Госзакупки: главные новости

02.11.2018

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

Документы, представленные в обзоре, включены в Системы КонсультантПлюс.

Бесплатно заказать подборку этих документов Вы можете 

в региональном информационном центре Консультант Плюс в Екатеринбурге



1 ноября 2018 года
 
01.11.2018
Требование общеизвестных характеристик товара не ограничивает круг участников госзакупок
Участник госзакупки посчитал, что заказчик составил документацию с нарушениями: в заявке нужно указать показатели, значения которых становятся известными при испытании товара. Заказчик с этим не согласился, так как характеристики по спорным позициям размещены на сайтах производителей товара.
Управление ФАС поддержало заказчика, признав: показатели товаров и материалов являются стандартными и общеизвестными. Участник может указать их в заявке, даже не имея в наличии товар. Сыграло роль и то, что заказчик предоставил скриншоты сайтов производителей товара, а вот заявитель обосновать свои претензии не смог.
Документ: Решение Владимирского УФАС России от 21.06.2018 N Г 549-04/2018
 
01.11.2018
Начало проведения большинства закупок в ЕАТ "Березка" перенесли на 1 марта 2019 года
С 1 ноября федеральные органы исполнительной власти и их казенные учреждения должны закупать через ЕАТ только канцелярские товары по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Остальные малые закупки, а также закупки лекарств по решению врачебной комиссии станут обязательными с 1 марта 2019 года.
Дополнили перечень заказчиков, которые не должны проводить закупки через ЕАТ. К ним также отнесли федеральные органы, проводящие закупки для администрации президента и аппарата правительства.
Стало больше случаев, когда ЕАТ не используют. Помимо закупок, сведения о которых составляют гостайну, в список исключений попали закупки:
- услуг, которые оказывают физлица без оформления ИП;
- на территории иностранных государств для нужд заказчиков, осуществляющих деятельность за рубежом.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2018 N 2326-р (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201810300025?index=0&rangeSize=1)
Вступило в силу 27 октября 2018 года


30 октября 2018 года
 
30.10.2018
ЦБ РФ сохранил ключевую ставку на уровне 7,5% годовых
Совет директоров регулятора проголосовал за сохранение текущего уровня ставки.
Изменится ли она в декабре, во многом будет зависеть от геополитической ситуации. Центробанк рассматривает широкий спектр факторов и тенденций в экономике. Если все будет спокойно, то в декабре ставка, скорее всего, останется на прежнем уровне. А вот в пользу ее повышения в 2019 году может сыграть инфляция, вызванная увеличением ставки НДС и ростом цен на бензин.
Документ: Информация Банка России от 26.10.2018


29 октября 2018 года
 
29.10.2018
Федеральные бюджетные и автономные учреждения разместят планы закупок через "Электронный бюджет"
Минфин сообщил: федеральные бюджетные и автономные учреждения будут размещать планы закупок по Закону N 44-ФЗ на 2019 финансовый год и плановый период 2020 - 2021 годов только через систему "Электронный бюджет".
Если вы успели сформировать проект такого плана закупок в личном кабинете ЕИС, его нужно перевести в архив. Затем вы сможете получить план закупок из системы "Электронный бюджет", чтобы разместить его в открытой части ЕИС.
Если вы уже разместили план закупок на 2019 год в открытой части ЕИС через его личный кабинет, необходимо сформировать аналогичный план в системе "Электронный бюджет".
Работать с планом закупок в системе "Электронный бюджет" смогут ее участники, уполномоченные на ведение планов ФХД. Для регистрации новых участников нужно через систему направить заявку по форме, установленной Минфином.
Минфин уточнил, что для планов-графиков порядок размещения останется прежним: через личный кабинет ЕИС.
Документ: Письмо Минфина России от 23.10.2018 N 21-02-04/75903 (https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=124905&page_id=2104&popup=Y&area_id=4)
 
26 октября 2018 года
 
26.10.2018
Для отмены извещения о госзакупке у единственного поставщика обращайтесь в управление ФАС
Госзаказчик разместил извещение о закупке у единственного поставщика, однако позднее потребность в ней отпала. Заказчику пришлось обратиться в управление ФАС, чтобы отменить закупку по результатам внеплановой проверки.
Управление пошло ему навстречу и решило выдать предписание об отмене закупки. Оснований для возбуждения дела об административном правонарушении антимонопольщики не усмотрели.
Отметим, что подобная практика распространена в том числе в тех случаях, когда в извещение о закупке у единственного поставщика нужно внести изменения. Дело в том, что Закон N 44-ФЗ не регулирует порядок отмены таких закупок, а ЕИС технически не позволяет внести изменения в извещение о закупке у ЕП без решения контрольного органа или суда.
Так, заказчику потребовалось скорректировать цену из-за перерасчета. Изменения пришлось вносить через отмену закупки с обращением в контрольный орган. В другой ситуации заказчик был вынужден обратиться в Тамбовский УФАС из-за отсутствия цены в проекте контракта. Обратите внимание, что в последнем случае управление не только отменило закупку, но и передало материалы для возбуждения дела об административном правонарушении.
Документы: Решение Владимирского УФАС России от 12.10.2018 N 43/2018
Как внести изменения в закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
 
25 октября 2018 года
 
25.10.2018
Казначейство определило самые распространенные ошибки при госзакупках за первое полугодие 2018 года
Казначейство выпустило обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за первое полугодие 2018 года. В их числе и нарушения при госзакупках. Перечислим основные ошибки заказчиков.
Нарушения на этапе планирования:
- некорректно заполнили форму плана-графика (в том числе в части единиц измерения, наименования и описания объекта закупки);
- не представили или неверно оформили обоснование закупки в плане закупок или плане-графике;
- не обосновали годовой объем закупок до 100 тыс. руб.;
- не обосновали НМЦК или рассчитали цену с ошибками. Среди нарушений отметим расчет НМЦК исходя из цены неисполненных контрактов и предложений, которые нельзя считать публичной офертой (эта ошибка встречалась и в 2017 году);
- рассчитали НМЦК для закупки лекарств с нарушением или без учета специального порядка.
Нарушения на этапе исполнения контракта во многом остались прежними:
- не потребовали неустойку или занизили ее размер;
- не провели экспертизу результатов исполнения контракта;
- приняли работы, выполненные с нарушением условий контракта;
- не разместили отчет об исполнении контракта или заполнили его с ошибками (не приложили экспертное заключение или указали недостоверную информацию об этапе исполнения контракта, не отчитались о ненадлежащем исполнении или об изменении контракта).
Документ: Письмо Казначейства России от 08.10.2018 N 07-04-05/21-21405


23 октября 2018 года
 
23.10.2018
Участникам госзакупок для СМП стоит однозначно декларировать принадлежность к таким субъектам
Участник указал в заявке, что он соответствует условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Комиссия отклонила заявку, так как из декларации не понятно, малым или средним предпринимателем является участник.
Хабаровское УФАС поддержало решение комиссии. Закон N 44-ФЗ требует декларацию именно о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, а из заявки участника нельзя сделать однозначный вывод.
Отметим, что в практике встречается и иная точка зрения. Так, Девятый ААС решил: сомневаясь, к субъектам малого или среднего предпринимательства относится участник, комиссия могла проверить его соответствие требованиям к СМП, но не стала этого делать. Отклонение участника признали неправомерным.
Тем не менее рекомендуем однозначно указывать в заявке на свою принадлежность к СМП, чтобы избежать спорных ситуаций.
Документы: Решение Хабаровского УФАС России от 27.08.2018 по делу N 7-1/500
Как СМП или СОНКО принять участие в закупке по Закону N 44-ФЗ
 
22 октября 2018 года
 
22.10.2018
Предлагают ужесточить ответственность за нарушения при заключении контрактов по гособоронзаказу
В Госдуму внесены поправки к КоАП РФ, предусматривающие повышение ответственности за нарушения при размещении гособоронзаказа.
Штрафы будут такими:
- 100 тыс. руб. для должностного лица - за заключение контракта с единственным поставщиком в случаях, когда нужно проводить конкурс или аукцион. Сейчас за подобное нарушение штрафуют на 50 тыс. руб. независимо от сферы закупки;
- 50 тыс. руб. для должностного лица и 500 тыс. руб. для юрлица - за незаконное изменение условий контракта. В настоящее время за незаконное изменение любого контракта грозят штрафы 20 тыс. и 200 тыс. руб. соответственно.
Документ: Проект Федерального закона N 567405-7 (http://sozd.duma.gov.ru/bill/567405-7)
Внесен в Госдуму 17.10.2018


17 октября 2018 года
 
17.10.2018
Стало больше банков, которые могут выдавать гарантии для госзакупок
Минфин регулярно обновляет перечень банков, которые с 1 июня вправе выдавать гарантии для обеспечения заявки или исполнения контракта. В актуальном списке уже 196 организаций.
Документ: Перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/#)
Уточненные данные Банка России на 10.10.2018
 
17.10.2018
Госзаказчику пришлось вернуть неустойку, хотя поставщик спорил о ее размере
Поставщик исполнил контракт в 2016 году в полном объеме, но с нарушением срока. Некоторое время стороны в переписке спорили о сумме неустойки и праве заказчика удержать ее. В результате заказчик рассчитал ее в одностороннем порядке и произвел оплату по контракту за вычетом неустойки. Поставщик просил списать ее, поскольку она не превышала 5% цены контракта, но заказчик отказался.
Суд вернул деньги поставщику. По правилам, действовавшим в год исполнения контракта, заказчик обязан был списать неустойку. Спор о ее размере этому не препятствовал.
ВС РФ в аналогичных делах также занимает сторону поставщиков, отмечая: правило о подтверждении задолженности нельзя рассматривать как запрет на списание неустойки.
Документ: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.10.2018 по делу N А41-5246/2018
 
16 октября 2018 года
 
16.10.2018
Утверждена типовая форма госконтракта на строительство и реконструкцию объекта капстроительства
Минстрой утвердил типовой контракт, который нужно будет применять при закупках работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства, включая пусконаладочные и иные работы, неразрывно связанные с объектом строительства, а также поставку материалов и оборудования. Применять его нужно будет не ранее 1 июля 2019 года. Точная дата станет известна, когда документ разместят в ЕИС.
Типовой контракт придется использовать, если предметом закупки будут работы, относящиеся к кодам ОКПД2:
- 41.2;
- 42;
- 43;
- 71.12.20.110.
Заказчик сможет сам определить условия контракта, если захочет закупить работы по строительству или реконструкции:
- объектов капстроительства, расположенных за пределами РФ, а также на территории посольств и консульств;
- объектов капстроительства, в отношении которых проводятся работы по сохранению объекта культурного наследия.
Размер НМЦК, при котором надо использовать типовой контракт, не ограничен.
Документы: Приказ Минстроя России от 05.07.2018 N 398/пр (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201810110034?index=0&rangeSize=1)
Вступает в силу 1 июля 2019 года
Когда применять типовые контракты? (Путеводитель по договорной работе)


12 октября 2018 года
 
12.10.2018
Видимость изменений: в первом чтении принят законопроект об ответственности экспертов в госзакупках
Поправки к Закону N 44-ФЗ в основном носят технический характер: актуальная редакция закона содержит аналогичные положения об ответственности экспертов и оформлении заключения по результатам экспертизы. Различие лишь в том, что требования к оформлению заключения предлагают распространить на проведение экспертизы не только при приемке исполнения контракта, но и при проведении конкурсов.
Ключевые изменения содержатся в законопроектах о поправках к КоАП РФ и УК РФ, внесенных в Госдуму одновременно с изменениями в Закон N 44-ФЗ. Однако эти законопроекты пока остаются без рассмотрения.
Напомним основные предложения.
Согласно поправкам к УК РФ за заведомо ложное заключение, которое повлекло причинение крупного ущерба (2 млн 250 тыс. руб.) может грозить штраф до 300 тыс. руб. Наказание будет строже, если по неосторожности преступление повлечет тяжкий вред здоровью или смерть человека. Осужденного также могут лишить права занимать определенные должности и вести конкретные виды деятельности.
Административную ответственность предлагают установить в виде штрафа от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для физлиц и от 100 тыс. до 150 тыс. руб. для юрлиц. Экспертов также могут отстранить от закупок на срок от шести месяцев до года.
Проект изменений в Закон N 44-ФЗ доработают до 7 ноября и внесут на рассмотрение во втором чтении. Возможно, до этой даты примут решение и по изменениям в КоАП РФ и УК РФ.
Документ: Законопроект N 495972-7 (принят в 1 чтении 09.10.2018)
 
12.10.2018
Суд взыскал с госзаказчика стоимость товаров, принятых после расторжения контракта
Госзаказчик расторгнул контракт из-за просрочки поставки товаров. Несмотря на это, он направил контрагенту письмо с требованием исполнить обязательства. Поставки были продолжены не только в том же году, но и в следующем, но заказчик отказался их оплачивать.
АС Восточно-Сибирского округа решил, что заказчик своими действиями подтвердил продолжение договорных отношений. Следовательно, все полученные товары должны быть оплачены.
Интересно, что суд первой и апелляционной инстанций обратили внимание на социальную значимость контракта. Однако в постановлении кассации это не отмечено. Полагаем, что суды могут применить такой подход независимо от предмета контракта.
Несмотря на победу поставщика в данном споре, в аналогичных ситуациях не следует продолжать исполнение обязательств по госконтракту. Рассчитывать на своевременную оплату уж точно не стоит, ведь добиваться ее придется через суд.
Документы: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.09.2018 по делу N А19-11467/2017
В каких случаях исполнитель может рассчитывать на оплату без госконтракта


11 октября 2018 года
 
11.10.2018
Большинство площадок установили плату за участие в электронных закупках
Сбербанк-АСТ, Национальная электронная площадка, ТЭК-Торг, Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, ЭТП ГПБ будут брать плату за участие в госзакупке, если извещение размещено начиная с 1 октября, РТС-тендер - со 2 октября, АСТ ГОЗ - с 4 октября, ЕЭТП - с 5 октября.
Все площадки установили плату в максимальном размере:
- 1% от НМЦК, но не более 2 тыс. руб. - для закупок, участниками которых являются только СМП и СОНКО. Нужно отметить, что плата, установленная Сбербанк-АСТ и ТЭК-Торг, не включает НДС;
- 1% от НМЦК, но не более 5 тыс. руб. - для остальных закупок.
ЭТП ГПБ не будет брать плату при закупках до 100 тыс. руб. с НДС. При этом остается не ясным, идет ли речь об НМЦК или о цене контракта, и действует ли правило при сумме закупки 100 тыс. руб. ровно. Национальная электронная площадка не будет брать плату, если она составит меньше 100 руб. без НДС.
Часть площадок также определили, сколько заплатит победитель за участие в закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ. Например, Сберанк-АСТ будет взимать 1% от начальной цены договора, но не более 2 тыс. руб. (без НДС). Участие будет бесплатным, если НМЦД меньше 100 тыс. руб.
 
10 октября 2018 года
 
10.10.2018
Растет каталог товаров, работ и услуг для госзакупок
Все больше позиций из КТРУ становятся обязательными для использования. Обратите внимание, что с 22 октября в их число войдет несколько категорий продуктов питания. Например:
- соль пищевая йодированная;
- яйца куриные в скорлупе свежие;
- джем;
- желе;
- масло подсолнечное рафинированное;
- какао-порошок;
- чай черный (ферментированный);
- ваниль обработанная;
- горох, консервированный без уксуса или уксусной кислоты (кроме готовых блюд из овощей).
Напомним: заказчик должен использовать характеристики из КТРУ при составлении планов закупок, планов-графиков, документации, контрактов и других документов. Можно указать и дополнительную информацию по Закону N 44-ФЗ, однако это нужно обосновать в описании объекта закупки.


8 октября 2018 года
 
08.10.2018
Минфин разъяснил, когда госзаказчик вправе установить обеспечение заявок
Закон N 44-ФЗ предусмотрел случаи, когда госзаказчик обязан установить обеспечение заявок. Минфин же назвал ситуации, когда у заказчика есть такое право:
- НМЦК аукциона или конкурса не превышает 1 млн руб. Закон N 44-ФЗ не запрещает устанавливать обеспечение заявки для таких закупок - значит, это право заказчика. Некоторые управления ФАС считали иначе. Надеемся, что разъяснения Минфина приведут практику контрольных органов к единообразию;
- электронный запрос предложений после несостоявшегося конкурса или аукциона или бумажный запрос предложений после несостоявшегося повторного конкурса. Ведомство считает, что требовать обеспечение можно, поскольку и в первом случае, и во втором в составе извещении предусмотрена информация об обеспечении заявок.
Документ: Письмо Минфина от 02.10.2018 N 24-06-08/70718 (http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=25377)


5 октября 2018 года
 
05.10.2018
Минфин рассказал, как проводить электронные закупки с 1 октября
Ведомство подтвердило начало работы "новых" электронных площадок и разъяснило важные моменты проведения закупок в переходный период.
Если извещение было опубликовано до 1 октября, проводите закупку по старым правилам функционирования площадок. Если 1 октября или позже - по новым правилам с использованием спецсчетов для обеспечения заявок.
Минфин сообщил, что большинство банков наладили работу с операторами электронных площадок. Однако с некоторыми банками могут возникнуть сложности. Если они не исправят ситуацию до 1 ноября, их могут лишить права открывать спецсчета.
Узнать, подходит ли ваш банк для работы на конкретной площадке, можно на ее сайте - со 2 октября операторы обязаны размещать список банков, с которыми уже налажено взаимодействие.
Документ: Письмо Минфина от 02.10.2018 N 24-06-08/70718 (http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=25377)
 
05.10.2018
Электронные закупки у СМСП обязательны для тех, кто обновил положение о закупке по Закону N 223-ФЗ
С 1 октября заработали "новые" электронные площадки и правила о проведении закупок у СМСП в электронном виде стали обязательными. Минфин уточнил: это требование распространяется на тех, кто обновил положение о закупке с учетом поправок к Закону N 223-ФЗ, вступивших в силу 1 июля 2018 года.
Заказчики, которые не изменили положение, могут продолжить работу по старым правилам до конца года. Отметим, если пропустить и этот срок, придется перейти на закупки по Закону N 44-ФЗ.
Участникам закупок на "новых" площадках понадобятся спецсчета для обеспечения заявок. Большинство банков уже работают с операторами электронных площадок, однако с некоторыми банками могут возникнуть сложности. Узнать, не возникнут ли проблемы со спецсчетом, можно на сайте площадки - со 2 октября операторы должны размещать актуальный список банков, с которыми уже налажено взаимодействие.
Документ: Письмо Минфина от 02.10.2018 N 24-06-08/70718 (http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=25377)
 
05.10.2018
Где открыть спецсчет участнику закупок: площадки сообщили, с какими банками не будет проблем
Минфин предупредил, что не все банки, уполномоченные открывать спецсчета, наладили взаимодействие с операторами "новых" электронных площадок.
Участнику необходимо убедиться, что при обмене информацией между его банком и площадкой, на которой проходит закупка, не произойдет сбоев. Для этого нужно найти список "беспроблемных" банков на сайте оператора.
Конкретные списки представили:
- ЭТП Российского аукционного дома https://gz.lot-online.ru/content/news/view/54/;
- АО "ЭТС" https://www.etp-ets.ru/content/news/view/421/;
- Сбербанк-АСТ http://www.sberbank-ast.ru/Content.aspx?cid=10311;
- Агентство по государственному заказу Республики Татарстан http://etp.zakazrf.ru/Html/id/230;
- Единая электронная торговая площадка.
"РТС-тендер" сообщила об интеграции со всеми уполномоченными банками.
Документ: Письмо Минфина от 02.10.2018 N 24-06-08/70718 (http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=25377)

3 октября 2018 года
 
03.10.2018
В ЕИС появилось подтверждение: "новые" электронные площадки заработали
До 1 октября Минфин и ФАС должны были заключить соглашения о функционировании со всеми площадками из утвержденного перечня.
Сообщение в ЕИС подтвердило - соглашения заключены. Это значит, что теперь электронные процедуры по Закону N 44-ФЗ и закупки с участием СМСП по Закону N 223-ФЗ будут проводить только на этих площадках.
Напомним: чтобы участвовать в таких закупках, нужно не только зарегистрироваться на площадках, но и открыть в одном из определенных правительством банков спецсчет для обеспечения заявок. Спецсчет нужен для закупок, извещения о которых опубликованы с 1 октября 2018 года, поэтому еще можно успеть оформить его и подать заявку.
Документ: Объявление в ЕИС (http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=25356)
 
03.10.2018
ФАС России рассказала, как оптимизировать региональные закупки
Контрольный орган дал региональным властям несколько рекомендаций о том, как обеспечить прозрачность закупок, равный доступ к ним поставщиков, увеличить долю закупок у СМП и СОНКО.
Ведомство предложило:
- больше закупок проводить централизованно или совместно. Это позволит сократить издержки закупочного процесса и оптимально формировать лоты, чтобы получать более выгодные предложения по цене;
- установить типовые техзадания и контракты для всех заказчиков;
- разработать единые региональные стандарты для закупок по Закону N 223-ФЗ, в том числе унифицировать способы закупок, установить требования к участникам, порядок обоснования НМЦК и перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком;
- ввести специальный режим закупок у СМП, в частности предусмотреть единый ограниченный набор требований к участнику и к составу заявки.
Полагаем, что многие предложения будут реализованы, поскольку они разработаны по поручению президента.
Документ: Предложения по оптимизации закупочной деятельности в субъектах РФ (https://fas.gov.ru/documents/658318)
 

Форма заказа

Официальный сайт Консультант Плюс

 

X
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК