Госзакупки: главные новости

21.02.2018

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


21 февраля 2018 года
 
21.02.2018
С 20 февраля в госзакупках мебели произойдут изменения
Правительство внесло поправки в Постановление N 1072, устанавливающее запрет на закупку иностранных товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности из специального перечня. Изменения применяются к закупкам, которые начнутся (будет размещено извещение в ЕИС или будут направлены приглашения) 20 февраля или позже.
Благодаря поправкам станет меньше случаев, когда нужно требовать от участников использовать для изготовления товаров древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты из государств - членов ЕАЭС. Это требование станет лишним при закупках:
- мебели металлической для офисов;
- основ матрасных;
- матрасов;
- мебели металлической, не включенной в другие группировки;
- мебели из пластмассовых материалов.
Если планируете закупать какие-либо из этих товаров, проверьте, нет ли в вашем извещении, документации требования об использовании плит. Такое требование может стать поводом для жалобы в ФАС.
Список документов, которыми участник может подтвердить производство товаров из перечня, теперь приведен в самом Постановлении N 1072. Участник должен будет приложить к заявке один из следующих документов:
- копию специального инвестиционного контракта;
- акт экспертизы ТПП РФ;
- сертификат о происхождении товара по форме СТ-1;
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом.
Таким образом с 20 февраля в документации о закупке мебели из перечня снова должен быть список документов, которые должны представлять участники. При этом, он станет на одну позицию больше, так как раньше в нем не было заключения Минпромторга о подтверждении производства.
Документ: Постановление Правительства РФ от 08.02.2018 N 125 (вступает в силу 20 февраля 2018 года)
 
20 февраля 2018 года
 
20.02.2018
ФАС: совместные закупки могут проводить даже госзаказчики не из соседних районов области
Ведомство также указывает, что наличия у заказчиков общей цели недостаточно, чтобы проводить совместные закупки. Главным же условием для них выступает закупка одних и тех же товаров, работ, услуг.
Под одними и теми же товарами, работами, услугами следует понимать товары, имеющие единые родовые признаки или составляющие комплект. Это определение содержится в обзоре Верховного суда.
ФАС напомнила о том, что нельзя включать в состав одного объекта закупки товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные между собой. Например, поставку молочной и мясной продукции.
Разъяснения госоргана касаются закупок продуктов питания. Однако, полагаем, предмет закупки роли не играет.
Документ: Разъяснения ФАС России по вопросу проведения совместных закупок на поставку продуктов питания (https://fas.gov.ru/documents/610916)
 
19 февраля 2018 года
 
19.02.2018
ВС РФ: победителя не признают уклонившимся, если заказчик не направил ему проект госконтракта
Согласно материалам рассматриваемого судом дела, после подведения итогов конкурса заказчик не направил в установленный срок победителю проект контракта и экземпляр протокола рассмотрения и оценки заявок. В свою очередь победитель конкурса не представил заказчику подписанный проект контракта и документы о его обеспечении. Поэтому заказчик признал победителя уклонившимся от заключения контракта.
ВС РФ посчитал действия заказчика неправомерными. Вывод нижестоящих судов о том, что победитель имел возможность самостоятельно внести предложенные им условия в проект контракта, а указанные выше нарушения заказчика являются незначительными, был признан ошибочным.
Ненаправление заказчиком в установленный Законом N 44-ФЗ срок проекта контракта и протокола рассмотрения и оценки заявок - существенное нарушение. Оно не позволило победителю ознакомиться с проектом контракта, подписать его и в итоге представить заказчику вместе с обеспечением исполнения.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2018 по делу N А40-2216/2016


16 февраля 2018 года
 
16.02.2018
С 16 февраля госзаказчики для закупки лекарств должны будут применять типовую форму контракта
К этой дате истечет 30 дней с того момента, как типовой контракт на поставку лекарственных препаратов размещен в ЕИС. Это означает, что у заказчиков появится обязанность применять данный документ.
Типовой контракт нужно будет использовать при закупке любых лекарственных препаратов независимо от размера НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Однако при закупках в рамках гособоронзаказа эта типовая форма не обязательна.
Контрактом предусмотрены различные особенности поставки.
Поставщик не только должен соблюсти требования законодательства к упаковке, но и обязан упаковать товар так, чтобы предотвратить его повреждение или порчу во время транспортировки к месту доставки. Заказчик в срок до 15 рабочих дней проводит проверку поставленного товара. Если претензий нет, он подписывает акт приема-передачи товара.
Типовая форма также предусматривает право заказчика провести выборочную проверку образцов лекарств с привлечением экспертных организаций. Это возможно даже после приемки товара.
Обращает на себя внимание большое количество приложений, из которых обязательными будут:
- спецификация;
- технические характеристики;
- календарный план;
- акт приема-передачи товара;
- акт сверки расчетов.
Если же поставка осуществляется в пользу третьих лиц, при централизованной закупке или по нескольким адресам доставки, то необходимо будет добавить еще три приложения:
- отгрузочную разнарядку (план распределения);
- сводный реестр товарных накладных на поставку товара;
- акт об исполнении обязательств по контракту.
Документ: Приказ Минздрава России от 26.10.2017 N 870н (вступил в силу 1 января 2018 года)
 
15 февраля 2018 года
 
15.02.2018
Минстрой подготовил проект типового госконтракта на выполнение проектных и изыскательских работ
По проекту типовой контракт будет применяться при одновременном соблюдении двух условий:
- земельный участок, на котором проводятся проектные и изыскательские работы, расположен на территории РФ;
- объектом закупки являются работы, отнесенные к кодам 71.12.3, 71.12.12 - 71.12.19 по ОКПД2.
Размер НМЦК, при котором надо будет применять типовой контракт, не ограничен.
Документы: Проект приказа Минстроя России (http://regulation.gov.ru/projects#npa=78189)
Общественное обсуждение завершается 22 февраля 2018 года
Когда применять типовые контракты? (Путеводитель по договорной работе)
 
14 февраля 2018 года
 
14.02.2018
Запрос предложений по 44-ФЗ: заказчиков хотят лишить права применять собственные критерии оценки
Законопроект с соответствующими поправками прошел первое чтение. Если изменения примут, при запросе предложений нельзя будет использовать критерии оценки заявок, не предусмотренные Законом N 44-ФЗ, и обязательными станут следующие критерии:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки.
Напомним, сейчас при запросе предложений заказчик вправе устанавливать критерии оценки заявок по своему усмотрению.
Документы: Проект Федерального закона N 1031442-6 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/1031442-6)
Принят в первом чтении 9 февраля 2018 года
Как оценить заявки на участие в запросе предложений? (Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок)

13 февраля 2018 года
 
13.02.2018
Подготовлен проект типового госконтракта на строительство или реконструкцию объекта капстроительства
Типовой контракт будет применяться при закупке работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы, поставку материалов и оборудования и выполнение иных работ, которые неразрывно связаны со строящимся объектом.
Согласно проекту, в качестве предмета типового контракта указаны следующие код или коды ОКПД2:
- 41.2;
- 42, кроме 42.1;
- 43;
- 71.12.20.110.
Размер НМЦК, при котором надо будет использовать типовой контракт, не ограничен. Однако проект предусматривает, что указанный контракт не будет применяться при выполнении работ по строительству или реконструкции:
- объектов капстроительства, расположенных на земельном участке, который находится за пределами РФ, а также на территории посольств и консульств;
- линейных объектов капстроительства;
- объектов капстроительства, в отношении которых проводятся работы по сохранению объекта культурного наследия.
Документы: Проект приказа Минстроя России (http://regulation.gov.ru/projects#npa=78180)
Общественное обсуждение завершается 22 февраля 2018 года
Когда применять типовые контракты? (Путеводитель по договорной работе)
 
12 февраля 2018 года
 
12.02.2018
Минфин разъяснил, можно ли подать заявку на участие в госзакупке от коллективного участника
По мнению ведомства, Закон N 44-ФЗ не допускает такой возможности.
Закрепленное в указанном законе право участия в конкурсе группы граждан, планирующих совместным творческим трудом создать произведение литературы или искусства, исполнение, не следует рассматривать как право на подачу коллективной заявки. В этом случае граждане подают одну заявку и считаются одним участником.
Документ: Письмо Минфина России от 20.11.2017 N 24-02-07/76768
 
9 февраля 2018 года
 
09.02.2018
Суд разъяснил, можно ли удержать всю сумму обеспечения госконтракта при просрочке его исполнения
АС Поволжского округа посчитал, что заказчик не вправе удержать всю сумму обеспечения за просрочку исполнения обязательств. Такой вывод суд сделал несмотря на то, что контракт предусматривал переход к заказчику обеспечения контракта в полном объеме при неисполнении или ненадлежащем исполнении контрагентом заказчика своих обязательств.
Суд сослался на нормы ГК РФ об обеспечительном платеже и указал, что обеспечение исполнения контракта призвано минимизировать риск его неисполнения или ненадлежащего исполнения и упростить процедуру удовлетворения требований заказчика к контрагенту.
Размер суммы удерживаемого обеспечения напрямую связан с размером требований заказчика к контрагенту. Сходная позиция отражена в Обзоре практики применения законодательства о контрактной системе ВС РФ.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации заказчик был вправе лишь удержать из суммы обеспечения размер начисленной и неуплаченной неустойки.
Отдельно суд отметил, что, начисляя неустойку за просрочку исполнения обязательств и удерживая обеспечение контракта в полном объеме, заказчик фактически применяет две меры ответственности за одно нарушение. Это недопустимо в соответствии с гражданским законодательством.
Отметим, что в судебной практике встречается и иной подход.
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 26.01.2018 по делу N А55-4570/2017

8 февраля 2018 года
 
08.02.2018
Минфин напомнил, как установить порядок оценки заявок на участие в госзакупке
Порядок оценки заявок должен содержать:
- предмет оценки. Сведения о нем должны быть сформулированы так, чтобы участники могли определить исчерпывающий перечень информации, которую надо указать в заявке для получения оценки по нестоимостным критериям;
- инструкцию по заполнению заявок. В ней необходимо указать, какие именно сведения участнику нужно описать и представить для оценки комиссией заказчика;
- зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критериям "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки", с учетом того, что сведения, представленные по последнему критерию, возможно количественно оценить. Указанная зависимость может быть выражена в виде формулы расчета количества баллов, предусмотренной Правилами оценки заявок, или шкалы оценки.
Напомним, на необходимость установить в документации подобные сведения о порядке оценки ранее указывали не только Минфин, но и ФАС, и Минэкономразвития.
Документ: Письмо Минфина России от 15.11.2017 N 24-02-06/75876
 
7 февраля 2018 года
 
07.02.2018
Госзаказчик не вправе отклонить заявку, в которой предложено поставить товаров больше, чем нужно
Заказчик отклонил заявку из-за того, что количество предложенного к поставке товара в ней было больше указанного в аукционной документации. Антимонопольный орган посчитал, что оснований для отклонения заявки в таком случае нет, и признал заказчика нарушившим Закон N 44-ФЗ.
Суд встал на сторону антимонопольного органа, указав, что отклонение заявки не согласуется с целями закупочной деятельности и не соответствует Закону N 44-ФЗ.
Важно, что кассационную жалобу заказчика отказались передавать для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.
Документ: Постановление АС Уральского округа от 12.09.2017 по делу N А60-60007/2016
 
6 февраля 2018 года
 
06.02.2018
Антимонопольный орган разъяснил поправки в порядок обжалования закупок по Закону N 223-ФЗ
Разъяснения касаются изменений, внесенных Законом N 505-ФЗ в нормы об обжаловании действий (бездействия) заказчика, закупочной комиссии и оператора электронной площадки.
ФАС отметила, что основанием для рассмотрения жалобы является наличие в ней сведений о нарушении при закупках Закона N 223-ФЗ, принятых в его исполнение подзаконных актов, положения о закупке.
Антимонопольный орган должен рассмотреть такую жалобу строго в пределах указанных в ней доводов. При этом принять решение о выдаче предписания указанный орган обязан с учетом всех выявленных нарушений.
Отдельно ФАС обратила внимание на обжалование положений закупочной документации лицом, не подававшим заявку на участие в закупке. Если такая жалоба подана после срока окончания подачи заявок, то она подлежит оставлению без рассмотрения. Податель жалобы должен быть уведомлен об этом факте в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы в антимонопольный орган.
Документы: Письмо ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18
Закупки по Закону N 223-ФЗ: обзор изменений, внесенных Законом N 505-ФЗ

5 февраля 2018 года
 
05.02.2018
Минфин пояснил, когда при госзакупках предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям УИС
Устанавливать преимущества нужно, если наименования объектов закупки соответствуют наименованиям товаров из перечня.
Сходное мнение высказывало Минэкономразвития.
Разъяснения потребовались в связи с тем, что указанный перечень был сформирован с учетом ОКПД2. Позже в этот классификатор вносились изменения. В результате часть кодов, предусмотренных перечнем, теперь не соответствует ОКПД2.
Например, в перечне код 10.51.52.120 присвоен сметане, а в ОКПД2 под ним значится ацидофилин.
Документ: Письмо Минфина России от 24.11.2017 N 24-06-01/78878
Как предоставить преимущества учреждениям и предприятиям УИС? (Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок)
 
2 февраля 2018 года
 
02.02.2018
Участник госзакупки вправе представить выписку из реестра СМП вместо декларации о принадлежности
АС Северо-Западного округа поддержал позицию антимонопольного органа, указав, что Закон N 44-ФЗ не предусматривает строгую форму декларации о принадлежности участника закупки к СМП. Правовое значение имеет суть декларации, а не ее форма.
Соответственно, участник электронного аукциона вправе представить в качестве декларации выписку из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, заверенную усиленной квалифицированной подписью.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 23.01.2018 по делу N А56-2602/2017
 
02.02.2018
Запрос котировок по 44-ФЗ: в заявке нет данных о соответствии единым требованиям, ее нужно принять
По мнению госоргана, неправомерно отклонять котировочную заявку только потому, что в ней отсутствует декларация о соответствии требованиям, предусмотренным п. п. 3-10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Вывод обоснован тем, что указанный закон содержит исчерпывающий перечень документов, которые подаются в составе котировочной заявки. Среди них эта декларация не упоминается.
Соответственно, неправомерно также требовать данную декларацию в извещении о запросе котировок.
Документ: Письмо Минфина России от 29.11.2017 N 24-02-07/79270

   

5 февраля 2018 года
 
05.02.2018
Минфин пояснил, когда при госзакупках предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям УИС
Устанавливать преимущества нужно, если наименования объектов закупки соответствуют наименованиям товаров из перечня.
Сходное мнение высказывало Минэкономразвития.
Разъяснения потребовались в связи с тем, что указанный перечень был сформирован с учетом ОКПД2. Позже в этот классификатор вносились изменения. В результате часть кодов, предусмотренных перечнем, теперь не соответствует ОКПД2.
Например, в перечне код 10.51.52.120 присвоен сметане, а в ОКПД2 под ним значится ацидофилин.
Документ: Письмо Минфина России от 24.11.2017 N 24-06-01/78878
Как предоставить преимущества учреждениям и предприятиям УИС? (Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок)
 
2 февраля 2018 года
 
02.02.2018
Участник госзакупки вправе представить выписку из реестра СМП вместо декларации о принадлежности
АС Северо-Западного округа поддержал позицию антимонопольного органа, указав, что Закон N 44-ФЗ не предусматривает строгую форму декларации о принадлежности участника закупки к СМП. Правовое значение имеет суть декларации, а не ее форма.
Соответственно, участник электронного аукциона вправе представить в качестве декларации выписку из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, заверенную усиленной квалифицированной подписью.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 23.01.2018 по делу N А56-2602/2017
 
02.02.2018
Запрос котировок по 44-ФЗ: в заявке нет данных о соответствии единым требованиям, ее нужно принять
По мнению госоргана, неправомерно отклонять котировочную заявку только потому, что в ней отсутствует декларация о соответствии требованиям, предусмотренным п. п. 3-10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Вывод обоснован тем, что указанный закон содержит исчерпывающий перечень документов, которые подаются в составе котировочной заявки. Среди них эта декларация не упоминается.
Соответственно, неправомерно также требовать данную декларацию в извещении о запросе котировок.
Документ: Письмо Минфина России от 29.11.2017 N 24-02-07/79270

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

 

 

X
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК