписание госконтракта с исполнителем на УСН: суд признал незаконным исключение условия об НДС

Заказчик заключил контракты на текущий ремонт дорог с подрядчиками на УСН. В проектах контрактов было условие о включении в цену НДС. Однако при заключении соглашений налог из нее исключили, а сметы пересчитали с использованием коэффициентов.

Контролеры усмотрели нарушение и направили заказчику представление, несмотря на то что контракты были заключены по ценам победителей закупок. Суды поддержали проверяющих:

  •     контракт нужно заключать на условиях, предусмотренных извещением и документацией;
  •     нельзя менять структуру цены с помощью коэффициентов, которых нет в законодательстве, документации или контракте;
  •     указание цены с НДС не нарушает права участников на УСН. При заключении контракта у них не возникает обязанность уплатить налог.


Верховный суд не стал пересматривать выводы нижестоящих инстанций.

Полагаем, что безопаснее предусмотреть в проекте контракта варианты условия о цене для ситуаций его заключения с участниками на разных системах налогообложения. Так советовал делать Минфин. Кроме того, можно подстраховаться, определив в документации правила пересчета сметы, если победителем стал участник на УСН.
Документ:
Определение ВС РФ от 08.06.2022 N 303-ЭС22-7854
Рекомендуем:
Как указать НДС в государственном или муниципальном контракте

20 июня 2022
С 27 июня расширят перечни иностранных товаров с условиями допуска к госзакупкам

В перечень N 1 войдут, в частности:

    03.22.20 — свежая или охлажденная пресноводная рыба (продукция рыбоводства);
    10.13.15.110 — мясные консервы;
    10.86.10.133 — молочные адаптированные смеси (заменители женского молока), в том числе начальные, сухие для детей раннего возраста;
    16.21.12.110 — фанера;
    17.23.12.130 — коробки, сумки, футляры, почтовые наборы из бумаги или картона с бумажными канцелярскими принадлежностями;
    23.19.23.110 — стеклянная посуда для лабораторных целей;
    26.52.1 — часы всех видов, кроме часовых механизмов и частей;
    58.29.32.000 — прикладное ПО для загрузки;
    62.01.2 — оригиналы ПО.

Некоторые позиции детализируют, например металлические готовые изделия (кроме машин и оборудования). Часть кодов ОКПД2 укрупнят. Так, вместо отдельной продукции в перечень включат практически все позиции по коду 28.23.

В перечень N 2 среди прочего добавят такие товары:

    27.12 — аппаратуру распределительную и регулирующую электрическую;
    27.90.31 (кроме 27.90.31.110) — машины электрические и аппараты для пайки мягким и твердым припоем или сварки;
    28.91.1 — оборудование для металлургии и его части;
    28.94 — оборудование для текстильного, швейного и кожевенного производства;
    29.10.59.260 — оперативно-служебные транспортные средства для перевозки лиц под стражей.

Отдельные позиции детализируют, в том числе компьютеры и периферийное оборудование. Часть кодов ОКПД2 укрупнят. Например, вместо некоторых товаров в перечень войдет большинство позиций по коду 28.25.
Документ:
Приказ Минфина России от 11.05.2022 N 73н
Полезные ссылки:
Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н (ред. от 05.03.2022) "Об условиях допуска товаров, происходящих ...
"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв ...

20 июня 2022
Корректируем положение о закупке по Закону N 223-ФЗ с учетом важных изменений с 1 июля 2022 года

Скоро вступят в силу поправки об обеспечительной гарантии при конкурентных закупках у СМСП, об устранении конфликта интересов и др. У заказчиков еще есть время, чтобы учесть новшества в положении о закупке. Напомним, как и когда внести корректировки.
В положении нужно предусмотреть требования:

к независимой гарантии для обеспечения заявок и договоров при конкурентных закупках у СМСП. В частности, о том, что заказчик примет ее от тех же гарантов, что и по Закону N 44-ФЗ, а также о сроке действия гарантии;
закупочным комиссиям заказчика, чтобы не возник конфликт интересов.
Подробности:

Какие требования предъявляют к закупочным комиссиям заказчика
Отдельные новшества заказчик вправе учесть в положении. Так, он может установить новый способ неконкурентной закупки среди СМСП, если хочет проводить ее по принципу "электронного магазина".

Для этого способа есть особенности. Например, цена договора не выше 20 млн руб., а закупку осуществляют на электронных площадках операторов из спецперечня.

Чтобы скорректировать положение, подготовьте документ с изменениями и новую редакцию положения. Утвердить поправки должно уполномоченное лицо или орган.

Подробности:

В каком порядке подготовить документы для внесения изменений в положение
Как утвердить положение о закупке
Разместите в ЕИС изменения и актуальное положение в течение 15 дней после утверждения. Приведите положение в соответствие с поправками об обеспечительной гарантии и об устранении конфликта интересов до 1 октября.

Подробности:

Как разместить сведения об изменениях в ЕИС
За неразмещение изменений и обновленного положения или просрочку установлен штраф.

Подробности:

Какая ответственность ждет за нарушения, связанные с размещением изменений
Полезные ссылки:
Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (ред. от 28.07.2018) <Об утверждении перечней ...
Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N 2323 "О внесении изменения в Положение об особенностях ...
Федеральный закон от 16.04.2022 N 109-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров ...
Федеральный закон от 11.06.2022 N 160-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках ...
Обзор: "Подписан закон о конфликте интересов при госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц" (КонсультантПлюс ...

16 июня 2022

Поправки о снижении порога для офсетных госконтрактов приняли в третьем чтении

Хотят уточнить особенности закупок по офсетным контрактам, например:

снизить с 1 млрд до 100 млн руб. минимальный объем инвестиций, которые надо осуществить по такому контракту (абз. 13 п. 11 ст. 2 проекта). Если его заключают для нескольких регионов, то с 2024 года объем составит не менее 400 млн руб. (абз. 30 п. 11 ст. 2, пп. 3 п. 3 ст. 4 проекта);
закрепить обязательные условия офсетного контракта (абз. 22 п. 11 ст. 2 проекта). Одно из них — максимальное количество товара (услуги), которое можно предоставить в течение года другим заказчикам региона напрямую (абз. 16 п. 11 ст. 2 проекта). Оно не должно превышать 30% произведенной продукции (объема оказанной услуги). Это условие станет обязательным с 2024 года (пп. 1 – 2 п. 3 ст. 4 проекта).
Предложили также изменить правила медицинских закупок неконкурентным способом. Сейчас приобретать лекарства, медизделия и расходные материалы у едпоставщика при соблюдении ряда условий могут государственные или муниципальные медорганизации.

Планируют, что закупать только медизделия и расходные материалы таким способом смогут и иные заказчики. Лекарства из списка товаров исключат (абз. 2 пп. "а" п. 7 ст. 2 проекта).

Приобрести медизделия и расходные материалы можно будет и по правилам "электронного магазина" (абз. 2 пп. "б" п. 7 ст. 2 проекта).

До конца года стороны смогут по согласию корректировать количество в том числе таких товаров по контракту в пределах 30% (пп. "а" п. 12 ст. 2 проекта).

Документ:
Проект Федерального закона N 107527-8
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

15 июня 2022
Может стать больше требований к участникам закупок по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ

В Госдуму внесли проект о том, что участниками закупки по Закону N 44-ФЗ не смогут стать юрлица и физлица из реестра иностранных агентов.

Требование об отсутствии информации об участнике в этом реестре будут устанавливать в закупке. Оно не затронет участников - физлиц из реестра, которые аффилированы с иностранным агентом. Соответствие этому условию проверит комиссия по закупкам.

Сходные поправки хотят внести и в Закон N 223-ФЗ.

Отметим, такой реестр планируют разработать в рамках проекта о контроле за работой лиц под иностранным влиянием. Его приняли в первом чтении 7 июня.

Документ:
Проект Федерального закона N 140449-8

14 июня 2022
Опубликовали поправки об ограничении заказчиков по Закону N 223-ФЗ в закупках у взаимозависимых лиц

22 июня вступят в силу изменения, которые сократят случаи закупок у взаимозависимых лиц без учета Закона N 223-ФЗ. Оставят только такие варианты:

взаимозависимое лицо — заказчик по Закону N 223-ФЗ;
закупку проводят у иного взаимозависимого лица для единого технологического процесса.
Положения о закупке с перечнями взаимозависимых лиц надо привести в соответствие с новым правилом в течение 90 дней с даты вступления в силу поправок.

Документ:
Федеральный закон от 11.06.2022 N 159-ФЗ
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными ...

14 июня 2022

Подписан закон о конфликте интересов при госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц

По поправкам к Закону N 44-ФЗ о конфликте интересов должен сообщать любой член комиссии, контрактный управляющий или работника контрактной службы любого заказчика. Изменения в Закон N 223-ФЗ, предусматривают обязанность урегулировать конфликт интересов для руководителей и членов комиссий всех заказчиков.
Госзакупки
Незамедлительно сообщать о конфликте интересов должны любые члены закупочной комиссии (пп. "б" и "в" п. 4 ст. 2 поправок). Сейчас это касается, например госслужащих и сотрудников из перечней должностей в учреждениях и других организациях, созданных для выполнения задач федеральных госорганов. Аналогичная обязанность появится и у всех сотрудников контрактных служб и контрактных управляющих (пп. "б" и "в" п. 3 ст. 2 поправок). Напомним, за нарушение этого требования можно уволить сотрудника по трудовому договору, а не только госслужащего.

Эти новшества заработают с 1 июля (п. 1 ст. 3 поправок).

Перечень лиц, которые не могут быть членами комиссии скорректировали:

исключили привлеченных экспертов по оценке соответствия участников доптребованиям;
добавили сотрудников участников-физлиц.
Из перечня убрали упоминание о близких родственниках руководителя участника. При этом уточнили, что наличие личной заинтересованности физлица устанавливают по критериям из Закона о противодействии коррупции. Это означает, что родственники руководителя участника по-прежнему не смогут быть членами комиссии.

Данные изменения вступят в силу с 1 января 2023 года (п. 2 ст. 3 поправок).

Закупки отдельных видов юрлиц
Руководитель заказчика, члены комиссии по закупкам примут меры, чтобы при закупке не возник конфликт интересов.

Членами комиссии не станут:

физлица с личной заинтересованностью в закупке, в частности, лица состоящие в трудовых отношениях с участниками закупки. Личную заинтересованность устанавливают по критериям из Закона о противодействии коррупции;
участники (акционеры) организаций, которые подали заявки, члены их органов управления, кредиторы;
иные физлица из положения о закупке.
Поправки вступят в силу с 1 июля. При этом положение о закупке нужно скорректировать и разместить в ЕИС до 1 октября (п. п. 1 и 2 ст. 3 поправок).

Документ:
Федеральный закон от 11.06.2022 N 160-ФЗ
Полезные ссылки:
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ ...
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "О противодействии коррупции"
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

11 июня 2022
Нормирование в госзакупках: требования к предельным ценам смягчили

Кабмин разрешил до 31 декабря 2022 года руководителю государственного, муниципального органа, органа управления внебюджетного фонда РФ и ряда других учреждений проводить госзакупки без учета цен, определенных в рамках нормирования. Послабление не касается цен, установленных правительством для федеральных закупок госорганов и ряда других субъектов.

Кроме того, руководители федеральных органов власти могут увеличить нормативы цен по состоянию на 1 января 2022 года по ряду позиций:

в 1,49 раза для средств связи и расходов на связь;
1,084 раза для планшетных компьютеров, ноутбуков и расходов на связь;
1, 8555 раза для транспортных средств.
В методике определения затрат уточнили, что руководители федеральных госорганов вправе изменить нормативы цен на указанные товары и услуги. Повысить их можно не более чем на индекс потребительских цен по данным Росстата за период действия нормативов.

Документ:
Постановление Правительства РФ от 09.06.2022 N 1051
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084 (ред. от 16.12.2021) "О порядке определения нормативных ...

10 июня 2022
Минфин: несколько одноименных госзакупок у едпоставщика не вредят конкуренции
Ведомство указало: для малых закупок у едпоставщика по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ есть ограничения только по годовому объему и цене отдельного контракта. С их учетом по этим основаниям заказчик вправе приобретать в том числе одноименные товары, работы и услуги.

Чтобы нарушить принцип обеспечения конкуренции, заказчик должен сделать то, что противоречит Закону N 44-ФЗ. Поскольку он не запрещает совершать несколько одноименных сделок у едпоставщика, эти действия принцип не нарушают.

Практика по данному вопросу неоднозначна. Сходную позицию занимает, в частности, АС Волго-Вятского округа. Однако есть и противоположное мнение. Так, ВС РФ поддержал нижестоящие инстанции, которые признали заказчика нарушителем. Он искусственно раздробил сделку, чтобы не проводить конкурентную процедуру.

Документ:
Письмо Минфина России от 08.06.2022 N 24-01-07/54275
Рекомендуем:
Допускается ли дробление закупок по Закону N 44-ФЗ
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

9 июня 2022
Предложили устанавливать доптребования к участникам госзакупок с офсетными контрактами
Планируют, что при закупках с офсетными контрактами участники подтвердят по выбору (пп. "б" п. 3 проекта изменений):

наличие опыта исполнения договора. Подтвердить его нужно исполненным госконтрактом или договором по Закону N 223-ФЗ, актами приемки (пп. "а" п. 2 проекта изменений);
наличие за последние 5 лет до даты закупки данных о сумме выручки не менее 20% НМЦК (абз. 4 пп. "б" п. 2 проекта изменений). Их подтвердят декларации по налогу на прибыль или отчеты о финрезультатах;
наличие за последние 5 лет до даты закупки сведений об объеме капвложений не менее 20% минимального объема инвестиций, которые должен осуществить поставщик - инвестор по офсетному контракту (абз. 4 пп. "б" п. 2 проекта изменений). Их подтвердят бухгалтерские балансы с приложениями.
Для подтверждающих документов есть особенности. Так, декларация по налогу на прибыль должна содержать отметку налогового органа о ее принятии или квитанцию о ее приеме в электронном виде (абз. 8 пп. "б" п. 2 проекта изменений).

Поправки могут вступить в силу 1 июля (п. 2 проекта постановления). Общественное обсуждение завершат 20 июня.

Документ:
Проект постановления Правительства РФ

8 июня 2022
Поправки об антимонопольном моратории к некоторым госзакупкам у едпоставщика прошли первое чтение
Хотят уточнить: к закупкам у едпоставщика по дополнительным основаниям не станут применять, в частности, антимонопольные требования к конкурентным процедурам. Проект приняли в первом чтении 7 июня.

Поправка станет гарантией того, что заказчиков не накажут за нарушения ряда норм Закона о защите конкуренции.

Новое правило вступит в силу со дня опубликования в виде федерального закона. Его будут применять к отношениям, которые возникли с 8 марта 2022 года.

Напомним, в рамках антикризисных мер правительство уже определило дополнительные случаи и порядок закупок неконкурентным способом. До конца года это вправе сделать и регионы.

Документ:
Проект Федерального закона N 127020-8
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "О защите конкуренции"
Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ (ред. от 28.05.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные ...

8 июня 2022
Минфин разъяснил, когда госзаказчик может взыскать неустойку за счет средств независимой гарантии

Если контрагент не исполнил обязательства по контракту, заказчик обязан требовать неустойку, в частности, за просрочку.

Ведомство среди прочего отметило: неустойку можно взыскать за счет оплаты по контракту или обеспечения его исполнения, в том числе за счет средств независимой гарантии, если в ней не предусмотрели иное.

Ранее Минфин указывал, что неустойку нельзя взыскать за счет средств гарантии, так как это не основное обязательство по контракту.

Документ:
Письмо Минфина России от 20.05.2022 N 24-06-08/46828

7 июня 2022

Какие меры поддержки субъектов МСП планируют принять с подачи правительства

Председатель правительства дал, в частности, некоторым госорганам поручения по развитию малого и среднего бизнеса. Среди них такие:    продлить до конца 2022 года программу компенсации затрат на использование системы быстрых платежей. Напомним, сейчас ряд банков возмещают бизнесу комиссии за переводы, которые физлица отправляли ему с 1 июля 2021 года по 1 июля 2022 года;

  •     проработать вопрос запуска программы промышленной ипотеки. По ней можно будет получить льготный кредит по ставке до 5% годовых на покупку недвижимости напрямую у промышленного девелопера;
  •     пролонгировать на год сроки уплаты страховых взносов за II – III кварталы 2022 года для производителей мыла, чистящих средств, косметики, парфюмерии и прочей химической продукции;
  •     обеспечить быстрое рассмотрение в Госдуме поправок, которыми хотят снизить требования к заключению офсетных контрактов.

Документ:
Информация с сайта Правительства РФ от 06.06.2022
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1103 (ред. от 31.12.2021) "Об утверждении Правил предоставления ...

6 июня 2022
УФАС напомнило: в госзакупках электроники с нацрежимом нельзя указывать характеристики не по КТРУ

Участник аукциона на поставку аппаратов УЗИ пожаловался, что заказчик незаконно указал их характеристики не по КТРУ. При закупке товаров из перечня иностранной радиоэлектронной продукции (РЭП) это запрещено.

Заказчик возражал:

  •     особые свойства продукции указали, чтобы оказать качественную медпомощь и получить товар с нужными функциями. Иначе его нельзя использовать по назначению;
  •     более высокие требования установили для закупки инновационной и высокотехнологичной продукции;
  •     коды из КТРУ не подходили, поэтому объект закупки описали по Закону N 44-ФЗ и ГОСТу.

Контролеры заказчика не поддержали:

  •     правила КТРУ запрещают указывать характеристики товара не по каталогу в закупках радиоэлектроники с нацрежимом;
  •     в закупке установили ограничения допуска иностранной РЭП, использовали код позиции КТРУ с параметрами, которых в каталоге нет. Это противоречит данным правилам и Закону N 44-ФЗ.

Сходную позицию занимают, в частности, Санкт-Петербургское и Ростовское УФАС. Однако в практике есть пример, когда заказчик смог обосновать описание объекта закупки не по КТРУ в закупке с нацрежимом. Специфика деятельности и потребности заказчика убедили контролеров.

Документ:
Решение Владимирского УФАС России от 16.05.2022 N 033/06/14-312/2022
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 06.12.2021) "О мерах стимулирования производства ...

4 июня 2022
Финансовый контроль выявил переплату по госконтракту — суд не нашел причин требовать ее с подрядчика

Подрядчик выполнил работы по устройству спортплощадки полностью, качественно и в срок. Заказчик их принял и оплатил.

По мнению органа финансового контроля, фактический вес 4 беседок, которые построил подрядчик, не отвечал сметному нормативу. Разница после перерасчета стоимости составила размер переплаты. Ее предписали вернуть в бюджет.

Заказчик исполнил предписание и потребовал от подрядчика возместить убытки. Он этого не сделал. Заказчик обратился в суд.

Три инстанции убытки не взыскали:

в информационной карте, извещении и техзадании не указывали вес беседок — только габариты. Соответствия техрегламентам и сметному нормативу не требовали;
заказчик не отклонил заявку — значит, согласился на установку беседок с параметрами из нее (без учета веса);
цена контракта твердая. Ошибки заказчика в сметных расценках при ее расчете не дают ему права вернуть часть оплаты, когда работы выполнили полностью. Это попытка одностороннего изменения контракта;
акт проверки не доказывает неосновательное обогащение и убытки. Подрядчик не участник бюджетного процесса. Он не должен отвечать за ошибки заказчика, так как работы выполнили по условиям закупки;
работы приняли без замечаний.
Напомним, ВС РФ недавно поддержал сходную позицию судов о том, что с подрядчика нельзя взыскать часть оплаты на основании акта проверки заказчика, если все работы приняли без возражений.

Документ:
Постановление АС Центрального округа от 25.05.2022 по делу N А62-6017/2021

3 июня 2022

Проект ФСБУ: инвентаризацию предлагают проводить по новым правилам

Минфин планирует установить требования к инвентаризации активов и обязательств экономических субъектов, кроме бюджетных организаций (п. 1 проекта стандарта). Так, хотят установить, когда инвентаризация обязательна, как ее организовать, каковы общие требования к ее проведению, как отразить результаты в бухучете и оформить документы.

Назовем некоторые новшества.

По проекту можно не проводить инвентаризацию при реорганизации в форме преобразования (пп. "ж" п. 3 проекта стандарта). Сейчас такого исключения нет.

Результаты годовой инвентаризации предлагают отражать последним календарным днем отчетного года (пп. "а" п. 26 проекта стандарта). Сейчас есть только требование отражать ее результаты в годовой бухотчетности.

Часть требований не новые. Они есть в Положении по ведению бухучета и бухотчетности и методических указаниях по инвентаризации.

Отметим: по программе разработки ФСБУ на 2022 – 2026 годы стандарт предположительно вступит в силу в 2025 году. Сейчас проект проходит публичное обсуждение. Его планируют завершить 7 сентября.

Документ:
Проект ФСБУ "Инвентаризация"
Рекомендуем:
Как провести инвентаризацию активов и обязательств
Полезные ссылки:
Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации ...
Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского ...

3 июня 2022
Суд: перевод материалов на другой КФО не подтверждает нецелевку или ущерб бюджету


Ранее мы рассказывали о случае, когда учреждение перевело на КФО 2 и 4 остатки материалов, купленных за счет субсидии на капремонт. Контролеры посчитали это использованием запасов и потребовали возместить их стоимость бюджету.

Суды указали, что операция в бухучете не подтверждает расходы. Материалы остались у учреждения. Оно уже восстановило их по КФО 5. Нецелевки или ущерба нет.

ВС РФ не стал пересматривать решение судов.

Документ:
Определение ВС РФ от 25.04.2022 N 304-ЭС22-4729
Полезная ссылка:
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 14.09.2020) "Об утверждении Единого плана счетов ...

1 июня 2022
Госзаказчик не принял обеспечительную гарантию — суды не взыскали с банка комиссию за ее получение

Победитель оформил независимую гарантию и заплатил за это комиссию. Заказчик не принял обеспечение и признал победителя уклонившимся, поскольку оно не отвечало Закону N 44-ФЗ и условиям закупки.

По мнению победителя, если заказчик не принял гарантию, обязательства по ней у банка не возникли. Значит, он услугу не оказал и должен вернуть комиссию как неосновательное обогащение. Банк этого не сделал. Победитель обратился в суд.

Три инстанции иск не удовлетворили:

  •     победитель согласовал проект гарантии с банком без замечаний. Гарантия полностью ему отвечала. При этом банк не должен выяснять у заказчика, какие формулировки включить в нее, чтобы соблюсти требования закупки;
  •     по договору о выдаче гарантии вознаграждение заплатили за сам факт ее выпуска. Деньги можно вернуть только, когда гарантию не выдали или указали в ней меньшую сумму. Банк выполнил свою часть сделки, и у него нет оснований возвращать комиссию;
  •     именно победителю нужно проверять условия гарантии перед тем, как направить ее заказчику. На банк эту обязанность не возлагали.


Напомним, сходную позицию недавно поддержал ВС РФ. Однако в другом своем решении он согласился с позицией судов о том, что нельзя удерживать комиссию за выдачу гарантии, если она не отвечает закону. Эта услуга предполагает, что банк не только передает гарантию, но и принимает обязанность обеспечить исполнение контракта. Она не возникает, если его не заключили.
Документ:
Постановление АС Московского округа от 19.05.2022 по делу N А40-150656/2021

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK