Госзакупки: главные новости

31.01.2019

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге

29.01.2019
Меньше процентов и неустоек по потребкредитам: что изменилось с 28 января для кредиторов и заемщиков
Кредиторам по выданному максимум на год потребкредиту или займу запретили дальше "накручивать" начисления, после того, как они достигнут 2,5 его размера. Речь идет о процентах, неустойке, иных договорных мерах ответственности, а также платежах за услуги, которые кредитор оказывает за отдельную плату.
Запрет касается договоров, заключенных с 28 января и до 30 июня 2019 года включительно.
Условие об ограничении начислений нужно указывать на первой странице договора до индивидуальных условий.
Затем предельную сумму начислений ограничат еще больше. Она будет равна:
- с июля и до 31 декабря 2019 года включительно по договорам, заключенным в этот период, - двукратному размеру кредита или займа;
- с 2020 года - полуторакратному размеру кредита или займа.
Кроме того, установили максимальную процентную ставку по потребкредиту и займу. С 28 января и до 30 июня 2019 года включительно по договорам, заключенным в этот период, предельное значение ставки - 1,5% в день. С июля 2019 года - 1% в день.
Документ: Федеральный закон от 27.12.2018 N 554-ФЗ (вступил в силу 28 января 2019 года, за исключением отдельных положений)
 
29.01.2019
ВС РФ: когда ликвидация стороны сделки не мешает разрешить вопрос о ее недействительности
Если одна из сторон сделки ликвидирована, спор о признании этой сделки недействительной не может быть рассмотрен судом и дело прекращается. Это правило закреплено в АПК РФ. Однако ВС РФ, рассматривая подобную ситуацию в рамках дела о банкротстве, указал, что это не всегда так.
До ликвидации сторона уступила свои требования к должнику другому лицу. Требование этого лица нельзя не включить в реестр только потому, что цедент ликвидирован. Но и, например, кредиторов нельзя лишить возможности поставить под сомнение действительность сделки между должником и цедентом. Поэтому спор о недействительности должен быть рассмотрен по существу, при этом ответчиком выступает цессионарий.
Документ: Определение ВС РФ от 21.01.2019 N 306-ЭС16-9687 (3) (https://kad.arbitr.ru/PdfDocument/595d4dd0-ba22-430d-94eb-caf68df37b0a/d5551334-5bad-4f88-815c-2809dae553ad/%D0%9057-17295-2014__20190121.pdf)
 
29.01.2019
В Госдуму внесли проект о страховании вкладов товариществ собственников недвижимости
Система страхования вкладов будет защищать деньги товариществ собственников недвижимости. Сейчас система работает только в отношении физлиц, ИП, малых предприятий.
Таким образом, если у банка отзовут лицензию, товарищество сможет быстро вернуть деньги в пределах 1,4 млн руб. При этом неважно, размещены ли средства во вкладе или на счете.
Чтобы получить возмещение, товарищество на день наступления страхового случая должно числиться в ЕГРЮЛ.
Деньги Агентство по страхованию вкладов переведет на банковский счет, который нужно будет указать в заявлении о выплате.
Планируется, что поправки вступят в силу 1 июня 2019 года.
Документ: Проект Федерального закона N 632323-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/632323-7)
Внесен в Госдуму 24 января 2019 года
 
28.01.2019
КС РФ назвал условия, когда по КАС РФ заинтересованное лицо может взыскать расходы на представителя
По обращению компании городские власти распорядились утвердить градостроительные планы земельных участков. Эти распоряжения попытались оспорить граждане. Суд их не поддержал. Поскольку компания участвовала в процессе как заинтересованное лицо на стороне властей (административного ответчика), она решила взыскать с граждан расходы на представителя.
Согласно КАС РФ такие расходы могут присудить стороне, которая выиграла спор. Вместе с тем в 2016 году Пленум ВС РФ разрешил взыскивать их в пользу заинтересованного лица, чье поведение способствовало принятию судебного акта. Ссылаясь на эту позицию, городской суд взыскал с граждан часть заявленных компанией расходов. Он также отметил, что фактически дело выиграла компания.
Несогласные с этим граждане дошли до КС РФ.
По его мнению, право на возмещение судебных расходов не должно зависеть от процессуального статуса победителя спора.
При этом учитывать нужно не только активное поведение заинтересованного лица, но и следующие аспекты:
- были ли расходы на представителя необходимыми (вынужденными) и возмещаются ли в разумных пределах;
- не увеличивали ли административный ответчик и заинтересованное лицо расходы на представителя специально;
- было ли участие заинтересованного лица на стороне административного ответчика надлежащим способом защиты прав, свобод и законных интересов этого лица;
- влияет ли судебный акт по делу на права и обязанности заинтересованного лица (сохраняет, изменяет или прекращает их).
Документ: Постановление КС РФ от 21.01.2019 N 6-П
 
28.01.2019
Общее имущество нежилого здания принадлежит всем собственникам помещений, напомнил ВС РФ
В нежилом здании по аналогии с жилыми домами общее имущество принадлежит всем собственникам помещений. При этом неважно, зарегистрировано право общей собственности в ЕГРН или нет. Также не имеет значения, устанавливался ли в договоре на покупку помещения переход доли в праве общей собственности.
Подобную позицию высказывал ВАС РФ, а также ВС РФ. Однако Верховному суду пришлось напомнить о ней нижестоящим судам. Те право общей собственности гражданина в подобной ситуации не признали. Вероятно, затруднения в данном вопросе возникли из-за того, что законом он прямо не урегулирован. С учетом разъяснений ВС РФ дело будет рассматриваться заново в апелляционном суде.
Документ: Определение ВС РФ от 11.12.2018 N 11-КГ18-31
 
28.01.2019
Больничный режим суды не сочли уважительной причиной пропуска срока на апелляцию - ВС РФ их поправил
Гражданин просил восстановить срок на подачу апелляционной жалобы. Он инвалид и находился на стационарном лечении. Больничный режим и тяжесть заболевания не позволили ему своевременно обратиться в суд с апелляционной жалобой.
Первая инстанция решила: раз он смог лично забрать копию решения суда, то и для подачи жалобы мог бы отлучиться из больницы. Апелляционный суд поддержал этот вывод.
ВС РФ такая мотивировка показалась недостаточной. Гражданин объективно не мог подать апелляционную жалобу вовремя. Срок восстановили.
Документ: Определение ВС РФ от 18.12.2018 N 67-КГ18-22
 

 
25.01.2019
Минфин уточнил, как применять условия допуска иностранных товаров в госзакупках
Ведомство напомнило основные моменты, которые нужно учитывать при проведении госзакупок с соблюдением Приказа N 126н:
- условия допуска применимы ко всем конкурсам, аукционам, запросам котировок и запросам предложений, в том числе к электронным процедурам;
- для декларирования страны происхождения товара достаточно указать в заявке наименование страны происхождения;
- условия допуска не применяются к товарам, в отношении которых установлен запрет на допуск;
- нельзя закупать одним лотом товары, включенные и не включенные в приложение к Приказу N 126н.
Отметим, что в подтверждение последнего вывода уже сложилась практика контрольных органов. Например, Дагестанское УФАС признало заказчика нарушившим ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, однако предписание не выдало. Аналогично поступило Челябинское УФАС.
Документы: Письмо Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281 (https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=126519&page_id=2104&popup=Y&area_id=4)
Как применять национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ
 
24.01.2019
Разночтения в документах об опыте допустимы, если госконтракт исполнен без нареканий
Заказчик провел аукцион с НМЦК более 10 млн. руб. на выполнение работ по строительству. Участники должны были подтвердить наличие опыта в строительстве копиями аналогичных контрактов, актов выполненных работ и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капстроительства.
В заявке победителя аукциона цена одного из контрактов отличалась от цены, указанной в акте. Другой участник пожаловался в УФАС, посчитав, что победителя не должны были допускать к участию в закупке. Жалобу признали обоснованной и заставили заказчика провести закупку заново.
Суды отменили решение контрольного органа, поскольку представленные документы подтверждали выполнение работ без претензий по качеству, объему и сроку. Победитель приложил к заявке письмо, в котором объяснил разницу между ценами, указанными в контракте и акте.
Судья ВС РФ отказался передавать дело на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 27.12.2018 N 309-КГ18-21585 по делу N А50-46073/2017
 
23.01.2019
Минфин предложил уточнить правила оценки заявок для сложных и дорогостоящих строительных работ
Ведомство предложило внести ряд изменений в Постановление N 1085 для закупок сложных строительных работ с НМЦК более 100 млн руб.
Для оценки заявок можно будет использовать только один нестоимостной критерий - опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и стоимости. Для его расчета обязательно нужно будет устанавливать показатель "стоимость самого крупного исполненного контракта". Его значимость должна будет составлять не менее 50%. При необходимости можно будет предусмотреть и другие показатели: суммарную стоимость и количество исполненных контрактов.
Минфин также предлагает скорректировать соотношение стоимостных и нестоимостных критериев для таких закупок: вместо 80 и 20% соответственно сделать 60 и 40%.
Документы: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=87766)
Публичное обсуждение завершается 1 февраля 2019 года
Какие критерии оценки заявок установлены для участников закупок по Закону N 44-ФЗ, как их выбрать и описать в документации
 
21.01.2019
До конца года не будут проверять непротиворечивость ряда сведений, направленных в реестр контрактов
Правительство отложило начало проверки непротиворечивости информации и документов, которые заказчик направляет для включения в реестр контрактов. До 1 января 2020 года не будут проверять соответствие друг другу и условиям принятого бюджетного обязательства сведений:
- о сроке исполнения контракта;
- о количестве товара, объеме работ и услуг и единицах измерения;
- об исполнении и расторжении контракта.
Документ: Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 N 1755
 
21.01.2019
Минкомсвязь разработала проект типового контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи
Контракты на сотовую связь нужно будет составлять с учетом типовой формы, если заказчику понадобятся услуги, относящиеся к одному или нескольким из перечисленных ниже кодов ОКПД2:
- 61.20.11 - доступ к сети, телефонные соединения, передача СМС и ММС;
- 61.20.12 - ожидание вызова, переадресация, АОН, конференц-связь и т.п.;
- 61.20.30.110 и 61.20.30.120 - передача данных по беспроводным телекоммуникационным сетям.
Размер НМЦК не будет иметь значения.
Документ: Проект приказа Минкомсвязи России об утверждении типового государственного контракта на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи (https://regulation.gov.ru/projects#npa=86731)

18.01.2019
Диапазоны в техзадании: когда нужно указывать, что показатель неизменен
Комиссия отклонила заявку участника закупки, так как по ряду показателей он указал в ней диапазонные значения, не соответствующие документации:
- по показателю "пористость" участник предложил диапазон "от 15 до 18%" вместо "от 14 до 22 процентов";
- по показателю "рабочая температура" - диапазон "от -20 до + 50 °С" вместо "от -30 до + 50 °С".
Контрольный орган и суды признали решение комиссии неправомерным. Заказчик не установил в документации, что рассматриваемые показатели предполагают неизменность при указании в заявке. Показатели товара участника входят в диапазоны, указанные в документации, поэтому заявку нужно было допустить.
Кассационную жалобу отказались передавать для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.
Если требуется товар, который должен работать в определенных условиях, недостаточно привести диапазон значений показателя, например рабочей температуры или давления. Следует также указать, что участник не может предложить товар, характеристики которого лежат в другом диапазоне.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2018 по делу N А11-270/2018
 
18.01.2019
Госконтракт с подрядчиком на УСН - оплату с коэффициентом 0,18 вместо НДС суд признал незаконной
По результатам конкурса был выбран подрядчик по госконтракту. При подготовке документации к аукциону цена рассчитывалась вместе с НДС, но, поскольку подрядчик применял УСН, контракт был заключен без налога. Однако проверяющие обнаружили, что при оплате работ был учтен безымянный коэффициент 0,18. Всю сумму, которая пришлась на этот коэффициент, признали нарушением требований бюджетного законодательства.
Ни заказчик, ни подрядчик не смогли доказать в суде, что указывать в актах выполненных работ коэффициент не запрещено, а оплата с его учетом не повысила цену контракта. Деньги обязали вернуть в бюджет.
Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2018 по делу N А74-15438/2017
 
17.01.2019
Суд отменил решение УФАС: допущенное госзаказчиком нарушение не повлияло на результат закупки
Участник запроса котировок пожаловался на заказчика, посчитав, что описание объекта закупки было необъективным. Контрольный орган дополнительно провел внеплановую проверку.
Выяснилось, что в форме заявки заказчик предусмотрел лишние строки для заполнения: телефон (факс), e-mail, ИНН/КПП участника закупки, наименование страны происхождения товара или наименование производителя товара, количество, цена за единицу. УФАС признал это нарушением, так как Закон N 44-ФЗ предусматривает закрытый перечень сведений, которые должен предоставить участник в котировочной заявке. Требовать иные документы и информацию нельзя.
Однако суды не согласились с контрольным органом. На их позицию повлияла совокупность факторов:
- жалоба участника не касалась формы котировочной заявки;
- ни одну заявку не отклонили за несоответствие форме котировочной заявки;
- указанные в форме заявки сведения не повлияли на результаты закупки.
По мнению судов, цель запрета требовать дополнительную информацию заключается в устранении искусственных барьеров для участия в закупке. В рассматриваемом случае подобных препятствий не возникло, поэтому заказчика нельзя считать нарушившим Закон N 44-ФЗ.
Судья Верховного суда отказался передавать дело на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.
Несмотря на то, что в деле шла речь о "бумажном" запросе котировок, на позицию ВС РФ можно сослаться и в спорах по другим закупкам. Зачастую и контрольные органы, и суды игнорируют тот факт, что несоблюдение закона не привело к нарушению прав участников.
Например, признавали нарушением запрос указать ИНН в котировочной заявке, хотя заказчик не отклонял заявки, не содержащие эту информацию.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2018 по делу N А41-108439/2017


15.01.2019
Практика напоминает: описание объекта госзакупки должно быть понятным
Заказчик включил изображение закупаемого бланка в пункт технического задания, посвященный требованиям к формату. На изображении было указано: "Используемые шрифты: Times New Roman; Arial; Сalibri".
В одной из заявок текст был воспроизведен в полном объеме. Комиссия ее отклонила из-за отсутствия конкретных показателей, поскольку нужно было выбрать только один шрифт.
Участник подал жалобу в управление ФАС. Заказчик попытался ее опровергнуть, сославшись на положения инструкции:
- требования к товару могут быть указаны на его изображении;
- если для требования приведено несколько взаимоисключающих значений, участник должен выбрать одно из них.
Однако контрольный орган принял сторону заявителя.
Полагаем, что заказчику следовало привести требования к шрифтам отдельно. В противном случае невозможно составить заявку корректно, так как требованиям документации не будут соответствовать либо изображение, либо данные о характеристиках товара.
Это не первый случай, когда проверяющие не приняли во внимание положения документации, так как они были недостаточно ясны. Ранее проверяющие отменяли закупку из-за чрезмерно сложного техзадания, наказывали за неисчерпывающий перечень нормативных документов.
Документ: Решение Краснодарского УФАС России от 17.12.2018 по делу N ЭА-2078/2018

11.01.2019
Правительство утвердило порядок регистрации в ЕИС и ведения реестра участников закупок
В ЕИС должны зарегистрироваться новые участники закупок и те, у кого до конца аккредитации на площадке осталось три месяца. Иначе они не смогут подавать заявки. С 1 января 2020 года регистрация в ЕИС станет обязательной для всех.
Правительство определило:
- как и в какие сроки участников закупок зарегистрируют в ЕИС;
- как будут вести единый реестр участников закупок;
- какие документы и информация нужны для включения в реестр.
Чтобы зарегистрироваться в ЕИС, уполномоченное лицо участника:
- проходит регистрацию, идентификацию и аутентификацию в ЕСИА;
- формирует в ЕИС информацию и документы для реестра по перечню (п. п. 5, 6 Правил регистрации).
Для большинства участников основная информация отобразится в ЕИС автоматически. Это произойдет после того, как уполномоченное лицо участника укажет ИНН и код причины постановки на учет в налоговом органе.
Участник считается зарегистрированным в ЕИС на следующий день после выполнения этих действий. Казначейство включит сведения в реестр не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения информации и документов в ЕИС.
Если изменится информация или документы, которые участник вносил в ЕИС самостоятельно, он должен отобразить это в ЕИС.
В постановлении также перечислены случаи исключения из реестра участников закупок.
Документ: Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 N 1752
 
11.01.2019
Могут ужесточить требования к участникам госзакупок на поставку продуктов питания для детей
Роспотребнадзор предложил поправки к Закону N 44-ФЗ. По замыслу ведомства при закупке продуктов питания для детей госзаказчики должны будут требовать, чтобы участники отсутствовали в реестре недобросовестных поставщиков. В реестре не должно быть также учредителей, членов коллегиального исполнительного органа и руководителя участника закупки.
Документ: Проект федерального закона (https://regulation.gov.ru/projects#npa=87337)
Публичное обсуждение завершается 31 января 2019 года 

9 января 2019 года
 
09.01.2019
Президент подписал законы об ответственности за ложную экспертизу в госзакупках
Изменения внесены в УК РФ, КоАП РФ и Закон N 44-ФЗ.
Согласно поправкам к УК РФ за заведомо ложное заключение, которое привело к причинению крупного ущерба (от 2 млн 250 тыс. руб.) грозит штраф до 300 тыс. руб. Наказание будет строже, если по неосторожности преступление повлечет тяжкий вред здоровью или смерть человека. Осужденного также могут лишить права занимать определенные должности и вести конкретные виды деятельности.
Административную ответственность установили в виде штрафа от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для физлиц и от 100 тыс. до 150 тыс. руб. для юрлиц. Экспертов также могут отстранить от закупок на срок от шести месяцев до года.
Поправки к Закону N 44-ФЗ в основном носят технический характер.
Документы: Федеральный закон от 27.12.2018 N 510-ФЗ (вступает в силу 7 января 2019 года)
Федеральный закон от 27.12.2018 N 520-ФЗ (вступает в силу 8 января 2019 года)
Федеральный закон от 27.12.2018 N 512-ФЗ (вступает в силу 7 января 2019 года)
 
09.01.2019
Правительство утвердило изменения в правила нацрежима при закупках одноразовых медизделий из ПВХ
С 1 января 2019 года нужно будет отклонять все заявки с иностранными товарами, если не менее двух участников предложили медизделия из ПВХ по перечню только из стран ЕАЭС. При этом должны одновременно соблюдаться следующие условия:
- в заявках участников указываются разные виды медизделий, которые производят компании, не входящие в одну группу лиц по Закону о защите конкуренции;
- доля стоимости иностранных материалов в медизделиях не превышает допустимую;
- на предлагаемые медизделия есть документ, удостоверяющий соответствие производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017.
Чтобы подтвердить соответствие этим требованиям, участники представляют в составе заявки:
- сертификат о происхождении товаров по форме СТ-1;
- акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой РФ, или его аналог.
Участники таких закупок больше не обязаны числиться в реестре поставщиков медизделий.
Если заявки не отклоняют по этим правилам, применяются условия допуска иностранных товаров.
Если же заказчик отклонял заявки по Постановлению N 102, то при исполнении контракта нельзя менять медизделия:
- на иностранные товары;
- товары с недопустимой долей стоимости иностранных материалов;
- товары другого производителя.
Документы: Постановление Правительства РФ от 19.12.2018 N 1589 (вступает в силу 1 января 2019 года)
Постановление Правительства РФ от 19.12.2018 N 1590 (вступает в силу 1 января 2019 года)
Как применить ограничения при закупке медицинских изделий
Как применить условия допуска иностранных товаров
 
09.01.2019
Уточнен порядок закупок у едпоставщика, проводимых по решению президента и правительства
Опубликованы поправки к Закону N 44-ФЗ, уточняющие содержание актов президента и правительства в отношении закупок по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Эти акты будут включать больше сведений о контрактах с единственным поставщиком:
- предельный срок, на который заключат контракт;
- возможность привлечь субподрядчиков и требование к объему исполнения контракта основным исполнителем по контракту.
Порядок подготовки таких актов и перечень прилагаемых к ним документов определит президент.
Документ: Федеральный закон от 27.12.2018 N 518-ФЗ

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК