Главная » Консультант Плюс: Актуальная правовая информация » Госзакупки: главные новости 30.11.2021

Госзакупки: главные новости 30.11.2021

30.11.2021

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


30.11.2021

Изменили типовые условия госконтракта в сфере капстроительства

С прошлого года заказчики применяют типовые условия контракта на строительство (реконструкцию) объекта капстроительства.

Минстрой дополнил их новым положением: заказчик сможет принять и оплатить досрочно выполненные работы без изменения сметы контракта. Это возможно, если есть средства от перераспределения финансирования с поздних периодов на более ранние.

Поправки вступают в силу 5 декабря. Новшества распространили и на контракты, которые заключили до этой даты.

Применять новые условия нужно по истечении 30 календарных дней после размещения в ЕИС. Пока их там нет.

Документ: Приказ Минстроя России от 14.10.2021 N 750/пр

26.11.2021

Нельзя взыскать разницу между предложением в первичной госзакупке и ценой, заявленной в повторной

Заказчик определил победителя закупки с ценой 4,8 млн руб., но контролеры предписали отменить ее итоги. Суд признал их решение недействительным.

Закупку объявили повторно. Из-за падения цен участников победитель первичной закупки значительно снизил свою. Контракт с ним заключили и исполнили по цене 3,4 млн руб.

Победитель требовал взыскать с антимонопольной службы разницу между ценой контракта, который могли заключить по итогам первичной закупки, и стоимостью контракта по итогам повторной. Ведь именно по их вине возникли убытки в виде неполученной прибыли.

Суд посчитал, что это законно: если бы не решение контролеров, победитель мог заключить контракт по цене 4,8 млн руб.

Апелляция и кассация заняли другую позицию:

- нет причинно-следственной связи между действиями контролеров и упущенной выгодой, поскольку определение цены контракта вне их правовой воли;

- повторную закупку объявили на тот же объем работ и по прежней НМЦК. Победитель посчитал, что сможет его выполнить по предложенной цене. Значит, убытки ему не причинили.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Документ: Определение ВС РФ от 19.11.2021 N 304-ЭС21-21248

25.11.2021

Госзаказчик может взыскать с поставщика штраф, если недостатки товара выявили после приемки

Заказчик принял и оплатил товар по контракту. Ревизоры выявили, что часть продукции не отвечает его условиям. Заказчик потребовал от поставщика уплатить штраф, но он этого не сделал.

Суд поддержал заказчика. Апелляция с этим не согласилась:

- товар приняли без замечаний к качеству, о недостатках своевременно не заявили;

- нет данных о том, что проводили экспертизу продукции и ее результаты направляли поставщику;

- обеспечение контракта вернули;

- ревизию провели спустя 5 месяцев после окончания срока действия контракта. При ее оформлении поставщик не присутствовал. Неясно, какой именно товар проверяли.

Кассация сочла, что основания для штрафа есть:

- несоответствие товара условиям контракта доказали. Первая инстанция не устанавливала обстоятельств поставки некачественной продукции;

- поставщик не отрицал, что представил ненадлежащую продукцию;

- нарушение порядка приемки не означает, что товар соответствует контракту, и не исключает право предъявить претензию к его недостаткам. Оно лишь может затруднить доказывание факта поставки ненадлежащей продукции;

- заказчик вправе предъявить претензию даже по окончании срока действия контракта. Он сделал это в разумный срок.

Отметим, не все суды при сходных обстоятельствах согласны с позицией кассации. Например, оснований для штрафа не нашли ВС РФ, АС Волго-Вятского округа.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.11.2021 по делу N А03-18435/2020


24.11.2021

ВС РФ: утрата интереса к закупке не причина отказаться от договора с победителем по Закону N 223-ФЗ

Заказчик разместил протокол об отказе от заключения договора с победителем. Вместо причин он указал пункт положения о закупке с правом это сделать (например, когда в закупочных документах допустили ошибки и из-за них нельзя удовлетворить потребности заказчика).

Контролеры не поддержали такое решение:

- отказ от заключения договора означает отмену конкурентной закупки;

- по истечении срока отмены закупки и до заключения договора это можно сделать только при обстоятельствах непреодолимой силы. В данном случае их нет.

Победитель направил заказчику договор и обеспечение его исполнения, но тот не подписал документ.

В суде заказчик пояснил:

- по положению о закупке можно не подписывать договор с победителем;

- требования к объекту закупки стали другие. Закупочные документы изначально составили с ошибками;

- договор на новых условиях уже подписали и исполнили;

- заключить сделку с победителем нельзя из-за отсутствия финансов.

Суды трех инстанций посчитали, что причин не заключать договор с победителем нет:

- заказчик не доказал, что отменил закупку при обстоятельствах непреодолимой силы;

- утрата интереса к договору и финансовые трудности заказчика не причина не подписывать его с победителем;

- действия заказчика наносят победителю ущерб в виде неполученной прибыли. Он планировал приступить к работам и не заключал иные сделки, поскольку не мог одновременно выполнять несколько заказов;

- закупку отменили только спустя 5 месяцев после ее начала. Договор же на новых условиях подписали сразу после того, как изменились требования к ее объекту. Заказчик действовал недобросовестно и неразумно;

- тот факт, что договор на новых условиях подписали и исполнили, не влияет на обязанность заказчика заключить сделку с победителем торгов.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Документ: Определение ВС РФ от 09.11.2021 N 303-ЭС21-20752

23.11.2021

ФАС: требование представить гарантию из перечня банков заказчика неправомерно по Закону N 223-ФЗ

В документации установили условие: если участник закупки выбрал обеспечение договора в форме банковской гарантии, то ее должен выдать один из банков по перечню заказчика. Гарантии других банков нужно с ним согласовать.

Контролеры посчитали, что это незаконно:

- в документации нет сроков согласования гарантий иных банков, а также оснований для отказа в этом. Участие в закупке зависит от воли заказчика;

- оформить гарантию можно и в других банках, например в тех, которые есть в перечне на сайте Минфина;

- факт выдачи обеспечения иными банками не влияет на возможность и качество исполнения договора;

- получение гарантии в банках из перечня заказчика создает дополнительные трудности для участников закупки. Такое требование может ограничить конкуренцию.

Отметим, в судебной практике есть другое мнение.

Документ: Решение ФАС России от 05.10.2021 N 223ФЗ-526/21


19.11.2021

При расчете объема закупок у СМСП по Закону N 223-ФЗ планируют учитывать меньше договоров

При расчете объема закупок у СМСП в годовом стоимостном объеме договоров ряд закупок учитывать не надо (например, для обороны страны и безопасности государства).

Минфин предложил не учитывать также закупки, связанные с поставкой и обслуживанием медицинской техники, если НМЦД выше 400 млн руб.

Общественное обсуждение проекта завершается 29 ноября.

Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=122466)

18.11.2021

ВС РФ напомнил: для строительной госзакупки с доптребованиями не нужен технический план сооружения

Участника не допустили к закупке, поскольку тот не подтвердил опыт. Среди прочего он представил копии разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, но не приложил к ним технический план сооружения.

Контролеры и суд первой инстанции посчитали это законным: в форме разрешения указано, что оно недействительно без технического плана. Участник не приложил планы, значит, представил документы не полностью.

Апелляция и кассация заняли другую позицию:

- технический план нужен для кадастрового учета и (или) регистрации прав на недвижимость. Он не подтверждает опыт участника;

- в доптребованиях и закупочной документации нет такого документа. Если участник не представил технический план, это не значит, что заявку надо отклонить.

ВС РФ не стал пересматривать дело. Ранее он уже высказывал сходную позицию.

Отметим, что в практике есть и другое мнение.

Документ: Определение ВС РФ от 09.11.2021 N 301-ЭС21-20253

17.11.2021

ВС РФ: односторонний отказ заказчика от госконтракта не всегда основание для включения в РНП

Подрядчик не выполнил строительные работы в срок, поэтому контракт с ним расторгли в одностороннем порядке. Контролеры не стали включать сведения в РНП. Заказчик обжаловал такое решение.

Суды встали на сторону антимонопольного органа:

- при исполнении контракта подрядчик не раз сообщал о недостатках проектной документации и сметы. Их не устранили до одностороннего отказа;

- заказчик предоставил не все исходные данные об участке, поэтому подрядчик выполнил допработы за свой счет. Без них могла пострадать безопасность объекта строительства;

- несмотря на то, что выполнили только 34% от общего объема работ, такие работы были самые тяжелые и убыточные. К их качеству претензий нет;

- у подрядчика хорошая репутация. Факт намеренного уклонения от исполнения контракта не доказали;

- односторонний отказ заказчика от контракта не всегда основание для включения в РНП.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Документ: Определение ВС РФ от 25.10.2021 N 306-ЭС21-19470

15.11.2021

Хотят уточнить условия изменения строительных госконтрактов с ценой, которая позволяет это делать

Заказчики вправе корректировать по п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ долгосрочный строительный контракт, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить. Для этого надо соблюсти ряд условий. Например, контракт должны заключить на год и более. Минстрой предложил менять по названному основанию контракты со сроком и менее года.

Планируют, что новшества заработают с момента опубликования. Их распространят на контракты, которые заключили с 1 января 2021 года.

Общественное обсуждение проекта завершается 22 ноября.

Документ: Проект Федерального закона (https://regulation.gov.ru/projects#npa=122262)

10.11.2021

ВС РФ: акты приемки без некоторых реквизитов могут подойти для госзакупки с доптребованиями

Заявку участника закупки с доптребованиями отклонили. Чтобы подтвердить опыт, тот представил копии исполненного контракта и актов выполненных работ. В этих актах нет должности лица, который совершил сделку, и его Ф.И.О. для идентификации.

Контролеры и суды посчитали это незаконным: в копии контракта есть должность лица, который совершил сделку от имени общества, а также его фамилия и инициалы. В актах выполненных работ указали объект закупки и номер контракта. Сам контракт исполнили безупречно. Участник подтвердил опыт.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Сходную позицию занимает, в частности, Ставропольское УФАС. Оно среди прочего отметило, что в Законе N 44-ФЗ нет такого основания для отклонения заявки, как отсутствие в актах приемки перечисленных реквизитов.

Однако в практике есть и другое мнение.

Документ: Определение ВС РФ от 25.10.2021 N 304-ЭС21-18870


09.11.2021

Правительство расширило меры поддержки подрядчиков по федеральным строительным госконтрактам

Скорректировали правила, по которым стороны могут менять условия отдельных строительных контрактов для федеральных нужд на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Новшества заработают с 9 ноября.

Так, правила распространили на контракты, заключенные до 1 октября 2021 года.

Кроме этого, существенно расширили перечень заказчиков, чьи контракты можно пересмотреть. В частности, в него включили Минобороны, ФСС, Пенсионный фонд и подведомственные им организации.

Документ: Постановление Правительства РФ от 22.10 2021 N 1812

08.11.2021

Суд: опыт в строительной госзакупке с доптребованиями можно подтвердить договором субподряда

Заказчик проводил строительный аукцион с доптребованиями. Чтобы подтвердить опыт, участник представил среди прочего копию договора субподряда. К закупке он был допущен.

Контролеры решили, что в таком случае подходят только контракты или договоры генподряда. Однако суды поддержали заказчика: неважно, являлся участник генподрядчиком или субподрядчиком.

Отметим: ФАС неоднократно высказывалась иначе.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 14.10.2021 по делу N А03-14737/2020

02.11.2021

Кто будет выдавать гарантии участникам госзакупок и вести их спецсчета: проект Минфина

Ведомство подготовило проект с изменениями документов о требованиях к банкам, обслуживающим спецсчета, банкам-гарантам. Появятся и требования к региональным гарантийным организациям. Новые правила могут заработать с 1 января.

Спецсчета, как и прежде, будут обслуживать банки:

- соответствующие требованиям пп. "а" - "д" п. 2 Правил размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах. Аналогичные требования сейчас установлены в отдельном акте;

- взаимодействующие со всеми операторами электронных площадок.

Для банков-гарантов останется только требование к рейтингу. Условия о размере собственных средств не будет.

Кроме того, установят ряд требований к региональным гарантийным организациям.

Документ: Проект постановления Правительства РФ

01.11.2021

Минтранс изменил типовые условия госконтрактов на строительство и ремонт автодорог

Типовые условия дополнили новым положением: досрочно выполненные работы заказчик сможет принять и оплатить, не меняя цену контракта. Это допустимо, если есть средства от перераспределения финансирования с поздних периодов на более ранние.

Поправки вступят в силу 7 ноября. Применять новые условия нужно по истечении 30 календарных дней после размещения в ЕИС. Пока их там нет.

Документ: Приказ Минтранса России от 17.08.2021 N 276 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110270011?index=1&rangeSize=1)

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK