Госзакупки: главные новости

02.07.2018

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


      
26 июня 2018 года
 
26.06.2018
Госзаказчик не может требовать, чтобы участник указывал в котировочной заявке свой ИНН
В форме котировочной заявки заказчик предусмотрел поле для ИНН участника закупки. Ни одна заявка не была отклонена из-за отсутствия этих данных.
Тем не менее контрольный орган и суды признали такое требование нарушением Закона N 44-ФЗ. Запрашивать у участника котировок информацию и документы, которые не предусмотрены Законом N 44-ФЗ, запрещено.
У Минэкономразвития было другое мнение.
Учитывая подход ФАС и судов, заказчику не стоит требовать от участников внести в заявку ИНН.
Документ: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.06.2018 по делу N А59-4604/2017
 
26.06.2018
Нельзя отклонять заявку, если товар только формально не отвечает требованиям госзаказчика
Заказчик хотел приобрести принтеры, одним из требований к которым была возможность использования бумаги определенной плотности. В документации был приведен диапазон значений этого показателя.
Участник закупки указал в заявке расширенный диапазон. Он уточнил, что предлагаемые принтеры смогут работать и с бумагой, характеристики которой заказчик изложил в документации.
Комиссия отклонила заявку участника. Однако ФАС России признала такое решение неправомерным.
Если характеристики товара с лихвой перекрывают требования к нему, значит, этот товар удовлетворяет потребностям заказчика. В таких ситуациях не стоит отклонять заявку.
Документ: Постановление ФАС России от 05.12.2017 N К-2034/16/АК1192-17


25 июня 2018 года
 
25.06.2018
Электронные закупки у субъектов МСП по Закону N 223-ФЗ планируют перенести
В третьем чтении принят законопроект, по которому внедрение электронных закупок у субъектов СМСП отложат до начала функционирования электронных площадок.
Площадки должны заработать до 1 октября. Согласно дополнительным требованиям к площадкам проводить на них закупки у СМСП можно будет после заключения соглашения о функционировании между оператором и уполномоченными органами, а это должно произойти не позднее указанной даты.
Документы: Проект Федерального закона N 381746-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/381746-7)
Принят в третьем чтении
Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 657 (вступает в силу 1 июля 2018 года)
Изменения, которые нужно учесть в 2018 году при закупках по Закону N 223-ФЗ
 
22 июня 2018 года
 
22.06.2018
"Новые" электронные площадки для госзакупок планируют запустить до 1 октября
Правительство утвердило единые требования к ЭТП. Каждая новая электронная площадка начнет работать только после заключения соглашения о функционировании.
Полагаем, не следует ждать, что новые ЭТП заработают в ближайшие месяцы. Минфин и ФАС России должны обеспечить заключение таких соглашений до 1 октября 2018 года.
Препятствием для старта 1 июля электронных закупок это не станет. Заказчики смогут провести их на "старых" площадках.
Документы: Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 (вступает в силу с 1 июля 2018 года в части рассмотренных положений)
Что изменится в госзакупках с 1 июля 2018 года
 
21 июня 2018 года
 
21.06.2018
Унитарные предприятия снова смогут проводить больше закупок по Закону N 223-ФЗ
Госдума приняла во втором чтении законопроект, согласно которому все МУПы и ГУПы смогут проводить закупки за счет собственных средств по Закону N 223-ФЗ. Ожидается, что изменения вступят в силу уже в этом году.
В новой версии проекта появилось важное уточнение. До 1 октября предприятия смогут изменить или утвердить положение о закупке и план закупок по Закону N 223-ФЗ, чтобы попасть под его действие.
Документ: Проект Федерального закона N 381746-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/381746-7)
Принят во втором чтении
 
20 июня 2018 года
 
20.06.2018
Обжаловать документацию закупки по Закону N 223-ФЗ можно, только подав заявку
Заявитель пожаловался в антимонопольный орган на документацию о закупке по Закону N 223-ФЗ. При этом он не подавал заявку на участие в закупке и не запрашивал разъяснений положений документации. Управление ФАС признало жалобу необоснованной. Заявитель оспорил это решение в суде.
Суд решил, что обжаловать положения документации может только тот, кто подавал заявку на участие в закупке. Остальные могут жаловаться лишь на нарушения, допущенные при размещении информации о проведении закупки, а также на то, что не соблюден порядок подачи заявок, организации и проведения закупки.
Вывод стоит учитывать, несмотря на то, что положения Закона N 223-ФЗ об обжаловании участниками действий заказчика и других лиц претерпели изменения. Ведь порядок рассмотрения жалоб все так же регламентируется Законом о защите конкуренции.
Если вы хотите участвовать в закупке, но видите нарушения в документации, то целесообразно подать заявку и только потом жалобу. Контрольные органы и суды должны видеть вашу заинтересованность, чтобы сделать вывод о нарушении прав.
Документ: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.05.2018 по делу N А79-10042/2017

19 июня 2018 года
 
19.06.2018
Программное обеспечение для федеральных нужд закупят централизованно
Правительство определило "единых" заказчиков по закупкам программного обеспечения. Казначейство закупит программы для ведения бюджетного учета в госорганах, подчиненных правительству, и подведомственных им учреждениях. Минкомсвязь будет отвечать за антивирусы и офисное ПО для названных органов. Новшества вступят в силу уже 21 июня.
Все ПО должно быть в едином реестре российских программ. При этом, в офисное ПО включили: офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор и текстовый редактор.
Централизованно закупят не только программы, но также работы и услуги, связанные с разработкой, модификацией, модернизацией, установкой и настройкой, техподдержкой и обновлением программного обеспечения.
Лимиты бюджетных обязательств, предусмотренные на закупки перечисленного ПО, главные распорядители должны передать уполномоченным органам.
Минкомсвязь и Казначейство возьмут на себя функции от планирования до исполнения контракта. Правительство утвердило правила взаимодействия госорганов при таких закупках.
Похожие изменения в скором времени могут произойти в закупках госорганов, подчиненных президенту, и их казенных учреждений.
Документ: Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 658 (вступает в силу 21 июня 2018)
 
19.06.2018
Центробанк решил оставить ключевую ставку в покое еще как минимум до 27 июля
Ключевая ставка сохранится на уровне 7,25% годовых. В таком значении она применяется с 26 марта.
Следующее изменение ставки можно ожидать 27 июля.
Документ: Информация Банка России от 15.06.2018 (https://www.cbr.ru/press/PR/?file=15062018_133000key.htm)


14 июня 2018 года
 
14.06.2018
Минфин рассказал, каким будет обеспечение заявки при закупках с НМЦК свыше 1 млн и до 5 млн рублей
Ведомство считает, что с 1 июля обеспечение заявки для такого конкурса или аукциона лучше устанавливать в размере 0,5-1% НМЦК.
Напомним, с указанной даты вступят в силу новые правила об обеспечении заявок. Оно потребуется, если НМЦК превысит 1 млн руб. При этом в Законе N 44-ФЗ его размеры определены только для закупок с НМЦК более 5 млн руб.
Подготавливая документацию и извещение, не забудьте и об исключении: нельзя будет требовать обеспечение от казенных учреждений.
Документы: Письмо Минфина России от 23.05.2018 N 24-02-05/34911
Какие изменения произойдут в госзакупках с 1 июля
 
14.06.2018
ФАС сделала исключение из правил описания лекарственных препаратов для госзакупок
При закупке лекарственных средств нельзя устанавливать требования к объему наполнения первичной упаковки. Исключение составляют растворы для инфузий.
Изучив инструкции по применению "Ропивакаина", ФАС России сделала вывод: если заказчик закупает "Ропивакаин" в форме раствора для инъекций объемом не менее 100 мл для проведения продленной инфузии, он может указать количество (объем) лекарственного препарата в первичной упаковке. Ведомство исходило из того, что производители не предусмотрели использование иных форм выпуска лекарства для продленной инфузии и запретили смешивать его с другими препаратами.
Полагаем, что этот вывод можно распространить и на другие аналогичные ситуации.
Документы: Письмо ФАС России от 17.04.2018 N АК/26895/18
Обзор: Провести госзакупку лекарственных препаратов помогут разъяснения Минздрава


14 июня 2018 года
 
14.06.2018
Минфин рассказал, каким будет обеспечение заявки при закупках с НМЦК свыше 1 млн и до 5 млн рублей
Ведомство считает, что с 1 июля обеспечение заявки для такого конкурса или аукциона лучше устанавливать в размере 0,5-1% НМЦК.
Напомним, с указанной даты вступят в силу новые правила об обеспечении заявок. Оно потребуется, если НМЦК превысит 1 млн руб. При этом в Законе N 44-ФЗ его размеры определены только для закупок с НМЦК более 5 млн руб.
Подготавливая документацию и извещение, не забудьте и об исключении: нельзя будет требовать обеспечение от казенных учреждений.
Документы: Письмо Минфина России от 23.05.2018 N 24-02-05/34911
Какие изменения произойдут в госзакупках с 1 июля
 
14.06.2018
ФАС сделала исключение из правил описания лекарственных препаратов для госзакупок
При закупке лекарственных средств нельзя устанавливать требования к объему наполнения первичной упаковки. Исключение составляют растворы для инфузий.
Изучив инструкции по применению "Ропивакаина", ФАС России сделала вывод: если заказчик закупает "Ропивакаин" в форме раствора для инъекций объемом не менее 100 мл для проведения продленной инфузии, он может указать количество (объем) лекарственного препарата в первичной упаковке. Ведомство исходило из того, что производители не предусмотрели использование иных форм выпуска лекарства для продленной инфузии и запретили смешивать его с другими препаратами.
Полагаем, что этот вывод можно распространить и на другие аналогичные ситуации.
Документы: Письмо ФАС России от 17.04.2018 N АК/26895/18
Обзор: Провести госзакупку лекарственных препаратов помогут разъяснения Минздрава
 
13 июня 2018 года
 
13.06.2018
Претензию по исполнению госконтракта можно направить с любого адреса электронной почты
Заказчик направил претензию с адреса электронной почты, который не был указан в контракте и не являлся официальным по данным сети Интернет. Исполнитель настаивал, что такое уведомление нельзя считать надлежащим.
Суды поддержали заказчика. В гражданском обороте можно использовать документы, полученные с помощью электронной связи. Если известно, что почтовый адрес принадлежит лицу или его компетентному сотруднику, то считается, что сообщение получено или отправлено от его имени, пока не доказано обратное.
Точку в деле поставил судья ВС РФ. Он также решил, что досудебный порядок урегулирования спора был соблюден, и отказал в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.
Документы: Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2018 по делу N А32-28069/2016
Как не следует направлять претензию

9 июня 2018 года
 
09.06.2018
У автономных учреждений стало больше возможностей передать имущество исполнителям по Закону N 223-ФЗ
С 4 июня в документации об аукционе или конкурсе по Закону N 223-ФЗ можно предусмотреть передачу исполнителю во владение или пользование государственного или муниципального имущества, принадлежащего учреждению. Исполнитель должен использовать имущество только для выполнения своих обязательств по договору, заключенному в результате закупки. Срок владения или пользования не может превышать срок исполнения договора. Проводить торги на право пользования имуществом в такой ситуации не требуется.
До этого момента заказчикам приходилось учитывать ряд ограничений для передачи имущества без торгов, например по площади части помещения, сроку использования имущества.
Напомним, что ранее аналогичная возможность была доступна только при закупках по Закону N 44-ФЗ. ФАС России отрицала возможность его применения к договорам, заключенным по Закону N 223-ФЗ.
Документ: Федеральный закон от 04.06.2018 N 135-ФЗ "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
 
8 июня 2018 года
 
08.06.2018
Минфин опубликовал перечень банков, которые с 1 июня могут выдавать гарантии для госзакупок
На сайте ведомства опубликован перечень банков, которые соответствуют новым требованиям Закона N 44-ФЗ. Обратите внимание, что он отличается от перечня, который действовал ранее. Рекомендуем проверять наличие банка в перечне, даже если предоставленная им гарантия есть реестре банковских гарантий.
Документ: Перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/)

6 июня 2018 года
 
06.06.2018
Заявку участника госзакупки нельзя отклонить за указание диапазона вместо конкретных показателей
К такому выводу пришел судья ВС РФ и отказал в передаче кассационной жалобы на рассмотрение.
Разногласия вызвало решение комиссии отклонить заявку участника, который указал одну из характеристик товара в виде диапазона с использованием слов min и max. В документации и инструкции по заполнению заявок госзаказчик требовал указать конкретное значение. УФАС по Республике Татарстан признала решение комиссии правомерным.
Суды трех инстанций не согласились с контрольным органом. В документации не установлены значения показателей, которые не могут изменяться. Изготовление товара с предложенными в заявке параметрами будет соответствовать документации. Иными словами, заявка участника содержит конкретные характеристики товара.
По этому вопросу нет однозначной позиции. Контрольные и судебные органы принимают решение в зависимости от конкретной ситуации, содержания инструкции, документации и заявки участника, а также ГОСТов и другой технической документации. Например, АС Дальневосточного округа посчитал правомерным отказ в допуске к участию в аукционе обусловленный тем, что в заявке представлены конкретные показатели.
С учетом сложившейся практики рекомендуем не отклонять заявки исключительно по формальным признакам.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2018 по делу N А65-8065/2017
Можно ли отклонить заявку участника за отсутствие конкретных показателей? (Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ)).
 
06.06.2018
В госконтракте можно предусмотреть проведение экспертизы после приемки товара
Заказчик принял товар без замечаний, однако позднее провел экспертизу, которая выявила скрытые недостатки товара. Поставщик отказался заменить товар и возместить убытки. Он считал, что нельзя предъявлять претензии по качеству, количеству и ассортименту товара, так как заказчик принял его без замечаний.
Заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке и обратился в суд.
Суд первой инстанции установил, что контракт предусматривал право заказчика провести экспертизу в одностороннем порядке, если возникнут сомнения в качестве поставленного товара. Обязательное присутствие поставщика не закреплено ни контрактом, ни каким-либо НПА.
Апелляционный суд подчеркнул, что экспертизу провели для установления скрытых недостатков товара, которые не могли быть выявлены при внешнем осмотре во время приемки товара.
В итоге поставщика обязали компенсировать заказчику расходы на экспертизу.
Документ: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 по делу N А11-5883/2017
 
5 июня 2018 года
 
05.06.2018
Поправки в ГК РФ: уступка требования оплаты по госконтракту законна
С 1 июня начала действовать новая редакция п. 7 ст. 448 ГК РФ. В ней сделали уточнение: победитель торгов вправе уступить требование по денежному обязательству.
Ранее на правомерность подобной уступки указывал ВС РФ в Постановлении Пленума о цессии и в Обзоре практики по Закону N 44-ФЗ.
Отметим, что уступку требования по контрактам с единственным поставщиком суды также признают законной (АС ВСО, Четырнадцатый ААС, Четвертый ААС, Второй ААС).
Документ: Федеральный закон от 26.07.2017 N 212-ФЗ (вступил в силу 1 июня 2018 года)


4 июня 2018 года
 
04.06.2018
Госзакупки: поставщикам хотят создать более комфортные условия работы
Минфин начал разрабатывать законопроект о снижении финансовой нагрузки на поставщиков по госзакупкам. В частности, планируется создать гибкий механизм предоставления обеспечения исполнения контракта для СМП и СОНКО. Скорее всего, будут реализованы поручения Президента:
- определять размер обеспечения исполнения контракта в зависимости от фактической цены контракта;
- устанавливать предельный срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
- освободить от обязанности вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта поставщиков, имеющих положительный трехлетний опыт исполнения аналогичных контрактов;
- сделать соразмерными для заказчика и поставщика штрафные санкции за нарушение контракта, если НМЦК не выше 20 млн руб.
Для многоэтапных контрактов планируется ввести поэтапную выплату аванса. Кроме того, хотят сделать обязательными условия о размере, порядке и сроках выплаты аванса.
Напомним, что сейчас в большинстве случаев контракт должен содержать условие о порядке и сроках оплаты. К порядку оплаты относят и положения о выплате аванса, если он предусмотрен контрактом.
Документ: Уведомление о начале разработки законопроекта (http://regulation.gov.ru/projects#npa=81088)
Общественное обсуждение заканчивается 12 июня 2018 года
 
1 июня 2018 года
 
01.06.2018
С 1 июня вступят в силу новые требования к банкам, выдающим гарантии в сфере госзакупок
Банки, выдающие гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов, должны будут соответствовать одновременно двум требованиям:
- собственные средства - не менее 300 млн руб. Эту сумму определяют на последнюю отчетную дату по методике ЦБ РФ;
- кредитный рейтинг - не ниже "BB-(RU)" по национальной рейтинговой шкале агентства АКРА и (или) не ниже уровня "ruВB-" по национальной рейтинговой шкале агентства "Эксперт РА".
Перечень банков, отвечающих этим требованиям, будет доступен на сайте Минфина.
Правила не распространяются на банковские гарантии, выданные до 1 июня. Следовательно, их можно использовать и после этой даты в качестве обеспечения:
- заявок на участие в закупках, которые начались до 1 июня;
- исполнения контрактов, процедура заключения которых не завершена, но итоги закупки к указанной дате подведены.
Документ: Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 N 440

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК