Главная » Консультант Плюс: Актуальная правовая информация » Госзакупки: главные новости 1 июня 2022

Госзакупки: главные новости 1 июня 2022

01.06.2022

КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге



31 мая 2022
Кассация: госзаказчик может предъявлять особые требования к товару с учетом специфики деятельности

Заказчик приобретал медизделия. В УФАС поступила жалоба, что объект закупки описали под конкретного производителя, чем ограничили конкуренцию.

Контролеры признали жалобу обоснованной, поскольку заказчик не доказал, что есть другие производители нужного товара.

Суды трех инстанций решили иначе:

  •     госзаказчик сам определяет характеристики объекта закупки. Он их обосновал ссылками на научные статьи и протоколы исследований, провел анализ рынка и учел особенности лечения пациентов;
  •     контролеры не доказали, что требования к товару избыточны, и не подтвердили ограничение конкуренции. Объект закупки — поставка, а не производство. Любой участник мог его закупить и предложить заказчику. Также установили, что медизделия есть в наличии у нескольких поставщиков;
  •     особые требования к товару нельзя считать ограничением конкуренции, поскольку они обусловлены спецификой деятельности.


Напомним, ВС РФ недавно поддержал сходные выводы судов о праве госзаказчиков указывать особые свойства товара в описании объекта закупки с учетом потребностей и сферы деятельности.
Документ:
Постановление АС Северо-Западного округа от 19.05.2022 по делу N А21-6250/2021

30 мая 2022
С 26 мая упростили госзакупки ряда товаров, работ, услуг в сфере науки и высшего образования

В 2022 году, в частности, государственные вузы и научные организации вправе провести электронный запрос котировок без ограничений по цене и объему, если закупают товары, работы, услуги с кодами по ОКПД2:

    20 — химические вещества и продукты;
    26 — компьютерное, электронное и оптическое оборудование;
    27 — электрическое оборудование;
    61 — телекоммуникационные услуги;
    62 — программные продукты и услуги по разработке ПО, консультационные и аналогичные услуги в области ИТ;
    63 — услуги в области ИТ;
    72 — услуги и работы, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками.

Новшества вступили в силу 26 мая.
Документ:
Распоряжение Правительства РФ от 26.05.2022 N 1316-р
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...
"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв ...

28 мая 2022
УФАС: условие о печати на требовании по независимой гарантии не всегда нарушает Закон N 44-ФЗ

По мнению заказчика, положение гарантии о печати на документах для выплаты незаконное, ведь его нет в доптребованиях к такому обеспечению. Из-за этого победителя признали уклонившимся.

Победитель обжаловал решение, поскольку:

спорное положение не обязывало заказчика заверять документы, так как включало слова "вправе" и "при наличии";
гарантия позволяла направить документы банку в том числе в электронном виде;
заказчик не сообщил о ее недостатках и тем самым не дал повторно предоставить обеспечение.
Контролеры его поддержали и отметили следующее:

по доптребованиям к независимой гарантии включать в нее спорное положение не нужно. В гарантии оно есть, но в виде необязательного условия;
заказчик не уведомил победителя о замечаниях к гарантии до того, как признал его уклонившимся, и не дал ее исправить;
обеспечение отвечало Закону N 44-ФЗ. Заказчику следовало его принять.
Отметим, в практике есть и другой подход. Так, Санкт-Петербургское УФАС признало, что условие о печати может помешать заказчику получить выплату, поэтому включать его в гарантию нельзя.

Документ:
Решение Омского УФАС России от 05.05.2022 N 055/06/45-378/2022
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 20.12.2021) "О независимых гарантиях, используемых ...

26 мая 2022
ЦБ РФ снова снизил ключевую ставку
На внеплановом заседании Банк России понизил с 27 мая ключевую ставку до 11%. Это на 3 процентных пункта ниже предыдущего значения. С начала апреля ставку снижают уже третий раз.

Документ:
Информация Банка России от 26.05.2022


26 мая 2022
ВС РФ: нельзя оправдать некачественный ремонт по госконтракту ошибками в техзадании

В работах по ремонту автодороги выявили недостатки, но в срок их не устранили. Заказчик предложил расторгнуть контракт. Подрядчик отказал, так как все работы выполнили, однако заказчик их не принял и не оплатил. Стороны обратились в суд.

Экспертиза установила: качество ремонта соответствует контракту, но техзадание составили неверно. Недостатки возникли из-за того, что в последнем нет нужных допработ.

Первая инстанция поддержала заказчика.

Апелляция решила иначе — взыскала с заказчика оплату. Экспертиза не показала, что недостатки нельзя устранить, а претензии к качеству не освобождают от оплаты. Кроме того, срок контракта истек, поэтому расторгнуть его уже нельзя.

Кассация оставила в силе решение первой инстанции, поскольку:

    если ремонт выполнили некачественно, значит контракт исполнили ненадлежащим образом;
    подрядчик, как профессионал, знал, что нужны допработы, и понимал, что их нет в техзадании, но не сообщил об этом контрагенту и не приостановил ремонт;
    на заказчика нельзя перекладывать ответственность за плохой результат из-за ошибок в техзадании. У него нет спецзнаний, он рассчитывал на профессионализм подрядчика.

ВС РФ не стал пересматривать дело

К подобному выводу приходил, в частности, АС Северо-Западного округа.
Документ:
Определение ВС РФ от 16.05.2022 N 304-ЭС22-5594

25 мая 2022
С 1 июля к госзакупкам не допустят участников, если они попали в РНП по некоторым основаниям

В закупке надо устанавливать условие о том, что в РНП не должно быть сведений об участнике и других лицах из заявки. Правило нужно применять с 1 июля при таких обстоятельствах:

    участника и иных лиц включили в реестр после того, как от контракта отказались из-за санкций и (или) ограничений в отношении заказчика;
    в закупке не предъявили аналогичное требование об отсутствии данных в РНП.

На момент подготовки новости постановление с новшествами официально не опубликовали.
Документ:
Постановление Правительства РФ от 23.05.2022 N 937
Полезная ссылка:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

25 мая 2022
Поправки к Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ о конфликте интересов приняли во втором чтении

По Закону N 223-ФЗ руководитель заказчика, член комиссии по закупкам примут меры, чтобы при закупке не возник конфликт интересов. Поправки прошли второе чтение 24 мая.

Членами комиссии не станут (с. 2-3 проекта):

физлица с личной заинтересованностью в закупке;
участники (акционеры) организаций, которые подали заявки, члены их органов управления, кредиторы;
иные физлица из положения о закупке.
В Законе N 44-ФЗ уже есть перечень возможных участников конфликта интересов. Этот список уточнят (с. 4-5 проекта). В частности, конкретизируют, какие органы управления юрлица — участника закупки вступят в конфликт интересов с заказчиком. Например, учредитель унитарной организации.

Изменят также перечень лиц, которые не могут стать членами комиссии по закупкам. Из их числа уберут, например, привлеченных экспертов по оценке соответствия участников доптребованиям (с. 6-7 проекта).

За отсутствием конфликта интересов проследят, в частности, руководитель и работники контрактной службы (с. 5 проекта).

Планируют, что большинство поправок вступит в силу с 1 июля (с. 8 проекта).

Документ:
Проект Федерального закона N 1145363-7
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "О противодействии коррупции"
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

24 мая 2022

Планируют ввести мораторий на антимонопольные требования к некоторым госзакупкам у едпоставщика
Хотят уточнить: к закупкам у едпоставщика по дополнительным основаниям не станут применять, в частности, антимонопольные требования к конкурентным процедурам. Проект внесли в Госдуму.

Поправка станет гарантией того, что заказчиков не накажут за нарушения ряда норм Закона о защите конкуренции.

Новое правило вступит в силу со дня опубликования в виде федерального закона. Его будут применять к отношениям, которые возникли с 8 марта 2022 года.

Напомним, в рамках антикризисных мер правительство уже определило дополнительные случаи и порядок закупок неконкурентным способом. До конца года это вправе сделать и регионы.

Документ:
Проект Федерального закона N 127020-8

23 мая 2022
5 ошибок в применении доптребований при госзакупках: примеры из практики за 2022 год

Контролеры обращали внимание на недостатки при оформлении извещения в части доптребований. Претензий не избежали заказчики, которые не установили такие требования при закупке услуг по уборке, отдельных видов работ по содержанию и ремонту автодорог. Подробнее об этих и других ситуациях в обзоре.
Указывали в извещении доптребования, но не детализировали их
В извещении о закупке недостаточно просто предъявить доптребования к участникам. В нем нужно также указать:

перечень документов для подтверждения опыта — Кабардино-Балкарское, Пензенское УФАС;
за какой период учитывают опыт и какие контракты (договоры) принимают для оценки — Приморское, Брянское УФАС.
Не устанавливали доптребования при закупке услуг по уборке из-за сферы деятельности заказчика
Доптребования при закупках услуг по уборке зданий, сооружений и прилегающих территорий включены в раздел, в названии которого обозначены сферы: здравоохранение, образование, наука. Однако Минфин и ФАС считают, что доптребования нужно применять независимо от сферы деятельности заказчика. Этот подход разделяют Санкт-Петербургское и Ставропольское УФАС.

Челябинское, Дагестанское и Магаданское УФАС считают иначе.

Не применяли доптребования в сфере дорожной деятельности из-за особенностей объектов или работ
Контролеры считают, что доптребования в этой сфере нужны не только когда речь идет о самих дорогах, но и при закупке работ:

по ремонту тротуаров, поскольку это элемент обустройства дорог — Свердловское и Оренбургское УФАС. Калининградское и Чувашское УФАС не усмотрели нарушений, поскольку учли пояснения заказчиков, что они закупали работы по ремонту тротуара улицы, а не дороги;
устройству автобусных остановок — Амурское УФАС.
Также необходимо обращать внимание, какие виды работ входят в содержание или ремонт. Нарушением признали отсутствие доптребований при закупках работ:

по уборке как дорог, так и тротуаров, поскольку они относятся к работам по содержанию — Кемеровское, Мурманское УФАС;
строительному контролю капремонта дороги, поскольку это входит в прочие работы такому ремонту — Астраханское УФАС.
Применяли не те доптребования
Челябинское, Тверское и Новосибирское УФАС напомнили, что при одновременной закупке работ по проектированию и капремонту объекта капстроительства (кроме линейного) заказчики предъявляли доптребования по неправильному основанию. В данном случае нужны те, что применяют к участникам закупок работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (кроме линейного).

ФАС относит работы по ремонту мостов к сфере дорожной деятельности. Однако в практике есть и другой подход. Так, Новгородское и Белгородское УФАС посчитали, что мост — самостоятельный объект капстроительства. При закупке работ по его ремонту нужны доптребования в сфере градостроительной деятельности.

Неверно оценивали соответствие участников доптребованиям
Краснодарское УФАС посчитало, что победителя строительной закупки определили неправильно, поскольку он подтвердил опыт договором субподряда. Сходную позицию высказывали Ульяновское и Астраханское УФАС.

ФАС нашла нарушение в том, что заявку участника закупки работ по проектированию и строительству объекта капстроительства незаконно отклонили за то, что суммы из актов КС-2 не совпадали с суммой из акта КС-3. Ведь участник представил также акт КС-11, и его было достаточно, поскольку указанная в нем сумма подтверждает опыт. Акт КС-2 надо учитывать, если в акте КС-11 нет общей суммы выполненных работ.

Ямало-Ненецкое УФАС обратило внимание, что заявку участника закупки работ по благоустройству территории незаконно отклонили за то, что он представил договор строительного подряда на объект капстроительства не по Закону N 44-ФЗ или N 223-ФЗ. Договорами по этим законам подтверждают опыт только в определенных случаях. В перечне этих случаев нет пунктов 2 и 3 позиции 9, которые и предусматривают опыт исполнения таких договоров.

Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки ...
Информационное письмо Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 "О направлении информации о применении ...

23 мая 2022
ВС РФ: по Закону N 223-ФЗ нельзя отклонить заявку, если товар не отвечает данным сайта производителя

Заявку участника отклонили. Заказчик решил, что в ней недостоверные сведения, так как характеристики товара не совпадали с информацией на сайте производителя.

Контролеры посчитали это нарушением. Суды трех инстанций с ними согласились:

параметры товара соответствовали паспортам продукции, но заказчик их не запрашивал. Недостоверность сведений в заявке не доказали;
информация на сайте производителя не привязана к конкретной партии товара. Она не отражает нужные заказчику характеристики;
в документации о закупке нет требований о соответствии товара данным сайта производителя.
ВС РФ не стал пересматривать дело.

Сходную позицию занимает, в частности, Московское УФАС. В практике есть также пример, когда суды не поддержали заказчика, поскольку он не доказал, что сайт производителя содержит актуальную информацию о товаре и имеет статус официального.

Документ:
Определение ВС РФ от 04.05.2022 N 301-ЭС22-5007

19 мая 2022
УФАС: заказчику по Закону N 223-ФЗ нельзя требовать, чтобы с ним согласовали привлечение третьих лиц

Заказчик установил в проекте договора, что по письменному согласованию с ним подрядчик может привлечь за свой счет третьих лиц для выполнения работ. При этом он обязан по запросу заказчика представить копии договоров с этими лицами.

Участник пожаловался на ограничение конкуренции. Контролеры его поддержали, поскольку условие:

нарушает право подрядчика на свободу правоотношений с третьими лицами. Он может сам определить, с чьей помощью достигнет лучшего результата работ;
может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика, поскольку тот выбирает третьих лиц по своему усмотрению. Критериев согласия на их привлечение в документации нет. По Закону N 223-ФЗ заказчик вправе установить требования только к участникам закупки;
является вмешательством в хоздеятельность исполнителя и ограничивает количество участников.
Сходную позицию занимают, в частности, Московское и Якутское УФАС.

Краснодарское УФАС решило иначе: условие о согласовании не обязывает участников предоставлять какие-либо документы при проведении закупки. Оно относится к отношениям на стадии исполнения договора и не ограничивает конкуренцию.

Документ:
Решение Самарского УФАС России от 06.04.2022 N 063/07/3-253/2022

13 мая 2022
Какие трудности в госзакупках можно избежать благодаря обзорам практики ФАС за март 2022 года

Оператор ЭП незаконно отказал разместить в ЕРУЗ подтверждение того, что участник отвечает доптребованиям. Также оператор направил заявку с нарушением условия об универсальной предквалификации. Заказчик установил неверный порядок оценки заявок и без причин допустил участника к закупке. Подробнее в обзоре.
Доптребования к участникам
Участник закупки работ по капремонту автодорог пожаловался, что ему незаконно отказали разместить в ЕРУЗ документы о соответствии доптребованиям.

Оператор ЭП пояснил: поскольку в этих требованиях обозначили 4 вида опыта, то каждый из них надо подтвердить. Участник представил документы только по 1 виду.

Контролеры сочли такой отказ нарушением. Если в доптребованиях указали несколько видов опыта, достаточно обладать хотя бы 1 из них.

Универсальная предквалификация
По мнению заказчика, оператор ЭП неправомерно направил ему заявку участника, который не отвечал требованию об универсальной предквалификации. Дело в том, что цена подтверждающего контракта составляла менее 20% НМЦК.

Оператор ЭП отметил: участник направил 7 контрактов, которые в сумме превышают установленный минимум.

Контролеры с ним не согласились. Чтобы подтвердить соответствие требованию, нужно представить 1 контракт или договор с ценой не менее 20% НМЦК. Участник этого не сделал.

Порядок оценки заявок
Участник пожаловался, что в закупке неправильно установили порядок оценки заявок по показателю "опыт". Заказчик принимал исполненные контракты (договоры) на услуги, которые оказывали не менее чем в 8 федеральных округах за неполные 3 года.

Контролеры согласились с участником, поскольку:

порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта. Неясно, почему нельзя представить исполненные контракты на услуги, например, в 7 федеральных округах;
учет опыта за период, который определили в закупке, противоречит положению об оценке заявок.
Уровень ответственности участника — члена СРО
Единственную заявку участника признали соответствующей требованию о членстве в СРО. Контролеры посчитали такое решение незаконным, ведь уровень ответственности победителя не отвечает ценовому предложению. Это видно по выписке из реестра членов СРО.

Документы:
Обзор практики рассмотрения жалоб при закупках по Закону N 44-ФЗ (март 2022 года)
Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (март 2022 года)
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ ...

12 мая 2022

Предлагают установить новый случай медицинских госзакупок у едпоставщика для регионов

Региональные госучреждения, в т.ч. муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут проводить неконкурентные закупки (ст. 1 проекта):

у ГУП субъекта РФ;
АО, если 100% его акций принадлежит субъекту РФ.
Предприятие или общество должно определить правительство по обращению высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ (при наличии полномочий).

Приобрести у таких едпоставщиков можно, например:

лекарства;
продукты лечебного питания;
средства для дезинфекции;
медицинское оборудование и расходные материалы к нему.
Планируют, что новшества заработают с 1 января 2025 года (ст. 3 проекта).

Документ:
Проект Федерального закона N 119762-8

11 мая 2022
Кассация: госзаказчик вправе требовать членства в двух СРО, если закупает отдельные виды работ


Заказчик приобретал проектные и изыскательские работы. По условиям закупки участник должен состоять в двух СРО: в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Контролеры увидели нарушение в том, что требование к членству в СРО в области инженерных изысканий ограничивает конкуренцию. Изыскательские работы не самостоятельный объект закупки, их можно выполнить с помощью субподрядчиков - участников нужной СРО.

Суды с ними не согласились, поскольку:

объект закупки — 2 самостоятельных вида работ с разными кодами ОКПД 2. Каждый из них требует членства в определенной СРО;
по ГрК РФ, чтобы выполнять проектные и изыскательские работы, надо состоять в разных СРО. Заказчик правильно включил это требование в условия госзакупки;
проект контракта не обязывает привлекать субподрядчиков для изыскательских работ. Если подрядчик выполнит их сам без членства в необходимой СРО, заказчик не сможет их принять. Однако такого основания отказать в приемке или расторгнуть контракт в проекте нет.
Отметим, в судебной практике есть и другое мнение.

Документ:
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.04.2022 по делу N А45-15952/2021
Полезная ссылка:
"ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв ...

6 мая 2022
Уточнили, когда подрядчик по госконтракту на регулярные перевозки пассажиров и багажа оплатит штраф
С 11 мая действуют особенности определения объема работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по контракту, за невыполнение которого подрядчик должен заплатить заказчику штраф.

Такой объем исчисляют исходя, в частности, из количества невыполненных рейсов. К ним нельзя отнести те рейсы, которые сорвались:

из-за ДТП не по вине подрядчика и (или) его работников;
неблагоприятной погоды либо заторов на дорогах;
иных обстоятельств по контракту.
Размер штрафа составит 1% стоимости невыполненного объема работ.

Документ:
Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 N 794


5 мая 2022

Опыт в госзакупке с доптребованиями не оценили по сумме цен контрактов — контролеры не нашли ошибок

Заявку участника закупки услуг по организации школьного питания отклонили за несоответствие доптребованиям: цена подтверждающего контракта составляла менее 20% НМЦК.

Участник посчитал это незаконным, поскольку он представил реестровые записи 4 контрактов, которые в сумме превышают установленный минимум.

Контролеры его не поддержали:

    ни один контракт не отвечает условию о минимальной цене;
    опыт при закупке услуг общепита для социально-значимых организаций нельзя оценить по сумме цен контрактов. Чтобы его подтвердить, нужен один исполненный контракт с ценой не менее 20% НМЦК.

Документ
Решение Якутского УФАС России от 12.04.2022 по делу N 014/06/59-412/2022

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK