Госзакупки: главные новости

25.04.2018

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


24 апреля 2018 года

 
24.04.2018
Заказчика по 223-ФЗ могут оштрафовать за требование о соответствии товара ТУ
Заказчик установил в документации требование, по которому ряд позиций поставляемых товаров должен соответствовать определенным техусловиям. Была предусмотрена и возможность поставить эквивалентную продукцию.
Антимонопольный орган посчитал, что такое описание объекта закупки противоречит Закону N 223-ФЗ, и оштрафовал заказчика. Из Закона о стандартизации следует, что изготовитель разрабатывает ТУ для конкретной продукции. На официальных информационных порталах в открытом доступе техусловия отсутствуют. Это мешает участникам получить перечень характеристик товара, чтобы поставить эквивалентную продукцию.
Полагаем, если заказчику требуется, чтобы товар соответствовал определенным техусловиям, их нужно включить в состав документации.
Документ: Постановление ФАС России от 27.02.2018 по делу N 223ФЗ-317/17/АК028-18
 
23 апреля 2018 года
 
23.04.2018
Суд напомнил, когда участник госзакупки может вернуть обеспечение заявки
Участник одновременно подал несколько заявок на участие в электронных аукционах. Заказчик отклонил четыре из них из-за идентичных недостатков. По Закону N 44-ФЗ оператор электронной площадки перечислил ему сумму обеспечения последней заявки.
АС Дальневосточного округа указал, что в этой ситуации удержание денег неправомерно. Участник не мог знать о допущенных нарушениях, пока не были рассмотрены все заявки. Он не мог устранить недостатки, поскольку заказчик рассмотрел заявки в один день. Признака систематичности нарушений в действиях участника не было. Таким образом, однократное нарушение не может повлечь негативных последствий.
Принимая решение, суд опирался на сходную позицию ВС РФ.
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 09.04.2018 по делу N А24-4340/2017
 
20 апреля 2018 года
 
20.04.2018
Госзаказчик вправе закупать автозапчасти с конкретными артикулами
В документации на закупку заказчик указал определенные артикулы, которым должны соответствовать поставляемые автозапчасти. Антимонопольный орган посчитал это ограничением конкуренции и нарушением Закона N 44-ФЗ. По его мнению, указанные артикулы соответствуют товару только одного производителя. Однако по каждой отмеченной заказчиком позиции может быть предложен эквивалент с подходящими свойствами, но других производителей и с другими артикульными номерами.
Суд не согласился с УФАС и поддержал заказчика. Он отметил: установив в документации конкретные артикулы по каталогу запчастей изготовителя, заказчик не ограничил конкуренцию, так как не потребовал поставлять запчасти определенного производителя. Закреплена только обязанность поставлять запчасти, соответствующие конкретному артикулу.
В суде пояснили, что по Закону N 44-ФЗ при закупке запчастей и расходных материалов к используемым машинам и оборудованию в соответствии с документацией на эти машины и оборудование заказчик не обязан устанавливать возможность поставки эквивалента.
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 22.03.2018 по делу N А65-14098/201
 


      
19 апреля 2018 года
 
19.04.2018
Стали известны новые требования к банкам, выдающим гарантии в сфере госзакупок
С 1 июня этого года гарантии для обеспечения заявок и контрактов смогут выдавать банки, которые соответствуют следующим требованиям:
- имеют не менее 300 млн руб. собственных средств. Размер капитала рассчитывается по методике ЦБ РФ по состоянию на последнюю отчетную дату;
- имеют кредитный рейтинг не ниже уровня "B-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для РФ агентства АКРА и (или) кредитный рейтинг не ниже уровня "ruB-" по национальной рейтинговой шкале для РФ агентства "Эксперт РА".
С 1 января 2020 года требования к кредитным рейтингам станут строже: не ниже уровня "BB-(RU)" агентства АКРА и (или) "ruBB-" агентства "Эксперт РА".
Напомним, перечень банков, отвечающих перечисленным требованиям, будет доступен на сайте Минфина. Этим списком нужно будет пользоваться и участникам, и заказчикам. Первые с его помощью поймут, где можно оформить гарантию, а вторые смогут проверить, выдана ли гарантия уполномоченным банком.
Документ: Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 N 440 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201804170003)
Вступает в силу с 1 июня 2018 года
 
18 апреля 2018 года
 
18.04.2018
С 1 июля госзаказчики должны будут реже требовать обеспечение заявки
С указанной даты требовать от участников конкурсов и аукционов обеспечение заявки нужно, только если НМЦК превысит 1 млн руб. Сейчас это необходимо всегда при проведении таких закупок.
Отметим, что в редакции Закона N 44-ФЗ, которая будет действовать с 1 июля, не определен размер обеспечения заявки при НМЦК от 1 до 5 млн руб. Полагаем, в этой части Закон N 44-ФЗ нуждается в дополнении.
Документ: Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 (вступает в силу с 1 июля 2018 года)
 
18.04.2018
Ответные меры на санкции в отношении РФ могут затронуть закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Согласно проекту, внесенному в Госдуму, правительство по решению президента сможет вводить контрмеры в отношении государств, осуществляющих враждебные для РФ действия.
Среди предусмотренных проектом мер важно отметить следующие:
- запрет или ограничение допуска к закупкам по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ технологического оборудования и софта из указанных государств, в том числе из США. Перечень такого оборудования и софта определит правительство;
- запрет или ограничение выполнять или оказывать отдельные виды работ, услуг на территории РФ для нужд заказчиков по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией указанных государств, а также компаний, в капитале которых доля участия таких организаций составляет более 25%.
Документ: Проект Федерального закона N 441399-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/441399-7)
Внесен в Госдуму 13 апреля 2018 года


17 апреля 2018 года
 
17.04.2018
Минфин предложил установить в 223-ФЗ требования к банковским гарантиям при закупках у СМСП
Требования, которые Минфин предлагает закрепить в Законе N 223-ФЗ, касаются банковских гарантий, используемых при конкурентных закупках среди малого и среднего бизнеса. Эти требования распространяются на гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения заявки или исполнения договора.
Заказчик при проведении указанных закупок должен будет принимать только гарантии, выданные банками из списка, предусмотренного Законом N 44-ФЗ.
Среди указанных в проекте требований важно выделить следующие:
- гарантия должна быть безотзывной;
- срок действия гарантии, предоставляемой в обеспечение заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок;
- срок действия гарантии, предоставляемой в обеспечение договора, должен превышать не менее чем на один месяц срок исполнения обязательств, которые она обеспечивает.
Если поправки будут приняты, они вступят в силу 1 июля 2018 года.
Документ: Проект федерального закона (http://regulation.gov.ru/projects#npa=79937)
Публичное обсуждение заканчивается 4 мая 2018 года


16 апреля 2018 года
 
16.04.2018
Минтруд хочет обязать госзаказчиков чаще предоставлять преимущества организациям инвалидов
Когда заказчики закупают товары, работы, услуги из специального перечня, они предоставляют преимущества организациям инвалидов. Однако такая обязанность отсутствует, если одновременно с продукцией из перечня приобретаются другие товары. Заказчики пользуются данной возможностью, поэтому количество закупок, где организации инвалидов имеют привилегии, остается небольшим. Чтобы переломить ситуацию, ведомство предложило запретить такие "комбинированные" закупки.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/projects#npa=79921)
Общественное обсуждение заканчивается 26 апреля 2018 года
 
13 апреля 2018 года
 
13.04.2018
Стало известно, кто и сколько заплатит за участие в электронных госзакупках
По проекту постановления правительства, разработанному Минфином, операторы электронных площадок будут брать плату с участников, с которыми заключаются контракты по итогам всех электронных закупок. Тех, с кем контракты заключат при уклонении победителя, от платы освободят.
Размер платы не превысит:
- 2 тыс. руб. - при закупках среди СМП и СОНКО;
- 5 тыс. руб. - при прочих закупках.
Если НМЦК будет меньше 200 тыс. руб. для закупок у СМП и СОНКО или 500 тыс. руб. для остальных, то плата за участие будет ограничена одним процентом НМЦК.
Сумму платы установит оператор электронной площадки. Информация о ней должна быть опубликована, в противном случае оператор не сможет взимать ее.
В случае принятия постановление вступит в силу с 1 июля 2018 года. Оно будет применяться к электронным закупкам, извещения о проведении которых размещены в ЕИС после даты начала работы операторов электронных площадок, перечень которых утвердит правительство.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/projects#npa=79835)
Общественное обсуждение заканчивается 24 апреля 2018 года
 
12 апреля 2018 года
 
12.04.2018
Участник госзакупки солгал о своей квалификации - его заявку нужно отклонить
К такому выводу пришел АС Северо-Западного округа, признав неправомерными положения конкурсной документации. Заказчик установил в ней, что деловая репутация участника и его обеспеченность материально-техническими ресурсами не оцениваются, если представленные сведения по таким показателям недостоверны. Суд напомнил, что по Закону N 44-ФЗ солгавшего участника следует отстранять от конкурса.
Документы: Постановление АС Северо-Западного округа от 02.04.2018 по делу N А56-22064/2017
Как рассматривать заявки на участие в открытом конкурсе? (Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок)

11 апреля 2018 года
 
11.04.2018
Графики выполнения и оплаты строительных работ по госконтрактам придется составлять по методике
Минстрой вынес на обсуждение проект документа, который нужно будет соблюдать, составляя графики выполнения строительно-монтажных работ и их оплаты для контрактов на строительство или реконструкцию объектов капстроительства.
В графике СМР потребуется указать сведения о сроках начала и окончания строительства, реконструкции объекта, а также о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ. В график оплаты нужно будет включить информацию о сроках и размере оплаты выполненных работ.
Проекты таких графиков нужно будет готовить в виде таблиц, под которыми должны быть выделены поля для подписей сторон контракта. Эти проекты будут размещать в ЕИС вместе с документацией и проектом контракта.
Документ: Проект приказа Минстроя России (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=79682)
Общественное обсуждение завершается 19 апреля 2018 года
 
10 апреля 2018 года
 
10.04.2018
Минфин пояснил, может ли участник госзакупки отменить отзыв заявки
Закон N 44-ФЗ не позволяет аннулировать отзыв заявки. Минфин высказал это мнение в отношении открытого конкурса, однако, полагаем, оно также применимо к аукционам, запросу котировок и запросу предложений.
Документ: Письмо Минфина России от 29.12.2017 N 24-02-07/88359
 
9 апреля 2018 года
 
09.04.2018
Суд разъяснил, может ли госзаказчик обратиться по гарантии в банк, если заключено мировое соглашение
Подрядчик выполнил работы по контракту частично. Преемник заказчика обратился в банк за взысканием средств по гарантии, которая обеспечивала исполнение контракта. Банк в выплате отказал. Затем по контракту было заключено и утверждено судом мировое соглашение. Однако преемник заказчика потребовал в суде взыскать с банка сумму гарантии.
Суд встал на сторону банка. Было указано, что если стороны мирового соглашения не оговорили в нем иное, то его заключение означает полное прекращение спора по соответствующему правоотношению. Не допускается последующее выдвижение в суде новых требований из того же правоотношения независимо от того, появились ли эти требования из основного или дополнительного обязательства.
Таким образом, обращение с требованием к банку за выплатой по гарантии в случае, если по контракту заключено мировое соглашение, является злоупотреблением правом и не подлежит защите.
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 01.02.2018 по делу N А31-2704/2016
 
6 апреля 2018 года
 
06.04.2018
Госзакупки: поставщикам могут простить долги по неустойкам за 2015 и 2016 годы
Депутаты во втором чтении приняли проект закона, который предусматривает списание пеней и штрафов, начисленных поставщикам, подрядчикам и исполнителям в связи с ненадлежащим исполнением контрактов в 2015 и 2016 годах. Планируется, что случаи и порядок такого списания установит Правительство РФ.
Документ: Проект Федерального закона N 344300-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/344300-7)
Принят во втором чтении 3 апреля 2018 года
 
5 апреля 2018 года
 
05.04.2018
Бюджетным и автономным учреждениям нужно соблюдать правила об авансе, даже если деньги не из бюджета
Устанавливая в контракте (договоре) условие об авансе, эти учреждения обязаны руководствоваться правовыми актами для получателей бюджетных средств независимо от источника финансового обеспечения закупки. Такое мнение высказал Минфин.
Для получателей средств федерального бюджета предельные значения авансов установлены Правительством РФ.
Требования к авансам, выплачиваемым получателями средств региональных и муниципальных бюджетов, устанавливают субъекты РФ и муниципалитеты соответственно.
Документ: Письмо Минфина России от 15.03.2018 N 09-01-09/16085
 
05.04.2018
Список случаев, когда госзаказчик указывает формулу цены и ее максимальное значение, расширен
С 11 апреля к таким случаям добавятся закупки моторного топлива, включая автомобильный и авиационный бензин.
Сейчас установлено пять случаев, при которых вместо твердой цены в контракте указывают формулу цены и ее максимальное значение. Среди них - закупки услуг обязательного страхования.
Напомним, названное правило касается только закупок, при которых заказчик должен составлять документацию.
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.03.2018 N 387 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201804030038)
Вступает в силу 11 апреля 2018 года

4 апреля 2018 года
 
04.04.2018
ФАС разъяснила особенности расчета сроков при одностороннем отказе от госконтракта
Разъяснения касаются подсчета тридцатидневного срока для определения даты надлежащего уведомления контрагента заказчика об одностороннем отказе от контракта, а также даты вступления в силу решения о таком отказе.
Из письма ФАС следует, что если последний день указанного тридцатидневного срока приходится на нерабочий, то независимо от этого следующий за ним день и будет датой надлежащего уведомления.
Решение об одностороннем отказе вступает в силу через десять дней со дня надлежащего уведомления. Начинается этот срок на следующий день после даты надлежащего уведомления. Если десятый день попадает на нерабочий, то по ГК РФ он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день, указывает ФАС. Это и будет день окончания срока, а решение об отказе в данном случае вступит в силу на следующий день.
Следуя логике ФАС, приведем пример расчета. Так, тридцатый день выпал на нерабочий день - 7 апреля 2018 года. Днем надлежащего уведомления в этом случае будет 8 апреля. С 9 апреля начнет исчисляться десятидневный срок. Десятый день - 18 апреля. Если бы этот день был нерабочим, а 19 апреля - рабочим днем, то решение об одностороннем отказе от контракта вступило бы в силу 20 апреля.
Важно отметить, что правила ГК РФ об определении сроков ФАС применяет только при расчете срока вступления в силу решения об отказе от контракта. При определении срока надлежащего уведомления ведомство эти правила не использует.
Документ: Письмо ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18
 
04.04.2018
Минфин подсказал унитарным предприятиям, как правильно привлекать соисполнителей по договорам
Для выполнения обычного договора закупать товары, а также привлекать субподрядчиков или соисполнителей нужно по Закону N 44-ФЗ.
Если речь идет о контракте, то приобрести товары, работы и услуги можно в рамках Закона N 223-ФЗ. При этом объемы закупок не должны быть больше, чем необходимо для исполнения обязательств.
Сходное мнение Минфин высказывал и ранее.
Напомним, унитарные предприятия могут проводить часть своих закупок по Закону N 223-ФЗ, только если разместили в ЕИС положение о закупке.
Документ: Письмо Минфина России от 22.12.2017 N 24-04-08/87329
 
2 апреля 2018 года
 
02.04.2018
Минфин разъяснил, может ли региональная организация инвалидов получить преимущества при госзакупках
Рассчитывать на преимущества может только общероссийская общественная организация инвалидов. Такая организация ведет деятельность более чем в половине субъектов РФ и имеет там структурные подразделения. Следовательно, если победителем в закупке становится региональная организация инвалидов, заказчик не вправе предоставить ей преимущества.
Сходное мнение финансовое ведомство высказывало и ранее.
Документ: Письмо Минфина России от 14.02.2018 N 24-01-07/9059

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК