Госзакупки: главные новости

23.05.2018

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге


23 мая 2018 года
 
23.05.2018
Госзаказчик сможет быстрее заключать контракт в экстренной ситуации
Минфин предлагает разрешить заказчикам при закупках у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ изменять план-график закупок в день заключения контракта. Сейчас его можно исправить не позднее чем за один день до даты заключения контракта.
По мнению авторов проекта, поправки позволят заказчикам незамедлительно оказывать помощь пострадавшим при авариях, в иных чрезвычайных ситуациях, в случае необходимости в экстренной либо неотложной медицинской помощи.
Кроме того, госорган разработал изменения в подзаконные нормативные правовые акты о планировании, чтобы привести их в соответствие с новой редакцией Закона N 44-ФЗ. Она предусматривает, в частности, более короткий срок для изменения плана-графика при отдельных закупках.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/projects#npa=80020)
Общественное обсуждение заканчивается 25 мая 2018 года
 
23.05.2018
Антимонопольный орган вправе внепланово проверять заказчиков по 223-ФЗ
По мнению ВС РФ, антимонопольный орган вправе провести внеплановую проверку заказчика на соблюдение норм Закона о защите конкуренции. Такую позицию суд высказал в п. 18 Обзора.
Несоблюдение заказчиками отдельных норм Закона N 223-ФЗ может одновременно свидетельствовать и о нарушении Закона о защите конкуренции. Он предусматривает возможность для антимонопольного органа проводить внеплановые проверки по соблюдению антимонопольного законодательства.
Выявлять только нарушения Закона N 223-ФЗ путем проведения внеплановой проверки контрольный орган не вправе, так как в этом случае он выйдет за пределы своей компетенции.
Подробнее о других выводах из Обзора Верховного суда по Закону N 223-ФЗ можно узнать из нашего материала.
Документ: Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018)
 
21 мая 2018 года
 
21.05.2018
Верховный суд пояснил, в каком размере заказчик по Закону N 223-ФЗ может удержать обеспечение заявки
ВС РФ в п. 12 Обзора указал, что предусмотренное в документации право заказчика удержать обеспечение заявки, если участник нарушает условия участия в закупке, является мерой ответственности. Применить ее можно, например, если участник предоставит заведомо недостоверные сведения.
Заказчик в этом случае должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы не вступал в переговоры с недобросовестным участником. Например, ему могут быть возмещены расходы, связанные с приготовлением к заключению договора.
Иными словами, величина удерживаемого заказчиком обеспечения должна иметь компенсационный характер и быть соразмерна убыткам, причиненным недобросовестным участником.
Документ: Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018)
 
18 мая 2018 года
 
18.05.2018
Верховный суд опубликовал обзор судебной практики по Закону N 223-ФЗ
ВС РФ рассмотрел вопросы, касающиеся информационного обеспечения закупок, требований к участникам, ограничения конкуренции, заключения и изменения договора, контроля при осуществлении закупок, и ряд иных вопросов.
Обозначим наиболее важные выводы:
- при описании предмета закупки заказчик может не дублировать требования ГОСТов, ТУ, санитарных норм и правил, достаточно просто сослаться на них. Важно, чтобы эти документы были в общем доступе и содержали конкретные параметры предмета закупки (п. 3 Обзора);
- можно установить запрет на привлечение субподрядчиков и соисполнителей. Данное условие не ограничивает круг участников закупки, так как оно относится к порядку исполнения договора (п. 7 Обзора);
- заказчик не вправе предъявлять участникам невыполнимые требования, например о представлении выписки из ЕГРЮЛ в течение одного рабочего дня после публикации извещения (п. 8 Обзора);
- нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению. В положении о закупке должны быть ограничения для применения этого способа (п. 9 Обзора);
если есть противоречие между закупочной документацией и положением о закупке, применяется положение (п. 21 Обзора).
Документ: Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018)
 
18.05.2018
Унитарным предприятиям могут упростить закупки
Госдума приняла в первом чтении законопроект, упрощающий унитарным предприятиям закупки. Согласно поправкам эти организации смогут по Закону N 223-ФЗ проводить закупки, осуществляемые без привлечения бюджетных средств.
Сейчас такие закупки проводить по Закону N 223-ФЗ могут только унитарные предприятия - аптеки. Остальные унитарные предприятия должны в этом случае применять Закон N 44-ФЗ.
Документ: Проект Федерального закона N 371836-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/371836-7)
Принят в первом чтении 15 мая 2018 года

18 мая 2018 года
 
18.05.2018
Верховный суд опубликовал обзор судебной практики по Закону N 223-ФЗ
ВС РФ рассмотрел вопросы, касающиеся информационного обеспечения закупок, требований к участникам, ограничения конкуренции, заключения и изменения договора, контроля при осуществлении закупок, и ряд иных вопросов.
Обозначим наиболее важные выводы:
- при описании предмета закупки заказчик может не дублировать требования ГОСТов, ТУ, санитарных норм и правил, достаточно просто сослаться на них. Важно, чтобы эти документы были в общем доступе и содержали конкретные параметры предмета закупки (п. 3 Обзора);
- можно установить запрет на привлечение субподрядчиков и соисполнителей. Данное условие не ограничивает круг участников закупки, так как оно относится к порядку исполнения договора (п. 7 Обзора);
- заказчик не вправе предъявлять участникам невыполнимые требования, например о представлении выписки из ЕГРЮЛ в течение одного рабочего дня после публикации извещения (п. 8 Обзора);
- нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению. В положении о закупке должны быть ограничения для применения этого способа (п. 9 Обзора);
если есть противоречие между закупочной документацией и положением о закупке, применяется положение (п. 21 Обзора).
Документ: Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (http://www.supcourt.ru/documents/thematics/26757/)
Утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018
 
18.05.2018
Унитарным предприятиям могут упростить закупки
Госдума приняла в первом чтении законопроект, упрощающий унитарным предприятиям закупки. Согласно поправкам эти организации смогут по Закону N 223-ФЗ проводить закупки, осуществляемые без привлечения бюджетных средств.
Сейчас такие закупки проводить по Закону N 223-ФЗ могут только унитарные предприятия - аптеки. Остальные унитарные предприятия должны в этом случае применять Закон N 44-ФЗ.
Документ: Проект Федерального закона N 371836-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/371836-7)
Принят в первом чтении 15 мая 2018 года
 
17 мая 2018 года
 
17.05.2018
Заказчики по Закону N 223-ФЗ не вправе требовать, чтобы товар поставил производитель или дилер
Заказчик потребовал, чтобы участник закупки являлся производителем товара либо иным лицом, обладающим правом поставлять товар. Это право должен предоставить производитель. По мнению ФАС, такие положения документации нарушают Закон N 223-ФЗ.
Госорган принимал и иную позицию: требование о наличии у участника статуса производителя или дилера правомерно. Мнение судов по этому вопросу также разнится.
Полагаем, во избежание возможных претензий со стороны контрольного органа заказчикам лучше не устанавливать подобное требование.
Документ: Решение ФАС России от 06.12.2017 N 223ФЗ-999/17
 
17.05.2018
Унитарным предприятиям могут упростить закупки
Госдума приняла в первом чтении законопроект, упрощающий унитарным предприятиям закупки. Согласно поправкам эти организации смогут по Закону N 223-ФЗ проводить закупки, осуществляемые без привлечения бюджетных средств.
Сейчас такие закупки проводить по Закону N 223-ФЗ могут только унитарные предприятия - аптеки. Остальные унитарные предприятия должны в этом случае применять Закон N 44-ФЗ.
Документ: Проект Федерального закона N 371836-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/371836-7)
Принят в первом чтении 15 мая 2018 года
 
16 мая 2018 года
 
16.05.2018
Правительство установило предельные размеры платы за участие в госзакупке
Плату начнут брать с участников электронных закупок, извещения о проведении которых будут размещаться в ЕИС после начала работы операторов площадок, перечень которых утвердит правительство.
Операторы площадок вправе взимать плату с участника, с которым заключается контракт по результатам проведения обычной электронной закупки или ее закрытого аналога. Те, с кем контракт заключается при уклонении победителя, от платы освобождены.
Размер платы не может превышать:
- 2 тыс. руб. - при закупках среди СМП и СОНКО;
- 5 тыс. руб. - при прочих закупках.
Если НМЦК не больше 500 тыс. руб. или для закупок среди СМП и СОНКО меньше 200 тыс. руб., то плата за участие ограничена одним процентом НМЦК.
Величину платы определяет оператор площадки. Он же публикует сведения о ней.
Плату по требованию оператора банк спишет со специального счета участника. Если такого счета нет, о перечислении денег должен позаботиться участник.
Документ: Постановление Правительства РФ от 10.05.2018 N 564 (вступает в силу 1 июля 2018 года)
 


15 мая 2018 года
 
15.05.2018
Суд указал, что госзаказчикам нельзя искусственно дробить закупку
Заказчик заключил с единственным поставщиком в один день восемь контрактов, каждый на сумму менее 100 тыс. руб., на поставку спортивного инвентаря для одного стадиона. В этот же день поставщик их исполнил. АС Волго-Вятского округа признал такие действия нарушающими Закон N 44-ФЗ и Закон о защите конкуренции.
По мнению суда, все контракты образовали единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную восемью контрактами для формального соблюдения ограничений.
Заказчик располагал достаточным временем, чтобы провести конкурентную закупку. Ее отсутствие не привело к эффективному использованию бюджетных средств.
Единственный поставщик получил преимущественное положение. Другие хозяйствующие субъекты были лишены возможности поучаствовать в этой закупке.
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 17.04.2018 по делу N А38-7831/2017
 
14 мая 2018 года
 
14.05.2018
Госзакупки: суд признал правомерным возврат жалобы, поступившей после срока обжалования
Предприниматель отправил в антимонопольный орган по почте жалобы на положения документации. Жалобы были сданы в организацию связи до истечения срока обжалования, а в УФАС поступили уже после этого срока. Контрольный орган вернул их без рассмотрения.
Суд поддержал антимонопольный орган. Ссылки предпринимателя на нормы ГК РФ отклонены. Нормы Закона N 44-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ об исчислении сроков.
Чтобы жалоба была эффективно и своевременно рассмотрена, датой ее подачи следует считать день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в орган почтовой связи.
Отдельно указано, что подавший жалобу предприниматель не имел аккредитации на площадке и не мог участвовать в закупках.
Важно, что кассационную жалобу предпринимателя отказались передавать для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.
Вместе с тем иное мнение высказывала ФАС.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 23.01.2018 по делу N А26-5362/2017
 
11 мая 2018 года
 
11.05.2018
Установлены особенности планирования и проведения госзакупок заказчиками, работающими за рубежом
Правительство утвердило положение об особенностях планирования и проведения закупок заказчиками, которые осуществляют деятельность на территории иностранного государства. Оно начнет действовать с 15 мая.
Перечислим основные нюансы планирования закупок:
- планировать закупки можно в долларах США посредством формирования, утверждения и ведения плана закупок и плана-графика закупок по специальным формам;
- затраты на приобретение полисов обязательного страхования следует определять по законодательству страны, где проводится эта закупка;
- при обосновании НМЦК методом анализа рынка дополнительно можно использовать данные интернет-сайтов и иную общедоступную информацию о ценах.
При проведении закупок заказчикам нужно будет учитывать следующие особенности:
- заказчики заключают контракт в письменной форме (в том числе электронной), предусмотренной законодательством страны пребывания. Если соответствующие нормы в нем отсутствуют - согласно обычаям делового оборота этой страны;
- котировочная комиссия вправе не отклонять заявку, если участник не представил декларацию о соответствии единым требованиям. Это правило будет применяться с 1 июля;
- если на участие в запросе котировок не было подано ни одной заявки или все они были отклонены, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем;
- можно изменять существенные условия контракта, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если такую возможность предусмотреть в контракте;
- отчет об исполнении контракта нужно формировать по специальной форме;
- не нужно применять нормативные правовые акты, устанавливающие запрет, ограничения допуска и условия допуска иностранных товаров, работ, услуг.
Документ: Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 N 556 (вступает в силу 15 мая 2018 года, за исключением отдельных положений)
 


10 мая 2018 года
 
10.05.2018
Перечень исключений из сферы действия Закона N 223-ФЗ могут расширить
Согласно внесенному в Госдуму проекту перечень отношений, на которые не распространяется Закон N 223-ФЗ, будет дополнен следующими:
- приобретение долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ, товариществ и паев в паевых фондах производственных кооперативов;
- совместная инвестиционная деятельность на основании договора инвестиционного товарищества, который предусматривает денежную форму возврата товарищу стоимости его вклада в общее имущество.
Сейчас данный закон не распространяется на куплю-продажу ценных бумаг, в том числе акций АО. Дополнение этой нормы первым из указанных изменений позволит создать полноценное исключение. В свою очередь второе из описанных изменений направлено на расширение сферы применения заказчиками договора инвестиционного товарищества.
Документ: Проект Федерального закона N 458600-7 (http://asozd2c.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=458600-7)
Внесен в Госдуму 5 мая 2018 года
 
8 мая 2018 года
 
08.05.2018
Участники госзакупок смогут открывать несколько спецсчетов для внесения обеспечения заявок
Минфин сообщил: требование, согласно которому участники электронных закупок должны иметь только один специальный счет, исключат из проекта правительственного постановления.
Взамен ведомство предусмотрит возможность иметь несколько спецсчетов в различных банках.
Напомним, с 1 июля 2018 года участники электронных закупок должны будут вносить обеспечение заявок на свой специальный счет. Перечень банков, где можно будет открыть такой счет, установит правительство.
Документ: Комментарий Минфина России об использовании специальных счетов при участии в закупках на электронных площадках (https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=35101&area_id=4&page_id=2207)
 

7 мая 2018 года
 
07.05.2018
Для госзакупок малого объема создадут специальный информационный ресурс
Для закупок малого объема по п. 4, 5 и закупок лекарств по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ правительство решило создать специальный информационный ресурс - единый агрегатор торговли.
Сайт агрегатора должен заработать 1 июля. На нем участники закупок будут размещать свои предложения. Там же будет вестись собственный реестр закупок по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
С 1 ноября проводить закупки с помощью агрегатора должны будут большинство федеральных органов исполнительной власти и подведомственные им казенные учреждения. Эти заказчики смогут совершить закупку вне агрегатора только в двух случаях:
- цена заключенного контракта оказалась ниже той, которую предлагали на сайте агрегатора;
- закупка связана с гостайной.
Остальные заказчики смогут использовать агрегатор по своему усмотрению.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р (http://static.government.ru/media/files/Rf9hktJ2CBFZoI8E6u4FWAnGmAf4AMjq.pdf)
Действует с 28 апреля 2018 года

3 мая 2018 года
 
03.05.2018
Госзаказчик не вправе отклонить заявку из-за отсутствия в ней оригинала банковской гарантии
При проведении конкурса с ограниченным участием комиссия отклонила заявку из-за того, что к ней не был приложен оригинал банковской гарантии, подтверждающий внесение обеспечения заявки. Участник обжаловал ее действия.
Суд встал на сторону участника. Он отметил: Закон N 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым можно не принять банковскую гарантию. Представления в составе заявки копии гарантии в этом списке нет. Каких-либо несоответствий требованиям Закона N 44-ФЗ и документации конкурсная комиссия не выявила. Кроме того, было установлено, что сведения о гарантии участника были своевременно внесены в соответствующий реестр.
Было также указано, что Постановлением N 1005 не предусмотрена обязанность заказчика представить в банк вместе с требованием о выплате оригинал банковской гарантии на бумажном носителе.
Важно, что кассационную жалобу уполномоченного органа, проводившего закупку, отказались передавать для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 26.12.2017 по делу N А56-4414/2017
 

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК