Госзакупки: главные новости

29.08.2018

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге



28 августа 2018 года
 
28.08.2018
Минздрав внес изменения в типовой контракт на поставку лекарств
Форму спецификации сделали более наглядной. В нее нужно включать:
- международное непатентованное/химическое/группировочное наименование;
- торговое наименование;
- данные из регистрационного удостоверения (наименование и форма выпуска);
- данные по ЕСКЛП (лекарственная форма, дозировка, единица измерения);
- количество;
- общая стоимость и цена за единицу с расшифровкой: без НДС и размер НДС.
Большинство сведений нужно было указывать и раньше, но об этом говорилось в примечаниях. При необходимости спецификацию можно дополнить и другой информацией.
В форме акта приема-передачи предусмотрели возможность указать оптовую надбавку.
Изменения действуют для закупок, начатых после 13 августа 2018 года.
Документы: Приказ Минздрава России от 19.06.2018 N 367н (действует с 14 августа 2018 года)
Как провести госзакупку лекарственных средств (Обзор разъяснений Минздрава)

27 августа 2018 года
 
27.08.2018
Правительство скорректировало постановления по планированию госзакупок
Новшества в основном дублируют поправки в Закон N 44-ФЗ, которые позволили в ряде случаев размещать извещения через день после дня изменения плана-графика. Впрочем, есть и нововведения.
Уточнили: если для закупки не предусмотрено извещение, менять план-график нужно не позже чем за день до даты заключения контракта.
Еще больше сократили срок заключения контракта с единственным поставщиком для устранения последствий ЧС или для оказания экстренной медицинской помощи. Заключить контракт можно будет в день внесения изменений в план-график.
Документы: Постановление Правительства РФ от 16.08.2018 N 952 (вступает в силу 29 августа 2018 года)
Как внести изменения в план-график закупок
 
27.08.2018
Минфин разработал проект приказа об условиях допуска иностранных товаров
Основной порядок предоставления преференций участникам закупки, предлагающим иностранные товары, остается прежним. Однако есть и новшества.
В перечень товаров включили коронарные стенты и катетеры. К ним применяются условия допуска иностранных товаров, если заявки участников не нужно отклонить по правилам Постановления Правительства N 1469.
Кроме того, в пояснительной записке Минфин указал, что нельзя будет объединять в один контракт (лот) товары из перечня и иные товары. Однако в проекте эта мысль выражена неоднозначно. Фразу "для целей применения приказа" можно воспринимать и как обоснование запрета, и как оговорку, при которой такой запрет будет действовать. Это важное разночтение, так как в актуальном приказе Минэкономразвития изложен второй подход: в контракт можно включать и товары не из перечня - в этом случае преференции не применяются.
Если проект примут без изменений, учитывайте позицию Минфина, изложенную в пояснительной записке, и не закупайте одним лотом товары, включенные и не включенные в перечень.
Документ: Проект приказа (http://regulation.gov.ru/projects#npa=71429)
 
24 августа 2018 года
 
24.08.2018
Минфин определил, как будет работать единый реестр участников закупок
Ведомство разработало проект постановления правительства, который содержит правила ведения единого реестра участников закупок и их регистрации в ЕИС.
Порядок ведения реестра определяет, в какой срок и какие сведения в него включить, а также как внести изменения.
Порядок регистрации участников закупок устанавливает правила и сроки их регистрации в ЕИС.
По проекту сведения для реестра участников можно будет направить уже с 1 декабря 2018 года. При этом зарегистрированы участники будут с 1 января 2019 года, когда и начнет действовать реестр.
Документы: Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/projects#npa=83226)
Общественное обсуждение заканчивается 3 сентября 2018 года

     
22 августа 2018 года
 
22.08.2018
Чрезвычайная закупка у единственного поставщика: официальное признание ЧС не обязательно
Подрядчик без заключения контракта устранил последствия циклона и провел работы по зимнему содержанию автомобильных дорог. Заказчик не оплатил работы.
Верховный суд и нижестоящие суды единогласно решили, что заказчик должен заплатить. Работы носили экстренный характер, имели социальную значимость, их нельзя было отложить до заключения госконтракта. Режим чрезвычайной ситуация не вводили, однако сложные погодные условия были зафиксированы гидрометеорологическими бюллетенями и другими актами.
Документы: Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2018 по делу N А51-13055/2017
В каких случаях исполнитель может добиться оплаты без заключения контракта
 
22.08.2018
Суды: продолжительные осадки - не повод освободить подрядчика от неустойки
Подрядчик просрочил строительные работы из-за продолжительных ливней. Он потребовал снизить неустойку за счет дней плохих погодных условий.
Однако суды указали, что осадки - это прогнозируемое событие, поэтому они не могут рассматриваться в качестве непреодолимой силы. С подрядчика взыскали неустойку в полном размере.
Документы: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.07.2018 по делу N А56-22859/2017
Госзакупки: Верховный Суд расставил точки над i в спорных вопросах
 
21 августа 2018 года
 
21.08.2018
В гарантийном письме добросовестность исполнителя госконтракта подтверждает именно производитель
Участник победил в электронном аукционе на поставку лекарств, снизив НМЦК почти на 53%. Чтобы обосновать цену, он представил гарантийное письмо от своего имени. Заказчик признал победителя уклонившимся от заключения контракта.
УФАС поддержало заказчика. Гарантийное письмо исходило от участника закупки, а не от производителя, поэтому требования Закона N 44-ФЗ нельзя считать выполненными. В подтверждение своей позиции Управление привело примеры из судебной практики.
Документ: Решение Хабаровского УФАС России от 09.07.2018 N 224 по делу N 7-1/373

 


20 августа 2018 года
 
20.08.2018
Госконтракты на стройку и реконструкцию можно будет продлить при непредвиденных обстоятельствах
Минфин предложил расширить перечень случаев, когда можно изменить сроки выполнения работ по строительству и реконструкции. По взаимному согласию стороны смогут продлить их, если:
- просрочка вызвана непредвиденными обстоятельствами. К ним ведомство отнесло изъятие и перенос неучтенных в проекте объектов капстроительства или коммуникаций, а также судебные споры по сносу, перемещению или переустройству таких коммуникаций и объектов, расположенных на строительной площадке. Продлить работы можно будет максимум на полгода;
- просрочка возникла из-за обстоятельств непреодолимой силы (международных санкций, стихийных бедствий, пожаров, военных действий и т.д.). Продлить контракт можно будет на срок действия форс-мажора.
Правительство установит цену контрактов, для которых будут действовать эти правила.
Документ: Законопроект 01/05/07-18/00082390 (http://regulation.gov.ru/projects#npa=82390)
 
17 августа 2018 года
 
17.08.2018
ВС РФ: к госзакупке нельзя допускать участника, в лицензии которого нет нужного адреса деятельности
Заказчик потребовал в документации лицензию на медицинскую деятельность, а также указал место оказания услуг. Комиссия допустила участника с лицензией, в которой был указан адрес осуществления деятельности, не соответствующий требованиям заказчика.
Управление ФАС признало это нарушением. Суды трех инстанций не согласились с контрольным органом, посчитав, что отсутствие в лицензии нужного места оказания услуг не исключает возможность участвовать в аукционе. Лицензию можно переоформить либо привлечь соисполнителей.
Верховный Суд поддержал контрольный орган. По Закону о лицензировании в лицензии должны быть сведения об адресах мест осуществления деятельности. Заниматься деятельностью по другим адресам запрещено. Следовательно, заявку участника с такой лицензией нужно было отклонить.
Документ: Определение ВС РФ от 10.08.2018 N 301-КГ18-2640

       
16 августа 2018 года
 
16.08.2018
Суды: нельзя взыскать пени по госконтракту, если установлены нереальные сроки его исполнения
Заказчик установил в госконтракте сроки проведения строительно-монтажных работ общей продолжительностью пять месяцев. Подрядчик выполнил работы с существенной просрочкой. Заказчик обратился в суд, чтобы взыскать пени.
Судебные эксперты заключили: сроки, отведенные подрядчику, не соответствуют строительным нормам, правилам и проекту строительства.
Суд первой инстанции решил, что нет оснований для взыскания пеней. Положения контракта о сроках его исполнения признали несправедливыми и недействительными. При этом контракт не признали незаключенным, поскольку обязательства по нему были полностью исполнены.
Последующие инстанции поддержали эту позицию.
Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 26.07.2018 по делу N А58-1850/2017
 
16.08.2018
Растет число банков, которые могут выдавать гарантии для госзакупок по новым правилам
Минфин постоянно обновляет перечень банков, в которых можно оформить гарантию для обеспечения исполнения контракта или заявки. За полтора месяца список стал больше почти на 20 кредитных организаций. Напомним, требования к таким банкам изменились с 1 июня.
Документ: Перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствуют требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ (уточненные данные Банка России на 13.08.2018) (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/#)
 
16.08.2018
ФАС предложила установить новые требования к формированию лотов при госзакупке лекарственных средств
Ведомство подготовило проект постановления правительства, который предусматривает запрет на объединение в один лот самих лекарств и услуг (работ) по их отпуску или хранению.
Если проект утвердят, правила вступят в силу 1 января 2019 года.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/projects#npa=82947)
Антикоррупционная экспертиза заканчивается 23 августа 2018 года
 
15 августа 2018 года
 
15.08.2018
Для "бумажных" закупок по Закону N 223-ФЗ не подходит распечатка электронной выписки из ЕГРЮЛ
Участник в составе заявки на конкурс по Закону N 223-ФЗ представил распечатку выписки из ЕГРЮЛ, подписанной электронной подписью налогового органа. Распечатку заверил гендиректор участника. Комиссия допустила заявку.
Однако Управление ФАС посчитало это нарушением. Участник должен был представить оригинал выписки или нотариально заверенную копию. Такое требование предусмотрено положением о закупке.
Распечатку электронной выписки с подписью налогового органа нельзя считать оригиналом. Комиссия не может проверить ни подлинность документа, ни сведения об электронной подписи.
Аналогичной точки зрения ранее придерживалось Минэкономразвития.
Документ: Определение Новгородского УФАС России от 27.07.2018 по делу N А-15/18
 
14 августа 2018 года
 
14.08.2018
Готовы ко всему: госзаказчикам стоит оформлять не меньше двух электронных подписей
Электронная подпись была только у руководителя заказчика, но его внезапно уволили. Из-за этого заказчик не смог подписать госконтракт и отменил закупку, хотя победителя уже выбрали.
Контрольный орган признал отмену закупки нарушением. Суды второй и третьей инстанции его поддержали. Закон N 44-ФЗ устанавливает срок для отмены закупки. Его можно не соблюдать только в случае, если возникли обстоятельства непреодолимой силы.
Суды пояснили, что увольнение гендиректора форс-мажором не является. Предприятие должно было предвидеть, что электронная подпись может понадобиться и тогда, когда гендиректор будет отсутствовать (например, из-за болезни, отпуска, командировки).
Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2018 по делу N А19-21253/2017
 


13 августа 2018 года
 
13.08.2018
Суд: госзаказчик вправе требовать штраф за поставку ненадлежащего товара даже при его замене
Госзаказчик провел экспертизу товара и не принял его, так как товар не соответствовал контракту. Поставщик заменил товар. Несмотря на это, заказчик потребовал уплатить штраф за нарушение контракта: ведь изначально был поставлен ненадлежащий товар.
Суды поддержали заказчика. Ни Закон N 44-ФЗ, ни условия контракта не предусматривают того, что замена товара освобождает от ответственности за некачественную поставку.
Нужно отметить, что замена товара произошла за пределами сроков поставки. Если бы они были соблюдены, возможно, штраф не взыскали бы. Во всяком случае, Минэкономразвития считало, что в подобной ситуации нет оснований для ответственности.
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 13.07.2018 по делу N А43-25104/2017
 


10 августа 2018 года


 
10.08.2018
Техзадание в госзакупках: крайние значения показателей не должны противоречить ГОСТ
Заказчик указал начало диапазона "св. 5 (3)". В ГОСТ было указано "от 5 (3)". По мнению Омского УФАС, заказчик допустил нарушение - неправомерно исключил из диапазона показатель "5 (3)".
Позицию о том, что крайние значения диапазонных показателей должны совпадать со значениями в ГОСТ, занимали и другие контрольные органы: Краснодарское УФАС, Санкт-Петербургское УФАС, Самарское УФАС.
Аналогичный подход встречается в судебной практике.
Документ: Решение Омского УФАС России от 09.07.2018 N 03-10.1/214-2018
 
8 августа 2018 года
 
08.08.2018
Госзаказчик обязан указать конкретные документы, которым должно соответствовать исполнение контракта
Госзаказчик установил, что работы должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам, Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности, СНиП, ГОСТ, СаНПиН в области строительства, нормам пожарной безопасности.
Саратовское УФАС признало это нарушением: перечень документов не исчерпывающий, а значит, не определены конкретные требования к выполнению работ.
Отметим, что есть и противоположная практика.
ФАС в подобной ситуации исходит из следующего: содержит ли документация все необходимые данные, которые позволяют установить соответствие закупаемых работ требованиям заказчика? Если да, то нарушения нет.
Если вы хотите воспользоваться позицией ФАС, убедитесь, что требования в техзадании действительно сформулированы исчерпывающим образом и в них нет формулировок из непоименованных стандартов (см., например, решение Татарстанского УФАС).
Документ: Решение Саратовского УФАС России от 07.06.2018 N 184-18/гз
 
7 августа 2018 года
 
07.08.2018
Казначейство определило самые частые ошибки при госзакупках
Казначейство выпустило обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за второе полугодие 2017 года. В их числе и нарушения при госзакупках. Перечислим основные "подводные камни".
Нарушения на этапе планирования:
- в плане-графике нет обоснования способа закупки;
- выбрали не тот метод обоснования НМЦК либо неправильно использовали подходящий метод. В обзоре рассмотрены нарушения в применении всех методов;
- при расчете НМЦК взяли за основу цены неисполненных контрактов или предложения, которые нельзя считать публичной офертой.
Нарушения на этапе исполнения контракта:
- не направили требование о взыскании неустойки или неверно рассчитали штраф;
- не провели экспертизу результатов исполнения контракта или не привлекли внешних экспертов, если были обязаны это сделать.
Документ: Письмо Казначейства России от 13.07.2018 N 07-04-05/21-14791
 
07.08.2018
Определено, как ГИС "Независимый регистратор" будет наблюдать за участниками системы госзакупок
С 1 июля Закон N 44-ФЗ предусматривает государственную информационную систему для мониторинга и фиксации действий в ЕИС и на электронной площадке. Опубликованы постановления правительства, которые определяют функционирование такой системы - ГИС "Независимый регистратор".
Система должна выполнять следующие основные задачи:
- мониторинг работоспособности ЕИС, электронной площадки;
- фиксация (в том числе видеофиксация) действий участников контрактной системы.
Правительство установило правила мониторинга работоспособности ЕИС и ЭТП, а также правила фиксации действий участников.
Напомним, программа с одноименным названием уже существует
С ее помощью пользователи ЕИС и электронных площадок могут записывать на видео свои действия. Вместе с тем нормативно-правовые акты никак не регулируют использование этой программы.
Заработать новая система должна с 1 октября 2019 года.
Документы: Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 881 (вступает в силу 1 октября 2019)
Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 882 (вступает в силу 1 октября 2019)
Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 883 (вступает в силу 1 октября 2019)
 

 
6 августа 2018 года
 
06.08.2018
Не отклоняйте заявку участника госзакупки, если в ней неправильно указано наименование товара
Комиссия отклонила заявку участника: наименования ряда товаров отличались от наименований в документации. Требование об их соответствии содержала инструкция по заполнению заявки.
Контрольный орган и суды признали отклонение заявки неправомерным. Требование о том, что наименование товара в заявке должно дословно повторять наименование в документации, может быть лишь рекомендательным.
Не нужно отклонять заявку участника, если предложенные характеристики отвечают требованиям документации, а отличается только наименование товара.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 24.07.2018 по делу N А23-6045/2017
 
2 августа 2018 года
 
02.08.2018
Казначейство разработало приказ о том, как рассчитать потребность в ПО для бюджетного учета
Для госорганов, которые подчиняются правительству, и подведомственных им казенных учреждений Казначейство будет закупать программы для ведения бюджетного учета.
Чтобы получить такие программы и услуги по их настройке сопровождению, госоргану или учреждению нужно будет определить свои потребности и согласовать их в Казначействе.
В проекте приказа, вынесенном на общественное обсуждение, Казначейство:
- определило, как рассчитать потребности. Максимальное количество лицензий зависит от штатной численности организации;
- привело формы, в которых нужно сообщать о потребностях;
- установило сроки, порядок представления и рассмотрения информации о потребностях.
Документ: Проект приказа Казначейства (http://regulation.gov.ru/projects#npa=82646)

1 августа 2018 года
 
01.08.2018
Региональным госзаказчикам и муниципалам нужно проверить планы закупок в части ПО
Такая задача содержится в Методических рекомендациях Минкомсвязи по переходу на российское программное обеспечение. Планы закупок нужно проанализировать и скорректировать, чтобы составить план мероприятий по переходу на российское ПО к 2020 году.
Рекомендации содержат показатели эффективного перехода - объем российского ПО, которого нужно придерживаться в 2018, 2019 и 2020 году. Если вы хотите соблюдать рекомендуемый график, изменения в план закупок нужно вносить уже сейчас.
Документ: Приказ Минкомсвязи России от 04.07.2018 N 335


Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК